"Робот по имени Чаппи" или маленький ребенок в теле боевой машины
После не слишком удачного заигрывания с эпической фантастикой в фильме «Элизиум: Рай не на Земле» выходец из ЮАР Нил Бломкамп вернулся в родной Йоханнесбург и снял куда более скромную и «интимную», но все еще научно-фантастическую ленту, которая сразу же вызывает в памяти популярные «робот-хиты» 1980-х. «Робот-полицейский», «Короткое замыкание», «Терминатор»… «Чаппи» отдает дань уважения всем этим картинам, а порой и откровенно их копирует. Так, сконструированный Винсентом Муром «Лось» – усовершенствованный клон ED-209 из «Робота-полицейского». Да, он не спотыкается на ступеньках, поскольку умеет летать, управляет им не искусственный интеллект, а человек в нейрошлеме, а его военное вооружение больше подходит для боевых действий, чем для уличных перестрелок. Но если поставить две машины рядом, на расстоянии их легко спутать. Это не делает Бломкампу чести – Чаппи был достоин оригинального, а не клонированного противника.
Заглавный робот – это, бесспорно, лучшая часть постановки. Маленький ребенок в теле боевой машины, Чаппи сочетает обаяние и энтузиазм наивного мальчишки с технической изощренностью и мощью полицейского робота. Он не может заблудиться, потому что в него встроен GPS, но он не может и понять, почему быть гангстером не так круто, как убеждает его в этом суровый «папа»-бандит. А когда вспоминаешь, что Африка – континент не только детей-преступников, но и детей-солдат, осознаешь, что фильм, не читая зрителям мораль, завуалированно напоминает о вполне реальных и кошмарных проблемах, стоящих перед «колыбелью человечества». Чаппи всего за несколько дней превращается из нежного и добродушного трусишки в сурового «терминатора», пробивающего врагами стены (явная цитата из «Терминатора 3»). А сколько нужно времени, чтобы сделать солдата из ребенка, которому всучили «Калашников» и отправили воевать?
Конечно, титановая броня, стальные мышцы и лицо-дисплей делают Чаппи совершенно не похожим на человека. Но картина ни на минуту не дает забыть, что перед нами большой ребенок, которым манипулируют взрослые – порой из лучших, но куда чаще из худших побуждений. И Чаппи вызывает наибольшую симпатию, когда пытается думать своим умом и делать то, что считает нужным он, а не его «родители». Впрочем, этот робот симпатичен всегда – даже когда выбрасывает водителей из дорогих машин, потому что «папа» убедил его, что все эти люди украли у него, «папы», коллекцию шикарных автомобилей. И он потрясающе анимирован – невозможно поверить, что на экране не человек в костюме и не реальный робот, а нарисованное на компьютере существо. Впечатляют и экшен-сцены картины – не столь многочисленные, как обычно в фантастических триллерах, но зато энергичные, разборчивые и драматичные. Полная противоположность скучному мельтешению огоньков из недавнего «Восхождения Юпитер». Особенно круто смотрится, разумеется, бой с «Лосем», в котором помимо двух роботов вынужденно участвуют враждующие бандитские группировки.
Есть ли у фильма промахи? Помимо уже упомянутого наглого копирования это кастинг. Не весь – Дев Патель, Хью Джекман (в редкой для него злодейской роли), Сигурни Уивер, сыгравшая главу фирмы, где работают Уилсон и Мур, в фильме на своих местах. Равно как и колоритные исполнители второстепенных, преимущественно бандитских ролей. А вот с приглашением на роли «папы» и «мамы» Чаппи участников южноафриканской рейв-рэп-группы Die Antwoord режиссер обмишурился. Не поймите нас неправильно, у Ниндзя и Йоланди термоядерная харизма, и они не просто так стали международными звездами без всякой рекламной поддержки, за счет одних лишь «вирусных» клипов. Однако фишка Die Antwoord – саркастичная «фейковость», хипстерство 80-го уровня, имитация выходцами из артистической тусовки стиля и поведения бандитствующего «белого быдла» Южной Африки. В музыке это работает, в клипах это смотрится на ура. Но когда Ниндзя и Йоланди изображают настоящих бандитов, это выглядит так же смехотворно, как если бы Тимати (помните Тимати?) сыграл «крутого гангсту» в серьезном кино вроде «Бригады».
Мало того, ребята из Die Antwoord играют свои роли не просто как актеры, которые еще и музыканты. Оба на экране в своем обычном сценическом гриме и в своих обычных клиповых нарядах, саундтрек наполовину состоит из их музыки, а когда Ниндзя украшает Чаппи «татуировками», он среди прочего рисует логотип своего второго альбома Ten$Ion. Соответственно, выглядят они не как персонажи, а как поп-звезды, которые заглянули в телепередачу, чтобы прорекламировать свой очередной релиз. В иронической комедии это еще бы «проканало». Но на фоне искренности Чаппи и правдоподобия прочих актеров фальшивость Ниндзя и Йоланди нестерпима. Особенно в случае Йоланди. У ее напарника получился почти убедительный мерзавец-бандит, потому что Ниндзя, судя по сообщениям в прессе ЮАР, и в жизни подонок. Пишут, что он так нагло и безобразно вел себя на съемках, что его роль была сокращена, а прежней дружбе между Бломкампом и Die Antwoord пришел конец.
