«Сырой» сценарий картины вручили Александру Пэйну ещё осенью 2002 года. Режиссёр согласился снять ленту, но так как он был занят другими работами, к «Небраске» он приступил только в 2010.Изначально Вуди Гранта должен был играть Джин Хэкмен, но он закончил свою актёрскую карьеру весной 2004 года и больше не захотел возвращаться в кинематограф. Затем на эту роль просматривали Роберта де Ниро, Роберта Дюваля, Джека Николсона, Роберта Форстера и Брюса Дерна – Пэйн решил остановиться на последнем артисте.Бюджет картины составил 12 миллионов долларов.Киноленту снимали на чёрно-белую плёнку, хотя Paramount Pictures хотел видеть цветной вариант. Съёмки проходили на территории Баффало, Биллингса, Рапид-Сити и Небраски, а сам процесс занял всего лишь 35 дней в конце 2012.Сына главного героя Дэвида хотели исполнять Мэттью Модэйн, Брайан Кренстон, Пол Рэдд, Кейси Аффлэк и Уилльям Форте. Из этого немаленького списка режиссёр выбрал последнего актёра.Кинолента стала обладателем 10 главных наград: Каннского (главная роль), Стокгольмского (ФИПРЕССИ), Роттердамского (зрительские симпатии) кинофестивалей, Американский институт киноискусства (10-ка киноработ), Национальное общество кинокритиков США (мужская роль 1-го и 2-го плана, попадание в список десятки лучших фильмов), премия «Независимого духа» (сценарий и 5 номинаций), Спутник-2014 (женский персонаж, самый оптимальный состав артистов).Мировые кассовые сборы составили 34 миллиона долларов (17.65 – США).Картина стала четвёртой по счёту, которую Александр Пэйн снял в Небраске. До этого он работал над «Гражданкой Рут» (1996), «Выскочкой» (1999) и «Шмидтом» (2002).В самом начале и конце фильма показывается логотип киностудии «Paramount Pictures» образца 50-60-х годов ХХ столетия.Александра Пэйна часто называют «актерским режиссером», потому что он позволяет актерам на площадке целиком и полностью раскрыть свои способности, в особенности в комичных, трагичных и трогательных сценах. Пэйн понимал, что чувственная, эмоциональная история фильма НЕБРАСКА зацепит зрителей только если актеры будут предельно и даже рискованно откровенны. «Александр – один из тех режиссеров, кто говорит: «Валяй, рискуй! Я тебя догоню», – говорит Брюс Дерн. – Он не хочет, чтобы актеры были предельно вежливы и политкорректны – он хочет, чтобы персонажи были нормальными живыми людьми. Он создает такую атмосферу на площадке, что ты сам поневоле раскрываешь свое сердце, выплескиваешь все эмоции и делаешь это естественно и просто».Практически никто не сомневался в том, что Пэйн расскажет историю Грантов в своем уникальном стиле. «Смотря фильмы Александра, понимаешь, что ни один другой режиссер так бы картину не снял, – отмечает продюсер Альберт Бергер. – Он нашел неподражаемый способ раскрывать человеческие характеры со всеми достоинствами и недостатками. Он не гнушается показывать моменты, в которые люди ведут себя неподобающе, если это важно для описания персонажа. Каждый из нас без труда может узнать себя в этих героях».Яркие персонажи появлялись отчасти в ходе работы Пэйна с актерами. Он буквально вел их в неизведанную для многих территорию предельно реалистичной актерской игры. «Он напоминал мне Престона Стерджеса и Фрэнка Капру, – говорит Дерн. – Он хотел понять почему, как и когда люди поступают так, а когда – иначе. Он был буквально одержим человеческим поведением, и это отражалось в его стиле режиссуры».Партнер Дерна по съемкам Стейси Кич отмечает два аспекта, которые выгодно выделяют Пэйна из сонма режиссеров: «Александр уделяет невообразимое внимание мелочам и по-настоящему понимает специфику актерской профессии. Он знаком с актерской игрой не понаслышке и понимает, через что нам приходится пройти. Он знает, на что каждый из актеров способен, с учетом того, что в одной и той же сцене приходится показывать множество разных эмоций и раскрывать массу черт характера. Это осознание всех нас воодушевляло».«Работа с Александром стала для меня бесценным опытом, – добавляет Уилл Форте. – С технической точки зрения он – настоящий волшебник. Но, кроме того, он очень многому меня научил за время съемок. Я узнал, как создается камерная семейная атмосфера; как работать с людьми так, чтобы они выкладывались на все 100%. Увидев, как работает Александр, я искренне отказываюсь понимать, почему остальные режиссеры не работают так же. Он помог мне забыть о том, что я – это я. Я не играл Дэвида, я стал Дэвидом».