Перед началом съемок, актеры, исполняющие главные роли, проходили подготовку на реальной тренировочной базе морпехов «КоПасКа».Написанный Майком Шинода саундтрек для фильма был создан им, только когда киноленту запускали на территории США.Исполнитель роли «Бешеного Пса», актёр Яян Рухьян ранее работал в секретной службе Индонезии в качестве инструктора боевых искусств.Фильм произвел настоящий фурор на МКФ в Торонто, где получил приз зрительских симпатий в программе Midnight Madness. Не менее триумфальными оказались показы на кинофестивале Sundance, где фильм был впервые представлен публике с саундтреком Майка Шиноды – лидера рок-группы Linkin Park.Впервые режиссер Гарет Эванс и восходящая звезда боевиков Ико Ювайс встретились в 2007 году, когда Эванс снимал в Индонезии документальный фильм. Годом позже, в 2008-м, Гарет снял Ювайса в своем первом полнометражном фильме «Мерантау», который принес и режиссеру, и актеру международную известность. Чтобы закрепить успех, Эванс решил пригласить Ико на роль и в следующей своей картине, и в конце 2010 года оба начали работать над новым проектом. Покуда Эванс трудился над синопсисом и сценарием, Ювайс и другой известный индонезийский единоборец Яйян Рухьян разрабатывали хореографию боевых сцен. В начале марта 2011 года компания Merantau Films официально объявила о начале производства фильма «Рейд».Гарет Эванс пришел в особенный восторг, когда с ним связался известный дзюдоист Джо Таслим, выказавший серьезную заинтересованность в проекте. После того, как Таслим прошел пробы и показал себя не только выдающимся бойцом, но и одаренным актером, его утвердили на роль Джаки, командира спецназа – человека, старающегося быть своим подопечным вторым отцом, строгим, но справедливым. «Мой герой – сержант, которого не волнуют вопросы престижа или продвижения по службе, - говорит Джо. – Это прирожденный солдат, посвятивший свою жизнь борьбе с преступниками. За годы службы он навидался много всякого, совершал ошибки, но добивался и признания. Его трудно чем-то поразить или перехитрить. Поэтому то задание, которое он получает – штурм здания, принадлежащего наркобарону Таме, - не вызывает у него никакого удивления. Однако Джака подозревает, что оно будет исключительно опасным, поэтому хочет максимально обезопасить членов своего отряда».По сюжету Джака должен сражаться с бандитом по кличке «Бешеный Пес», героем Яйяна Рухьяна. Оба актера на момент съемок профессионально занимались боевыми искусствами уже довольно давно, но Эванс хотел, чтобы артисты познакомились как можно лучше и могли в напряженной сцене боя максимально эффектно взаимодействовать друг с другом. Так и произошло – Яйян и Джо не просто познакомились, но и подружились.Одной из самых важных задач, стоявших перед Ювайсом и Рухьяном, была необходимость переработать элементы борьбы пенчак силат в универсальный боевой стиль. «Приемы пенчак силата были взяты нами за основу, - говорит Ико, - но их пришлось немного подкорректировать, чтобы элементы были понятнее Джо, который специализируется на другом виде единоборств. Нам троим приходилось работать в теснейшей связке, поскольку, в свою очередь, в общую хореографию боевых сцен надо было вплести и элементы дзюдо». «Довольно интересным получился эпизод между Джакой и Бешеным Псом, - вступает Яйян Рухьян. – По сценарию, Пес не особенно накачанный парень, в то время как у Джаки очень натренированное тело. Мы постарались сделать эту сцену зрелищной и интересной и обошлись без каким-либо ухищрений и дублеров». «Мы с самого начала намеревались продемонстрировать зрителю сразу несколько техник боевых искусств, - говорит Эванс. – Подавать все так, как будто все герои фильма владеют пенчак силатом, было бы не только нелогично, но и скучно. Нам хотелось поиграть с тем, как могут взаимодействовать различные виды боевых искусств, и как в каждом из них могут выявляться слабые места противника».Как утверждает сам Джо Таслим, его привлекли в проекте «Рейд» не только жанр фильма, но и возможность поработать с Гаретом Эвансом и компанией Merantau Films. Оба эти имени прочно ассоциируются с картиной «Мерантау» - одним из самых успешных индонезийских фильмов о боевых искусствах. «В 2009 году, когда этот фильм только вышел, мы с друзьями пошли на него в кино, - рассказывает Таслим. – На меня он произвел большое впечатление, я подумал: «Хорошо бы сняться в чем-нибудь похожем». В один прекрасный день я набрался храбрости и написал Гарету на Фейсбуке, что поздравляю его с успехом фильма и что считаю «Мерантау» грандиозным прорывом в индонезийском кино, который открыл новую эру. Ну, конечно, я представился, сказал, что я дзюдоист и актер и хотел бы участвовать в его следующем проекте. Я и не думал, что Гарет отнесется к моим словам всерьез, поэтому можно представить, как меня удивил и порадовал его ответ».