Терри Гиллиама попросили пройти урок кино во время съёмок этого фильма в Университете Южной Калифорнии. Терри согласился и воспользовавшись ситуацией, уже приготовился продемонстрировать аудиовизуальную версию фильма, находящуюся ещё на стадии «чёрного монтажа». За два дня до мероприятия студенты разрекламировали бесплатный просмотр фильма. Однако, к сожалению, когда Терри Гиллиам приехал, было объявлено, что Universal Pictures не позволит ему показать фильм. Во время выступления перед студентами его прерывали телефонные звонки руководителей студии. В конце концов ему разрешили показать лишь небольшой клип. Терри показал весь фильм. Более того он повторял показы более двух недель. Именно во время одного из таких показов его увидели кинокритики Лос-Анджелеса, Калифорния, и наградили его наградой за лучший фильм года, благодаря чему он был выпущен так, как этого хотел именно Гиллиам.Роберт Де Ниро хотел сыграть роль Джека Линта, но Терри Гиллиам уже пообещал это сэру Майклу Пэйлину. Де Ниро по-прежнему хотел сниматься в этом фильме, поэтому вместо этого его выбрали на роль Гарри Таттла.Сценарист и режиссёр Терри Гиллиам и его команда сначала были рады видеть Роберта Де Ниро на «борту», но со временем начались обсуждения, что потребность Де Ниро в «исследованиях» и его одержимость деталями всё больше раздражают. Гиллиам как-то вообще сказал, что он «хотел задушить его».Второй фильм в «Трилогии воображения» Терри Гиллиама. Первым был «Бандиты во времени» (1981), а третьим – «Приключения барона Мюнхгаузена» (1988). Все три фильма рассказывают о побегах из неловкого, упорядоченного общества глазами ребёнка, тридцатилетнего мужчины и старика.Несмотря на проблемы, с которыми Терри Гиллиам столкнулся с Робертом Де Ниро, Де Ниро сказал, что прекрасно провёл время работы над постановкой и с удовольствием поработает с Гиллиамом снова.Миф, стоящий за названием фильма, связан с тем, что сценарист и режиссёр Терри Гиллиам однажды оказался на пляже в Великобритании. Судя по всему, погода была не особо отличной. Режиссёр увидел, что там сидел совершенно один человек и слушал знаменитую песню (по стереосистеме), которую мы слышим в этом фильме. Гиллиам был очарован сидящим там человеком, несмотря на все «невзгоды», и это стало темой и названием этого фильма.В то время как большинству актёров и актрис требовалось всего два-три дубля, Роберт Де Ниро настаивал на 25-30 дублях для своего персонажа, и ему всё равно удавалось забывать свои реплики. Его роль в конечном итоге была снята за две недели, а не за одну неделю, на которую рассчитывал Терри Гиллиам.Когда студия блокировала выпуск этого фильма и переделывала его для печально известной версии картины под кодовым названием «Любовь побеждает всё», копии режиссерской версии циркулировали на видео по Голливуду. В какой-то момент несколько критиков начали спрашивать, может ли фильм, который был завершён, но не выпущен, претендовать на Оскар за лучший фильм. Говорят, что потенциальное замешательство в связи с этим вынудило студию выпустить оригинальную версию вместо переделанной.Осенью 1985 года Терри Гиллиам и Роберт Де Ниро появились в программе «Доброе утро, Америка» (1975) с целью продвижения этого фильма, который был закончен, но ещё не выпущен. Гиллиам публично боролся со студией и её главой Сидом Шейнбергом. Де Ниро редко появлялся на телевидении, но согласился помочь Гиллиаму. По словам Гиллиама, «Бобби (Де Ниро) говорил очень мало, но в тот день он был разговорчив, так что мы, возможно, получили от него около десяти слов». Ведущая Джоан Лунден спросила Гиллиама: «Я слышала, у вас проблемы со студией, это так?». Гиллиам ответил: «Нет, у меня проблемы с Сидом Шейнбергом, вот его фотография 8х10», и показал всей стране его фотографию. Сообщается, что Шейнберг был в ярости из-за этого инцидента, и это помогло Гиллиаму выпустить фильм так, как он хотел.