Фильм открывал программу «Особый взгляд» 64-го Каннского кинофестиваля.Одним из сопродюсеров фильма выступила известная американская актриса Брайс Даллас Ховард.Сценарист фильма Джейсон Лью и продюсер Брайс Даллас Ховард вместе учились в Нью-Йоркской киноакадемии, где Лью впервые записал идею фильма и развил ее до пьесы. Впоследствии именно Ховард убедила его превратить пьесу в полноценный сценарий.В фильме впервые на экране появляется Скайлер Фиск, дочь известной актрисы Сисси Спейсек. Интересно, что в этом фильме и в фильме «Пустоши» (1973), где играла Спейсек, звучит одна и та же композиция Карла Орфа – «Gassenhauer».Бюджет фильма составил всего 15 миллионов долларов, а в мировом прокате он собрал около 160 миллионов.Увлеченность Ховард проектом послужила залогом того, что она взялась продюсировать фильм, впервые за свою кинематографическую карьеру. «Брайс относилась к фильму, как к ребенку, - вспоминает Васиковска. - Не пропускала ни один съемочный день, всегда была на площадке и работала не покладая рук. Она-то в теме, потому что сама – актриса, и относилась к нам с заботой и пониманием. Она делала все, чтобы всем работалось комфортно». Ховард понимала, что создание той самой комфортной атмосферы необходимо для такого камерного проекта, как этот. «Мне хотелось создать обстановку, чтобы каждый мог расслабиться и почувствовать себя со всех сторон защищенным, - объясняет продюсер. - Проектом заинтересовалось сразу несколько продюсеров. Однако наибольшую активность проявил продюсерский центр Imagine Entertainment - компания моего отца. В недалеком прошлом я бы не рискнула работать с папой. Если честно, я всегда боялась, что нас начнут обвинять в непотизме. Однако на съемках этот страх мне удалось превозмочь, ведь моя функция состояла лишь в том, чтобы обустроить «дом» для этого фильма, в котором смогут ужиться все единомышленники. С тем, что проект взяла компания Imagine в лице Брайана Грейзера и моего отца, я ничего поделать не могла. А сейчас, спустя несколько лет совместной работы, я должна признать - во всем мире вряд ли найдется человек, который бы так поддерживал и защищал этот фильм, как мой папа».Ветераны продюсирования Рон Ховард и Брайан Грейзер выбрали человека, которому суждено было занять кресло режиссера. Гас Ван Сент обладает одним из самых оригинальных и узнаваемых стилей в современном кинематографе. Пожалуй, его кандидатура была наилучшей – он смог привнести в картину зрелость и чувственность, не растеряв уникальные ходы, прописанные в сценарии. На самом деле, героями многих успешных и запоминающихся фильмов Ван Сента становились полные энергии и страсти юноши и девушки, вынужденные выживать в холодном мире, полном страданий и боли. Несмотря на кардинальные сюжетные вариации, история Еноха и Аннабель эмоционально перекликается с приключениями героев других фильмов Ван Сента.В сценарии Лью нарушен временно-пространственный континуум, понятие о времени размыто. Аннабель и Енох – современные молодые люди. Однако у них завязываются столь необычные отношения, что зритель вряд ли заметит тот факт, что герои совершенно не пользуются мобильными или компьютерами. Их кругозор расширяется практически тактильным контактом, а отношения развиваются без использования высоких технологий. Енох убивает время, проигрывая Хироши раунд за раундом в игре Battleship, а Аннабель идеализирует Чарльза Дарвина и с гордостью называет себя «натуралистом». Разумеется, страсть к истории и биологии у героев появилась не просто так. Как у любого пилота-камикадзе, у Хироши есть свое представление о смерти, которое влюбленные находят весьма убедительным. Наблюдающая за поведением представителей фауны Аннабель неизбежно замечает, что смерть является неотъемлемой частью жизни и необходимой ступенью в познании ценности жизни. «Эта необыкновенная романтическая история меня всерьез заинтересовала, - объясняет Ван Сент. - Отношения главных героев зарождаются в то время, как все вокруг скорбят о потере родных и близких».