Би-боинг – модное и динамичное танцевальное направление, которое появилось на улицах Нью-Йорка в 1970-х годах и является одним из четырех краеугольных камней хип-хоп культуры, наравне с рэпом, граффити и диджейством. С легкой подачи средств массовой информации стиль окрестили «брейк-дансом». Довольно скоро би-бои стали значимой частью культуры. В Соединенных Штатах движение сошло на нет, хотя в других странах мира продолжает активно развиваться. Режиссер Бенсон Ли не мог упустить из виду этот факт и даже снял документальный фильм "Планета би-боев", который получил несколько премий. 30 лет назад весь танец состоял из нескольких базовых движений. Однако арсенал брейк-данса пополнялся с нарастающей, как снежный ком, скоростью. Сегодня брейк-данс стал очень сложным акробатическим танцем, который по своей зрелищности может поспорить с самыми красивыми видами спорта, представленными в гимнастической программе Олимпийских игр. «Би-бои распространились по всему миру, – говорит Ли. – По сюжету фильма, который, в свою очередь, снят по мотивам моего документального фильма, менеджер стремится подобрать группу американских би-боев, которые отправятся на конкурс «Короли танцпола» - своеобразный Кубок Мира, только в брейк-дансинге. Ежегодно в состязаниях принимают участие представители из более 20 стран мира. У «команды мечты» есть реальные шансы вернуть золото в Америку, где би-боинг зарождался 15 лет назад».«Короли танцпола» – реальное мероприятие, проводящееся во Франции и привлекающее толпы фанатов со всего мира. «Этот чемпионат проводится вот уже 20 лет, – говорит продюсер Эми Ло, которая работала с Ли также и над его документальным проектом. – Это событие мирового масштаба, привлекающее внимание тысяч человек. Вы не можете себе представить энергетику, которой наполнен этот концерт». Ло признается, что ничего не знала о би-боях до тех пор пока не начала работать над документальным фильмом Ли. «Мне наглядно доказали, что за каждым из актеров кроется своя уникальная история, – говорит продюсер. – Этот фильм – шанс изучить этот мир еще глубже и поделиться этим откровением с еще большим количеством зрителей. Я очень уважительно отношусь к элементу самовыражения и увлечению молодых людей физической культурой. Надеюсь, что мы своим фильмом сможем увлечь подрастающее поколение этой красивой разновидностью искусства».Ли утверждает, что би-боинг появился, как реализация потребности самовыражения у подростков Бронкса: «Где бы то ни было, этот танец выражает протест. Ничего удивительного в том, что его радушно приняли во многих странах мира. Этот стиль дает возможность развиваться простым подросткам, которые не могут себе позволить школы классического танца». Еще до завершения работы над фильмом "Планета би-боев" Ли и Ло не могли не оценить внушительный потенциал полнометражного прокатного фильма на заданную тему – феномен би-боинга возвращается в страну, в которой некогда зародился. Следовало всего лишь адаптировать отснятый материал для больших экранов. В этом дуэту помог продюсер Трип Винсон из компании Vinson Films.Винсон утверждает, что следил за движением би-боинга с 80-х годов, когда оно только появилось. «Но по-настоящему я увлекся этой темой, лишь посмотрев фильм "Планета би-боев", – признается он. – Удивительно, но сами танцоры и истории их жизней привлекают зрителей не меньше, чем их танцы. Душевность и внутренняя теплота би-боев заворожили меня настолько же, насколько и их стремление реализовать свою мечту. Я ни в коей мере не сомневался в том, что фильм получится замечательным».В своем документальном фильме Ли предлагает зрителям взглянуть на международную арену би-боинга, посетив Японию, Францию, Германию, Южную Корею и вернувшись обратно в Соединенные Штаты. Приняв это за отправную точку, кинематографисты попытались найти способ, который бы выгодно выделил их детище в сонме танцевальных фильмов. «Сюжет подобных фильмов давно превратился в клише, – утверждает Ли. – Балерина встречает уличного танцора. Он делится с ней страстностью, а она знакомит его с цивилизованностью. Эта история были избита до дыр, поэтому мы хотели сделать что-то новое и необычное. Нам пришла идея превратить картину в спортивную драм, и, как выяснилось, она себя оправдала. Ключевым событием становится танцевальное состязание, в котором участники мало чем уступают профессиональным атлетам». Ли отмечает, что в сюжет были вплетены элементы командной игры и изменения мировоззрения: «История получилась очень американской – группа одиночек пытается подавить собственное зашкаливающее эго и научиться работать в команде во имя достижения общей цели».