Создатели фильма выбрали актрису Кети Перри для озвучки персонажей, просто вслепую прослушивая записи с голосами артистов. Она понятия не имела, кто такие смурфики, так не смотрела в детстве оригинальный фильм 1981-го года – консервативные родители посчитали его легкомысленным.й.Аниматоры Sony Pictures Imageworks специально изучали строение человеческой кожи при разработке текстур, чтобы синие смурфики не выглядели «пришельцами».Для мировой премьеры фильма был выбран город Хускар, часть региона, известного как «Белокаменная Андалузия». В честь такого события множество белых домов было перекрашено в оттенки синего цвета и они оставались такими до конца 2011-го года.На постройку «Смурфулятора Гаргамеля» ушло три месяца, большую часть из которых реквизиторы скупали разномастный хлам на блошиных рынках, Ebay и Craigslist.В первоначальном варианте в составе команды был персонаж по имени «Паникер», для которого даже подобрали актера озвучки, Адама Уайли. Но в итоговую версию кинокартины он не попал, хотя присутствует в тематических наборах игрушек от MacDonalds.Миру смурфов посвящено уже немало кинопроизведений, но это первый фильм, в котором они появляются с голубыми глазами.По задумке создателей кинокартины, крохотные человечки могут передвигаться со скоростью 3 м/с и совершать вертикальные прыжки на высоту до 30 см.Ящик, в котором прячется один из персонажей, украшен надписью «Бельгия». Это родная страна «отца смурфиков», автора комиксов и книг Пьера Пейо.История прихода Смурфиков на большой экран началась много лет назад — во время утренней встречи Джордана Кернера с легендарным директором американской телесети NBC Брэндоном Тартиковым. Дело было в 1980 году. На этой встрече Тартиков рассказал Кернеру о своих планах сделать мультсериал и предложил ему просмотреть комиксы о Смурфиках на этот предмет. Кернер сразу же заинтересовался. И, конечно, вскоре Тартиков обеспечит появление Смурфиков на телеэкране — в сериале производства Hanna-Barbers продолжительностью восемь лет, во время которых вышло двести пятьдесят шесть серий.В 1997 году Кернер написал лицензионному агенту бренда «Смурфики» Лафигу. В этом первом из длинной серии писем Гернер рассказал о своих планах сделать полнометражный фильм со Смурфиками. И уже в 2002 году, когда Кернер закончил работу над своей адаптацией классической повести Э. Б. Уайта «Паутина Шарлотты», семья Пейо поверила в Кернера. Они увидели, что с ним Смурфики будут в хороших руках. Слово Веронике Калифор, дочери Пейо: «Смурфики очень похожи друг на друга, но каждый из них уникален. Каждый зритель может узнать себя в одном из Смурфиков. И вместе с тем они все очень добрые и общительные. В них воплощаются качества, которые люди хотели бы видеть в себе». Как отмечает Калифор, что-то в жизни менятся, но Смурфики остаются неизменной точкой отсчёта. «Эти истории не потеряют актуальности через поколения, потому что люди останутся людьми. Мы по сути не меняемся, и Смурфики отражают эту самую суть. Мы можем подстроиться под новые условия жизни, но человеческое в нас останется неизменным». Семья Калифор уже давно думали о том, чтобы Смурфики появились на киноэкране. Когда они поняли, что Кернер разделяет их видение персонажей и их любовь к ним, они увидели в этом своего рода знак. «Джордан, — рассказывает Вероника, — был первым человеком среди всех, с кем мы общались, у кого было такое же видение Смурфиков, какое было у нас».Для Вероники Калифор это событие — воплощение давней мечты. Ей слово: «Смурфики появились в 1958 году, когда я родилась. Они были со мной всю жизнь. Папа работал дома, и когда я возвращалась из школы, у нас всюду были Смурфики. Мы даже говорили на их языке. Смурфики — неотъемлемая часть моей жизни». Кернеру казалось, что именно так нужно начинать новую волну историй о Смурфиках — в Нью Йорке, в таких культовых местах как Центральный парк, замке Бельведер, магазине FAO Schwarz, Русской чайной комнате, Рокфеллер-центре и в Проспект парке в Бруклине. Кроме того, Кернер сразу знал, что Раджа Госнелл станет идеальным режиссёром для этого фильма. Его опыт и аккуратный подход сыграли здесь решающую роль, не говоря о его опыте в создании комбинированных фильмов в таких картинах как «Скуби-Ду» и «Крошка из Беверли-Хиллз». Слово Кернеру: «Раджа — один из умнейших, самых проницательных и добрых людей, с которыми мне приходилось работать. Каждый день был как в сказке. Мы хотели сделать фильм, которым потом смогли бы гордиться, и мы очень хотели полноценно воплотить наше общее видение Смурфиков». Как и Кернер, семья Калифор хотела насколько возможно сохранить наследие Смурфиков. Слово Веронике Калифор: «Самое важное — чтобы Смурфики остались Смурфиками. Они впервые покидают свою родную деревню, это для них большой шаг». Чтобы сделать фильм, нужно было ответить на многие вопросы из мифологии Смурфиков, заложенных в структуре этой глобальной франшизы. Кто они на самом деле и откуда они? Откуда взялся Гаргамель и почему он такой злой? Зачем он создал Смурфетту? Одна из традиций Смурфиков — создавать новых персонажей. В этом фильме создатели придумали троих новых Смурфиков — Трусишку, Крейзи и Смельчака. Последний, кстати, показывает себя настоящей звездой.