В начале фильма нам показывают американский танк, пробирающийся по улицам иракского города. Подразумевается, что это штатный танк американской армии периода войны в Ираке - «M1A1 Abrams». Однако у этого танка нет боковых бронированных пластин. И это странно, потому, что на этот танк подобные пластины установлены штатно. Это можно объяснить тем, что для съемок взяли более старую модель танка (возможно даже M60), которую попытались замаскировать под штатный танк. Об этом говорит днище танка - у более ранних моделей - оно скругленное, тогда как у M1A1 - плоское. [00:00:34]Нам показывают, что Крис Кайл якобы решает пойти в армию после того, как увидел по телевизору, как террористы в 1998 году напали на посольство США в Кении и Танзании. После этих событий он почувствовал праведный гнев и самолично решил защитить свою великую страну. До этого он вроде как даже не задумывался о такой карьере и хотел стать обычным ковбоем. В реальности же, сам Крис в книге своих воспоминаний говорит, что на самом деле он буквально со школьной скамьи мечтал попасть в армию, без какой-то привязки к политическим событиям. [00:09:40]Крис отправляется на призывной пункт, чтобы записаться в армию, где вербовщик, оценив его потенциал, практически сразу же предлагает записаться в отряд SEAL - отряд спецопераций ВМС США. На самом же деле, когда реальный Крис Кайл пришел на призывной пункт впервые, его не взяли в первый раз в армию из-за штыря в сломанной на родео руки. В тот раз даже речи не шло про спецназ. Однако, позднее вербовщики сами с ним связались и предложили вступить в отряд SEAL. [00:10:13]Когда Крис заходит в здание вербовочного пункта, видно, что этот пункт расположен на углу улицы и из его окон видна часть соседнего здания. Улица, на которую выходят боковые окна пуста и практически в тени. Но когда нам показывают общение Криса и вербовщика, эту улицу без проблем можно увидеть из окон на заднем плане. И в этот раз она уже оказывается ярко освещенной и там стоит какой-то автомобиль. При том, что времени прошло всего несколько секунд. [00:10:15]Во время очередной жестокого упражнения тренер SEAL спрашивает, сколько лет Крису. Тот отвечает, что ему 30. На самом деле в момент вступления в армию Крису было 24 года. Для чего-то в фильме было решено его немного состарить. Из-за этого, в фильме возникли некоторые ошибки с расчетами. Так, например, исходя из хронологической шкалы фильма Крис и его жена Тайя никак не могли видеть террористическую атаку на всемирный торговый центр вместе. В конце фильма нам показывают год рождения Криса - 1974 год. Но если во время обучения ему было 30 лет, то в армию он пошел в 2004 году. Атака на Всемирный центр же произошла в 2001 году. Но в этот год Крис и Тайя еще не были знакомы. [00:11:00]Главный герой встречает любовь своей жизни Тайю в баре. В процессе их общения, можно заметить, что насыщенность цвета губной помады Тайи меняется от одного операторского плана к другому несколько раз. Она то темнеет, то светлеет. [00:14:25]В этом же баре, можно заметить небольшой анахронизм. На барной стойке, справа от героев стоит большая квадратная бутылка виски «Fireball». Однако эта марка виски появилась в барах только после 2010 года, или даже позже. Даже это свое название виски получило только в 2007 году. То есть гораздо позже, чем происходят действия фильма (приблизительно начало двухтысячных). [00:15:10]Во время телефонных разговоров с Крисом, которые происходят где-то в самом начале двухтысячных-конце девяностых, нам показывают радиотелефон, по которому говорит Тайя. На нем можно заметить логотип компании «at&t». Но подобные телефоны появились только в 2005 году. [00:18:26]Кайл и Тайя на свидании. В тире он выигрывает для нее плюшевого медведя. Затем они вдвоем отправляются на прогулку. Во время сцены стрельбы видно, что океан расположен справа от тира и в него уходит достаточно длинный пирс. Они отправляются по направлению к суше, то есть прочь от океана. Но когда меняется план, то оказывается, что они сейчас находятся где-то на этом пирсе, потому что теперь часть пирса, расположенная за ними гораздо короче, чем была во время стрельбы и нет никаких следов тира, где Кайл выиграл мягкого медведя. [00:19:38]Тайя зовет умывающегося Криса - на экране телевизора нам показывают, как второй самолет ведомый террористами врезается в здания Всемирного Торгового Центра. Из последующей нарезки событий можно понять, что после второго врезавшегося самолета здание начало тут же разрушаться. На самом же деле, после того, как в здание врезался второй самолет, прошло несколько часов до его