Кевин Джеймс, который также выступает соавтором сценария и сопродюсером, в фильме играет служителя зоопарк, попавшего на жизненную развилку. «Гриффин очень гордится своей профессией, − говорит актер о своем герое. − Однако после того, как работа становится причиной не сложившегося романа, он решает сменить вид деятельности на что-нибудь поспокойнее. У его подопечных иное мнение. Звери считают, что Гриффин – самый лучший смотритель из всех, которые когда бы то ни было работали в зоопарке. Они не готовы рисковать потерять такой подарок судьбы, поэтому решаются открыть ему свой секрет и начинают говорить. Для них и этот шаг оказывается рискованным – неизвестно, как люди отреагируют на столь шокирующую новость. Но страх потерять Гриффина перевешивает все прочие».Когда сценарий был готов, создатели фильма озадачились тем, чтобы привлечь к работе над фильмом самых известных актеров, чтобы сделать голоса зверей еще более комедийными. «Нам очень повезло добиться согласия всех актеров озвучания, которые в итоге работали на проекте, − говорит Корачи. − Первым свою готовность озвучивать обезьянку высказал Адам Сэндлер. И сейчас я даже не представляю кого-то, кто мог бы озвучить эту роль лучше, чем он». «Адам – удивительно талантлив, − считает соавтор сценария Ник Бакай. − Он мог бы озвучить любого из зверей, у которых есть реплики в фильме. Но с обезьяной мы, кажется, попали в самую точку. Примат стал одним из самых запоминаемых персонажей в фильме – у него потрясающая мимика и непередаваемый шарм. Адам обладает теми же чертами».Шер получила роль всеми любимой и любвеобильной львицы, Сильвестр Сталлоне озвучил самого царя зверей. Ник Нолти подарил свой голос угрюмому самцу гориллы по прозвищу Берни, который становится закадычным другом Гриффина. Среди актеров озвучания стоит также отметить таких известных деятелей киноиндустрии, как Джадд Апатов (слон Барри); Джим Брюэр (местный ворон); Джон Фавро и Фейзон Лав (пара горных медведей-гризли Джером и Брюс); Ричи Минервини (страус); Майя Рудольф (жирафа Молли) и чемпион по боям без правил Баз Раттен (волк Себастьян).Подбирая актеров, которые должны были появиться в кадре, создатели фильма тоже не особо скромничали − кастинг включает ряд топовых голливудских актеров. Розарио Доусон играет ветеринара и орнитолога, специализирующуюся на орлах (а по совместительству − объект внимания Гриффина). Лесли Бибб досталась роль бывшей возлюбленной Гриффина, которая разбила ему сердце и стала причиной его решения уйти из зоопарка. Кен Жонг, обожающий менять амплуа, как перчатки, играет специалиста по рептилиям по прозвищу Яд.Работая над своей ролью, Доусон много времени проводила со своим протеже – орлицей по прозвищу Сидни. «Я буквально заряжалась от нее самоуважением и преклонялась перед ее величественностью, − говорит актриса. − Один вид ее завораживал. Я рассматривала ее часами – длинные ноги, мощные когти; углядела даже местечко под крылом, куда она прятала пищу. Словами нельзя описать мои эмоции, когда я играла с ней. Наблюдая за птицей, я представляла ощущения своей героини и понимала, почему она поступает так или иначе в тех или иных ситуациях». «Стэфани − немного сумасшедшая, − описывает свою героиню Лесли Бибб. − Она – та, которую при встрече многие назовут «той-еще-штучкой». Стэфани − далеко не идеал, и главным портящим ее качеством является зашкаливающий эгоизм. Было забавно попробовать себя в этой роли, что называется, «походить в ее туфлях». А учитывая то, что она работает в индустрии моды, поверьте, туфли там – просто шикарные. Это касалось и ее гардероба».Координатором животных на площадке был назначен Марк Форбс из компании Birds&Animals Unlimited. Пользуясь своим богатым опытом, Форбс нашел различных экзотических животных, которые были выдрессированы для съемок в кино. «Все животные, которые появятся в кадре, родились в неволе и прошли многолетнюю тренировку, буквально «с молодых когтей, − объясняет Форбс. − И у каждого из них есть тот или иной опыт работы на камеру. Они привыкли к тому, что вокруг них – много людей, камер и осветительных приборов. Вся активность съемочной группой контролировалась организацией American Humane. Животных мы собрали со всех концов страны – медведей из штата Юта, а львов – из Лос-Анджелеса». «Для нас было очень важно показать настоящих зверей в фильме, − уточняет Гарнер. − При работе с животными появляются различные непредсказуемые моменты и ощущение реальности происходящего. Этого невозможно добиться, работая с анимационными моделями, сделанными на компьютере. В таком жанре, как комедия, многое зависит от спонтанности. Много шуток родилось, когда животные делали что-то, чего мы сами придумать не могли. Сценарная группа немедленно вносила соответствующие коррективы в текст, и мы продолжали работать. Таких моментов в фильме очень много».