Что делает фильм великим? Иногда залог успеха — это режиссер. Имена Дэвида Линча, Мартина Скорсезе, Милоша Формана, Стивена Спилберга, Стэнли Кубрика и многих других у всех на слуху. Как правило их работа — это знак качества.
Иногда к успеху приводит гениальный сценарий, как у «Касабланки» или «Гражданина Кейна». Очень часто фильм создает актер. А иногда режиссер, продюсер, сценарист уникально совпадают в одном лице, как неистовый Джеймс Кэмерон, который годами выпестовывает своё детище, и делает каждый фильм великим.
Но мне известен только один фильм, в котором волею судьбы совпало на одном высочайшем уровне всё — режиссура, актерская игра, работа композитора и оператора, и великолепный сценарий. Имя этому кинематографическому совершенству «Крестный отец».
Марио Пьюзо написал немало книг, но у некоторых авторов есть та книга, которая для них становится судьбой. Вне всякого сомнения, «Крестный отец» — это судьба Марио. И она стала судьбой многих — Фрэнсиса Форда Копполы, еще молодого Аль Пачино, Марлона Брандо, которому уже не надо было ничего доказывать, однако он доказал, что предела совершенству нет. И поднял актёрскую планку до невозможной высоты. Книга, которая пропитана реальной жизнью в каждой букве — стала жизнью для всех, кто участвовал в создании этого кинематографического продукта. Жизнь персонажей и книги, и фильма прожили впоследствии читатели и зрители — и продолжают проживать по сей день.
В книге всё прекрасно — диалоги, флешбеки, персонажи. Именно потому сценарий столь необычен, уникален и столь затягивает. Он настоящий и честный. В нем говорится о выборе, о чести и уважении, о том, как бандиты живут по кодексу и принципам. Это не делает их героями — но делает людьми. Значительно более живыми и настоящими, чем те, кто не нарушает законов, ни государственных, ни человеческих. У них свой закон — и нельзя не признать, что в некоторых моментах закон этот очень и очень справедлив. Ибо основан на принципах и обычаях.
И потому сценарий столь великолепен, что работали над ним вместе Коппола и Пьюзо. Марио Пьюзо вел своих персонажей за руку по раскадровкам — Коппола сценарно оживлял их в кадре, делал дышащими и кинематографически яркими и объемными. Неудивительно, что сценарий получил Оскара.
Операторская работа граничит с шедевральной. Крупные планы, необычные ракурсы, выхватывание выражения глаз, игра с переходами на общий и средний планы — это высочайшее мастерство. Но самое невероятное — это игра камеры со светом. В Крестном отце со светом вытворяли невероятное, что усиливало драматичность, напряжение, а некоторые кадры сделало шедевром. Кстати, именно Коппола придумал операторский приём, когда половина лица актёра находится в темноте, олицетворяя тем самым двуличие человека. И первый кадр фильма, где крупный план сменяется дальним, а персонаж ищущего справедливости гробовщика выступает из темноты совершенно невероятен, и фильм забирает внимание без остатка с первых секунд. В этой сцене просьба о тёмной справедливости выступает из тьмы — так показал это Коппола и оператор, передаёт всю суть фильма, весь его последующий лейтмотив.
Проникновенная музыка Нино Рота создает сильную атмосферу фильма, доводя её до реалистичной и объемной, которой можно прикоснуться. Нельзя сказать, что именно этот фильм прославил Рота — он к моменту съемки был уже известным композитором в Италии, и неоднократно работал с самим Федерико Феллини. Но я бы сказала, что работа с этим фильмом стала сильнейшим этапом его биографии. С этим музыкальным чудом, которое он сотворил в фильме Копполы, среди кинематографических композиторов мог бы тягаться только Энио Морриконе.
Высоко оценивать можно всех причастных к созданию этого киношедевра: костюмеров, гримеров, постановщиков света, техников. Они отработали сверхпрофессионально. И хотя в фильме есть и ошибки, и небольшие ляпы —они не имеют ровным счетом никакого значения.
А теперь мы переходим к главным, помимо сценария, элементам величия этого фильма: касту и режиссуре.
