Одна работа, никакого безделья, бедняга Джек не знает веселья
Сияние, один из тех фильмов, что со временем, всё дальше отдаляясь от даты своего выхода, обретал целый ворох слухов, захватывающих историй и мифов. Снятый по роману Стивена Кинга, проект Стэнли Кубрика Сияние, вольно переиначил оригинал, вызвав определённое недовольство у Кинга. Концепция и некоторые основные идеи, подача и манера запугивания, основанная на визуальной картинке, были адаптированы с авторским видением Стэнли, который решил, как ему лучше подать материал. Типажи главных действующих лиц были иными, а некая начальная безумность Джека Николсона, могла вызывать у многих зрителей (да и сейчас вызывает) диссонанс. Джек Николсон и его культовая роль — это уже своего рода цитатник и плодовитое поле для рассуждений и обсуждений. Начальная безумность во внешнем виде его персонажа, только подогревает интерес, просмотр становится совсем непредсказуемым, и не знаешь, чего ждать — что сейчас выкинет или повременит, накопит ли ещё больше сумасшествия или угомонится, реален ли человек перед нами, а может, это уже злая сущность в человеческом обличии… Стэнли Кубрик не просто запутывает зрителя, он наполнил ленту столькими отсылками, незаметными и вполне понятными намёками, что спустя несколько десятилетий, загадка Сияния, в полной мере не разгадана, да и отталкиваясь от романа, кажется, что Кубрик придал дополнительного эффекта мистики и в суть самого названия.
Сравнивая Сияние с другими фильмами, вышедшими в начале 80-х: Нечто Джона Карпентера и Лицо со шрамом Брайана Де Пальмы, создаётся ощущение, что все они попали под штурм критиков и наградных церемоний. Абсурдно, но все упомянутые проекты, попадали в номинации на премию Золотая малина, причём, совсем уж диких категорий вроде Худший режиссер (Сияние, Лицо со шрамом), Худший саундтрек (Нечто). И хорошо, что помимо этих странных номинаций, были и заслуженные, от других Сатурн/Золотой глобус. Получается, со своими нестандартными идеями, смелыми высказываниями, а в частности, это относится к криминальной драме Лицо со шрамом, фильмы попадали под некий протест, протест, который спустя годы, сдул мощным порывом справедливости, настоящий ветер признания, позволивший недооценённой для своего времени тройке, попасть в списки лучших фильмов мира. Все они разошлись на цитаты, их стали копировать, подражать подаче и стилю, заимствовать сюжет и атмосферу, чего только одна игровая индустрия стоит, больше прочих преуспевшая в этом деле.
Джон Олкотт (Заводной апельсин), словно бы един с камерами. Эти невероятные планы перемещений, совмещающие статичные и длинные проходы одним сплошным ракурсом, фокусированные кадры и обширные панорамные съёмки, дарящие чувство свободы. Невероятное ощущение причастности к происходящим событиям. Разговорные сцены уже более привычны, но и они вовлекают, а всё благодаря нетипичной подаче, где работа с образами персонажей очень важна. Проработка характеров, предыстория и секреты, поведение и отличительные особенности человека, вот что позволяет понять главных героев, не воспринимающихся, как болванчики из среднестатистического хоррора. К тому же, Сияние не запугивает неожиданными моментами, когда что-то или кто-то сваливается с потолка или прыгает из-за угла. Кино бы не стало такими культовым, не прошло бы проверку временем, не будь оно по-своему уникальным и несущим новое, как то же Нечто. Трудно сказать, понравится ли подход Стэнли к созданию ужаса современному зрителю, но с подобным отношением к своему творению, такое точно нужно посмотреть. Режиссёр воспроизводит истинный психологизм, который, благодаря атмосфере, диалогам и понятной жизненности и создаёт неподдельный страх, может — триллер, кто-как воспримет. А кому-то, вовсе может показаться, что фильм ни о чём, такие люди сразу представляются в воображении. Тут важно хотеть и уметь понять главного героя (Джек Николсон) и не надо разбираться в остальных, хотя и это желательно. Одно из главных достоинств подхода к зрителю, повествование отдалённое от временных рамок, сюжет существует вне времени, его можно представить в сегодняшнем мире вдобавок, вас никто не выдёргивает из реальности, произошедшее можно вообразить практически в любое время, оттого вдвойне неуютно. Ну, и если уж совсем прямо, тут есть и полюбившаяся современному зрителю экстрасенсорика, телепатия, призраки, недобрые духи, сделка с дьяволом, сюрреалистичные фрагменты, мистика и воображаемые друзья. Без кровавости, само собой, не обошлось. Также, режиссёр здорово нагнетает спокойной доли сумасшествия, разгоняемого со временем, до предела.