разрушения. [00:22:29]По мнению многих зрителей и критиков, самый большой недостаток этого фильма, и одновременно самая его большая ошибка в упрощении реальности. Он, манипулируя последовательностью событий и диалогами героев внушает зрителям, что основной причиной вторжения в Ирак стала атака на Всемирный Торговый Центр. На самом деле - все гораздо сложнее и вообще не так. Это два совершенно разных события. На самом деле Америка вторглась в Ирак, чтобы сместить Саддама Хуссейна с поста правителя, якобы под прикрытием поиска в Ираке оружия массового уничтожения (позднее было признано, что никакого химического оружия там нет). Аль-Каиды, с которой в этом фильме боролась Америка в Иране, и на борьбу с которой отправляется главный герой, на момент вторжения в этой стране, просто не было. Даже больше - Саддам Хуссейн изо всех сил боролся с этой организацией на своей территории. А ячейки Аль Каиды появились в Ираке уже после вторжения США и после того, как там воцарился хаос. Но фильм нам показывает совсем иную, неверную картину реальности. Справедливости ради, нужно признать, что в своей книге Крис Кайл указывает причину вторжения близкую к реальной - по его мнению, Америка вторглась в Ирак потому, что они нарушили резолюцию ООН по продаже нефти. [00:24:45]Когда нам показывают Криса во время свадьбы, можно заметить, что у него на руке золотое кольцо. Позднее по фильму, можно заметить, что это кольцо все еще на его руке. Это можно увидеть, например, во время сцены в роддоме, когда он хочет привлечь внимание санитарки к собственной дочери. Но во время вечеринки в конце фильма, это кольцо почему-то становится серебряным с гравировкой. [00:23:58] [01:15:36] [01:54:48]На свадьбе своего старшего брата, Джефф Кайл присутствует в парадной форме морского пехотинца. Немного странно, что у него такая большая фуражка. Она явно ему не по размеру. В армии США довольно щепетильно относятся к внешнему виду парадной формы своих солдат и наверняка бы подобный недостаток был бы устранен. Чего нельзя сказать про костюмеров этого фильма. [00:24:50]Снайперы SEAL вместе с Кайлом выходят из транспорта, чуть позже нам показывают, как морские пехотинцы, которых, как нам говорят, снайперы должны прикрывать, выскакивают из БМП. Странно, что у первого же морского пехотинца на левом плече нашивка первого кавалерийского дивизиона армии США. Это же вообще другой вид войск. [00:25:54]На передней части шлемов практически каждого члена SEAL можно заметить пятиугольную панель. Это специальный модуль «OPS CORE VAS», на который можно крепить различные стандартизованные приспособления, например, прибор ночного видения. Только ошибка в том, что подобный стандарт, а, следовательно, и модуль для установки появился только в 2008 году. И то только в виде прототипа на выставке вооружений. В войсках они появились еще позднее. [00:26:01]Зрителям рассказывают про знаменитого иракского снайпера Мустафу. Оказывается, что он выступал на Олимпийских играх в сборной по стрельбе. Позднее, герой уточняет, что Ирак не выставлял на Олимпиаду сборную по стрельбе. На что получает ответ, что Мустафа сражался за Сирию. Еще позднее нам показывают жилище Мустафы, в котором на стене висит фотография, где он на пьедестале, якобы занимая первое место. Но в реальности Сирия за всю историю Олимпиад выиграла лишь одну золотую медаль - за женскую атлетику. Две другие медали (не золотые) были за Борьбу и Бокс. Никаких золотых медалей за стрельбу. [00:26:24] [00:39:16] [01:19:36]Женщина и ребенок, атакуют американский танк с помощью гранаты РКГ-3. В замедленной съемке нам показывают, что после броска эта граната начинает вращаться в воздухе, перед тем, как она приземлиться и взорваться. Но на самом деле, этот тип гранат оборудован небольшими стабилизаторами и даже парашютом, чтобы предотвратить подобное вращение, и сделать так, чтобы граната упала в цель именно взрывателем вниз. [00:27:05]Крис рассматривает женщину и ребенка в оптический прицел винтовки. В этот момент нам показывают его глаз в этом прицеле. И он увеличен. Хотя на самом деле, как знает любой, кто знаком с оптическими приборами, если смотреть в них с обратной стороны, то предметы будут казаться меньше. То есть глаз Криса должен казаться меньше, а не больше, как показывают нам. [00:27:07]Нам показывают женщину с ребенком несколько раз на фоне танка. И на самом деле - это два разных танка. Их можно отличить друг от друга по тому, что на одном из них есть установленные спереди и по бокам «юбки», защищающие его от пуль и камней, а у второго - эти юбки отсутствуют. [00:27:24] [00:27:54]Странно, что в фильме про