В то время как Гарет Эванс завершал работу над сценарием, исполнительный продюсер и управляющий директор Merantau Films Майя Барак подыскивала финансирование для фильма. Знаковой для проекта стала встреча Барак с Ирваном Муссри. «Ирван – давний друг моей семьи, - рассказывает она, - который всячески хвалил и ободрял нас во время работы над «Мерантау». Он не только успешный антрепренер, пользующийся большим влиянием и уважением в сфере индустрии развлечений, но широко известен также как меценат, оказывающий поддержку в различных культурных начинаниях. Поэтому, когда он сказал, что хотел бы поддержать наш проект, я почувствовала себя окрыленной». «Посмотрев «Мерантау», первую картину, спродюсированную компанией Merantau Films, я был просто в восторге от сюжета, игры актеров и т.д. - говорит Ирван Муссри. – Поэтому когда Майя сообщила о возможности поучаствовать в создании очередной ленты Merantau Films, я сразу же согласился». «Я вообще страстно люблю кино, - продолжает он. – Кроме того, меня в принципе интересуют творческие люди, поэтому, когда я познакомился с Гаретом, то понял, что обязан стать частью этого проекта. Гарет не просто чрезвычайно талантливый режиссер и продюсер, он еще и очень здравый человек, умеющий мыслить предельно конкретно».«Рейд» - совместный проект компаний Merantau Films, XYZ Films и Celluloid Nightmares. Merantau Films полностью взяла на себя финансирование картины и все вопросы, связанные с ее дистрибьюцией, в то время как представители XYZ Films выступили в роли исполнительных продюсеров ленты, а также координировали ее международные продажи.Последним по списку, но далеко не по значимости среди исполнительных продюсеров «Рейда» значится имя Тодда Брауна. Его сотрудничество с компанией Merantau Films началось несколько лет назад, когда Браун был ответственным за фестивальные показы фильма «Мерантау» и продажи картины в Северной Америке. Этот опыт совместной работы оказался чрезвычайно продуктивным и укрепил желание обеих сторон сотрудничать и дальше. Когда Эванс только обдумывал идею «Рейда», Браун уже активно разрабатывал маркетинговую стратегию фильма. «Я помню, как на съемках «Мерантау» вдруг отчетливо понял, что между Ювайсом и Эвансом царит совершенно особая химия – такую встречаешь дай бог раз в десять-пятнадцать лет. Могу сказать, что я твердо намерен помогать им в работе над любым их совместным проектом и любым зависящим от меня образом», - говорит Браун.Где именно и в какое время происходят события фильма, остается неясным. Единственное, что понятно, – что все происходит в Индонезии: указателем на это служит язык, на котором говорят герои. 98% действия разворачивается внутри здания. «Декорации» запущенного дома позволили не только создать в фильме определенную атмосферу – во многом эти незамысловатые интерьеры раскрепостили фантазию постановщиков боевых сцен. «Мне всегда было любопытно снять кино, действие которого разворачивалось бы преимущественно в одном месте, - признается Гарет Эванс. – Это усложняет задачу его создателям, но зато происходящее воспринимается очень свежо и интересно. Мы решили относиться к зданию, где проходили съемки, как к полноправному герою фильма. Оно должно было ощущаться как бесконечная череда коридоров и комнат, каждая из которых при этом должна была отличаться от другой. Специфика некоторых экшн-эпизодов предъявляла совершенно определенные требования к ландшафту и дизайну интерьеров. Отыскать реальные объекты, подходящие под наши требования, было крайне непросто, поэтому большая часть декораций была построена внутри этого здания нашими художниками-постановщиками, а затем отдельные их элементы были встроены в уже существующие интерьеры. Тот факт, что такие «стыки» остались незамеченными, - заслуга не только оператора и монтажера, но и художественной группы и помощников режиссера.Одна конкретная декорация представляла собой двухэтажное сооружение, игравшее роль лестничной площадки-колодца, где разворачивалось несколько ключевых боевых эпизодов. Нужно было, чтобы эта конструкция подходила для съемок сцены, где в результате взрыва более сотни петард происходил бы практически полный визуальный разгром помещения, но при этом никто из съемочной группы не должен был пострадать. Моти, наш художник-постановщик, с которым мы работали еще на «Мерантау», в этот раз превзошел сам себя, придумывая все более сложные и впечатляющие решения подобных проблем». «Как я уже сказал, мы подыскивали дом, который, подобно человеку, должен был обладать индивидуальностью. Когда мы увидели то здание, на котором в итоге и остановили окончательный выбор, то поняли: вот то, что надо. Оно было построено в 50-х годах прошлого века или даже раньше, в нем были высокие окна и лестницы из металла и камня. На одном из верхних этажей обнаружился просторный коридор, идеально подходивший для съемок череды сцен, где герои сражаются врукопашную вольным стилем. Правда, кое-какие сцены нам все-таки пришлось снимать в павильоне, иначе в реальных интерьерах для наших нужд потребовалось бы снести пару этажей».