Обращение к яркому и вневременному миру бурлеска, особенно в свете его недавнего возрождения в поп-культуре, требует внимания совершенно особых людей. Сложно представить себе человека, лучше подходящего на роль режиссёра, чем Стив Энтин — его понимание этого мира и глубоко личную связь с эстетикой кабаре трудно не заметить. Вдохновлённый президентом компании Screen Gems Клинтом Кулпеппером, он нарисовал невероятный жизненный путь главной героини Али: от стойки бара в штате Айова до сцены на Сансет Стрип. Вместе со своей сестрой Энтин воспринял и явил миру богатейшую историю этого вида искусства: его последователей, поклонников и артистов.Одной из центральных задач для Антина стало следование духу и настрою этого жанра. При этом нельзя было забывать о расхожем заблуждении, будто бурлеск — синоним стриптиза. Вот как сам режиссёр описывает ситуацию: «Бурлеск стали прочно связывать со стриптизом только в США в начале прошлого века, а это, в свою очередь, пошло от представлений парижского Moulin Rouge конца XIX века. Но если заглянуть глубже в историю, мы увидим, что бурлеск — это развлекательные представления с песнями, танцами, рассказами и пародиями — очень в духе популярной культуры своего времени. И считалось это скорее пикантным и смешным». Однако пикантные моменты «Бурлеска» никогда не выходили за рамки тонкого намёка или игры слов. Об этом говорит режиссёр Стив Энтин: «Бурлеск часто на грани. Эти представления всегда где-то сексуальны, но при этом они никогда не о сексе. Всё, что вы видите в этом фильме, делается ради удовольствия, как это и было в первоначальном бурлеске. Это такой большой развесёлый балаган, развлечение для масс; таким он был изначально, и таким мы воссоздаём его сейчас».В сценарии Энтина клуб «Бурлеск» наделяется собственным характером, атмосферой и историей. Режиссёр хотел создать некое волшебное место, которое переносило бы человека в параллельную реальность. Ему слово: «Али Роуз спускается по лестнице в зал “Бурлеска”, как если бы она была Алисой в кроличьей норе. Али спускается по лестнице, и её встречает Алексис — так вот, он до подозрительного напоминает Сумасшедшего шляпника».Когда сценарий был готов, Энтин и Кулпеппер отправились на поиски тех, кому предстоит заполонить шумный мир клуба «Бурлеск».Создатели фильма знали, что для мощного антуража и шикарной подачи необходимы только лучшие из лучших. И они неустанно следовали по пятам певицы и актрисы Шэр, чтобы уговорить её вновь появиться на большом экране после семилетнего перерыва. В один из моментов они даже посетили студию, на которой Шэр переозвучивала свою роль в мультфильме студии MGM «Хранитель зоопарка», чтобы поговорить с ней лично и попытаться убедить её взять роль. По задумке создателей, именно она должна была играть Тэсс: современную, сильную и весьма близкую ей по духу. Она щедро дарит себя окружающим и своему делу, но в то же время над ней нависла беда: дело её жизни и её мечту могут отнять. «Тэсс, — как рассказывает Энтин, — одна из множества тех, кто чувствуют, как их мечта ускользает. Это реальная жизнь, такое бывает, и испытать такое — это сложно, но одновременно — очень интересно». «Как говорит сама Шэр, — вспоминает Энтин, — “Бывала я бедной, бывала и богатой. Богатой быть лучше”. У неё были и подъёмы, и падения, и удачи, и несчастья. Я знал, что она найдёт подход к этому персонажу и окружающему его миру. Она, знаете, эдакое воплощение того, как женщина обретает силу и выходит на новую ступень. Фильм ведь, по сути, об этом — о том, как женщина обретает силу».На роль Али создатели фильма сразу думали звать Кристину Агилеру. С ней Энтин к тому моменту давно дружил, но решающим для него моментом стало её выступление в американском комедийном шоу ”Saturday Night Live”, которое выходит в прямом эфире субботними вечерами на телеканале NBC. Тогда он понял, что у Агилеры есть всё, что нужно для этой роли. «У меня, — вспоминает Энтин, — было на её счёт некое подспудное чувство. Я видел её скетчи в “Saturday Night Live”, и она там просто блистала. А ведь это очень сложно — играть в этих маленьких сценках в прямом эфире. Они ведь только с виду кажутся простыми — участвовать в них чертовски сложно, особенно когда всё происходит перед живой аудиторией в зале и по всей стране. Я знал, что Кристина справится с любым элементом комедии в фильме, ну а в её драматических способностях вообще не было сомнений». Как рассказывает сама Кристина, её интерес к проекту проснулся, когда она прониклась судьбой и переживаниями Али: «Я полностью понимала эту девушку. У неё есть мечта, и она сбывается далеко не сразу и совсем не запросто. Её не слышат, её не хотят слышать, и только после многих попыток ей удаётся завоевать уважение. Успех к ней приходит не сразу, сначала приходится много раз терпеть неудачу».