В деревне живёт примерно 100 разных Смурфиков, и угодить всем бывает непросто. Нужно быть терпеливым, умным, взрослым и, возможно,.. бородатым. Все эти качества сочетает в себе Папа Смурфик — и он знает, как вести себя со своими синими соратниками. Папа проводит немало времени со своей книгой заклинаний в доме-грибе, где он готовит эликсиры для защиты Смурфиков от злого колдуна Гаргамеля. Когда Папа узнаёт о неминуемой беде, он должен столкнуться с самым серьёзным в своей жизни испытанием — провести своих Смурфиков через Нью-Йорк и убежать от Гаргамеля.Легендарный юморист Джонатан Уинтерс подарил Папе свой голос в фильме. Ему слово: «Папа старше и мудрее. Он, может быть, не знает абсолютно всего, но он знает очень многое. Он, безусловно, лидер, но всё его лидерство построено на командной работе. Когда Папа командует, важен каждый Смурфик».Уинтерс уже работал в рамках этой франшизы. Ранее его голос звучал в мультсериале от Hanna-Barbera. Смурфетта — совершенно особый персонаж. Она красива и умна, у неё чарующий голос, и, к тому же, она единственная девочка в окружении сотни мальчиков. И все они, разумеется, сходят по ней с ума. Изначально её создал Гаргамель, чтобы поймать остальных Смурфиков, но Папа спас её своим волшебством и превратил её в настоящего Смурфика. И скоро она покажет, что может сделать одна умная девушка, встретившись со своим злым создателем. Создатели фильма выбрали Кэти Перри на роль Смурфетты ещё до того, как она прочитала первые строки своей роли. Слово Кэти: «Они проводили слепые кастинги: брали голоса из предыдущих интервью и подставляли их под картинки с персонажами. Им понравился мой голос, хотя они не знали, что это я. И когда стало понятно, о ком идёт речь, всё сложилось. И мой характер здесь только в плюс!» Кэти сразу нашла общий язык со своим персонажем. «Меня попросили добавить собственный характер в голос, так что я могла кокетничать и дурачиться, как я люблю. Было очень здорово — я могла привнести в персонаж много своего собственного. По сути, в фильме звучит мой голос, но немного огрубевший, будто я перерпила кофе». Для Кэти переход из роли певицы в роль актрисы озвучки был очень органичным и логичным: «Я работаю голосом каждый день, и часто у меня создаётся ощущение некоторой мультяшности того, что я делаю. Так что такой переход — вполне естественный для меня шаг». У Смурфика Растяпы всё не слава богу — куда бы он ни пошёл, его везде подстерегает какое-нибудь нелепое происшествие. У него обе левые ноги, огромная шляпа и уши, и всё, что он делает, неминуемо заканчивается бедой — даже с самыми благими намерениями. На этот раз его благие намерения завели Смурфиков в незнакомое и непривычное место — Нью-Йорк. Но в жизни каждого есть место подвигу. Поэтому когда настанет час, Растяпа докажет, что имя — это ещё не всё.Растяпа в исполнении Антона Ельчина немного отличается от того Растяпы, каким его помнят старые фанаты Смурфиков. Слово актёру: «Я знал этого персонажа по телесериалу, где у него был сильный южный акцент. Перед фильмом я пересмотрел его и поговорил о нём с Раджой и Джорданом. Мы решили сделать Растяпу проще, немного приятнее. В фильме его голос звучит выше, чем мой собственный голос, и он полон радости и оптимизма. Растяпа не пытается намеренно испортить кому-то жизнь — он просто растяпа, и ему это уже порядком надоело». Слово режиссёру Радже Госнеллу: «Растяпа — сердце и душа этого фильма. С ним связана самая эмоционально насыщенная часть истории. В семействе Смурфиков он как младший брат, в каком-то смысле он источник всех их проблем. И он пытается завоевать своё место в этой семье. У Антона в этом смысле очень подходящий голос — молодой, душевный. Именно то, что нам нужно». В каждой деревне есть свой дурачок, но есть и свой Благоразумник. Он слишком активный и слишком начитанный — по сути, всезнайка, который знает далеко не всё. Благоразумник сам себя провозгласил «правой рукой» Папы. И хотя иногда он действует на нервы, благодаря своим энциклопедическим знаниям именно к нему стоит обратиться за помощью, когда Папы нет рядом. По словам Фреда Армизена, широко известного по работе в комедийном шоу Saturday Night Live (в том числе в роли президента Обамы), тандем Госнелла и Кернера был очень удачным. «У них, — рассказывает Армизен, — было чёткое понимание персонажей. Здорово работать с людьми, которые глубоко переживают за результат своей работы». Встретиться со звездой для Фреда обычное дело, с учётом специфики его работы в Saturday Night Live. Кто же из звёзд фильма впечатлил его больше всех? Слово Армизену: «Определённо Джонатан Уинтерс. Я чуть с ума не сошёл, когда его встретил. Я всю жизнь видел его по телевизору, он очень хорош!»Смельчака легко узнать по кильту, бакенбардам, мужественному лицу и шотландскому акценту. Ему хватит смелости, чтобы справиться с любой трудностью. Он из тех парней, которые сначала делают, а потом думают. Неудивительно, что в этом приключении он в первых рядах. «Я с гордостью принял роль Смурфика-шотландца, — рассказывает шотландец Алан Камминг, — Мне было приятно представлять шотландский народ в лице одного Смурфика». Ему даже удалось явить на свет из праха разговорные шотландские словечки: «Я то и дело вставлял в речь слово “numpty”, то есть “идиот”. Я, по сути, вернул это слово в английский язык и показал его всему миру». Смельчак как будто специально создан для своей роли в «Смурфиках». Слово режиссёру Радже Госнеллу: «Он наш местный супергерой. Он бесконечно смел и отважен. Он первый бросается в бой в любой ситуации». Камминг известен по своим работам на грани приличия, особенно в фильмах для взрослого зрителя. Эта же его роль подойдёт и для семейного просмотра: «Играть эту роль было одно удовольствие. Она лёгкая, задорная и очень смешная. Мои племянники сейчас уже подросли, но когда я делал что-то подобное в “Детях шпионов”, им это очень нравилось».