«Гас решил снять фильм, не похожий ни на один другой, - говорит монтажер Эллиот Грэм. - Он вообще любит эмоционально насыщенные истории с уникальным видеорядом. Он словно сам переживает все то, что чувствуют его персонажи. В своей работе Гас предельно честен и стремится к максимальной реалистичности. Это сказывается на том, как он снимает фильм, как монтирует; сказывается и на саундтреке, и на игре актеров, да на всем». «Я не встречал никого, кто был бы так увлечен съемочным процессом, как Гас, - убежден Джейсон Лью. - Он ко всем коллегам и единомышленникам относится в равной степени уважительно и по-дружески. Показательно даже то, как он проводит репетиции – Гас не зацикливается на том, чтобы прогнать актеров по репликам или хореографическим элементам. Его главная задача – погрузить актеров в мир фильма».Вернемся к одному из главных героев, Еноху Брэю, которого играет Генри Хоппер. Именно на его борьбе строится фильм, его вера в завтрашний день вселяет надежду и в зрителей. «Енох – очень поэтичный юноша, - говорит Джейсон Лью. - Я, если можно так сказать, очень привязался к этому персонажу. Мне нравилось наблюдать за тем, как молодой человек выбирается из тупиковой жизненной ситуации невредимым. Мне кажется, храбрости ему не занимать». Выбирая будущую профессию, Генри Хоппер решил пойти по стопам отца – известного актера, сценариста и режиссера Дэнниса Хоппера. Хоппер-младший ждал свою первую роль с нетерпением, но не был готов принять первое же предложение - он ждал роль, которую бы прочувствовал всем сердцем. «Мне хотелось сняться в фильме, за который бы переживал, - объясняет актер. - Когда я впервые прочитал сценарий, меня поразили персонажи и то, в какой ситуации она оказываются. Наши герои в фильме представлены в необычном, нехарактерном современным стереотипам свете. Фильм о том, как молодежь выживает в современном жестоком мире, о том, как человек меняется под влиянием близкого».Еноха и Аннабель связывают весьма непростые отношения. Он изо всех сил пытается найти свое место в жизни, и встречает девушку, не похожую ни на одну другую - девушку, полную жизни, но смотрящую в глаза смерти. Джейсон очень правдоподобно прописал эти отношения, и именно они привлекли актеров. «Я никогда не относился к персонажам, как к неким символам, - объясняет сценарист. - Мне хотелось, чтобы каждый из них жил полной жизнью. Я регулярно приходил на площадку и видел, как оживает мой сценарий. Словно я спал, видел сон, потом просыпался – а сон продолжался наяву. Я жил с этими персонажами несколько лет. И, встретившись с ними наяву, испытал удивительные, непередаваемые чувства». «Аннабель видит в Енохе то, о чем он сам не догадывается, - говорит Генри Хоппер. - Она угадывает в нем какую-то изюминку уникальности. Вне зависимости от того, какие тяготы выпадают на их долю, герои готовы встретить их во всеоружии и превозмочь, играючи. В итоге Аннабель круто меняет все мировидение Еноха». «Об Аннабель можно сказать, что она полна жизни, и лучше не скажешь, - считает Васиковска. - Помимо всех прочих достоинств, она обладает поразительной способностью любить саму жизнь. Она умеет находить красоту в чем-то малоприметном и повседневном. Енох находится под давлением недавних событий. И когда он встречает Аннабель, мне кажется, каждый достает из тайника своей души все лучшее, что там было запрятано. Их отношения развиваются по весьма неординарному вектору. Молодые люди чему-то учат друг друга, помогают превозмочь страх. Каждый из них является частичкой паззла, которой не хватало другому для целостности. Судьба отвела Энни и Еноху не так много времени. Но взаимное притяжение появилось у них с первого взгляда».