В роли друга Али и её коллеги по сцене выступил Кэм Жиганде, которого также можно будет увидеть в фильмах «Пастырь» и «Соседка по комнате» компании Screen Gems. Вот что о нём говорит Энтин: «Сложно поверить в то, какую работу проделывает этот человек на площадке. Вот он величаво входит в комнату, такой весь красивый, подтянутый, молодой — и раскрывается с совершенно неожиданной стороны. Оказывается, что он очень вдумчивый, серьёзный молодой человек, даже немного замкнутый, и при этом очень серьёзно относящийся к своей работе. Он очень много готовится, внимательно наблюдает и проводит огромную внутреннюю работу, чтобы по-настоящему создать своего персонажа».Жиганде сделал перерыв в съёмках «Пастыря» на одной из площадок Sony, чтобы следить за строительством декораций и присутствовать на репетиции музыкальных номеров. «Я был там, — вспоминает Жиганде, — смотрел на эту постановку, и это было сильно. Я, конечно, представлял, что это может быть за постановка, но когда видишь это всё в декорациях и вживую — о, это настолько превосходит все ожидания! И дело не только в масштабе — тут и цвет, и свет, и все детали — всё на месте, всё потрясает воображение».В роли администратора сцены Шона выступил Стенли Туччи, которого также можно было увидеть в свежем фильме «Отличница лёгкого поведения». Как говорит сам актёр, «Шон — правая рука Тэсс, её доверительное лицо, бывший любовник, лучший друг, и он сделает что угодно ради неё и их общего искусства». Создатели фильма были очень рады пригласить Туччи на эту роль: «У него получается сделать этого персонажа естественным, живым и очень смешным. У него за весь фильм ни на секунду не проскакивает фальшь или обман. Что бы мы ни попросили его сделать или сказать — всё получается естественно, органично и натурально. Это какой-то врождённый талант; этому, кажется, невозможно научиться. Смотреть на него — одно удовольствие, потому что он одна сплошная открытая душа».Кристина Агилера — не единственный новичок большого экрана в этом фильме. Вместе с ней в фильме дебютирует певица и участница американской версии «Танцев со звёздами» Джулианна Хаф в роли танцовщицы Джорджии. Рассказывает режиссёр Стив Энтин: «Я влюбился в неё, как только увидел её на “Танцах со звёздами”. Мне показалось тогда, что она человек совершенно особый: невероятная танцовщица, редкая красавица и… знаете, такое ощущение “того самого,” которое так нужно было этой роли».Алан Камминг привлёк Энтина своей игрой в стиле кабаре в Geffen Playhouse в Лос-Анжелесе, и так он попал на роль швейцара клуба «Бурлеск». Его коронная фраза, которую слышат все посетители клуба — «У нас, может, и нет окон, но отсюда открывается лучший вид на Сансэт Стрип». Во время съёмок Каммингу нужно было уложиться как в график съёмок «Бурлеска» в Лос-Анжелесе, так и в совершенно независимый график производства сериала «Хорошая жена» канала CBS в Нью Йорке. «В Нью Йорке у меня роль весьма консервативного политаналитика. Здесь же я играю совершенно чокнутого человека. Приходится постоянно перестраиваться между этими состояниями».Среди персонажей фильма встречается и немало тех, кто призваны стоять на пути Али и Тэсс. И хотя эти персонажи не злодеи в классическом смысле, Кристен Белл, Питеру Галлахеру и Эрику Дэйну пришлось играть самых настоящих приспособленцев — людей, которые стараются выжить в этом сложном мире.