По словам Камминга, работа в качестве актёра озвучки даёт актёру совершенно особые возможности: «Качество работы очень важно, ведь твой голос — единственный человеческий элемент в персонаже. В самом начале нет ни фильма, ни какой-либо другой картинки. Персонажа ведёт только твой голос. Мне чрезвычайно понравился такой формат работы. Потом, когда создаёшь персонажа, можно попробовать разные приёмы и идеи. Смельчак получился достаточно легко — он шотландец, немного более мужественный и злой, чем я обычно бываю. Постепенно я настроился с ним на одну волну и нашёл его в себе». Хотя актёры записывали голоса для фильма по отдельности, быть актёром озвучки для «Смурфиков» стало для них своеобразным знаком почёта: «Мы встретились с Кэти Перри на одной из вечеринок. Занятно было встретить её и узнать, что она Смурфетта. Она тоже меня узнала. “А ты, — говорит, — Смельчак”«. И только кажется, что Смурфики обитают в радужном и радостном мире, на горизонте появляется Ворчун. Он встаёт не с той ноги каждый день. Его тошнит от радуги, он не любит голубое небо, и от самой радости ему грустно. Но несмотря на такое отношение к жизни, глубоко внутри у него золотое сердце. Хотя золото он тоже не любит. Слово Джорджу Лопезу: «Смурфики — мировой бренд. По-испански они будут “Los Pitufos”, и я в детстве смотрел их и по-английски, и по-испански». Как рассказывает Лопез, для своей роли он выкрутил ручку раздражения на максимум: «Я специально не пил кофе, приезжал на студию в самое неподходящее для себя время и вообще как мог сгущал для себя краски. Да и потом, когда твоей дочке пятнадцать лет, хочешь-не хочешь, а ворчать придётся. Когда я впервые увидел своего персонажа на экране, его руки были сложены на груди, ноги скрещены, взгляд в пол, нахмуренный,.. — в общем, один-в-один как я, только синий». Лопез озвучивал немало ролей в фильмах, и на «Смурфиках» он снова работает с режиссёром Раджой Госнеллом (после их работы на «Крошке из Беверли-Хиллз»). «По-моему, — рассказывает Лопез, — в озвучке проступает душа актёра». Как и любая роль на камеру, озвучка — это не только зачитывание сценария, но и, как об этом говорит сам Лопез, «интерпретация событий, развитие отношения с другими актёрами. Ты не просто читаешь сценарий, ты подбираешь ключ к сердцу зрителя».Если бы уродство было человеком, его бы звали Гаргамель. Если бы у одержимости было лицо, оно было бы очень похоже на лицо Гаргамеля. У злого волшебника нет других дел в жизни — только Смурфики. Он думает и говорит только о них, ему ничего кроме них не нужно. Полный ноль в магии и ещё менее успешный на лоне личной гигиены, он тратит всю свою жизнь на то, чтобы поймать сказочных Смурфиков и высосать из них их волшебную сущность — субстрат, на основе которого можно создавать мощнейшие заклинания. Гаргамель не поступится ничем, чтобы захватить Смурфиков — он даже готов гоняться за ними по Нью-Йорку. Он готов на всё, чтобы стать самым могущественным колдуном в мире. В роли волшебника-самоучки Гаргамеля — Хэнк Азария: «Гаргамель злой, и он этого совершенно не стесняется. Он даже гордится этим. Он хочет стать великим волшебником, отсюда его одержимость Смурфиками — без их синего субстрата он не станет по-настоящему могущественным». Однако отношения Гаргамеля со Смурфиками не исчерпываются этой простой схемой. «По-моему, он их просто ненавидит. Они такое счастливое и сплочённое семейство, а у него из семьи — только его кот. Им движет, по-моему, обыкновенная ненависть. Он интересен для меня в самых разных аспектах».Чтобы получить идеального Гаргамеля даже в голосе потребовалось смешивать разные подходы. Слово актёру: «У Гаргамеля очень театральная речь: он не только хочет стать великим волшебником, но и объектом поклонения, чтобы его считали гением, обращали на него внимание. У нас были споры по поводу того, должен ли он звучать важным с оттенком Шекспировского, как будто он бывалый актёр больших и малых театров. Или же, думали мы, он должен быть более сдержанным и желчным, а не кричать большую часть времени. Но в итоге мы пришли к тому, что без безумных театральных криков Гаргамеля не получится. Если видишь Смурфика и сохраняешь при этом спокойствие — ты не Гаргамель». И, конечно, выдать злой голос — это только полдела. Чтобы быть настоящим злым колдуном, нужно выглядеть подобающе — и для этого актёру пришлось провести немало часов с гримёром: «Начинаем всегда с ушей. У Гаргамеля больие обвисшие старческие уши и такой же нос. Чтобы это правдиво изобразить, приходится красить и красить». Следующий шаг — волосы. Азария помог гримёрам, побрив голову, поэтому этот процесс не был таким трудоёмким. На него надевали характерный парик, потом брови, и в конце — страшные зубы. Бывало так, что вставные зубы вылетали у Азарии изо рта прямо во время съёмок. «С ними было непросто, — рассказывает Азария, — мне пришлось на полном серьёзе привыкать к ним и тренироваться носить