Это последняя картина, в которой принял участие Джек Николсон.Фильм не получил большую известность, хотя он является наиболее провальным по сборам за последнее время. Бюджет картины постоянно увеличивался и дошел до отметки в сто двадцать миллионов долларов. Это произошло из-за высокой зарплаты режиссера и ведущих актеров. В итоге, если учитывать затраты на маркетинг, то общие потери составили сто пятьдесят миллионов долларов.На роль отца рассматривался Билл Мюррей. Но актер отказался в последний момент.Это четвертая картина, в которой Джек Николсон и Джеймс Брукс играют вместе.Пол Радд и Риз Уизерспун ранее играли в фильме «Ночная посылка» (1998).Картину отправляли в кинотеатры под кодовым названием «List After List».У персонажа Риз Уизерспун в этом фильме романтические отношения с героем Оуэна Уилсона. Ранее актриса снималась в картине «Блондинка в законе» (2001), где у нее были отношения с героем Люка Уилсона (братом Оуэна).Потребовалось три дня для того, чтобы снять сцену, в которой герой Кэтрин Хан рожает. После этого периода актрису отправили в больницу, а ночью она родила на самом деле. Хан вернулась на съемочную площадку через два месяца, чтобы закончить съемки.Джеймс Л Брукс работал над этим фильмом на протяжении пяти лет.Герой Лиза был специально написан для Риз Уизерспун.Чтобы убедительно сыграть профессионального спортсмена, Риз Уизерспун занималась спортом по два-три часа каждый день в течение нескольких месяцев.«Если бы суть фильма нужно было бы сформулировать одним вопросом, то я бы продолжила название: «Как знать, когда по-настоящему влюбишься?», − говорит Риз Уизерспун, сыгравшая главную роль в комедии Джеймса Л. Брукса "Как знать". «У каждого из нас случаются моменты, когда ты уже не можешь полагаться на то, на что полагался всю жизнь, − утверждает Брукс. − И тогда единственное, что нам остается – любовь. Тебе может казаться, что твоя жизнь – сущий ад. А потом появляется Он или Она… И, глядишь − не такой уж и ад. Именно так! Любовь – наша спасительная соломинка».Вопрос в названии фильма − пожалуй, самый главный из тех, на которые мы все рано или поздно вынуждены отвечать. А по мере того, как меняется жизнь, как разобщаются люди, ответ на него искать становится все труднее. В сюжетной линии фильма КАК ЗНАТЬ тесно переплетаются судьбы четырех людей. Уизерспун играет Лизу Йоргенсон – девушку, у которой жизнь рушится, как карточный домик. Роль изначально писалась для Уизерспун. «Джим мне как-то позвонил, рассказал, что готовит очередной фильм, главную роль в котором хотел бы отдать мне, и предложил встретиться − вспоминает актриса. − У меня перехватило дыхание от восторга, ведь я − большая фанатка его творчества. Когда же он мне сказал, что пишет главную роль в сценарии специально для меня, у меня просто не было слов. Никак не могла поверить, что он может расценивать меня в таком качестве». «Мы обсудили какие-то ключевые моменты, после чего Джим начал мне присылать сценарий по частям со своими комментариями, − продолжает Уизерспун. − Мне это очень помогло. Ведь получив финальный вариант сценария, я уже фактически знала свою героиню. Мне было интересно посмотреть, куда же Джим ее заведет и чем все это закончится».По словам Брукса, проект начался довольно тривиально. «Как-то я ехал за рулем авто мимо различных спортивных полей, на которых гоняли мячи девочки, девушки, женщины − одним словом, представительницы прекрасного пола всех возрастов, − вспоминает Брукс. − Тогда я подумал, что уже давно никто не видел спортсменку в роли главной героини. Я вообще по жизни – фанатик различных исследований, и целый год провел, собирая сведения о самых именитых спортсменках». Продюсер считает, что эту роль могла бы сыграть только одна актриса. «Мне достаточно было оценить ее игру в фильме ПРЕСТУПИТЬ ЧЕРТУ, чтобы получить исчерпывающее представление о ее комедийных способностях, − говорит Брукс. − Риз идеально подошла бы на эту роль. Я переговорил с ней и исчез на полтора года». «Бейсбола в фильме будет – всего минут пять, но эти минуты очень красноречиво описывают характер персонажей, − продолжает Брукс. − В своем исследовании я руководствовался правилом: если я слышал что-то в третий раз, мог с уверенностью сказать, что это – абсолютная и непреложная правда. Одной из таких истин стала та, что жизнь спортсмена сильно отличается от жизни простого смертного. У спортсменов – плотный график, им нельзя по желанию закатить вечеринку. Все свое время они посвящают тренировкам, оттачивая мастерство. Обыкновенному человеку не понять, это надо прочувствовать».