Кристен Белл исполняет роль Никки, заносчивую и деструктивную молодую особу, из-за которой закулисье «Бурлеска» становится местом действия серьёзных ссор и драм. Вот что сама актриса говорит об этом персонаже: «По-моему, нельзя играть антагониста в фильме, держа в голове мысль, что ты антагонист. Нужно всегда искать те естественные причины, по которым твой персонаж поступает с позиций собственной правоты. У неё ведь, например, всё не так тяжело в жизни, как у других. И да, она изрядно потрудилась, чтобы оказаться там, где сейчас находится, и не собирается просто так сдавать свои позиции. Никки не кажется, что она стерва, — наоборот, это окружающие поворачиваются против неё».Немалая часть агрессии и неуверенности в себе уходит корнями в её отношения с Тэсс. Слово актрисе Кристен Белл: «Никки обожает Тэсс: ведь Тэсс красива, умна, безумно талантлива и наделена силой, будучи при всём при этом ещё и хозяйкой клуба. Это она позволила Никки танцевать, и они подруги уже далеко не первый день. И когда между ними появляется Али, новая любимица и надежда Тэсс, Никки чувствует себя покинутой, и это сводит её с ума». Похожая ситуация у бывшего мужа Тэсс Винса, сыгранного Питером Галлахером. Он вынужден решать проблему с бухгалтерией клуба — в меру своих сил. Слово актёру: «Он же на самом деле не плохой парень. Он просто не хочет обанкротиться, не выплатив кредит, который брал в банке на этот клуб. Он не хочет закончить жизнь маленьким безуспешным обанкротившимся человеком — а подобные люди у него в жизни встречались. Изначально “Бурлеск” должен был спасти положение, но теперь он медленно тянет моего персонажа на дно». К тому же, Галлахер не впервые встречается с темой кабаре и бурлесков в жизни и работе. Ему слово: «Моя тёща как раз из этого мира. Она танцевала в “Бриллиантовой подкове” Билли Даймонда, в “Латинском квартале” и в танцевальной труппе мюзик-холла “Радио сити”. На Бродвее половина трупп, с которыми я работал, были бурлесковыми». «Он столько привнёс в нашу работу, — вспоминает Энтин, — у него был совершенно особенный, независимый подход к персонажу. За ним стояла целая история, и с ней, да и в его исполнении, персонаж самым натуральным образом ожил».Винс объединяет силы с Маркусом, влиятельным воротилой в исполнении Эрика Дэйна, одновременно задействованного в съёмках сериала «Анатомия страсти». «Его образ, — рассказывает Дэйн, — это не образ плохого парня, нет. Это, скорее, не тот парень, не в той ситуации. Здесь вообще ходишь по очень тонкой грани: очень легко можно оказаться плохим парнем, особенно в этом фильме. А я не хочу быть таким — злым, однобоким, плохим». В том, чтобы играть неоднозначных персонажей, есть свой шарм, особенно для тех, кому не чужда хорошая актёрская работа. «Злую девчонку тоже очень весело играть, — рассказывает Белл, — здесь не так много правил; можно делать, в принципе, что угодно, потому что, как говорят, у плохих девочек нет совести».Воссоздать картины ветшающей роскоши клуба «Бурлеск» — задача нетривиальная, требующая внимательной работы многих талантливых и вдумчивых художников. На протяжении шести недель 23-й павильон студий Sony был оккупирован арт-директором Крисом Корнуэллом, художником-постановщиком Джоном Гари Стилом и их неутомимой командой строителей декораций; все они собрались там с одной целью — за отведённые им полтора месяца соорудить в пустом павильоне интерьер клуба «Бурлеск» во всех деталях. Чтобы не потерять реалистичности декораций и сохранить функциональную связь помещений, все гримёрки, коридоры и офисы клуба были соединены со сценой, как это было бы в настоящем клубе. Не было ни картонных обманок, ни промежуточных лестничных пролётов, ни голых бетонных углов, не занятых декорациями — на время съёмок пространство павильона стало полноценным действующим клубом.Чтобы немного развить тему «кроличьей норы» в интерьере «Бурлеска» Энтин и Стил решили сделать интерьер немного вневременны и старомодным одновременно: «Мы хотели, — объясняет Стил, — чтобы здесь зритель немного возвращался назад во времени. И получилось весьма исторично: когда Кристина почти в самом начале смотрит сквозь стекло, видны какие-то отблески, кусочки чего-то — и пока неясно чего. И потом она попадает внутрь — и там открывается настоящий потрёпанный временем театр: где-то позолоченный, где-то потрёпанный, где-то уже совсем разваливающийся на части, но не теряющий от этого своей элегантности». Но желание воссоздать