Не исключаю, что кто-то посчитает отсылку к творческому наследию видного американского режиссёра и продюсера Майкла Манна волюнтаристической. Однако коллизии «Второго шанса» вызвали в памяти события «Схватки» /1995/ вовсе не по той причине, что и в датско-шведской драме основным действующим лицом выступает блюститель закона. В данном случае вспомнился конкретный эпизод, когда Винсент Ханна в исполнении Аля Пачино, вернувшись домой после насыщенного, далеко не весёлого дня, вынужден выслушивать от жены несправедливые упрёки. Лейтенант полиции, конечно, находится, что ответить, не без сарказма предлагая дражайшей половине выслушать занимательный рассказ о наркоше, свихнувшемся настолько, что засунул в микроволновую печь грудного младенца, плакавшего слишком громко… Похожий диалог происходит и у Андреаса с любимой Анной. Участь малыша Софуса, обнаруженного в квартире некой Саннэ и её хахаля Тристана (обнаруженного в шкафу, орущим, перепачканным нечистотами, голодным), поражает мужчину тем сильнее, что тот, поёживаясь, проводит параллель с собственным ребёнком. На всякий случай спросив у супруги, нет ли сожалений о принятом решении родить, избранник слышит в ответ, что маленький Александр – самое дорогое, что есть в их совместной жизни. Конечно, даже это признание служит слабым утешением стражу порядка, мучающемуся от осознания собственного бессилия, поскольку правоохранительные органы всё-таки не нашли достаточных оснований лишить безалаберную мамашу родительских прав…
Сюзанна Бир добилась первой известности за пределами Дании ещё благодаря «Открытым сердцам» /2002/, снятым под знаменем манифеста «Догма 95» (а вообще-то – трудится в киноискусстве с рубежа 1980-90-х). Благодаря таким картинам, как «После свадьбы» /2006/ и «Месть» /2010/, выдвинутым на соискание премии американской Академии кинематографических наук и искусств (последняя – результативно), она получила уже широкое признание, в том числе в США (1). И, казалось бы, сама манера одарённой женщины-режиссёра универсальна в том смысле, что зиждется на тонком, въедливом, подчас безжалостном психологизме. Однако парадокс заключается в том, что заокеанские постановки Сюзанны («То, что мы потеряли» /2007/, выпущенная в октябре 2014-го «Серена»), получали достаточно скромный приём у профессиональной общественности, включая кинокритиков, и не окупали производственных затрат – по крайней мере за счёт демонстрации в кинотеатрах. В то время как проекты, реализованные на Родине, оказывались на редкость успешными во всех смыслах. Вот и «Второй шанс» не вынудил руководство кинокомпании Zentropa Entertainments пожалеть о финансовых вложениях (бюджет составил DKK35 млн.), пусть из общемировых кассовых сборов в размере $12,5 млн. на национальный кинопрокат пришлось лишь порядка $2 млн. Повышенным спросом картина пользовалась почему-то в Азии, где, по данным сайта Box Office Mojo, принесла $9 млн. млн. в сезоне 2015-го. Неужели показалась жгуче актуальной тема? Или там – особенно много поклонников Николая Костера-Вальдау?! Справедливости ради отметим, что Сюзанна не ошиблась с выбором ведущего исполнителя и в художественном плане, пусть на сеансе потребуются некоторые усилия, чтобы избавиться от шлейфа образа коварного цареубийцы Джейме Ланнистера, с которым актёр тогда уже прочно ассоциировался.
Если Манн делал ставку на действие, насытив повествование захватывающими, отмеченными чуть ли не эпическим размахом перестрелками, то у Сюзанны Бир схватка протекает заочно. Собственно, Тристан, умудрившись выйти сухим из воды, притом что находится на испытательном сроке, быстро позабыл о неприятном инциденте – и, пожалуй, даже не подозревал, что нанёсший визит полицейский помнит о нём. Есть дела и поважнее – приготовить к употреблению очередную дозу героина, попутно разъяснив (при помощи жёстких словесных внушений и кулаков) недогадливой пассии, что в предвкушении большого кайфа не время отвлекаться на младенца. Однако происходит трагическое событие – внезапная, кажущаяся совершенно необъяснимой гибель Александра, и Андреас, видя отчаяние Анны, угрожающей наложить на себя руки, решается на безрассудный поступок. С момента подмены ребёнка драматизм заметно оттесняется саспенсом: мы начинаем следить за развитием перипетий с растущим напряжением. Для наркомана уголовник проявляет себя, признаем, не так уж плохо, придумав байку с похищением Софуса на улице. Удастся ли напарникам «расколоть» его на допросах? И выдержат ли нервы у жены, которую, конечно, не мог удовлетворить щедрый «подарок» супруга, настаивавшего, что не совершал преступления – что спас жизнь несчастному малышу.