Первым названием этого фильма было «1984 и ?», явная отсылка к роману-антиутопии Джорджа Оруэлла «1984», заимствованному предметом вдохновения для этого фильма, и одновременно дань уважения Федерико Феллини и его картине «Восемь с половиной» (1963). Однако затем был выпущен самостоятельный фильм «1984» (1984), и идея была отвергнута, так как с поместьем Оруэлла возникли юридические проблемы.Жуткая маска, которую носит сэр Майкл Пэйлин, была вдохновлена похожей маской, которую однажды подарила ему мать режиссёра Терри Гиллиама.Во время своих проблем со студией Терри Гиллиам попросил американскую газету Daily Variety о рекламе, которая в то время стоила около 1500 долларов. На страницах газет появился небольшой прямоугольник с надписью: «Дорогой Сид Шейнберг, когда вы собираетесь выпустить мой фильм? Подпись: Терри Гиллиам».Сцена с самураями изначально была задумана, чтобы отразить любовь Терри Гиллиама к фильмам Акиры Куросавы.Сообщалось, что Терри Гиллиам был очень недоволен игрой Ким Грейст, и в результате многие из её сцен были резко сокращены или вовсе урезаны. Некоторые из них были добавлены в студийную версию Сида Шейнберга «Любовь побеждает всех».По словам Терри Гиллиама в книге «Битва за Бразилию: Терри Гиллиам против Universal Pictures в битве за финальную версию», пояс для инструментов Гарри Таттла и все его устройства были предоставлены Робертом Де Ниро.Терри Гиллиам приписывает Тому Стоппарду идею падения мёртвого жука в компьютер, что и приводит к типографской ошибке, которая в итоге привела к смерти человека и всей последовательности событий в фильме.Роберт Де Ниро изначально не фигурировал в титрах, несмотря на то, что играл главного персонажа, потому что на то время у него был контракт на другую картину. Он взял роль, которую не искал, и отыграл её бесплатно, потому что очень хотел сняться в этом кино.Практически весь саундтрек представляет собой вариацию основной мелодии известной песни под названием «Бразилия».Странный маленький автомобиль с пузырчатым верхом, которым управляет Сэм Лоури (Джонатан Прайс), представляет собой трёхколесный, двухтактный одноцилиндровый Messerschmitt KR200 «Kabinenroller» (крытый самокат), выпускавшийся в Германии с конца 1950-х до 1964 года.Это был любимый фильм Ривера Феникса. Он снимался в фильме «Дурная кровь» (2012) с Джонатаном Прайсом. В качестве подарка Прайс устроил для Феникса встречу с Терри Гиллиамом. Встреча должна была состояться в тот день, когда Феникс умер возле клуба «Змеиная комната». Феникс никогда так и не встретился с Гиллиамом.Готовясь к роли, Роберт Де Ниро стал свидетелем того, как врачи проводят операции на головном мозге, потому что он сравнил работу своего персонажа с работой нейрохирурга.Ссылка на форму 27B / 6, без которой ремонтники Департамента общественных работ не могут выполнять никакие работы – это отсылка на Джорджа Оруэлла, который жил в квартире 27B на Кэнонбери-сквер, этаж 6, когда писал части романа «1984».В 2013 году Терри Гиллиам назвал это первым выпуском антиутопической сатирической трилогии с участием таких картин, как «12 обезьян» (1995) и «Теорема Зеро» (2013).Когда мистер Хелпманн (Питер Воан) произносит код отца Сэма, чтобы добраться до этажа Хелпманна на лифте, видны буквы – ERE I AM JH. Если переставить эти буквы в правильном порядке, получится «ИЕРЕМИЯ», имя отца Сэма.