Несмотря на то, что сюжет полностью вымышленный, он пропитан духом документального фильма. В него вошли многие реальные истории, рассказанные танцорами. «Для учителя танцев наступают тяжелые времена, и один из воротил в мире хип-хопа предлагает ему собрать и натренировать лучший в мире танцевальный коллектив, – говорит Винсон. – Мир би-боев достаточно индивидуален. Инструктор же учит танцоров командной игре с тем, чтобы они могли победить на конкурсе «Битва года»».С появлением брейк-данса движение би-боев активно развивалось, но в основном на индивидуальной основе. «Модное танцевальное направление перенимали подростки по всему свету, добавляя в танец свои уникальные движения, – объясняет Ло. – Информация об этом попадает в США через Интернет. Американские би-бои изучают видеоролики, снятые их коллегами из других стран, и сборная солянка становится их собственным уникальным стилем. Такой обмен опытом нас просто поражал».Ли говорит, что, несмотря на его страстное увлечение модным танцевальным направлением, он никогда сам не был би-боем: «Я могу назвать себя только самым отъявленным фанатом этого направления. Впервые под влияние би-боинга я попал, посмотрев фильм "Танец-вспышка". В одной из сцен Дженнифер Билз идет по улице и натыкается на группу би-боев. Я никогда не видел такого динамичного танца. Впоследствии его запечатлевали и другие режиссеры, например, в таких фильмах, как "Бит стрит" и "Брейк". Я посмотрел и эти картины, после чего был окончательно и бесповоротно очарован би-боингом».Спустя десять лет Ли закончил свой дебютный фильм и начал раздумывать, чем бы заняться дальше. «После просмотра фильма "Танец-вспышка" я невольно задумался: какова жизнь би-боев? – рассказывает режиссер. – В Интернете я узнал о мероприятии под названием «Битва года» и стал буквально одержим этой танцевальной баталией». Он узнал, что движение би-боев не только живет и процветает, но и вышло на международную арену. «Вчерашние уличные танцоры превратились в настоящих атлетов, но никто ничего не знает об этом! – возмущается режиссер. – В какую бы страну не приходило движение би-боинга, везде танцоров игнорировали и даже порицали, называя людьми без целей и средств».Режиссер считает, что модный танец зародился в 1950-е, в эпоху рок-н-ролла. «Это была сугубо американская фишка, которая эволюционировала из блюза и потрясла весь мир, – отмечает он. – Хип-хоп обошел всю планету и был радушно принят самыми различными культурами. В нем есть сила рока, этот стиль олицетворяет молодость. Может быть именно поэтому он приобретал такую популярность, где бы не появлялся». Ли также считает, что хип-хоп, как и рок-н-ролл, либо есть в человеке, либо нет. «Би-бои посвятили свои жизни любимому танцу, – говорит режиссер. – Их опыт основывается на личном вдохновении и инновационных идеях. Главное, что их объединяет – убежденность в том, что это не они выбрали би-боинг. Это би-боинг выбрал их».В фильме снимались как профессиональные актеры, так и настоящие уличные танцоры. Вместе им удалось нарисовать удивительно реалистичную картину жизни би-боев. «Это очень удачное сочетание, – считает Эми Ло. – Актеры очень уважительно относились к танцорам, которые на съемках подобных фильмов обычно остаются на заднем плане. На этот раз они появлялись на авансцене так часто, как только было возможно».Джош Холлоуэй играет роль Джейсона Блейка, бывшего инструктора по танцам, который берется сделать из самостоятельных танцоров настоящую команду мечты. «Признаюсь, я не видел Джоша в сериале «Остаться в живых», роль в котором принесла ему всемирный успех, – говорит Ли. – Но он мне понравился буквально с первой нашей встречи. Он очень положительный человек и настоящий профессионал на съемочной площадке. Уже во время репетиций он поразил меня тем, насколько реалистично вжился в роль танцевального инструктора. Он провел глубокое исследование характера своего героя и изобразил его очень человечным. Поистине хороший тренер является еще и наставником. Джошу удалось добиться этих отношений с коллегами не только в кадре, но и за пределами съемочной площадки».Холлоуэй говорит, что увлекся би-боингом еще в школе, когда играл в баскетбольной команде. «Я танцевал всю свою сознательную жизнь, но никогда не выступал на публике, – рассказывает он. – В моей баскетбольной команде было несколько удивительно талантливых би-боев, и на разминках мы разогревались танцевальными движениями. Посмотрев документальный фильм, я был поражен атлетизмом актеров и тем, каких высот достиг би-боинг». Однако в фильме его привлекли не только танцевальные элементы, но и куда в большей степени история тренера. «Она буквально захватила меня, – признается актер. – Я знаю не понаслышке, какую значимую роль в жизни человека может сыграть тренер. А по сюжету фильма мой герой и сам может многому научиться у своих подопечных».