их, чтобы они не выпадали. Однако я их всё равно то и дело терял — на особо громких и надрывных сценах». Вместе с Гаргамелем творит зло его кот. Азарии предстояло познать трудности работы с животным — ведь это не только единственный родственный ему персонаж в фильме, но и живой кот, с которым нужно было работать на площадке. «Я хотел, чтобы у моего персонажа с его котом сложились отношения, как у бывалой семейной пары. Причём ещё понятно, когда ты говоришь с котом. Но когда он в ответ делает вид, что ему это всё изрядно поднадоело, получается ещё смешнее». В роли кота Азраэля снялись четверо котов, причём в некоторых сценах создатели фильма обращались к компьютерной версии кота, созданной Tippett Studios. По словам Азарии, работа с животными на площадке, безусловно, требует терпения, но результат всегда того стоит. И иногда удача ему улыбалась своей широкой кошачьей улыбкой: «Живой кот мог мяукнуть строго в нужное время, это было очень удачно».Когда Гаргамель и Смурфики выходят из портала в сердце Нью-Йорка, им встречаются Патрик Уинслоу и его жена Грейс. Патрик Уинслоу — молодой директор по маркетингу в крупной косметической компании Anjelou с головным офисом в Нью-Йорке. Всего через несколько месяцев у него появится собственная семья. И вместе с тем он совершенно не контролирует свои нервы во всём, что его касается — учитывая то, что скоро он станет отцом, и что работает в своей компании он совсем недавно. Но с появлением в его жизни Смурфиков всё станет ещё серьёзнее! В роли Патрика — Нил Патрик Харрис: «Патрик женат, они ждут ребёнка, и он только-только поступил на работу директором по маркетингу. Он очень хочет преуспеть, но вместе с тем на него давит страх потерять работу. Работа захватила его мысли, и его жена волнуется, что он не будет достаточно заботливым отцом (или даже сумеет присутствовать на дне рождения собственного сына — не только физически, но и эмоционально). Слово актёру: «Когда Смурфики появляются в его жизни, ему придётся набраться с ними терпения, даже в каком-то смысле стать для них отцом. И когда он проделает всё это, он поймёт, что может быть хорошим отцом. В то время как Грейс по-женски и по-матерински мудра и заботлива, Патрик здесь случайный участник процесса, который проходит сложный путь собственного становления». Работа с режиссёром Раджой Госнеллом принесла Харрису не только удовлетворение, но и своего рода просветление: «Радж отлично поработал. Ему приходилось одновременно заниматься множеством мелочей. Причём не только обычными вещами — чтобы актёры были на своих местах и под правильным светом, но и когда на площадке работают животные, или когда на невидимой нитке подвешиваются объекты, с которыми Смурфики потом будут взаимодействовать. Радж всё это помнил и делал так, что когда потом смотришь фильм, ничего этого не замечаешь. Его усилиями Смурфики идеально вписались в наш мир». Слово режиссёру: «Нил не только невероятно весёлый и приятный в общении. Вместе с этим он привнёс в свою роль совершенно уникальные нюансы. У его персонажа и у Папы есть несколько совместных сцен, и он сделал их на удивление эмоциональными и сильными. А когда вспоминаешь, что во время съёмок он на самом деле разговаривает с узелком на ниточке, то понимаешь, что он настоящий спец. Немалая часть актёрского мастерства заключается в том, чтобы реагировать на игру других актёров, а когда актёров на самом деле нет — это невероятно сложно. Но Нил взялся за это, и у него всё получилось».Грейс Уинслоу работает дизайнером мебели и служит верной и мудрой женой Патрику, будучи одновременно с тем на пятом месяце беременности. Её муж в смятении из-за работы, будущего отцовства и шестерых синих существ в прихожей. Но Грейс найдёт в себе силы привести его в чувство и наставить на путь истинный. Джейма Мейс, исполнившая роль Грейс, тоже смотрела мультфильмы про Смурфиков в детстве — хотя и не всегда по собственному желанию: «Моя мама искренне любила этот сериал, так что она сажала меня с собой, и мы смотрели вместе. Я её специально злила и говорила, что мои любимые персонажи — Гаргамель и Азраэль! У нас было всё по Смурфикам: постельное бельё, чашки-ложки, игрушки и всё прочее. Но втайне я обожала Смурфиков — но в том возрасте я просто принципиально не хотела признать, что люблю то же, что и моя мама». «Грейс в восторге от того, что эти существа появились в их с мужем жизни, — продолжает актриса, — Они ей очень по душе, особенно их свободный и жизнерадостный взгляд на мир. И ей где-то даже нравится, что её жизнь с приходом Смурфиков превращается в большое приключение. Что-то похожее она пытается донести и до Патрика — что в жизни неплохо быть где-то немного спонтанным, свободным и непредсказуемым. И так как скоро они станут родителями, устаканится их жизнь ещё очень нескоро. Смурфики как раз готовят их к такой жизни». По словам режиссёра Раджи Госнелла, роль Грейс на удивление сложна: «Нужно одновременно быть весёлой и эмоциональной. Она была той единственной актрисой, которая смогла воплотить обе эти стороны. Как комедийная актриса она превосходна, но и вместе с тем ей хватило таланта и силы духа, чтобы мы поверили в другую её сторону — жизненную, эмоциональную».