По данным журнала Maxim, Терри Гиллиам, как сообщается, был настолько напряжён во время съёмок, что на неделю потерял всякую чувствительность в ногах.По словам сценариста и режиссёра Терри Гиллиама, несколько человек покинули просмотры этого фильма на премьерном показе.Миссис Вероника Баттл (Шейла Рид) ни разу не моргает во время расширенного монолога, который произносит Сэм Лоури (Джонатан Прайс), когда приходит в её квартиру.В комментариях к картине Терри Гиллиам заявляет, что сцена взрыва в ресторане была вдохновлена взрывами, произошедшими в Лондоне, когда он там жил.Терри Гиллиам признал, что этот фильм был вдохновлён романом Джорджа Оруэлла «1984», хотя на самом деле он никогда не читал книгу.Любимый фильм американского композитора и певца Фрэнка Заппы.Примерно на 12 минуте плакат с надписью: «Информация – ключ к процветанию / Министерство информации» является отсылкой на советский рекламный плакат 1923 года «Резинотрест», сделанный Владимиром Маяковским. Плакат фильма выполнен в тех же цветах и стиле (половина слова «Процветание» зелёного цвета, половина – красного цвета, как и слово «Резинотрест» на оригинальном плакате).Сцены сновидений, которые попали в фильм, изначально должны были быть одной длинной вступительной сценой. Был снят ещё один эпизод сновидения, в котором Сэм пролетает над полем глаз, которые затем начинают медленно двигаться, следуя за его спуском на столб. Глаза были сделаны из снукерных шаров с добавлением фальшивых радужек. Символ глаза также встречается в других фильмах Терри Гиллиама, включая «12 обезьян» (1995). Однако создатели согласились, что, хотя идея и была хорошей, для фильма она не сработала бы, поэтому позже было принято решение распределить вступительные эпизоды снов по всему фильму, чтобы заполнить «пустые» промежутки между главами.Терри Гиллиам протестировал более шести актрис на роль Джилл Лейтон, взяв интервью или протестировав Розанну Аркетт, Эллен Баркин, Джейми Ли Кертис, Ребекку Де Морней, Рэй Дон Чонг, Келли МакГиллис, Джоанну Пакулу, Кэтлин Тернер и даже Мадонну. Личным фаворитом Гиллиама была Баркин, потому что он думал, что в ней есть прекрасное сочетание сексуальной привлекательности и жесткости, которое подойдет для персонажа. Позже он заявил, что, хотя Ким Грейст прошла отличное прослушивание и она понравилась его близкому кругу друзей и советников по семье, он в основном выбрал её на роль, потому что на тот момент у неё был только один фильм в фильмографии «К.Г.П.О.» (1984), и это позволило бы ей создать поистине оригинального персонажа для зрителей без каких-либо предварительных ожиданий. Он также сказал, что работа с Грейст, которой было сложно на съёмочной площадке, и чей съёмочный материал пришлось сильно сократить, чтобы помочь фильму не прогореть, убедила, что «опыт действительно имеет значение».Хотя огромный новый парижский жилой комплекс под названием «Marne la Vallee» и обеспечил декорации для многоэтажки Сэма (Роберт Де Ниро вскакивает на балкон и исчезает по тросу на высоте 14 этажей), маленькая фигурка Гарри Таттла, прыгающего по тросу, была всё же свинцовой копией высотой в дюйм, падающей на проволоку через модель здания высотой примерно шестьдесят сантиметров.К удивлению Терри Гиллиама, этот фильм пользуется популярностью среди американских правых.