За два года до начала истории Блейк потерял всю свою семью в автокатастрофе. «Он буквально слетел с катушек и ушел в запой, – рассказывает Холлоуэй о своем герое. – Вернуться к нормальной жизни ему было очень не просто. Он – алкоголик и не может так легко от этого отказаться, поскольку именно в алкоголизме заключен его механизм выживания». По счастливой случайности Блейк находит в тренерском блокноте записку, которая подсказывает ему, с чего надо начать. «Эту запись сделала его супруга много лет назад, – объясняет актер. – «Измени свой образ мыслей, измени свою жизнь». Строчка словно открывает в нем второе дыхание, которое он направляет на тренировки. И, изменяя образ мыслей своих подопечных, он меняется и сам».Холлоуэй подошел к работе над своей ролью с большой ответственностью. Он много работал с танцорами, чтобы те почувствовали себя увереннее на съемочной площадке. «Джош не жалел для ребят ни времени, ни сил, ни вдохновения, – говорит Ли. – Мне кажется, би-бои чувствовали это и были ему благодарны». «Каждый из них ежедневно подпитывал мое вдохновение, – говорит актер. – То, что они вытворяют в танце, просто потрясающе, а их сила воли и энергетика вообще выше всяких похвал. Как и любой другой поклонник этого танцевального стиля, я был поражен тем, на что ребята были способны. Иногда мне казалось, что они находятся в невидимой аэродинамической трубе». «Бенсон, в свою очередь, продемонстрировал свое увлечение танцами и глубокие познания в этой области, – продолжает Холлоуэй. – Он не просто снимал танцевальный фильм, а пытался рассказать более подробно историю этой культуры и ее эволюции».Возрождение Блейка стимулировал его старый друг Данте, воротила в мире хип-хопа, которого играет Лас Алонсо. «Данте предлагает Блейку взяться за эту работу, чтобы вытащить его из депрессии, – объясняет Винсон. – Лас сыграл эту роль с толикой юмора и самодовольства. Было очень забавно наблюдать за тем, как он работает». За 30 лет до описываемых в фильме событий оба героя выступали в одном танцевальном коллективе. «Данте стал магнатом хип-хоп индустрии, – говорит Ли, – а Блейк взялся тренировать баскетбольную команду. Однако потеря семьи выбила последнего из колеи, и он начал топить горе в вине. С одной стороны Данте, конечно же, хочет собрать команду танцоров, которая могла бы принять участие в конкурсе «Битва года». С другой стороны он видит в этом возможность помочь своему другу».По словам режиссера, Алонсо идеально вжился в образ магната хип-хоп индустрии. «Шаблонный портрет директора звукозаписывающего лейбла, которому на все и всех наплевать, устарел, – утверждает он. – Индустрия хип-хопа постоянно развивается. Такие «зубры», как Джей Зи или Расселл Симмонс, на удивление интеллигентны, начитаны и культурны. Именно эти качества мы хотели увидеть в Данте. И, наверное, никто бы не сыграл эту роль лучше, чем Лас. Он феноменальный актер и сумел ухватить самую суть характера своего героя».Алонсо занимался би-боингом с самого детства и играл в таком нашумевшем танцевальном фильме, как "Братство танца". Однако даже он был потрясен уровнем подготовки современных би-боев. «Съемки в этом фильме были очень важны для меня, – признается он. – Я словно вернулся в свою юность, хотя современный би-боинг вышел на совершенно новый качественный уровень. Сегодня танцоры, не напрягаясь, творят такие кульбиты, о которых мы никогда и мечтать не могли. Зрителям не составит труда проследить, как танец эволюционировал из года в год». Учитывая характер актера, и герой в его исполнении стал очень харизматичной личностью. «Данте достаточно самоуверен, – говорит о своем персонаже Алонсо. – Это качество неизменно приобретает человек, который знает, насколько успешен. Он настоящий альфа-самец и знает об этом».Данте, как и все прочие, не мог не заметить, что, несмотря на всемирное увлечение би-боингом, эта зародившаяся в США субкультура на родине уже не пользуется былой популярностью. «На конкурсе «Битва года» американцев постоянно обходили то корейцы, то русские, то французы, – описывает ситуацию Алонсо. – Мой герой решает собрать команду лучших танцоров, которые смогут вернуть главную награду конкурса на национальную родину брейк-данса, и в то же самое время – помочь другу, попавшему в беду». Алонсо говорит, что ему очень понравилось работать с Холлоуэем. «Джош – настоящий профессионал, – отмечает он. – Большая часть его реплик – монологи. Кроме того, он выработал уникальный акцент для этой роли. Я его очень уважаю за эту работу». Очевидно Блейк не смог бы справиться со столь сложной задачей в одиночку. Ему в помощь отряжают Франклина, сметливого сотрудника компании Данте, которого играет Джош Пек. Актер, известный своей ролью в телевизионном сериале «Дрейк и Джош», смешил всю съемочную группу, как в кадре, так и за пределами съемочной площадки. «Джош Пек – прирожденный талант, – говорит Ли. – Он напоминает мне таких великих комиков, как Лорел и Харди , Эбботт и Костелло , и, конечно, Джеки Глисон. Он – один из самых смешных актеров, которых я только встречал в жизни. Вся наша команда каталась по полу от смеха, наблюдая за его импровизациями. Он обладает редким умом и в то же время невероятно комичен. Он привнес в картину столь необходимый элемент легкости, воздушности и юмора. Блейк проводит свои тренировки в весьма жесткой манере, а Франклин своими шутками разряжает атмосферу». «Джош Пек своими шутками просто надрывал нам животы, – вспоминает Холлоуэй. – Он постоянно импровизировал, и мне приходилось ему подыгрывать. Он просто дьявольски смешон».