Писать о фильме Ильи Хржановского "4" - это примерно как писать про среднестатистическую книгу Владимира Сорокина (который, вот совпадение, выступил тут автором сценария): вроде бы ничего странного не происходит - вот люди сидят в баре и врут о себе (музыкант выдает себя за биолога, проститутка - за менеджера, а мясник - за работника президентской администрации), вот человека обвиняют в преступлении, которого он не совершал, вот девушка идет на похороны сестры лесом-полем, вот старушки пьют самогон и поют советские песни, вот собачки бегают туда-сюда. То есть никаких сверхъестественных вещей не происходит (разве что круглых поросят подают к столу, но это тоже все в рамках разумного). Но в совокупности все эти моменты приводят к тому, что через повествование вдруг пробегает трещина, из которой начинает вылазить какая-то первобытная хтонь.
В общем, кино для людей с крепкими нервами - и безусловно для поклонников Сорокина, но я бы отметил еще один момент. В одной из главных ролей играет молодой и на момент съемок еще малоизвестный Сергей Шнуров из "Ленинграда". Это не первый фильм, в котором я его видел, но первый, после которого я задумался о том, что Шнур, помимо всего прочего, еще и достаточно хороший актер. По крайней мере он играет очень убедительно, гораздо лучше, чем, например, в соловьевской "2-АССА-2".
Впрочем, в отношении остальных актеров у меня замечаний тоже нет - если в первой части фильма еще можно говорить об игровом кино, то во второй по ощущениям уже начинается какая-то документалистика и съемка скрытой камерой. Вернее, для деревенских старушек, появляющихся ближе к финалу, это как раз верно на 100 процентов - показаны реально существующая деревня и реальные жительницы. Но и актеры смотрятся естественно и обыденно. Что, например, в отношении исполняющей главную роль Марины Вовченко вдвойне удивительно, поскольку до съемок в фильме она опыта в актерской профессии не имела, но убедительна и в рассказе о своих выдуманных успехах в продаже японских аппаратов для улучшения настроения, и в эпизоде с похоронами сестры (и тем, что идет далее).
Отдельно замечу еще такой момент. Фильм Хржановского после выхода получил уйму премий на всяческих фестивалях во всем мире. Но у нас некоторые обвиняли его в намеренном очернении российской действительности в угоду антироссийской конъюнктуре. Примерно такие же обвинения звучали спустя почти 10 лет в адрес "Левиафана" Звягинцева. Но если последний породил бурную общественную дискуссию, то "4" прошел скорее незамеченным для массового зрителя - обсуждение шло скорее в узкой среде ценителей, остальным же было все равно, были темы и поинтереснее.
8
,1
2004, Россия, Драмы
126 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Писать о фильме Ильи Хржановского "4" - это примерно как писать про среднестатистическую книгу Владимира Сорокина (который, вот совпадение, выступил тут автором сценария): вроде бы ничего странного не происходит - вот люди сидят в баре и врут о себе (музыкант выдает себя за биолога, проститутка - за менеджера, а мясник - за работника президентской администрации), вот человека обвиняют в преступлении, которого он не совершал, вот девушка идет на похороны сестры лесом-полем, вот старушки пьют самогон и поют советские песни, вот собачки бегают туда-сюда. То есть никаких сверхъестественных вещей не происходит (разве что круглых поросят подают к столу, но это тоже все в рамках разумного). Но в совокупности все эти моменты приводят к тому, что через повествование вдруг пробегает трещина, из которой начинает вылазить какая-то первобытная хтонь. В общем, кино для людей с крепкими нервами - и безусловно для поклонников Сорокина, но я бы отметил еще один момент. В одной из главных ролей играет молодой и на момент съемок еще малоизвестный Сергей Шнуров из "Ленинграда". Это не первый фильм, в котором я его видел, но первый, после которого я задумался о том, что Шнур, помимо всего прочего, еще и достаточно хороший актер. По крайней мере он играет очень убедительно, гораздо лучше, чем, например, в соловьевской "2-АССА-2". Впрочем, в отношении остальных актеров у меня замечаний тоже нет - если в первой части фильма еще можно говорить об игровом кино, то во второй по ощущениям уже начинается какая-то документалистика и съемка скрытой камерой. Вернее, для деревенских старушек, появляющихся ближе к финалу, это как раз верно на 100 процентов - показаны реально существующая деревня и реальные жительницы. Но и актеры смотрятся естественно и обыденно. Что, например, в отношении исполняющей главную роль Марины Вовченко вдвойне удивительно, поскольку до съемок в фильме она опыта в актерской профессии не имела, но убедительна и в рассказе о своих выдуманных успехах в продаже японских аппаратов для улучшения настроения, и в эпизоде с похоронами сестры (и тем, что идет далее). Отдельно замечу еще такой момент. Фильм Хржановского после выхода получил уйму премий на всяческих фестивалях во всем мире. Но у нас некоторые обвиняли его в намеренном очернении российской действительности в угоду антироссийской конъюнктуре. Примерно такие же обвинения звучали спустя почти 10 лет в адрес "Левиафана" Звягинцева. Но если последний породил бурную общественную дискуссию, то "4" прошел скорее незамеченным для массового зрителя - обсуждение шло скорее в узкой среде ценителей, остальным же было все равно, были темы и поинтереснее.