снайперов, сама работа снайперов снята так странно и без внимания к деталям. Например, во многих сценах, в которых Крис следит за движущейся целью в прицел, его винтовка почему-то не движется. Но в сцене с мальчиком все еще сложнее. Видно, что мальчик бежит влево от Криса, по направлению к солдатам и танку. Но когда Крис в прицел следит за ним, то он почему-то начинает перемещать винтовку вправо. [00:27:30]Убийство ребенка по фильму оказывает на Криса огромное впечатление и начинает постепенно разрушать его личность. Но на самом деле, Кайл во время своей службы снайпером никогда не убивал детей. По крайней мере так он пишет в своей книге. [00:27:30]Когда Крис возвращается в свой барак, его встречает сосед. И в этой сцене он читает первый выпуск комикса «Punisher MAX». Вот только этот номер вышел только в 2004 году. А первая командировка Криса в Ирак, и как следствие - первое убийство, состоялось за год до этого - в 2003. [00:28:52]Крис в расстроенных чувствах заходит в барак и ставит вещи на койку, соседствующую с его койкой. Видно, что на койке шлем лежит отдельно от рюкзака - рядом с ним. Но когда операторский план меняется, можно заметить, что рюкзак уже стоит прямо на шлеме, при том, что Крис его никак не передвигал. [00:28:56]Сцена в бараке после убийства женщины и ребенка должна была показать, как главный герой платит собственным рассудком за свою службу стране. Показано, как он расстроен этим убийством, и чем дальше по сюжету, тем более сильное напряжение он испытывает, вплоть до посттравматического синдрома. И по фильму становится понятно, что именно это состояние становится той причиной, по которой он отказывается от дальнейшей службы в армии и решает посвятить себя семье, вновь становясь обычным человеком. Однако, на самом деле это ошибка и очередное изменение реальных событий. Настоящий Крис Кайл очень часто говорил, что ему на самом деле очень нравилось убивать иракских солдат. Вплоть до того, что однажды он заявил, что считает правильным просто перебить всех иракцев призывного возраста, вне зависимости от их отношения к войне. Так же он хвастался, что лично убил около тридцати мародеров в Новом Орлеане после урагана Катрина (впрочем, это хвастовство не подтвердилось). То есть в реальности он был совсем не таким чувствительным человеком как его описывают в фильме. Он неоднократно заявлял в различных интервью, что с радостью бы вернулся на службу в Ирак, и продолжил убивать, если бы не его семья и необходимость находится рядом с женой и детьми. [00:29:19]Отряд пехотинцев идет по улице, зрители слышат выстрел из снайперской винтовки, потом раздается звук летящей пули и перед ними падает тело. Солдаты в панике начинают оглядываться, но старший объясняет им, что это работает Крис Кайл, прикрывая их издали. Но как обычно, здесь кинематографисты ошибаются. Крис стреляет из обычной (не дозвуковой винтовки). То есть пуля путешествует быстрее скорости звука. Поэтому, правильная последовательность событий должна быть такой: раздается звук пули, падает тело и только потом будет слышен выстрел. [00:29:47]Еще одна частая ошибка многих фильмов про солдат. То, как они обращаются со своим оружием «в покое». Самое базовое правило, которое вдалбливают буквально силой, всем солдатам - никогда нельзя наводить оружие на других людей, если ты не собираешься, или просто не готов выстрелить. Пусть даже существует стопроцентная уверенность в том, что оно не заряжено - никогда нельзя наставлять оружие на других. Но во многих сценах этого фильма, солдаты достаточно легкомысленно относятся к этому правилу, часто наводя оружие на других солдат. [00:29:50]Зеркало заднего вида, в автомобиле подрывника самоубийцы ведет себя довольно странно. Когда нам показывают автомобиль снаружи - четко видно, что это зеркало на месте - его даже видно через ветровое стекло. Когда же нам показывают вид из автомобиля - то зеркало куда-то пропадает. [00:30:17] [00:30:22] [00:30:28]Непонятно, зачем Крис убивает шофера-самоубийцу. Ведь он никак не мог знать, что произойдет дальше - водитель мог завалиться и наоборот еще сильнее надавить на газ. Он мог не выпустить детонатор из руки, и машина могла врезаться в толпу, чтобы взорваться там. Могло произойти еще множество вариантов. Гораздо проще было просто стрелять по шинам - это наверняка бы изменило поведение автомобиля на такой скорости и его скорее всего просто бы занесло на обочину. [00:30:28]Еще раз скажу, что для фильма про снайперов, здесь довольно небрежное отношение к работе снайперов. Так, например, в момент, когда Крис стреляет в водителя-самоубийцу, он лежит на столе