Чтобы оживить на экране гориллу Берни, который становится лучшим другом Гриффина, кинематографисты обратились за помощью к Алеку Гиллису и Тому Вудраффу младшему из компании Amalgamated Dynamics Inc. Была создана аниматронная модель, которая продемонстрировала потрясающий танец в ресторане TGI Friday’s.Большая часть картины снималась в зоопарке Франклина в массачусетском Бостоне. «В Бостоне мы снимали фильм "Шопо-коп", − вспоминает Гарнер. − И работать тогда было настолько комфортно, что мы решили вернуться в этот город еще раз. Мы просто не ожидали, что вернемся настолько быстро! Но во время подбора локаций мы поняли, что в парке Франклина есть все, что нам нужно, включая площадку, на которой можно было построить собственный зоопарк». «Немаловажной частью проектирования зоопарка для фильма является то, что ты создаешь все по своему усмотрению, − говорит Корачи. − Вольер каждого зверя отличается собственным уникальным антуражем. Медведи живут в окружении североамериканского поселка старателей; слоны облюбовывают обильно увитый плющом индийский храм; у обезьянки вольер повторяет экстерьер какого-нибудь тропического острова и песчаным пляжем; для львов больше подходит антураж Танзании, а для жирафов – Тимбукту». «Фрэнк снял одну из самых моих любимых комедий Адама Сэндлера, так что я очень рад, что именно он взялся снимать этот фильм, − говорит Кэвин Джеймс. − У него отлично получаются комедии, по крайней мере, я всегда смеюсь, когда смотрю его фильмы. При этом он не забывает вкладывать сердце в свою работу, поэтому картины получаются не только смешными, но и душевными». В настоящий момент Джеймс вновь работает с Корачи − на этот раз на съемках фильма "бум возвращается", который студия Columbia Pictures выпустит следующим летом.Центральной фигурой фильма является герой Кэвина Джеймса. «Когда мы принялись за сценарий, сперва прикинули, насколько смешными могут быть те или иные животные в различных ситуациях, − вспоминает Джеймс, который также выступил соавтором сценария. − Но кроме приколов, связанных с животными, в фильме есть и хорошо слаженный сюжет – история взаимоотношений хомо сапиенс очень органично вписывается в звериный антураж. Комбинация этих, казалось бы, несопоставимых элементов дает очень неожиданный эффект».Лучшим другом Гриффина в фильме становится самец гориллы по прозвищу Берни. Бедолагу поместили в отдельную клетку, изолировав от остальных приматов. И все из-за того, что кто-то предположил, что гигант опасен для окружающих. «Это мой первый кино-друг, который даст мне фору по весу, − смеется Джеймс. − Теперь я могу отпускать в его адрес те шуточки, которыми на протяжении долгого времени потчевали меня самого. Приятно все же хоть иногда самому побыть в шкуре остряка». По словам Джеймса, играть в кадре с аниматронной гориллой было не так просто. «Бывали моменты, когда мой друг терял зрение и врезался в какую-нибудь стену, − вспоминает актер. − Слава Богу, обходилось без увечий». «Каждый день на съемочной площадке превращался в праздник, − продолжает Джеймс. − Я работал в коллективе потрясающих актеров. Атмосфера меня очень воодушевляла и помогала играть еще лучше. После окончания съемок мы все собирались в монтажной и следили за тем, как эпизоды складывались в единое целое, как звери по-настоящему начинали говорить, как развивался сюжет».