Одиль — крутая, жёсткая, эффектная и очень настойчивая девушка во главе косметической компании Anjelou. Она где-то резка, быстро принимает решения и ещё быстрее их меняет. Она же и становится причиной беспокойства Патрика: она поручает ему возглавить новую рекламную кампанию, которая должна начаться всего через два дня. Эта дама не поступится ничем ради успеха своей компании. Она даже готова немного пообщаться со странным колдуном, у которого может быть тот самый секретный компонент, который способен произвести переворот в мире косметики». Исполняя роль Одиль, София Вергара искала пути сохранить равновесие в своём персонаже, чтобы не перегнуть палку: «Я хотела, чтобы Одиль получилась настоящая, и одновременно смешная, а также и сильная, и сосредоточенная на собственных целях. Она из тех женщин, кто знает, чего хочет,.. и все вокруг неё тоже знают, чего она хочет». Вергара провела детство в Колумбии. Тогда, в 1980-х гг., «все смотрели Смурфиков. Даже мой сын, которому сейчас 19 лет, в детстве смотрел их взахлёб».Тим Ганн из сериала «Проект Подиум» исполнил роль помощника Одиль — Анри. Это эмиссар Одиль, готовый докрутить за неё все гайки, особенно когда дело доходит до Патрика. Изначально персонажа должны были звать Генри, но Харрис предложил назвать его Анри на французский манер. Ганн оставил о себе воспоминания в кругах работников закулисья. Слово художнику по костюмам Рите Райек: «После съёмок Тим попросил оставить ему его костюмы, чтобы он смог носить их в будущем сезоне “Проекта Подиум”. Это меня очень удивило. Он настолько бережно относился к вещам в частности и к моде вообще, что даже лишний раз не садился во время съёмок — чтобы не мять костюм». Вот это — настоящий модник! В «Смурфиках» также можно заметить камео самых узнаваемых людей современного Нью-Йорка. В одной из сцен (во время запуска продуктов Anjelou) нужно было показать, что на этом мероприятии собрались очень видные деятели Нью-Йорка. Так среди приглашённых на съёмочную площадку оказались Джоан Риверс, Лиз Смит, Том Количчио, Оливиа Палермо и Майкл Мусто. Каждый из них приехал на съёмки с собственным набором костюмов, чтобы предстать в своём истинном обличии. Любимицей команды фильма стала Джоан Риверс. Когда она приехала на съёмки сильно заранее, нужно было срочно найти ей трейлер — и она согласилась на трейлер, в котором в то время работал исполнительный продюсер Эзра Свердлоу. Так они и остались в одном трейлере.До съёмок этого фильма Смурфики представали на экране только в двух измерениях. Сделать их частью трёхмерного мира, причём с учётом технологии 3D-кинематографа, было нетривиальной задачей. Путь Смурфиков в реальный мир начался на съёмочной площадке, где совместными усилиями оператора-постановщика Фила Мейхью и режиссёра-постановщика Билла Боэ было начато строительство декораций. В проектировании также приняли участие режиссёр-постановщик спецэффектов Ричард Р. Хувер, начальник отдела анимации SPI Трой Салиба и старший продюсер спецэффектов SPI Лидия Боттегони. Вместе они работали над тем, чтобы в новых декорациях можно было снять подходящий для наложения персонажей материал. Начальник отдела 3D-эффектов Роб Энгл также следил за тем, чтобы весь материал смог ожить на 3D-экране. Слово режиссёру: «В этом фильме невероятно много движущихся частей. Самая основа режиссёрской работы заключается в том, чтобы расставить персонажей в декорациях и проработать их движения. В этом фильме нужно было строить сцены для шести перемещающихся Смурфиков, при этом самих Смурфиков в них не было. Актёрам приходится взаимодействовать с пустотой, а иной раз камере приходилось следовать за пустотой и фокусироваться на пустоте. Главная моя режиссёрская задача здесь была в том, чтобы все участники процесса работали в одном направлении. Все хорошо восприняли свои задачи и нашу общую цель, так что работали мы на большом подъёме уже к середине фильма».Команда Боэ отвечала непосредственно за декорации фильма — в том числе квартира Грейс и Патрика в Нью-Йорке, копия Бельведерского замка в масштабе 2:3 и темница Гаргамеля в этом замке. В замке на самом деле нет темницы, так что её строили на съёмочной площадке. Главный прибор в темнице Гаргамеля — Смурфалатор, машина по отжиму Смурф-субстрата (если бы Гаргамелю удалось хоть раз схватить хотя бы одного Смурфика). Как рассказывает Боэ, «У него ничего толком нет, так что он собирает Смурфалатор из подручных предметов». В кульминационном сражении, как рассказывает Боэ, «в замке можно увидеть несколько этажей. Мы с Раджой хотели, чтобы Гаргамель приземлился на один из этажей, а потом спустился и сражался со Смурфиками. Это как настоящая осада замка, когда Смурфики нападают на Гаргамеля со всех сторон. Как будто это средневековое сражение».Освещение и съёмка декораций Боэ стало для оператора-постановщика Фила Мейхью нелёгкой задачей, потому что шестеро главных персонажей фильма существовали только в воображении создателей (и только потом — на компьютере). «Понятно, что Смурфиков не было в кадре во время съёмок, то есть нам нужно было постоянно прикладывать огромные усилия, чтобы представить, что и как они делали в каждый момент времени, — рассказывает Мейхью, — Мы должны были сразу решать, как на них будет падать свет и как будет двигаться камера, причём решать не раз и навсегда, а для каждого отдельного случая — ведь Смурфики попадают в самые разные переделки. Приходилось готовить им площадки и в павильоне, и на улице, и днём, и ночью». Все эти задачи сделали фильм интересным с точки зрения техники и качества съёмок, но и вместе с тем установили высокую планку.