вместе с винтовкой. И все бы нормально, но одна из основных задач снайпера - оставаться незамеченным. То есть стараться делать так, чтобы большая его часть была спрятана. Здесь же Криса можно легко заметить снаружи в окно. Подобных «засад» в фильме слишком много для серьезного и правдивого фильма о снайперах. Впрочем, это касается и вражеского снайпера. Мустафа тоже любит высовываться над различными укрытиями, где его можно легко заметить. [00:30:39]Во многих сценах, когда Крис лежит в засаде, на его руке можно заметить патроны для его винтовки. Они прикреплены к рукаву, и служат для более удобной перезарядки. Но проблема в том, в некоторых кадрах хорошо видно, что на самом деле, у всех этих патронах на капсюле-воспламенителе присутствуют следы от бойка. То есть этими патронами уже стреляли. И видимо потом, в эти гильзы, просто для красоты кинематографической картинки вставили пули. [00:30:57]Крис с подносом еды заходит в столовую под открытым небом, и приятель начинает его подначивать. Крис в ответ начинает кидаться в него едой с подноса. После того, как он выкинул всю свою еду, он зачем-то садится за стол, явно собираясь есть. Но что он будет есть, если всю еду он только что выкинул. Было бы логичнее отправиться назад, за еще одной порцией. [00:34:34]Посреди очередной операции по прикрытию, после того, как он увидел раненного в здании бойца, Крис вдруг решает отправиться к этим солдатам, чтобы вместе с ними зачищать дома. Возникает логичный вопрос о том, понимает ли он, что, поступая таким образом он нарушает прямой приказ своего командира, находиться на точке и прикрывать солдат? Это как минимум грозит трибуналом. Опять же - по логике, находясь на этой точке и делая то, что ему приказали он может гораздо более эффективно прикрывать не только этот отряд, который зачищает дома, но и несколько других, предупреждать о действиях противника и оценивать обстановку вокруг. Поэтому - этот его поступок выглядит совершенно глупым. [00:40:13]В процессе допроса местного жителя о личности Мясника, многие зрители отметили, что актер, играющий его роль на самом деле говорит не на чистом арабском языке. Похоже, что этот актер на самом деле иранец, который говорит на персидском. И это влияет на его акцент. Ну и похоже на то, что он просто повторяет слова, которым его научили, не особо задумываясь об их значении. [00:42:22]Когда отряд солдат отправляется на захват Мясника, можно заметить, что они проезжают мимо большой вывески над открытой верандой кафе. Через некоторое время, когда Крису звонит жена, они проезжают мимо этой же вывески (видна примерно в течении секунды). Похоже, что в процессе съемок они ездили по кругу на съемочной площадке, где были построены декорации разрушенного иракского города. [00:45:24] [00:45:53]Немного странно, что, когда Крис Кайл разговаривает со своей женой в Ираке день. Странно в этом то, что у его жены, которая находится в Калифорнии (именно там они жили до переезда в Техас) - тоже день. Хотя минимальная разница между этими двумя точками около десяти часов. Таким образом, в этих двух точках никак не могло быть одновременного дня. [00:45:48]Неожиданно наблюдать, что, когда беременная женщина навзрыд плачет возле госпиталя, никто из окружающих людей не хочет ей помочь. Вокруг ходят люди, в том числе и врачи, но все игнорируют эту сцену, во что верится с трудом. [00:46:55]Когда Крис возвращается со своей первой командировки, и его встречает жена, можно заметить, небольшую ошибку съемок. Крис идет на встречу своей жене, на нем самом появляется квадратная тень, а затем, на взлетно-посадочной полосе можно заметить тень от оператора и его камеры. [00:51:11]Крис сидит за столом, перед ним между двумя зелеными салфетками на столе стоит стакан с соком. Когда к нему подсаживается Тайя, этот стакан начинает самопроизвольно передвигаться по столу. Он то залазит на одну из этих салфеток, то опять размещается между ними. [00:54:03]Во время второй командировки в Ирак, когда Крис идет по взлетно-посадочной полосе, один из офицеров называет его Чиф. Это обращение к рядовому моряку седьмого класса. Но подобное звание Крис получит только через пять лет - практически перед самым увольнения со флота в 2009 году. [00:57:16]В вертолете один из офицеров говорит, что за голову Криса назначали награду - 180 тысяч долларов. Крис в ответ шутит, чтобы они не рассказывали его жене, он не очень в ней уверен. На самом деле, эту шутку он говорил во время ток-шоу. Ну а вторая, более серьезная ошибка - максимальная награда за голову Криса была всего 80 тысяч долларов. Впрочем, награда была назначена за