Невероятные мифические чудовища, виды, от которых захватывает дух, в том числе подземелья Аида и вершина Олимпа, смертельные сражения богов и людей – все это «Битва титанов», грандиозное зрелище, которое завораживает зрителя с первой же минуты и приглашает его в удивительное путешествие по древней Греции в формате 3D, давая возможность своими глазами увидеть мир, который в XXI веке мы можем только вообразить. «Это масштабное увлекательное приключение, грандиозное развлекательное кино, а я, знаете ли, люблю развлекательные фильмы, – говорит режиссер Луи Летеррье. – Это героическая история, мифическая, романтическая, она о предназначении и судьбе. Она фантастическая, немного смешная, чуть-чуть страшная. Добавьте к этому потрясающих актеров, таких как Сэм Уортингтон, Ральф Файнс и Лайам Нисон, и вы поймете, что это будоражит воображение».Летеррье, настоящий фанат классического фильма 1981 г., чувствовал себя как ребенок в кондитерской, когда снимал картину: «Битва титанов» – один из моих любимых фильмов – он был одной из первых фантастических картин, которую я посмотрел. И был поражен. Поэтому я с радостью ухватился за возможность сделать свою собственную версию».Энтузиазм режиссера проявлялся очень ярко. По словам прюдюсера Кевина де ла Ноя: «Луи действительно любит снимать фильмы и рассказывать истории, к каждой задаче он подходит с юмором и твердым намерением ее решить. Его кипящая энергия вдохновляла всех нас. Он был вовлечен в съемки каждой сцены, видел все абсолютно четко и хотел донести свое видение. Он добился желаемого».Задачу перенести культовую классику в XXI век поручили сценаристам Тревису Бичаму, Филу Хэйю и Мэтту Манфреди. «Я был очень доволен тем, что сделали сценаристы, – вспоминает Летеррье. – Это не просто покадровый ремейк, отснятый с помощью современных технологий. Фильм сохранил целостность оригинала, но стал совершенно другим». «Мне очень нравится оригинал, поэтому участие в съемках ремейка – предложение, от которого невозможно отказаться, хотя, признаюсь, слегка пугающее, – говорит Бичам. – Что я обожаю в фильме, кроме мифов конечно, – это то, как для того, чтобы выразить вещи, которые просто нельзя сказать иначе, знакомые нам человеческие конфликты переносятся в контекст невероятных обстоятельств. Хочешь спасти девушку? Тогда насколько сильно? Ведь тебе придется сражаться с непобедимыми монстрами, чтобы сделать это. Хочешь найти себя? Ты должен будешь добраться до края земли и вернуться обратно. Хочешь восстать против своих родителей? Ну что ж, твой отец – бог, посмотрим, что из этого получится». «Это в буквальном смысле классика, – продолжает продюсер Бейзил Айваник. – Это жизнь и смерть, предательство и отвага … людей, чудовищ и богов. Моей задачей было дать людям те же ощущения, что я испытал еще ребенком, но с использованием современных технологий». Для помощи в достижении цели «Битве титанов» было добавлено еще одно измерение – 3D. Оно идеально совпало с видением создателей фильма.Согласно мифологии «Битвы титанов», люди были созданы богами, за это молитвы смертных дают им силу и бессмертие. И именно благодаря вере людей боги могут ими править. «Это по сути политика кнута и пряника, – объясняет Летеррье, – но получилось слишком много «хлыстов» и слишком мало «пряников». И люди начинают восставать, возникает сопротивление. Люди и боги нуждаются друг в друге, но в то же время не хотят идти на компромисс».