Пек благодарен кинематографистам за то, что ему позволили создать образ героя по своему усмотрению. «Все довольно благодушно встретили мое желание привнести в роль что-то свое, – говорит он. – Бенсон на съемочной площадке был силой, способной всех примирить и урезонить. Это удивительное чувство – видеть, как режиссер «расправляет крылья» и снимает свой дебютный полнометражный фильм. Я успел влюбиться в его документальную картину, и был счастлив поработать с ним на съемках фильма. Пек вырос в Нью-Йорке и знаком с хип-хоп культурой не понаслышке. «Да, я всего лишь бледнолицый еврейчик, – смеется он. – Но в моем районе все выпускники школы попадали в тренировочный лагерь Run-D.M.C. Хип-хоп стал неотъемлемой частью моей жизни, и эта часть мне очень нравится». Пек поступил в профессиональную актерскую школу на Манхэттене, где изучал искусство актерской игры в музыкальном театре. «Я изучал еврейские танцы, которые танцуют на бар-мицва, на кинсеаньере , на свадьбах, – рассказывает он. – Я изучил все церемонии, в процессе которых так или иначе присутствуют танцы. Ритм музыки всегда бился в моем сердце, куда громче, чем многие могли себе представить. Но танцевал я в основном один и сам для себя».Как бы то ни было, в фильме Пек остается за пределами танцпола. «Франклин, может быть, танцует в душе, но никому этого не показывает, – объясняет Пек. – Я думаю, он хотел бы быть танцором, но вместо этого стал ассистентом в компании Данте. Когда Блейк соглашается стать тренером танцевальной команды, Франклина назначают его помощником, потому что он многое знает о мире хип-хопа вообще и о брейк-дансе в частности». Пек считает, что зрители будут поражены качеством танца в фильме КОРОЛИ ТАНЦПОЛА. «Эти танцоры похожи на супергероев, – восхищается он. – Они невероятно талантливы и находятся на пике своей активности. Они открыли совершенно новый мир, о котором я ничего не знал. Танец – своеобразный эквалайзер их жизней. Не важно, кто ты и откуда ты. В этом мире все зависит от твоего таланта и трудолюбия».Вместе с Франклином Данте отправляет на помощь Блейку хореографа Стэйси, которая должно отработать с танцевальным коллективом номер для выступления. «И в этом случае мы не хотели пользоваться различными клише, к которым зрители уже привыкли, – говорит Ли. – Стэйси – не обычная рафинированная балерина, грациозно появляющаяся в сюжете. Отнюдь! Она – такая же талантливая танцовщица, как и другие, и ни в чем не уступает танцорам из команды. Кроме того, она, как это уже неоднократно бывало, не вызывает у Блейка романтических чувств. Они – соратники, которые работают вместе во благо одного дела. Она поднимает ему голову и показывает, что жизнь продолжается. Они составляют очень красивый и слаженный творческий дуэт».Кейти Лотц, сыгравшая роль Стэйси, брала уроки танцев на протяжении десяти лет. Она увлеклась би-боингом в 17 лет и вошла в танцевальную труппу из Сан-Диего под названием Culture Shock. «Я буквально загорелась хип-хопом и брейком, – вспоминает она. – С самого первого раза, когда увидела, что вытворяют на танцполе би-бои. Мне всегда нравилась акробатика, и я не могла упустить возможности попробовать сочетать ее с танцем. Оказалось, что это очень динамично и очень весело». Ее героиня практически сразу сталкивается с трудностями. Блейк утверждает, что не видит нужды в хореографе, а танцоры не считают, что смазливая блондинка сможет их чему бы то ни было научить. «Стэйси придется через многое пройти, – заявляет Лотц. – Блейк знает толк в би-боинге и командной игре. Но в конечном итоге и ему приходится признать, что хореография тоже важна. Именно это и берет на себя моя героиня. Она – хореограф от Бога и точно знает, чего не хватает ребятам для победы. И этим она завоевывает уважение к себе».Обладатель премии «Грэмми»® Крис Браун, который играет роль Рустера – один из самых запоминающихся танцоров в Команде Мечты. «Я не был знаком с музыкой Криса Брауна, – признается Ли, – но меня покорил его невероятная талантливость. Он сделал впечатляющую карьеру на сцене, и его очень уважают в мире би-боинга. Его уровень физической подготовки и естественная вальяжность сделали его идеальным кандидатом на роль Рустера. Он буквально слился со своим героем в единое целое. Он по праву может называться одним из лучших би-боев на планете, но на площадке он вне всяких сомнений и был самым лучшим».