Лента является приквелом к первым двум предыдущим фильмам «Астрал» (2010) и «Астрал: Глава 2» (2013).Режиссер предыдущих частей «Астрала» Джеймс Ван не смог взяться за третью часть из-за занятости на съемках фильма «Форсаж 7» (2015).Фильм является режиссерским дебютом актера, сценариста и продюсера Ли Уоннелла (в частности, он писал сценарии и был исполнительным продюсером нескольких частей саги «Пила»).Трейлер к фильму был выпущен в марте 2015 года вместе с песней «Ничего не бойся» Шарона Ван Эттена. Создатели фильма использовали песню без приобретения прав на нее. Ван Эттен узнал о факте нарушений его авторских прав из Twitter. После чего создателям фильма пришлось ему заплатить.Это первый фильм ужасов актрисы Стефани Скотт.Актеры Дермот Малруни и Эли Китс также снимались вместе в фильме «А вот и моя крошка» (1994).Ради достоверности роли перед съемками режиссер Ли Уоннелл запирал юную актрису Стефани Скотт в темной кладовке и заставлял около получаса слушать мрачную музыку. Снаружи к ней был приставлен охранник, чтобы девушка не могла выйти.Продюсер Джейсон Блум, чья компания Blumhouse также выпустила фильмы "Синистер"; "Судная ночь"; "Уиджи: Доска Дьявола"; и "Паранормальное явление", говорит: «Джеймс и Ли создали уникальную вселенную, мрачный и пугающий мир Астрала. В этом фильме они вознамерились погрузить зрителей в Место Дальностей на невероятную глубину». «Место Дальностей существует в своей собственной плоскости, – добавляет Ван, который продюсирует новый фильм. – Но этот мир может так или иначе повлиять на каждого из нас в любой момент». Продюсер Орен Пели говорит: «В третьем фильме мы больше узнаем о том, что собой представляет Место Дальностей, рассматривая мир с необычного ракурса. Зрителям откроется много секретов и тайн, большинство – весьма страшных». Сценарист и режиссер фильма АСТРАЛ 3 Ли Уоннелл считает: «Зрители, которые любят побояться, по достоинству ценят франшизу. Мы, в свою очередь, стремимся к тому, чтобы повергнуть аудиторию в пучину тотального ужаса».Увеличивая накал страстей, создатели третьего фильма решили вернуться в прошлое. Действие картины происходит задолго до событий первой и второй картин, за много лет до кошмара, свалившегося на семейство Ламбертов. В финалесиквела Ламбертам все же удается избавиться от нечистой силы. В третьем фильме Уоннелл решил рассказать историю одной из важнейших констант первых двух: упорном парапсихологе Элис Ренье, роль которой исполнила Лин Шэй. К несчастью, Элис погибла во время отчаянной схватки с нечистью, которая вселилась в Ламберта старшего. Лин Шэй говорит: «Я люблю свою героиню, но не понимала, как ее можно было вернуть к жизни. Появление призрака Элис не было выходом – она была нужна мне живой! Зрители любят длинные истории, сиквел наглядно это доказал. Я чувствовала, что если моя героиня появится в третьем фильме, я смогу лучше раскрыть ее характер». «Я начал фантазировать на тему Астрала за несколько лет до того, как были готовы предварительные наброски первого фильма, – говорит Уоннелл. – Уже тогда я задумывался о том, как рассказать зрителям предысторию Элис. Но лишь когда я начал писать сценарий третьего фильма, мысли, наконец, начали приобретать конкретные очертания». Шэй была поражена сценарием Уоннелла: «В нем очень детально разбираются судьбы персонажей. В частности, зрители фильма узнают многое о личной жизни Элис. Меня такой поворот событий не мог не радовать, поскольку персонаж и его роль в истории очень важны для меня». «Когда Лин вживается в роль Элис на съемочной площадке, мы все невольно ловили себя на мысли, что верим, будто она и впрямь умеет связываться с демонами и призраками, – с воодушевлением говорит Блум. – В большинстве фильмов о сверхъестественном довольно сложно сделать персонажа правдоподобным, но Лин это удавалось без проблем». Уоннелл утверждает: «Любой режиссер будет счастлив работать с такой актрисой, как Лин, поскольку она целиком и полностью отдается своей роли. Мне, как сценаристу, всегда приятно, когда находится актер, который отваживается критиковать сценарий так дельно и предметно, как это делала Лин. Я часто беседовал с ней, когда писал сценарий фильма, и