Ларс фон Триер продолжает свою трилогию "дерессии", а скорее "конца света". Мы видели "Антихриста", где представлен весьма необычный взгляд на непонятное, но всем интересное существо, которое не только оказалось женщиной, но и женщиной несчастной, несущей проклятие еще от рождения, и ничего не могущей с этим поделать. Видели мы и "Меланхолию" - рассказ о конце света, приближение которого опять-таки знает только женщина, противопоставляющая неизбежности собственную волю . Надеяться можно только на себя, мир Бога как минимум безразличен к человеку, а к отдельным его представителям глубоко враждебен.
Почему Триер выбрал для размышлений о судьбах человечества тему Апокалипсиса? Мы предчувствуем какую-то глобальную культурную катастрофу, которая отбросит человечество в иную, небывало жесткую эпоху, по сравнению с которой Древний Рим и Средние века с их инквизицией покажутся курортом. (На нас надвигается эпоха Водолея с ее так называем счастьем непонятно для кого, по-видимому, для темных бесов, именующих себя добрыми экстрасенсами)
Третий фильм трилогии посвящен то ли истории Вавилонской блудницы, одного из персонажей Апокалипсиса, то ли истории некоей выбранной небесами жертвы, которая должна стать Вавилонской блудницей. По крайней мере то, что сцена в которой 12-летняя девочка, смотрящая в небо, вдруг испытывает оргазм и видит чудо: явление (не ангелов, нет!!!) а Мессалины и Вавилонской блудницы - и есть ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ЭПИЗОД ФИЛЬМА, то, что объясняет его суть. Девочке по каким-то неведомым причинам уготовили вполне определенное будущее - нимфоманки, причем нераскаивающейся нимфоманки - и явили знак. По причине отсутствия склонности к получению знаний героиня даже и не поняла, кого именно явили ей небеса, и только встреча с одиноким закопмлексованым ботаном открыла ей глаза. Очень хорошо и к месту сделано сопоставление с преображением Господиним на горе Фавор. Если там Христос теряет земное, и приобретает небесное, то девочка теряет небесное и приобретает земное. Ее интересы отныне сосредоточены только на себе, на чувственных удовольствиях.
Почему? Нам дают возможность построить предположение. У Джо есть подружка, которая научила ее играть в коварную игру "лягушку", и открыла тайны чувственности. Зерно было брошено в плодородную почву. Возможно, поэтому девочку и заметили «на том свете», нам этого не узнать. Подружка займется вплотную воспитанием Джо, прививая ей бесстыдство и презрение к тому, что молодые любительницы секса не только не стесняются считать развратом, но вызывающе противопоставляют традиционным ценностям - тут можно вспомнить крайности сексуальной революции.
Триер постоянно возвращает к тому, что секс можно использовать для уничтожения человека, причем внешне это будет выглядеть, как самоуничтожение. Поразительна сцена, где подружка уговаривает Джо к падению ЗА КУЛЕК ДЕШЕВЫХ КОНФЕТ, которые сама презрительно отказывается есть.
Встреча Джо и асексуала-ботана Селипмана символична. Встретились два противоположных мира - почти чистой чувственности и почти чистой духовности. Но они могут понять друг друга. И это понимание для Джо терапевтично. Она многое понимает в себе именно выговариваясь и выслушивая мнение не порицающее, а принимающее ее такой, какая она есть. Именно многознающий интеллектуал, тот, кто не порицает, потому что у него нет предвзятого мнения типа "если бог решил сделать из нее блудницу, значит все уже решено", тот, кто пытается разобраться в причинах, кто знает, что бывает всяко, бывает даже хуже, кто знает, что принявший решение может передумать, тот может быть настоящим духовным целителем.
Падение Джо после знамения становится стремительным. Подобно Марии Египетской она не считает секс греховным и относится к происходящему с ней очень легко. Кроме того, она очень естественна, отнюдь неглупа и даже, пожалуй, не без способностей.
Тем не менее, она мало-помалу начинает замечать, что в жизни ее не все гладко. Начинается очень длительный, очень извилистый путь к прозрению. Краеугольным камнем в этом пути была любовь к Джерому. Любовь мешает и делает все сложным, раздраженно замечает Джо в начале своей исповеди. Но любовь дает ей возможность хоть немного прозреть. Она замечает, что одинока. Секс заполняет жизнь, но не душу. Он не оставляет времени на иное. У Джо нет друзей.
Брак с Джеромом вырывает Джо из сексуальной трясины. Ребенок, любовь - казалось бы, все в прошлом. Но «тот свет», выбравший для Джо иную судьбу, снова корректирует судьбу женщины. Джо теряет способность к оргазму. Вот и ловушка для грешницы. Женщины, теряющие способность к оргазму, нередко ставят перед собой цель испытать оргазм любой ценой. Обретя любовь, Джо теряет оргазм, смысл ее прошлой жизни, и ей нужно сделать выбор. К сожалению, Джером поддержал выбор Джо в поисках оргазма. Для Джерома это был выбор любви - из любви к Джо он согласился делить ее с другими.