Рустер становится одним из лидеров группы, причем продюсеры фильма считают, что это было вполне заслуженно. «Крис очень многое привнес в эту роль от себя, – говорит Винсон. – Мы гордились тем, что имеем возможность понаблюдать за его работой. Это было незабываемо». Браун увлекался би-боингом с раннего детства. Данный ему от природы танцевальный талант позволял осваивать новые фигуры и движения без каких бы то ни было проблем. Несмотря на это, он утверждает, что это была одна из самых сложных танцевальных ролей в его карьере. «Тут никто не дублировал трюки, все было по-честному, – утверждает Браун. – Работа с этими ребятами вдохновляла меня. Я действительно выкладывался на полную, поскольку и для них это было очень серьезно. Они постоянно пытались научить меня каким-то новым движениям, и во мне зарождался спортивный интерес. Я многому научился и, как мне кажется, завел на съемочной площадке этого фильма много новых друзей».Браун говорит, что обожает сниматься в кино, и всегда открыт для интересного амплуа. Но на танцевальные роли он соглашался с большой неохотой, в основном из-за своей музыкальной карьеры. «Меня покорил сценарий, – объясняет он свое решение сняться в фильме. – Персонажи и сама история зародили во мне желание приобщиться к этому проекту». Браун довольно быстро понял, что существует большая разница между музыкальными выступлениями и танцевальными битвами. «Когда я выхожу на сцену перед 15 000 фанатами, я знаю, что они пришли посмотреть именно мое выступление, – говорит он. – Танцевальные битвы в десять раз сложнее, поскольку тебя ожидают оценки судей. Если напортачишь, тебе этого не простят».Когда зашла речь о кастинге танцоров для съемок, продюсеры настаивали на поиске настоящих би-боев. Режиссер и продюсер провели четыре полноценных дня, отсматривая десятки потенциальных кандидатов, чтобы закрыть весьма ограниченное количество вакансий. В целом их работа мало чем отличалась от той, за которой проводили время герои фильма. «Чтобы снять кино о би-боях, нам нужны были настоящие би-бои, – говорит Ли. – То, что они делают, не так-то просто повторить. Мы попросту не могли нанять какого-нибудь актера или танцора, специализирующегося на других танцах. Мы проводили пробы по всем Соединенным Штатам и собрали, как нам кажется, одних из лучших танцоров, которые и составили нашу Команду Мечты».Завоевать доверие би-боев оказалось не так-то просто. В 80-е, когда культура брейк-данса была на волне своей популярности, многие кинематографисты пытались запечатлеть ее в своих фильмах. И большинство делало это в корне не верно. «Сообщество би-боев было весьма замкнутым и обособленным, – говорит Ли. – Танцорам пришлось уйти едва ли не в подполье, чтобы продолжать эволюцию своего движения. И в силу того, что их субкультура крайне редко попадала на широкие экраны, они весьма недоверчиво относятся к кинематографу. Как, в принципе, и ко всей индустрии развлечений».В налаживании хороших отношений помог документальный фильм Ли "Планета би-боев". «Они поняли, к чему я стремлюсь, – объясняет режиссер. – Как только они поняли, насколько трепетно я отношусь к брейк-дансу, были готовы помочь всеми силами и средствами». Большая часть танцоров, снявшихся в фильме, были настоящими би-боями, прошедшими через все туры жесткой отборочной программы. В частности на видео были записаны интервью, в которых они рассказывали о своих характерах, и некоторые танцевальные номера. «Каждого из них мы спрашивали, почему они решили стать би-боями, и что эта субкультура значит для них, – вспоминает Ло. – Кроме того, мы, разумеется, просили их продемонстрировать свои танцевальные таланты. Обе составляющие вкупе позволяли получить исчерпывающее представление о том или ином танцоре. Только после этого мы начали прикидывать, кто чью роль смог бы сыграть». «Нам было очень важно, чтобы они играли самих себя, – добавляет она. – Они не так часто появляются в прокатных картинах, да и вообще где бы то ни было, за пределами танцевальных площадок. К сожалению, вниманием они не избалованы».Используя отснятые видеоматериалы, Ли и Ло провели «предварительный показ» роликов с самыми многообещающими претендентами для всей производственной группы студии Screen Gems. В финале остались танцоры с достаточно красочными и запоминающимися именами – Лил Адонис, Киловатт, Мэйхэм, Абстрак, Джиллатен, Сэм Оу, Флипз и Ду Нок. «Псевдоним очень важен для би-боя, – говорит Ду Нок, настоящее имя которого – Джон Крус. – Однажды, выступая на Восточном побережье, я услышал, как один из парней обратился ко мне, назвав Ду Ноком. Я подумал о том, что никогда раньше не встречал этого парня, а он все же знает, как меня зовут. Это как лакмусовая бумажка. Если люди начинают обращаться к тебе, используя псевдоним, значит, ты добился своего». Он также отметил, что знает многих танцоров, которые снимались в кино в последние годы – если не лично, то, по крайней мере, по публикациям в Интернете. «Было невероятно прикольно сниматься в одном фильме с этими ребятами, – говорит Ду Нок. – Я был на пике счастья, потому что понимал – мы говорим на одном языке. Би-боинг – как одна большая семья. Мы мыслим параллельно. Я могу отправиться в Корею, не знаю корейского языка. Но даже там, в компании би-боев я смогу отлично провести время – благодаря этой незримой связи».