Разработка и выполнение столь большого количества постановочных боевых сцен заняла немало времени. Гарет Эванс еще не завершил окончательный вариант сценария, а Ико Ювайс и Яйян Рухьян уже придумывали новые любопытные движения, которым нашлось бы место в фильме. Когда же сценарий был закончен, Эванс присоединился к своим актерам, чтобы определить, какие именно сцены должны войти в картину. На это ушло три месяца.Команда постановщиков боевых сцен ежедневно демонстрировала все новые и новые боевые элементы, в то время как Эванс запечатлевал их движения на камеру, чтобы понять, как это выглядит на экране. Чтобы ничего не забыть и не упустить, он создал серию раскадровок, в дальнейшем сильно облегчивших жизнь всей творческой группе. «Мы демонстрировали не только приемы восточных единоборств, - говорит режиссер, - но также использовали различные типы стрелкового оружия: пистолеты KSC Glock 17, револьверы WinGun и Tanaka, автоматы AK47, винтовки WE HK416… Дело в том, что мы, естественно, хотели, чтобы те, кто играет членов отряда спецназа, хорошо представляли себе, каким именно оружием они пользуются и каковы его особенности. Кроме того, нам было важно, чтобы актеры прониклись командным духом и чувством локтя, как это и должно быть в настоящем спецотряде: если один его участник совершит промах, за эту ошибку дорого заплатят все его товарищи. Для этой цели мы отправили их на неделю на тренировочную базу морпехов под названием «КоПасКа» (Komando Pasukan Katak). Для актеров это был чрезвычайно ценный опыт: они не только составили представление о быте и физподготовке спецназовцев, но и стали настоящей сплоченной командой. Это произошло за две недели до начала съемок».Герой Ико Ювайса – молодой новобранец Рама, который вот-вот должен стать отцом. Вынужденный отыскать и благополучно доставить домой своего брата, он жаждет всей душой, чтобы его первое задание прошло благополучно. Гарет Эванс так описывает этого персонажа: «В «Мерантау» мы, можно сказать, скроили характер главного героя по мерке Ико, чтобы «подогнать» его под личность нашего дебютанта. Однако в «Рейде» ему досталась более сложная роль, которая требует большей агрессивности и жесткости. Впрочем, Рама может быть и нежным – это качество, в свою очередь, добавляет образу героя глубины и помогает перекинуть эмоциональный мост между ним и зрителем». «Концепция фильма и тот факт, что команде спецназа постоянно грозит смертельная опасность, значительно повлияли на характер и психологию боевых сцен, - продолжает режиссер. – Если в «Мерантау» типичным поведением для главного героя было мгновенно обезвредить противника, избегая открытой схватки, то персонажи «Рейда» то и дело оказываются в ситуациях, где вопрос стоит ребром: убивай, или сам будешь убит. Поэтому у нас не было возможности раскрыть индивидуальность каждого героя посредством боевых сцен. Им приходится вести себя довольно однотипно - биться не жизнь, а на смерть.Впрочем, здесь вновь присутствуют некоторые характерные для меня темы. Независимо от того, каков бы ни был сюжет и специфика картины, я стараюсь выявить в ней своего рода эмоциональное ядро, уделить внимание аспектам, связанным с внутрисемейными отношениями и отчуждением членов одной семьи друг от друга. Это позволяет соблюсти определенный баланс между особенно напряженными частями повествования и лишает их предсказуемости. Мне кажется, даже не обязательно полностью рассказывать, чем кончается дело в подобных случаях, достаточно просто помнить о наличии таких деталей. Они выполняют функции дополнительных сюжетных линий и наделяют фильм душой».Одна из центральных фигур повествования – бандит по прозвищу Бешеный Пес, которого играет Яйян Рухьян. Бешеный Пес, правая рука наркобарона Тамы, - хладнокровный и свирепый боец, предпочитающий не подкупать врагов, а просто уничтожать их. «Бешеный Пес – абсолютно бессердечное и бессовестное создание, - говорит Рухьян, - он полный психопат. Он может пытать и убивать людей, совершенно не задумываясь о том, что делает, и собственная смерть его нисколько не пугает».