Продюсер Брайс Даллас Ховард говорит, что отношения играющих главные роли актеров стали важной составляющей драматического эффекта. «Это невозможно сыграть, - объясняет продюсер. - Миа очень элегантна, но при этом динамична и эксцентрична. Генри – очень жизнерадостен, и он, бесспорно, прирожденный актер. В нем чувствуется какая-то опасность и одновременно абсолютная уязвимость. Пообщавшись с ними, понимаешь, что они – родственные души, и им удалось передать это ощущение пленке».Еще один герой, который отчасти незримо присутствует рядом с Аннабель и Енохом – призрак летчика-камикадзе Хироши, которого играет японский актер Райо Касэ. «Мне понравилось то, как Джейсон написал портрет моего героя – репликами и убойным юмором, - говорит Касэ. - В начале я не до конца понимал, почему Енох может общаться с Хироши, просто принял на веру тот факт, что мой герой хочет ему помочь. Я думаю, Хироши искренне верил в то, что если он поможет Еноху, сможет избавиться и от собственных страданий».Сестру Аннабель Элизабет играет Скайлер Фиск. «Элизабет слишком уж рьяно пытается защитить свою сестру, - говорит Фиск о своей героине. - Она хочет проводить с ней все свое время, а при этом нужно позволить Аннабель жить собственной жизнью: встречаться с друзьями, переживать новые эмоции, влюбляться». Фиск сразу поняла, что эта роль создана для нее. «Я почувствовала себя в своей тарелке уже на первом прослушивании, - вспоминает актриса. - Мне было очень комфортно, поскольку я чувствовала то же, что и Элизабет. Мы с Мией сразу нашли общий язык, так что особенно и притворяться не пришлось».Над проектом трудилось несколько представителей «второго голливудского поколения». Отцы Ховард и Хоппера работали в индустрии развлечений с детства. А Скайлер Фиск – дочь актрисы Сисси Спейсек и известного художника-постановщика Джека Фиска. Скайлер утверждает, что страсть к кинематографии проявилась в ней незаметно и естественно. «Все мое детство я наблюдала за тем, как родители с упоением погружаются в киносъемочный процесс, - вспоминает актриса. - Я впитывала излучаемое ими счастье, как губка. Мы всегда с удовольствием разговаривали друг с другом – вместе читали сценарии, подкидывали различные предложения, словом, делали все, чтобы помочь друг другу. Когда я просила у родителей совета, они никогда мне не отказывали. Мне кажется, что в семьях Генри и Брайс были такие же теплые отношения, хотя мы с ними этот вопрос и не обсуждали. Об этом не говорят, это, наверное, само собой разумеется».Один из своих режиссерских приемов Ван Сент перенял у коллеги по цеху Терренса Малика и впервые использовал на съемках фильма ХАРВИ МИЛК. Сцена исполняется актерами молча, без реплик; эмоции демонстрируются только выражением глаз и мимикой. «Каждую сцену мы снимали молча в одном из дублей, - вспоминает Хоппер. - Мы должны были почувствовать энергетику друг друга и следовать ритму сцены. Молчаливые дубли очень помогли – в тишине всплывает многое из того, что не осознаешь, когда проговариваешь свои реплики». «Иногда молчаливые дубли раскрывали актерскую игру даже в большей степени, чем озвученные, - говорит монтажер Эллиот Грэм. - Иногда в диалоговой сцене мы могли смонтировать переход камеры с говорящего персонажа на слушающего, не утратив энергетику сцены. И мы вряд ли смогли бы добиться такой правдоподобности эмоций героев, если бы обошлись без молчаливых дублей». «Этот прием нужен и важен, когда понимаешь, что слова не столь важны в той или иной сцене, - объясняет Ван Сент. - Есть и другие причины, например, такой материал очень помогал при монтаже. Но я снимал молчаливые дубли, потому что иногда нужно абстрагироваться от реплик и позволить тишине рассказывать историю».