Сценарист и режиссёр Терри Гиллиам написал первоначальные наброски сценария вместе с Чарльзом Алверсоном (который не указан в титрах), но в итоге обратился за помощью к Тому Стоппарду в переписывании сценария. Однако сотрудничество обернулось не так, как надеялся Гиллиам, поскольку он предпочитал частые дискуссии со своим соавтором, в то время как Стоппард настаивал на том, чтобы работать в одиночку и продемонстрировать свою версию через несколько недель. Затем Гиллиам передал версию Стоппарда Чарльзу МакКауну, чтобы тот вместе с ним разработал окончательную версию. Стоппарда можно услышать в закулисном документальном фильме «Что такое Бразилия?» (1985), что он понятия не имеет, действительно ли какие-либо части его сценария оказались в фильме. МакКаун написал большинство пропагандистских лозунгов, которые можно увидеть на заднем плане фильма, а также сыграл роль Харви Лайма.Тема «Бразилия» звучит в этом фильме несколько раз. Когда Сэм Лоури набирает «Ere I am JH» на панели управления секретного лифта, он воспроизводит первые восемь нот. Это тот же самый мотив, что он бормочет, когда отправляет проверку на возврат пневматической трубки в офисе господина Курцманна. Также мелодия играет по радио в машине Таттла, и он насвистывает её в своей квартире.Направляющие, встроенные в проход, до середины камеры пыток, были фактически функционирующими и использовались для перемещения камеры вперёд и назад, что было видно, когда камера быстро отодвигается от крупного плана головы Сэма к общему плану.Когда Сэм Лоури (Джонатан Прайс) идёт к Джеку Линту (сэр Майкл Пэйлин), лифт в информационном поиске поднимается на 84 этаж, как и в романе «1984».Когда господин Курцманн (сэр Ян Холм) обнаруживает ковбойский фильм, проигрываемый на компьютерных мониторах в отделе записей, на фоне звучит песня «Flying Messenger» Оливера Армстронга, та же музыка, что использовалась во время нападения сэра Ланселота на Болотный замок в «Монти Пайтон и священный Грааль» (1975), соавтором и режиссёром которого выступил Терри Гиллиам.По словам Кэтрин Хелмонд, Терри Гиллиам позвонил ей и сказал: «У меня есть роль для вас, и я хочу, чтобы вы пришли и исполнили её, но вы не будете выглядеть в ней очень хорошо».Даты в документах мистера Арчибальда Баттла (Брайана Миллера) показывают, что он был принят Министерством внутренних дел 31 июня 1984 года. Это ещё одна отсылка на то, что фильм в шутку называют «1984 с половиной», поскольку 31 июня – это уже половина года.Терри Гиллиам переманил Боба Хоскинса со съёмочной площадки фильма «Коттон» (1984) Фрэнсиса Форда Копполы в Нью-Йорке на эпизодическую роль Спура.Список рабочих названий фильма включал в себя: «Министерство», «Министерство пыток», «Как я научился жить с системой – до сих пор» и «Вот почему буржуазия – отстой».Несмотря на 20-недельный график съёмок, на итоговое завершение съёмок ушло девять месяцев. Одной из причин был пресловутый перфекционизм Терри Гиллиама, вызвавший задержки в работе со спецэффектами (особенно из-за сцен из снов о полёте Сэма). Затраты на фильм не попали в заявленный бюджет.Том Круз рассматривался на роль Сэма Лоури, когда персонаж должен был быть моложе, но Гиллиам не захотел проверять это.Звуковые эффекты, используемые для компьютерных терминалов, идентичны звуковым эффектам, используемым для компьютера MU / TH / UR 6000 на борту USC.S.S.» Ностромо» в фильме «Чужой» (1979). Сэр Ян Холм появился в обоих фильмах.Роль Джонатана Прайса в роли Сэма Лоури была написана несколькими годами ранее специально для него. Персонажу изначально было около 20 лет, но, когда Терри Гиллиам, наконец, закончил сценарий после многих лет, находящийся в подвешенном состоянии, Прайсу было уже 37 лет, и Гиллиам не решался взять его на роль. Однако после сценических проб Гиллиам почувствовал, что Прайс в точности воплотит Сэма Лоури в том виде, в каком он его представлял, поэтому он изменил возраст персонажа на средний, чтобы Прайс всё ещё мог играть роль.