Хоть создатели киноленты «Успеть за 30 минут» и отрицают то, что в основе сюжета – реальные события, но поспорить с их мнением вполне можно. В августе 2003 года в городке Эри американского штата Пенсильвания имел место необычный случай ограбления банка. В финансовое учреждение зашел разносчик пиццы с бомбой на шее и потребовал у кассира 250,000$. Но нужной суммы не оказалось, и размер добычи составил всего 8,702 $. Полиции удалось задержать неудачливого грабителя, который рассказал, что пойти на преступление его вынудили сложившиеся обстоятельства. Парень, доставляя пиццу по указанному адресу, попал в логово преступников, вынудивших его совершить ограбление под страхом смерти. Конец реальной истории не стал счастливым – бомба взорвалась, и грабитель погиб.В дословном переводе, которым прокатчики пренебрегли из-за неблагозвучности, фильм «Успеть за 30 минут» назывался бы «Пицца, бомба и индус». Съемки киноленты в основном проходили в маленьком американском городке Гранд Рэпидс. Лишь для записи сцен ограбления банка пришлось перебраться в соседний Ладингтон, где нашелся временно закрытый банк.Главные роли в фильме играют Джесси Айзенберг и Азиз Ансари. Им достались амплуа двух друзей, которым приходится забыть о своих постоянных ссорах и обидах, чтобы ограбить банк.«Ник – разносчик пиццы, которого несколько лет назад выгнали из колледжа, ? описывает Айзенберг своего героя. ? Его жизнь зашла в тупик. И выбраться из этого тупика ему может помочь только бомба, которую подвесили ему на грудь». «У этой истории интересный сюжет и очень четкий посыл, но что действительно выгодно отличает ее от всех прочих, так это – персонажи, ? продолжает актер. ? Когда я ищу проект, в котором хотел бы сняться, для меня персонажи играют куда большую роль, чем сюжетная линия. Ведь история рассказывается с точки зрения конкретных героев, и многое в этом рассказе зависит от актеров. А хороший сюжет ? приятный довесочек».Айзенберг утверждает, что по той же причине он был рад снова встретиться на съемочной площадке с режиссером фильма "Добро пожаловать в Зомбилэнд". «Рубен очень внимательно относится к развитию персонажей, даже если им по сценарию надлежит делать что-то мерзкое и гадкое, ? говорит Айзенберг. ? Он всегда полагается на эмоциональное выражение актера, вне зависимости от того, будет ли на экране динамичный экшн или комедийный фарс. Именно так достигается правдоподобность персонажей, даже если они появляются в кадре эпизодически. Эта закономерность заметна как в этом фильме, так и в "Добро пожаловать в Зомбилэнд". В отношении того, что касается персонажей, Рубен бескомпромиссен». «Джесси – отличный комик, но и очень талантливый актер, ? возвращает комплимент Фляйшер. ? Он может придать сцене вес, балансируя между демонстрацией страха и реализацией комичных гэгов».Фокусирование на персонажах стало очень важным фактором в развитии сюжетной линии. Иногда актерам и членам съемочной группы приходилось ставить себя на место героев и прикидывать, как бы они себя чувствовали, если бы бомба была закреплена на них самих. Иногда им приходилось лезть в Википедию, чтобы понять, как разминировать подобную бомбу. «За комедийным налетом скрывается довольно страшная ситуация – у тебе реально бегут мурашки, когда понимаешь, что на груди висит бомба, ? вспоминает Айзенберг. ? Иногда мы не могли даже себе представить, как сыграть ту или иную эмоцию. Приходилось выходить в Интернет и искать описанный опыт, полученный кем-то ранее. Потрясающе то, что это с одной стороны – комедия, а с другой – по-настоящему страшное кино».Айзенберг не мог не отметить профессионализм своего партнера Азиза Ансари, который играет Чета, бывшего лучшего друга Ника. «У Азиза – отличное чувство юмора; он настоящий генератор приколов, ? утверждает Айзенберг. ? А, кроме того, он безошибочно определяет, какая шутка сработает, а какая ? нет. Когда сам находишься в кадре, трудно определить, какая шутка будет удачной. Азиз же никогда об этом не забывает». «Чет живет в маленьком городке в Мичигане и преподает в средней школе, но на самом деле он почти в таком же тупике, что и Ник, ? говорит Ансари о своем персонаже. ? У него нет никаких увлечений, даже девушки нет. Дни он проводит в классе, вечера – в компании Ника. Ограбление банка дает ему возможность переоценить свой потенциал. Если уж он сможет ограбить банк, то он сможет сделать все, что угодно».