« - Херово воюешь, рядовой Жилин…» (с)
Начавшаяся в середине 90 – ых годов боевая операция по наведению «конституционного порядка» на территории Чечни, как известно ознаменовалась кровавым и совершенно бессмысленным штурмом Грозного – который полностью провалившись дискредитировал российскую армию ( и без того переживающую не самые лучшие времена ), в итоге вылилась в затянувшуюся на годы войну. Гораздо более жестокую и суровую, нежели предшествовавшая Афганская, потому как кровь лилась теперь фактически дома, поставив страну на грань распада по Югославскому образу. Вновь горы гордого Кавказа услышали звуки выстрелов, а местное население – даже гражданское, вынужденно было вести новую войну. Прекрасно помню все эти мрачные репортажи из Чечни, сводки новостей по радио, сообщающие о наших потерях, плачущих матерей – чьи сыновья были посланы неблагодарной родиной на убой, а так же хронику с места боевых действий и заснятых искалеченных мальчишек – солдат…
Снявший на тот момент несколько более – менее замеченных широким зрителем картин, кинорежиссёр Сергей Бодров, решил обратится к актуальной и будоражащей всех теме чеченской войны. Не побоюсь соврать, сказав, что до него ещё никто не работал с этим материалом. Были выпуски новостей и несколько документальных фильмов, но в формате большого художественного кино к чеченскому конфликту никто пока не прикасался. Разумеется, был большой багаж отснятого видео публицистом Александром Невзоровым – но его шокирующее и страшное как смерть «Чистилище» выйдет на экраны только через год. Ощущая себя первооткрывателем данной темы в российском кино, Сергей Бодров предпочёл не давать субъективную критику тех событий. Вместо этого, он представил ситуацию в Чечне вне политики, сделав главных героев – солдат федеральных войск оказавшимися на этой войне против собственной воли, а местных жителей – просто живущих в зоне военного конфликта. Дав чётко понять, что для всех находящихся и по ту и по эту сторону линии фронта – война не является благом, или личной вендеттой. Это не народная война и она по настоящему становится твоей, только при условии того, что ты сам оказываешься определённым образом с нею связан. Как мать рядового Вани Жилина – которой послали письмо с вестью о том, что её сын в плену и для обмена его на одного из боевиков, ей самой необходимо приехать в Чечню… А ещё, как истинный мастер, режиссёр не встаёт ни на чью сторону, вполне резонно считая, что у оказавшихся на этой войне людей – свой груз ответственности. У каждого, кто по своей воли или же в виду обстоятельств взял в руки оружие. Желая сделать возможно более глубокую картину, Бодров обратился к далёкому прошлому, взяв за сценарную основу своего фильма – классическую повесть Льва Толстого с одноимённым названием, что дало ему шанс поразмышлять вместе со зрителем о кавказской войне тогда и сейчас. По сути, сюжет написанный более ста лет назад оказался по прежнему современен, будучи перенесённым на экран с минимальными изменениями.
Во время обычного патрульного рейда в горах, боевики открывают огонь по БТРу с российскими бойцами. В завязавшейся перестрелки некоторые погибают, а двоих контузит – сочтя товарищей убитыми, остальные спешно уезжают. А тех двоих – одного прапорщика – контрактника, а второго – рядового – «срочника» - забирает к себе в аул старик Мурат. Он планирует обменять их на своего попавшего к русским в плен сына, для чего велит своим пленникам написать письма домой, что бы их родственники сами договаривались с местным комендантом об обмене. А пока они будут жить на правах заложников в его сарае – делая кое какую работу по хозяйству. За те пару недель, что проведут скованные одной цепью герои, они – не смотря на всю различность их характеров и образа жизни – станут настоящими боевыми друзьями. Давно некому не открывавший истинного лица – так же способный боятся и скрывающий свою душу за пошлыми шуточками и песенками – прапорщик Сашка по прозвищу «Слай», и молодой, толком не успевший ещё повидать жизни – рядовой Иван. Если неопытный и наивный мальчишка – Жилин верит в предстоящий обмен, то умудрённый боевым опытом Сашка – понимает, что в сложившейся ситуации они могут надеяться только на самих себя. Поэтому, улучив подходящий для авантюры момент, герои решаются на побег. Оказавшись одни и практически без оружия в глубоком тылу врага…