Символично, что в тот день, когда оргазм возвращается к Джо, она, по сути отказывается от ребенка и мужа, так как именно в это день должна обрести оргазм. Джером с сыном уходят от нее.
Оргазм вернулся, но жизнь пуста и бессмысленна.
Джо заявляет, что не хочет видеть сына, но исправно кладет ему на счет деньги. Ведь есть в этом противоречие? Джо просто стыдно перед сыном, и она говорит, что не хочет его видеть.
У нимфоманки твердый характер. Когда начальница заставляет ее пойти на курсы анонимного лечения от зависимостей, Джо бунтует. Она не может смириться с тем, что кто-то принял за нее решение - быть ей нимфоманкой или нет. Но внутри она презирает себя.
Ее новым занятием становится криминальный бизнес. И тут снова любовь спутала все карты. Молоденькая девушка, которую Джо прочит в преемницы в криминальном бизнесе, из чувства благодарности, влюбляется в Джо. Джо снова может оценить, что такое жизнь с любовью. Но по иронии судьбы девушка уходит от нее к Джерому.
Для Джо это крах, кража соломинки, за которую она пыталась ухватиться. Она решается на убийство. Может Бог не допустил, в конце концов он мог и передумать делать из Джо вавилонскую блудницу - выстрел не состоялся "по техническим причинам".
Выговорив всю свою незаладившуюся с двенадцати лет жизнь, Джо ясно осознала, что сексуальная зависимость разрушила и ее жизнь и жизнь людей, которым она была дорога. И она делает выбор - никогда больше, все упрямство, вся воля и хитрость пойдут на то, чтобы искоренить зависимость. Режиссер так выстраивает сцену, что безоговорочно веришь, что это произойдет.
Финал сделан так, как, вероятно, требовали от Фон Триера заказчики - после решительного намерения исправиться, героиня должна снова заняться сексом, чтобы показать, что нечего жалеть Вавилонскую блудницу - она неисправима. На самом деле финал фактически заставляет очень и очень сильно сомневаться в этом: принуждение может заставить любого делать то что не хочется.
8
,2
2013, Драмы
118 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Ларс фон Триер продолжает свою трилогию "дерессии", а скорее "конца света". Мы видели "Антихриста", где представлен весьма необычный взгляд на непонятное, но всем интересное существо, которое не только оказалось женщиной, но и женщиной несчастной, несущей проклятие еще от рождения, и ничего не могущей с этим поделать. Видели мы и "Меланхолию" - рассказ о конце света, приближение которого опять-таки знает только женщина, противопоставляющая неизбежности собственную волю . Надеяться можно только на себя, мир Бога как минимум безразличен к человеку, а к отдельным его представителям глубоко враждебен. Почему Триер выбрал для размышлений о судьбах человечества тему Апокалипсиса? Мы предчувствуем какую-то глобальную культурную катастрофу, которая отбросит человечество в иную, небывало жесткую эпоху, по сравнению с которой Древний Рим и Средние века с их инквизицией покажутся курортом. (На нас надвигается эпоха Водолея с ее так называем счастьем непонятно для кого, по-видимому, для темных бесов, именующих себя добрыми экстрасенсами) Третий фильм трилогии посвящен то ли истории Вавилонской блудницы, одного из персонажей Апокалипсиса, то ли истории некоей выбранной небесами жертвы, которая должна стать Вавилонской блудницей. По крайней мере то, что сцена в которой 12-летняя девочка, смотрящая в небо, вдруг испытывает оргазм и видит чудо: явление (не ангелов, нет!!!) а Мессалины и Вавилонской блудницы - и есть ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ЭПИЗОД ФИЛЬМА, то, что объясняет его суть. Девочке по каким-то неведомым причинам уготовили вполне определенное будущее - нимфоманки, причем нераскаивающейся нимфоманки - и явили знак. По причине отсутствия склонности к получению знаний героиня даже и не поняла, кого именно явили ей небеса, и только встреча с одиноким закопмлексованым ботаном открыла ей глаза. Очень хорошо и к месту сделано сопоставление с преображением Господиним на горе Фавор. Если там Христос теряет земное, и приобретает небесное, то девочка теряет небесное и приобретает земное. Ее интересы отныне сосредоточены только на себе, на чувственных удовольствиях. Почему? Нам дают возможность построить предположение. У Джо есть подружка, которая научила ее играть в коварную игру "лягушку", и открыла тайны чувственности. Зерно было брошено в плодородную почву. Возможно, поэтому девочку и заметили «на том свете», нам этого не узнать. Подружка займется