некоторое настроение Парижа 1920-х гг. не только исходит из эстетических позывов режиссёра и постановщика. И Энтин, и Стил хотели создать не только местами старомодную творческую атмосферу, приятную для глаз. Создаваемое ими пространство должно вмещать в себя всех своих обитателей, каждому из которых мало целого мира. Вот как Стил о говорит об этом пространстве: «Здесь много огней, подсвечников, костюмов — здесь есть шик и блеск». Но и особой свободы творчества у Стила тоже не было. Интерьер клуба «Бурлеск», как того требует задумка, берёт своё начало в архитектуре и дизайне Западной Европы, особенно её в театрах и кинотеатрах. Как говорит Стил, «в Америке в кинотеатрах много литья и позолоты. Здесь же всё держится на ширмах, шторах, драпировках, золоте и подсвечниках».В создании шика и блеска на экране не обошлись и без камней Сваровски: в съёмках использовано примерно 80 000 изделий и отдельных камней общей массой примерно 1,3 тонны.Режиссёр Стив Энтин не остался равнодушным к усердию и вниманию к деталям, которое Джон Гари Стил проявлял в своей работе: «Гари доставал фотографии французских пивнушек начала века, и чего угодно другого — от забегаловок до дорогих театров той эпохи. Мы рассматривали это всё, крутили, соединяли и искали, как лучше всего это сочетать. Всё проработано до мельчайших деталей: и медная ковка кабинок клуба, и крепежи для кожаной обивки, и даже сама кожа — насколько мы её состарим — здесь всё продумано и просчитано». Эрику Дэйну, например, очень понравилось работать в этих декорациях. Ему слово: «Здесь поразительно красиво. Эти декорации — как лицо хорошего опытного актёра, со всеми характерными особенностями, морщинками и деталями. Это известная старая сцена, в которую вдохнули вторую жизнь, и её пронизывает это сумасшедшее настроение бурлеска».Когда дело дошло до строительства самой сцены, дизайн был продиктован функцией. На этом этапе Стил тесно сотрудничал с хореографами Джои Пицци и Дэниз Фэй, чтобы созданная им сцена и бар идеально соответствовали их потребностям. И он даже внёс свою лепту в хореографию фильма, когда предложил сделать зеркала за баром разделяющимися, чтобы их можно было распахнуть.Когда же зашла речь о том, чтобы наделить женщин «Бурлеска» фирменный вызывающим обликом, создатели фильма обратились к Синди Уильямс и её команде визажистов. Главным по причёскам стал Мартин Сэмюэль. Сложный образ героини Шэр был поручен визажисту Леонарду Энгельману и стилисту Марии Серенелле Радэлли. Над образом Агилеры трудилась другая команда: Кристофер Бакл занимался макияжем, Фрида Арадоттир — причёской. Когда было получено понимание того, как будут выглядеть танцовщицы «Бурлеска», на съёмочной площадке появилось четыре специальных трейлера и одна палатка со столами для макияжа, за которыми трудилась команда из пятнадцати визажистов. Все они работали над тем, чтобы персонажи «Бурлеска» — от первого плана до массовки в кадре — имели своё лицо в таком разнообразном мире «Бурлеска». Слово Синди Уильямс, главному визажисту картины: «Один трейлер у нас был целиком отдан под макияж тела. Там стояли, помимо прочего, специальные косметические аэрографы, которыми замазывают ссадины и ушибы. Так вот, эти аэрографы у нас не выключались с утра до вечера: девчонки были вечно в синяках от всех своих танцевальных номеров».Вместе с Агилерой не передних ролях в фильме снимаются две другие натуральные блондинки — Кристен Белл и Джулианна Хаф. Чтобы лучше их развести в одном кадре, режиссёр Энтин и главный по причёскам Сэмюэль решили оставить только одну блондинку. Так Хаф стала рыжей, А Белл стана жгучей брюнеткой — на это Сэмюэля вдохновило его исследование внешнего вида танцовщиц бурлеска ушедшей эпохи. Чтобы сделать внешность Кристен Белл ещё более жёсткой, Синди Уильямс добавила к её образу несколько временных татуировок.