Бывают фильмы, которые изначально получают признание критиков и зрителей и обретают статус классики; бывают финансово успешные картины, которые не считаются значимыми, но в свое время принесли создателям солидную прибыль; и бывают фильмы, изначально не вызвавшие энтузиазма у критиков и не собравшие кассу, но со временем обретавшие культовый статус. «Донни Дарко» относится к третьей категории. На фестивале независимого кино «Санденс» фильм не получил никаких призов, да и шума не снискал (победивший тогда фильм «Фанатик» при этом, наверное, сейчас в основном вспоминают любители Гослинга и зрители ММКФ). В успешный прокат картины также никто не верил, и первоначально ее хотели выпустить сразу на видео. Потом все же компания Дрю Бэрримор, которая исполнила в фильме второстепенную, но очень яркую роль, отважилась выпустить его в ограниченный прокат, но рекламную кампанию решили не проводить, поскольку за месяц до выпуска случилось 11 сентября (в фильме, напомню, авиакатастрофа - один из центральных сюжетных эпизодов). В итоге картина собрала в Америке чуть больше полумиллиона долларов, т.е. чуть больше 1/9 доли от всего бюджета. Казалось бы, после такого провала место «Донни Дарко» было на полке давно забытых вещей, но его, к счастью, как и заглавного героя, ждала совсем другая судьба.
Внезапно «Донни Дарко» обрёл довольно мощную и преданную фан-базу. Фильм стал таким хитом на DVD, что нью-йоркский кинотеатр «Пионер» в срочном порядке организовал специальные полуночные сеансы (время также играет ключевую роль в сюжете), которые непрерывно шли 28 месяцев. Сарафанное радио позволило продать более 300 тысяч билетов в Великобритании, а журнал «Эмпайр» в 2012 году включил фильм в списки 50 лучших независимых фильмов (поместив сразу на 2 позицию) и 500 лучших фильмов всех времён (63 позиция). Каким же образом независимая картина без большого бюджета и с очень запутанным сюжетом, пусть и с парой (на тот момент) известных актеров на вторых ролях, смогла завоевать свой культовый статус?
Дело в том, что 26-летний Ричард Келли нашёл ключик к сердцам своих ровесников и в принципе всех, кто ностальгирует по американским глубинкам 80-х. Режиссёр и сценарист одним из первых (задолго до создателей «Stranger Things», «Оно» и «Супер 8») вспомнил про необыкновенную кинематографичность США той эпохи, скрупулёзно воссоздавая на экране атмосферу этого времени. Камера в одной из первых сцен долго гуляет по школе под синтезаторные проигрыши «Tear for Fears», в том как герои фильма смотрят в кино «Зловещих мертвецов» и по телевизору VHS с нелепыми кадрами героя Патрика Суэйзи (одна из последних его ярких работ), обсуждают «Женатых с детьми» и сыплют цитатами из «Назад в будущее». Учитывая, что для постперестроечной России все вышеперечисленное тоже далеко не пустые звуки, «Донни Дарко» оказался близок и нашей аудитории. Кроме того, фильм сочетает в себе множество жанров (от подростковой мелодрамы до хоррора, недаром же костюм жуткого кролика из видений Донни разошёлся в массовом культуре на визуальные цитаты), а количеству загадок и отсылок ко всему, что можно только придумать (Библия, литература, лингвистика, Стивен Хокинг), могут и сами «Lost» с «Твин Пиксом» позавидовать.
«Донни Дарко» сложно понять рассудком, но легко принять сердцем, потому что так или иначе многие проблемы заглавного героя нам знакомы и близки. Для Джейка Джилленхола эта роль стал лишь промежуточным этапом и так очень успешной карьеры, а вот для его сестры Мэгги и в особенности для 16-летней Джени Мэлоун фильм стал мощным трамплином в большое кино. К сожалению, сам же Ричард Келли успех так закрепить и не смог. После двух провальных фильмов, последовавших за «Донни Дарко», он ушёл с горизонтов и пока не объявлял о своих дальнейших планах. Ходят слухи, что он корпит над продолжением своего дебюта и не признает официальный сиквел, вышедший сразу на видео в 2009 году (более того, он его даже не смотрел). Что ж, посмотрим, может у него и получиться войти в одну реку дважды. В конце концов, как говорил сам Дарко в фильме, «разрушение - есть форма творения», и череда провалов режиссера необходима для создания чего-то великого и достойного его имени культа.