Сюжетно фильм во многом перекликается с повестью русского классика, правда в финале у Толстого оба пленника – и Жилин и Костылин остаются в живых, в отличие от современной интерпретации Бодрова. Но это всё детали, в главном и важном – повесть и кино совпадают. Тема любви на войне, когда человек стал обменным товаром, превратившись из цели в средство, и то, что война способна заставить человека сделать многое – предать, убить, искалечить, заставить ненавидеть… Но самое трудное, это полюбить человека, ощутить ценность его жизни – это пожалуй могут на войне лишь единицы… Делалась картина на частные капиталовложения, впоследствии была приобретена для рекламной раскрутки и мирового проката голливудскими студиями – пайщиками «МГМ» и «Орион». Имела лента Бодрова успех и у российского и у зарубежного зрителя, достаточно сказать, что «Кавказский Пленник» был номинирован на «Золотой Глобус» и премию «Оскар» - тем самым подтвердив пошатнувшуюся было после распада СССР репутацию отечественного кино. И хотя ни ту, не другую награды фильм Бодрова так и не получил – всё же он не прошёл бесследно для отечественного зрителя. Во многом это связанно и с именами игравших главные роли артистов. И если дебютант Сергей Бодров – мл. ( Жилин ) был на экране впервые, воспользовавшись фильмом своего отца в качестве трамплина к прославившему и сделавшего его культовой «звездой» «Брату», то для Олега Меньшикова ( Сашка ) – эта картина дала возможность предстать перед своими поклонникам в ином амплуа. Обычно исполняющий роли обходительных дворян или обладающих манерами аристократов – здесь же он сыграл крутого вояку, который при случае и в морду даст запросто, и за матерным словом в карман не полезет. Впрочем, нечто подобное он уже к тому моменту сыграл в картине Александра Хвана «Дюба – Дюба» ( фильм даже ездил в Канны ) – но на родине его практически не заметили. Получив за свою роль кучу всяких наград, этот талантливый и невероятно обаятельный артист добавил ещё один яркий образ к сыгранным им героям. Но будет неправильным не отметить так же и композитора Леонида Десятникова – написавшего пронзительную музыку к фильму. А так же, снимавшего фильм оператора – Павла Лебешева – так красиво запечатлевшего заснеженные горы Кавказа. Хорошо исполнили свои роли и дагестанские артисты Джамал Сихарулидзе ( Мурат ) и Сусанна Мехралиева ( его дочь Дина ). В общем – хорошее отечественное кино, достойное внимания зрителя.
8
,1
1996, Россия, Драмы
100 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
« - Херово воюешь, рядовой Жилин…» (с) Начавшаяся в середине 90 – ых годов боевая операция по наведению «конституционного порядка» на территории Чечни, как известно ознаменовалась кровавым и совершенно бессмысленным штурмом Грозного – который полностью провалившись дискредитировал российскую армию ( и без того переживающую не самые лучшие времена ), в итоге вылилась в затянувшуюся на годы войну. Гораздо более жестокую и суровую, нежели предшествовавшая Афганская, потому как кровь лилась теперь фактически дома, поставив страну на грань распада по Югославскому образу. Вновь горы гордого Кавказа услышали звуки выстрелов, а местное население – даже гражданское, вынужденно было вести новую войну. Прекрасно помню все эти мрачные репортажи из Чечни, сводки новостей по радио, сообщающие о наших потерях, плачущих матерей – чьи сыновья были посланы неблагодарной родиной на убой, а так же хронику с места боевых действий и заснятых искалеченных мальчишек – солдат… Снявший на тот момент несколько более – менее замеченных широким зрителем картин, кинорежиссёр Сергей Бодров, решил обратится к актуальной и будоражащей всех теме чеченской войны. Не побоюсь соврать, сказав, что до него ещё никто не работал с этим материалом. Были выпуски новостей и несколько документальных фильмов, но в формате большого художественного кино к чеченскому конфликту никто пока не прикасался. Разумеется, был большой багаж отснятого видео публицистом Александром Невзоровым – но его шокирующее и страшное как смерть «Чистилище» выйдет на экраны только через год. Ощущая себя первооткрывателем данной темы в российском кино, Сергей Бодров предпочёл не давать субъективную критику тех событий. Вместо этого, он представил ситуацию в Чечне вне политики, сделав главных героев – солдат федеральных войск оказавшимися на этой войне против собственной воли, а местных жителей – просто живущих в зоне военного конфликта. Дав чётко понять, что для всех находящихся и по ту и по эту сторону линии фронта – война не является благом, или личной вендеттой. Это не народная война и она по настоящему становится твоей, только при условии того, что ты сам оказываешься определённым образом с нею связан. Как мать рядового Вани Жилина – которой послали