Герой фильма, Персей, только что потерявший единственную семью, которую он когда-либо знал, разрывается между двумя мирами: миром людей, где его воспитали, и миром богов, к которому, по мнению многих, он принадлежит. Сэм Уортингтон играет полубога, который очень не хочет не только использовать, но даже признавать способности, данные ему от рождения как сыну Зевса. «Актер, исполняющий роль Персея, должен обладать редкой комбинацией черт: быть сильным и внешне, и внутренне, – утверждает Летеррье. – Сэм – один из самых «взрывных» (в положительном смысле этого слова) актеров, которых я знаю, но для меня важнее то, что он хотел сказать посредством своего героя. Он дал нам сильного, решительного, но неоднозначного Персея, что совпало с моим видением персонажа».«Когда мы впервые встречаем Персея, он – простой рыбак, живущий обычной жизнью, – отмечает Уортингтон. – Но обстоятельства вынуждают его встать на путь отмщения за гибель семьи от рук богов. Помимо эпической сущности фильма меня в нем особенно привлекла идея семейственности – отцов, пытающихся узнать своих сыновей, сыновей, желающих понять, почему отцы не любят их или отказываются от них, а также всевозможных братьев, связанных друг с другом различными узами».Один из персонажей, которому совершенно не нравится независимость Персея, – его биологический отец и царь богов Зевс, который считает, что Персей не должен отказываться от его помощи, наоборот, он должен молить о ней. Привыкший к безусловной любви собственных творений – людей, – Зевс не знает, как быть с их ослабевающей верой и зарождающимся сопротивлением. Запутывает ситуацию и то, что брат Зевса Аид, повелитель подземного царства, давит на него, прося позволить ему уладить ситуацию своими методами. Выдающийся актер Лайам Нисон, исполнивший роль оказавшегося в непростом положении Зевса, объясняет суть их конфликтных отношений: «Много веков назад Зевс, Аид и их брат Посейдон силой отобрали власть над вселенной у своих родителей, Титанов, – говорит Нисон. – Зевс стал править небесным царством, Посейдон – морским, а обманутому Аиду досталось подземное. И теперь Аид жаждет отомстить, обманом разжигая войну между Зевсом и людьми. Поддавшись на уговоры брата, Зевс думает, что, может быть, Аид в чем-то прав… может быть действительно пора преподать человечеству урок». «Лайам прекрасно подходит на эту роль, – говорит продюсер фильма Айваник. – Он крупный, сильный, у него отличный командный голос, при этом у него очень приятное лицо и эмоциональные глаза. Зевс, которого мы хотели показать, конечно, великий царь богов, но он также чувствует боль, отверженность, непонимание, он размяк. Лайам – обладатель впечатляющей импозантной внешности, но он может сыграть мягкость, изобразив ее на лице».Играя на боли брата от потери преданности смертных, Аид убеждает Зевса вселить страх в сердца людей, говоря, что он вернет их молитвы вместе с властью богов над ними. Но на самом деле сильнее людской страх делает не Зевса, а Аида. Знаменитый Ральф Файнс играет хитроумного правителя подземного мира, стремящегося занять по праву принадлежащее ему место на небесах. «Ральфа не назовешь человеком, подавляющим физически, – говорит Айваник, – но у него есть потрясающая способность передавать огромное напряжение, ярость и силу. Он хотел перенести этого невероятно пугающего, уникального героя на экран, и ему это удалось». Продюсер также акцентирует внимание на реальной дружбе Файнса и Нисона, которая лишь добавила изюминку происходящему на экране. «Боги находятся в чрезвычайном положении, – говорит Файнс. – Аид приходит на Олимп, в огромный мраморный зал высоко в облаках, и видит, чего он столь долго был лишен, пребывая внизу вместе с проклятыми и умершими. А ведь он вовсе не бог сострадания. Он был предан Зевсом и думает, что, наконец, пришло его время. Поэтому он появляется в Аргосе и демонстрирует свою ярость и силу. Он требует жертву, что, в конце концов, и стало причиной путешествия Персея».