В доме Элизы в одной из сцен висит рисунок африканских племен, который до этого был в фильмах «Паранормальное явление 2» (2010) и «Паранормальное явление 3» (2011).Большая часть фильма снималась в довольно вместительной больнице «Linda Vista Community Hospital». Там удалось снять сцены флэшбеков, сцены в заброшенной больнице, а также отделение полиции, столовую в доме Лоррейн, спальню Кали и «Место дальностей».На рабочем столе компьютера Спекса можно заметить режиссера фильма Джеймса Вана.Фильм был снят на камеру «Arri Alexa».Съемки фильма проходили 26 дней в Лос-Анджелесе.Дом Лорейн Ламберт снимался в двухэтажном особняке Викторианской эпохи 1887 года, который до этого принадлежал судье, который увлекался оккультизмом.Подвал дома Лорейн Ламберт и читальню Элис Ренье снимали в одном доме, двухэтажном особняке 1908 года, расположенном в Хайленд-Парке.На 26-й минуте фильма в кадре телевизор, в котором идет фильм «Карнавал душ» (1962).Работая вместе и порознь, режиссер Джеймс Ван, сценарист Ли Уоннелл и продюсер Джеймс Блум сняли несколько значимых и всесторонне успешных фильмов ужасов за последнее десятилетие. В 2004 году Ван и Уоннелл выпустили ставшую культовой "Пилу", которая впоследствии превратилась не менее популярную франшизу. Уоннелл продолжал работать над серией в качестве сценариста (Пила 2 и 3) и исполнительного продюсера. Недавно на экраны вышла картина Вана "Заклятие", а Блум спродюсировал такие ужастики, как "Паранормальное явление" и "Синистер". Сообща трио работало над оригинальным психологическим триллером 2011 года "Астрал" – малобюджетным проектом, который стал одним из самых кассовых релизов года. Теперь же трое кинематографистов (как и многие из актеров, снявшиеся в оригинальном фильме) собрались вновь, чтобы снять сиквел франшизы "Астрал". Семейству Ламбертов опять предстоит вести отчаянную борьбу с призраками, которые стремятся разрушить их жизни. «Невозможно передать наш восторг, когда мы узнали, что сможем продолжить историю которую начали в первом фильме, – говорит Ван, впервые за свою карьеру снимающий сиквел. – Мы полюбили героев, которых представили зрителям в первом фильме. И я искренне счастлив шансу вновь поработать с той же командой и теми же актерами. Это как вернуться в родную семью. Хотя фактор пугающего риска тоже присутствовал, поскольку мы вовсе не ожидали, что первый фильм будет настолько успешным».Главными героями фильма стало семейство Ламбертов. Пытаясь сбежать из дома с привидениями, они переезжают. Но вскоре понимают, что злые духи обосновались вовсе не в стенах дома, а в их старшем сыне. В фильме "Астрал 2" Ламберты пытаются позабыть ужасные события, которые им довелось пережить. Им невдомек, что призраки не собираются так легко отказываться от намеченной цели. Ван и Уоннелл решили начать фильм с того момента, которым закончился оригинальный фильм. «Парадоксально, но факт – не так много сиквелов начинаются с того же момента, которым заканчивается первая картина, – отмечает Уоннелл. – Нам же эта идея очень нравится. В принципе, вы можете посмотреть оба фильма один за другим, как одну продолжительную картину. Фильм начинается со сцены, в которой Джош убивает Элис. Но Рене не видит этого и не знает, что же именно произошло. Так что в начале второго фильма жизнь Ламбертов, кажется, возвращается в привычное русло. Однако со временем они понимают – что-то все же не так». Блум говорит, что он, как продюсер, должен был убедиться в том, что Ван и Уоннелл снимут фильм "Астрал 2" в том же стиле независимого кино, в котором был снят оригинальный фильм, несмотря на увеличенный бюджет сиквела. «Первый фильм является уникальным плодом воображения Джеймса и Ли, – объясняет Блум. – Им никто не мешал работать, им не приходилось идти на какие бы то ни было творческие компромиссы. Мне кажется, успех фильма во многом был обусловлен именно этим. Ничего удивительного в том, что мы не хотели ни в чем ограничивать Джеймса и Ли и в работе над сиквелом».Творческий дуэт режиссера и сценариста сформировался еще на студенческой скамье колледжа Мельбурна. Они утверждают, что черпали вдохновение в частых и продолжительных беседах на тему сверхъестественного. Процесс творческого поиска не прекращался даже во время съемок – многие новые идеи рождались прямо на съемочной площадке и были использованы в фильме. «С человеком очень просто работать, если у вас много общих интересов и общих тем для разговора, – говорит Уоннелл. – Мы с Джеймсом настроены на одну волну, особенно во всем, что касается ужастиков». «Мы всегда старались напугать друг друга до смерти, – вторит коллеге Ван. – А однажды мы подумали: «Почему бы не сделать из нашей забавы фильм?» Так родился "Астрал", в буквальном смысле слова. Мы собрали все наши страшилки, все истории о призраках, которые я когда бы то ни было слышал, и запихнули их в сценарий». Первый фильм напугал до чертиков не только американскую аудиторию, но и зрителей по всему миру. «Мне кажется, сверхъестественные тему универсальны, – считает Ван. – Разные культуры трактуют эту тему по-разному, но я думаю, что различные вариации имеют одни корни. Может быть именно поэтому подобные истории хорошо принимают все зрители, вне зависимости от наций и рас». «В странах с богатым фольклором стали уже традиционными страшилки про монстров и призраков, – добавляет Уоннелл. – Еще в Мельбурне Джеймс рассказывал мне массу историй о малазийских и китайских привидениях, которые передаются в его семье из поколения в поколение. Люди рассказывают эти страшилки на протяжении столетий. Их можно отнести к одним из самых древних сказаний в истории».