Известная театральная актриса Элизабет Фоглер однажды замолчала во время спектакля, и с тех ее необъяснимое оцепенение продолжается. Врачи не могут установить причину. К Элизабет приставляют молодую и разговорчивую медсестру Альму, которая сопровождает ее во время поездки на море. Уединенное побережье располагает к откровенности: Альма раскрывает Элизабет очень личные секреты, гордясь ее обществом. Но эту странную привязанность нельзя назвать ни женской дружбой, ни платонической любовью, ни назревающим противостоянием. Драма подходит под определение критика Питера Коуи: «Всё, что говорят о "Персоне", может быть опровергнуто; обратное также будет верным».
Признанный шедевр мирового кино, один из самых известных и влиятельных фильмов всех времен, подвергающийся многочисленным интерпретациям. Сам режиссер-классик Ингмар Бергман называл «Персону» одной из наиболее значимых картин в своем творчестве. Выверенная драматургически и великолепная в визуальном воплощении, она приглашает зрителей к рассуждению и соучастию, но не нуждается в трактовках, чтобы доставить настоящее наслаждение от встречи с искусством. Всем, кто интересуется киноклассикой, рекомендуем посмотреть онлайн легендарный фильм Ингмара Бергмана «Персона».
Жанр | Драмы, Зарубежные |
---|---|
Премьера в мире | 18 октября 1966 |
Время | 1 ч. 23 мин. |
Режиссёры | Ингмар Бергман |
---|---|
Продюсеры | Ингмар Бергман |
Актёры | Биби Андерссон, Лив Ульман, Маргарета Крок, Гуннар Бьёрнстранд, Ёрген Линдстрём |
Сценаристы | Ингмар Бергман |
Операторы | Свен Нюквист |
Композиторы | Ларс Юхан Верле |
Художники | Биби Линдстрём, Маго |
Монтаж | Улла Риге |
Фильм начинается с изображений фотоаппарата и проекторов, освещающих и проецирующих десятки коротких кинематографических снимков, включая распятие, эрегированный пенис, паука-птицееда, отрывки из комедийного ролика немого фильма и заклание ягненка. Последний и самый продолжительный план показывает мальчика, который просыпается в больнице рядом с несколькими трупами, читает книгу «Герой нашего времени» Михаила Лермонтова и ласкает размытый образ Элизабет и/или Альмы.
Молодую медсестру Альму вызывает главный врач, и ей поручают уход за театральной актрисой Элизабет Фоглер, которая, несмотря на отсутствие каких-либо нарушений, стала немой. Администратор больницы предлагает свой собственный приморский коттедж в качестве места, где Альма может ухаживать за Элизабет, пока та не выздоровеет. Хотя Элизабет в начале фильма почти кататонична, она реагирует с крайней паникой, когда видит самосожжение вьетнамского буддийского монаха по телевизору, а затем насмешливо смеется над мыльной оперой Альмы по радио. Когда две женщины вместе покидают больницу, Альма вслух читает письмо, которое отправил ей муж Элизабет, в котором есть фотография ее маленького сына.
В коттедже администратора Элизабет начинает расслабляться, но при этом остается совершенно молчаливой и неотзывчивой. Альма постоянно разговаривает, чтобы нарушить молчание. Сначала она говорит о книгах, которые она читает, и о пустяках, а затем все чаще о своих тревогах и отношениях со своим женихом Карлом-Хенриком, который ругает ее за отсутствие амбиций. Альма постоянно сравнивает себя с Элизабет и начинает к ней привязываться. А вскоре Альма и вовсе признается, что изменяла своему жениху с несовершеннолетними мальчиками. Она забеременела, и подруга Карла-Хенрика сделала ей аборт. Она не знает, как мысленно справиться с абортом. Слышно, как Элизабет говорит: «Тебе нужно лечь спать, иначе ты заснешь за столом», - но Альма отвергает услышанное как сон. Позже Элизабет показывает, что не разговаривала с ней.