Жертва, которую требует Аид, действительно велика – жизнь царевны Аргоса, Андромеды, которая должна быть скормлена чудовищному порождению Аида, Кракену, в момент затмения солнца. Роль обреченной исполнила Алекса Давалос, сыграв добрую и щедрую молодую женщину, которая готова отдать свою жизнь ради спасения жителей Аргоса. «Андромеда определенно упрямая и непокорная, – говорит Давалос. – Но в ней есть и ранимость. Она противостоит истории и традициям своей семьи, кует собственную судьбу; она действительно тесно связана с народом в отличие от своих родителей». Несмотря на готовность Андромеды пожертвовать жизнью, Персей не собирается позволять ей это делать, сдавшись без боя, что становится побудительным мотивом его героической миссии.Персея в пути сопровождает прекрасный ангел-хранитель – самой судьбой связанная с ним Ио. Джемма Артертон сыграла таинственную спутницу – не богиню и не смертную, – прикрывающую спину героя. Как и многие другие члены съемочной группы, Артертон была большой поклонницей старого фильма. «Я смотрела его раз пятьдесят, когда была ребенком, поэтому, когда узнала, что у меня будет роль в новой версии, я была на седьмом небе от счастья, – говорит она. – Я пыталась притвориться, что меня это не волнует, но тут же позвонила маме и сестре». По иронии судьбы героиня, которую она играет, отсутствовала в первом фильме: «Это было даже еще более волнующе, потому что я не просто участвую в ремейке, но создаю что-то новое, мне незнакомое».Летеррье обращает внимание на контраст между двумя женщинами в истории Персея: «Для меня они представляют два мира, между которыми разрывается герой: людей, где он был воспитан, и богов, которому он принадлежит, – и он должен будет сделать выбор». Режиссер был чрезвычайно доволен обеими: «Алекса и Джемма – прекрасные актрисы. Будучи принцессой, Алекса – очень земная и очень человечная, в то время как Джемма – будто бесплотная, с фарфоровой кожей, почти прозрачная, создается ощущение, что рука может пройти сквозь нее, если ты попытаешься дотронуться до ее лица».Если угроза жизни Андромеды подтолкнула Персея к путешествию, а Ио стала его духовной наставницей, то Драко, утративший вкус к жизни воин, первым взялся за меч и присоединился к герою. Он стал кем-то вроде учителя, пытающегося в пути дать упрямому полубогу наставления о сражениях на мечах и тактике ведения боя. Его роль исполнил Мэдс Миккелсен.Француз Летеррье вспоминает, как он спросил нескольких актеров в самом начале съемок, готовы ли они «терпеть грязь, усталость, жару, голод и боль в течение ближайших шести месяцев. Каждый ответил: «Да». И они жалели об этом каждый день!» – смеется режиссер.Кроме человеческих персонажей, мир «Битвы титанов» населен всевозможными мифическими существами – от крылатого Пегаса и смертоносной Медузы до гигантских скорпионов и, главное, чудовищного Кракена. Создание этих персонажей предполагало использование как специальных, так и визуальных эффектов. Супервайзер визуальных эффектов Ник Дейвис отмечает: «Мы работали и с Олимпом, и с Аидом, т.е. имели дело и с небесным, и с подземным царствами, у нас были боги и монстры – эти фантастические аспекты были неотъемлемой частью нашего повествования. Но в то же время мы стремились добиться ощущения фотореалистичности. Мы хотели, чтобы люди поверили, что лошадь летает, а гарпии настоящие – в рамках той реальности, которую мы создали для фильма».