мне кажется, что мы сделали ее героиню еще более колоритной, чем в первых двух фильмах. На сей раз Элис получила возможность продемонстрировать больший спектр эмоций». Ван добавляет: «Игра Лин Шэй стала сердцебиением этих фильмов. Новый фильм занял достойное место во франшизе и внес существенный вклад в развитие серии». «Это великолепная история, действие которой происходит в описанной в первых фильмах вселенной, – отмечает Пели. – Ли представит зрителям и новую семью, и некоторых персонажей, уже известных аудитории, в том числе и Элис. Мы узнаем, как она стала именно такой, какой мы увидели ее в фильме "Астрал", – женщиной, готовой пожертвовать собой, чтобы уберечь незнакомую семью от ярости демонов». «В фильме я рассматривал Элис, как персонаж вестерна – профессионального стрелка, который решает повременить с пенсией, – говорит Уоннелл. – Ну, или, если говорить о нашем времени, это может быть наемный убийца. А теперь задайтесь вопросом, какова вероятность увидеть в этом амплуа пожилую женщину?» «Когда мы впервые встречаемся с Элис, Такером и Спексом в первом фильме, становится очевидно – эта троица прошла огонь, воду и медные трубы, – продолжает режиссер. – Работая над сценарием третьего фильма, я смог поразмышлять над тем, как они встретились и почему решили работать вместе. Я протянул тонкие, едва видимые ниточки между картинами трилогии. Фанаты серии обнаружат несколько так называемых «пасхальных яиц», отсылающих к тому или иному моменту первых двух фильмов. Каждый свой рабочий день я по несколько раз задавался вопросом: «А понравится ли это фанатам?» Мне не хотелось их разочаровывать, поскольку именно их положительная реакция на первый фильм позволила франшизе развиваться дальше».Новый фильм сможет удовлетворить не только высокие ожидания заядлых киноманов, но и скромные запросы неискушенной публики. Уоннелл объясняет: «Каждый чего-то боится, вне зависимости от национальности и особенностей культурного воспитания. В сущности, любая история о призраках рассказывает о смерти и утрате. Эта тема знакома практически каждому зрителю. "Астрал 3" – не исключение, это еще одна история о призраках. Фильм будет интересен и тем, кто не видел ни одного из предыдущих картин франшизы. Зрители без труда поймут, чем руководствуются персонажи в том или ином случае. Мой режиссерский замысел состоял в том, чтобы вернуться на рельсы реалистичного жанра фильмов ужасов и снять картину в стиле первого фильма. Я представляю зрителям новую, незнакомую семью. Никто понятия не имеет, что с ними произойдет, и чего стоит ожидать».Главными героями фильма становится обычная семья, оказывающаяся в демонической осаде. 17-летняя актриса Куинн (Стефани Скотт), 9-летний гений в области технологии Алекс (Тейт Берни) и их овдовевший отец Шон (Дермот Малруни). Смерть Лили Бреннер оставила незаживающую рану в сердце каждого члена семейства. Однако Куинн излишне чувствительна и особо уязвима. Именно она решается обратиться за помощью к Элис, надеясь связаться с матерью. «Описывая Куинн в сценарии, я пытался создать образ девушки, переживающей переходный возраст, настолько правдоподобно, насколько только возможно, – Уоннелл рассказывает. –Мне кажется, что в кино далеко не всегда показывают подростков реалистично, игнорируя их истинные цели и заботы. Куинн и Элис являются зеркальным отражением друг друга в своем отношении к утрате, как к поворотной точке в жизни. Мне было очень важно, чтобы зрители могли сопереживать им обеим». Пели добавляет: «Учитывая то, что третий фильм является приквелом франшизы, Элис показывается отнюдь не той уверенной в себе женщиной, какую зрители увидели в первых фильмах. Она оплакивает потерю супруга и замыкается в себе. Вопрос в том, сможет ли она покинуть свое убежище, чтобы помочь Куинн и всему семейству Бреннеров, когда ситуация выходит из-под контроля? От ее решения будут зависеть последующие события и ее собственная судьба». Шэй отмечает: «Я постоянно получаю отклики от поклонников франшизы, так что с уверенностью могу сказать, чего они ожидают. Нам было очень важно не повторяться. В фильме "Астрал 3" Элис сталкивается с новыми дилеммами, и Ли озадачил меня новыми творческими