Из 13 танцоров, которые были отобраны для съемок, только Ду Нок взял на себя смелость оспорить лидерство Рустера. «Ду Нок на самом деле – известный би-бой, – говорит Винсон. – Его можно увидеть в документальном фильме. У него действительно невероятный талант. Он двигается так, как никто другой. Они с Рустером постоянно соревнуются друг с другом, и это разделяет команду на две франкции». Ли объясняет, что соперничество Рустера и Ду Нока ставит под угрозу успех всего коллектива еще до начала танцевальной битвы: «Этим двоим придется на время забыть о своем эго и забыть про ссоры. Эго – очень опасная штука, когда дело доходит до необходимости работать в команде. Оно мешает выступать, путает мысли, разбивает слаженную цепочку командной игры. Парням приходится на время забыть о себе, любимых во имя достижения общей цели».Продюсеры были уверены в танцевальных навыков отобранных би-боев и старались всячески их поддержать, чтобы танцоры могли себя раскрыть и как актеры. «Мы стремились найти отважных парней, которые бы не струсили перед камерой, – говорит Ли. – Многие из них никогда не работали в кадре. То, что они выступают на танцполе в своих сценических амплуа, помогало им понять принципы актерской игры. Мы репетировали на протяжении двух месяцев, чередую танцы и актерскую игру. Профессиональному танцору, певцу или актеру труднее всего играть самого себя, а именно этого мы хотели добиться от наших ребят. Только так они могли добиться того уровня актерского мастерства, которое нам было нужно. К их чести надо сказать, что они во многом превзошли наши самые смелые ожидания».Фильм снимался в Лос-Анджелесе и французском городе Монпелье, где проходит «Битва года». «Это были довольно масштабные съемки, – говорит исполнительный продюсер Гленн С. Гейнор. – На «Битву года» во Францию мы привезли более 75 человек с разных уголков Земного шара. Мы стали первыми выходцами из Голливуда, которые снимали фильм в Монпелье. Оказалось, европейцы относятся к би-боингу, как к искусству. Для нас это стало величайшим открытием».Многие актеры вообще ни разу не бывали за пределами Соединенных Штатов. «Они были в полном восторге, – говорит Гейнор. – Они получили неоценимый опыт, и это непременно будет заметно в фильме. Путь, который они прошли с начала съемок и до их завершения, не может не вызывать уважения». Монпелье находится на побережье между Италией и Испанией. В этом французском городке сохранилось много исторических построек, датирующихся Х веком. Он сильно контрастировал с тренировочными площадками би-боев в Южной Калифорнии. «Действие фильма переносится из спартанских интерьеров тюремного комплекса неподалеку от Лос-Анджелеса в этот старый город, – рассказывает Ли. – Тем самым мы показываем, что эта субкультура не имеет границ и рамок. С визуальной точки зрения каждое из этих мест по-своему завораживает. Тюрьма тоже может похвастаться своей историей. А затем мы все перебазировались в Монпелье, и это путешествие для всех нас стало незабываемым. Мне нравилось наблюдать за тем, какие метаморфозы происходили с би-боями во время переезда».Чтобы добиться большей правдоподобности, Гейнор обратился за помощью к Томасу Эргенротеру, учредителю «Битвы года», с просьбой оказать поддержку в работе над первым настоящим игровым фильмом о би-боях. «Я знал, что на правах президента организации, которая способствовала легитимации би-боинга, он сделает все от него зависящее, чтобы мы представили модное движение в правильном свете, – говорит исполнительный продюсер. – Вообще съемки стали глобальным мероприятием. Нам помогали Париж, Лондон, Токио, Нью-Йорк, Германия и Австрия. В «Битве года» приняли участие команды из Израиля, Кореи, России, Казахстана и Америки».Продюсеры привезли русскую команду Top Nine, которая по сценарию противостояла Команде Мечты на состязаниях. «Мы также собрали воедино корейскую команду и привезли ее в Монпелье для съемок в фильме, – говорит Гейнор. – Была и группа Vagabond, лучшая команда из Франции, и именно в том составе, в котором она выступала на «Битве года»». Ли говорит, что был вне себя от счастья, когда узнал, что сможет поснимать во время настоящей «Битвы года». «У мероприятия, подобного этому, просто нет аналогов, – утверждает режиссер. – Энергетика и динамика не могут быть воспроизведены искусственным способом. Когда мы снимали танцевальные битвы, я буквально не мог усидеть на месте. Я подпрыгивал, как ужаленный, понимая, что это событие зрители увидят в формате 3D. И этим наш фильм также очень выгодно отличается от других танцевальных картин, которые снимаются «на районе»».