Начиная с подготовительного периода и заканчивая монтажно-тонировочным, работа велась в условиях абсолютного доверия и творческого поиска. «Гас никогда не запрещал мне делать с кадром то, что я считал нужным, - вспоминает Грэм. - Он никогда не настаивал на том, что та или иная сцена должна была быть смонтирована «только так и не иначе». Лишь иногда он позволял себе дать мне пару советов относительно того, какой он видит сцену. Я не работал на площадке, поэтому не видел, как развивается сюжет, не читал сценарий, не оценивал локации - Гас хотел, чтобы я воспринимал отснятый материал, не оглядываясь на съемки, которые видел собственными глазами. С его согласия я пробовал различные вариации одной и той же сцены – накладывал разную музыку, использовал разные ракурсы, многое вырезал, многое оставлял. Гас надеялся, что я смогу найти что-то такое, что он, возможно, упустил из виду». «Гас – очень переживает за то, что делает, - говорит Ховард. - И у него очень хорошо развита интуиция. У него хватает мужества просто сесть и посмотреть, что же у актеров получится. На съемках было много сюрпризов, было то, что называется «магией кино», были и такие моменты, которые не вполне ответили ожиданиям Гаса. В этих случаях он каким-то образом ухитрялся подбодрить актеров и оживить сцену. Он четко видит, что уже есть, и не мешает этому «чему-то» развиваться. Напротив, он начинает творить на этом фундаменте. В этом и состоит настоящее волшебство».Ван Сент снимал фильм в Портленде, где живет уже много лет и где снял многие из своих фильмов. «Гас очень привязан к Портленду, - объясняет выбор локации Ховард. - Он знает этот город, как свои пять пальцев. Были сцены, которые он снял практически на заднем дворе своего дома». Изначально Джейсон Лью планировал закинуть героев на северо-восток, но Портленд стал отличным заменителем оригинальной локации. «По идее нам было нужно, чтобы небо в кадре было темным, - говорит Ван Сент. - Именно в такой цвет небо в Портленде окрашено всю осень и зиму. В Мейне, где должны были происходить события фильма, очень похожий климат. Поэтому мы решили, что не будет большой беды, если мы сменим съемочную локацию». «Когда портлендскую осень сменяет зима, улицы украшает калейдоскоп опавших листьев - красных, зеленых, желтых, - описывает свои впечатления от города Эллиот Грэм. - Все это великолепие на фоне темно-серого неба и дождливой погоды давало поразительный эффект. Экстерьеры отлично подходили под общее настроение фильма, практически описывали то, что происходит с главными героями».За то, чтобы передать всю эту красоту на пленку, отвечал оператор Харрис Савидес. "Не сдавайся" стал шестым фильмом, который Савидес снял под руководством Ван Сента. «Мы встретились на съемках рекламы Levi’s, - вспоминает Ван Сент. - Я слышал, что Харрис много снимал для Мадонны, и мне, разумеется, тоже захотелось с ним поработать. Мы как-то сразу поладили и с тех пор сняли много замечательных проектов». «Харрис уже неоднократно работал с Гасом до этого фильма, - говорит Ховард. - У них сложился гармоничный творческий союз, поэтому снимали довольно быстро. Между оператором и режиссером существовала какая-то незримая телепатическая связь - один без слов понимал, что хочет сказать другой. Каждый отдельный кадр был похож на живописную картину, при этом не чувствовалось никакого напряжения или фальши. У Харриса есть удивительный дар – показывать все на свете красивым».За наряды персонажей фильма отвечал костюмер Дэнни Гликер. «Работая с каждым актером, я оценивал его внешность и прикидывал, о чем должен говорить зрителям костюм героя, - объясняет принципы своего подхода Гликер. - Одной из моих важнейших задач является попытка добраться до души персонажа. Словами не передать то чувство, когда понимаешь, о чем должна говорить одежда персонажа и что они должны ощущать в той или иной сцене».