задачами, которые очень интересно было решать. В фильме появятся новые значимые элементы – угроза новой семьи и решительность Элис. Я уверена, что они обязательно тронут сердца зрителей». «Ли очень хорошо изучил мир АСТРАЛа и подспудно учитывает весь реализованный и пока не растраченный потенциал Места Дальностей, – утверждает Пели. – Воображение подсказывает ему все, что может случиться с персонажами в этом удивительном месте. Это делает его лучшим режиссером, которого только можно было найти для съемок этого фильма. Особенно учитывая то, что, снимая очередной фильм, мы стремимся в чем-то превзойти предыдущий». «Из сценаристов получаются самые лучшие режиссеры сиквелов, – считает Блум. – Я целенаправленно не заговариваю о сиквеле до тех пор, пока не снят первый фильм, чтобы не сглазить. Но именно сценаристы умеют гармонично перенести действие из первого фильма в продолжение. Когда Ли заявил: «У меня есть идея для нового фильма», я заранее был согласен его во всем поддержать. Нам осталось лишь обеспечить Ли наиболее комфортную обстановку на съемочной площадке, позволить ему удобно устроиться в режиссерском кресле. Мы все, не сговариваясь, считали, что именно он должен снимать следующий фильм франшизы». Уоннелл возвращает продюсеру комплимент: «Продюсеры Blumhouse заявляют режиссерам: «Вы сами курируете мир этого фильма». Именно в этом кроется ключ к успеху их фильмов: они понимают, что придумавшие франшизу люди целиком и полностью отдадутся работе над своим детищем. Большая честь для кинематографиста – рассказывать истории, которые находят отклик в сердцах зрителей во всем мире. И мне представилась идеальная возможность снять фильм, который планировалось выпустить в широкий прокат. Зрители всей планеты смогут посмотреть его. Если честно, я очень люблю смотреть фильмы франшизы вместе с обычными зрителями, особенно когда соседи подпрыгивают в своих креслах от страха».Чтобы настроить коллег на рабочий лад и найти со всеми общий язык, Уоннелл пригласил на дружескую встречу Лин Шэй, Дермота Малруни, Стефани Скотт и других актеров фильма. Он устроил им так называемый «вечер закрытого кинопоказа». В качестве картины, которая задала тон будущему фильму Уоннелл выбрал фильм "Сияние" Стэнли Кубрика.Шэй вспоминает, что «во время съемок первых двух фильмов франшизы Ли всегда находился на площадке. Никто не знал и не понимал историю лучше него и Джеймса. Следующий шаг в творческой карьере Ли был весьма логичен и предсказуем». Ван, снимавший первые два фильма франшизы, говорит о сценариях своего коллеги по цеху: «Я был приятно удивлен и горд тем, как Ли справился с фильмом "Астрал 3". Он прочувствовал все нюансы режиссерской работы, позволившие ему снять невероятно страшные сцены. Не представляю, кто бы лучше него справился с франшизой. Я с гордостью передал ему бразды правления, ни сколько не сомневаясь в его силах. Несмотря на то, что это был его дебютный режиссерский проект, он вел себя очень естественно. Впрочем, ничего удивительного – он отлично знал материал и получал настоящее удовольствие от работы». «У меня были очень хорошие учителя, – со свойственной ему скромностью утверждает Уоннелл. – Я постоянно сидел за спиной у Джеймса, когда он работал, и наблюдал за ним. Затем постоянно пропадал вместе с ним в монтажной, следил за тем, как он работает с музыкой, словом, был всегда рядом. Он – настоящий мастер современного фильма ужасов. Кроме того, у нас схожие вкусы – мы любим снимать длинные сцены и не особо полагаемся на компьютерные спецэффекты, отдавая предпочтение старой школе». Режиссер и сценарист отмечает: «Мой стиль немного отличается от стиля Джеймса, и это для меня было очень важно. Несмотря на то, что я пытался сохранить общую стилистику, которую мы задали в первых двух фильмах, и действие картины происходит в том же удивительном мире, я с самого начала не хотел копировать стиль своего коллеги. Мне хотелось продолжить строительство франшизы с того места, на котором он остановился, а не пытаться перестроить то, что уже было построено до меня».