Восхищает и по-настоящему удивляет работа с декорациями. Был воссоздан живописный мирок с разнообразными локациями: огромнейший отель со множеством комнат, праздничный зал и внушительный лабиринт.
Важным образом поднимается тема алкоголя, следом идёт тема творчества и вдохновения, куда входит раздражительное поведение. Всему веришь, все хоррор/триллер составляющие, не просто присутствуют для того, чтобы были, всему находится объяснение, конечно, не без доли собственных догадок — а как иначе?
Монтировал Сияние Рэй Лавджой, монтажёр культовых фильмов Чужие и Бэтмен. Звуковое сопровождение гениальное, звуки и музыка гармонируют. Порой, звуки можно принять за музыку, хотя это будет отскакиваемый от стены мячик, только когда камера покажет сцену полностью, всё становится на свои места. Саундтрек от композиторов Уэнди Карлос (Трон) и Рэйчел Элкинд — завораживает и создаёт нужное настроение применительно к каждому моменту. Гениален ли фильм в целом, лично для автора этих строк, ответ очевиден — да, несмотря на то, что для многих почитателей Стивена Кинга и него самого, это не совсем то, что они ждали. У каждого должно быть своё мнение на этот счёт, своё сияние…
7
,7
1980, США, Ужасы
114 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Сияние, один из тех фильмов, что со временем, всё дальше отдаляясь от даты своего выхода, обретал целый ворох слухов, захватывающих историй и мифов. Снятый по роману Стивена Кинга, проект Стэнли Кубрика Сияние, вольно переиначил оригинал, вызвав определённое недовольство у Кинга. Концепция и некоторые основные идеи, подача и манера запугивания, основанная на визуальной картинке, были адаптированы с авторским видением Стэнли, который решил, как ему лучше подать материал. Типажи главных действующих лиц были иными, а некая начальная безумность Джека Николсона, могла вызывать у многих зрителей (да и сейчас вызывает) диссонанс. Джек Николсон и его культовая роль — это уже своего рода цитатник и плодовитое поле для рассуждений и обсуждений. Начальная безумность во внешнем виде его персонажа, только подогревает интерес, просмотр становится совсем непредсказуемым, и не знаешь, чего ждать — что сейчас выкинет или повременит, накопит ли ещё больше сумасшествия или угомонится, реален ли человек перед нами, а может, это уже злая сущность в человеческом обличии… Стэнли Кубрик не просто запутывает зрителя, он наполнил ленту столькими отсылками, незаметными и вполне понятными намёками, что спустя несколько десятилетий, загадка Сияния, в полной мере не разгадана, да и отталкиваясь от романа, кажется, что Кубрик придал дополнительного эффекта мистики и в суть самого названия. Сравнивая Сияние с другими фильмами, вышедшими в начале 80-х: Нечто Джона Карпентера и Лицо со шрамом Брайана Де Пальмы, создаётся ощущение, что все они попали под штурм критиков и наградных церемоний. Абсурдно, но все упомянутые проекты, попадали в номинации на премию Золотая малина, причём, совсем уж диких категорий вроде Худший режиссер (Сияние, Лицо со шрамом), Худший саундтрек (Нечто). И хорошо, что помимо этих странных номинаций, были и заслуженные, от других Сатурн/Золотой глобус. Получается, со своими нестандартными идеями, смелыми высказываниями, а в частности, это относится к криминальной драме Лицо со шрамом, фильмы попадали под некий протест, протест, который спустя годы, сдул мощным порывом справедливости, настоящий ветер признания, позволивший недооценённой для своего времени тройке, попасть в списки лучших