Значения имён героев картины: господин Курцман (по-немецки «невысокий мужчина»), маленький ростом и успешный. Назван в честь редактора журнала Help (Харви Курцман), в котором Терри Гиллиам работал в середине 1960-х годов. На фотосессии для этого журнала Гиллиам познакомился с Джоном Клизом, который пригласил его присоединиться к команде «Монти Пайтона». Мистер Хелпмен «помог» Сэму Лоури. Мистер Уорренн работает в кроличьем питомнике: лабиринте коридоров. Имя Харви Лайма, возможно, отсылка к Гарри Лайму в фильме «Третий человек» (1949).В одной из заключительных сцен фильма среди орудий пыток Джека Линта (сэра Майкла Пэйлина) отчетливо видны резиновый надувной мяч и пластиковая пустышка.Руки, манипулирующие инструментами Туттла, принадлежали сценаристу и режиссёру Терри Гиллиаму, а не Роберту Де Ниро.Джонатан Прайс назвал роль Сэма Лоури кульминацией своей карьеры наряду с ролью Литтона Стрейчи в фильме «Кэррингтон» (1995).В самом начале фильма техником, который прихлопывает муху, которая попадает в принтер, вызывая фатальную опечатку, является Рэй Купер, перкуссионист, который, помимо прочего, сопровождал сэра Элтона Джона на его знаменитых российских концертах в 1979 году.Джилл Лейтон носит повязку на руке. По словам Терри Гиллиама, это было добавлено, чтобы придать ей «больше индивидуальности».Этот фильм является частью сборника «Criterion Collection», корешок №51.Режиссёр картины Терри Гиллиам играет курильщика в башне Шангри-Ла, который врезается в Сэма Лоури.Костюм воина-самурая был покрыт электронными компонентами, такими как резисторы и ручки регулировки громкости. В ранней версии фильма всё сцены воина-самурая были в одном блоке.Во время вступительной сцены, где вы видите пол для работы с документами, где все бегуны бросают и забирают квитанции, на самом деле есть только один ряд машин для набора текста. Актёры и актрисы просто проходят вперед и назад по одному и тому же набору станций.Во время съёмок Кэтрин Хелмонд проводила по 10 часов в день с маской, приклеенной к лицу. Её сцены пришлось отложить из-за образовавшихся волдырей.Жену Арчибальда Баттла зовут Вероника. Это отсылка к Арчи и Веронике от издательства Archie Comics.Несмотря на выдающиеся гонорары за фильм, Роберт Де Ниро и Боб Хоскинс сыграли в этом фильме очень небольшие роли.В одном из интервью Терри Гиллиам образно говорил, что «многие персонажи в этом фильме находятся в клетках».Первый фильм, который Терри Гиллиам снял после официального разрыва с труппой Монти Пайтона. Однако сэр Майкл Пэйлин всё же снялся в этом фильме.«Юную» миссис Лоури сыграли Ким Грейст и Кэтрин Хелмонд.В ранних набросках сценария героем был Джек Линт (сэр Майкл Пэйлин).Маска, которую использовал Джек Линт (сэр Майкл Пэйлин), также использовалась несколькими статистами в клипе 1994 года «Basket Case» от музыкальной группы Green Day.Ким Грейст ошибочно называли «Ким Грайст» в разных версиях фильма, включая раннюю DVD-версию. В однодисковом переиздании этого фильма Criterion ошибка исправлена.Последний полнометражный фильм для британского актёра Гордена Кейя.Фильм занял 13-е место в рейтинге «50 культовых фильмов всех времён» журнала Entertainment Weekly.В сцене рождественских покупок женщина несёт перед магазином плакат с крестом с надписью: «Потребители для Христа».