голову всех снайперов США - по 20 тысяч за человека. [00:59:27]В ночной операции нам показывают отряд морских котиков, которые экипированы приборами ночного вида, прикрепленными к шлемам. Проблема в этой сцене только в том, что эти самые приборы почему-то расположены чуть ли не на уровне их носа. Что несколько странно - ведь во время операции они должны быть легко доступны и находиться прямо на уровне глаз. Если они не нужны, их просто поворачивают наверх, но никак не опускают к носу. [01:01:19]Во время ужина, Крис обнаруживает, что у отца семейства на локтях потертости. Он понимает, что перед ним снайпер. В этом эпизоде есть как минимум две ошибки. Первая в том, что обычно снайперов определяют не по локтям, а по синякам на предплечье - отдача от винтовки часто травмирует стрелка. Вторая ошибка в том, что до этого момента, нам несколько раз показывали его локти и Крис мог их прекрасно разглядеть. Но в этих сценах с ними все было в порядке - по сценарию, Крису еще было не время обнаружить прошлое хозяина дома. [01:01:58] [01:03:51] [01:04:56]Американские солдаты в районе предполагаемого нахождения противника ведут себя откровенно странно. Они поступают так, словно находятся у себя на базе. Зайдя в квартиру, они не закрывают окна, при том, что в комнате горит свет. То есть любой снайпер, или просто идущий по улице прохожий может увидеть, что в этой квартире находится несколько американских солдат в форме и с оружием. Даже во время ужина они сидят на кухне возле большого открытого окна. И опять же - полностью освещены. [01:02:19] [01:04:13]Зрителям демонстрируют панораму Иракского города, по окраинам которого ведется артиллерийский огонь. Странно, что мы слышим взрыв сразу после того, как видим вспышку на дальнем плане. На самом деле, свет путешествует быстрее чем звук, и, следовательно, звук должен приходить уже после того, как мы увидим сам взрыв. Подобное в фильме повторяется несколько раз, что довольно странно, ведь зачастую это наблюдают сами герои. [01:02:56]Нам показывают, что Крис Кайл лично убивает Мясника из Рамади, взрывая его машину. В реальности же такого не происходило - настоящего Мясника поймали члены местных племен, и живым доставили на военную базу США, где и выбросили его прямо в грязь. [01:10:57]После перестрелки, в которой был убит Мясник, американские солдаты сталкиваются с разъяренной толпой местных жителей. Команда решает быстро эвакуироваться на автомобилях. Они загружаются в них, и нам показывают один из бронеавтомобилей сзади. Там сидят несколько солдат, а справа от машины можно заметить еще одного солдата. Точнее его рюкзак. Автомобиль с солдатами отъезжает, а этого солдата почему-то вдруг оставляют в одиночестве. Интересно, что он такого натворил, что его решили оставить посреди разозленной толпы? [01:12:14]С оружием Мустафы - тоже некоторая сложность. Нам говорят, что он в основном пользуется российской винтовкой - СВД (Снайперская винтовка Драгунова). И действительно, во многих сценах он чистит и носит именно эту винтовку. Но в сценах со стрельбой, эта винтовка почему-то заменяется на румынскую копию этого оружия - PSL-54C. Их можно различить по длине магазина (у СВД - длиннее), длине ствола (опять же у СВД - длиннее) и по форме цевья. В сцене, когда Мустафа выбегает на помощь Мяснику это видно лучше всего. Когда он собирает винтовку - он собирает именно СВД, но, когда он уже на крыше - в его руках оказывается румынская винтовка. [01:11:10] [01:11:55]Во время сцены в автомастерской, молодой морской пехотинец узнает Криса и благодарит его за то, что он спас его жизнь на поле боя. После чего, он отдает честь. Как морской пехотинец, он должен был знать, что не принято отдавать честь действующему солдату (пусть и в отпуске), который находится в штатской одежде. Это что-то вроде негласного правила в российской армии - не прикладывать руку к пустой голове. [01:14:34]Когда этот молодой пехотинец начинает рассказывать сыну Криса об его отце, можно заметить, что Крис в этот момент держит руку на плече сына. Когда нам показывают этот момент, можно заметить, что часы на руке Криса закрыты рукавом. Потом план меняется, и рукав оказывается поднят, демонстрируя эти часы. Через некоторое время, они опять исчезают. [01:14:05] [01:14:12]Во время откровенного разговора со своей женой, Крис забрасывает в детскую кроватку множество плюшевых игрушек. В том числе и довольно большого медведя. Но через некоторое время, когда Крис кладет в эту кроватку свою новорожденную дочь, ни одной из этих игрушек в кроватке уже не видно. [01:16:13] [01:17:35]Одна из самых обсуждаемых ошибок этого