Чтобы лучше понять, как Смурфики будут освещены (и осветить путь тем, кто потом будет оживлять их на компьютере), Мейхью и его команда ставила на репетиции неподвижные модели Смурфиков в натуральную величину (примерно 20 см): «Так мы можем правильно поставить свет, чтобы он правильно падал на Смурфиков. К тому же, актёры понимали, где Смурфики окажутся после доработки на компьютере, они даже могли посмотреть им в глаза. На сами съёмки мы убирали модели из кадра, и потом аниматоры вставляли их поверх отснятого материала, и получалась очень правдивая смесь, как будто Смурфики действительно находятся в своём реальном окружении». В то же время команда Imageworks, занимающаяся спецэффектами, использовала новую систему камер, которая позволяет точно запечатлеть освещение на площадке, чтобы воссоздать его в компьютере.Одно из интересных последствий съёмок с участием фигурок в натуральную величину — съёмка мира их глазами. Когда смотришь на окружающий мир с высоты 20 см от пола, глазам предстаёт очень необычная картина: «В большинстве фильмов потолок появляется крайне редко. Но если лечь на пол и посмотреть вверх, сразу поймёшь, что значит быть Смурфиком: все кругом очень высокие, и тебе всё время виден потолок». Чтобы реализовать такую Смурф-съёмку, создатели фильма собрали специальный перископ для камеры, который позволяет снимать с нужной высоты от пола».Когда весь материал отсняли, бразды правления передали Хуверу, Салибе и Боттегони. Ещё на этапе пре-продакшна Sony Pictures Animation провели несколько месяцев за обдумыванием и разработкой трёхмерных моделей, персонажей фильма. Основной задачей была подготовка плоскостных персонажей Пейо для оживления в трёхмерной реальности нашего мира. Они должны были убедительно вписываться в объёмные сцены и взаимодействовать с окружающим миром; для этого собственные художники Sony подготовили тестовые сцены со Смурфиками, вписанными в реальную обстановку. По ним стало понятно, что подход SPI решает поставленную задачу, и проекту дали зелёный свет, посулив ему мощную картинку и большой успех». Далее на этапе финальной проработки Аллен Баттино переделывал первоначальные наработки и доводил картинку до ума».Смурфики знакомы большинству фанатов либо по рисункам самого Пейо, либо по мультфильмам времён 1980-х гг. Как рассказывает Баттино, внешний вид этих персонажей здесь не идентичен, и ни тот, ни другой не может напрямую использоваться в фильме: «У Пейо шикарный рисунок: прямые и кривые линии, великолепная композиция разворотов… Но он же позволял себе и искажать черты персонажей,» — например, если Смурфику нужно поднять над головой что-то тяжёлое, Пейо просто растягивал ему руки. В мультсериале, напротив, вся грфика рассчитана на быстрое производство в промышленных масштабах телевидения. «Нам нужно было придумать немного упрощённый рисунок, который сохранял бы свою смурфовую сущность,» — продолжает Баттино. Переработка плоскостных персонажей для жизни в 3D-обстановке заняла не один месяц, но результат в конце концов порадовал всех: от создателей фильма до членов семьи Пейо.Главное новшество во внешнем виде Смурфиков — появление в них намёков на реальную и вполне конкретную анатомию, плоть, кости и кожу. По словам старшего продюсера видеоэффектов SPI Боттегони, «Самой сложной для нас задачей стало перенесение изначально плоскостных персонажей в объёмный мир». Мысль продолжает Хувер: «Когда смотришь фильм, от персонажей ожидаешь не того же самого, что от книжки или от сериала. У каждого персонажа есть свой характер, своя походка, своя динамика. Нужно думать об их телах, об их массах и инерции и даже о том, как их кожа должна отражать свет». Но, пожалуй, важнее всего была актёрская игра персонажей. Слово Трою Салибе: «Раджа хотел видеть в Смурфиках определённый уровень честности и правдивости в кадре. В этом как раз и была сложность: сохранить мультяшность персонажей — ведь их знают именно в таком виде — но научить их играть так же правдиво, как и настоящие актёры».Слово Баттино, занимавшемуся доработкой и финализацией персонажей: «Важнее всего было сделать персонажей живыми, с душой и сердцем, чтобы они могли исполнять роли не хуже, чем настоящие актёры. Только так зритель смог бы почувствовать с ними связь и сопереживать им». «Я, — рассказывает режиссёр, — невероятно горд работой наших аниматоров. Накладывая картинку на голоса звёзд, они вдохнули в них жизнь».По словам Хувера, главный секрет реалистичности Смурфиковв том, чтобы придать их коже фактуру. Несмотря на то, что они с ног до головы синие, фактура их кожи показывает, что они не так уж и отличаются от человека. «Глаз воспринимает фактуру по тому, как свет ложится по форме. Так мы понимаем, из чего сделан предмет и что в него внутри. У наших Смурфиков есть и поры, и веснушки, и пушок на лице. У Папы Смурфика, само собой, есть борода, у Смурфетты большая копна волос. Всё это помогает нам нарисовать персонажа и показать, что он реален и материален». И всё же Смурфики — совершенно отдельный биологический вид. «По пропорциям рост человека соответствует семи-девяти высотам его головы; Смурфика — две с половиной головы. У них огромные ступни — почти такого же размера, как их ноги. Если бы