Режиссер Стэнли Кубрик считал, что у фильма был лучший каст за всю историю кинематографа – и я полностью с ним согласна.
В фильме нет ни одной проходной роли: он стал настолько культовым, что даже актеры-эпизодники стали знаменитыми из-за участия в этом фильме. Их актерскую игру можно рассмотреть под лупой, но заметно, кто ставил им режиссерскую задачу. Ни одной некачественной актерской работы, плохо отработанной реплики или взгляда в «Крестном отце» вы не увидите.
И несмотря на всю мощь ведущего актерского дуэта, роли второго плана были отыграны экстраординарно. Считаю, что фильму очень повезло с Джеймсом Кааном. Никто другой не смог бы показать взрывного и эмоционально неуравновешенного Сонни Корлеоне так ярко, как это сделал он. Клянусь, он сделал Сонни более ярким и значимым, чем в книге. Сцена его драки со своим зятем Карло Рицци невероятна по своей эмоциональной составляющей и энергетике, как и сцена гибели Сонни.
Джон Казале не прожил долго после выхода первого и второго «Отцов», иначе мы увидели бы впоследствии немало шедевральных ролей этого актера, слишком невероятен был его талант. Мало кто задумывается над этим, но его умение в кадре создать недогангстера, который стал жалким, умение сыграть абсолютную человеческую раздавленность — это мало уступает невероятной игре Брандо и Аль Пачино. Роль Фредо Корлеоне была отыграна абсолютно блестяще, и если бы я раздавала Оскары за игру актерам второго плана — этот Оскар получил бы Казале.
Я много видела блестящих ролей Роберта Дюваля в уже преклонном возрасте. Одна работа в фильме «Судья» чего стоит. Но я внезапно поняла, что до «Крестного отца» ни разу не видела его молодым в фильмах. И вот еще одна роль второго плана сыграна блестяще. Том Хэген, недоконсильери, сын Шредингера – вроде горячо любимый, а вроде и неродной. Все эти эмоции идут тонкой нитью на протяжении всего фильма – и Дюваль эту нить тянул изящно, и ни разу не надорвал её.
Главное разочарование фильма — это игра Дайан Китон. Я вообще не люблю эту актрису, и после прочтения книги, когда увидела, что именно она играет харизматичную Кей, без опоры которой Майкл Корлеоне мог бы и не стать тем, кем он в итоге стал — моё лицо сильно вытянулось. Я посчитала, что Китон не справится с этим образом, и так оно и вышло. Её игра была суетливой, невнятной, она напоминала глупую суетливую домохозяйку в большинстве сцен. Возможно, такую задачу ей Коппола и поставил, так как было совершенно понятно, что женские персонажи ему на первой линии не нужны в принципе, но не по сеньке шапка. Это не Натали Портман, которая может просто молчать в кадре и всё отыграть одним взглядом. Считаю приглашение Китон на немаловажную роль Кей Адамс единственной ошибкой Копполы.
О ведущем актерском дуэте говорить можно долго. Для Аль Пачино это был момент самого начала раскрытия его актерского гения. Скорее всего, «Крестный отец» стал и определяющим в его карьере — Пачино свой шанс на полное и абсолютное раскрытие не упустил. Операторская работа не упустила магию его взгляда, а он в свою очередь привнёс в образ Майкла Корлеоне много больше, чем в персонажа вложил сам Марио Пьюзо. Но самое ценное, что смог сделать Аль Пачино —это показать невероятное развитие персонажа, и чудовищную трансформацию, которую проходит молодой мечтатель в ответ на жестокие и кровопролитные требования, которые предъявила ему сама жизнь. Войну ведет Сонни, он же управляет кланом, но именно Майкл Корлеоне сперва защитил отца, а затем заплатил по счету в вендетте — и Аль Пачино смог показать почему это мог сделать только Майкл. Его силуэт, стоящий в дверях больницы, был столь внушителен, а сцена в ресторане с Солоццо по уровню напряжение мало с чем сопоставима. Актерский оголенный нерв, невероятная выразительность взгляда и энергетика, поданная через каждый жест — это актерская гениальность и уникальность. Для Аль Пачино такая возможность раскрыться стала главным моментом в жизни, как я считаю.