Авторы фильма не только продолжили рассказывать историю семейства Ламбертов. Ван утверждает, что зрителей ожидает более глубокий экскурс в мифологию и детальная предыстория главных действующих лиц. «Этот фильм получился более масштабным во всех отношениях, – говорит режиссер. – Уже на съемках первого фильма у нас появились планы и идеи для сиквела, но мы старались не бежать впереди паровоза. Мы думали: «Поживем – увидим. Снимем первый фильм и посмотрим, что из этого выйдет. Потенциал для сиквела есть и никуда не денется». "Астрал" превзошел все наши самые смелые ожидания. Разумеется, мы решили вернуться к сценарию и выудить оттуда ниточку, которая привела бы нас к сиквелу». В фильме "Астрал" рассказывалось об уникальном даре Долтона Ламберта покидать свое тело и путешествовать в астральной проекции – способность, которую он унаследовал от отца, Джоша. В результате этих перемещений к мальчику начинают наведываться призрак загадочной старухи и красноликий демон, который стремится попасть в наш мир через физическое тело Долтона. Также выясняется, что в детстве Джоша очень пугала та же самая старуха, приходившая к нему по ночам. Однако воспоминания об этом он прятал глубоко в своем подсознании. В сиквеле становится ясно – Джош так до конца и не вылечился, а старуха никуда не исчезла. «Мы большие поклонники концепции существования метафизического мира, – признается Ван, – и нам очень хотелось как-то вплести перемещение в форме астральной проекции в сюжет фильма. Это довольно занятная идея – во время сна душа покидает наше тело и где-то там летает. Изначально мы планировали снять фильм о доме с привидениями. Но еще больше мы хотели, чтобы он не был похож ни на один другой. Поэтому мы решили попробовать совместить две, казалось бы, несовместимые идеи». «Это идеальная завязка для фильма ужасов, – добавляет Уоннелл. – Мы не уставали поражаться: «Почему до сих пор никто не обыграл в кино тему астральных проекций?» Тот факт, что мы будет одними из первых на этом поприще, нас, разумеется, тоже воодушевлял».Ван и Уоннелл также нашли применение другой идее, более знакомой зрителям, хотя и не часто встречающейся в фильмах ужасов – путешествиям во времени. Сюжет фильма отправит зрителей в экскурсию на 25 лет в прошлое, чтобы рассказать о причинах появления Зла, досаждающего Ламбертам. При помощи этого экскурса авторы попытались объяснить природу паранормальных событий и более подробно описать мрачное небытие под названием Место Дальностей. «В первом фильме мы показали аудитории очень стильный фантастический мир, – объясняет Ван. – Поэтому использование путешествий во времени было вполне допустимо для второй части». Авторы картины при помощи искажения пространственно-временного континуума навели оригинальные мосты между двумя фильмами так, чтобы две части выглядели, как единое целое. В определенный момент появляется новый персонаж – коматозник Паркер Крейн. Вместо привычного приема флэшбэков его история рассказывается посредством путешествия в Место Дальностей – некое загадочное нечто вне пространства и времени. «Я сказал Ли: «Представь, насколько будет круто, если мы сможем напрямую связать сиквел с первым фильмом! Это будет просто сногсшибательно!» – вспоминает Ван. Мы стали прикидывать, как мы могли бы показать элементы оригинальной картины в сиквеле. В первом фильме было несколько моментов, которые трудно было объяснить. В картине мы покажем из с другого ракурса, и все станет ясно. Обожаю такие приемы». Уоннелл был не меньше воодушевлен возможностью показать в иной перспективе то, что происходило с героями в фильме "Астрал": «Это, пожалуй, моя любимая часть сиквела – элементы путешествия во времени, в рамках которых второй фильм пересекается с первым. Кроме того, зрителям первого фильма могло показаться, что призраки атакуют семейство извне. В сиквеле мы покажем, что угроза таится в одном из них. В оригинальном АСТРАЛЕ призраки пытаются пробиться в тело Долтона. В фильме будет продемонстрировано, что бывает, если попытка отразить нападение оканчивается неудачей, и демоны все же добиваются поставленной цели».Авторы картины считают, что их детище – скорее психологический триллер, нежели фильм ужасов. "Астрал" больше напоминал фильм о доме с привидениями. Ван утверждает, что в работе над продолжением они с Уоннеллом куда меньше полагались на леденящие кровь моменты и компьютерные спецэффекты. Скорее упор делался на примитивные детские страхи, которые преследовали в свое время каждого человека. «Я бы сказал, что у нас получился триллер с легким налетом мистики, – уточняет режиссер. – Будут, конечно, и демоны, но в целом фильм совсем не об этом. Мне кажется, в первом фильме я достаточно рассказал о персонажах. Так что теперь я решил изучить их получше, не забывая, разумеется, обо всех киношных эффектах, которые так понравились зрителям "Астрала". Оригинальная картина была достаточно прямолинейной и незатейливой, каким и должен быть любой первый фильм потенциальной франшизы. А в работе над сиквелом появляется желание поэкспериментировать, заглянуть в историю поглубже. Нам хотелось более подробно рассказать зрителям о созданном нами мире. Сиквел стал отличной площадкой для реализации этого замысла».