Так сложилось, что съемки фильма совпали со съемками очередного режиссерского проекта Вана – крупнобюджетного боевика "Форсаж 7". Тем не менее, Ван находил время, чтобы неоднократно посещать съемочные площадки Уоннелла и даже снялся в эпизодической роли в фильме "Астрал 3". Хотя по большей части режиссеры общались по современным каналам связи. «Я писал Ли различные советы, как лучше напугать зрителя, – с улыбкой вспоминает Ван. – А он отвечал мне сообщениями, в которых рассказывал, как лучше взрывать машины [для эффектных кадров фильма "Форсаж 7"]! Словом, мы делали то же самое, что и при личной встрече – фантазировали и обменивались различными нестандартными решениями, которые могли помочь на съемках наших фильмов». Современные технологии помогли Уоннеллу разыскать одного ветерана кинематографии, творчеством которого он восхищался: «Еще до начала съемок я послал Уильяму Фридкину сообщение со словами: «Я собираюсь приступить к съемкам своего первого фильма. Не будет ли у вас для меня какого-нибудь совета? Того, который вы сами хотели бы получить до того, как приступить к съемкам вашего первого фильма». Фридкин ответил: «Давайте встретимся за ланчем и поговорим». Я не мог поверить своим глазам. Я никогда и представить себе не мог, что мэтр такого масштаба захочет встретиться со мной. Мы договорились о встрече и, едва успев поздороваться, он заявил: «Вы должны напугать своих актеров по-настоящему. На съемках фильма "Изгоняющий Дьявола" я стрелял из пистолета. Неужели вы думаете, я смог бы заставить священника [в исполнении актера] так подпрыгнуть, когда [в сцене] зазвонил телефон?» Несколько недель спустя Уоннелл решил применить совет именитого режиссера на практике. Он чувствовал, что актерам нужен какой-то стимул. Возможно, не выстрел, но нечто подобное. «Я воспользовался автомобильным клаксоном, – признается Уоннелл. – Лишь единожды». «Эффективный способ, на актеров подействовало, – улыбается Дермот Малруни. – Ли был довольно далеко, на другом краю съемочной площадки, и все же у нас всех сердце подпрыгнуло к горлу».В фильме будут представлены новые элементы борьбы с демонами, населяющими Место Дальностей. Многие моменты поразили даже искушенных представителей съемочной группы, которые работали на съемках первых двух фильмов. «У нас была очень талантливая закадровая команда и столь же талантливые актеры, – утверждает Уоннелл. – Мне очень повезло, что я дебютировал в такой компании». Как и Уильям Фридкин в свое время, Уоннелл провел юную исполнительницу главной роли по всем кругам ада в особенно напряженных сценах. Особенно эффективной была подготовка к сценам, в которых Куинн Бреннер оказывалась под воздействием потусторонних сил. «Ли запирал меня в темной кладовке и заставлял около получаса слушать мрачную музыку в кромешном мраке, – вспоминает Скотт. – Чтобы ни у кого из моих коллег не было желания высвободить меня из этого «плена», снаружи стоял охранник. Периодически Ли врывался в кладовку и проверял, не убавила ли я громкость наушников. Это было просто ужасно. Но когда пришло время снимать сцену, я была именно в том состоянии, какого Ли ожидал». Малруни поддерживает коллегу: «То, что Ли пытался от меня добиться на протяжении всех съемок, случилось исподволь и без его участия. Я вышел на площадку, чтобы сниматься в сцене, но моего партнера в комнате не оказалось. Вместо этого я увидел массу демонических костюмов и масок, которые валялись вперемешку, формируя ужасающие формы. В тот момент я понял, что чувствуешь, когда сердце уходит в пятки». «Вообще, я не из пугливых, – продолжает актер. – Я совершенно не ожидал, что напряженные сцены фильма нагонят на меня столько страху. Стоит отдать должное декораторам – они создали очень правдоподобные декорации, в которых невольно чувствуешь себя так же, как чувствовал бы себя, наверное, твой герой. Ужас буквально заползал тебе под кожу. Ли искусственно создавал кошмарную атмосферу, что казалось мне невозможным».