Розарио Доусон играет роль ветеринара Кейт. «Моя героиня появляется в зоопарке, чтобы обставить орлиный вольер, − рассказывает актриса. − Они с Гриффином становятся друзьями − Кейт помогает ему советами по завоеванию расположения предмета обожания». «Мне очень нравилось работать с орлицей Сидни, − продолжает Доусон. − Очень красивая птица, влюбленная в своего дрессировщика Тони. Когда рядом с ней появлялась женщина, она терпела. Но не выносила, когда к ней приближался другой мужчина. Работая с Сидни, я понимала, почему Кейт так любит свою работу, почему Кейт и Гриффин нашли общий язык – они оба очень любят животных. Ключевой характеристикой их взаимоотношений становится любовное отношение к работе».Последнее время Доусон доставались только небольшие драматические роли. Роль в фильме выгодно выделяется из этого списка. «Я снимаюсь в кино уже 15 лет и ни разу не играла в комедиях, − сетует актриса. − Хотя мне импонирует тот факт, что чем-то можно заниматься 15 лет и по-прежнему узнавать что-то новое, пробоваться в необычных для тебя амплуа. Такого рода комедии никогда не ограничиваются сценарными репликами − появляются шутки второго дубля, шутки третьего дубля, четвертого, пятого. Словом, мы даем режиссеру максимум вариантов для работы в монтажной. Для меня в комедии все – в новинку. Я поняла, что тут многое зависит от темпа работы. Приходится поддерживать задаваемый коллегами темп, чтобы удержаться на проекте. Я очень благодарна Кэвину и Фрэнку – они мне постоянно помогали. Помню, когда я начинала копаться в своей героине слишком глубоко, Фрэнк меня всегда притормаживал: «Помни, это должно быть смешно». «Розарио – просто замечательная актриса, − говорит Корачи. − Она очаровательна, умна и отлично вписалась в образ своей героини. В паре с Кэвином они составили идеальный комедийный дуэт. К сожалению, ее последние роли не давали ей возможности раскрыть таланты комика, но выяснилось, что она отлично справилась – на экране она очень, очень смешная. Разумеется, она – потрясающая драматическая актриса, которая вкладывает сердце в работу на съемочной площадке. Но и с чувством юмора у нее тоже все в порядке».Лесли Бибб рассказывает о своей героине: «Стэфани работает в компании Saks, все ее мысли о моде и статусе. Именно она настаивает, чтобы Гриффин сменил работу. Она полагает, что этот шаг что-то изменит в их отношениях. Она пытается сделать реальностью сказку, которую всегда себе представляла». Для съемок одной из сцен Бибб в течение двух месяцев разучивала танец пасодобль. «Этот танец действительно танцую я сама, никакого дублера, − смеется актриса. − Не представляю, как выступают на шоу «Танцы со звездами». Обучение пасодоблю давалось мне очень, очень непросто. Но я счастлива, что приобрела этот навык».Несмотря на то, что Бибб снимается лишь в нескольких сценах с животными, она не смогла противостоять искушению посетить съемочный зверинец. «Словно кто-то только что открыл Ноев Ковчег, − вспоминает актриса. − Звери разбрелись по своим вольерам, с ними можно было поиграть, а некоторых даже покормить. Слониха Рози – просто очаровательное создание − огромная, красивая и очень умная. Хотя, боюсь, все лавры все же достанутся обезьянке по прозвищу Кристалл. Она – потрясающая. Могла запросто сесть тебе на плечо и постучать по голове. Медведи мне тоже понравились. И все дрессировщики оказались очень милыми людьми». Бибб не оставила без внимания работу с Кэвином Джеймсом. «Когда мы репетировали, Кэвин постоянно импровизировал и предлагал различные комичные вариации, а я их записывала и думала про себя: «Таак, это надо запомнить. И это. И вот это − хорошо. Давай, давай, фантазируй, я у тебя все твои идеи украду, когда придет время». Кэвин – удивительно харизматичный человек. Я, наверное, никому не открою Америку, но не могу не сказать, что в нем есть что-то магическое. Он настолько смешон и очарователен, что ты невольно влюбляешься и в его героев.Поиск четвероногих партнеров Джеймса по съемочной площадке стал, как ни странно, самой простой задачей. Несмотря на то, что сценарий требовал присутствия на съемках весьма экзотических зверей, Корачи решил вопрос буквально одним телефонным звонком. «Марк Форбс – настоящий зоологический гуру, − восторгается режиссер. − И он всегда готов помочь». Кинематографистам выделили место на территории зоопарка, где расположились четвероногие кинозвезды. Площадку назвали «полем Форбса». «Это действительно было похоже на миниатюрный зоопарк, − вспоминает Корачи. − Там даже стояли указатели, типа «ко льву Феликсу» или «к обезьянке Кристалл». Любой желающий мог заглянуть к любой зверюшке и побеседовать с дрессировщиком. Кстати, после этих разговоров начинаешь понимать, насколько они любят своих питомцев. Звери подчас получают намного больше любви и внимания, чем многие из актеров. Дрессировщики показали мне, каким трюкам обучены их звери. Многие из этих трюков вошли в фильм».