Дикая собака в стрингах, или Повесть о последней любви
Поклонники творчества Ким Ки-дука еще раз вспомнят этого мастера, посмотрев артхаусную драму «Взгляд» с Чан Чэнем и Пак Чи-а в главных ролях.
Транскультурная диффузия – процесс непредсказуемый. Многие столетия традиционные восточноазиатские цивилизации прекрасно обходились безо всяких там психологических литературных и драматургических изысков – и горя не знали. Полистайте, к примеру, китайскую классику типа «Троецарствия» или «Речных заводей». Голимый экшен: злодеи напроказили, герои их выследили, ребята нешуточно схлестнулись, грудь в крестах, голова в кустах – справедливость торжествует, точка (что-то типа «Крадущегося тигра, затаившегося дракона», только без спецэффектов). Никакой тебе рефлексии, никакой слезинки ребенка и прочих пауков в темных баньках. И музыка была незатейливая. Когда китайцы первый раз с творчеством Бетховена познакомились, то сразу угадали: это безобразие явно кто-то глухой насочинял.
Так ведь угораздило кого-то напечатать иероглифами Достоевского! Прошло всего ничего, каких-то жалких сто лет – и Запад с придыханием смотрит фильмы Вонг Карвая, Ким Ки-дука и иже с ними, пытаясь понять, что собой представляет таинственная китайская/корейская душа. «Вздох» – 14-й фильм Ким Ки-дука. Особых лавров картина не снискала, однако на Золотую пальмовую ветвь ее все же в 2007 году номинировали. Фильм довольно типичный для корейского фон Триера: мрачно, непонятно, но очень красиво.
Ён (Пак Чи-а) – домохозяйка. Муж обеспечивает безбедное существование супруги и их маленькой дочурки. Не перегруженная хозяйственными заботами, дама балуется скульптурой: лепит ангелов с разверстой грудью и крылатые яйца. Этакий до предела припопсенный комнатный Сальвадор Дали. Когда-то, десять лет тому назад между Ён и ее благоверным разгорелся страстный роман, завершившийся стандартным буржуазным браком. Чем занимается супруг – непонятно. Да это и неважно. О нем надо знать только одно: это – абсолютно законченный, основательно пропыленный м***к. Одни только пижонские усики под стрёмными очками чего стоят! Этот деятель завел любовницу и даже не считает нужным скрывать от супружницы столь прискорбное обстоятельство. При этом изменщик набирается наглости до такой степени, что осмеливается давать советы жене по поводу ее времяпрепровождения: ты бы перестала в телик пялиться и глину месить. Завела бы себе знакомства для общения.
Дамочка, не будь дура – использовала лайфхак по назначению. Она прямым ходом направилась в ближайшую тюрягу и добилась свидания с находящимся там в ожидании смертной казни Чан Джином (Чан Чэнь). Скромница Ён, оказывается, настоящая эротоманка-фантазиста. Она устраивает для ошалевшего сидельца такие перформансы, что отслеживающий эти рандеву при помощи камеры видеонаблюдения начальник тюрьмы мгновенно осваивает профессию Тинто Брасса: начинает режиссировать короткометражки, отражающие последовательно все стадии сексуальной прелюдии. Понятно, что такие художества в местах лишения свободы, где процветают однополые отношения, до добра довести не могут. Они и не доводят. А что вы хотели от Ким Ки-дука, свадебного хэппи-энда, что ли?
Любители солидного кинематографа ждут от своих кумиров нетленки, которая хотя бы отчасти должна соответствовать таким требованиям, как психологизм и логическая непротиворечивость основных сюжетных линий (если речь не идет об оголтелом абсурдизме, разумеется). Это все у Ким Ки-дука имеется в разумных количествах и с поправкой на тот самый таинственный восточный менталитет. Но отдельные вопросы все же остаются. Больше всего – по поводу особенностей функционирования тамошней пенитенциарной системы.
Итак, человек дожидается в тюрьме, когда будет приведен в исполнении вынесенный ему смертный приговор. Он обитает в камере, где кроме него содержатся еще трое сидельцев. Голые стены и пол, спят вповалку, развлекаются тем, что при помощи заточенной зубной щетки рисуют на стенах голых тетенек. Это все смертники? Или в Корее так принято: в одну корзинку сваливают серьезных преступников и всякую шелупонь? И почему осужденного, который уже пытался проткнуть себе горло заточкой, не лишают такой возможности в будущем (чем он в свое удовольствие и пользуется)? Это – иллюстрация вопиющего непрофессионализма корейской СИН? Или просто стеб автора фильма? Или вообще – тут какой-то тонкий намек на толстые обстоятельства? Нам неведомо, пусть будет – просто по приколу.
А вот поведение мадам Ён – абсолютно логично. Такому муженьку хочется с первым встречным изменить. Ведь он, мало того, что тварь бессовестная, еще и Лунную сонату на синтезаторе теребит! Сказано же было: глухой написал, нет, он по ушам несчастной половинке ездит. Она тебе что – Надежда Константиновна? Глазки совсем не такие, и вообще, она весьма утонченная натура.