фильма - в сцене, когда Крис забирает свою новорожденную дочь от Тайи, можно заметить, что на самом деле - это кукла. Она совершенно не попадает своими действиями в озвучку - когда раздается громкий плач, ребенок совершенно неподвижен. А когда эта кукла лежит на груди Криса, она совершенно неподвижна - актеру даже приходится незаметно двигать пальцем её руку, чтобы складывалось впечатление, что она живая. Подобных деталей подтверждающих эту гипотезу в этой сцене достаточно много. Позднее создатели фильма признались, что этот ребенок действительно был куклой. Впрочем, как и показанный в фильме первенец Криса. [01:16:34]После того, как Тайя покормила своего ребенка, она застегивает свою кофточку. Потом камера переключается на Криса, который держит ребенка на груди. Но когда нам вновь показывают Тайю - её кофта опять оказывается расстегнутой. [01:16:39] [01:16:48]По сюжету американские солдаты следят за курьером Мясника, чтобы найти место где он скрывается. Курьер передвигается в микроавтобусе. Солдаты в американской форме, на двух практически идентичных машинах, едут за ним по пустынным улицам иракского города буквально в десяти метрах. Мне кажется, или это совсем не похоже на слежку? Более откровенно было бы, если бы они ехали на броневике с американским флагом над ним. Неудивительно, что их заметили и расстреляли. [01:18:00]Передвижение иракского снайпера Мустафы от точки к точке вызывает просто недоумение. Он, практически не скрываясь, бегает по крышам, с винтовкой наперевес. Неужели он совершенно не боится американских снайперов, которые могут в это время следить за крышами? Как-то самонадеянно с его стороны. [01:19:41]В сцене на крыше, когда два солдата обсуждают обручальное кольцо, вокруг них висит сохнущее белье. Вот только на этом белье видны четкие и ровные складки в виде квадратов. Словно это белье только что достали из упаковки (что кстати, вполне логично для съемок). Свежепостиранное белье, вывешенное на просушку таким точно быть не может. [01:21:12]Один из солдат падает с ранением. Главный герой, вдруг откуда-то понимает, с какой стороны был этот выстрел и начинает стрелять именно в эту сторону. Позднее, уже в лагере, Крис говорит, что он не только узнал направление, но и дальность стрельбы, говоря, что выстрел был произведен с расстояния более тысячи метров. Ладно, можно все это списать на то, что он опытный военный снайпер. Но тогда возникает вопрос - если он знал расстояние, откуда был произведен выстрел - зачем он начал стрелять в ответ? Эффективное расстояние для стрельбы из автоматической винтовки, которой он вооружен - всего шесть сотен метров, то есть он вряд ли мог поразить цель. Зато мог попасть в какого-нибудь случайного гражданского, который оказался в секторе его обстрела. [01:21:20]После 2003 года, в Ираке армия США использовала БМП M2 «Брэдли», а не БМП M113, которую нам показывали в течении всего фильма, в том числе и на более поздних этапах этой войны, и даже в финальной битве этого фильма. [01:24:33]В миссии отмщения за павшего товарища, можно увидеть несколько ошибок. Например, когда нам показывают, что на эту операцию отправляются три автомобиля Хамви и один БМП М113. В своей книге Кайл писал, что в этой операции принимали участие только два БМП Бредли. Кроме этого, с этими тремя Хамви, происходит довольно странные изменения. Так, в конце сцены, можно увидеть, что на одной из этих машин череп «Карателя» нарисован на черном фоне, на второй машине - этот череп нарисован тонкими черными линиями на песочном цвете, а у третьей броня, защищающая стрелка - совершенно чистая. Но до этого нам показывали только два автомобиля. На одном из них броня чиста, а на второй символ «Карателя» нанесен жирным черным цветом и повернут немного иначе. [01:24:35]Чуть позже, один из этих автомобилей врезается в автомобиль, наполненный повстанцами и затем ударяется в стену. В этой сцене можно заметить, что боковая часть капота заметно повреждена, а её боковое зеркало также отлетает в сторону. Но на точку проведения операции все три машины прибывают совершенно неповрежденными, в целости и сохранности. [01:24:42]Довольно странно поведение этих солдат, когда они зачищает здание. По правилам проверки зданий, у тех, кто идет позади, оружие должно быть опущено вниз. Те, кто идет впереди, при входе в комнату оружие держат перед собой, направляя его на источники потенциальной опасности. Тут же многие из солдат держат оружие стволом вверх, плюс еще, когда Крис заходит в одну из комнат, он почему-то тоже держит свой карабин стволом вверх. И это при том, что он не знает, что ожидает его