Команда, возглавляемая супервайзером по спецэффектам и аниматронике Нилом Корболдом, который, будучи подростком, работал над первым фильмом, построила полноразмерную модель скорпиона семь на девять метров величиной. «Сотрудничество между нами и командой визуальных эффектов при постройке этой конструкции было очень тесным, – говорит Корболд. – Ник разработал дизайн фантастического 3D скорпиона, который мы использовали при постройке модели». Контроль над конструкцией осуществлялся при помощи пульта дистанционного управления. Даже просто перевезти их на место было невероятно сложной задачей, ведь съемки проходили в национальном парке Тенерифе – Тайде, близ третьего по высоте вулкана в мире, где существуют строгие правила поведения. Съемочная группа не могла использовать автомобили для доставки грузов вверх на съемочную площадку. Это значило, что приходилось поднимать огромных скорпионов так далеко, как возможно на машинах, а затем разбирать и нести вручную. Модель и оборудование простояли на возвышенности четыре дня. И съемочная группа каждую ночь боялась, что их оттуда сдует.Команда Дейвиса использовала сочетание технологий CGI и motion capture, чтобы «оживить» Медузу, Кракена, гарпий, Пегаса и других. В отличие от своих предшественниц у Медузы в этом фильме не только голова увенчана змеями, но и тело получеловеческое-полузмеиное, и она охотится на незваных гостей с помощью хитрости… и стали. Цифровые эффекты превратили российскую супермодель Наталью Водянову в горгону, взгляд которой действительно убивает.Наверное, наиболее важным мифическим созданием в этой истории был летающий конь, удивительное волшебное животное. «Пегас – спутник богов, ни один человек раньше не был его наездником, – говорит Летеррье. – Но сначала Пегас сражается с Персеем, что становится еще одной проверкой для нашего героя». «Главная проблема с летающей лошадью заключается в том, что лошади не летают, – говорит Дейвис. – Нам пришлось преодолевать множество проблем с аэродинамикой, чтобы все выглядело естественно».В дополнение к двум лошадям, «сыгравшим» Пегаса, съемочная группа также работала с четырьмя верблюдами, двухметровым двадцатикилограмовым бирманским питном-альбиносом, двумя молодыми быками и несколькими собаками. Под стать своему хозяину Зевсу, наверное, самым величественным из всего «зоопарка» был белоголовый орлан, который стал абсолютным фаворитом на съемочной плащадке, с ним фотографировались почти все актеры и члены съемочной группы.Разработка дизайна Кракена – страшного чудовища, угрожающего самому существованию Аргоса, – заняла приблизительно пять месяцев. «Кракен – это загадка, он – легенда, – говорит Летеррье, – поэтому мы не хотели так сразу раскрывать ее. Мы проделали потрясающую работу, разрабатывая это морское чудовище. Его чешуйки почти прозрачны, ведь оно не появлялось на солнце тысячи лет».В дополнение к мифическим существам команда спецэффектов регулярно принимала участие в создании и манипуляции природными стихиями, такими как ветер, вода, огонь и т.д. А учитывая расположение площадок в живописнейших уголках Земли – на Тенерифе, в Уэльсе и в Эфиопии, – команда по визуальным эффектам имела потрясающий «холст» для работы.«Более 800 человек в составе съемочной группы объехали полсвета, чтобы передать в фильме масштабность реального мира», – говорит Летеррье, комментируя очень разные, достаточно удаленные места съемок «Битвы титанов». Продюсер Кевин де ла Ной отмечает: «У Луи с самого начала было отчетливое видение картины. Он не хотел полностью уходить в царство цифровых технологий. Да, было очевидно, что у нас будут мифические персонажи, созданные в цифре, но мы хотели, чтобы мир, который они населяли, был настоящим настолько, насколько это вообще возможно».«Битву титанов» действительно снимали в разных частях света, включая места, которые редко до этого появлялись в фильмах. Например, Тенерифе из группы Канарских островов не видел масштабных съемок более четырех десятилетий. «В отличие от многих съемочных площадок, которые я часто видел в фильмах, – говорит Летеррье, –это было абсолютно ново: черная и белая лава, зеленые деревьям и причудливой формы облака. У меня было ощущение, что мы находимся над обыденным миром, там, где еще не ступала нога человека».