Героями фильма становится семья из нескольких поколений – начиная с бабушки и родителей и заканчивая детьми младшего школьного возраста и младенцем. Даже описываемые в фильме охотники за привидениями разделились на старших и младших. Роль отца многострадального семейства Джоша Ламберта вновь сыграл Патрик Уилсон. Актер работал с Ваном уже в третий раз. Помимо оригинального "Астрала", актер снялся в фильме Вана "Заклятие" – основанной на реальных событиях истории о семье из Новой Англии, до которой подвергается нападению призраков. Уилсон утверждает, что его герой в сиквеле – уже не тот, каким его запомнили зрители оригинальной картины. «Он в буквальном смысле слова отчужденный, поскольку одержим, - объясняет актер. – Мы-то с вами знаем, что он во власти злых духов, но догадывается ли об этом Рене? Это похоже на детектив – муж с женой никак не могут поладить, и она пытается выяснить причину. Она хочет верить супругу, но что-то в его поведении ее настораживает». На самом деле, персонаж Уилсона изменился настолько, что для актера роль стала фактические новой. «Патрик просто отлично справился с ролью, – считает Уоннелл. – Собственно ему даже не пришлось вживаться в образ Джоша Ламберта – он уже был им. Он буквально проглотил свою роль и не мог ею насытиться. Он искренне жаждал внести свой вклад, чтобы его персонаж работал так, как мы задумали». Уилсон утверждает, что согласился играть роль Ламберта-старшего, находясь «в астральной проекции». «Для меня самыми запоминающимися моментами на съемках стали сцены, в которых Джош проявляет свою одержимость, – улыбается актер. – Очень забавно было проходить сквозь двери и стены. Для меня, как актера, это была бесценная отдушина». Уилсон говорит, что никогда не был фанатом фильмов ужасов с фантастическим и излишне кровавым контекстом. Его привлекали фильмы, которые основывались на человеческом факторе. «С самого детства меня куда больше пугали фильмы, авторы которых не делали ставки на различные визуальные трюки, – говорит актер. – Это были довольно человечные истории. Именно это и заинтересовало меня в фильме Джеймса Вана. Сиквел может классифицироваться, как полноценная драма, закамуфлированная под ужастик, да еще и с внушительной долей юмора. Мне все равно, будь то ужастик, боевик или комедия – в первую очередь нужно думать о человеческом факторе. Особенно это правило актуально для фильмов ужасов. И, что также немаловажно, коли речь идет о попавшей в какую бы то ни было беду семье». Уилсон искренне полагает, что Ван способен выйти за пределы жанровых рамок и создать по-настоящему стоящий персонажный ужастик. «Он может моделировать самые невероятные и кошмарные ситуации, – убежден актер, – и знает этот жанр, как никто другой. Он – один из самых талантливых кинематографистов из всех, кого я знаю. Я бы не работал с ним столько, если бы не восхищался его уникальным подходом. И мне очень повезло, что он выразил желание работать со мной. Самое главное его достоинство в том, что он понимает актеров. Чтобы актер смог полноценно вжиться в роль и раскрыться перед камерой, ему нужно дать некоторое пространство для маневра. Нужно уметь выслушать то историю, которую актер готов рассказать».Австралийская актриса Роуз Бирн вернулась к образу Рене, супруги Джоша. В начале сиквела ее героиня находится в шоке от событий, описанных в первом фильме, и неотвратимо погружается в пучину депрессии. «Действие сиквела начинается буквально на следующий день после трагической развязки, описанной в финале "Астрала", и Рене, разумеется, вся на нервах, – объясняет актриса. – Стресс, вызванный теми событиями, высосал из нее все соки. Поэтому все, что ей остается – стараться держать себя в руках». Бирн отмечает, что в первом фильме Рене и Джош объединяют свои усилия в борьбе против демонов, досаждающих семейству. В сиквеле все будет иначе. «Во втором фильме становится ясно, что сам Джош одержим, но Рене понимает это не сразу, – говорит актриса. – Он ведет себя довольно странно, и это чертовски выводит Рене из себя. Во второй половине фильме истина начинает постепенно приоткрываться. На этот раз моя героиня действительно остается сама по себе». Бирн утверждает, что в этой франшизе ее привлекли неоднозначность сценария и филигранно прописанные персонажи. «Я рассматривала фильмы, как семейные драмы, которые превращаются в триллеры, – говорит она. – Так мне куда проще было войти в образ своей героини и прочувствовать весь ужас сложившейся ситуации. Для меня не осталось никаких сомнений в том, что "Астрал" – куда больше и сложнее, чем обычный ужастик».Кроме того, актриса не могла не оценить профессионализм, с которым Ван снимает фильмы ужасов. «Когда я первый раз посмотрела Астрал", я была в ужасе, – вспоминает Бирн. – Я даже не могла заставить себя посмотреть его после захода солнца; пришлось смотреть днем. И хотя я точно знала, что произойдет в финале, я была очень напугана».На роль Лоррейн Ламберт, матери Джоша продюсеры вновь пригласили номинантку на премию «Оскар»® Барбару Херши. Актриса отмечает, что впервые много лет работы перед камерой ее пригласили сняться в сиквеле фильма, в котором она также играла роль (то же самое можно сказать и о Уилсоне, и о Бирн). «Процесс возвращения оказался весьма несложным, поскольку мы все уже хорошо знали и доверяли друг другу, – говорит Херши, которая в 1982 году сыграла одержимую демонами в фильме "Существо". – Я искренне верю в то, что хороший сценарий и хорошо подобранный актерский состав могут заставить зрителей не только сопереживать героям, но и почувствовать себя на их месте». «Я всегда считала, что если заботишься о ком-то, ты непременно должен бояться за него, – продолжает она. – А когда за кого-то боишься и без того сложная ситуация только усугубляется. А то, что Джеймс решил снимать именно персонажный ужастик, сделал картину невероятно привлекательной для меня». Херши отмечает, что в фильме события начнут развиваться с самых первых минут фильма. Ведь ситуация и так накалилась до предела. На этот раз ее героиня примет еще более активное участие в решении загадки. «Лоррейн стала полноценной частью команды, особенно с учетом того, что она начала изучать природу сверхъестественных аномалий вместе со Спексом и Такером, – говорит актриса о двух охотниках за привидениями, работающих без лицензии. – Смерть Элис была словно гром среди ясного неба. Ужасное событие наложило отпечаток на весь фильм в целом и буквально каждую сцену в частности. Элис любили все, а Лоррейн была ее подругой. Даже Карл, медиум из прошлого моей героини, был связан с ней».