человек был Смурфиком, его голова в диаметре была бы примерно метр, а ладони размером с бейсбольные перчатки. Соответственно, Смурфики не могли ходить, как люди — нужно было придумать, как такие существа будут двигаться в фильме, причём с нуля». Например, начальник группы аниматоров Салиба рассказывает, как в одной из сцен Смурфикам нужно было обогнать Гаргамеля: «Эти персонажи ростом не больше двадцати сантиметров. Как им обогнать взрослого мужчину под метр-восемьдесят? Мы подумали, что раз у них большие ступни, то, может быть, они могут на них пружинить и тем самым двигаться значительно быстрее? Раджа нашёл в Интернете, как кто-то приделал себе на ноги большущие пружины, нам это подошло. Так мы разогнали Смурфиков до трёх метров в секунду. То есть на длинных дистанциях Гаргамель, безусловно, их нагонит, но быстро сбежать от него у них получится. Не говоря уже о том, что благодаря своему невысокому росту они могут скрываться от преследователя в более узких щелях и за более мелкими преградами, куда человек просто не проберётся».Хувер и Салиба тоже присутствовали на съёмочной площадке и помогали Мейхью и актёрам ориентироваться, где в сцене будут какие Смурфики после наложения графики. Слово Хуверу: «Мы пытались рассказать актёрам как можно больше о сюжете, о поведении Смурфиков, где у них глаза и так далее. Для этого мы прибегали к самым разным фокусам — маленькие точки на столе или проволочные каркасы их лиц. Так у актёров появлялось чёткое понимание пространства и персонажей, с которыми они работают. Ведь очень важно, чтобы актёры и компьютерные персонажи смотрели друг другу в глаза, как будто они на самом деле друг с другом общаются. У нас были фигурки Смурфиков, по которым мы ориентировались, а актёры озвучки тут же зачитывали вслух реплики Смурфиков, чтобы сцена шла динамично и естественно». «У нас были маленькие силиконовые копии наших Смурфиков, в них был проволочный каркас, с помощью которого мы им придавали разные позы. Сначала Фил освещал сцену на уровне Смурфиков, потом мы приглашали актёров на репетицию, прогоняли три-четыре раза. Они играли, а я передвигал Смурфиков по сцене, чтобы актёры свыклись со сценой».По словам Салибы, процесс анимации требует очень серьёзной технической работы — нужны подробные цифровые карты декораций, освещения и даже цифровые модели настоящих актёров, и всё это покадрово накладывается на отснятый материал, и только потом персонажи вписываются в сцену и анимируются. И даже когда все эти технические детали подробно прорабатываются, аниматоры должны постоянно следить за творческим процессом: «Мы спрашиваем себя, какова должна быть динамика сцены? Где люди должны засмеяться? Где в сцене эмоциональные акценты? Анимация — не только чисто технический процесс, но и очень творческий».Творческий подход аниматоров в процессе съёмки помог также решить и одну сложную техническую задачу: на крупном плане зритель должен сразу опознавать каждого из Смурфиков. Некоторые из них узнаются сразу: у Папы белая борода и красный костюм, Смурфетта — жгучая блондинка. Но некоторых узнать не так просто. Как рассказал Раджа Госнелл, «у Ворчуна и Растяпы нет какой-то определяющей черты или какого-то предмета». У Растяпы немного больше уши и стопы, шляпа немного более растрёпанная, — «но дело не столько в них, сколько в его поведении. Как он стоит? В какой позе ему комфортно?» Таким образом, аниматорам нужно быть не только талантливыми художниками, но и неплохими актёрами, чтобы показать все эти нюансы».Команде аниматоров также удалось приобщиться к работе художника-постановщика Билла Боэ, перенося его творения в компьютерное пространство. «Мы пробовали разные дизайнерские подходы, когда работали над деревней Смурфиков. Но потом мы вернулись к классическому оформлению, просто переработав его под более реалистичное пространство. Но и к этому пришлось подойти с разных сторон». Оказалось, что для возведения компьютерной деревни, нужно собрать в студии другую деревню — деревню художников. «Над ней работала целая армия дизайнеров и специалистов по спецэффектам. Мы проработали массу вариантов. Например, когда мы рисовали дома-грибы, у нас были и большие, и приземистые, и длинные с трубами. Мы искали тот визуальный язык, который бы отражал наше видение архитектуры деревни. Изначально у нас была мысль нарисовать настоящие грибы, но потом мы поизучали рисунки Пейо и поняли, что Смурфики просто строят свои дома по образу и подобию грибов». Последним шагом в превращении Смурфиков из двумерного мира в трёхмерный стала работа Роба Энгла, главного специалиста по трёхмерным эффектам в этом фильме. Вот как он сам описывает свою роль: «Моя задача — чтобы люди надевали стереоочки и без остатка погружались в созданный нами мир: чтобы он был притягательный, весёлый и захватывающий».И коль скоро деревня Смурфиков и сами Смурфики полностью сделаны на компьютере, эти элементы сделаны в 3D. Слово Энглу: «Раджа снимал так, что мы могли достаточно свободно использовать 3D. Мы могли отрендерить трёхмерный мир, потом взять отснятый плоский материал и с помощью гибридной техники конвертации добавить в него глубину. Скажем, в фильме в одном из моментов виден Нил Патрик Харрис в одном плане, какой-то фон на заднем плане и полностью трёхмерный Смурфик. Гибридная техника в этом смысле позволяет нам работать достаточно свободно. Для нас глубина 3D-фильма — это как звук: мы не выкручиваем ручку громкости на максимум, а играем с глубиной и динамикой в зависимости от того, что нам нужно: где-то делаем глубже, где-то собираем перспективу».