Андерс Томас Дженсен, вообще-то тоже лауреат премии «Оскар» (правда, за короткометражную комедию «Вечер выборов» /1998/), мог бы осуществить постановку и самостоятельно. Если поначалу ещё относительно несложно угадать сюжетные повороты (лично для меня поступок Андреаса, признаться, неожиданностью не стал), то во второй половине зрителей ждёт масса сюрпризов, в том числе – такой, что заставит покрыться холодным потом не одного лишь главного героя. Иными словами, сценарий являлся сильным сам по себе. Вместе с тем Сюзанна Бир сознательно обостряет конфликт до предела, следуя в этом богатым традициям скандинавской школы; помимо Ларса фон Триера с Томасом Винтербергом можно и потревожить тень маэстро Ингмара Бергмана, у которого, между прочим, актриса Мария Бонневи играла в начале карьеры (правда, в театре). Авторы ставят вопрос ребром, подводя к выводу, что морально-этические проблемы – не нечто абстрактное, отвлечённое, оторванное от повседневной реальности. У полицейского даже не хватает времени толком поразмыслить на предмет того, как плохо мы подчас знаем близких людей, напрасно забывая о проницательности предков, предупреждавших: чужая душа – потёмки. Жизнь заставляет его в первую очередь задуматься над сделанным впопыхах нравственным выбором – и над сомнительностью самооправдания в том духе, что отступление от буквы закона с лихвой компенсировалось-де благом для дитяти.
Мэй Андерсен, известная в Дании как фотомодель, замеченная режиссёром на одной из вечеринок, напрасно волновалась относительно того, сумеет ли пройти прослушивание. Дебютантка отлично справилась с ролью безвольной женщины, которая вроде бы и хочет внять зову материнского инстинкта, но не в силах одолеть тягу к наркотикам и уйти от влияния брутального сожителя. Ей веришь (чувствуется наставничество Сюзанны!) и в самые пронзительные, душераздирающие моменты… И ведь именно натура Саннэ таит, как ни странно, главную тайну. Андреас слишком много на себя взял, решив, что имеет право судить, кто достоин быть родителем, а кто – нет. Финальные кадры говорят вовсе не о пристрастии к «хеппиэндизму», возникшем у Бир, как наверняка сочтут её недоброжелатели, после работы на «фабрике грёз». Это – принципиальная для создателей позиция. Не просто предостережение против непомерной гордыни всякому, кто увлёкся схваткой за правое дело, но также – преклонение перед мудростью Провидения, обязательно воздающего в конце концов по заслугам всем и каждому. Важно, кроме того, не забывать, что искренне раскаявшимся в неблаговидных поступках индивидам рано или поздно будет ниспослан второй шанс.
_______
1 – Что выразилось и в римейке «Братьев» /2004/, осуществлённом (с привлечением голливудских «звёзд») Джимом Шериданом.
8
,1
2014, Драмы
102 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Не исключаю, что кто-то посчитает отсылку к творческому наследию видного американского режиссёра и продюсера Майкла Манна волюнтаристической. Однако коллизии «Второго шанса» вызвали в памяти события «Схватки» /1995/ вовсе не по той причине, что и в датско-шведской драме основным действующим лицом выступает блюститель закона. В данном случае вспомнился конкретный эпизод, когда Винсент Ханна в исполнении Аля Пачино, вернувшись домой после насыщенного, далеко не весёлого дня, вынужден выслушивать от жены несправедливые упрёки. Лейтенант полиции, конечно, находится, что ответить, не без сарказма предлагая дражайшей половине выслушать занимательный рассказ о наркоше, свихнувшемся настолько, что засунул в микроволновую печь грудного младенца, плакавшего слишком громко… Похожий диалог происходит и у Андреаса с любимой Анной. Участь малыша Софуса, обнаруженного в квартире некой Саннэ и её хахаля Тристана (обнаруженного в шкафу, орущим, перепачканным нечистотами, голодным), поражает мужчину тем сильнее, что тот, поёживаясь, проводит параллель с собственным ребёнком. На всякий случай спросив у супруги, нет ли сожалений о принятом решении родить, избранник слышит в ответ, что маленький Александр – самое дорогое, что есть в их совместной жизни. Конечно, даже это признание служит слабым утешением стражу порядка, мучающемуся от осознания собственного бессилия, поскольку правоохранительные органы всё-таки не нашли достаточных оснований лишить безалаберную мамашу родительских прав… Сюзанна Бир добилась первой известности за пределами Дании ещё благодаря «Открытым сердцам» /2002/, снятым под знаменем манифеста «Догма 95» (а вообще-то – трудится в киноискусстве с рубежа 1980-90-х). Благодаря таким картинам, как «После свадьбы» /2006/ и «Месть» /2010/, выдвинутым на соискание премии американской Академии кинематографических наук и искусств (последняя – результативно), она получила уже широкое признание, в том числе в США (1). И, казалось бы, сама манера одарённой женщины-режиссёра универсальна в том смысле, что зиждется на тонком, въедливом, подчас безжалостном психологизме. Однако парадокс заключается в том, что заокеанские постановки Сюзанны («То, что мы потеряли» /2007/, выпущенная в октябре 2014-го «Серена»), получали достаточно