письмо с вестью о том, что её сын в плену и для обмена его на одного из боевиков, ей самой необходимо приехать в Чечню… А ещё, как истинный мастер, режиссёр не встаёт ни на чью сторону, вполне резонно считая, что у оказавшихся на этой войне людей – свой груз ответственности. У каждого, кто по своей воли или же в виду обстоятельств взял в руки оружие. Желая сделать возможно более глубокую картину, Бодров обратился к далёкому прошлому, взяв за сценарную основу своего фильма – классическую повесть Льва Толстого с одноимённым названием, что дало ему шанс поразмышлять вместе со зрителем о кавказской войне тогда и сейчас. По сути, сюжет написанный более ста лет назад оказался по прежнему современен, будучи перенесённым на экран с минимальными изменениями. Во время обычного патрульного рейда в горах, боевики открывают огонь по БТРу с российскими бойцами. В завязавшейся перестрелки некоторые погибают, а двоих контузит – сочтя товарищей убитыми, остальные спешно уезжают. А тех двоих – одного прапорщика – контрактника, а второго – рядового – «срочника» - забирает к себе в аул старик Мурат. Он планирует обменять их на своего попавшего к русским в плен сына, для чего велит своим пленникам написать письма домой, что бы их родственники сами договаривались с местным комендантом об обмене. А пока они будут жить на правах заложников в его сарае – делая кое какую работу по хозяйству. За те пару недель, что проведут скованные одной цепью герои, они – не смотря на всю различность их характеров и образа жизни – станут настоящими боевыми друзьями. Давно некому не открывавший истинного лица – так же способный боятся и скрывающий свою душу за пошлыми шуточками и песенками – прапорщик Сашка по прозвищу «Слай», и молодой, толком не успевший ещё повидать жизни – рядовой Иван. Если неопытный и наивный мальчишка – Жилин верит в предстоящий обмен, то умудрённый боевым опытом Сашка – понимает, что в сложившейся ситуации они могут надеяться только на самих себя. Поэтому, улучив подходящий для авантюры момент, герои решаются на побег. Оказавшись одни и практически без оружия в глубоком тылу врага… Сюжетно фильм во многом перекликается с повестью русского классика, правда в финале у Толстого оба пленника – и Жилин и Костылин остаются в живых, в отличие от современной интерпретации Бодрова. Но это всё детали, в главном и важном – повесть и кино совпадают. Тема любви на войне, когда человек стал обменным товаром, превратившись из цели в средство, и то, что война способна заставить человека сделать многое – предать, убить, искалечить, заставить ненавидеть… Но самое трудное, это полюбить человека, ощутить ценность его жизни – это пожалуй могут на войне лишь единицы… Делалась картина на частные капиталовложения, впоследствии была приобретена для рекламной раскрутки и мирового проката голливудскими студиями – пайщиками «МГМ» и «Орион». Имела лента Бодрова успех и у российского и у зарубежного зрителя, достаточно сказать, что «Кавказский Пленник» был номинирован на «Золотой Глобус» и премию «Оскар» - тем самым подтвердив пошатнувшуюся было после распада СССР репутацию отечественного кино. И хотя ни ту, не другую награды фильм Бодрова так и не получил – всё же он не прошёл бесследно для отечественного зрителя. Во многом это связанно и с именами игравших главные роли артистов. И если дебютант Сергей Бодров – мл. ( Жилин ) был на экране впервые, воспользовавшись фильмом своего отца в качестве трамплина к прославившему и сделавшего его культовой «звездой» «Брату», то для Олега Меньшикова ( Сашка ) – эта картина дала возможность предстать перед своими поклонникам в ином амплуа. Обычно исполняющий роли обходительных дворян или обладающих манерами аристократов – здесь же он сыграл крутого вояку, который при случае и в морду даст запросто, и за матерным словом в карман не полезет. Впрочем, нечто подобное он уже к тому моменту сыграл в картине Александра Хвана «Дюба – Дюба» ( фильм даже ездил в Канны ) – но на родине его практически не заметили. Получив за свою роль кучу всяких наград, этот талантливый и невероятно обаятельный артист добавил ещё один яркий образ к сыгранным им героям. Но будет неправильным не отметить так же и композитора Леонида Десятникова – написавшего пронзительную музыку к фильму. А так же, снимавшего фильм оператора – Павла Лебешева – так красиво запечатлевшего заснеженные горы Кавказа. Хорошо исполнили свои роли и дагестанские артисты Джамал Сихарулидзе ( Мурат ) и Сусанна Мехралиева ( его дочь Дина ). В общем – хорошее отечественное кино, достойное внимания зрителя.