внутри. [01:25:37]Во время похорон, один из солдат, складывающих флаг носит у себя на правой стороне мундира плану «Стрелка эксперта» - синяя лента, с небольшими зелеными полосками и буквой Е в центре. Но это неверно. По правилам ношения медалей на военном морском флоте он должен носить соответствующую этой планке медаль на левой стороне мундира. [01:27:58]После складывания американского флага, один из военнослужащих подносит и отдает этот флаг жене погибшего. Ошибка этой сцены в том, что он отдает этот треугольный флаг углом к родственнице. В церемонии военных похорон подобное действие считается оскорбительным. Сложенным треугольником флаг должен передаваться родственникам только плоской стороной - основанием. Впрочем, возможно это было задумкой режиссера, чтобы дополнительно подчеркнуть двусмысленность письма погибшего. [01:28:14]Кстати, насчет этого письма. На самом деле - это очередная выдумка создателей фильма. Сам Крис никогда так не говорил про своего друга, как он говорит в фильме. О том, что это письмо его погубило, и заставило сомневаться. В своей книге и интервью он наоборот отзывался о погибшем друге с уважением. И да, это посмертное письмо позднее было напечатано в газете и там нет никаких слов сомнений в себе, друзьях и войне, как это нам пытаются показать в фильме. [01:29:18]Когда Крис посещает своего раненого друга Бигглза в больнице, он протягивает свою правую руку, чтобы Бигглз мог нащупать её. Но когда план меняется, то оказывается, что Крис уже держит его руку своей левой рукой. [01:29:54]Во время своего посещения больницы, Крис почему-то носит кепку. По традиции, любой военнослужащий, находящийся на службе не может носить какой-либо головной убор в медицинских учреждениях (конечно за исключением ряда особых случаев). Это делается, чтобы отдать честь и показать свое уважение к раненым и умирающим, находящимся в этом заведении. Впрочем, эта сцена - не исключение - во всех остальных больницах, он продолжает носить эту кепку, не снимая. [01:30:51]Автомобили Хаммер, точнее Хамви - военная версия Хаммера, в течении всего фильма остаются неизменными. Хотя в 2006 году, в Ирак начали поставляться более усовершенствованные и бронированные их версии. Они отличаются от обычных пуленепробиваемыми стеклами, некоторыми дополнительными деталями, и что более заметно - более толстыми и бронированными дверьми. Но в фильме это почему-то не нашло отражение [01:33:26]Когда Крис Кайл убивает повстанца с РПГ, тот после смерти роняет свое оружие. Нам показывают несколько различных планов этой сцены, и на всех РПГ меняет свое положение. В начале видно, что оно падает ему на ноги, затем оказывается лежащим возле его ног, а в третьем плане РПГ лежит довольно далеко от трупа. [01:35:00]Подобное повторяется еще один раз, когда этот РПГ подбирает мальчишка. После того, как он бросает его, видно, что он отбрасывает его от мертвого тела, а затем убегает. Но чуть позже, на другом плане, гранатомет лежит практически рядом с телом. [01:35:55]Зрителям объясняют, что американские солдаты строят стены посреди города, чтобы изолировать за ней местную Аль-Каиду. И на самом деле все было немного не так. Как они могут изолировать тех, о ком даже не знают? Членом Аль-Каиды может быть любой житель этого города. Да, американцы действительно строили стены в различных городах, но делали это, например, для того, чтобы отделить друг от друга внутрирайонные анклавы шиитов и суннитов - последователей двух противоборствующих направления ислама. Или для защиты важных магистралей от самодельных взрывных устройств. Стены применялись также как разделитель города на отдельные районы. В битве за Садр-Сити, которую нам показывают в фильме, солдаты действительно возводили стены вокруг шиитского района (а не Аль-Каиды), но делали это по ночам, под прикрытием танков и вертолетов. [01:36:32]Штаб отправляет на разведку дрон. Нам показывают, как он пролетает мимо камеры. Правда звук, который раздается при этом принадлежит явно не дрону. Это больше похоже на звук двигателя небольшого самолета. Предположительно «Cessna 172». [01:37:25]Нам показывают, как Мустафа убивает американского солдата, который помогает в строительстве забора. Нам показывают, что пуля из СВД проходит сквозь тело, оставляя на противоположной стороне от выстрела пятно крови. И это странно, потому что судя по всему, на солдате надет бронежилет. А бронежилет вполне способен выдержать выстрел из винтовки СВД, тем более, с такого расстояния. Тем более сомнительно то, что пуля смогла пробить тело солдата насквозь. [01:40:58]Когда Крис настраивает прицел своей винтовки