скромный приём у профессиональной общественности, включая кинокритиков, и не окупали производственных затрат – по крайней мере за счёт демонстрации в кинотеатрах. В то время как проекты, реализованные на Родине, оказывались на редкость успешными во всех смыслах. Вот и «Второй шанс» не вынудил руководство кинокомпании Zentropa Entertainments пожалеть о финансовых вложениях (бюджет составил DKK35 млн.), пусть из общемировых кассовых сборов в размере $12,5 млн. на национальный кинопрокат пришлось лишь порядка $2 млн. Повышенным спросом картина пользовалась почему-то в Азии, где, по данным сайта Box Office Mojo, принесла $9 млн. млн. в сезоне 2015-го. Неужели показалась жгуче актуальной тема? Или там – особенно много поклонников Николая Костера-Вальдау?! Справедливости ради отметим, что Сюзанна не ошиблась с выбором ведущего исполнителя и в художественном плане, пусть на сеансе потребуются некоторые усилия, чтобы избавиться от шлейфа образа коварного цареубийцы Джейме Ланнистера, с которым актёр тогда уже прочно ассоциировался. Если Манн делал ставку на действие, насытив повествование захватывающими, отмеченными чуть ли не эпическим размахом перестрелками, то у Сюзанны Бир схватка протекает заочно. Собственно, Тристан, умудрившись выйти сухим из воды, притом что находится на испытательном сроке, быстро позабыл о неприятном инциденте – и, пожалуй, даже не подозревал, что нанёсший визит полицейский помнит о нём. Есть дела и поважнее – приготовить к употреблению очередную дозу героина, попутно разъяснив (при помощи жёстких словесных внушений и кулаков) недогадливой пассии, что в предвкушении большого кайфа не время отвлекаться на младенца. Однако происходит трагическое событие – внезапная, кажущаяся совершенно необъяснимой гибель Александра, и Андреас, видя отчаяние Анны, угрожающей наложить на себя руки, решается на безрассудный поступок. С момента подмены ребёнка драматизм заметно оттесняется саспенсом: мы начинаем следить за развитием перипетий с растущим напряжением. Для наркомана уголовник проявляет себя, признаем, не так уж плохо, придумав байку с похищением Софуса на улице. Удастся ли напарникам «расколоть» его на допросах? И выдержат ли нервы у жены, которую, конечно, не мог удовлетворить щедрый «подарок» супруга, настаивавшего, что не совершал преступления – что спас жизнь несчастному малышу. Андерс Томас Дженсен, вообще-то тоже лауреат премии «Оскар» (правда, за короткометражную комедию «Вечер выборов» /1998/), мог бы осуществить постановку и самостоятельно. Если поначалу ещё относительно несложно угадать сюжетные повороты (лично для меня поступок Андреаса, признаться, неожиданностью не стал), то во второй половине зрителей ждёт масса сюрпризов, в том числе – такой, что заставит покрыться холодным потом не одного лишь главного героя. Иными словами, сценарий являлся сильным сам по себе. Вместе с тем Сюзанна Бир сознательно обостряет конфликт до предела, следуя в этом богатым традициям скандинавской школы; помимо Ларса фон Триера с Томасом Винтербергом можно и потревожить тень маэстро Ингмара Бергмана, у которого, между прочим, актриса Мария Бонневи играла в начале карьеры (правда, в театре). Авторы ставят вопрос ребром, подводя к выводу, что морально-этические проблемы – не нечто абстрактное, отвлечённое, оторванное от повседневной реальности. У полицейского даже не хватает времени толком поразмыслить на предмет того, как плохо мы подчас знаем близких людей, напрасно забывая о проницательности предков, предупреждавших: чужая душа – потёмки. Жизнь заставляет его в первую очередь задуматься над сделанным впопыхах нравственным выбором – и над сомнительностью самооправдания в том духе, что отступление от буквы закона с лихвой компенсировалось-де благом для дитяти. Мэй Андерсен, известная в Дании как фотомодель, замеченная режиссёром на одной из вечеринок, напрасно волновалась относительно того, сумеет ли пройти прослушивание. Дебютантка отлично справилась с ролью безвольной женщины, которая вроде бы и хочет внять зову материнского инстинкта, но не в силах одолеть тягу к наркотикам и уйти от влияния брутального сожителя. Ей веришь (чувствуется наставничество Сюзанны!) и в самые пронзительные, душераздирающие моменты… И ведь именно натура Саннэ таит, как ни странно, главную тайну. Андреас слишком много на себя взял, решив, что имеет право судить, кто достоин быть родителем, а кто – нет. Финальные кадры говорят вовсе не о пристрастии к «хеппиэндизму», возникшем у Бир, как наверняка сочтут её недоброжелатели, после работы на «фабрике грёз». Это – принципиальная для создателей позиция. Не просто предостережение против непомерной гордыни всякому, кто увлёкся схваткой за правое дело, но также – преклонение перед мудростью Провидения, обязательно воздающего в конце концов по заслугам всем и каждому. Важно, кроме того, не забывать, что искренне раскаявшимся в неблаговидных поступках индивидам рано или поздно будет ниспослан второй шанс. _______ 1 – Что выразилось и в римейке «Братьев» /2004/, осуществлённом (с привлечением голливудских «звёзд») Джимом Шериданом.