«Но самое главное, — продолжает Энгл, — и не только для нас, но и, в первую очередь, для Раджи и Джордана, чтобы мы сами и наш зритель находил себя в Смурфиках. Чтобы мы чувствовали, что они настоящие и принадлежат нашему миру. В этом вся прелесть стереокино — ты сразу сближаешься с персонажами. В конце концов, мы берём режиссёрское видение, запечатлённое на плёнке, и добавляем в него ту глубину, которая вовлекает зрителя».Интересные факты о СмурфикахРост среднестатистического Смурфика — три яблока или 20 см. Во время репетиций на место компьютерных моделей ставили макеты существ в натуральную величину.Во время самих съёмок каждый Смурфик обозначался точкой определённого цвета, а актёрам нужно было помнить, какому цвету соответствует каждый их Смурфиков.В одной из сцен Гаргамель получает яйцом по лицу. После того, как несколько членов съёмочной бригады промахивались, метанием яиц занялся режиссёр Раджа Госнелл.Когда Гаргамелю делали первый пробный макияж, на это уходило три часа. К середине съёмок на это уходило всего полтора часа. Чтобы ускорить превращение, Хэнк Азария сразу побрил себе голову.Азария гримировался в Гаргамеля более 50 раз и провёл в кресле гримёра примерно 130 часов. Во время макияжа он слушал классический рок.Тим Ганн старался не садиться на свой стул на съёмочной площадке, чтобы не помять костюм.На протяжении пяти ночей съёмочная группа снимала сцены в известном магазине игрушек FAO Schwarz. В процессе съёмок на плёнке был запечатлён почти каждый уголок этого магазина.На сборку Смурфалатора съёмочная группа потратила около трёх месяцев. Детали для него искали на домашних распродажах, блошиных рынках, на аукционе eBay и сайте объявлений Craig’s List.При записи диалогов с артистами на подхвате были двое актёров озвучки, которые отчитывали реплики других персонажей. (Актёры на озвучке Смурфиков также появились в сцене на Таймс Сквер с Гаргамелем.)Гардероб Одиль (София Вергара) состоит из одежды Dior, Dolce & Gabbana и Christian Laboutin.Декорации Замка Бельведер точно повторяют этот же замок в Центральном парке в Нью-Йорке в масштабе 2:3. Единственное отличие — пол, в который добавили деревянные решётки для большего контраста.Во время первой сцены Нила Патрика Харриса с Тимом Ганном, Харрис решил, что не будет называть его Генри, вместо этого он переделал его имя и назвал его Анри.Перед одной из сцен Харрис съел конфету синего цвета и не знал, что его рот от этого окрасился в синий. Сразу после начала сцены пришлось остановить съёмку и отправить Харриса отмываться.Во время съёмок сцены в такси Азария столкнулся с машиной и разбил своим перстнем заднее стекло.В роли пса Элвея снялись четверо собак породы Бассет-хаунд: Хэнк, Мило, Олеандер и Зигги. Двое из них были спасателями.На съёмки кота Азраэля были привлечены шестеро котов, но только четверо из них в итоге снимались в фильме.Настоящие имена котов: Мистер Кринкл, Вино, Чито, Блейз и Ф. Г.: Риддлер (от «Фрэнк Горшин»)У дрессировщика Ларри Мадрида на съёмках была с собой редкая бурманская кошка по имени Гусгус. Она нужна была, чтобы другие кошки на неё фыркали — она им очень не нравилась.Азария с удовольствием работал с кошками. Он даже сказал, что было неплохо для смены обстановки немного поговорить со своим партнёром по съёмочной площадке.Сыну Азарии Халу исполнился год, пока отец работал над фильмом. Малыш часто присутствовал на площадке и наблюдал за папиной работой.Художник по костюмам Рита Райек сделала для маленького Хала точную копию костюма Гаргамеля.Любимый Смурфик Нила Патрика Харриса — Ворчун, Джеймы Мейс — Смурфетта.В детстве София Вергара была большой поклонницей Смурфиков.Харрис с удовольствием и на радость съёмочной бригаде играл с макетами Смурфиков: они у него играли, дрались, целовались, прыгали и летали.Азария считает, что отношения Гаргамеля и Азраэля очень напоминают брак, настолько близка эта связьДжейма Мейс в прямом смысле слова выросла на Смурфиках — её мама всю её жизнь собирала Смурф-сувениры.Дизайнеры фильма разработали приспособление «Смурфоскоп», через которое можно было посмотреть на мир с высоты и глазами Смурфика.Тим Ганн был настолько впечатлён своими костюмами в этом фильме, что создатели фильма разрешили ему забрать его себе и даже носить в следующем сезоне его сериала «Проект Подиум»В фильме 1,014 видеоэффектов и 1,557 3D-кадров.Над анимацией Смурфиков работало 268 сотрудников Sony Pictures Animation на протяжении 350,000 часов.На завершающем этапе рендеринга (просчёта готовой картинки) потребовалось двадцать два миллиона часов машинного времени. Некоторые кадры были настолько сложными и насыщенными эффектами, что только на их рендеринг уходило по нескольку часов.В компьютерном «скелете» Смурфиков, отвечающем за анимацию персонажа, 115 анимированных «костей».В деревне Смурфиков 446 грибов, а так же 77 грибных домов. Итого 523 гриба.За время фильма Благоразумника толкают, бьют или пинают 25 раз — интересно, кто ведёт счёт?За основу «Смурфники» Пейо взял черникуПри создании Смурфетты Пейо сделал по меньшей мере 300 набросков, беря за основу образы его жены и дочки.
Отзывы