На площадке постоянно присутствовали представители американской гуманитарной ассоциации кинематографии и телевидения. Они следили за тем, чтобы четвероногим актерам оказывался должный уход. Золотым стандартом, регламентирующим права животных на съемках, является закон по безопасности использования животных в кинематографической отрасли. При этом сертифицированный специалист по безопасности животных Мариса Беллис следила за тем, чтобы со зверьми ничего не произошло непосредственно во время съемочного процесса. «Пока дрессировщики сосредотачивали внимание на своих питомцах, моей задачей был контроль за тем, чтобы животные работали в безопасности и отдыхали в достойных условиях», − говорит Беллис. Представители гуманитарной ассоциации – высокопрофессиональные эксперты в области зоологии, специализирующиеся, в том числе, на экзотических животных. Кроме того, на площадке постоянно присутствовали ветеринары, приматологи и коневоды.«У нас подобралась отличная команда дрессировщиков на съемочной площадке − просто лучшие из лучших, − считает Форбс. − Мне очень нравится наблюдать за тем, как выстраиваются отношения между людьми и их четвероногими протеже. Например, лев считал четырех работавших с ним дрессировщиков частью своего прайда. Но, следует отдать им должное, укротители были милы не только с животными, но и с другими людьми – каждый стремился помочь съемочному процессу по мере сил».В качестве примера звериных трюков, которые попали в фильм, Форбс продемонстрировал сцену, в которой обезьянка освобождает других животных из клеток. «Слон наклоняет шест, к которому привязана сумка с кормом, − объясняет эксперт. − Обезьянка прыгает в сумку и по шесту выбирается со своего островка. Первым делом она включает во всем парке освещение, а затем начинает подбирать ко всем клеткам ключи». Обычно такой сложный трюк распределяется между несколькими обезьянками, каждая из которых выполняет только свою часть общего задания. Однако, по словам Форбса, «дрессировщик обезьянки Том Гандерсон сделал невозможное. Он добился того, чтобы наша героическая Кристалл взяла две проволочки и начала ковыряться ими в замке до тех пор, пока замок не открылся».Форбс внимательно следил за всем, что касалось животных. Иногда его помощь требовалась и в подготовке кадра. Например, в сцене, когда все животные сидят по кругу и как бы совещаются. «Нельзя посадить льва рядом с медведем и обезьяной, − объясняет Форбс. − Очевидно, что эти три вида не особо ладят, будучи на свободе». Выход из затруднительной ситуации был найден − для сборки этой сцены потребовалась помощь специалиста по визуальным эффектам Питера Г. Траверса: «Мы решили снимать их отдельно. Используя оптические разделители и технологию композинга, мы смогли «усадить» льва рядом со слоном, а медведей рядом с жирафой. Даже льва и львицу, которые вполне ладили друг с другом, мы снимали отдельно, чтобы добиться максимального реализма и гармоничности кадра». В конечном итоге, кадр собирали специалисты по визуальным эффектам студии Sony Pictures Imageworks. Они же работали с технологией motion control и персонажной анимацией. «Сложнее всего было добиться правильного направления взгляда, особенно у некоторых животных, например, у льва, – продолжает Форбс. – Нужно было, чтобы лев смотрел в какую-то конкретную точку. Львы могут пристально смотреть в одну точку лишь по трем причинам – либо там должно находится что-то, что он хочет съесть (нам не подходило); либо что-то, чего он боится (тем более не подходит); либо что-то, чем он заинтересовался. Мы перепробовали уйму различных приманок, заставлявших льва не сводить с них глаз некоторое время. Однако довольно быстро лев терял интерес ко всем предметам, которые мы ему предлагали. Приходилось находить что-то новое. Эта суета просто сводила дрессировщиков с ума».