Во время открывающих титров нам показывают сверху мотоцикл Лоуренса. Если присмотреться к этому и последующей сцене, можно понять, что в этих сценах показаны разные места. Во-первых, мотоцикл на виде сверху стоит на бетоне, а когда меняется угол камеры, то мотоцикл стоит уже на другой поверхности. Во-вторых, размеры этой площадки тоже не совпадают друг с другом. Видно, что на близком плане мотоцикл стоит примерно в метре от травы, и в паре метров от выезда со двора. Но на виде сверху ничего подобного рядом нет - там просто бетонная площадка. Ну и, наконец, на виде сверху можно заметить, что тени падают справа от всех объектов в кадре. Но при смене плана, тень от мотоцикла перемещается прямо под него, как если бы съемки проходили в полдень. [00:05:12]Все открывающие сцены происходят в год смерти Лоуренса - в 1935 году. Однако, во время его поездки на мотоцикле, на столбах вдоль дороги и между домами можно заметить трехфазовые электрические кабели. Подобная система передачи электричества появилась гораздо позже. А в одной из сцен, на заднем плане, можно увидеть даже телевизионную вышку, за правым плечом Лоуренса. Тоже довольно рано для подобных строений. [00:06:20] [00:07:29]Когда Лоуренс разгоняет свой мотоцикл, нам дают понять, что все это происходит на достаточно высокой скорости. Это если судить по мелькающим пейзажам на обочине. Но вот волосы на голове героя, почему-то остаются в одном и том же положении, практически не шевелясь. А ведь это должно происходить во время такой бешенной поездки. [00:06:29]После того, как нам показали мемориальную службу в честь Лоуренса и его бюст, нам показывают место, где происходила эта служба, и где был погребен реальный Томас Эдвард Лоуренс. Это Собор Святого Павла в Лондоне. На одной из башен (та, которая справа) - есть часы, а вот на соседней (левой) - часов нет. Часы северной башни на самом деле были уничтожены во время бомбежек Лондона во время Второй Мировой Войны. Которая началась только через четыре года, после смерти героя. [00:08:16]Хотя по отзывам многих знающих реального Лоуренса, актер Питер О’Тул действительно очень сильно напоминал этого человека своим типажом, небольшая проблема была с ростом героя. Когда-то Томас Лоуренс хотел вступить в армию и отправиться на фронт, но его туда не взяли, потому, что его рост был недостаточен - всего 166 сантиметров. Рост Питера О’Тула - 188 сантиметров. Но создатели фильма решили, что харизма актера гораздо важнее, чем историческая достоверность. [00:09:41]Сцена, в которой один из капралов, обжигается спичкой, стараясь повторить трюк Томаса. После этого события Лоуренс отправляется на встречу с генералом, поднимаясь по лестнице. В этот момент можно обратить внимание на тень Лоуренса. По ней видно, как Томас поднимается по ступенькам, но внезапно останавливается на самом верху лестнице. Видимо, он остановился, зная, что на этом этапе съемка сцены заканчивается и ждал, когда режиссер скажет «Снято!». [00:11:38]Лоуренс и его проводник Тафас ночью отдыхают после долгого перехода. Но если обратить внимание на луну, то становится понятно, что эту сцену на самом деле снимали днем, с помощью специальных затемняющих фильтров, установленных на камере. Дело в том, что верхняя половина луны может быть освещена таким образом только в том случае, если солнце находится высоко в небе. [00:22:14]В течение всего фильма нам показывают, что главный герой вооружен револьвером «Webley Mk. VI». Да, это действительно является стандартным вооружением офицеров британской армии той эпохи. Однако, из-за дефицита подобного вооружения, настоящий Томаса Лоуренс всегда носил два пистолета «Кольт M1911» которые он специально заказал у друга во время поездки того в США. И именно с этими пистолетами Томас прошел всю кампанию в Аравии. В своих письмах брату он даже неоднократно упоминал, в каком восторге от этих пистолетов, которые все больше и больше его радуют. По его мнению, они были гораздо совершеннее, чем стандартные револьверы британской армии. [00:22:18]На ночевке в пустыне проводник предлагает свое еду