Уильямс и Сэмюель сделали актрису Джулианну Хаф совершенно неузнаваемой за пределами съёмочной площадки. Слово актрисе: «Стэнли Туччи знает меня только как рыжеволосую девушку, и когда мы несколько раз встречались на премиях вроде “Золотого глобуса” и других подобных мероприятиях, он не узнавал меня в упор. То есть мы начинаем разговор, и я понимаю, что он не понимает, кто к нему обращается. Я ему: “Стэнли, это Джулианна!”, и тогда он меня узнавал. И я думаю себе: “Ну неужели я настолько неузнаваема?”» Непросто было подобрать и закрепить парики на головах неугомонных танцовщиц. Слово Сэмюэлю: «Танцевальные номера Джулианны настолько живые, энергичные и сильные! Она постоянно делает резкие движения головой, крутит волосами, особенно это хорошо видно в номере “Лучшие друзья девушек…” И парик нужно крепить так, чтобы он ни за что, ни при каких обстоятельствах не слетел. Я после каждого дубля подбегал проверять: всё ли на месте, всё ли прочно держится».Мартину Сэмюэлю особенно нравилось то, что работа над «Бурлеском» позволяла ему обращаться к разным историческим и музыкальными периодам в причёсках. Слово ему: «Когда создаёшь причёски со ссылками на разные эпохи, появляется какое-то приятное ностальгическое чувство. Тогда в причёсках появляется жизнь, какая-то большая жизненная история, воспоминания поколений…»Художнику по костюмам Майклу Каплану досталась огромная по объёму и сложности работа — создание одежды для всех обитателей мира «Бурлеска». На счету этого костюмера работа в фильмах «Бегущий по лезвию», «Танец-вспышка», «Бойцовский клуб» и «Звёздный путь» Джея Джея Абрамса. Создавать костюмы для Каплана — совершенно особая задача. В последнем номере фильма — само собой, эпическом и помпезном, — Каплан представлял на девушках костюмы из золотых цепей и кристаллов Сваровски. Методом проб и ошибок Каплан соорудил костюмы, которые могли двигаться, летать, блестеть и развеваться по ветру, но при этом оставаться на телах танцовщиц. «В последнем номере нужно было побить все рекорды и заткнуть за пояс все предыдущие номера. У меня была идея не использовать ткани вообще, ничего круче этого я придумать не мог. По мере того, как мы делали пробные экземпляры, оно выглядело всё лучше и лучше. Потом стало ясно, что на костюмы в таком темпе мы убьём не одну сотню часов». В общей сложности на созданные Капланом костюмы ушло 250,000 кристаллов Сваровски пятнадцати разных цветов.Чтобы создать впечатление, что в кадре мы видим гораздо больше голого тела, чем есть на самом деле, Каплан подобрал для каждой танцовщицы специальный тельный костюм, который идеально совпадал с цветом кожи и обеспечивал поддержку и правильное крепление цепочек. Как рассказывает сам Каплан, «Это создаёт впечатление, что танцовщицы голые — а это рейтинги и внимание зрителей. К тому же, нам нужна была какая-то основа, чтобы закрепить цепочки».Отдел костюмов столкнулся и с другой проблемой — золото не было достаточно гибким, чтобы обеспечить нужный запас движений для танцоров. Чтобы компенсировать это, использовали покрашенные в золото резиновые прокладки из хозяйственного магазина. Но последняя сцена — далеко не единственное достижение Каплана. Для номера «Экспресс» он создал костюм в карнавальном стиле, добавив в лекала форму собственных рук — как авторскую подпись. Для номера «Лучшие друзья девушек…» Каплан черпал вдохновение в каркасах женского белья. И снова было много ощущения наготы, особенно в топе Кристен Белл. Каплановская любовь к деталям распространяется и на мужские костюмы: «Мне с самого начала нравилась идея, чтобы у молодых людей на головах были шляпы-котелки, чтобы создавалась такая немного ностальгическая европейская атмосфера. Это относит нас к тому самому кабаре, где были жилетки, подтяжки, брюки в полосочку. Мы добавили немного мачо-энергии, снабдив парней ботинками на шнурках, бумажниками на цепях и карманными часами — тоже на цепи. Во время танца это всё чудесно двигается».Для воплощения образа швейцара Алексис (Алан Камминг) Каплан разработал костюм, который был бы одновременно продолжением костюма бармена и самого клуба «Бурлеск». «Но немного более фривольный, чуть-чуть более цветной,» — добавляет Каплан. «Мы изначально хотели сделать его более современным, но как-то не получилось, — рассказывает актёр Алан Камминг, — Наверное, мне больше подходят более исторические костюмы. Ведь бурлеск как форма искусства — не особо современная история, она уходит корнями в прошлое. И тем интереснее сочетать её с современными элементами».