Шер подарила свой голос львице Джанет. «Если лев – царь зверей, то моя героиня – властительница за троном, – говорит легендарная певица и актриса. – Но она отлично справляется со своей ролью. Как и все влиятельные леди, она благосклонно позволяет своему самцу почувствовать себя большим и значимым. Ей же достаточно знать, кто на самом деле в клетке хозяин». Роль Джанет сыграла львица по прозвищу Туарег. «Туарег – восьмилетняя африканская львица, третье поколение выросших в неволе львов, – рассказывает о своей подопечной дрессировщик Брайан МакМиллан. – К нам она попала в двухнедельном возрасте». Туарег – не новичок в кинематографе. Она снималась в таких фильмах, как "Поддержанные львы", "Добыча", "Явление" и в сериале «CSI: Место преступления Нью-Йорк». Она также стала звездой рекламных роликов Land Rover, Jeep, Build a Bear и многих других. Было очень важно, чтобы выделялось время для отдыха зверей. По словам МакМиллана, любимыми игрушками Туарег были мячи, ветки деревьев и 40-литровые канистры из-под воды.Адам Сэндлер озвучивает Дональда – капуцина с длинным языком и далеко идущими планами по завоеванию Гриффином предмета обожания. «Я стал первым в кастинг-листе, а по совместительству являюсь продюсером картины, поэтому мне предоставили право выбора животного, – объясняет Сэндлер. – Обезьянка единственная обладала достаточным интеллектом, шармом и чувством юмора, чтобы говорить моим голосом». Роль капуцина играла обезьянка Кристал. «Кристал около 15 с половиной лет, – говорит Том Гандерсон, который работает с ней последние 12,5 лет. – Родиной капуцинов считается Центральная и Южная Америка, а подвид Кристал – родом из Бразилии. Кристал живет у меня дома с другой обезьянкой Сквирт. Подруга Кристал тоже присутствовала на съемках, но сама пока не снималась». В своих тренировках Гандерсон использует такие поощрялочки, как йогурт, сок, фрукты и орехи. Кроме того, действие оказывают вербальные поощрения и многократные повторения. «Набор поощрений зависит от конкретного трюка, – объясняет дрессировщик. – На разучивания некоторых сложных трюков, как, например, обратное сальто, требуется от четырех до шести недель. Другие мы разучиваем быстрее – например, на то, чтобы научиться высовывать язык, мы потратили около недели». Обычно дрессировочная сессия Кристал длится от пяти до 15 минут. «Свое свободное время Кристал любит проводить, наводя марафет, – говорит Гандерсон. – Но ей нравится и крутить в лапах разные игрушки, которые обычно крутят в руках дети в яслях».Голосом Сталлоне заговорил лев Джо. «Джо нравится думать, что он – царь зверей, – рассказывает о своем персонаже актер. – Но другие звери придерживаются иного мнения относительно того, кто является настоящим царем». Перед камерой роль исполнял лев по прозвищу Феликс – протеже Брайана МакМиллана, который дрессировал и львицу Туарег. МакМиллан отмечает, что десятилетний лев перед съемкой любит, чтобы его побаловали и приласкали. «Двое из наших дрессировщиков, Джет Шоу и Беттина Браун, постоянно расчесывали ему гриву и баловали его разными вкусностями перед тем, как льву надо было выходить под свет софитов», – объясняет МакМиллан. Феликс – ветеран таких фильмов, как "Prey in Africa" и "Эван Всемогущий". Он также снимался в рекламных роликах, а однажды даже путешествовал на съемки в Африку.Кинематографисты пытались снимать живых зверей там, где возможно. Но в отношении одного из персонажей пришлось сделать исключение. «Гориллы опасны, – убежден Марк Форбс. – Они не уживаются ни в одном коллективе. Поэтому для гориллы Берни нам пришлось сделать аниматронный костюм». Сначала было решено подобрать актера, который будет озвучивать Берни. Кинематографисты остановили свой выбор на Нике Нолти. Ни у кого в зоопарке нет таких мускулов, как у Берни, и ни у кого из актеров нет такого голоса, как у Ника Нолти», – говорит Корачи. И все же, как актеру удалось добавить в свой голос характерные рычащие нотки гориллы? «Рык и без того постоянно присутствует в моем голосе», – смеется актер. По сценарию Берни пребывает в изоляции от других людей и большинства посетителей парка. Нолти решил передать одиночество персонажа через определенные нотки голоса. «Я попробовал добавить в голос отчаянность и грусть, - вспоминает актер. – Всем понравилось, и мы решили продолжать озвучку в таком же ключе».