Несмотря на безвременную кончину своей героини в финале первого фильма, Лин Шэй все же появится в фильме в роли эксперта по сверхъестественным феноменам Элис Ренье. «Джеймс долго колебался, стоит ли убивать мою героиню в финале "Астрала" или нет, – с улыбкой вспоминает Шэй. – Наверное, потому, что очень хотел, чтобы я снялась и в сиквеле. А потом вспомнил, что мы снимаем фильм о призраках, и Элис всегда сможет «вернуться». Хотя бы, появившись в Месте Дальностей». Шэй говорит, что отнюдь не была удивлена успехом первого фильма и была рада, когда ее пригласили на съемки второго: «Джеймс бесспорно отдает должное классикам жанра –Хитчкоку и, скажем, таким ранним ужастикам, как "Полтергейст". Особенно это касалось формирование характеров персонажей и общей атмосферы фильма. Первая картина удалась на славу. Она буквально затягивала зрителей». Актриса считает, что успех первого фильма во многом был связан с тем, что Ван по достоинству оценивает силу примитивных детских страхов. «Он отлично понимает, где находится зона комфорта любого человека, – отмечает Шэй. – Наша семья, наша спальня, наши дети, входная дверь нашего дома, наше фортепиано. То, что приносит нам радость. После этого ему остается всего лишь перевернуть эти символы «с ног на голову». Нам всем это было понятно с того самого дня, когда мы прочитали сценарий – он затащит зрителей в хитроумно расставленные силки. Вы невольно влюбляетесь в эту семью и начинаете волноваться за ее благополучие. И их несчастье воспринимаете, как свое собственное. Я думаю, именно поэтому фильм нашел отклик в сердце каждого зрителя». Шэй пророчит фильму успех еще более внушительный, чем у первого фильма, поскольку теперь Джош в исполнении Уилсона – не просто одержим. Он способен на убийство. «Теперь становится страшно на совершенно ином качественном уровне, и Патрик это отлично понимал, – говорит актриса. – Не стоит также забывать, что аудитория уже успела полюбить этих героев. И на второй фильм зрители придут, подсознательно симпатизируя главным героям». По словам Шэй, ее появление в фильме стало для Вана небезынтересным испытанием, ведь ее героиня теперь существует только в Месте Дальностей. Актриса и режиссер провели немало времени в разговорах, обсуждая то, как Элис будет представлена в потустороннем мире. «Мы хотели сохранить то, чем Элис покорила зрителей в первом фильме – своей гуманностью и преданностью своему делу, – объясняет Шэй. – Она с самого начала пыталась всеми средствами помочь семейству Ламбертов. Поскольку теперь она находится в Месте Дальностей, я решила, что она должна быть немного грустной, но в то же самое время радостной, поскольку она, наконец, увидела то, о чем раньше лишь слышала. В конечном итоге мы все когда-нибудь умрем, и мы все пройдем через это место. И мы все надеемся, что после ухода частичка нашей энергии где-то сохранится».Уоннелл выступил не только сценаристом, но и актером – ему в "Астрале" досталась роль Спекса, одного из охотников за привидениями, помогающих Элис. Вторым участником антипризрачного отряда выступил Такер в исполнении Энгуса Сэмпсона. Последний встречался с авторами фильма еще в колледже в Мельбурне. Они предложили ему роль в короткометражном проекте, и с тех пор Уоннелл, Ван и Сэмпсон стали друзьями. О Спексе и Такере, которые сами занялись борьбой с паранормальным после смерти Элис, Уоннелл говорит: «Вы можете счесть, что наш дуэт в фильме – своеобразная разрядка смехом. Но на самом деле это куда более глубокие персонажи». «Джеймс не хотел, чтобы мы казались комичными, – соглашается Сэмпсон. – Просто если все персонажи будут выглядеть одинаково испуганными, это будет скучно. Наши герои должны были так или иначе испугаться, как того требовал сюжет фильма. Но к своему страху она приходят иной дорогой». Работая над своими ролями, Уоннелл и Сэмпсон провели некоторое время вместе с действующей командой охотников за привидениями. В частности актеры посетили больницу Linda Vista Community Hospital в пригороде Лос-Анджелеса под названием Бойл Хейтс. В здании, где снималось немало сцен, по слухам действительно обитали привидения.Роль Долтона, старшего сына Ламбертов, ставшего главным героем фильма, продюсеры вновь предложили Таю Симпкинсу. Авторов фильма немного смущал тот факт, что Симпкинс и Эндрю Эстор, актер, игравший в "Астрале" младшего брата Долтона, заметно повзрослели со времени окончания съемок первого фильма. «Ведь второй фильм, по идее, начинается там, где заканчивается первый, – объясняет Ван. – К счастью, внешне они не слишком изменились за это время». «Мы добавили по паре сантиметров к рукавам их пижам – и ребята были готовы к работе», – смеется Уилсон. Кстати, Симпкинс играет сына Уилсона уже в третий раз – впервые актеры сыграли отца и сына в драме Тодда Филда "Как малые дети" 2006 года. Симпкинсу вернуться к роли после трехлетнего перерыва не составило труда, потому что дружеские взаимоотношения со всеми на съемочной площадке уже были налажены. «В принципе я играл самого себя, с незначительными изменениями, – говорит Симпкинс. – Я учился изображать испуг, даже когда мы не были на площадке, и когда вокруг не было призраков. Но когда звучала команда «Мотор!», вот тогда-то я начинал трусить по-настоящему. Так что для меня этот персонаж оказался очень простым».