Лоуренсу. Тот, желая подчеркнуть, что он не обычный высокомерный британец, а, человек, близкий по духу жителям пустыни соглашается. Он тянется к пище и берет из банки кусочек еды. Правда делает он это левой рукой. В арабской культуре, а тем более среди бедуинов, которые едят руками, подобное поведение недопустимо. Пищу можно брать только правой рукой. Левую руку нужно держать от еды подальше - она считается нечистой, ведь по заветам, именно ее бедуины используют после посещения туалета. Да, можно все это списать на гостеприимство проводника, который привык к странному поведению чужестранцев, но подобные ошибки происходят в течение всего фильма. Просто Питер О’Тул в реальной жизни - левша, и поэтому, хотя он и старался во время фильма действовать правой рукой, но часть действий по привычке совершал привычной ему левой рукой. [00:23:05]Проводника Лоуренса Тафаса, подстреливают возле чужого колодца. Он падает замертво и из раны на голове течет кровь. Его убийца, приблизившись и проверив тело, подтверждает, что Тафас - мертв. Но в течение всей сцены общения Лоуренса и Али, можно заметить, что актер продолжает дышать, даже не особо скрываясь - его спина продолжает двигаться в такт дыханию. [00:30:38]После того, как Али наливает воду из бурдюка в стакан, он бросает полупустой бурдюк обратно в колодец. Во-первых, можно заметить, что на самом деле этот бурдюк падает не в колодец, а рядом с ним. Во-вторых, можно четко услышать, что при падении он издает двойной всплеск. Один более тихий, когда бурдюк падают на землю, а второй - громкий, специально наложенный после съемок, чтобы показать, что он падает в глубокий колодец. [00:32:10]Лагерь бедуинов подвергается налету турецких аэропланов. В роли этих самолетов «снялись» аэропланы марки «DH Tiger Moths». Правда эти самолеты не производились до тридцатых годов, и, таким образом, во время событий фильма (1917 год) они точно летать не могли. [00:38:26] [00:39:05]Во время общения полковника Брайтона и принца Фейсала, можно понять, что город Янбу, куда предлагают отступить арабам, расположен примерно в сотне километрах к югу от долины, где сейчас стоят лагерем арабы. На самом же деле, этот город расположен в десяти километрах к востоку от этой долины. [00:45:30]Фейсал соглашается выделить Лоуренсу пятьдесят своих людей, чтобы они вместе с ним пересекли пустыню и захватили город Акабу. Число этих людей специально подчеркивается в разных разговорах. Нам несколько раз в течение всего этого перехода показывают этот отряд с разных позиций, в том числе и на достаточно удаленных планах. И не на одном из них нельзя увидеть больше чем тридцать человек, даже на дальних планах, когда нам показывают весь отряд целиком и пустыню вокруг них. Создателям не хватило денег на массовку или верблюдов? [00:58:40]Во время перехода через пустыню, нам показывают сцену, в которой Лоуренс начинает постепенно терять сознание. Он начинает смотреть на тень своего верблюда. Можно увидеть, что эта тень довольно длинная и расположена справа от самого верблюда. Но когда план меняется и нам показывают весь отряд целиком, становится понятно, что тени от остальных верблюдов расположены совершенно иначе - они находятся точно под верблюдами. Учитывая, что все это происходит в одно и то же время, выглядит это достаточно странно. [01:04:19]Вообще, с тенями в сцене этого перехода все довольно странно. Видимо эти сцены снимались в разное время дня, что сказывается на форме и положении этих теней. Стоит просто посмотреть на то, как меняются тени от верблюдов и всадников, при переключении на различные углы камер.