Первый звук в фильме – гитарный проигрыш Fender Telecaster известного гитариста Амоса Гарретта.Роберту Де Ниро, которого привлёк на съёмки друг продюсер Арнон Милчан, а также его любовь к «Монти Пайтону», заплатили 660 000 долларов за две недели съёмок из запланированных 22 недель: в три раза больше, чем получил Джонатан Прайс. Universal Pictures вложила в проект 350 000 долларов, а 20th Century Fox заплатила за фильм 250 000 долларов.Терри Гиллиам несколько раз говорил, что действие «Бразилии» (1985) не должно происходить в будущем, несмотря на специальные эффекты и причудливые декорации, намекающие на футуристический сеттинг. Он сказал, что фильм о том, «как мы живём сейчас».В актёрский состав входят два лауреата «Оскара»: Роберт Де Ниро и Джим Бродбент, и пять номинантов на «Оскар»: сэр Ян Холм, Терри Гиллиам, Чарльз МакКаун, Боб Хоскинс и Джонатан Прайс.Фильм включен в список «1001 фильм, который вы должны посмотреть, прежде чем умереть», редактором которого является Стивен Шнайдер.Будучи в роли друзей в этом фильме позже Джонатан Прайс и Роберт Де Ниро сыграли врагов в фильме «Ронин» (1998).Сэр Майкл Пэйлин, сэр Ян Холм, Кэтрин Хелмонд, Питер Воган и Джим Бродбент вместе появились в картине «Бандиты во времени» (1981).Фильм включён в список «400 фильмов Американского института кино» за 1998 год, номинированных в 100 лучших американских фильмов.Питер Воан, Джонатан Прайс и Джим Бродбент вместе появились в «Игре престолов» (2011).В офисе Джека Линта механизм, который он использует на своем лице – это научный массажный прибор «Oster».Когда господин Курцманн переключает телевизор на вестерн-фильм, музыкальный отрывок тот же, что использовался в фильме «Страховая компания «Кримсон Перманент» (1983).Инструментальная рок-группа «This Will Destroy You» получила одно из названий своей песни «Happiness: We All In It Together» с рекламного щита в этом фильме.«Lee International Studios Wembley» – это название, присвоенное тому же самому комплексу студийных зданий, у которого было несколько владельцев. Ранее владельцами студий были Уэмбли для Associated-Rediffusion / Rediffusion London, той же региональной телекомпании ITV. Эта телекомпания выпускала по крайней мере два шоу с актёрским составом, который лег в основу шоу «Монти Пайтона». Этот же студийный комплекс также был известен в разные периоды как LWT London Weekend Television Wembley, Limehouse Television Wembley и Fountain, которые в разное время также имели другие связи с шоу «Монти Пайтона».Смерть Арчибальда Баттла отчасти была вызвана путаницей, произошедшей во время события, известного, как «Ночь длинных ножей» от 1934 года, когда были арестованы и казнены различные враги Адольфа Гитлера. Одним из приговоренных к смерти тогда был офицер по имени Вилли Шмидт, но люди Гитлера по ошибке убили музыкального журналиста по имени Вилли Шмид. В отличие от этого фильма, где смерть Баттла признана административной ошибкой, а его вдове просто возмещены наложенные ему штрафы, Гитлер послал своего заместителя Рудольфа Гесса лично извиниться перед вдовой Шмида и назначил ей пенсию, эквивалентную пенсии вдовы военного.Во время битвы между Терри Гиллиамом и Сидом Шейнбергом за окончательный монтаж продюсер Арнон Милчан предложил выкупить права на распространение картины у Universal Pictures, чтобы Гиллиам мог выпустить исключительно свою версию. Затем Милчан представил фильм компании TriStar Pictures, руководители которой были в восторге от картины. Милчан попытался договориться с Шейнбергом о продаже фильма TriStar Pictures в обмен на то, что Universal Pictures сохранит часть прибыли себе. Шейнберг отклонил это предложение, полагая, что Universal Pictures не сможет окупить свой бюджет за счёт процента от прибыли, который они должны были бы получать по новому договору.