Каплан с большим удовольствием взялся за работу с Кристиной Агилерой, известной своей любовью к модным вещам и своей смелостью на сцене. И идеи Каплана были приняты на ура: «У неё отличный вкус, и она не боится экспериментировать. Она редко будет делать что-то совершенно безопасное и понятное. И с самого начало это было чертовски интересно: я не мог по-настоящему напугать её какой-нибудь своей идеей. Она была готова на любой, сколько угодно смелый эксперимент, и в этом смысле с ней было очень приятно работать».Другим добровольным объектом экспериментов и опытов для Каплана стала Кристен Белл. На ней во время фильма появляются едва ли не самые откровенные и вызывающие наряды. Для номера «Доктор Лонг Джон», например, был сшит специальный костюм, который выглядит как чисто кружевной, при этом абсолютно чёрный. Слово главному костюмеру: «Я знал, что Кристен в этом фильме должна быть безумно сексуальной и максимально оголённой, чтобы она была настоящей королевой бурлеска. После некоторых моих набросков я думал, она скажет: “Я не выйду в этом на камеру. Оденьте что-нибудь на меня!” но она неожиданно согласилась. Я был в школе. Было очень сложно найти нужную ткань, чтобы она была достаточно прочной и тонкой, чтобы на ней можно было сделать нужную аппликацию, но одновременно чтобы она полностью сливалась с телом — так мы добивались эффекта наготы».Коронным номером для всех — как отдела причёсок, так и костюмеров, и визажистов — стал номер «Я хорошая девочка». Слово Майклу Каплану: «Я отправился в “Western Costume Company” и увидел там разорванные на части костюмы. И меня в них тогда что-то очень привлекло, что-то в силуэтах, цветах, в их истории. Я поговорил с ребятами в этой компании и рассказал, что хочу оживить эти старые полуразвалившиеся костюмы. Забрал их, распорол на части и потом собрал заново, но уже в новых костюмах. Получились все эти чудесные чулки-сеточки, перья, кружева… В этом номере была хореография, напоминавшая движение кукол в кукольном театре. Исходя из этого я и проектировал костюмы.»Однако конкретно для этого номера Каплан специально сделал особое разделение во внешнем облике Агилеры и других исполнителей. «У Кристины здесь новая причёска. И здесь же мы впервые видим её с таким макияжем. Мне хотелось, чтобы она была очень милой, мягкой и нежной в розовом. Её юбка — это марабу, страусиные перья и турнюр. Там по сценарию она должна подниматься по лестнице, и мы сделали такой турнюр, который бы характерно двигался, пока она идёт. Выглядело умилительно. Она была похожа на птичку с большим хвостом». Синди Уильямс продолжила идею Каплана и добавила в лица танцоров ощущения кукольности: «Мы хотели сделать из их лиц такие фарфоровые кукольные мордашки, чтобы вокруг глаз и щёчки были ярко-розовым, а губки были полными, красными. Костюмы, причёски и макияж — всё сошлось и получилось идеально. Наверное, это был мой любимый номер за весь фильм». Последним штрихом в номере стали преувеличенно длинные ресницы.Клуб «Бурлеск» стал ареной для новых творческих союзов, хотя многие участники проекта работали вместе и ранее. Например, здесь вновь встретились Питер Галлахер и Дэниз Фей, которые ранее встречались в фильме «Парни и куколки». Галлахер также работал и с Шэр, когда у неё была небольшая камео-роль в фильме Роберта Альтмана «Игрок». Первая работа главного костюмера «Бурлеска» Майкла Каплана была на «Шоу Шэр и Шонни», где он был ассистентом. Дизайнеры по свету Пегги Эйзенхауэр и Жюль Фишер работали с хореографами «Бурлеска» Дэниз Фэй и Джои Пицци в фильме-мюзикле Роба Маршалла «Чикаго», а так же с Алана Каммингом в фильме «Кабаре». Пол Киркланд участвовал в двух турах Кристины Агилеры в качестве танцора.