Свою первую роль в полнометражном кино Ансари получил после того, как сыграл роль в сериале NBC «Парки и зоны отдыха». Актер признается, что нипочем бы не отказался от роли Чета. «Мало того, что сценарий смешной, так еще по сюжету Чету предстояло ограбить банк – сбывалась моя мечта детства! ? говорит Ансари. ? Мой герой, как и все прочие, прописан очень тщательно, и играть его было настоящим удовольствием. Кроме того, пообещали завезти несколько ящиков моих любимых конфет Skittles – это меня окончательно подкупило». «Джесси – актер, на которого стоит равняться, ? добавляет Ансари. ? Наблюдая за тем, как он работает на площадке, я чувствовал, что мне очень повезло играть с одним из самых профессиональных молодых актеров нашего времени».Антагонистами Ника и Чета выступают Дуэйн и Трэвис – пара друзей, наивно полагающих, что потрясающий план решит все жизненные проблемы и трудности. С ролью Дуэйна было все просто ? она писалась непосредственно под Дэнни МакБрайда. Дуэйн – законченный псих, чьи сумасбродные планы заведомо обречены на провал. Однако, несмотря на это, создателям фильма было очень важно, чтобы зритель прочувствовал этого героя. «Прописывая Дуэйна целенаправленно под МакБрайда, сценаристы могли учитывать ту уникальную манеру игры, с которой актер обычно играет свои роли, ? считает Айзенберг. ? Дэнни обладает удивительной способностью вызывать у зрителей и страх, и умиление, и смех ? в зависимости от требований той или иной роли. Для этого фильма подобное качество было особенно ценным, ведь герой Дэнни – не просто очередной заурядный злодей. У него есть история, и в определенный момент зритель почти начинает переживать за него. Почти».«Дэнни абсолютно не нужно, чтобы его герой понравился аудитории, ему не нужна поддержка зала, ? считает Корнфелд. ? Но мне кажется, именно такое его отношение и заставляет зрителя влюбляться в его героев».По счастью, МакБрайд с радостью согласился на роль, особенно узнав, как Фляйшер собирается его снимать. «Мне очень нравится фильм "Добро пожаловать в Зомбилэнд", ? признается МакБрайд. ? Поэтому когда Рубен предложил мне роль в своей новой картине, я был польщен и сразу же согласился. Мне не терпелось увидеть, как у него получится снять этот фильм. В сценарии фильма все ? от комедийных моментов до погонь и драк ? говорило о том, что снимать кино должен именно Фляйшер». Прочитав сценарий, МакБрайд понял, что именно привлекает в его персонаже: «Мы все в тот или иной момент нашей жизни чувствуем отчаяние. Или знаем кого-то, кто такое отчаяние переживает. Дуэйн ? более молодая, экстремальная и отчаявшаяся копия меня самого».В одной из сцен фильма Дуэйн и Трэвис вынуждены скрывать свои лица под масками обезьян. То, что вызывало бы некоторые неудобства у преступника, МакБрайду, напротив, очень нравилось. «В этой сцене можно было забыть о гриме, не нужно было поправлять прическу, ? вспоминает актер. ? Мы просто натягивали маски и размахивали руками. Здорово!»Собрата Дуэйна по правонарушениям зовут Трэвис, его играет Ник Свардсон. «Трэвис идеализирует Дуэйна и находится под его покровительством, ? говорит Свардсон. ? Мне вообще очень нравится играть негодяев, даже если это сопряжено с некоторыми сложностями, вроде накладных усов. Хотя наши герои не злые, они просто страшно запутались». «В этом дуэте Дуэйн без сомнения лидирует, ? говорит МакБрайд. ? Трэвис ? очень верный, умный и изобретательный помощник».По словам Свардсона, было очень важно постоянно помнить о взаимоотношениях героев. «Я внимательно следил за игрой Дэнни, потому что Трэвис должен был копировать поступки Дуэйна, ? говорит актер. ? По сценарию Трэвис очень робкий. В этом я отлично понимаю своего героя – сам был застенчивым в детстве, и у меня был друг немного старше, которому я во всем подражал. Работая над образом Трэвиса, я поднял свои детские воспоминания. Ну и Дэнни, конечно, помог мне вжиться в роль».