[01:11:38]На своем пути к городу Акабе, Лоуренс и отряд всадников пересекает долину «Наковальня солнца». Чтобы совершить подобное, им нужно было двигаться на север. В течение этого перехода, один из всадников - Гасим, отбивается от отряда. Лоуренс отправляется на его поиски, двигаясь ему навстречу (то есть, обратно на юг). Гасим продолжает движение на север, в надежде догнать караван. В одной из сцен, нам показывают его на фоне восходящего солнца (то, что солнце восходящее понятно из того, что бедуины хотели пересечь этот участок пустыни в ночи). И в этой сцене оно расположено слева от него, и значит, что он идет не на север, а на юг. Что, впрочем, не мешает ему каким-то образом встретиться с Лоуренсом. [01:13:39]Когда отставший Гасим идет пешком по пустыне, он начинает постепенно выкидывать свои вещи, чтобы облегчить путь. Это достаточно длинная сцена, снятая одним планом и если посмотреть на песок, то на нем можно заметить следы от тележки, на которой установлена камера, снимающая эта сцену. Для ориентира - выброшенные Гасимом вещи лежат примерно между этими следами. [01:14:52]Во время прибытия Лоуренса с найденным Гасимом в лагерь, опять начинаются проблемы с тенями. Они здесь двух видов - в одних сценах - длинные. Такие, например, можно увидеть во время съемок толпы выходящей из лагеря навстречу Лоуренсу. В других – тени кроткие, например, когда Дауд и Фараджа встречаются друг с другом. Смена этих двух видов происходит в течение всей сцены несколько раз. [01:19:53]Если судить по фильму, Лоуренса, спавшего человека в пустыне, все его соратники встретили как героя. Этот его поступок стал одной из первых ступенек, к тому, что бедуины начали считать главного героя «своим». Но на самом деле, если судить по книге самого Лоуренса, реальные бедуины сочли подобный поступок исключительно глупым и совершенно бесполезным. По их мнению, не стоило рисковать своей ценной жизнью ради бесполезного человека, который умудрился отбиться от каравана. [01:19:54]Лоуренс вдали от остального отряда начинает красоваться в новой одежде. В течение всей этой сцены можно заметить, что снимали её в разное время. Сделать это можно по теням – они то удлиняются, то наоборот сокращаются. [01:25:06]Ауда во время своей встречи с Али и Лоуренсом стоит возле лошади, на которой он приехал в лагерь. Потом, когда операторский план ненадолго переключается на Али, Ауда внезапно оказывается на коне, и продолжает разговор уже с него. Даже с учетом того, что его на какое-то время выпустили из поля зрения, он продолжал разговор и вряд ли бы успел так быстро залезть в седло. [01:32:54]Битва у Акабы в этом фильме показана не очень достоверно. По фильму толпа бедуинов просто прокатилась сквозь лагерь турков и без каких-то проблем вошла в город. На самом же деле основная битва проходила в шестидесяти километрах от города в турецком укреплении Абу-эль-Лиссаль. Подавив сопротивление арабы вышли к Акабе. Небольшой турецкий гарнизон в городе просто сдался, когда армия бедуинов подошла к нему, не совершив при этом ни единого выстрела. [01:48:18]Во время атаки на этот город, можно заметить, как турецкие солдаты начинают разворачивать свой пулемет в сторону атакующих сил. Но этот пулемет - «Browning M1919». Если обратить внимание на его название, то становится понятно, что этот пулемет был выпущен в 1919 году. Действия фильма происходят за два года до этого события. Поэтому вряд ли турки могли быть вооружены подобным оружием. [01:48:19]В фильме показывают, что в атаке на город Акабу участвовали исключительно сухопутные войска бедуинов. На самом же деле силы турок в этой битве были атакованы с двух сторон. С одной стороны – к городу подошли арабские войска, а с другой - со стороны моря, эту атаку поддерживали корабли Британского флота. Турецкие войска, не смогли выдержать подобный прессинг и сдались без каких-либо попыток к сопротивлению. [01:49:19]После победы, Лоуренс на своем верблюде выезжает на песчаный пляж возле города Акабы. Вполне логично, что он выезжает на берег залива Акабы. Зрителям демонстрируют, как на пляж накатываются огромные волны - если судить по времени дня, это наверняка приливные волны. Но только в настоящем заливе Акаба нет таких крупных волн. Прилив там проходит спокойно, а сама поверхность этого залива обычно спокойная и гладкая. [01:49:23]Ауда Абу Тай в гневе ломает оборудования для связи в турецком штабе. Правда, этого оборудования не могло быть в то время. Перед Аудой стоит вакуумная трубка, которые начнут производиться только в начале сороковых годов двадцатого