В первые несколько недель съёмок работа шла в двух направлениях. С одной стороны — съёмки больших музыкальных номеров («Экспресс», «Чего он ждёт» и «Я хорошая девочка»). С другой — работали над парными сценами Кристины Агилеры и Кэма Жиганде. Последний не устаёт хвалить свою напарницу за её старание и преданность делу: «Она пришла играть, и она играла. Она погрузилась в актёрскую игру очень быстро. Во время всей работы она была неутомима, работала с энтузиазмом и слушала других. Интересно сейчас вспомнить, как она играла в первые дни и как играет сейчас. Мы видели, как она росла как актриса — буквально на глазах». К тому же, Жиганде отмечает ту внимательность и дотошность, которую проявлял режиссёр Стив Энтин: как в эпических музыкальных номерах, так и в мельчайших подробностях других сцен. Слово актёру: «Он внимательно следил за сюжетом, актёрской игрой, отношениями между персонажами. Мне кажется, такое внимательное отношение можно встретить нечасто, особенно на таких больших картинах. Когда дело доходило до этих особенностей и деталей, он был весь в фильме, не позволяя ничему отвлекать его и актёров от их главной задачи».Оператор-постановщик Боян Базелли помог Энтину запечатлеть самые смелые и сумасшедшие моменты «Бурлеска». Вот что Базелли сам говорит: «В этом фильме важную роль играет цвет. Здесь у него есть яркость, сочность. Мне “Бурлеск” представляется красным: мы много играли с цветом, когда добавляли красного в музыкальные номера. Если пронаблюдать, в любом музыкальном номере всегда есть значительная доля сочного насыщенного красного».Базелли стремился развести в разные стороны мир Голливуда и жизнь Али в клубе. «Когда мы заходим в клуб, цвета становятся яркими, сочными, насыщенными. Усиливается контраст. А когда мы на улице, мы пытались немного приглушить краски и контраст. Голливуд, безусловно, место очень яркое, но нужно было именно развести эти два мира: может быть, один мир можно отнести к Шэр, другой — к вновь прибывшей Кристине».Базелли работал в тесном сотрудничестве с Эйзенхауэр и Фишер, чтобы создать активную живую картинку в музыкальных номерах. О процессе может рассказать Питер Галлахер: «Боян Базелли создаёт очень реалистичный мир, в котором мы живём, играем и рассказываем историю. А Пэгги освещает другой — возвышенный, надземный, — уровень реальности, в которой рассказываются истории музыкальных номеров. И между этими двумя мирами потрясающая связь».Бывало так, что съёмки выходили за рамки павильона и переходили на улицы Лос Анжелеса — и здесь тоже были свои трудности. Например, не такая уж и простая задача привезти двух суперзвёзд поп-сцены в центр Лос Анжелеса, чтобы снять с ними фильм. Однако Энтин хотел обязательно снять сцену на бульваре Голливуд. И вот почему: «Я здесь вырос, — рассказывает режиссёр, — здесь солнце садится почти в самом центре бульвара, и от него исходит этот безумный прямой свет. Он освещает всё: улицу, витрины, тротуары со звёздами. Я так много раз видел эту картину, и я всегда хотел запечатлеть её на плёнке, и на этот раз это удалось. Я даже представить себе не мог, что из этого получится. Людей была тьма. Такое ощущение, что мы были в центре Манхэттена в будний день. Никогда не видел, чтобы там было так людно».Другая сцена вне клуба была между Никки и Тэсс. И актрисе Кристен Белл нужно было сразу погрузиться во все хитросплетения её отношений с Тэсс, хотя в жизни она только-только встретилась с Шэр: «Было непросто снимать сцену на парковке, потому что я тогда не знала Шэр. Мы обе понимали, что в отношениях наших героинь это был поворотный момент, и потому он должен был выглядеть жизненно, по-настоящему. Сначала мы сели и поговорили об этом: “Мы с тобой, совершенно очевидно, лучшие подруги. Мы сто раз смотрели вместе фильмы дома, когда у меня сгорал поп-корн, а ты мешала коктейли. Ты мой идол, я твоя протеже, и так было считай всегда. И сегодня мы расстаёмся”».Несмотря на то, что Агилера и Шэр уже одним своим присутствием сделали фильм звёздным, Кристен Белл отзывается об атмосфере работы очень хорошо: «И Кристина, и Шэр очень помогли мне. Они очень простые, без претензий, что — и мне стыдно признаваться в этом — лично для меня было неожиданностью. Сложно предугадать, что за человек будет скрываться за ликом суперзвезды, но Кристина и Шэр в этом смысле оказались очень дружелюбными и простыми. С ними удивительно приятно и легко работать, как будто они твоя семья. Что-то вроде того, что у них происходит в фильме — эдакий семейный клуб».