Еще одним немаловажным персонажем, который появится в фильме, стал Карл Стэнэуэй, медиум, бывший друг и коллега Элис. На эту роль продюсеры пригласили Стива Култера, актера и сценариста из Атланты, который также снимался в фильме "Заклятие". «Карл – герой поневоле, – говорит Култер о своем герое. – У него есть дар общаться с призраками, но не думаю, что он слишком уж счастлив от этого. Ему этот дар даром не нужен, простите за каламбур. Когда он первый раз пытается выйти с потусторонним миром на связь, эксперимент оканчивается неудачей. Так что Карл не очень уверен в своих силах. Для него эта способность, скорее, проклятие». Используя свои навыки Карл связывается с Элис в Месте Дальностей. Он пытается помочь Джошу, который, в свою очередь, отчаянно борется с демоном, стремящимся получить над мужчиной контроль. С другим миром Карл связывается при помощи игральных костей с буквами, которую хранит в кожаном мешочке. «Обычно он задает вопросы и получает ответы при помощи игральных костей, – рассказывает Култер. – Это – единственный его талант. Но в этом он хорош».Немало времени продюсеры потратили на поиски актеров, которые могли бы сыграть некоторых героев в молодости. Дело в том, что по сюжету действие части фильма происходит в 1986 году – так авторы рассказывают о происхождении существа, которое досаждает Джошу. Роль Джоша Ламберта в детстве сыграл 13-летний Гаррет Райан; роль молодой матери-одиночки Лоррейн Ламберт исполнила Джоселин Донахью; в образ молодой Элис Ренье вжилась Линдсэй Сейм (сериал NBC «Событие»); амплуа молодого Карла Стэнэуэя досталось Хэнку Харрису. Несмотря на то, что Донахью не играла ни в одной сцене с Херши, она говорит, что встречалась с актрисой до съемок и изучала ее роли, чтобы лучше вжиться в роль героини. «Надеюсь, я переняла несколько ее манер, – признается Донахью, которая в 2009 году на кинофестивале фильмов ужасов Screamfest получила премию «лучшая актриса» за роль в фильме Тая Уэста ДОМ ДЬЯВОЛА. – Но стать такой же блистательной как она невозможно».Еще двумя запоминающимися персонажами фильма стали находящийся в коме Паркер Крейн и его мать Мишель, злобная женщина, которая всю жизнь издевалась над сыном. Героя сыграл Том Фицпатрик, роль юного Паркера исполнил Тайлер Джеймс Гриффин. В образ Мишель вжилась Даниэль Бисутти. К сожалению, во втором фильме не нашлось место для красноликого демона из первой части, которого, к слову, сыграл композитор Джозеф Бишара, написавший саундтрек к "Астралу". Вместо него в фильме появится не менее страшное существо – длинноволосый дьявол, демон, который будет охотиться за малышкой Кали. Его роль сыграл Дж. ЛаРоуз.На съемочной площадке фильма Ван встретился со многими специалистами, работавшими на съемках "Астрала". В их числе был и оператор Джон Леонетти, с которым режиссер работал над своим последним фильмом "Заклятие". «Джеймс – очень разноплановый режиссер с весьма необычным мировидением, – считает Леонетти, который на ранних этапах своей карьеры работал помощником оператора на съемках фильма "Полтергейст". – Мне нравится работать с ним, запечатлевать истории, которые он рассказывает. Он отлично разбирается во всех технических аспектах операторской работы, знает все тонкости профессии осветителя. Благодаря этому мы разговариваем на одном языке. Это уже пятый фильм Джеймса, над которым работаю я сам и многие из моей команды. За это время мы стали одной семьей, и мне это очень нравится». Благодаря искусству Леонетти оба фильма получились зрелищными и красочными, несмотря на умеренные производственные бюджеты. «На съемочной площадке моей главной задачей было запечатлеть картинку максимально реалистично, получить изображение, над которым впоследствии можно работать дальше, – объясняет оператор. – В первом фильме мы много играли с красками и контрастами. По мере того, как тучи над семейством Ламбертов сгущались, мы постепенно убирали насыщенность цвета, изображение становилось все более и более блеклым. В финале фильма цветовая гамма сошла почти до черно-белой». По словам Леонетти, он снимал фильм примерно по той же схеме, однако насыщенность цвета оставил несколько большую, чем в первой картине. «На этот раз мы решили оставить побольше красок в кадре, – говорит он, – поскольку зрителям и без того есть, чего страшиться».Большая часть фильма снималась в замкнутом и довольно малогабаритном помещении. Поэтому Леонетти пришлось найти способ, чтобы визуально увеличить его и сделать привлекательным для зрителей, которые предпочтут посмотреть фильм на большом экране. Для этого он использовал широкоугольные линзы и подвижную камеру. Постоянно он использовал 14-миллиметровые линзы, для некоторых сцен линзы менялись на стандартные. Леонетти также пришлось поработать над визуальным представлением загадочное пространства, именуемого Местом Дальностей. Оператор говорит, что на съемках "Астрала" он использовал только синие и зеленые фонари, как единственные источники освещения в сценах, действие которых происходит в потустороннем мире. Оператор отмечает, что в новом фильме Место Дальностей будет представлено в двух ипостасях: Черная Пустота и «реальные» локации в пределах Места Дальностей. «Черная Пустота такая, какой и должна быть – некое пространство с черными полом, стенами и потолком, – описывает он. – По полу стелется дымка. Джош несет лампу, и мы вынуждены следовать за ним и светом этой лампы, чтобы не утонуть во мраке. Во время монтажа мы немного поиграли с контрастом, чтобы добавить ощущение уходящей бесконечность черноты. В «реальных» локациях Места Дальностей мы также использовали туман и фонарь. Затем мы убирали все предметы интерьера, которые привносят в дома жильцы, и просто блуждали по голым комнатам и коридорам». Помимо обычного освещения, в фильме также есть несколько сцен, действие которых разворачивается в темных комнатах и коридорах. Единственным источником света в этих сценах были фонарики и вспышки на видеокамерах. «Для съемки этих сцен приходилось сначала репетировать, – отмечает Леонетти. – Мы меняли цвет лучей фонариков, чтобы зрителю было проще разобраться, кто из героев куда светит. Реалистичная атмосфера при освещении места фонарем может быть довольно пугающей, и мы с удовольствием использовали этот эффект».