После того, как голос Нолти был записан, кинематографисты связались с представителями компании Amalgamated Dynamics, Inc. (ADI) и заказали изготовление персонажа. Компанию основали обладатели «Оскара»® Алек Гиллис и Том Вудрафф. Именно они взялись создать аниматронный костюм гориллы, который бы передавал все особенности персонажа. «Берни содержится в изоляции, поскольку якобы нанес кому-то увечья много лет назад, – объясняет Корачи. – По ходу развития сюжета выясняется, что на самом деле горилла – милейшее существо. Персонаж должен был казаться угрожающим и пугающим, но кроме того, он должен был раскрывать, что у животного происходит внутри».В роли Берни сыграл сам Вудрафф – аниматронный костюм был разработан именно под него. «Том надевал голову, снабженную 33 моторчиками, которые управлялись кукловодами, остающимися за кадром, – говорит Гиллис. – Кроме того, у нас вовсю работал компьютер, считывающий информацию о движении лицевых мышц. Впоследствии мы ее обрабатывали и выжимали из лицевой мимики Берни максимум».«Механические моторчики позволяли нам фиксировать движения губ аниматронной головы и синхронизировать их с записанными ранее репликами Ника Нолти, – добавляет Вудрафф. – Благодаря этой технологии Берни на экране выглядит, как настоящая говорящая горилла».Компания ADI была основана в 1988 году. Первым фильмом студии стал "Дрожь земли", а затем – номинированный на «Оскар»® "Чужие 3". В том же году основатели студии получили «Оскар»® за работу над фильмом "Смерть ей к лицу". В 1997 году ADI номинировали на «Оскар»® за спецэффекты к фильму "звездный десант". Кроме того, специалисты студии работали над фильмами "Чужие против хищника" и сериалом «Санта Клаус». Однако фильм стал самым значимым проектом студии. «В фильме большая роль отводится аниматронному персонажу, а для нас эта роль – еще более значимая, – говорит Вудрафф. – Мы и раньше создавали горилл и других животных. Я работаю над аниматронными костюмами на протяжении 20 лет. Но для фильма мы собрали самую сложную модель из всех, которые мы делали для кинофильмов». Фильм предоставил шикарную возможность развить технологию «оживления» горилл, – продолжает Вудрафф. – Создавая Берни, мы использовали наработки, которые хотели реализовать на протяжении многих лет, но которые так и не были использованы ранее. Нам действительно удалось скопировать физику гориллы – очень короткие ноги, но очень длинные руки и торс. Если человек одевает на себя костюм гориллы, длинные ноги его обычно выдают». Обычно эта проблема решалась за счет увеличения длины рук. Актер мог передвигаться на всех четырех конечностях, но это не было идеальным решением, потому что торс по-прежнему оставался слишком коротким. В фильме было найдено уникальное решение. «В большинстве сцен Берни появляется в сидячем положении, – рассказывает Вудрафф. – Мы прорезали дыры в полу в соответствующем месте, куда я вставал почти в полный рост. Кукле мы приделывали бутафорные ноги. Таким образом, во многих сидячих сценах Берни появлялся с правильными пропорциями». Но в некоторых сценах Берни приходилось передвигаться. В этих сценах играл каскадер Берни. «Даже с удлиненными руками длинные ноги меня выдавали, – говорит Вудрафф. – Поэтому для съемки сцен, в которых Берни шел и бежал, мое место занимал Гэрон Майкл. Длина ног Гэрона отвечала требуемым пропорциям. Когда мы удлиняли ему руки, и он вставал на все четыре конечности, получался требуемый результат». В каскадерском костюме была существенно облегчена голова – за счет уменьшения мимической вариативности достигался лучший обзор и большая подвижность каскадера. «Использование аниматронного персонажа нисколько не сказалось на качестве игры, – говорит Гиллис. – Том играл в паре с Кэвином Джеймсом. Это давало нам возможность экспериментировать с физическим взаимодействием актеров – различными дружескими толчками, пинками и так далее. Эта технология выгодно отличалась от добавления компьютерного персонажа. Джеймсу не приходилось играть с пустым местом, куда по прошествии нескольких месяцев вставлялась бы горилла. Продюсеры тоже были воодушевлены практическим подходом к материализации Берни. И я понимаю, почему. Не могу припомнить другого аниматронного персонажа, которому отводилась столь большая роль в фильме. Конечно, не считая Инопланетянина».