Брата Рамы, молодого человека по имени Энди, вовлеченного в банду еще подростком, исполняет Донни Аламсия. Он описывает своего героя так: «Энди стремится к свободе и независимости. Как ему кажется, это ключ к тому, чтобы его семья стала его уважать. Уже в конце фильма есть эпизод, который мне очень нравится. Энди беседует с Рамой и спрашивает его: «Здесь, в темноте, я могу тебя спасти. А ты сможешь помочь мне там, снаружи? Я не могу там жить». Вероятно, его родители не понимают или не хотят понять, что у Энди есть собственные умения, таланты и возможности, но они не могут развиться и найти поддержки из-за того, что родные давят на него. В конце концов, он решает пойти собственным путем».Роль местного короля преступного мира, наркобарона Тамы, досталась знаменитому индонезийскому актеру Рэю Саэтапи. Тама немногословен, красноречивей всего за него говорят его жесты. Ни один человек не осмеливается даже подумать о том, чтобы перечить ему. «Мне кажется, я никогда раньше не играл ничего подобного, - говорит Саэтапи, - поэтому такой персонаж меня очень заинтересовал. По-моему, люди должны бояться типов, подобных Таме, - из-за их связей с наркотиками, да и вообще. А уж когда такой человек выбивается в лидеры…»Создатели «Рейда» считают, что музыка должна соответствовать духу фильма и подчеркивать его. Когда она вплетена в общую звуковую ткань наряду с фоновыми шумами, резкими звуками (например, выстрелами) и даже тишиной, это как нельзя лучше подчеркивает напряженный характер особенно драматических эпизодов и позволяет сгустить атмосферу в наиболее «адреналиновых» боевых сценах. «Нашей целью было отойти от традиционной стилистики, как это было в «Мерантау», в пользу более электронного, атмосферного звучания», - говорит Майя Барак-Эванс. Именно поэтому работу над итоговым саундтреком картины, с которым она появится в американском и мировом прокате, было решено доверить культовому музыканту Майку Шиноде из всемирно известной группы Linkin Park и кинокомпозитору Джозефу Трапанезе (он, в частности, занимался оркестровками на проекте «Трон: Наследие» и аранжировками в фильме «Перси Джексон и похититель молний»). Оригинальную музыку к индонезийской версии «Рейда» написали азиатские электронщики Арья Прайоги и Фаджар Юскемаль.То, что работа оператора должна задать тональность всей картине в целом и хореографии боевых сцен в частности, было ясно еще на подготовительной стадии. Решено было по максимуму использовать ручную камеру и задействовать агрессивный съемочный стиль, в то же время играя с освещением так, чтобы зрители как наяву окунулись в повседневную реальность жизни спецотряда, когда каждая тень может таить смертельную угрозу. Одной из ключевых задач режиссера и оператора было то, чтобы публика сумела как можно лучше ориентироваться в географии событий и могла получить удовольствие от каждого кадра и движения артистов. Соответственно, камера должна была иметь возможность двигаться в любом направлении, иногда даже сквозь потолки и полы, двери и стены. Вот как описывает стоявшие перед ним задачи оператор-постановщик Мэтт Флэннери: «Важно было, чтобы картинка в фильме выглядела мрачной, почти грязной, но чтобы при этом публика могла получать удовольствие от наблюдения за происходящим на экране. Кроме того, нам не хотелось, чтобы отдельные детали хореографии потерялись в результате монтажа или из-за ненужных движений камеры, поэтому было решено, что камера просто будет следовать за происходящим по ходу движения. (Пришлось заодно проверить, насколько свободно она может перемещаться по съемочному пространству). Большинство ее движений были тщательно распланированы. То же самое относится к источникам света: заранее было четко расписано, где какой должен находиться – тут нам сильно помог департамент постановщиков». «Одной из самых сложных для съемки сцен, - продолжает Флэннери, - была перестрелка на балконе. Суть ее в том, что схватка между полицией и преступниками происходит на двух этажах, и освещение – или его недостаток – играли тут очень важную роль. Решено было осветить основное место действия, а отряд полицейских оставить в темноте, чтобы подчеркнуть их неуверенность в том, откуда именно их могут атаковать. Для этого эпизода мы по максимуму использовали динамичный свет и даже прибегли к кое-каким хитростям, которыми обычно пользуются в театре – например, к сварочным пистолетам: с помощью них мы имитировали огонь во время перестрелки. Очень любопытным образом, хотя для этого пришлось поломать голову, мы решили вопрос съемки сцены, где Рама прыгает через дыру в полу на нижний этаж и продолжает бой. Нам понадобились два оператора – один был подвешен на тросах и снимал с верхней точки, другой находился в комнате, куда должен попасть Рама, этажом ниже. Первый оператор опускался, когда Ико начинал свой «полет», далее мы теряли актера из виду буквально на секунду, после чего его, уже внизу, ловила в объектив камера второго оператора. Чтобы осуществить этот замысел, потребовались скоординированные усилия всех членов команды, зато результат превзошел все ожидания».
Отзывы