Уоннелл сам неоднократно работал в кадре и понимал, насколько важно для погружения в образ понимать своего персонажа и его предысторию. Ему очень повезло, что актеры, игравшие роли дочери и отца, ни разу не снимались в фильмах ужасов, хотя всегда мечтали об этом. Малруни, работающий на съемочных площадках вот уже 25 лет, говорит: «У меня сын того же возраста, что и Стефани, и он очень любит ужастики. Однажды я пошел с ним на какую-то премьеру, и мне самому понравилось. Именно благодаря моему сынишке я посмотрел первые два фильма франшизы АСТРАЛ. Ли Уоннеллу тоже нравятся эти фильмы, и вы не представляете, насколько заразен его энтузиазм. Мне кажется, что его задумка на АСТРАЛ 3, просто гениальна: путешествие во времени позволило ему ввести во франшизу массу новых персонажей, представив зрителям и тех героев, которых они уже хорошо знают, таких как Элис в исполнении Лин Шэй. О семье моего героя могу сказать – Ли прописал ее очень правдоподобно, без всякой фальши. Бреннеры переживают не лучшие времена, а начинается фильм вовсе с ужасного инцидента. Картина не только о страшилках, но в большей степени о горечи утраты и способности с нею примириться. Мы с Ли много обсуждали этот сюжетный подтекст, размышляя о том, какой эмоциональный резонанс он вызовет. Кроме того, я неоднократно беседовал с Лин о том, что кошмар является логическим продолжением того, что происходит в семье моего героя». «Дермот – удивительный актер, с ним очень приятно работать, как, собственно, и со Стефани, – заявляет Лин Шэй. – Ли – замечательный режиссер; он очень красочно описывает то, что хочет увидеть в кадре. У него есть редкое умение работать с актерами, ведь он сам начинал с актерской стези». Малруни добавляет: «Шестое чувство подсказывает, что Ли поможет понять и прочувствовать все важные составляющие характера твоего героя. С ним невероятно просто и приятно общаться. Кроме того, ему достаточно просто дается режиссура, поскольку он весь сценарий держит в голове и точно знает, что хочет увидеть даже в самых маленьких и, как может показаться, незначительных сценах». Уоннелл возвращает актеру комплимент: «Мне, как режиссеру-дебютанту, было очень приятно заполучить на съемки такого актера, как Дермот Малруни, который снимался в огромном количестве фильмов. Он знает практически все о технических аспектах кинематографа и способен передать любые эмоции, которые я хотел видеть в кадре… и спрятать те, которые я видеть не хотел».В некоторых сценах сценарист и режиссер присоединялся к Малруни и другим актерам на съемочной площадке – он сыграл роль парапсихолога Спекса. Роль его напарника Такера досталась еще одному ветерану франшизы Энгусу Сэмпсону. «Эти охотники за привидениями стали любимцами фанатов, они всегда привносили толику юмора в фильмы франшизы, – утверждает Пели. – В фильме АСТРАЛ 3 мы увидим, с чего они начинали свой путь парапсихологов». Уоннелл говорит: «Мне кажется, что Элис относилась к Такеру и Спексу как к сыновьям, которых у нее никогда не было. Мы с Энгусом давно дружим и годами оттачивали взаимоотношения, которыми связаны наши герои. Когда я писал сценарий фильма АСТРАЛ, роль Такера с самого начала прописывал под него. Многое из того, что происходит в фильмах между Такером и Спексом мы импровизировали прямо на съемочной площадке. Мы слишком хорошо знали своих героев и могли себе это позволить. Кстати, Энгус заметил, что я никогда не работал в кадре настолько легко и непринужденно, как когда был вынужден чередовать актерское амплуа и режиссерское кресло на съемках фильма. Наверное, потому, что у меня голова была забита уймой информации, и у меня попросту не было времени обдумать свою роль». Сэмпсон убежден, что Уоннелл без труда поймал обоих зайцев, за которыми погнался: «Он сыграл своего героя великодушным и мягким, возможно, даже в самых неожиданных сценах. Если честно, мне очень понравилось работать с режиссером в кадре – Ли всегда был готов помочь советом, чтобы добиться требуемого ему результата». Стефани Скотт особенно оценила внимание режиссера к эмоциональным деталям. «По сценарию Куинн вела дневник, – рассказывает актриса. – Ли дал мне чистый ежедневник и огромную коробку со всякой мелочевкой, чтобы оформить его: стразы, маркеры, краски. Я украсила обложку, а затем каждый день что-то записывала в дневник, представляя, что я – Куинн. Я писала о том, через что прошла моя героиня, потеряв мать. Ли также дал мне книгу о том, как справляться со стрессом в таких ситуациях. Именно тогда я начала понимать, насколько тяжело бывает людям, потерявшим близких». Орен Пели отмечает: «За короткое время Куинн накопила внушительный эмоциональный багаж, и Стефани искренне переживала за нее». «Стефани целиком отдавалась своей роли, чтобы наша семья получилась как можно более реалистичной, – говорит Малруни. – Эта юная леди очень серьезно подходит к своей работе».