Кинематографисты изначально решили, что одна из съемочных локаций будет находиться на территории настоящего зоопарка. «Нам нужна была площадка, которую бы зритель легко узнал», – объясняет продюсер Тодд Гарнер. Начались поиски настоящего функционирующего зоопарка, за деятельностью которого можно было бы понаблюдать. Идеально подошел зоопарк Франклина в Бостоне. «В процессе поисков мы нашли отличное место для строительства нашего собственного зоопарка, – вспоминает Гарнер. – На самом деле, казалось, что эта площадка буквально ждала нас. Кроме того, нам очень понравилась организация работы франклинского зоопарка. И мы благодарны его руководству за то, что нас «приютили». «Это очень красивый парк с богатой историей, – говорит художник-постановщик фильма Кирк Петруччелли. – На территории есть много оврагов и холмов, на которых можно было расположить вольеры с животными. К каждому вольеру мы поставили таблички, на которых указали информацию о животном – что это за вид, как зовут животное и откуда оно». Вольеры пришлось строить с таким расчетом, чтобы съемочная площадка выглядела, как настоящий зоопарк. «Разработанный нами дизайн не позволял животным самопроизвольно вырваться на свободу, – продолжает Петруччелли. – Благодаря водным заграждениям и некоторому удалению вольеров от пешеходных дорожек наш «зоопарк» стал не только красивым, но и безопасным». Однако Петруччелли приходилось помнить, что он строит съемочный «зоопарк» для совершенно конкретных целей. Необходимо было продумать дорожки, по которым звери бы с легкостью доставлялись на площадку – минуя камеры, осветительное оборудование и прочее кинематографическое оборудование. «Приходилось постоянно решать логистические задачи, особенно в отношении крупных животных», – вспоминает Петруччелли. Немаловажной частью дизайна стало освещение. «Ночью наш зоопарк превращался в какое-то магическое место, – вспоминает художник. – Для достижения этого эффекта мы работали в тесной связке с оператором Майклом Барреттом». Помимо всего прочего Петруччелли создал новые ворота в зоопарк, которые выдавались за главный вход. «В реальной жизни это – запасной вход зоопарка Франклина, – говорит Петруччелли. – Но он находится в очень живописном уголке. Мы решили, что у входа посетителей должны встречать два слона. Дальше по ходу движения располагалась пара жирафов, а затем – слоновье семейство, которое препровождает посетителей на основную территорию зоопарка».Для костюмера Моны Мэй, которая уже работала с Корачи на проекте "Певец на вадьбе", съемки фильма стали незабываемым и неоценимым опытом. «Мне нужно было одеть всех ключевых актеров, массовку, а в некоторых случаях и животных с ног до головы, включая аксессуары», – оценивает объем проделанной работы Мэй. По словам костюмера, развитие главного героя можно проследить по тому, как меняется его гардероб. «В начале фильма он носит шорты и рубашку цвета хаки, – говорит Мэй. – По ходу развития сюжета с ним происходят метаморфозы, и в финале он оказывается в шикарном костюме итальянского покроя из дорогущей ткани. Здорово, когда при помощи костюма ты можешь показать развитие персонажа. На Гриффине – самый лучший костюм из тех, которые только можно купить. Но ему в этой одежде не комфортно, поскольку ему самому не нравится то, кем он стал». В разработке костюмов Доусон и Бибб Мэй была дана свобода поиска, и в этом случае она постаралась передать характеры персонажей. Особенно это касалось костюмов Бибб – сочетающих высокий стиль и самые популярные брэнды. Однако забавней всего было одевать гориллу Берни – для головокружительной вечеринки в TGI Friday’s Мэй одела примата в ярко желтое поло. «Мы набрали много трикотажа самых разных расцветок, – говорит Мэй. – Цветовая гамма одежды должна была выгодно контрастировать с черным мехом Берни. В итоге выбор пал на очень смешную рубашку».