Это дебютный полнометражный фильм для Роджера Эштон-Гриффитса (Священник).Любимый фильм Дуга Уокера, он же «Ностальгирующий критик» (2007).Как ни странно, сэр Майкл Пэйлин, известный созданием документальных фильмов о путешествиях по всему миру с 1989 года, не посещал Бразилию до 2012 года, несмотря на то, что снялся в фильме под названием «Бразилия».Брайан Миллер говорит, что он был забронирован на съёмки на пять дней, но проработал только три.Холли Гиллиам, дочь режиссёра Терри Гиллиама исполнила роль дочери Джека Линта (сэра Майкла Пэйлина).Джек Первис – завсегдатай фильмов Терри Гиллиама. Первис появился в фильме как «Доктор Чепмен», отсылка к своему товарищу по шоу «Монти Пайтона» Грэму Чепмену, который имел медицинское образование.Терри Гиллиам признался, что концовка фильма было первой идеей, которая ему пришла в голову. Он спросил себя, какая история могла бы привести к тому, что человек сойдет с ума, и что это будет счастливым концом. Режиссёр чувствовал, что отказ уступить бесчеловечной системе и войти в состояние, в котором он не сможет больше страдать от пыток, смерти или чего-то ещё, был искупительной победой после холодной, ужасной жизни для Сэма Лоури.Исполнительный директор Universal Pictures Сид Шейнберг не хотел, чтобы фильм был выпущен в оригинальной форме, потому что он считал его слишком пессимистичным. По его мнению, финал был мрачным и недостаточно коммерчески выгодным для показа перед массовым зрителем. Шейнберг также не хотел, чтобы Гиллиам оставлял в фильме строчку диалога, раскрывающую трагическую судьбу героини Джилл Лейтон (Ким Грейст). Терри Гиллиам отказался отступить и показал его нескольким кинокритикам Лос-Анджелеса, Калифорния. Они объявили его лучшим фильмом года. Гиллиам в конце концов победил, и Шейнберг, вместо того чтобы смущаться, скрывая от публики столь хваленый фильм, уступил требованиям Гиллиама. Это особенно парадоксально, если учесть, что в фильме рассказывается о том, как человек противостоит системе. Единственная разница в том, что Лоури проиграл, а Гиллиам выиграл. Эта борьба описана в книге «Битва за Бразилию: Терри Гиллиам против Universal Pictures в борьбе за финальную версию» (2000), написанной Джеком Мэтьюзом.Когда Гарри Таттл (Роберт Де Ниро) спасает Сэма Лоури (Джонатан Прайс) из Министерства информации, когда они убегают через вестибюль, полиция безопасности дружно спускается по лестнице в один ряд, стреляя из оружия. Тем временем, по ступенькам впереди спускается пылесос. Это дань уважения фильму «Броненосец «Потемкин» (1925) Сергея Эйзенштейна и массовым убийствам мирных жителей казаками на одесских ступенях. Конкретно это отсылка к скатывающейся по лестнице детской коляске.Количество трупов в фильме насчитывается ровно двадцать пять.В сценах ближе к концу этого фильма, где Сэм Лоури подвергается пыткам со стороны Джека Линта, оборудование и кресло представляют собой очень старое стоматологическое оборудование, снабженное дополнительными лампами, трубками, проводами, электрическими деталями, трубками, ограничителями и т.д. Конструкция нависающего стоматологического светильника с четырьмя глобусами восходит к концу 1800-х годов, остальная часть оборудования была, вероятно, с начала 1900-х годов.В сцене, когда Сэм идёт обедать с матерью и её друзьями, его шляпа превращается в перевёрнутый ботинок.
Отзывы