В частности, именно для правдоподобности Скотт уже на ранних этапах работы над ролью встретилась с постановщиком трюков Марком Рейнером. «Она хотела попробовать выполнить как можно больше трюков сама, – рассказывает он. – Учитывая то, что написал в сценарии Ли, мы понимали, что нам несколько раз потребуется привлекать дублеров Стефани, а в одной сцене даже использовать три дублирующих манекена. На репетициях мы пытались понять, какие трюки Стефани сможет выполнить сама». Уоннелл говорит: «Стефани – не новичок в своей профессии, но ее никак нельзя назвать «голливудским дитем», выросшим на съемочной площадке. К ее сильным качествам характера стоит отнести природное любопытство, которое и обусловило ее желание играть самой в различных динамичных сценах. Она замечала тончайшие нюансы, которые впоследствии реализовала на съемочной площадке без какой бы то ни было директивы с моей стороны. Мне кажется, довольно скоро она станет великой кинозвездой».Сценарист и режиссер сделал для Скотт специальную подборку музыки, которую могла бы слушать ее героиня. «Там были самые различные исполнители: Джони Митчелл, Эллиотт Смит, Джефф Бакли. Ли приносил мне пластинки, чтобы я сидела у граммофона, впитывала эмоции и выливала их в дневник Куинн».Дизайнер по костюмам Ариэла Уолд-Кохэйн много работала с Уоннеллом во время съемок. Она стремилась к тому, чтобы все персонажи выглядели натурально, как в нашем мире, так и в Месте Дальностей. Дизайнер утверждает, что Уоннелл настаивал, чтобы «Куинн предпочитала винтажные костюмы; она не только слушала музыку прошлой эпохи, но и покупала одежду в секонд-хэнде». Еще одним напоминанием о прошлом для любителей франшизы стала композиция Tiptoe Through the Tulips. А третьем фильме она не прозвучит в знакомой обработке – Уоннелл счел, что музыка стала ассоциироваться с семейством Ламбертов. Композиция была записана в новой аранжировке группой Cherry Glazerr и прозвучала в трейлере фильма. В целом музыкальное оформление третьего фильма франшизы будет настолько же благозвучным и напряженным – написать саундтрек вновь вызвался композитор Джозеф Бишара, который писал музыку и для первых двух фильмов. Свой вклад в музыкальное оформление фильма внесла музыкант и певица Хейли Кийоко. Подруга Стефани Скотт согласилась пройти пробы на роль дерзкой подруги Куинн – Мэгги. Пели говорит: «Девушки дружат в реальной жизни, а настоящую дружбу трудно сымитировать. Так что Хейли стала идеальным кандидатом на роль Мэгги». «Мы пошли по пути наименьшего сопротивления, – добавляет Уоннелл. – Так было проще и существенно экономило время на съемках». Получив роль, Кийоко заявила: «Я очень рада, что буду сниматься в одном фильме со Стефани. Я ее очень уважаю, как профессиональную актрису. Я не очень люблю фильмы ужасов – после них мне снятся кошмары. Но я подумала: «Может быть, после съемок я смогу относиться к этим фильмам более терпимо». Ну что сказать, страшно мне стало уже когда я читала сценарий. Вообще, если хотите взбодриться, вам нужен именно такой фильм. Поначалу он расслабляет, а потом подбрасывает вас в кресле. Ли Уоннелл съел собаку на жанре ужасов, и на площадке царила очень позитивная атмосфера. Благодаря этому съемки в напряженных сценах были не такими страшными».