Говорящие звери в фильме стали демонстрацией способностей супервайзера по спецэффектам студии Sony Pictures Imageworks Питера Г. Траверса. Он начал работать на проекте одним из первых, а поскольку обработка спецэффектов продолжалась практически вплоть до окончания монтажно-тонировочного периода, закончил свою работу одним из последних. «Всякий раз когда животное должно было произнести реплику, мы внимательно следили за съемками, пытаясь определить, какой же должна быть артикуляция», – вспоминает Траверс. «Нужно было добиться максимальной реалистичности, – продолжает Траверс, хотя было это легче сказать, чем сделать. – Люди привыкли к виду говорящих хомо сапиенс. Люди привыкли к виду диких животных. Но говорящие животные – это нечто фантастическое, что не так-то просто принять на веру. Как тут добиться реалистичности?» Для решения этой проблемы использовалась компьютерная графика – нижние челюсти зверей редактировались на компьютере. «Сначала мы фотографировали нижние челюсти зверей настолько близко, насколько возможно, – вспоминает Траверс. – Делали три кадра под общим углом 120°. Эти кадры давали нам объемное представление нижней челюсти». Этой информации хватило бы, чтобы заставить животных говорить. Но команда Траверса пошла дальше: «Каждый кадра мы обрабатывали, пытаясь передать эмоции животных – не только речь, но и улыбки, моргания и так далее». Действительно, наиболее трудной задачей при антропоморфизации животных было сочетание реплик актера озвучания и движение челюстей животного на экране. «Смотря комедию, зритель реагирует не только на смешные реплики, но и на жесты и другие телодвижения, – объясняет Траверс. – В фильмах с Джеймсом смешными оказываются даже те сцены, в которых у Кэвина вообще нет реплик – актер ухитряется передавать юмор без слов. Этим талантом нельзя было не воспользоваться, поэтому мы подбирали сцены так, чтобы присутствующие в кадре звери обостряли эффект комичности». Кроме того, Траверс снимал на видео актеров озвучания в студии звукозаписи. Таким образом, аниматоры получали дополнительный материал, с которым можно было работать во время прорисовки мимики соответствующего говорящего животного.Траверс и Корачи были очень требовательны к себе, сравнивая качество работы с другими картинами, в которых звери разговаривали. «Если присмотреться к сценам из других фильмов с участием животных, можно заметить, что многие куски попросту вырезаются», – говорит режиссер. По словам Корачи, это происходит потому, что очень не просто добиться от животного определенного требуемого режиссеру поведения. Чтобы выделить фильм в списке многих других подобных фильмов, Корачи и Траверс не ограничивали камеру в подвижности. Используя камеры, оснащенные системами motion-control, кинематографисты снимали диалоги животных, фиксируя каждого из собеседников. Съемки продолжались до тех пор, пока не был отснят весь требуемый для монтажа сцены материал. Конечно, было трудно добиться от слона того, что требовалось по сценарию, но, по словам Корачи, в итоге труды того стоили. «Мне понравилось снимать фильм, в котором героями стали крупные животные, – говорит режиссер. – Мало кто отваживается на такое. Но в итоге все потуги съемочной группы окупились сторицей. Фильм заставляет поверить, что животные действительно умеют взаимодействовать с миром людей». Немалую долю лавров за кульминационную сцену фильма достанется Траверсу и его команде. «Разумеется, мы не могли снять вживую Кэвина на спине Берни в то время, как горилла карабкается на мост Заким в Бостоне, а потом спрыгивает на крышу машины», – говорит аниматор. Эта сцена снималась на фоне хромакея. Первым шагом при подготовке этой сцены стала так называемая превизуализация. «Это – своеобразное будущее раскадровок, – описывает Траверс технологию. – С его помощью можно определить положение камеры и занимаемые актерами места. Перед тем, как снимать ту или иную сцену, можно прикинуть, как она будет выглядеть. Мы раздобыли подробный чертеж закимского моста и сделали компьютерную модель. После этого спланировали сцену так, как хотели бы увидеть на мониторе во время съемки. После этого построили секцию моста в хромакейном павильоне и усовершенствовали ее таким образом, чтобы казалось, что горилла действительно лезет на мост. На все это потребовалось положить много сил, но результат того стоил».
Отзывы