века. По левую руку от него располагается радиоприемник. Подобные приемники также будут производиться в сороковые годы. Ну а звук морзянки, который можно услышать, когда Ауда начинает крушить оборудование, явно электронного происхождения. Такое звучание в 1917 году было недоступно. [01:51:09]Один из слуг Лоуренса - Дауд, по фильму тонет в зыбучем песке. Но, во-первых, наличие зыбучего песка требует газа, пара или воды. Вряд ли что-то подобное было доступно на склоне, как нам это показывают в фильме. Во-вторых, различные эксперименты показали, что настолько быстро утонуть в подобных песках, как это показывают в фильме - невозможно. Реальный же Дауд (кстати, его настоящее имя - Али) погиб во время охраны удаленного пустынного лагеря. Лоуренс же узнал об этом событии только спустя несколько месяцев, после его смерти. [01:58:08]Когда Лоуренс и его слуга прибывают к Суэцкому канала, нам показывают корабль и можно услышать его гудок. Корабль, который нам показывают - это судно торговой компании «Blue Funnel Line», они действительно курсировали в те времена. Но вот само судно - явно не из этой эпохи, а, скорее из пятидесятых годов двадцатого века. Кроме этого, подавляющее большинство торговых судов того времени все еще работало на пару. И значит, гудок у них тоже должен быть паровой. Но звук гудка, который мы слышим в фильме - явно электрический. Плюс, когда пароход дает гудок, это можно увидеть по струе пара, чего в этой сцене нам не показывают. [02:02:25]Кстати, когда нам показывают этот корабль, он явно идет слева на право. Но когда затем нам демонстрируют канал с вершины дюны, он двигается уже в противоположном направлении. Видимо эту сцену снимали с двух разных берегов Суэцкого канала, а потом просто объединили эти виды [02:02:28] [02:02:49]На своем пути к Каиру, Лоуренс прибывает к Суэцкому каналу, чтобы попасть в Каир. То есть этот канал должен быть расположен между ним и Киром, а значит, Лоуренс должен быть на восточном берегу канала. Но затем, на дальнем плане показывают, что солнечный свет падает справа. Поэтому, похоже, что Лоурен стоит на западном побережье, то есть, каким-то образом уже пересек канал. Ну, или просто, во время съемок на это не обратили внимания. [02:02:53]Когда нас знакомят с генералом Алленби, на его правом рукаве можно заметить нашивку (синие полосы с двумя красным). Это так называемый «Overseas Service Chevrons», который должен был означать, что его носитель прослужил какое-то время за рубежом. Каждая синяя нашивка означала, что её носитель прослужил год за рубежом после введения этого шеврона. Красная же – что год службы был до введения шеврона. Но этот шеврон ввели только в декабре 1917 года, за несколько месяцев после событий этого фильма. Даже если генерал был одним из первых владельцев этой нашивки, у него не могло быть такого большого количества синих нашивок. Их там вообще не должно было быть. [02:08:23]Сама по себе эта встреча несколько странная. Во-первых, генерал Алленби обвиняет Лоуренса в своеволии, потому что ему никто не поручал брать Акабу. Но так, как во время атаки на Акабу участвовал британский флот, вполне логично, что эта атака была согласована с командованием. И генерал должен был знать об этом. Вторая странность - признание Лоуренса в том, что он наслаждался убийством. В своих воспоминаниях и многочисленных письмах Лоуренс с ужасом вспоминал сцены убийств. Каждое совершенное им убийство преследовало его до конца жизни, и он изо всех сил старался забыть об этих событиях. [02:08:37]Во время разговора, генерал берет в руки головной убор Лоуренса, рассматривает его, и отдает обратно. Он лежит у Томаса на руке, и можно заметить, что убор объемный и доходит ему до локтя. Но когда план меняется на крупный, этого убора уже нет, хотя нам и показывают его локоть. После того, как Лоуренс встает, убор опять появляется в его руках. [02:11:45]Лоуренс и Алленби после этого разговора отправляются в бар. Там они продолжают разговор. В это время, сквозь прозрачные двери в правой части экрана можно заметить улицу. После того, как Алленби