Уоннелл стремился к реалистичности во всем. Это касалось и разнообразных локаций, в которых оказываются персонажи. Первые два фильма франшизы снимались на реально существующих локациях в Калифорнии. Некоторые из них были использованы и для съемок третьего фильма, включая дом Элис – вековой двухэтажный особняк. Главной задачей, которую режиссер ставил перед художником-постановщиком Дженнифер Спенс, был дизайн дома семейства Бреннеров. «Мы очень долго обсуждали с Ли этих персонажей, – вспоминает Спенс. – Мы представляли то, чем они занимаются, придумывали историю жизни каждого из членов семьи. Мне было очень важно понимать, каким образом можно было рассказать историю каждого из них визуально, соответствующим образом декорировав комнаты. Подбор интерьера имел огромное значение в фильмах франшизы АСТРАЛ, и этот фильм не стал исключением». «У Ли были великолепные идеи, которые не вошли в сценарий, как, например, то, что Лили была художницей, – продолжает художник. – Бреннеры потеряли близкого человека. Их дом, конечно, должен был быть красивым, но и красноречиво свидетельствовать о горечи утраты. Мы с Ли обсудили, как меняется интерьер, когда один из членов семьи уходит из жизни. Зрители, возможно, этого не заметят, но мы украсили квартиру многими деталями, которые помогали актерам почувствовать себя по-настоящему дома». «Джен одержима мелочами, – улыбается Уоннелл. – Но у этих деталей есть скрытый кумулятивный эффект, их важность нельзя недооценивать. Даже когда мы не работали, с Джен всегда интересно поболтать». Впрочем, даже во время перерывов мозговые штурмы не прекращались. «Мы с Ли говорили о различных домах, в которых нам довелось пожить, – вспоминает Спенс. – Мы сошлись на том, что любим французские двери, камины и винтажные плиты O’Keefe&Merritt. Фактически, планируя квартиру Бреннеров, я создавала дом своей мечты».Бреннеры описывались Уоннеллом в сценарии, как семейство, проживающее в голливудском многоквартирном доме. Специально для съемок фильма Спенс и ее команда разыскали несколько домов в старом добром голливудском стиле, на территории которых снимались экстерьерные сцены. «Я также обошла множество зданий в поисках соответствующих нашим запросам интерьеров, – вспоминает Спенс. – Я оценивала текстуру стен, обои, вообще все, что касалось интерьера. Мне хотелось, чтобы зрители видели, что в обновление квартиры семейство вложило немало сил, так что на стенах можно различить слои новой краски или обоев. Кроме того, мы продумали историю появления каждого декоративного элемента – купили ли Бреннеры его на распродаже у соседей, на блошином рынке или этот предмет был новым». Подготовительный период был крайне важен, поскольку Спенс и ее команде было дано всего две недели на то, чтобы выстроить квартиру Бреннеров в павильоне одной из калифорнийских студий, включая «штукатурку, покраску и полную обстановку». «Когда мы закончили работу, я неоднократно слышала от посетителей: «Я хочу жить в этой квартире», – улыбается Спенс. – Так что могу сказать, что со своей работой мы справились!» Квартира состояла из нескольких комнат, и зритель постоянно недоумевает, когда, скажем, в гостиной откроется проход в Место Дальностей. «В одной из сцен события происходят очень быстро, словно мы снимали масштабный боевик внутри помещения, – вспоминает Малруни. – Как и в первых двух фильмах, действие картины по большей части происходит в замкнутых пространствах. Комнаты в квартирах меньше, чем в отдельных домах, так что нам было еще теснее».Одна из съемочных площадок должна была несколько раз полностью изменять интерьер. Спенс рассказывает: «Когда мы доходили до этого места в сценарии, я настаивала, чтобы вся съемочная группа покинула площадку в тот момент, как за работу брались мои ребята. Создавая Место Дальностей, мы снимали все элементы декора, убирали все личные предметы, которые имели какое бы то ни было отношение к членам семьи. Мы оставляли только «костяк» комнаты. Был и еще один вариант интерьера, я называла его «мечтами» о Месте Дальностей – когда герои возвращались во времени и видели что-то из прошлого». Непростой задачей для Спенс стала работа над сценами с участием главного антагониста фильма – нового демона из Места Дальностей. «Я предложила использовать дизайн табачного цвета, как на пленке, снятой несколько десятилетий назад, – рассказывает художник. – Повсюду раскиданы сигаретные окурки, кислородные баллоны и аптекарские склянки со странным содержимым, не поддающимся описанию. У зрителей должно было появиться ощущение очень мрачного и необычного места». В принципе, описание «очень мрачное и необычное» можно применить практически к любой декорации фильмов серии "Астрал". Тревога и ужас стали неотъемлемыми декоративными элементами франшизы, вне