Отношения главаря и помощника нашли свое отражение и в реальности. В одной из сцен герои МакБрайда и Свардсона тренируют пиротехнические навыки, взрывая арбузы. «У пиротехников было только два требования ? не смотреть на взрывы и не забыть вставить беруши, ? вспоминает Свардсон. ? Непосредственно перед командой «Мотор» я посмотрел на Дэнни. «Ты беруши свои не забыл?» ? спрашиваю. Он отвечает: «Не забыл. И не собираюсь их вставлять. Более того, старик, я собираюсь смотреть на взрывы во все глаза». Я тогда не на шутку перепугался, но вытащил свои беруши». «На правах продюсера я пересмотрел фильм много раз, ? говорит Корнфелд. ? И на каком-нибудь –надцатом просмотре ловил себя на мысли, что внимание переключается на игру Ника Свардсона. У него может не быть ни единой реплики в сцене. Но он настолько выразителен, что один вид его вызывает смех». "Успеть за 30 минут" ? второй фильм Рубена Фляйшера, в котором снимается Свардсон. «Я играл роль в одном из первых фильмов Рубена ? короткометражке, которую он снял десять лет назад, ? говорит актер. ? Очень прикольно видеть, как режиссер из новичка превращается в настоящего профессионала».Осуществляя свой коварный замысел, Дуэйн и Трэвис обращаются за помощью к профессиональному киллеру Чанго, которого играет Майкл Пенья. «Когда мы впервые встретились, Майкл показал, каким видит своего героя – голос, акцент и все прочее, ? вспоминает Фляйшер. ? Я был поражен, насколько правдоподобно у него получилось. И по большей части именно такой герой, которого изобразил Майкл, появится в фильме. Обычно персонажи ассасинов или киллеров получаются однобокими. Но только не в случае с Чанго». «Мой герой – парень из Детройта, и очень похож не некоторых ребят из моего родного Чикаго», ? говорит актер. Действительно, работая над образом своего героя, Пенья использовал манеры и голосовые модуляции одного из своих знакомых. «Когда я читал сценарий, мой герой словно стоял живой у меня перед глазами ? ведь я знал парня точь-в-точь похожего на него». «Приятно видеть, когда актер создает героя в точном соответствии со сценарием и добавляет что-то от себя», ? говорит Корнфелд. «Хотите ? верьте, хотите – нет, но образ гангстера для меня в новинку, ? говорит Пенья. ? Я хожу на кинопробы и иногда вижу людей, которые действительно были в тюрьме – у них все лица в шрамах. На их фоне я совершенно не сошел бы за киллера». Насколько партнеры по съемочной площадке были ошарашены актерской игрой Пеньи, настолько и он сам был доволен подобранным актерским составом. «В коллекции CD-дисков у меня в машине есть диск с выступлением Азиза, ? говорит Пенья. ? Когда я ехал на съемки, смеялся до слез над его шутками. Как-то я подошел к нему и сказал: «Помнишь, ты как-то прикольнулся…» и абсолютно скомкано процитировал один из его анекдотов. Проявляя снисхождение, Азиз мне тогда ответил: «Да, старик, это мой прикол. Неплохо, правда?».Фильм снимался в Гранд Рапидсе, штат Мичиган. «Это – довольно тихий городок, в котором никогда раньше кино не снимали, ? говорит исполнительный продюсер Моника Левинсон. ? Однако там живут очень добросердечные люди. И власти штата, и мэр города приветствовали нас с распростертыми объятиями». В картине – масса комедийных моментов, и все же ключевым является сцена ограбления банка. «На эту сцену возлагались большие надежды – она должна была стать поистине сногсшибательной, ? говорит Фляйшер. ? Впрочем, снимать ее было скорее забавно, чем трудно. В сценарии все было прописано настолько тщательно, что каждый кадр выстраивался словно сам собой. Джесси и Азиз чувствовали кульминационный момент, и съемочной группе удалось запечатлеть именно это настроение актеров. Зрители видели ограбления банков в кино уже тысячу раз. Однако у нас эта сцена пропитана юмором и неожиданными казусами. Без сомнения, она станет самой запоминающейся во всем фильме».