Исполнительское мастерство Пак Чи-а мне доставило огромное удовольствие. Ее выкрутасы в комнате для свиданий – просто высший пилотаж. До этого момента перед нами погруженная в себя интровертка, которая даже истерику изменнику-мужу закатывает, не произнося ни слова и почти не меняясь в, казалось бы, навеки окаменевшем лице. А тут просто Людмила Гурченко в лучшие годы, поет великолепно, очень громко и противно. И еще нам переводят тексты исполняемых ею корейских народных песен. Так это же форменное фаду: все о тяготах нелегкого крестьянского труда и параллельно о прелести морских пейзажей. У португальцев их народные романсы звучат более лирично, зато корейцы (судя по исполнению Пак Чи-а), даже попадая мимо нот, насыщают этот жанр такой безумной экспрессией, что даже у осужденного на смерть слегка улучшается настроение.
Партнер Чи-а оказался ей под стать. Режиссер пошел на интересный эксперимент. Он включил в звуковую картину персонаж эпохи немого кино. Герой Чан Чэня не произносит ни слова за весь фильм. А ведь это – герой любовник, которого буквально рвут на части поклонники: гей-сокамерник и дамочка с воли. Работает только мимика. И работает просто замечательно, при самой аскетичной технике.
Вообще Ким Ки-дук, как и положено настоящему мастеру, умело играет оттенками настроений и эмоций своих персонажей. Эскалация эротического напряжения организована во «Вздохе» великолепно. Перед нами – изумительно модулированная прелюдия. Все начинается с взгляда, потом включается обоняние (влюбленный обнюхивает волосок, который вырвал с головы возлюбленной). Следующий шаг – страстные объятия, их венчает вампирский поцелуй. И, наконец, апофеоз – половой акт в БДСМ вариации (наручники, удушение, оргазм).
Людская физиология после таких пируэтов просто вопиет о разрядке: их есть у Ким Ки-дука. Для восстановившей отношения супружеской пары – это снегопад под одноименную песню Сальваторе Адамо. А для получившего свое Ромео – почти как у Шекспира. Ударная концовка в форме визуальной антитезы. Браво, маэстро!
Помнится, писатель Фраерман когда-то написал книжку «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви». У великого корейца получилась повесть, скорее всего, о любви последней. А потому и дикая собака в заголовке должна быть немного другая. В артхаусной критике тоже позволено немного пошалить.
6
,6
2007, Южная Корея, Драмы
80 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Поклонники творчества Ким Ки-дука еще раз вспомнят этого мастера, посмотрев артхаусную драму «Взгляд» с Чан Чэнем и Пак Чи-а в главных ролях. Транскультурная диффузия – процесс непредсказуемый. Многие столетия традиционные восточноазиатские цивилизации прекрасно обходились безо всяких там психологических литературных и драматургических изысков – и горя не знали. Полистайте, к примеру, китайскую классику типа «Троецарствия» или «Речных заводей». Голимый экшен: злодеи напроказили, герои их выследили, ребята нешуточно схлестнулись, грудь в крестах, голова в кустах – справедливость торжествует, точка (что-то типа «Крадущегося тигра, затаившегося дракона», только без спецэффектов). Никакой тебе рефлексии, никакой слезинки ребенка и прочих пауков в темных баньках. И музыка была незатейливая. Когда китайцы первый раз с творчеством Бетховена познакомились, то сразу угадали: это безобразие явно кто-то глухой насочинял. Так ведь угораздило кого-то напечатать иероглифами Достоевского! Прошло всего ничего, каких-то жалких сто лет – и Запад с придыханием смотрит фильмы Вонг Карвая, Ким Ки-дука и иже с ними, пытаясь понять, что собой представляет таинственная китайская/корейская душа. «Вздох» – 14-й фильм Ким Ки-дука. Особых лавров картина не снискала, однако на Золотую пальмовую ветвь ее все же в 2007 году номинировали. Фильм довольно типичный для корейского фон Триера: мрачно, непонятно, но очень красиво. Ён (Пак Чи-а) – домохозяйка. Муж обеспечивает безбедное существование супруги и их маленькой дочурки. Не перегруженная хозяйственными заботами, дама балуется скульптурой: лепит ангелов с разверстой грудью и крылатые яйца. Этакий до предела припопсенный комнатный Сальвадор Дали. Когда-то, десять лет тому назад между Ён и ее благоверным разгорелся страстный роман, завершившийся стандартным буржуазным браком. Чем занимается супруг – непонятно. Да это и неважно. О нем надо знать только одно: это – абсолютно законченный, основательно пропыленный м***к. Одни только пижонские усики под стрёмными очками чего стоят! Этот деятель завел любовницу и даже не считает нужным скрывать от супружницы столь прискорбное обстоятельство. При этом изменщик набирается наглости до такой степени, что осмеливается давать советы жене по поводу ее времяпрепровождения: ты бы перестала в телик пялиться и глину месить. Завела