говорит: «Может быть, отправимся в сад?», на этой улице можно заметить, как мимо проезжает желтый американский автобус шестидесятых годов. [02:14:24]Когда все уходят, оставляя во дворе одного Лоуренса, он обнаруживает, что на него смотрят британские офицеры. Нам крупным планом показывают офицера с трубкой. Рядом с ним стоит офицер с заметными усами, а за ним стоит молодой офицер со светлыми волосами. Некоторое время Лоуренс стоит в растерянности, потом отправляется к дверям. Когда он проходит сквозь них, эти три офицера куда-то исчезают. Хотя он точно шел в их направлении. Вместо них в толпе оказываются совершенно другие люди. [02:17:41]Когда нам показывают броневик, который едет рядом с Джексоном Бентли, можно заметить, что на его пулемете установлена специальная заглушка для стрельбы холостыми. Кстати, пулеметы, подобные установленному на этом броневике, появятся только в 1918 году. Впрочем, многие другие пулеметы, показанные в этом фильме - тоже появятся гораздо позже. [02:23:55]Когда Джексон Бентли протягивает свою визитку слуге принца Фейсала, можно заметить, что его имя написано с ошибкой. На карточке написано «Mr. G.E.Bentley», а должно быть «Mr. J.E.Bentley». [02:24:30]Во время разговора с принцем Фейсалом, Джексон рассказывает о своих причинах писать о Лоуренсе. По его словам, «определенные влиятельные люди» в Америке, считают, что настало время и их стране присоединиться к войне с Германией (разговор идет про Первую мировую). Однако этот разговор происходит через несколько месяцев после падения Акабы, которое произошло в июле 1917 года. Америка же вступила в Первую мировую войну еще в апреле 1917 года. [02:29:35]Во время разговора с принцем, завязка на ремне фотоаппарата у Джексона Бентли меняет свое положение. Она то заметно выпирает, то оказывается спрятанной за воротником репортера. Ну и плюс еще немного передвигается вдоль ремня.[02:29:50]После того, как арабы взрывают рельсы, можно заметить, что поезд переворачивается, но порядок вагонов не нарушается. То есть после крушения никакой из этих вагонов не смещается дальше самого локомотива. Но когда позднее, нам показывают арабов, хозяйничающих на остатках поезда, можно заметить, что часть вагонов лежат уже впереди самого локомотива. Ну и поезд, который грабят арабы явно длиннее, чем тот, который сошел с рельс, после взрыва. По крайней мере, во время хождения Лоуренса по вагонам – их гораздо больше, чем было в сцене с взрывом. [02:30:13] [02:31:56]После того, как Лоуренса ранит в плечо один из турецких солдат, пятно крови на его одежде меняет свои размеры и положение. А во время некоторых сцен, (например, когда он ходит по крышам вагонов) и вообще периодически пропадает. [02:23:51] [02:35:04]Полковник Брайтон и Лоуренс общаются после уничтожения поезда перевозящего лошадей. В этой сцене тень на лице Брайтона изменяется при смене плана. В некоторых - лицо полностью в тени, обычно, когда нам показывают обоих собеседников, а в других, когда нам показывают только полковника, тень появляется только на его шее. [02:43:17]В фильме Фарадж получает сильное ранение от детонатора, который взорвался в его одежде. Чтобы он не попал в руки турков, Лоуренсу приходится самолично его убить. Однако в реальности, если судить по книге Лоуренса, Фарадж был ранен турецкой пулей в одном из рейдов. Хотя и в реальности его пришлось убить, чтобы он не попал в плен. [02:45:21]Последняя часть фильма посвящена теме того, что Лоуренс пробивается на север к Дамаску, а его армия, потихоньку его покидает - они уже награбили достаточно, и не видят смысла продолжать этот поход. Это историческая неточность. На самом деле, ничего подобного не происходило. Если судить по различным источникам, только несколько человек покинули отряд Лоуренса, а никак не целая армия.