Для начала Брукс написал вступительную сцену: ключевой питчер бейсбольной лиги приглашает Лизу на свидание. «Сперва я просто хотел показать, с какого типа мужчинами встречается героиня, − объясняет Брукс. − Но, начав прописывать персонаж Оуэна Уилсона, я проникся им куда больше, чем ожидал. Поэтому я немного подправил сюжет и выделил в нем бейсболисту особое место».«Мэтти можно описать одним словом – шалопай, − говорит о своем персонаже Оуэн Уилсон. − По началу Лиза для него – лишь очередная девчонка, с которой можно неплохо провести время. Но, пообщавшись с ней, Мэтти начинает меняться». «Каждую минуту, которая проходит без веселого куража, Мэтти считает безвозвратно потерянной, − говорит Брукс. − Со сколькими бы женщинами он не знакомился, ни одна для него не значила ровным счетом ничего». В том состоянии, в котором она оказывается, Лизе совсем не нужны были боевые действия на любовном фронте. Но ситуация еще более усложняется, когда девушка назначает свидание вслепую Джорджу Мэдисону − мужчине, который и сам переживает не лучшие времена. «Джордж получает письмо, подписанное «от правительства Соединенных Штатов для Джорджа Мэдисона», и выясняет, что вынужден отвечать за поступок, которого не совершал, − описывает Радд духовное состояние своего героя. − С этого момента события развиваются со скоростью горной лавины. И когда мой герой встречает Лизу, он практически достигает дна пропасти. В девушке он видит что-то особенное – то, как она с ним говорит, как справляется с трудной ситуацией… Одним словом, Джордж влюбляется в Лизу с первого взгляда. Когда я читал эти строки сценария, невольно подумал: «Отличная идея для развития сюжета! Что же может случиться с людьми, встретившимися в худший день в жизни?»» Для Брукса этот вопрос стал третьим и последним из тех, что он поднимает в сценарии.Джек Николсон играет Чарльза, отца Джорджа. На правах олигарха Чарльз всю свою жизнь работал над двумя задачами – успех компании и благосостояние сына. На самом деле, он ставит судьбу отпрыска куда выше будущего своей империи, несмотря на то, что ни на секунду не выпускает из рук деловые вожжи. «Это уже не первый совместный проект Джима и Джека, − говорит продюсер Лоренс Марк. − Поэтому они сразу договорились о том, что Джек будет иметь возможность раскрыться с необычной для себя стороны. Поразительно, но Николсон за свою карьеру еще ни разу не играл роль отца взрослого человека. Поэтому выбор именно его на эту роль столь значим – роль получилась еще более многогранной».Историю фильма Брукс наполнил колоритными персонажами, которым приходится сосуществовать в условиях, которых они всегда стремились избежать. У Лизы Йоргенсон есть истинная любовь всей ее жизни – бейсбол. Она посвятила всю себя этому спорту и по праву носит титул одной из лучших женщин-бейсболистов. Как и многие другие спортсмены, у нее очень развит дух соперничества и азарт. «Вся ее жизнь зиждилась на постановке целей и их достижения, − говорит Риз Уизерспун. − Когда мы видим ее в фильме, она находится на перепутье, поскольку теряет уверенность относительно будущего своей спортивной карьеры». На самом деле, она уже старовата для спорта – ей 31 год. Ее время проходит, и ее неумолимо выставляют из команды. «У каждого спортсмена на подкорке тлеет мысль о том, что когда-нибудь им придется коренным образом изменить свою жизнь, поскольку спортивная карьера достаточно недолговечна, − считает Уизерспун. − Но никто не готовит себя к тому, чтобы быть внезапно выброшенным за борт корабля в открытом море. Моей героине приходится перестраивать свою жизнь, не имея ни малейшего представления о том, как это сделать». Уизерспун считает, что такую героиню мог прописать только Брукс. В ней не только учтены все детали характера, она отображает то, как Брукс понимает превратности судьбы. «У Джима совершенно нестандартное понимание абсурдности нормальной жизни, − говорит актриса. − Глядя на упрощенную, повседневную ситуацию, он может найти ее абсурдной и даже смешной – таково уж его мировидение. Кроме того, у него отлично получаются персонажи, которые вынуждены столкнуться с реальным миром. Он безошибочно находит такие моменты в жизнях людей, когда они попадают на распутье, и может найти что-то прекрасное в этих моментах».