Но ничей актерский вклад в культовый фильм не был столь значителен, как игра Марлона Брандо, хоть у него и было меньше экранного времени, чем у других. Образ Вито Корлеоне в книге изумителен, но Брандо вдохнул в него силу, стиль и невероятную мощь, и сделал образ также культовым. То, как актёр работал над каждым жестом, над походкой, над каждым поворотом головы — заслуживает восхищения, потому что всё это было высшей степенью совершенности. От одной только его жестикуляции невозможно оторвать глаз. И да — каждый должен посмотреть этот фильм без дубляжа, чтобы послушать интонации, с которыми говорит Брандо, это абсолютно невероятно. Его сдержанность, неспешность и потрясающая внушительность притягивают к этому фильму. А сила и выразительность его взгляда сбивает дыхание сильнее, чем горящие глаза Аль Пачино. Он создавал этот образ тщательно, первоначально заимствуя многое у реального гангстера Франка Кастелло (в частности, он подражал его голосу), но очень много он добавил от самого себя и своего внутреннего восприятия как мира, так и тёмной справедливости. Сам возможно того не желая, Брандо одной ролью сделал себя равным образу истинного дона мафии навсегда. Его диалог с гробовщиком, беседы с сыновьями и Томом Хэгеном и выступление перед главами мафиозных кланов входят не только в историю фильма — но и в историю кинематографа. А диалог Вито Корлеоне с Майклом я смотрела практически не дыша и не моргая, настолько боялась упустить хоть что-то из этой кинематографической красоты.
Френсис Форд Коппола не просто проявил гениальность своей режиссуры во всем: в управлении операторами, в постановке задач перед актерами – от главных ролей до массовки и эпизодов, в управлении постановкой света, в координации работы над сценарием и раскадровкой, и, конечно, в работе по монтажу картины. Он не просто срежиссировал этот фильм – он его создал от первого и до последнего кадра. Режиссерский гений как он есть.
8
,8
1972, США, Драмы
169 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Что делает фильм великим? Иногда залог успеха — это режиссер. Имена Дэвида Линча, Мартина Скорсезе, Милоша Формана, Стивена Спилберга, Стэнли Кубрика и многих других у всех на слуху. Как правило их работа — это знак качества. Иногда к успеху приводит гениальный сценарий, как у «Касабланки» или «Гражданина Кейна». Очень часто фильм создает актер. А иногда режиссер, продюсер, сценарист уникально совпадают в одном лице, как неистовый Джеймс Кэмерон, который годами выпестовывает своё детище, и делает каждый фильм великим. Но мне известен только один фильм, в котором волею судьбы совпало на одном высочайшем уровне всё — режиссура, актерская игра, работа композитора и оператора, и великолепный сценарий. Имя этому кинематографическому совершенству «Крестный отец». Марио Пьюзо написал немало книг, но у некоторых авторов есть та книга, которая для них становится судьбой. Вне всякого сомнения, «Крестный отец» — это судьба Марио. И она стала судьбой многих — Фрэнсиса Форда Копполы, еще молодого Аль Пачино, Марлона Брандо, которому уже не надо было ничего доказывать, однако он доказал, что предела совершенству нет. И поднял актёрскую планку до невозможной высоты. Книга, которая пропитана реальной жизнью в каждой букве — стала жизнью для всех, кто участвовал в создании этого кинематографического продукта. Жизнь персонажей и книги, и фильма прожили впоследствии читатели и зрители — и продолжают проживать по сей день. В книге всё прекрасно — диалоги, флешбеки, персонажи. Именно потому сценарий столь необычен, уникален и столь затягивает. Он настоящий и честный. В нем говорится о выборе, о чести и уважении, о том, как бандиты живут по кодексу и принципам. Это не делает их героями — но делает людьми. Значительно более живыми и настоящими, чем те, кто не нарушает законов, ни государственных, ни человеческих. У них свой закон — и нельзя не признать, что в некоторых моментах закон этот очень и очень справедлив. Ибо основан