для финального выстрела, видно, что прицельная сетка поднимается вверх. Но на самом деле все не совсем так. Если Крис настраивает винтовку для стрельбы на более далекую дистанцию, чем та, на которую она была настроена ранее (а это так, потому что он озвучил рекордное расстояние до цели). А значит ствол должен быть поднят выше, чем сейчас. И как следствие, прицельная сетка должна опускаться вниз. [01:42:21]Еще одна подмена реальности в том, что на самом деле, в книге иракскому снайперу Мустафе посвящено что-то вроде нескольких абзацев. В этих абзацах Крис рассказывает о том, что среди американских солдат ходили упорные слухи о существовании на вражеской стороне такого известного снайпера. И что он их только слышал, но никогда лично Мустафу не встречал. Так что на самом деле, никакой долгой дуэли в течении нескольких командировок между этими снайперами в реальности не было. И как говорит сам Крис, похоже, что в конце этого Мустафу убил кто-то другой. А может быть и не убил - все опять же, по слухам. [01:43:54]По фильму этот знаменитый выстрел Криса - рекордный по расстоянию, был произведен во вражеского снайпера Мустафу, и привел к перестрелке, которую прервала песчаная буря. В реальности этот выстрел был произведен в более спокойной обстановке и целью был повстанец, вооруженный гранатометом. Ну и как следствие никакой последующей перестрелки просто не было. А тем более песчаной бури. [01:43:55]Когда Крис понимает, что к зданию, где он сидит приближаются вражеские солдаты, он хватает свою автоматическую винтовку и бросается к краю крыши. Когда он производит первый выстрел, видно, что с механизма удаления гильз отходит специальная крышка, служащая для защиты внутренностей оружия от песка. Но этот механизм не должен открываться после первого выстрела. Он открывается в тот момент, когда оружие приведено в боевую готовность, то есть защита от песка уже должна быть открыта перед первым выстрелом. [01:45:00]Очень странно, что в этой (и в нескольких более ранних сценах), когда Крис стреляет из своего карабина, видны вспышки. Странно это потому, что его карабин оборудован глушителем, и как следствие - устройством для подавления вспышек. Так что - никаких вспышек от этой винтовки быть не должно. Тем более, таких заметных даже при дневном свете. Ну и еще одна частая ошибка, которая кочует из фильма в фильм - на самом деле звук, «измененный» глушителем звучит примерно, как громкий хлопок в ладоши, и не практически бесшумный звук, как это показывают в фильме. [01:46:07]После того, как Крис возвращается «на гражданку», он заходит в бар. На телевизоре, который висит за стойкой идет баскетбольная игра. В ней нам показывают студенческую команду Южной Каролины и её знаменитого игрока Ренальдо Балкмана. Но Балкман закончил обучение и значит прекратил играть в студенческой лиге еще в 2006 году. А последняя командировка Криса закончилась уже в 2008 году. [01:52:08]Кстати, в этом баре флаг над стойкой висит неправильно - он явно зеркально отражен. Это довольно сильное нарушение этикета флагов. И такой патриот как Крис Кайл, возможно даже возмутился бы подобным положением дел. [01:52:09]После того, как Крис возвращается домой, его дочь празднует свой День Рождения на заднем дворе. Крис выходит из дома и садится на крыльцо. Там он общается со своей женой, и больше ничего не делает. Но затем, происходит инцидент с собакой - он бросается на помощь своему сыну, на которого, по его мнению, напала собака. Когда Крис только поднимается с крыльца, можно заметить, что джинсы на его колене мокрые. Он никак не мог замочить колено, ведь он не делал ничего такого что смогло бы испортить ему джинсы. Возможно, что это произошло во время съемок предыдущих дублей, когда он становился на колено, чтобы схватить собаку. [01:55:32]Когда Крис со своей семьей переезжает из Калифорнии в Техас, они едут на небольшом грузовике. Прибыв на место, он с сыном начинает его разгружать. Можно заметить, что вначале Крис передает сыну две коробки, а затем сам берет в руки одну большую и длинную коробку. Но когда он заходит в дом, видно, что это не одна, а две поставленных друг на друга коробки. [01:59:49]В конце фильма сын Криса играет в консоль, и можно заметить, что он держит в руках джойстик от консоли Xbox One. События этой сцены происходят в феврале 2013 года - прямо перед смертью главного героя. А эта консоль была выпущена только в конце 2013 года. Кстати, когда сын предлагает отцу поиграть в игру Skylanders, Крис говорит, что персонаж сына обогнал его персонажа по уровням. Но в этой игре нет уровней персонажа. [02:01:28] [02:03:05]
Отзывы