Помимо актёрской работы, пения и танцев Кристина Агилера участвовала в создании песен из фильма: «Экспресс», «Связана с тобой» и «Покажи свой бурлеск». Агилера предложила заняться музыкой, и Энтин с радостью согласился, но с одним условием. Ему слово: «Кристина спросила: “А что будет, если я напишу песню, а она тебе не понравится? Она не попадёт в фильм?” Я говорю: “Не попадёт”. Но Кристина такая и есть, она готова постоянно проверять себя, не боится испытаний. Она села писать и выдавала песню за песней, и всё звучало шикарно. Мы много обсуждали, что это были за песни. Я писал только вводные: о чём она, какого настроения, о чём рассказывает». И всё же Энтин написал одну из ключевых песен, которые исполняет Агилера в фильме: «Но я хорошая девочка».Мастерски поставленные хореографические номера обрели свой окончательный вид за много месяцев до того, как начались съёмки. Режиссёр Стив Энтин очень тесно сотрудничал с Джои Пицци и Дэниз Фэй на этом этапе. Вот как он описывает этот процесс: «Дэниз сидела со мной месяцами, пересматривая фильмы и видеоклипы, которые нам обоим нравились, и вместе с тем вспоминая все танцы, бурлески, водевили и оперы, которые можно было найти и вспомнить. У нас была целая стена, на которой мы организовывали идеи для каждого номера. Дэниз и Джои привели к нам свих хореографов: Тару Хьюз, Эйшу Фрэнсис, Мелани Льюис, Жакель Найт. Когда мы к чему-то приходили, эти шестеро уходили в другую комнату, потом звали меня и говорили: “Вот примерно скелет того, что будет. Смотри”».Каждый из хореографов вносил в танцы «Бурлеска» что-то своё, основываясь на своём опыте и профессионализме. Слово Жакель Найт: «Дэниз, Джои и Тара ранее работали бок о бок, у них уже сложилось взаимопонимание, и вместе с тем — они оба очень талантливы и техничны. Мы с Аишей и Мелани привнесли в проект некоторую коммерческую нотку: мой личный стиль очень современный, уличный, подземный и актуальный. Это то, как танцуют сейчас». Вот как Эйша Фрэнсис, солистка хореографической группы, описывает свой любимый танцевальный номер: «Они там чуть не падали от истощения! Это как десятидневный марафон на полной скорости. Мне было очень жалко девчонок. Там между дублями было секунд по тридцать перерыва, и потом снова танцы — но выглядели они потрясающе. И мало того, что они очень профессиональные — посмотрите, какие они сексуальные здесь!» Энтин положился на Фэй и Пицци также и в смешных моментах фильма. Слово режиссёру: «Я им постоянно говорил: “Тут должно быть смешно”, — это о номере, где Кристен Белл рассказывает о своём походе к стоматологу, — чтобы они постоянно находили смешные моменты в песне и выносили их наружу. Дэниз и Джои очень весёлые ребята, и им не чужд музыкальный театр и особенно комедии, так что они нашли и сексуальный подтекст, и юмор этого номера — всё как надо».Если посмотреть на боевые раны и травмы танцоров, можно подумать, что это дублёры и каскадёры. Слово Джулианне Хаф: «В номере про лучших друзей девушек я вся замотанная спускаюсь по металлической шторе с металлическими заклёпками. Меня никто и ничто не поддерживает. Потом на коже были как будто ожоги от трения — как раз от тех металлических заклёпок. Болело не дай боже... Но зато номер получился шикарный, и если это знать, то боль того стоит».Танцор Шон Ван Дер Уильт тоже пострадал — но уже от тех золотых цепочек в последней сцене: «Девушки съезжали у меня по рукам, и всякий раз у меня были порезы от этих цепочек. Было жёстко, но фильм того стоит». Танцору Полу Киркланду довелось увидеть Кристину Агилеру по-новому. С ней он ранее работал в турах “Stripped” и “Back to Basics”. Ему слово: «Обычно Кристина беспокоится за свой голос, потому что это её концерт, и без вокала это будет не то. Здесь же она раскрылась как танцор. Было приятно привести её в мир нашего — танцорского — дела. Я всегда хорошо чувствовал музыкальную сторону Агилеры, и теперь вижу, как она растёт и развивается — из певицы становится настоящей многогранной звездой — и, безусловно, остаётся чудесным человеком». «Основные девочки-танцовщицы были тут каждый день, и мы их очень хорошо нагружали, — вспоминает хореограф и танцор Тара Хьюз, — чтобы они делали что-то новое для себя. Работа была изнурительная, но девочки выкладывались. Они знали, что сейчас нужно отдать всю себя, а месяцев через семь можно будет отдохнуть. Мы два месяца были на стадии подготовки, два месяца репетиций с танцорами и актёрами, потом три месяца съёмок».
Отзывы