на принципах и обычаях. И потому сценарий столь великолепен, что работали над ним вместе Коппола и Пьюзо. Марио Пьюзо вел своих персонажей за руку по раскадровкам — Коппола сценарно оживлял их в кадре, делал дышащими и кинематографически яркими и объемными. Неудивительно, что сценарий получил Оскара. Операторская работа граничит с шедевральной. Крупные планы, необычные ракурсы, выхватывание выражения глаз, игра с переходами на общий и средний планы — это высочайшее мастерство. Но самое невероятное — это игра камеры со светом. В Крестном отце со светом вытворяли невероятное, что усиливало драматичность, напряжение, а некоторые кадры сделало шедевром. Кстати, именно Коппола придумал операторский приём, когда половина лица актёра находится в темноте, олицетворяя тем самым двуличие человека. И первый кадр фильма, где крупный план сменяется дальним, а персонаж ищущего справедливости гробовщика выступает из темноты совершенно невероятен, и фильм забирает внимание без остатка с первых секунд. В этой сцене просьба о тёмной справедливости выступает из тьмы — так показал это Коппола и оператор, передаёт всю суть фильма, весь его последующий лейтмотив. Проникновенная музыка Нино Рота создает сильную атмосферу фильма, доводя её до реалистичной и объемной, которой можно прикоснуться. Нельзя сказать, что именно этот фильм прославил Рота — он к моменту съемки был уже известным композитором в Италии, и неоднократно работал с самим Федерико Феллини. Но я бы сказала, что работа с этим фильмом стала сильнейшим этапом его биографии. С этим музыкальным чудом, которое он сотворил в фильме Копполы, среди кинематографических композиторов мог бы тягаться только Энио Морриконе. Высоко оценивать можно всех причастных к созданию этого киношедевра: костюмеров, гримеров, постановщиков света, техников. Они отработали сверхпрофессионально. И хотя в фильме есть и ошибки, и небольшие ляпы —они не имеют ровным счетом никакого значения. А теперь мы переходим к главным, помимо сценария, элементам величия этого фильма: касту и режиссуре. Режиссер Стэнли Кубрик считал, что у фильма был лучший каст за всю историю кинематографа – и я полностью с ним согласна. В фильме нет ни одной проходной роли: он стал настолько культовым, что даже актеры-эпизодники стали знаменитыми из-за участия в этом фильме. Их актерскую игру можно рассмотреть под лупой, но заметно, кто ставил им режиссерскую задачу. Ни одной некачественной актерской работы, плохо отработанной реплики или взгляда в «Крестном отце» вы не увидите. И несмотря на всю мощь ведущего актерского дуэта, роли второго плана были отыграны экстраординарно. Считаю, что фильму очень повезло с Джеймсом Кааном. Никто другой не смог бы показать взрывного и эмоционально неуравновешенного Сонни Корлеоне так ярко, как это сделал он. Клянусь, он сделал Сонни более ярким и значимым, чем в книге. Сцена его драки со своим зятем Карло Рицци невероятна по своей эмоциональной составляющей и энергетике, как и сцена гибели Сонни. Джон Казале не прожил долго после выхода первого и второго «Отцов», иначе мы увидели бы впоследствии немало шедевральных ролей этого актера, слишком невероятен был его талант. Мало кто задумывается над этим, но его умение в кадре создать недогангстера, который стал жалким, умение сыграть абсолютную человеческую раздавленность — это мало уступает невероятной игре Брандо и Аль Пачино. Роль Фредо Корлеоне была отыграна абсолютно блестяще, и если бы я раздавала Оскары за игру актерам второго плана — этот Оскар получил бы Казале. Я много видела блестящих ролей Роберта Дюваля в уже преклонном возрасте. Одна работа в фильме «Судья» чего стоит. Но я внезапно поняла, что до «Крестного отца» ни разу не видела его молодым в фильмах. И вот еще одна роль второго плана сыграна блестяще. Том Хэген, недоконсильери, сын Шредингера – вроде горячо любимый, а вроде и неродной. Все эти эмоции идут тонкой нитью на протяжении всего фильма – и Дюваль эту нить тянул изящно, и ни