Исполнительный продюсер Джордж Парра работал с Пэйном начиная с фильма "Выскочка" 1999 года. Парра выступал помощником режиссера на съемках фильма. Он, как и все прочие, был немало впечатлен стилем работы Пэйна и признается, что немножко побаивается того, как зрители встретят созданных Александром невероятных персонажей. «Зрители ждут его фильмы, потому что Александру удается ухватить жизненные комедийные и трагичные моменты, – говорит Парра. – Его комедии драматичны, и наоборот. Не так много в мире режиссеров, которым удается сочетать это буквально в каждой картине».Эта роль была не похожа ни на одну другую из тех, которые Дерн сыграл за время работы перед камерой. Актер особенно благодарен Пэйну за то, что тот попросил его отойти на время от привычного образа и попробовать свои силы в ином направлении. «Мне кажется, это было похоже на то, как Александр работал с Николсоном на съемках фильма "О Шмидте", – рассуждает Дерн. – Много лет режиссеры мне твердили: «Просто будь Дерном! Давай, покажи нам класс!» Джек точно такой же, как и я. Он не хочет быть одним и тем же Джеком из фильма в фильм. Как я не хочу быть одним и тем же Дерном. Александр предоставил мне такую возможность и даже требовал этого от меня. Он хотел видеть черты характера, которыми бы я мог наделить Вуди, а не наоборот. Я не мог отказаться от такого шанса». «Играя роль Вуди, я смог сделать что-то, чего никогда не делал ранее, – продолжает актер. – Он – не злобный бунтарь и не отъявленный головорез. В нем не было всего того, что было у остальных сыгранных мною героев. Он – обычный старик, который живет своей жизнью и не хочет что-то в ней менять. В какой-то степень он представляет собой памятник всем те, кто создавал Америку такой, какую мы ее знаем сегодня».Подбирая актеров на роли в фильме, Пэйн был заинтересован только в одном: аутентичности. Именно по этому критерию Брюс Дерн получил роль Вуди Гранта. Актер идеально подошел под описанный в сценарии образ, несмотря на то, что большую часть своей карьеры посвятил ролям грубиянов и злодеев. За шесть десятков лет он успел сыграть во множестве картин. Дерн был номинирован на премию «Оскар»® за роль в фильме "Возвращение домой", но ни разу ему не доводилось играть главную роль… пока ему не предложили роль Вуди. Взявшись за эту работу, актер смог войти в образ обычного человека. Роль принесла ему самые радушные отзывы критиков и премию в номинации «лучший актер» на Каннском кинофестивале в 2013 году, где состоялась премьера фильма.С той минуты, как была анонсирована роль Вуди Гранта, начались активные споры о том, как Дерн сыграет эту роль. «Брюс был первым, кого Александр прочил на эту роль, – вспоминает Бергер. – Однако он перебрал еще добрую сотню актеров, прежде чем убедился в том, что именно Брюс должен играть роль Вуди Гранта». Убедившись в очевидном, Пэйн уже не оглядывался. Он видел, с каким удовольствием Дерн вживается в новый образ, и целиком полагался на опытность актера. «Я полностью доверился Брюсу в плане работы над ролью, – вспоминает Пэйн. – Он сказал, что представляет Вуди стариком, который выпадает из жизни на 20 минут каждый час».В характере Вуди сочетаются растерянность и здравомыслие, брюзжание и надежда. Сыграть столь неоднозначного героя правдоподобно было довольно непросто. Однако Дерну удалось соблюсти баланс во всем. «Это была невероятно трудная роль, – отмечает продюсер Рон Йеркса. – Брюс постоянно балансировал на лезвие ножа между подавленностью и эмоциональностью, между ворчливостью и симпатичностью, между гротеском и естеством. Он столько раз мог свалиться с этого «каната» и разбиться вдребезги, но всякий раз ухитрялся сохранять равновесие».