После сцены ограбления снималась автомобильная погоня по улицам Гранд Рапидса. Режиссер утверждает, что съемки автомобильной погони мало чем отличаются от того, как дети играют в машинки. «Нужно превышать скорость, переворачивать автомобили, словом, делать все то, что в повседневной жизни делать не приходится, ? говорит Фляйшер. ? Власти Гранд Рапидса оказали нам неоценимую помощь, перекрыв улицу на 15 кварталов ? она стала нашим частным гоночным треком, в который мы по собственной прихоти вводили и выводили дополнительные автомобили. В определенный момент мы даже столкнули мусоровоз и полицейскую машину!» «Чаще всего я снимался в независимом кино, где если и была автомобильная «погоня», то на скорости 15 км/ч и на дистанции подъездной дорожки к дому, ? говорит Айзенберг. ? В этом фильме – настоящие напряженные погоня на очень мощных спортивных машинах. У нас был довольно продолжительный отрезок дороги и около 20 автомобильных каскадеров, которые пытались меня остановить. Не могу сказать, что я – первоклассный водила. Но я почувствовал себя им, когда каскадеры позволили мне от них оторваться».Ансари соглашается с тем, что Айзенбергу еще далеко до лавров Шумахера: «Джесси по-настоящему вел авто – никаких хромакеев. При этом я сидел в пассажирском кресле. В конце сцены мой герой орет на Ника, и многие из этих криков были адресованы именно Джесси, а не его герою». На самом деле, Айзенберг был не так плох за рулем, скорее наоборот. Такую критическую оценку актеру дал координатор трюков Рик ЛеФевор, который отвечал за организацию всех динамичных сцен фильма. «Парень, на самом деле, лихач, ? говорит ЛеФевор. ? Мне даже приходилось притормаживать его. Изначально требовалось, чтобы он ехал на определенной скорости. Но как только он начинал чувствовать себя более уверенно, правая нога у него наливалась свинцом. Впрочем, он довольно быстро ухватил суть и научился сдерживать коней. Я учил его экстремальному вождению три-четыре дня, непосредственно перед съемками. Он немного привык к машине Mustang, которую его герой водит в начале фильма. А затем я научил его разным трюкам, типа резких поворотов на 90°, дымящихся колес на старте и тому подобным».Вскоре дело дошло и до автомобиля Datsun 280Z, в которой герой Джесси уходил от погони. «У нас получилось снять несколько шикарных крупных планов этой погони», ? говорит каскадер.Конечно, ключевой задачей кинематографистов было снять реалистичную автомобильную погоню, однако никто не забывал, что данный фильм – это комедийный боевик. «Разумеется, в рамках погони мы использовали множество комичных элементов, ? вспоминает трюкач. ? Эта погоня не похожа ни на какую другую. Например, перед съемками мы проехали по маршруту предполагаемой погони. И если мы замечали какой-то заманчивый поворот или скверик, куда герои могли бы свернуть так, чтобы это обострило диалоговую реплику, мы обязательно включали эту деталь ландшафта в маршрут». Не меньше смеха вызовет и выбор автомобилей. «Рубен мог выбрать любую самую навороченную тачку, но он выбрал Datsun 280Z и Mustang 5.0, который, наверное, был самым уродливым в линейке Mustang, ? говорит ЛеФевор. ? В отличие от современных спорткаров с обтекаемыми формами, Mustang 5.0, напротив, какой-то угловатый. Сразу даже не поймешь, то ли это спортивная машина, то ли обычный седан. Главная трудность состояла в том, чтобы найти такие машины – они практически стали раритетными. А от нас требовали, чтобы антиквариат выдержал всю сцену погони».В кульминационном моменте фильма ЛеФевору и его команде (да и актерам тоже) пришлось иметь дело с огнем – по сценарию в руки к Трэвису (Ник Свардсон) попадает огнемет. Первым и главным шагом было обучить актера обращению со смертельно опасным оружием. «Я видел некоторые огнеметы, которые во время функционирования сильно разогреваются, ? говорит ЛеФевор. ? Поначалу я даже несколько опасался за руки Свардсона. Впрочем, мои опасения не оправдались. Модель, которую мы использовали, отвечала всем правилам техники безопасности, а в чем-то даже помогала актерам в их деле. Когда у тебя в руках такое мощное оружие, пышущее жаром, естественная реакция актера может быть очень комичной. Рубен описал нам, что хочет видеть в кадре, а мы увеличили пламя до максимально допустимого предела. В итоге сложилось ощущение, что все актеры боролись с пламенем, и сцена получилась отпадной».
Отзывы