Финальный монтаж фильма включал как материалы, специально отснятые для фильма, так и сцены с реального мероприятия. «Мы получили возможность поснимать на стадионе за несколько дней до начала «Битвы года», а затем скомбинировали эти кадры с материалом, отснятым непосредственно во время мероприятия, – говорит Ло. – Съемки реальной «Битвы года» стали одной из самых амбициозных авантюр в студийных фильмах. Мы не могли ничего контролировать. Люди на стадионе не обращали внимания на то, что мы снимаем фильм. Складывалось ощущение, что нас вообще не замечали. Мы становились видимыми только когда загораживали кому-то обзор».Команда Мечты выступала на стадионе на протяжении 15 минут, поэтому все действия съемочной группы должны были быть четко выверены по времени. «Мы приготовили пять независимых камер, танцоры настроились, – рассказывает Гейнор. – Многочасовые репетиции и тренировки себя сторицей окупили, но я все равно жутко нервничал, когда парни вышли на сцену. Они построились и замерли. И ничего не происходило. Толпа бесновалась, а ребята просто стояли, как вкопанные. Я подбежал к помощнику режиссера и проорал ему, пытаясь перекричать толпу: «Где музыка?» Он показал мне пальцами: четыре-три-два-один. И грянула музыка. Все было рассчитано до секунды».Большую часть материала Ли и оператор Майкл Баррет снимали на камеры F3 3D от Sony, а на конкурсе «Битва года» была использовала новая камера Sony TD300, впервые на съемках полнометражного фильма. «F3 – просто фантастические камеры, – отмечает Баррет. – У них невероятная чувствительность. Мы сами поражались, в каких ужасных условиях недостаточного освещения они могли работать. TD300, в свою очередь, также были незаменимы, поскольку очень часто у нас просто было недостаточно места, чтобы разместить съемочную группу. Во время съемок на «Битве года» некуда было даже поставить штатив, а TD300 можно было просто взвалить на плечо. Оператор, работавший с этой камерой, снял потрясающий материал».Фильм снимался без раскадровок, и Баррет постоянно импровизировал, чтобы снять происходящее с наилучшего ракурса. «Я видел репетиции и имел некоторое представление о том, что должно происходить по сценарию, – говорит оператор. – Каждую сцену мы снимали, по крайней мере, на три камеры. А реальные битвы – даже на пять. Обычно одна камера захватывала общий план, а две снимали крупным планом особенно драматические моменты».Баррет говорит, что съемки мероприятий «Битвы года» напоминали съемку документального фильма в 3D: «Это было незабываемо. Мы были в первом ряду зрительского зала одного из самых захватывающих состязаний, которые только можно себе представить. Эти сцены были просто феноменальными. Вы не можете себе представить, что значит находиться вблизи танцоров. Вы должны это увидеть».Ли прошел краткие курсы искусства съемки в формате 3D в технологическом центре Sony 3D, сотрудники которого рассказывали кинематографистам о новейших разработках в области популярного формата. «Это уже второе поколение 3D-фильмов, – рассказывает режиссер. – Снимавшие фильмы первого поколения больше экспериментировали и доводили технологию до совершенства. Теперь же это не просто предметы, летящие в зал. Теперь можно показать глубину кадра, увеличивая пространство для событий в сцене». «Танцы просто идеальны для 3D, в этом нет никаких сомнений, – продолжает он. – Было снято уже немало 3D-фильмов о танцах, но ни один из них не был посвящен спортивной составляющей би-боинга. 3D создает пространственный эффект, который позволяет с разных ракурсов посмотреть на историю ребят и того, через что им довелось пройти. Зрители непременно увидят и оценят это. А учитывая несколько камер, на которые снималась каждая сцена, у нас было, из чего выбрать лучшие ракурсы».Баррет говорит, что в технологическом плане никаких новшеств использовано не было: «Просто у кого-то из зрителей может возникнуть желание подойти к экрану и оказаться в том мире. Танец сам по себе завораживает, а 3D только обостряет это чувство. Наши танцоры выполняли невероятные кульбиты, то, что кажется вообще невозможным физически. Когда видишь все это в 3D, очень трудно оторвать взгляд».Продюсеры пригласили трех хореографов, которые работали с би-боями: Дэйва Скотта и братьев Рича и Тони Талауэга. «В послужном списке Дэйва Скотта можно найти такие фильмы, как "Танцы улиц" и "Братство танца", – говорит Винсон. – Рич и Тони известны своими выступлениями вживую. Нас познакомил Крис Браун, они выступали креативными продюсерами некоторых из его шоу. Они – очень дисциплинированные ребята и вдохновляли наших актеров».