Леонетти утверждает, что на съемках фильма ужасов Ван мастерски использует самые различные технические возможности камеры, чтобы добиться максимального эффекта. «Какие-то отдельные моменты он снимает на переносную камеру, которую держит кто-то из актеров, варьируя способы съемки в одной сцене по несколько раз, – говорит оператор. – Решение использовать портативную камеру, тележку, кран или стэдикам я считаю одним из важнейших в операторском деле. Понимание таких тонкостей отличает мальчика от мужчины, особенно на съемках ужастиков. Мы всего лишь сопровождаем зрителей в этом увлекательном путешествии, в этом вся суть. Они могу почувствовать себя мухой на стене комнаты, могут оказаться и спереди, и сзади главного героя. Джеймс инстинктивно чувствует, что и как надо показать в каждый конкретный момент». Первый фильм снимался по большей части на камеру RED Mysterium X. Для съемки сиквела Леонетти выбрал камеру Arri Alexa за широкий выбор контрастных диапазонов и способность работать в условиях недостаточного освещения. «Технологический прогресс позволяет нам использовать различные заманчивые опции работы цифровых камер, – отмечает оператор. – Мы с Джеймсом сходимся во мнении, что было бы неразумным не воспользоваться этими опциями».Для разработки дизайна фильма Ван снова пригласил художника-постановщика Дженнифер Спенс. Она работала и на съемках фильма "Астрал" в качестве художника под началом художника-постановщика Аарона Симса. На съемках первого фильма Аарон дал мне карт-бланш на дизайн интерьеров большей части домов, в которых происходили события, – говорит Спенс. – Джеймс хотел, чтобы дом Ламбертов не слишком отличался от других среднестатистических коттеджей, но был, что называется, с маленькой изюминкой – он должен был быть чуточку темнее и неким ощущением глубины». Работая над интерьером различных домов и комнат, в которых снимались сцены фильма, Спенс проводила много времени на блошином рынке Лонг Бича, подыскивая уникальные предметы обихода. Она обращала особое внимание на личные вещи, к которым хозяева обычно привязывались, такими как старый плюшевый мишка или кресло-качалка XIX века. «Я всегда предпочитаю блошиный рынок услугам реквизиторов, которые используют предметы из своих запасников по тысяче раз», – объясняет она.После событий, описанных в первом фильме, семейство Ламбертов переезжает в дом Лоррейн, матери Джоша. Продюсеры сочли, что для этой цели отлично подойдет дом викторианской эпохи в районе Хайленд Парк на северо-востоке Лос-Анджелеса. Хотя было маленькое уточнение – авторы фильма не хотели делать акцент на том, что события происходят именно в Калифорнии, поэтому экстерьеры должны были оставаться на заднем плане. «В этом доме меня привлекли обои и красные двери, – вспоминает Спенс. – Это бросалось в глаза. Красный – один из самых любимых цветов Джеймса, поэтому он старается использовать его везде, где это может сработать». В сценарии описано, что именно красная дверь являлась входом и выходом в Место Дальностей. Вообще, красный цвет выгодно выделается в цветовой палитре фильма на фоне зеленого, черного и розового. Именно этот цвет стал ключевым для описания всего интерьера дома. «Мне хотелось, чтобы в доме было много антикварных предметов, – говорит Спенс. – Деталей интерьера должно было быть много, но, несмотря на это изобилие, дом по-прежнему должен был быть уютным. В 1986 году этих деталей было намного меньше, а в нашем времени Ламберты существенно пополнили свою коллекцию антиквариата. Таким образом, я даю понять, что именно в этом доме начались злоключения Джоша». Место Дальностей очень контрастирует с реальностью – там намного пустынней, да и в цветовой палитре преобладает синий цвет. «Место Дальностей лишено каких бы то ни было личных предметов и воспоминаний, – объясняет Спенс. – Все подобные элементы мы убрали. Некоторые комнаты совершенно опустели, остались одни голые стены. Пустоту мы заполнили разве что легким светом и тоненьким покрывалом дымки. Ничего лишнего и личного».Учитывая увлечение Вана всевозможными гаджетами (которое он более чем наглядно продемонстрировал в "Пиле"), не удивительно, что реквизит также играл не последнюю роль в работе над сиквелом "Астрала". Реквизитор Том Спенс, который вместе со своей супругой Дженнифер работал главным художником на съемках АСТРАЛА, был постоянно при деле. Он использовал как предметы из первой картины, так и совершенно новые, которые он смастерил специально для фильма. «Первостепенное значение играла оригинальность, визуальная составляющая была столь же важна, как и функциональная, – комментирует он свои продолжительные дебаты с Ваном. – Если бы Макгайвер подружились с Франкенштейном, они бы использовали арсенал, который будет продемонстрирован в нашем фильме».Учитывая ограниченный бюджет, съемочной группе фильма пришлось искать творческие решения поставленных сценаристами задач. Впрочем, "Астрал" наглядно доказал, что такие решения без труда могут быть найдены. Например, отлично сработали походный фонарь, с которым Джош отправляется в Место Дальностей, и противогаз, которым пользуется Элис по время спиритического сеанса. Добавьте сюда специальное оборудование, которым пользовались Спекс и Такер. В арсенале охотников за привидениями были трехполевой измеритель, позволяющий фиксировать паранормальную активность, и детский калейдоскоп, снабженный ультрафиолетовым и инфракрасным фильтрами, который также позволял обнаружить присутствие призраков.