фильмов мира. Все они разошлись на цитаты, их стали копировать, подражать подаче и стилю, заимствовать сюжет и атмосферу, чего только одна игровая индустрия стоит, больше прочих преуспевшая в этом деле. Джон Олкотт (Заводной апельсин), словно бы един с камерами. Эти невероятные планы перемещений, совмещающие статичные и длинные проходы одним сплошным ракурсом, фокусированные кадры и обширные панорамные съёмки, дарящие чувство свободы. Невероятное ощущение причастности к происходящим событиям. Разговорные сцены уже более привычны, но и они вовлекают, а всё благодаря нетипичной подаче, где работа с образами персонажей очень важна. Проработка характеров, предыстория и секреты, поведение и отличительные особенности человека, вот что позволяет понять главных героев, не воспринимающихся, как болванчики из среднестатистического хоррора. К тому же, Сияние не запугивает неожиданными моментами, когда что-то или кто-то сваливается с потолка или прыгает из-за угла. Кино бы не стало такими культовым, не прошло бы проверку временем, не будь оно по-своему уникальным и несущим новое, как то же Нечто. Трудно сказать, понравится ли подход Стэнли к созданию ужаса современному зрителю, но с подобным отношением к своему творению, такое точно нужно посмотреть. Режиссёр воспроизводит истинный психологизм, который, благодаря атмосфере, диалогам и понятной жизненности и создаёт неподдельный страх, может — триллер, кто-как воспримет. А кому-то, вовсе может показаться, что фильм ни о чём, такие люди сразу представляются в воображении. Тут важно хотеть и уметь понять главного героя (Джек Николсон) и не надо разбираться в остальных, хотя и это желательно. Одно из главных достоинств подхода к зрителю, повествование отдалённое от временных рамок, сюжет существует вне времени, его можно представить в сегодняшнем мире вдобавок, вас никто не выдёргивает из реальности, произошедшее можно вообразить практически в любое время, оттого вдвойне неуютно. Ну, и если уж совсем прямо, тут есть и полюбившаяся современному зрителю экстрасенсорика, телепатия, призраки, недобрые духи, сделка с дьяволом, сюрреалистичные фрагменты, мистика и воображаемые друзья. Без кровавости, само собой, не обошлось. Также, режиссёр здорово нагнетает спокойной доли сумасшествия, разгоняемого со временем, до предела. Восхищает и по-настоящему удивляет работа с декорациями. Был воссоздан живописный мирок с разнообразными локациями: огромнейший отель со множеством комнат, праздничный зал и внушительный лабиринт. Важным образом поднимается тема алкоголя, следом идёт тема творчества и вдохновения, куда входит раздражительное поведение. Всему веришь, все хоррор/триллер составляющие, не просто присутствуют для того, чтобы были, всему находится объяснение, конечно, не без доли собственных догадок — а как иначе? Монтировал Сияние Рэй Лавджой, монтажёр культовых фильмов Чужие и Бэтмен. Звуковое сопровождение гениальное, звуки и музыка гармонируют. Порой, звуки можно принять за музыку, хотя это будет отскакиваемый от стены мячик, только когда камера покажет сцену полностью, всё становится на свои места. Саундтрек от композиторов Уэнди Карлос (Трон) и Рэйчел Элкинд — завораживает и создаёт нужное настроение применительно к каждому моменту. Гениален ли фильм в целом, лично для автора этих строк, ответ очевиден — да, несмотря на то, что для многих почитателей Стивена Кинга и него самого, это не совсем то, что они ждали. У каждого должно быть своё мнение на этот счёт, своё сияние…