Трио разработало танцевальные номера, в которые вошли все самые зрелищные элементы би-боинга. «Это – очень сложный стиль танца, в физическом плане, – говорит Гейнор. – Танцорам приходится разрабатывать мышцы шеи, рук и плеч, чтобы выполнять сложные акробатические движения. Для достижения результатов требуются исключительная физическая подготовка, выдержка, талант и целеустремленность. Каждый из актеров привнес в фильм что-то свое. В итоге у нас получился очень необычный танец».У танцоров и хореографов было шесть недель на репетиции до начала съемок. Однако тренировки не прекращались и во время съемок. В частности, довольно много времени ушло на репетицию захватывающего и весьма опасного финального танца, который би-бои выполняли с завязанными глазами. «Подобного раньше никто не делал, – говорит Винсон. – Можете себе представить, сколько им пришлось репетировать, чтобы танец получился идеальным. Он стал секретным оружием Команды Мечты».Дэйв Скотт охотно согласился участвовать в проекте, который, по его мнению, изменит стереотипное представление о би-боинге. Но он никогда не мог представить, что работа будет сопряжена с такими трудностями. «Этот стиль танца очень индивидуален, – отмечает он. – Наша задача состояла в том, чтобы сделать из ребят команду, не растеряв при этом индивидуальный стиль каждого из танцоров. Получился совершенно новый гибридный стиль. Кроме того, соревнования – это глобальное увеселительное мероприятие, чем-то похоже на цирк. Нам пришлось разработать чуть ли не бродвейскую постановку в стиле хип-хопа и блейк-данса».Кроме того, хореографам нужно было добавить и другие, более традиционные элементы в танцевальный номер, в том числе балетные. «По сценарию изначально Команда Мечты представляет собой разрозненную группу индивидуумов, каждым из которых руководит его собственное эго, – говорит Скотт. – Именно такими они являются и в реальной жизни. У меня появилось немало седых волос, прежде чем мне удалось как-то объединить этих ребят. Но, как и в сценарии, со временем они начали работать сообща и стали настоящей семьей, в который каждый стремился по мере сил помочь другому».Братья Талауэга относятся к би-боингу, как к виду спорта. «В сценарии были все требуемые составляющие, – отмечает Тони. – История достаточно универсальна и мало чем отличается от истории жизни уличного танцора. То, что сюжет был структурирован, как спортивная драма, сделало историю еще более привлекательной и реалистичной». Братья помогали Скотту в попытках собрать полноценную команду. «То, что вы увидите на экране, мало чем отличалось от того, что осталось за кадром, – говорит Рич. – Все танцоры пытались как-то выделиться. Во время репетиций один мог встать на голову и начать крутиться, в то время как мы делали что-то совсем другое. Спустя несколько минут другой мог начать какую-то партию соло, несмотря на то, что мы пытались работать в команде. Объединить их было очень и очень непросто. В каждом из этих ребят сосредоточен целый мир, а наша задача состояла в том, чтобы свести все эти миры в один единый мир команды».Рич Талауэга провел немало времени, работая тет-а-тет с Крисом Брауном, чтобы сделать из него правдоподобного би-боя. «Крис – настоящая губка, – говорит хореограф. – Он – прирожденный танцор. Он видит какое-то движение и моментально повторяет его точь-в-точь, как и было показано. Кажется, что он перекачивает информацию из твоей головы в свой мозг. Он бесстрашен и готов выполнить любое, даже самое сложное движение. Будь у него побольше времени, и он превзошел бы своего учителя!»Бенсон Ли по праву гордится тем, что снял, как он считает, первый игровой фильм, в котором хип-хоп культура показана честно. «С моей точки зрения Короли танцпола" – лучший фильм об уличных танцах на сегодняшний день, – говорит он. – Отличная история и феноменальные актеры никого не оставят равнодушными. Не говоря уже о том, что сюжет поднимает какие-то универсальные темы, которые также найдут отклик в сердце каждого зрителя». «Это – первый пример описания би-боинга в повествовательной манере, – продолжает он. – Мы собрали лучших танцоров на планете, которые представляют элиту современного брейк-данса. Мне хотелось бы, чтобы люди узнали и полюбили эту разновидность искусства. Я хотел бы вернуть былое величие этой субкультуре, столь популярной в 80-х годах. Это очень динамичный и сложный танец. Это – спорт. Это – творчество». «Кроме всего прочего, мы дали возможность заявить о себе танцорам, снявшимся в фильме, – добавляет он. – Некоторые из них никогда бы не смогли выбраться из своих городов. Не без нашей помощи они посмотрели весь мир. И это замечательно».
Отзывы