5
,8
2001, США, Фантастика
124 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Бывают фильмы, которые изначально получают признание критиков и зрителей и обретают статус классики; бывают финансово успешные картины, которые не считаются значимыми, но в свое время принесли создателям солидную прибыль; и бывают фильмы, изначально не вызвавшие энтузиазма у критиков и не собравшие кассу, но со временем обретавшие культовый статус. «Донни Дарко» относится к третьей категории. На фестивале независимого кино «Санденс» фильм не получил никаких призов, да и шума не снискал (победивший тогда фильм «Фанатик» при этом, наверное, сейчас в основном вспоминают любители Гослинга и зрители ММКФ). В успешный прокат картины также никто не верил, и первоначально ее хотели выпустить сразу на видео. Потом все же компания Дрю Бэрримор, которая исполнила в фильме второстепенную, но очень яркую роль, отважилась выпустить его в ограниченный прокат, но рекламную кампанию решили не проводить, поскольку за месяц до выпуска случилось 11 сентября (в фильме, напомню, авиакатастрофа - один из центральных сюжетных эпизодов). В итоге картина собрала в Америке чуть больше полумиллиона долларов, т.е. чуть больше 1/9 доли от всего бюджета. Казалось бы, после такого провала место «Донни Дарко» было на полке давно забытых вещей, но его, к счастью, как и заглавного героя, ждала совсем другая судьба. Внезапно «Донни Дарко» обрёл довольно мощную и преданную фан-базу. Фильм стал таким хитом на DVD, что нью-йоркский кинотеатр «Пионер» в срочном порядке организовал специальные полуночные сеансы (время также играет ключевую роль в сюжете), которые непрерывно шли 28 месяцев. Сарафанное радио позволило продать более 300 тысяч билетов в Великобритании, а журнал «Эмпайр» в 2012 году включил фильм в списки 50 лучших независимых фильмов (поместив сразу на 2 позицию) и 500 лучших фильмов всех времён (63 позиция). Каким же образом независимая картина без большого бюджета и с очень запутанным сюжетом, пусть и с парой (на тот момент) известных актеров на вторых ролях, смогла завоевать свой культовый статус? Дело в том, что 26-летний Ричард Келли нашёл ключик к сердцам своих ровесников и в принципе всех, кто ностальгирует по американским глубинкам 80-х. Режиссёр и сценарист одним из первых (задолго до создателей «Stranger Things», «Оно» и «Супер 8») вспомнил про необыкновенную кинематографичность США той эпохи, скрупулёзно воссоздавая на экране атмосферу этого времени. Камера в одной из первых сцен долго гуляет по школе под синтезаторные проигрыши «Tear for Fears», в том как герои фильма смотрят в кино «Зловещих мертвецов» и по телевизору VHS с нелепыми кадрами героя Патрика Суэйзи (одна из последних его ярких работ), обсуждают «Женатых с детьми» и сыплют цитатами из «Назад в будущее». Учитывая, что для постперестроечной России все вышеперечисленное тоже далеко не пустые звуки, «Донни Дарко» оказался близок и нашей аудитории. Кроме того, фильм сочетает в себе множество жанров (от подростковой мелодрамы до хоррора, недаром же костюм жуткого кролика из видений Донни разошёлся в массовом культуре на визуальные цитаты), а количеству загадок и отсылок ко всему, что можно только придумать (Библия, литература, лингвистика, Стивен Хокинг), могут и сами «Lost» с «Твин Пиксом» позавидовать. «Донни Дарко» сложно понять рассудком, но легко принять сердцем, потому что так или иначе многие проблемы заглавного героя нам знакомы и близки. Для Джейка Джилленхола эта роль стал лишь промежуточным этапом и так очень успешной карьеры, а вот для его сестры Мэгги и в особенности для 16-летней Джени Мэлоун фильм стал мощным трамплином в большое кино. К сожалению, сам же Ричард Келли успех так закрепить и не смог. После двух провальных фильмов, последовавших за «Донни Дарко», он ушёл с горизонтов и пока не объявлял о своих дальнейших планах. Ходят слухи, что он корпит над продолжением своего дебюта и не признает официальный сиквел, вышедший сразу на видео в 2009 году (более того, он его даже не смотрел). Что ж, посмотрим, может у него и получиться войти в одну реку дважды. В конце концов, как говорил сам Дарко в фильме, «разрушение - есть форма творения», и череда провалов режиссера необходима для создания чего-то великого и достойного его имени культа.