Дерн заслужил себе статус актера, не признающего правил. Его карьера начиналась ролей малоприятных антагонистов. Актерское мастерство он оттачивал под контролем двух гениев режиссуры – в мелодраме Элиа Казана "Дикая река" (1960) и в остросюжетной мелодраме Альфреда Хичкока "Марни" (1964). После этого он снялся в нескольких фильмах, которые определили дальнейшее развитие американского кинематографа. Он стрелял в Джона Уэйна в вестерне КОВБОИ; сыграл брата Джека Николсона в криминальной драме Боба Рейфелсона "Садовый король"; вжился в образ космического героя в фантастическом приключенческом фильме Дугласа Трамбалла "Молчаливое бегство"; снялся в роли спонсора конкурса красоты в комедии "Улыбка"; и примерил форму солдата, вернувшегося с войны во Вьетнаме, в мелодраме Хэла Эшби "Возвращение домой".Дерн приобрел популярность, играя отрицательных персонажей – по большей части злодеев и преступников. Недавно он исполнил роль жестокого рабовладельца в фильме "Джанго оссвобожденный". Кроме того, Дерн состоялся в амплуа отъявленных бунтарей. Однако самую лучшую и, пожалуй, самую запоминающуюся роль в своей карьере он получил, лишь достигнув 76 лет.Дерн описывает Вуди, как человека, который пытается поверить в то, что ему, наконец, повезло. «Вуди бросил мечтать много лет назад, – рассказывает о своем герое актер. – Однако он намерен уйти из жизни так, как ему заблагорассудится. Возможно он уже не совсем в себе. Но это не мешает ему свято верить в то, что он получит свой миллион долларов. Быть может первый раз в жизни он чего-то страстно захотел и не собирается сдаваться, не попробовав это что-то получить». Дерн также смог исследовать тему отцовства со всеми изъянами, непониманиями и прочими неловкостями, свойственными отношениям отцов и детей в реальной жизни. «Наши отношения с отцом никогда не клеились, – признается Дерн. – Но к финалу фильма я почувствовал, что Александр несколько компенсировал это упущение».Пэйн считает, что Дерн идеально сыграл все противоречия, разрывающие его героя. «У него получалось быть раздражительным и обаятельным одновременно, – говорит режиссер. – Я особенно признателен Брюсу за то, что он доверился мне, это – феноменальный дар, который ценит в актере любой режиссер. Он готов был пробовать все, что угодно. Однажды мы снимали сцену в машине, и единственной моей директивой была: «Пожалуйста, стань жалкой, скомканной массой». И он сыграл именно так, как было нужно».Впервые Дерн встретился с Пэйном на съемочной площадке дебютного фильма режиссера "Гражданка Рут", в котором снялась его дочь Лора Дерн. «За всю мою карьеру мне не предлагали лучшей роли, – признается Брюс Дерн. – А, кроме того, никогда мне не доводилось работать с таким душевным режиссером. Я работал со многими гениями – Казан, Хичкок, Трамбалл, Коппола и Тарантино. Александр Пэйн займет достойное место в этом списке. Любой актер хочет, чтобы режиссер гарантированно взял на себя ответственность за его риск, а Александр не только с радостью шел на это, но и всячески приободрял всех нас, ведя от сцены к сцене. Он никогда не давил на нас, но всегда готов был поддержать».«Каждый Божий день, что мы отработали с Александром, лично я чувствовал, что происходит нечто такое, чего раньше никогда со мной не случалось, – продолжает актер. – В каждый из этих дней он ухитрялся создавать бурю в стакане воды».Следуя своей методе, Пэйн начал работать с Дерном на самых ранних стадиях подготовительного периода. «За много недель до начала съемок мы проводили очень много времени вместе и разговаривали обо всем, кроме фильма, – рассказывает режиссер. - Так что к тому времени, как съемки начались, мы отлично понимали друг друга и работали очень слаженно». Сценарист Боб Нельсон был поражен тем, как Дерн внедряет в свою актерскую игру эмоции и моменты, пережитые в реальной жизни. Особенно его впечатлила сцена, в которой Дэвид застает Вуди, когда тот ищет свою вставную челюсть на железнодорожных путях. «Этой сценой Брюс показывает, что у Вуди случаются проблески здравомыслия, – говорит Нельсон. – Наверняка сказать трудно, но ты понимаешь, что какая-то искорка у него в голове проскальзывает. У него случаются моменты абсолютного просветления, и какая-то часть его пытается реабилитироваться». Коллеги и члены съемочной группы не могли не оценить то, насколько глубоко вжился Дерн в образ своего героя. «Работать с Брюсом приятно по многим причинам, – говорит Уилл Форте. – На профессиональном уровне он, словно, каждый день дает мастер-класс в актерской школе. Я многому у него научился и наслушался невероятных историй об Альфреде Хичкоке, Джоне Уэйне и Джеке Николсоне. Кроме того, он очень милый человек с отличным чувством юмора. Иногда он бывает наигранно своенравным, но на самом деле он большой добряк».