Уизерспун ни разу не пробовала играть в бейсбол до съемок. «Готовясь к роли, ей приходилось тренироваться по два-три часа каждый день в течение месяца, − вспоминает Брукс. − Эти тренировки в результате вылились в примерно 20 секунд экранного времени, когда Риз бросает мяч. Главное было не то, как она ловит или бросает мяч (хотя некоторые из них ей действительно удавалось ловить). Главное было дать зрителю почувствовать себя частью спортивного сообщества. И Риз с этой задачей справилась».На первый взгляд Мэтти – мечта любой девчонки. Красивый, обаятельный, смешной, спортивный, известный и богатый, но при этом он ничего не воспринимает слишком серьезно. Даже хоть сколько-нибудь серьезно. Особенно это касается его взаимоотношений с другими людьми − он не видит в этом смысла. Лиза становится для него очередной девчонкой, с которой классно потусоваться… до тех пор, пока в нее не влюбляется. «Он начинает понимать, в чем ее изюминка, и, конечно же, влюбляется», − говорит Оуэн Уилсон. «У Мэтти не было ни единого шанса не влюбиться, − утверждает Брукс. − Но влюбляется он не так, как любой другой заправский ловелас».Мэтти можно назвать в какой-то степени хамом, однако Брукс утверждает, что бейсболист живет по четко определенным правилам собственного кодекса. «Он никогда не врет, − объясняет Брукс. − Не лукавит, не увиливает, всегда говорит правду. У него есть собственный морально-этический кодекс, который требует, чтобы Мэтти никогда не обманывал». В своей борьбе за сердце Лизы он готов идти до конца, и уж во всяком случае, до доступного ему предела. При этом, даже несмотря на появление конкурента в лице Джорджа, его вера в собственные силы остается непоколебимой. «Мэтти очень мил, но он слишком беспокоится о том, что о нем думают окружающие, − говорит Уизерспун. − Для Мэтти вся жизнь – большая тусовка. Ему хочется, чтобы Лиза была частью этой тусовки и не ломала ему кайф. Он совсем не интересуется ее жизнью, в то время как Джордж искренне хочет знать о ней все. Он пытается ей помочь, хотя у самого далеко не все в порядке».Брукса и Уилсона связывают продолжительные рабочие взаимоотношения. «Мы встретились с Оуэном, когда я продюсировал БУТЫЛОЧНУЮ РАКЕТУ, − уточняет Брукс. − Он жил на одном этаже со своими братьями, Весом Андерсоном и другими актерами. Он очень талантлив − его герою приходится становиться лидером в каждой сцене, а он сам вынужден притягивать к себе внимание. Оуэн никогда не позволял себе услышать шутку другого актера и сыграть на ней − он придумывал что-то свое. И делал это, надо сказать, превосходно. Не проходило и минуты, чтобы съемочная группа не взрывалась бы от смеха».Не в лучшее время для Лизы в ее жизни появляется человек по-настоящему с серьезными проблемами. Джордж Мэдисон не похож ни на одного из тех, с кем Лиза встречалась раньше – он странный, смешной и самое главное – он не спортсмен. Кроме того, он оказывается в самом серьезном переплете из всех, которые только можно себе представить – целью федерального расследования. Новое романтическое увлечение – последнее, на что стоит тратить время. Но с другой стороны это – единственное, что позволит ему удержаться на плаву. Он, разумеется, всерьез сомневается, что сможет по-настоящему влюбиться в таком состоянии, но обстоятельства его убеждают в обратном. «Для моего героя события начинают развиваться с устрашающей быстротой, − говорит Пол Радд. − Его обвиняют в мошенничестве с ценными бумагами, от него уходит его подруга, его бывший помощник предупреждает его об опасности, о которой Джордж даже не догадывался. При этом он чувствует, что она еще не все ему договаривает. И вот, когда он уже ушел в омут с головой, он встречает Лизу. И неожиданно жизнь-то начинает налаживаться».