зависимости от того, способны ли персонажи картин объяснить их эмоции или нет. «У каждого из нас есть страх перед неизведанным и необъяснимым, – говорит Скотт. – Вы слышите какой-то непонятный шум и думаете про себя: «Да, это ерунда, ничего страшного». В фильмах франшизы что-то страшное в этом есть». Ли Уоннелл добаляет: «В такие минуты тебя может добить собственное воображение. Скрип ступеньки может вызвать сердечный приступ. Мы строили все фильмы именно на этом принципе – слегка пощекотать нервишки публике, а потом неожиданно испугать чем-то, что иногда можно уловить только уголком зрения. Как и в первых двух картинах, такие моменты будут и в фильме – половина кинотеатра вскрикнет от ужаса, увидев что-то, а вторая половина удивленно посмотрит на кричащих, не понимая, чего они испугались. Франшиза создает определенную мрачную атмосферу, когда не знаешь, чего ожидать в следующую минуту, а увиденные образы надолго остаются в подсознании». «Эффект фильмов базируется на атмосферном страхе, – соглашается Джеймс Ван. – От закадровой команды требуется только одно – создать и придерживаться заданной тональности, навевающей страх. Место Дальностей довлеет над нашим миром. Это как ночной кошмар с одной лишь только разницей – ощущая на себе деяния демонов и призраков, ты не спишь. От одной этой мысли по спине бегут мурашки».«Мне кажется, что фанаты ценят франшизу АСТРАЛ за то, что это отнюдь не типичный фильм ужасов, – говорит Орен Пели. – Здесь нет мясорубки, несмотря на это фильмы очень эффективно нагоняют страх на зрительный зал. Лично мне очень импонирует главный элемент фильма – что-то может присутствовать в наших домах, что-то необъяснимое, с чем непонятно как бороться. Несмотря на это, бороться надо, ибо от этого зависят жизни родных и близких». «Мне бывает очень страшно, когда я ночью остаюсь дома один и слышу какие-то странные звуки, – признается Джейсон Блум. – Я думаю, именно поэтому действие многих фильмов ужасов происходит именно в частных домах – именно дома мы чувствуем себя в относительной безопасности. И когда в своей собственной крепости тебе что-то угрожает – вот это по-настоящему страшно. Этому уделяется большое значение в фильмах франшизы. Место Дальностей вторгается в личное пространство героев, и паранормальное не кажется таким уж вымышленным. Меня самого в фильмах больше всего пугают демоны. Но с гордостью могу сказать, что борюсь с этим страхом». Дермот Малруни добавляет: «Фильмы основаны на ожидании страха. Используются приемы старой школы, которые позволяют добиться эффекта, которого не могут достичь многие современные кинематографисты, полагающиеся на новые технологии». «Я знаю, что фильм будет страшным, если меня пугает даже просмотр только что отснятого материала», – вносит свою лепту в дискуссию Энгус Сэмпсон.Лин Шэй, чья героиня сталкивалась с самыми разнообразными демонами и призраками, говорит: «Некоторых демонов из первых двух фильмов я обожала, некоторых ненавидела. Но в фильме появился демон, который всерьез нагнал на меня страху. Он ужаснее всех, которых вы видели ранее». Новый грим и другие специальные эффекты для фильма разрабатывала компания Fractured FX. Уоннелл заявляет: «Специалисты этой компании работали и на съемках первых двух фильмов, и я могу с уверенностью сказать – эти ребята одержимы своим делом и невероятно одаренны. Когда я подкидывал очередную идею Джастину Ралею [генеральный директор Fractured FX], у него загорались глаза от предвкушения интересной работы. В результате предлагаемые им варианты были просто феноменальными».Пели добавляет: «Должен отметить, что заслуги Fractured FX в разработке главного демона выше всяких похвал. Этот персонаж заставить зрителей побледнеть от страха». «Новая глава станет хорошей отправной точкой для зрителей, не видевших ни одного фильма франшизы, но любящих страшилки», – считает Ван.«То еще приключение получилось, – говорит Стив Култер, сыгравший в фильме роль Карла, преемника Элис. – Словно реализовались все страхи, которыми нас пугали в детстве, которыми пугали даже наших мам и пап. Фильмы АСТРАЛ наглядно демонстрируют – все это правда. Особенно если довольно долго всматриваться в темноту».
Отзывы