Самым запоминающимся элементов реквизита, разработанным специально для фильма, стали детские ходунки младшей дочери Ламбертом, Кали. «В эти ходунки вселяется нечистая сила, и они оживают, – объясняет Спенс. – Нам пришлось снабдить их пультом дистанционного управления, чтобы мы могли ими управлять. Ходунки ездили сами по себе, зажигались лампочки, звонили колокольчики, свистели свистки – словом, веселый получился девайс. Мы со смеху подыхали, когда его включали».Еще одним хитроумным гаджетом стала игральные кости Карла Стэнэуэя. Спенс говорит, что вырезал ее вручную из пластмассовых упаковок. «Мы вырезали буквы или символы, а затем покрывали поверхность трещинами и потертостями, чтобы искусственно «состарить» кубики, – рассказывает он. – Они для него стали, как рунические символы для шамана. Когда он бросает их, на гранях можно прочитать сообщение из потустороннего мира». Кроме того, реквизитор соорудил и «наладил» баночный телефон, который юный Долтон Ламберт использует для спиритической связи. «Это – один из неотъемлемых символов нашего детства, – говорит Спенс. – Только наш телефон работает по-особому».Главные герои фильма одеты так, как и полагается одеваться жителям провинциального калифорнийского городка. Однако дизайнеру костюмов Кристин М. Бурк пришлось также разработать гардероб для множества привидений и прочих потусторонних существ. Кроме того, она разработала гардеробы для флэшбэков в юность Джоша Ламберта в точном соответствии с модой 1980-х годов. «Действие второго фильма начинается с того самого момента, которым закончился первый, – Говорит Бурк, которая занималась костюмами героев фильмов Вана. – Поэтому нам пришлось большое внимание уделить мелочам. Главные герои жили в 2010 году, поскольку именно тогда снимался первый фильм. Но были еще и персонажи из Места Дальностей, на которых были костюмы XIX века. Также в фильме есть сцены флэшбэков в 1986 год. Как видите, нам пришлось покрыть гардеробами несколько столетий. Мне это было очень приятно – обожаю создавать костюмы других временных эпох».Для школьного учителя Джоша Ламберта Бурк подобрала гардероб, в котором он мог и ходить на работу, и отдыхать дома. «Для появления в школе у него были костюмы, для домашней атмосферы мы приготовили массу шотландок и прочих милых вещичек, – рассказывает Бурк. – Когда он попадает в Место Дальностей, на нем красная шотландка, точно такая же, как и у Долтона. Я хотела показать на визуальном уровне, что отец и сын тесно связаны». Костюмер подчеркивает, что гардероб Джоша состоит в основном из темных вещей, потому что большую часть фильма он «сам не свой».Работая над образом Рене Ламберт, Бурк пыталась передать в стиле одежды уязвимость женщины и стресс, полученный в результате пережитых событий. «Мы одевали Роуз в рубашки и тонкий шелковый вязанный свитер, – говорит Бурк. – Текстуры тканей мы подбирали с таким расчетом, чтобы зрители могли без труда представить себя на месте героини и пережить кошмар вместе с ней. К концу фильма Рене одета в очень мягкую и очень женственную одежду, которая подчеркивает чувство опасности». Лоррейн Ламберт сильно контрастирует с героиней Бирн – в ее гардеробе превалируют темные детали одежды, свидетельствующие о силе персонажа. «Темные цвета подчеркивают ее внутреннюю энергию, – объясняет Бурк. – Кроме того, мы нарядили Барбару в зеленый плащ, который производит впечатление рыцарских лат. Поэтому когда она появляется в компании Роуз, не остается никаких сомнений в том, кто тут за главного».Спекса и Такера Бурк превратила в настоящих охотников за привидениями, подчеркивая их статус строгими белыми рубашками и черными галстуками. «Мы хотели получить нечто среднее между клубом умников и мормонскими проповедниками, – смеется костюмер. – Но иногда они надевали и повседневную одежду, которая демонстрировала их истинную натуру. Спекс был одет в чистую и аккуратную одежду, Такер же, напротив, был неряшливым». Бурк также отвечала за гардеробы многочисленных привидений и прочей нечистой силы. В одной из сцен в спальню Долтона наведывается призрачная группа девушек, каждую из которых убил маньяк в промежутке между 1970-м и 1986-м годами. Некоторые из них были укутаны в саваны, на других была обычная одежда, но все они были мертвы. «Они все одеты в то, что было на них в момент убийства; то, в чем они попали в Место Дальностей, – объясняет Бурк, которая лично подбирала элементы одежды той эпохи для каждой из девушек. – Истории их жизней и смертей помогли подобрать для них правильных гардероб. Кроме того, легче работалось гримерам и визажистам – благодаря более подробному описанию каждой из девушек было ясно, как она должна была выглядеть».Гардероб злобной героини Мишель продиктован модой фильмов 1930-х годов. Очевидно ее любимыми актрисами были Джоан Кроуфорд и Грета Гарбо. Бурк сшила для Даниэль Бисутти шелковое платье в соответствующем стиле. «Джеймс хотел, чтобы она выглядела, как персонаж классических ужастиков прошлого века – ее прическа, грим, костюм, словом буквально все, – вспоминает Бурк. – А раз уж на эту роль выбрали поистине красивую женщину, я решила сделать ее красоту пугающей. При этом мы старались визуально подчеркнуть костюмом ее лицо, потому что у Даниэль может так посмотреть – кровь в венах стынет».Помимо жертв серийного убийцы в фильме появится около 20 призраков – мужчин и женщин самых различных возрастов и сословий. Они умерли, но остались в Месте Дальностей, чтобы донимать живых. Привидения одеты в костюмы самых различных эпох, начиная с XIX и заканчивая XX веком. По стилю одежды в них можно угадать гангстеров, доярок, солдат времен Второй Мировой войны и персонажей из Англии времен Диккенса. В дизайне костюмов Бурк отдавала предпочтение холодным серым полутонам. Но каждый из элементов одеяния нес в себе какую-то предысторию с тем, чтобы игравшие призраков актеры могли чувствовать свою значимость в сцене.