Остров Тенерифе предоставил создателям фильма потрясающие пейзажи на выбор и уникальные возможности для натурных съемок. Де ла Ной добавляет: «Сцену, где огромная статуя Зевса падает в залив Аргоса, мы снимали с высоты более двух тысяч метров с вертолетов, зависших над вершиной вулкана. Это был первый случай полетов над ним».На Канарах съемки также проходили на островах Гран Канария и Лансароте. Продюсер назвал скалы Лос Гигантос «прямым попаданием» – идеальным местом для бухты Аргоса: «Это было именно то, к чему мы стремились, и вот, я мог потрогать, ощутить это. Это фантастика».Если говорить о Уэльсе, то там были отсняты несколько очень важных сцен, включая вход в Аид, сражение между Персеем и Калибосом и натурные съемки визита героев к Грийям. Лонгкросс – бывшая зона военных испытаний Британского правительства, а ныне киностудия – «приютила» город Аргос. «Для Аргоса мы, конечно, могли использовать исторические места с настоящими стенами, но, дело в том, что я хотел массовых разрушений, а лучший способ что-нибудь разрушить – сначала это построить, – говорит Летеррье. – Поэтому мы построили город площадью около 4000 квадратных метров, и я был в восторге, потому что мне предстояло его уничтожить. Знаете, это как ребенок с конструктором Лего… большим конструктором!»«Битва титанов» наполнена крупномасштабными эпическими сценами, для работы над постановкой многочисленных боев Летеррье обратился к постановщику трюков Полу Дженнингсу. «Он – потрясающий человек, – говорит режиссер. – Он собрал отличную команду и предлагает потрясающую боевую хореографию. Ты можешь ему сказать, что хочешь видеть технику боя на мечах, которую еще никто не видел, и он разработает ее для тебя». «Оружейная» составляющая «Битвы титанов» была очень обширной: около 1600 образцов вооружения, все созданные заново. Мечи были изготовлены из разных материалов, в зависимости от того, как их будут использовать в фильме: бронза – для крупных планов, алюминий – для облегчения веса, резина – для предотвращения травм и даже легко крошащийся пенопласт.Обсуждая костюмы для «Битвы титанов», Летеррье сказал художнику по костюмам Линди Хемминг, что он заинтересован в том, чтобы вид Персея и сопровождающих его воинов из Аргоса отражал их выносливость и силу, чтобы их конечности, особенно ноги, не были чересчур обнажены. «Все снаряжение, как металлическое, так и кожаное, я старалась сделать так, чтобы оно выглядело старым, использованным во многих предшествующих этой истории войнах, и когда мы отливали доспехи, мы стремились, чтобы на формах были вмятины и царапины от ударов мечом» – говорит Хемминг.Решая, как должны выглядеть Олимпийцы, Летеррье был однозначно уверен, что он не хочет видеть богов и богинь в тогах. Хемминг вспоминает, что «режиссер хотел одеть их в доспехи, ведь они на войне, и они сражаются с людьми на земле. При этом бог должен был выглядеть сверхчеловеком».Один из любимых образов Летеррье Хемминг создала для Аида. «Аид носит доспехи с тех пор, как его сослали в подземный мир, – отмечает режиссер. – Но железо изъедено коррозией и покрыто серой, доспехи разваливаются на части, но он все равно их носит. Из его плаща слышны крики тысяч загубленных душ. Он сделан из чистого дыма, пыли, боли и крови». «Битва титанов» – это перенесение греческой мифологии в 2010 год, – утверждает режиссер. – Это грандиозный приключенческий фильм, фильм о семейных ценностях и преданности, верности и судьбе. Он поражает масштабом, ведь мир греческой мифологии огромен. Чудовища – громаднейшие из всех, что вы когда-либо видели, и их не два и не три, а двенадцать различных видов. Это новый мир, мир, который был нам неведом, и я думаю, он произведет на зрителей незабываемое впечатление».
Отзывы