«На первом свидании Джордж настолько поглощен своими проблемами, что не может ни о чем говорить, − продолжает Радд. − Лиза просто идеально реагирует на это обстоятельство − она предлагает вообще не общаться во время трапезы. Это предложение на секунду заставляет его отвлечься от собственных скорбных мыслей. Именно в тот момент, как мне кажется, он и влюбляется». Как может парень, чья жизнь разламывается на части соперничать с богатым, очаровательным красавцем с богатым спортивным прошлым и будущим? «Все, чем он бесспорно может гордиться – его честность и осознание того, что терять ему, по сути дела, уже нечего, − улыбается Радд. − Поэтому он слушает Лизу, а это – именно то, чего ей в тот момент отчаянно не хватает». «Единственное, что объединяет Джорджа и Лизу, о чем они даже пока сами не догадываются – они начинают встречаться в худшие дни в жизни, − говорит Брукс. − Каждый из них стремится выбраться из той кучи, куда их заботливо засунула жизнь».По словам Брукса, Радд применил необычный актерский прием: его герой влюбляется и забывает о неприятностях, а благодаря актерскому дарованию Радда этот процесс становится гладким и естественным. «Я искренне полагаю, что не смог бы снять фильм ЛУЧШЕ НЕ БЫВАЕТ с кем бы то ни было, кроме Джека, − признается Брукс. − Точно так же я готов признать, что не смог бы снять этот фильм с кем бы то ни было, кроме Пола. Его реакции выглядят настолько естественными − ты невольно веришь каждому его слову и жесту, веришь, что из пепла может возродиться Феникс. Веришь, что кто-то из реальных людей мог оказаться в такой же ситуации и повести себя точно так же. Это – целиком и полностью заслуга Пола. При этом каким-то одному ему понятным образом он не растерял комедийные нотки, которые должны были сопровождать сцены. Его герой получился очень реалистичным и действительно смешным». «Эта роль дает актеру большое пространство для творчества, − говорит продюсер Лоренс Марк. − Актер должен быть смешным, эмоциональным, грустным, влюбленным, а иногда – даже немножко сумасшедшим. При этом зритель всегда должен верить в то, что данные проявления естественны. Полу удалось все перечисленное продемонстрировать своей игрой».ЧАРЛЬЗДжек Николсон, играющий Чарльза, отца Джорджа, должен был сделать своего по сути несимпатичного героя уязвимым, человечным и даже привлекательным. «В начале фильма персонаж Джека говорит Джорджу, что если бы ему пришлось выбирать между сыном и компанией, он бы выбрал компанию, несмотря на то, что это бы наверняка разбило ему сердце, − рассказывает Брукс. − При этом Чарльз остается человеком, который вырастил сына, несмотря на то, что его жена, мать Джорджа оставила их. Неужели смог бы этот человек пожертвовать сыном ради компании? Я прописал этот поворот, прописал персонаж и все еще не был уверен, действительно ли это – истинная убежденность Чарльза. Остается загадкой для зрителей (да и для него самого) − отрицательный он персонаж или положительный? Но, как мне как-то сказал Билл Херт: «Иногда все, что от тебя требуется – задать вопрос, а не подсказать ответ»». «Он любит своего сына, но любит и себя самого, − объясняет продюсер Паула Вайнштейн. − Он понимает то, что не понимает никто больше – на его глазах могут погибнуть один или оба человека, которых он любит больше всех на земле. Чарльз оказывается в таком положении, когда он хотел бы пригнуться, чтобы увернуться от удара, но знает, что в этом случае удар придется по стоящему у него за спиной сыну. Было занятно наблюдать за тем, как в результате столь душещипательных коллизий рождается дух взаимопомощи и сопереживания». «Я уже работал с Джеком, поэтому нет ничего удивительно, что роль я решил предложить именно ему, − говорит Брукс. − Я всегда наблюдал за его игрой с открытым ртом. И в этом фильме будут сцены, с которыми он справлялся со своей неизменной элегантностью, которую так ценят его поклонники». «Не представляю, кто бы еще справился с это ролью Чарльза лучше Джека, − говорит Радд. − Работа с ним стала одним из самых захватывающих моментов в моей профессиональной карьере. Его имя фигурирует в титрах крупнейших кинопроектов на протяжении уже сорока лет. Но больше всего меня поразило то, насколько он профессионален, как актер. У него все получается настолько легко и непринужденно, при этом он улавливает каждый нюанс и деталь, которые происходят в кадре».