«Я считаю, что Брюс создал один из самых запоминающихся комических образов на экране, – говорит Боб Боб Оденкерк. – За ним невероятно интересно наблюдать, когда он работает на камеру». Стейси Кич добавляет: «В свое время Джек Николсон сыграл одну из своих величайших ролей в фильме Александра Пэйна. Теперь подобную по значимости роль сыграл Брюс». Альберт Бергер резюмирует мнения актеров: «Брюс сыграл роль, ставшей вишенкой на верхушке его карьерного торта, который он создавал многие годы. В роли Вуди он удивительно непредсказуем. Он приходил на площадку полностью подготовленным. Он ухитрялся одновременно передавать множество настроений Вуди: потерянность, злость, детская непосредственность. Александр хотел, чтобы все эти эмоции сочетались в одном персонаже, а Брюс не только сыграл их, но насытил эти эмоции цветом и объемом».Едва приступив к работе над фильмом, Александр Пэйн решил снимать картину в черно-белом цвете. Он знал, что очень рискует, но именно такой он видел эту историю. «Визуальный стиль стал моим окошком, через которое я наблюдал за фильмом, – объясняет он. – Черно-белая гамма стала, как мне кажется, правильным выбором для этой картины. Такой я видел ее, когда читал сценарий. Такой представлял, когда планировал разные сцены. Мне всегда хотелось снять черно-белый фильм. Это удивительный формат. А современная, в чем-то аскетичная история опиралась на суровый, простой и конкретный черно-белый визуальный стиль, делая акцент на жизни людей, описываемые в сценарии».Все, кто, так или иначе, был вовлечен в процесс работы над фильмом, были заинтригованы идеей режиссера, несмотря на бытующее мнение о том, что черно-белый формат является отнюдь не популярным в современном кинематографе. «Александр всегда славился своим нестандартным подходом к съемкам, но черно-белый цвет сделал фильм поистине фантастическим, – считает Бергер. – Александр и оператор фильма Фидон Папамайкл использовали черно-белую гамму и широкоформатный объектив на пользу истории. Я вспомнил работы Джона Форда и "Последний киносеанс" Питера Богдановича – картины, которые заложили традиции американского киноповествования в черном и белом цветах. Фидон – потрясающий оператор. Мы без колебаний доверили ему столь непростую задачу». «У Фидона есть невероятная способность – находить красоту в повседневном и обыденном, – добавляет Рон Йеркса. – Этот фильм заставит зрителей вспомнить кинокартины о Среднем Западе. Он напомнит о том, в чем заключается квинтэссенция американского образа жизни в ненавязчивой и атмосферной форме».Кроме всего прочего черно-белая гамма вынуждала кинематографистов быть еще более внимательными. «Каждый кадр скрупулезно планировался, чтобы создать идеальный черно-белый мир, – отмечает Джордж Парра. – Александр и Фидон всегда ратовали за безупречную картинку. Мы не так много сцен снимали с грана и на стэдикам, так что визуально фильм очень напоминает стиль повествования Билли Уайлдера».Актеры также поддержали начинания Пэйна. «Фильм просто создан для черно-белой гаммы, поскольку это позволяет сфокусировать внимание на человеческих эмоциях и поведении героев, – считает Стейси Кич. – Ничто не отвлекает от главного».Папамайкл ранее работал с Пэйном на съемках фильмов "На обочине" и "Потомки". По словам оператора, режиссер говорил о намерении снять черно-белый фильм с самого начала работы. «Именно таким Александр его себе и представлял, – говорит Папамайкл. Несмотря на то, что было несколько жарких споров относительно этого вопроса, он настаивал на том, чтобы снимать именно черно-белый фильм».Специфика оттенков и текстур выявлялась в ходе многочисленных тестов. «Мы провели великое множество тестов, чтобы понять какой оттенок будет лучше смотреться в черно-белой гамме, – вспоминает Папамайкл. – Впрочем, ни о какой стилизации здесь речь не идет. Получилась качественная, контрастная картинка, которая задает настроение и позволяет акцентироваться на сути».