вплотную воспитанием Джо, прививая ей бесстыдство и презрение к тому, что молодые любительницы секса не только не стесняются считать развратом, но вызывающе противопоставляют традиционным ценностям - тут можно вспомнить крайности сексуальной революции. Триер постоянно возвращает к тому, что секс можно использовать для уничтожения человека, причем внешне это будет выглядеть, как самоуничтожение. Поразительна сцена, где подружка уговаривает Джо к падению ЗА КУЛЕК ДЕШЕВЫХ КОНФЕТ, которые сама презрительно отказывается есть. Встреча Джо и асексуала-ботана Селипмана символична. Встретились два противоположных мира - почти чистой чувственности и почти чистой духовности. Но они могут понять друг друга. И это понимание для Джо терапевтично. Она многое понимает в себе именно выговариваясь и выслушивая мнение не порицающее, а принимающее ее такой, какая она есть. Именно многознающий интеллектуал, тот, кто не порицает, потому что у него нет предвзятого мнения типа "если бог решил сделать из нее блудницу, значит все уже решено", тот, кто пытается разобраться в причинах, кто знает, что бывает всяко, бывает даже хуже, кто знает, что принявший решение может передумать, тот может быть настоящим духовным целителем. Падение Джо после знамения становится стремительным. Подобно Марии Египетской она не считает секс греховным и относится к происходящему с ней очень легко. Кроме того, она очень естественна, отнюдь неглупа и даже, пожалуй, не без способностей. Тем не менее, она мало-помалу начинает замечать, что в жизни ее не все гладко. Начинается очень длительный, очень извилистый путь к прозрению. Краеугольным камнем в этом пути была любовь к Джерому. Любовь мешает и делает все сложным, раздраженно замечает Джо в начале своей исповеди. Но любовь дает ей возможность хоть немного прозреть. Она замечает, что одинока. Секс заполняет жизнь, но не душу. Он не оставляет времени на иное. У Джо нет друзей. Брак с Джеромом вырывает Джо из сексуальной трясины. Ребенок, любовь - казалось бы, все в прошлом. Но «тот свет», выбравший для Джо иную судьбу, снова корректирует судьбу женщины. Джо теряет способность к оргазму. Вот и ловушка для грешницы. Женщины, теряющие способность к оргазму, нередко ставят перед собой цель испытать оргазм любой ценой. Обретя любовь, Джо теряет оргазм, смысл ее прошлой жизни, и ей нужно сделать выбор. К сожалению, Джером поддержал выбор Джо в поисках оргазма. Для Джерома это был выбор любви - из любви к Джо он согласился делить ее с другими. Символично, что в тот день, когда оргазм возвращается к Джо, она, по сути отказывается от ребенка и мужа, так как именно в это день должна обрести оргазм. Джером с сыном уходят от нее. Оргазм вернулся, но жизнь пуста и бессмысленна. Джо заявляет, что не хочет видеть сына, но исправно кладет ему на счет деньги. Ведь есть в этом противоречие? Джо просто стыдно перед сыном, и она говорит, что не хочет его видеть. У нимфоманки твердый характер. Когда начальница заставляет ее пойти на курсы анонимного лечения от зависимостей, Джо бунтует. Она не может смириться с тем, что кто-то принял за нее решение - быть ей нимфоманкой или нет. Но внутри она презирает себя. Ее новым занятием становится криминальный бизнес. И тут снова любовь спутала все карты. Молоденькая девушка, которую Джо прочит в преемницы в криминальном бизнесе, из чувства благодарности, влюбляется в Джо. Джо снова может оценить, что такое жизнь с любовью. Но по иронии судьбы девушка уходит от нее к Джерому. Для Джо это крах, кража соломинки, за которую она пыталась ухватиться. Она решается на убийство. Может Бог не допустил, в конце концов он мог и передумать делать из Джо вавилонскую блудницу - выстрел не состоялся "по техническим причинам". Выговорив всю свою незаладившуюся с двенадцати лет жизнь, Джо ясно осознала, что сексуальная зависимость разрушила и ее жизнь и жизнь людей, которым она была дорога. И она делает выбор - никогда больше, все упрямство, вся воля и хитрость пойдут на то, чтобы искоренить зависимость. Режиссер так выстраивает сцену, что безоговорочно веришь, что это произойдет. Финал сделан так, как, вероятно, требовали от Фон Триера заказчики - после решительного намерения исправиться, героиня должна снова заняться сексом, чтобы показать, что нечего жалеть Вавилонскую блудницу - она неисправима. На самом деле финал фактически заставляет очень и очень сильно сомневаться в этом: принуждение может заставить любого делать то что не хочется.