бы себе знакомства для общения. Дамочка, не будь дура – использовала лайфхак по назначению. Она прямым ходом направилась в ближайшую тюрягу и добилась свидания с находящимся там в ожидании смертной казни Чан Джином (Чан Чэнь). Скромница Ён, оказывается, настоящая эротоманка-фантазиста. Она устраивает для ошалевшего сидельца такие перформансы, что отслеживающий эти рандеву при помощи камеры видеонаблюдения начальник тюрьмы мгновенно осваивает профессию Тинто Брасса: начинает режиссировать короткометражки, отражающие последовательно все стадии сексуальной прелюдии. Понятно, что такие художества в местах лишения свободы, где процветают однополые отношения, до добра довести не могут. Они и не доводят. А что вы хотели от Ким Ки-дука, свадебного хэппи-энда, что ли? Любители солидного кинематографа ждут от своих кумиров нетленки, которая хотя бы отчасти должна соответствовать таким требованиям, как психологизм и логическая непротиворечивость основных сюжетных линий (если речь не идет об оголтелом абсурдизме, разумеется). Это все у Ким Ки-дука имеется в разумных количествах и с поправкой на тот самый таинственный восточный менталитет. Но отдельные вопросы все же остаются. Больше всего – по поводу особенностей функционирования тамошней пенитенциарной системы. Итак, человек дожидается в тюрьме, когда будет приведен в исполнении вынесенный ему смертный приговор. Он обитает в камере, где кроме него содержатся еще трое сидельцев. Голые стены и пол, спят вповалку, развлекаются тем, что при помощи заточенной зубной щетки рисуют на стенах голых тетенек. Это все смертники? Или в Корее так принято: в одну корзинку сваливают серьезных преступников и всякую шелупонь? И почему осужденного, который уже пытался проткнуть себе горло заточкой, не лишают такой возможности в будущем (чем он в свое удовольствие и пользуется)? Это – иллюстрация вопиющего непрофессионализма корейской СИН? Или просто стеб автора фильма? Или вообще – тут какой-то тонкий намек на толстые обстоятельства? Нам неведомо, пусть будет – просто по приколу. А вот поведение мадам Ён – абсолютно логично. Такому муженьку хочется с первым встречным изменить. Ведь он, мало того, что тварь бессовестная, еще и Лунную сонату на синтезаторе теребит! Сказано же было: глухой написал, нет, он по ушам несчастной половинке ездит. Она тебе что – Надежда Константиновна? Глазки совсем не такие, и вообще, она весьма утонченная натура. Исполнительское мастерство Пак Чи-а мне доставило огромное удовольствие. Ее выкрутасы в комнате для свиданий – просто высший пилотаж. До этого момента перед нами погруженная в себя интровертка, которая даже истерику изменнику-мужу закатывает, не произнося ни слова и почти не меняясь в, казалось бы, навеки окаменевшем лице. А тут просто Людмила Гурченко в лучшие годы, поет великолепно, очень громко и противно. И еще нам переводят тексты исполняемых ею корейских народных песен. Так это же форменное фаду: все о тяготах нелегкого крестьянского труда и параллельно о прелести морских пейзажей. У португальцев их народные романсы звучат более лирично, зато корейцы (судя по исполнению Пак Чи-а), даже попадая мимо нот, насыщают этот жанр такой безумной экспрессией, что даже у осужденного на смерть слегка улучшается настроение. Партнер Чи-а оказался ей под стать. Режиссер пошел на интересный эксперимент. Он включил в звуковую картину персонаж эпохи немого кино. Герой Чан Чэня не произносит ни слова за весь фильм. А ведь это – герой любовник, которого буквально рвут на части поклонники: гей-сокамерник и дамочка с воли. Работает только мимика. И работает просто замечательно, при самой аскетичной технике. Вообще Ким Ки-дук, как и положено настоящему мастеру, умело играет оттенками настроений и эмоций своих персонажей. Эскалация эротического напряжения организована во «Вздохе» великолепно. Перед нами – изумительно модулированная прелюдия. Все начинается с взгляда, потом включается обоняние (влюбленный обнюхивает волосок, который вырвал с головы возлюбленной). Следующий шаг – страстные объятия, их венчает вампирский поцелуй. И, наконец, апофеоз – половой акт в БДСМ вариации (наручники, удушение, оргазм). Людская физиология после таких пируэтов просто вопиет о разрядке: их есть у Ким Ки-дука. Для восстановившей отношения супружеской пары – это снегопад под одноименную песню Сальваторе Адамо. А для получившего свое Ромео – почти как у Шекспира. Ударная концовка в форме визуальной антитезы. Браво, маэстро! Помнится, писатель Фраерман когда-то написал книжку «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви». У великого корейца получилась повесть, скорее всего, о любви последней. А потому и дикая собака в заголовке должна быть немного другая. В артхаусной критике тоже позволено немного пошалить.