разу не надорвал её. Главное разочарование фильма — это игра Дайан Китон. Я вообще не люблю эту актрису, и после прочтения книги, когда увидела, что именно она играет харизматичную Кей, без опоры которой Майкл Корлеоне мог бы и не стать тем, кем он в итоге стал — моё лицо сильно вытянулось. Я посчитала, что Китон не справится с этим образом, и так оно и вышло. Её игра была суетливой, невнятной, она напоминала глупую суетливую домохозяйку в большинстве сцен. Возможно, такую задачу ей Коппола и поставил, так как было совершенно понятно, что женские персонажи ему на первой линии не нужны в принципе, но не по сеньке шапка. Это не Натали Портман, которая может просто молчать в кадре и всё отыграть одним взглядом. Считаю приглашение Китон на немаловажную роль Кей Адамс единственной ошибкой Копполы. О ведущем актерском дуэте говорить можно долго. Для Аль Пачино это был момент самого начала раскрытия его актерского гения. Скорее всего, «Крестный отец» стал и определяющим в его карьере — Пачино свой шанс на полное и абсолютное раскрытие не упустил. Операторская работа не упустила магию его взгляда, а он в свою очередь привнёс в образ Майкла Корлеоне много больше, чем в персонажа вложил сам Марио Пьюзо. Но самое ценное, что смог сделать Аль Пачино —это показать невероятное развитие персонажа, и чудовищную трансформацию, которую проходит молодой мечтатель в ответ на жестокие и кровопролитные требования, которые предъявила ему сама жизнь. Войну ведет Сонни, он же управляет кланом, но именно Майкл Корлеоне сперва защитил отца, а затем заплатил по счету в вендетте — и Аль Пачино смог показать почему это мог сделать только Майкл. Его силуэт, стоящий в дверях больницы, был столь внушителен, а сцена в ресторане с Солоццо по уровню напряжение мало с чем сопоставима. Актерский оголенный нерв, невероятная выразительность взгляда и энергетика, поданная через каждый жест — это актерская гениальность и уникальность. Для Аль Пачино такая возможность раскрыться стала главным моментом в жизни, как я считаю. Но ничей актерский вклад в культовый фильм не был столь значителен, как игра Марлона Брандо, хоть у него и было меньше экранного времени, чем у других. Образ Вито Корлеоне в книге изумителен, но Брандо вдохнул в него силу, стиль и невероятную мощь, и сделал образ также культовым. То, как актёр работал над каждым жестом, над походкой, над каждым поворотом головы — заслуживает восхищения, потому что всё это было высшей степенью совершенности. От одной только его жестикуляции невозможно оторвать глаз. И да — каждый должен посмотреть этот фильм без дубляжа, чтобы послушать интонации, с которыми говорит Брандо, это абсолютно невероятно. Его сдержанность, неспешность и потрясающая внушительность притягивают к этому фильму. А сила и выразительность его взгляда сбивает дыхание сильнее, чем горящие глаза Аль Пачино. Он создавал этот образ тщательно, первоначально заимствуя многое у реального гангстера Франка Кастелло (в частности, он подражал его голосу), но очень много он добавил от самого себя и своего внутреннего восприятия как мира, так и тёмной справедливости. Сам возможно того не желая, Брандо одной ролью сделал себя равным образу истинного дона мафии навсегда. Его диалог с гробовщиком, беседы с сыновьями и Томом Хэгеном и выступление перед главами мафиозных кланов входят не только в историю фильма — но и в историю кинематографа. А диалог Вито Корлеоне с Майклом я смотрела практически не дыша и не моргая, настолько боялась упустить хоть что-то из этой кинематографической красоты. Френсис Форд Коппола не просто проявил гениальность своей режиссуры во всем: в управлении операторами, в постановке задач перед актерами – от главных ролей до массовки и эпизодов, в управлении постановкой света, в координации работы над сценарием и раскадровкой, и, конечно, в работе по монтажу картины. Он не просто срежиссировал этот фильм – он его создал от первого и до последнего кадра. Режиссерский гений как он есть.