«Джим – самый поразительный обозреватель этой жизни, − говорит Лоренс Марк, продюсер фильма КАК ЗНАТЬ. − Он − на редкость хороший слушатель и наблюдатель, что отражается в описываемых им персонажах. Именно поэтому они настолько глубокие и интересные», «У него уникальный голос, − говорит продюсер Джулии Энселл, партнер Брукса по продюсированию на протяжении 20 лет. − Он видит людей насквозь. Когда он пишет о чем-то, что случилось и в твоей жизни, невольно думаешь: «Точно! Мне просто никогда не удавалось облечь это в слова, но именно это я и ощущал». Это поразительно!» «Он пишет о реальных людях, реальных проблемах, с которыми они сталкиваются, − говорит продюсер Паула Вайнштейн. − Его герои сложны, смущены, смешны, правдоподобны, очень человечны, со своими достоинствами и недостатками. Когда смотришь его фильмы, словно читаешь великолепный роман, который очень не хочется дочитывать до конца – настолько интересный. Хочется остаться в описываемом мире подольше».«Никто так не прописывает диалоги, как он, − продолжает Энселл. − Он очень глубоко погружается в описание своих героев. Иногда одного персонажа требуется несколько лет исследований и бесед с сотнями людей». «Сначала Джим находит идеи для характера персонажа, − говорит Вайнштейн, − затем выясняет, какая идея будет истинной, а какая – ложной».Говорят, что именно детали продают историю. Мы можем определить, реальный персонаж или выдуманный по маленьким, еле заметным нюансам в его характере. «Все, чем мы оперируем в кинематографе – детализация, − говорит Риз Уизерспун. − Детали делают кино смешным, реалистичным, аутентичным. Именно поэтому мы вкладываемся в наших героев. Детали бывают разными – кто сколько зарабатывает, насколько часто и как люди путешествуют, кто их ближайшие друзья, с кем они встречаются, что едят и чего не едят. Все это красноречиво говорит и о персонаже, и об истории в целом». Брукс одержим подобной детализацией. «Когда он работал над интерьером квартиры Лизы, Джим посетил множество квартир настоящих спортсменов, − вспоминает Марк. − Практически везде он видел полочки с кубками – это было слишком гротескным, но это наглядно показывало, насколько спортсмен гордится своими достижениями. Все эти детали Джим подмечал и реализовывал в фильме». Детализация касалась даже мелочей. Например, в фильме фигурирует напиток, который герой Пола Радда готовит для Лизы. За советом Джим обратился к своему другу – шеф-повару французского ресторана, и тот подсказал идеальный рецепт, который придумал специально для фильма.Заинтересовавшиеся могут попробовать приготовить этот коктейль в домашних условиях.Актерам пришлось проводить собственные расследования. Несмотря на то, что Уизерспун играет в мяч в фильме всего несколько минут, актриса в течение нескольких месяцев тренировалась с легендарным тренером женской сборной по бейсболу UCLA Сью Энквист. «Я занималась по два-три часа в день три дня в неделю, отрабатывая такие простейшие навыки, как бросок мяча, ловля мяча, управление с битой, правильная осанка и все прочее. Но помимо чисто спортивных аспектов мне пришлось научиться еще много чему. Я никогда не была близко знакома с профессиональными спортсменами, поэтому, в буквальном смысле нырнув в их мир, я многое узнала о них. Они встают ни свет, ни заря; выматываются на тренировках; никакой личной жизни… Все это дополнило мою героиню. Важнейшими для них являются взаимоотношения в команде».