Альма заезжает в город, забирая письма Элизабет, чтобы бросить их в почтовый ящик, но паркуется у дороги, чтобы прочитать то, что та написала. Из писем Элизабет Альма понимает, что Элизабет анализирует ее и «изучает». Обезумевшая Альма возвращается, случайно разбивает стакан на тропинке и оставляет там осколки, чтобы Элизабет порезалась, когда будет проходить по ней. Когда ноги Элизабет начинают кровоточить, ее взгляд сознательно встречается с Альмой, и фильм распадается на части: экран мигает белым, на изображении появляются царапины, звук нарастает и начинает скрежетать.
Когда фильм возобновляется, он следует за Элизабет через дом. Изображение проясняется, когда она смотрит в окно, прежде чем выйти на улицу, чтобы встретить плачущую и озлобленную Альму. За обедом она говорит Элизабет, что ей больно из-за того, что Элизабет говорила о ней за спиной, и умоляет ее сказать что-нибудь. Когда Элизабет не реагирует, медсестра приходит в ярость. Альма пытается напасть на нее и преследует ее через коттедж, но Элизабет ударяет ее во время завязавшейся драки, в результате чего из носа Альмы начинает течь кровь. В отместку Альма хватает кастрюлю с кипящей водой с плиты и собирается бросить ее в Элизабет, но останавливается, услышав вопль Элизабет "Нет!". Альма объясняет, что Элизабет не начала бы говорить, если бы не испугалась смерти.
Альма идет в ванную, умывается и пытается взять себя в руки. Затем она идет к Элизабет и, разочарованная ее безответственностью, говорит ей, что знает, насколько та гнилая внутри. Элизабет убегает, а Альма преследует ее, умоляя о прощении. Вечером Элизабет открывает книгу, которую читает, и находит знаменитую фотографию евреев, арестованных в Варшавском гетто. Элизабет пристально смотрит на детали на фотографии, но в основном на мальчика с поднятыми руками.
Той ночью Альма смотрит, как Элизабет спит, анализирует ее лицо и шрамы, которые та покрывает косметикой. Она слышит, как снаружи кричит мужчина, и находит в саду мужа Элизабет, мистера Фоглера. Фоглер ошибочно принимает Альму за свою жену и несмотря на то, что она неоднократно говорит, что она не его жена, произносит монолог о своей любви к ней и их сыну (повторяя слова, которые он написал для Элизабет). Элизабет тихо стоит рядом с ними, держа Альму за руку, и Альма признается в своей любви к мистеру Фоглеру и принимает свою роль матери ребенка Элизабет. Они занимаются любовью, тогда как Элизабет тихонько сидит рядом с кроватью с выражением паники на лице, а потом Альма начинает плакать. После этого образ Элизабет размывается.
Кульминация фильма наступает на следующее утро; Альма ловит Элизабет на кухне с болезненным выражением лица, держащей фотографию маленького мальчика. Затем Альма рассказывает ей историю жизни Элизабет, в то время как камера пристально фокусируется на мучительном лице Элизабет. Однажды вечером на вечеринке мужчина говорит ей: «Элизабет, у тебя практически все, что нужно женщине, но тебе не хватает материнства». Она смеется, потому что это звучит глупо, но эта идея остается в ее голове, и позже она позволяет мужу оплодотворить ее. По мере того, как беременность прогрессирует, ее все больше беспокоят ее растягивающееся и опухшее тело, ее ответственность перед ребенком, боль при родах и идея отказаться от карьеры. Все, кого знает Элизабет, постоянно говорят: «Разве она не красива? Она никогда не была такой красивой», - но Элизабет неоднократно пытается прервать беременность.
После рождения ребенка она отталкивается от него и молится о смерти своего сына. Ребенок растет измученным и отчаянно жаждущим ласки. Камера поворачивается, показывая лицо Альмы, и она снова повторяет тот же монолог. В заключение одна половина лица Альмы и другая часть лица Элизабет показаны на разделенном экране, так что кажется, что они стали одним лицом. Альма в панике и плачет: «Я не такая, как ты. Я не чувствую себя тобой. Я не Элизабет Фоглер: ты Элизабет Фоглер. Я здесь, чтобы помочь тебе!». Альма уходит, а затем возвращается и обнаруживает, что Элизабет впала в состояние кататонии. Альма начинает вести себя странно, а затем режет себе руку, прижимая губы Элизабет к ране и впоследствии избивая ее. Альма собирает свои вещи и оставляет коттедж, а камера отворачивается от женщин, показывая съемочную группу и режиссера.
Отзывы