Оператор добавляет, что они старались подходить к каждой вариации творчески. «Мы отлично понимали, что, возможно, используем первый и единственный шанс в жизни снять черно-белый фильм. Мне кажется, что это – мечта любого кинематографиста. Поэтому мы наслаждались процессом. Под конец у всех нас было схожее чувство: «Как мы теперь сможем снимать цветное кино?» Для нас открылась новая реальность».Чтобы всецело исследовать эту новую реальность, Папамайкл и Пэйн провели тщательное исследование. Они пересмотрели много фильмов в стиле «нуар», изучили итальянский неореализм и нестареющую американскую классику, включая картину "Последний киносеанс". Знаменательно, что отец Папамайкла снимал сиквел этой картины, который назывался "Техасвилль". Однако ключевое внимание режиссер и оператор уделили проработке персонажей. «Черно-белая гамма, передающая все нюансы мимики Брюса Дерна, играла колоссальное значение в исполнении роли, – отмечает Фидон Папамайкл. – Столь же важным было решение работать с анаморфными линзами. Они отлично передавали ландшафт – захватывали большие пространства, передавали атмосферу неба, текстуру полей. Словом создавали настроение Среднего Запада».Решение снимать на камеры Arri Alexa сформировалось после проведения тестов с цветами на выявление лучшей трансформации в черно-белый формат. Цифровая обработка изображения открывала кинематографистам большее пространство для маневров. На этапе монтажа на изображения накладывались искусственные помехи, чтобы добиться эффекта кинопленки.Папамайкл впервые снимал фильм о Среднем Западе и был очарован местными видами. «Вы сами убедитесь, насколько прекрасные, архетипичные тут ландшафты, – восхищается оператор. – И так уж сложилось, что в сценах с полюбившимися мне видами разыгрывалась буря эмоций между актерами на площадке».Пэйн также не мог оставить без внимания еще один постулат, ставший универсальным в современном обществе: наблюдая за старением родителей, дети могут и оказаться в тупиковой ситуации, и открыть для себя что-то новое. «У меня самого родители в возрасте, так что я без труда могу поставить себя на место Дэвида, – говорит режиссер. – Разумеется, в точно такой же ситуации я не оказывался, но те же эмоции однозначно испытывал. Больше всего в сюжете мне понравилось то, что Дэвид всеми силами стремился сохранить чувство собственного достоинства отца. Эта тема была мне крайне важна по личным соображениям».Картина снималась в родном штате Пэйна, который, по словам режиссера, позволил ему еще больше углубиться в историю. «В принципе, эта история могла произойти в любом штате Америки, – считает он. – Но раз уж она случилась в штате, который я знаю достаточно хорошо, у меня появился шанс уделить особое внимание мелочам и деталям. Я сам из Омахи, города гораздо большего, чем городок Грантов. Так что исследования провинций Небраски было для меня экзотическим приключением, если можно так выразиться».Брюс Дерн (Вуди Грант) сделал впечатляющую карьеру в кинематографе, играя как современных героев, так и легендарных негодяев. За несколько десятков лет Брюс заслужил репутацию одного из самых талантливых и преуспевающих актеров нашего времени. Он начинал работать на театральной сцене, актерское мастерство Брюсу помогал оттачивать режиссер Элиа Казан в актерской студии. В кинематографе Дерн дебютировал в фильме Казана "Дикая река" в 1960 году. В 60-х годах прошлого века актер начал сниматься на телевидении. Он был достаточно частым гостем телесериалов канала Western TV, а также сериалов Альфреда Хичкока. Хичкоку настолько понравился Дерн, что режиссер пригласил актера на роли в фильмах "Марни" и "Семейный заговор" (последний фильм Хичкока).В 60-е годы Дерн начал работать с режиссером Роджером Корманом, снявшись в нескольких классических фильмах, которые определили направление развития кинематографа на ближайшие 10 лет, включая картину "Дикие ангелы".Александр Пэйн (режиссер) вырос в Омахе, штат Небраска. Он – внук греческих эмигрантов и был воспитан по иезуитским канонам. Он учился истории и испанской литературе в Стэнфордском университете, а впоследствии получил диплом магистра в области режиссуры в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе.
Отзывы