Фильм снимался на протяжении 26 дней на реальных локациях в Лос-Анджелесе. Съемки начались в январе 2013 года в историческом поместье Смитов в районе Хайлэнд Парк на северо-востоке Лос-Анджелеса. Этот отлично сохранившийся особняк викторианской эпохи был представлен авторами фильма, как дом Лоррейн Ламберт, в котором на время остановились ее сын Джош вместе со своей семьей. Двухэтажное здание было выстроено в 1887 году и включено в список исторических сооружение Соединенных Штатов, а также является памятником архитектуры Лос-Анджелеса. Изначально дом принадлежал судье, который интересовался оккультизмом и даже написал книгу на эту тему. Впервые постройка появилась на экранах в 1968 году в черной комедии Джека Хилла "Ребенок паука" с Лоном Чейни мл. В 1979 году в здании снимались сцены фильма ужасов Денни Харриса "Немой крик". «Место было просто потрясающее, – вспоминает свои первые впечатления о доме Ван. – Дом располагался на холме, и все остальные постройки были в буквально смысле слова под ним. Оттуда открывался просто шикарный вид на Лос-Анджелес». По словам Роуз Бирн, уникальность локации помогала актерам вживаться в роли. «Места, которые были выбраны для съемок, сами по себе заставляли мурашки бегать по коже, – рассказывает актриса. – Темные комнаты, низкие потолки – ощутить страх в таком место не сложно. Я не могла отделаться от мысли: «Как можно жить в таком доме?» Это все – моя впечатлительность. Наверное, я слишком восприимчива для подобных фильмов. Больше всех призраков и прочих проявлений нечисти меня пугал именно дом».Еще одну постройку в Хайлэнд Парке продюсеры арендовали на неделю, чтобы преобразить ее в дом Элис Ренье. Большая часть сцен снималась в гостиной и подвале двухэтажного особняка, который был выстроен в 1908 году. Огромный подвал был разделен на две части – половина послужила подвалом дома Лоррейн Ламберт, вторая половина была задрапирована под читальню в доме Элис. Именно там Спекс и Такер нашли старую запись, на которой Элис погружала юного Джоша в гипноз.Третьим домом стал еще один особняк 1910 года в районе Адамс-Норманди в центре Лос-Анджелеса. Пустующая постройка относится является памятником архитектуры Лос-Анджелеса и известна под названием Резиденция Беккетта. В стенах дома снималось немало фильмов, телевизионных сериалов и музыкальных видеоклипов, включая фильм Роба Зомби "Хэллоуин". Вообще в канун Дня Всех Святых дом пользуется большой популярностью. По словам Дженнифер Спенс, дом был преображен до неузнаваемости декораторами и художниками. «Паркеру многое довелось пережить, – рассказывает она. – Его мать хотела, чтобы мальчишка претворялся маленькой девочкой. Она заставляла его делать ужасные вещи. Я хотела показать, что именно дом увлекал его в темные уголки, где он творил всякие мерзости».Последней локацией фильма стала общественная больница Linda Vista Community Hospital в районе Бойл Хейтс на востоке города. Она открылась в 1920-х годах. Здание неоднократно появлялось в фильмах, телесериалах и музыкальных видеоклипах, до тех пор, пока не было закрыто в 1991 году. На текущий момент планируется превратить бывшую больницу в дом престарелых. Сиквел "Астрала" станет одним из двух последних фильмов, которые будут сняты перед перепрофилированием.В фильме больница называется Our Lady of Angels Hospital – место, где в 1986 году Лоррейн Ламберт работала медицинской сестрой, а ее сын впервые повстречался с Паркером Крейном. Съемки велись на двух этажах. На одном снимались сцены флэшбэков, на другом – наше время. Здание оказалось достаточно вместительным, и рабочие смогли преобразить некоторые помещения в комнаты, совершенно не относящиеся к здравоохранению – отделение полиции, столовую в доме Лоррейн, спальню Кали и Место Дальностей. Ходят слухи, что в госпитале действительно обитали приведения. Ван вспоминает, как во время очередной перестановки света один из рабочих почувствовал, как его кто-то или что-то схватило, хотя вокруг не было никого. «Он сказал, что почувствовал, как маленькая ручонка схватила его за руку, – рассказывает режиссер. – Он опустил глаза, потому что решил, что ему на ладонь упал какой-нибудь жук, но не было ни жука, ни ребенка. Ничего!»Готовясь к своим ролям охотников за привидениями Спекса и Такера, Уоннелл и Сэмпсон также посещали дом с привидениями и даже предприняли вылазку в составе группы любителей подобной охоты. «Всякие спиритические сеансы в месте, подобном этому, на кого хочешь нагонят страху, – признается Сэмпсон. – Мы спустились в подвал, миновали крематорий и оказались у двери морга. Я успокаивал себя, бормоча: «Ну что с нами может приключиться плохого?» Наверное, то же самое чувствовали многие их тех, кто оказывался в этой больнице». При первом же удобном случае Уоннелл вернулся в больницу со своей женой. По словам сценариста и актера, ничего сверхъестественного за оба этих похода не произошло. Большую часть времени они, сев кружком, просили духов проявить себя. Впрочем, один из медиумов задал супруге Уоннелла очень необычный вопрос – он спросил, не посещала ли она недавно помещение с белым арочным потолком. «Моя жена улыбнулась: «Может быть, это место – эта больница?» – вспоминает Уоннелл. – На что медиум ответил: «Да, именно это место. Вам никогда нельзя сюда возвращаться, иначе вы рискуете захватить что-нибудь или кого-нибудь домой из потустороннего мира». Когда я рассказал эту историю Джеймсу, он всплеснул руками: «Господи, да ведь из этого выйдет отличная сцена!» Всякий раз, когда он или я слышали историю о привидениях, мы начинали прикидывать, как мы могли бы ее обыграть в фильме».
Отзывы