[02:48:32]Когда Бентли проходит по двору комендатуры возле фонтана, на двух следующих друг за другом операторских планах полностью изменяется освещение. На одном из кадров весь этот двор находится в тени, на другой - наполовину залит ярким солнцем. [03:03:45]Во время встречи генерала и принца, в фильме Лоуренс оказывается ошарашенным существованием соглашением Сайкса-Пико, по которому Аравия оказывается поделенной между Францией и Англией. В реальности же Томас, естественно знал про существование такого договора, так как был офицером разведки. Да, он был против этого соглашения, но сообщить арабам правду о нем просто не мог, так как это было бы предательством по отношению к его родной стране. Поэтому, попытка взятия Дамаска исключительно силами арабов, была для него тем самым небольшим шансом, что Франция и Англия будут считаться с местным населением, и возможно даруют им хотя бы подобие независимости. [03:05:10]В течение всего фильма, генерал Эдмунд Алленби, предстает перед зрителями, как циничный манипулятор, который с недоверием и даже презрением относится к Томасу Лоуренсу и его арабским союзникам. Однако существуют неоспоримые доказательства, что на самом деле, Алленби и Лоуренс наслаждались работой друг с другом и оставались в хороших отношениях даже после окончания войны. Так Алленби всячески поддерживал выход книги «Семь столпов мудрости» за авторством Томаса, а тот в свою очередь отзывался о нем как о прекрасном военачальнике. Кроме этого по свидетельствам из различных источников Алленби с уважением относился к своим арабским союзникам. [03:07:45]По генеральному плану сражения за Дамаск, которое можно было увидеть во время совещания военачальников на доске, можно понять, что Томас Лоуренс и арабская конница располагается на самом правом фланге британской Армии. И правее нет больше никаких войск. Артиллерия же расположена в центре, или слева от отрядов Лоуренса. Но в последующей сцене, где арабы двигаются по направлению к турецким позициям, и начинается обстрел турецких позиций можно увидеть, как Лоуренс смотрит на залпы артиллерии через правое плечо. То есть получается, что в этой сцене артиллерия находится справа от них. [03:15:05] [03:15:22]После взятия Дамаска, нам говорят, что первым в Дамаск вошли арабские войска под руководством Лоуренса. Однако в реальности эти войска вошли только в семь часов утра первого октября 1918 года. А вот отряды Австралийской легкой конницы вошли туда на два часа раньше - в пять утра этого же дня. [03:26:26]Когда генерал Алленби, после взятия Дамаска осматривает комнаты для его штаба, он выходит на балкон и нам показывают город целиком. Если присмотреться, на небе можно заметить конденсационный след от пролетевшего самолета. В последующих сценах этот след постепенно «расползается». Понятно, что во 1918 году подобных следов на небе быть не могло.[03:30:39]После того, как большинство племен покидают совет, Ауда и Али сталкиваются во дворе. После спора, Али уходит в темноту, оставляя Ауду рядом с бассейном. В этом бассейне отражается Луна. Ауда смотрит на это отражение, а затем поднимает глаза в сторону камеры, словно продолжая смотреть на настоящую Луну. Проблема только в том, что Луна, при таком отражении должна была находиться не там, куда смотрит Ауда. Она должна находиться в противоположной стороне - точно над отражением. [03:35:12]Зрителям показывают, как арабские племена, не в силах поддержать цивилизацию в городе, покидают его верхом на верблюдах. Подобный поворот подразумевает, что захватив Дамаск, и немного посидев в нем, вся эта сила уходит из него. На самом же деле большинство арабских племен покинули Дамаск только в 1920 году. Через два года после захвата. [03:36:02]Принц Фейсал достает пачку газет, чтобы продемонстрировать представителям Англии популярность Лоуренса. Он достает одну, откладывает остальные на край стола, а выбранную бросает на стол. Можно заметить, что газета лежит на небольшой кусочке узора. Но потом, план меняется, и она практически целиком лежит на узоре. А стопка оставшихся у принца газет явно тоньше, чем была до этого. [03:41:00] [03:41:33]Лоуренс отправляется на машине домой. Эта машина соответствует эпохе. А вот армейский грузовик с солдатами, который попадается им на встречу - нет. Явно видно, что кабина у этого автомобиля выполнена в стиле 60-тых годов. [03:43:08]
Отзывы