Немалое значение в работе Ван Сента и других членов съемочной группы в прямом и переносном смысле сыграл эксцентричный и тревожный саундтрек Дэнни Элфмана. Это уже не первый проект, на котором Ван Сент работает с Элфманом, поэтому режиссер целиком и полностью доверился инстинкту композитора. «Саундтрек должен был быть очень деликатным, и мне показалось, что Дэнни отлично справится с этой задачей, - говорит Ван Сент. - Обычно он играет несколько различных тем и смотрит за моей реакцией. Затем, когда мы определились с мелодией, он дополняет ее аккомпанементом - непередаваемое ощущение. После этого в завершенный саундтрек мы добавляем вокальные партии. Это могут быть the Beatles, Суфьян Стивенс или Нико.По окончании подготовительного процесса, собранное Ван Сентом сообщество перешло в заботливые руки Брайс Даллас Ховард. Работая на проекте едва ли не с первого дня, продюсер очень трепетно относилась к творчеству сценариста Джейсона Лью. «Брайс и Джейсон дружат уже много лет, - говорит Генри Хоппер. - Сценарий стал чем-то очень личным для Джейсона, и, разумеется, Брайс сделала все, что от нее зависит, чтобы всесторонне защитить не только проект, но и друга». «Брайс буквально влюбилась в эту историю, - добавляет Скайлер Фиск. - Она нам во всем помогала и постоянно была в зоне видимости, но никогда не вмешивалась в творческий процесс самовольно».Для Еноха Брэя, которого играет Генри Хоппер, Гликер выбрал стиль ретро. Костюмер использовал как настоящий, так и воссозданный антиквариат, чтобы показать состояние героя – эти вещи он мог найти на чердаке или купить в комиссионном магазине. Весь мир Еноха разваливается на части, даже его одежда.Для Аннабель также был подобран наряд в стиле ретро – костюмы 1920-х и 1930-х годов в комбинации с аксессуарами 1960-х составили идеальный гардероб. «Миа умеет настроить на творческий лад, - говорит Гликер. - С ее внешностью сочетаются многие цвета, которые на других будут смотреться аляповато. Я черпал вдохновение в моде и палитре тридцатых - сейчас одежду таких цветов вообще редко увидишь. Во многих элементах присутствует теплый и насыщенный желтый цвет. С одной стороны этот цвет напоминает об осеннем листопаде, с другой – он очень жизнерадостный. Миа отлично смотрелась в одежде этого цвета, казалась цветущей и современной». Учитывая столь необычный подбор одежды для Аннабель, Скайлер Фиск помогла одеть свою героиню сама - в этом ей помог совет матери, актрисы Сисси Спейсек. «У моей мамы появилась потрясающая идея, - вспоминает Фиск. - После того, как Аннабель умерла, и Элизабет приходит на поминки, она может надеть что-то принадлежавшее умершей сестре». «Элизабет выбирает старинное увеличительное стекло викторианской эпохи на жемчужном ожерелье, - уточняет Гликер. - Этот аксессуар стал идеальным выбором для Элизабет. Его часто носила Аннабель, словно показывая свою страсть к натурализму и желание рассмотреть жизнь до малейших деталей».Работая над гардеробом призрака японского пилота-камикадзе Хироши, Гликер уделял большое внимание исторической достоверности. «Мы много работали с экспертами в области военного обмундирования японских пилотов того времени, - вспоминает костюмер. - Изучали настоящую форму пилотов-камикадзе времен Второй мировой войны. Некоторые отдельные детали кажутся грубыми – например, японский нарукавный флаг был вышит вручную. Он не выглядит красивым, но чувствуется, что его вышивали с любовью. Флаг в буквальном смысле слова разваливается на части, но именно это и важно было передать». Это внимание к деталям позволило Райо Касэ лучше вжиться в образ своего героя. «Дэнни – настоящий профессионал, - считает актер. - Он делает все, чтобы актер чувствовал себя комфортно. Отчасти именно костюмы помогали мне входить в образ. Он – один из лучших костюмеров, с которыми я работал».
Отзывы