Уизерспун также провела некоторое время за тренировками в американской женской сборной по бейсболу. «Мне пришлось встретиться практически с каждой из них, потренироваться – со многими, − вспоминает актриса. − Это было здорово и очень вдохновило меня. Они профессионалы, живущие драйвом и целеустремленностью». Действие фильма происходит в Вашингтоне, помимо столицы картина снималась и в Филадельфии. «Снимать в столице стало куда проще, и все же по-прежнему – сложнее, чем во многих других регионах, − говорит директор по производству в округе Колумбия Кэрол Флейшер. – На этой территории функционирует по меньшей мере четыре агентства по получению разного рода разрешений: парковая служба, секретная служба, столичная полиция и национальная административная служба. В этом городе «просто» не бывает никогда и ничего − по причинам охраны безопасности. Но с другой стороны мы получили уникальный, энергичный город, который стал очередным персонажем в фильме».Съемочной группе позволили поработать в парке Nationals Park, резиденции бейсбольной лиги команды Washington Nationals, за которую по сценарию выступает Мэтти. Оператор успел заснять великолепные планы − Уилсон, разговаривающий с другими питчерами в середине игры, а также очень красиво пойманный мяч.Всеми экстерьерами в фильме управляла четырежды номинированная на «Оскар»® художник-постановщик Жаннин Оппуолл. «Дизайн – очень органичный процесс, − делится она своими профессиональными секретами. − Все начинается с ощущения места и окружения. Первоначальный выбор делается именно так – ты в воображении достраиваешь полную картинку, опираясь на один или несколько ключевых ориентиров». «Я, признаться, не могу провести границу между стильным и реалистичным видом, − признается Оппуолл. − В этом фильме есть персонажи живут в довольно реальном мире, герои Джека Николсона и Оуэна Уилсона – в фешенебельных экстерьерах (благодаря своему статусу). Деньги, которые они зарабатывают, не позволяют им спуститься до уровня простого смертного». На самом деле Мэтти и Чарльз живут в одной и той же квартире в дорогом здании в богатом районе города. «У Мэтти есть деньги, но не хватает вкуса, − продолжает Оппуолл. − Люди, располагающие избыточными средствами, часто пытаются «купить вкус». Именно это мы и пытались показать в квартире Мэтти. Квартира Чарльза немного поменьше. Мы взяли квартиру Мэтти, удалили несколько комнат, добавили стен и она стала меньше».Занятно сравнивать эту квартиру с тем местом, где живет Лиза. «Квартира Мэтти – огромна, Лиза же живет в современном спальном районе. Ее квартира куда меньше, но она светлая, свежая и насыщена теплыми красками».Оппуолл замечает, что, поскольку жизнь Джорджа дала трещину, это отображается и в дизайне его квартиры. «Сначала Джордж живет в комфортабельном, обставленном особняке. А потом вынужден переехать в квартирку над кондитерской в тупике бедняцкой улицы. Все его вещи свалены в кучу в хаотичном беспорядке».У каждого из героев была своя продуманная цветовая гамма, и не только для того, чтобы отличать одного от другого, но и для того, чтобы различать кем они являются в истории. «Прихожая Мэтти выкрашена в темно-оранжевый цвет, который задает гамму всей остальной квартире. Он любит живые, яркие цвета. Лиза отдает предпочтение пурпуру, отождествляющемуся с солнцем, теплом и светом, каким и является ее характер. Джордж не отдает предпочтение какому-то одному цвету – он пытается определиться в жизни».Костюмер Шей Канлифф разработала костюмы по собственным выкройкам для каждого из героев. В каждом она отобразила ключевые особенности характера, не заходя слишком далеко. «Джим ходит по лезвию бритвы, балансируя между желанием углубиться в изучение эмоций и выжимкой смеха из сцены, − говорит Канлифф. − Каждый из отделов постоянно трудится над тем, чтобы вызвать его улыбку, но при этом пытается сохранить баланс, чтобы не угодить в одну или другую пропасть».Ключевой особенностью работы Брукса является то, каждая деталь должна работать на общую историю. «Что касается гардероба, то с ним куда как непросто разобраться в контексте фильма. Особенно это касается современной одежды, которую, как вам может показаться, можно сносить и выбросить. Каждая смена одежды для Джима очень важна, каждое сердцебиение его фильма он тщательно прослушивает. Он очень трепетно относится к тому, что должно появиться в кадре и как это будет воспринято. Поэтому довольно непросто найти обычный костюм, в котором, скажем, можно влюбиться. При этом должно складываться ощущение, что костюм еще и отвечает характеру человека, его надевшего».
Отзывы