В целом «Чаппи» находится где-то на полпути между полуудачей «Элизиума» и безусловным успехом «Района № 9», замечательного дебюта Бломкампа. Картина не блещет оригинальностью, но покоряет обаянием персонажей и густой атмосферой криминального Йоханнесбурга, а когда герои начинают стрелять, то хочется, чтобы их сражения длились как можно дольше – так эффектно и напряженно они смотрятся. В свою очередь, «качающая» музыка южноафриканцев удивительно неплохо сочетается с голливудско-пафосным симфоническим саундтреком Ганса Циммера, а вот на экране музыкальные звезды смотрятся не так хорошо, как Бломкамп надеялся. Стильность стильностью, а убедительность в драматичном кино о маленьком ребенке куда важнее. Даже если этот ребенок не пробивается гранатометом.
8
,1
2015, США, Фантастика
120 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
После не слишком удачного заигрывания с эпической фантастикой в фильме «Элизиум: Рай не на Земле» выходец из ЮАР Нил Бломкамп вернулся в родной Йоханнесбург и снял куда более скромную и «интимную», но все еще научно-фантастическую ленту, которая сразу же вызывает в памяти популярные «робот-хиты» 1980-х. «Робот-полицейский», «Короткое замыкание», «Терминатор»… «Чаппи» отдает дань уважения всем этим картинам, а порой и откровенно их копирует. Так, сконструированный Винсентом Муром «Лось» – усовершенствованный клон ED-209 из «Робота-полицейского». Да, он не спотыкается на ступеньках, поскольку умеет летать, управляет им не искусственный интеллект, а человек в нейрошлеме, а его военное вооружение больше подходит для боевых действий, чем для уличных перестрелок. Но если поставить две машины рядом, на расстоянии их легко спутать. Это не делает Бломкампу чести – Чаппи был достоин оригинального, а не клонированного противника. Заглавный робот – это, бесспорно, лучшая часть постановки. Маленький ребенок в теле боевой машины, Чаппи сочетает обаяние и энтузиазм наивного мальчишки с технической изощренностью и мощью полицейского робота. Он не может заблудиться, потому что в него встроен GPS, но он не может и понять, почему быть гангстером не так круто, как убеждает его в этом суровый «папа»-бандит. А когда вспоминаешь, что Африка – континент не только детей-преступников, но и детей-солдат, осознаешь, что фильм, не читая зрителям мораль, завуалированно напоминает о вполне реальных и кошмарных проблемах, стоящих перед «колыбелью человечества». Чаппи всего за несколько дней превращается из нежного и добродушного трусишки в сурового «терминатора», пробивающего врагами стены (явная цитата из «Терминатора 3»). А сколько нужно времени, чтобы сделать солдата из ребенка, которому всучили «Калашников» и отправили воевать? Конечно, титановая броня, стальные мышцы и лицо-дисплей делают Чаппи совершенно не похожим на человека. Но картина ни на минуту не дает забыть, что перед нами большой ребенок, которым манипулируют взрослые – порой из лучших, но куда чаще из худших побуждений. И Чаппи вызывает наибольшую симпатию, когда пытается думать своим умом и делать то, что считает нужным он, а не его «родители». Впрочем, этот робот симпатичен всегда – даже когда выбрасывает водителей из дорогих машин, потому что «папа» убедил его, что все эти люди украли у него, «папы», коллекцию шикарных автомобилей. И он потрясающе анимирован – невозможно поверить, что на экране не человек в костюме и не реальный робот, а нарисованное на компьютере существо. Впечатляют и экшен-сцены картины – не столь многочисленные, как обычно в фантастических триллерах, но зато энергичные, разборчивые и драматичные. Полная противоположность скучному мельтешению огоньков из недавнего «Восхождения Юпитер». Особенно круто смотрится, разумеется, бой с «Лосем», в котором помимо двух роботов вынужденно участвуют враждующие бандитские группировки. Есть ли у фильма промахи? Помимо уже упомянутого наглого копирования это кастинг. Не весь – Дев Патель, Хью Джекман (в редкой для него злодейской роли), Сигурни Уивер, сыгравшая главу фирмы, где работают Уилсон и Мур, в фильме на своих местах. Равно как и колоритные исполнители второстепенных, преимущественно бандитских ролей. А вот с приглашением на роли «папы» и «мамы» Чаппи участников южноафриканской рейв-рэп-группы Die Antwoord режиссер обмишурился. Не поймите нас неправильно, у Ниндзя и Йоланди термоядерная харизма, и они не просто так стали международными звездами без всякой рекламной поддержки, за счет одних лишь «вирусных» клипов. Однако фишка Die Antwoord – саркастичная «фейковость», хипстерство 80-го уровня, имитация выходцами из артистической тусовки стиля и поведения бандитствующего «белого быдла» Южной Африки. В музыке это работает, в клипах это смотрится на ура. Но когда Ниндзя и Йоланди изображают настоящих бандитов, это выглядит так же смехотворно, как если бы Тимати (помните Тимати?) сыграл «крутого гангсту» в серьезном кино вроде «Бригады». Мало того, ребята из Die Antwoord играют свои роли не просто как актеры, которые еще и музыканты. Оба на экране в своем обычном сценическом гриме и в своих обычных клиповых нарядах, саундтрек наполовину состоит из их музыки, а когда Ниндзя украшает Чаппи «татуировками», он среди прочего рисует логотип своего второго альбома Ten$Ion. Соответственно, выглядят они не как персонажи, а как поп-звезды, которые заглянули в телепередачу, чтобы прорекламировать свой очередной релиз. В иронической комедии это еще бы «проканало». Но на фоне искренности Чаппи и правдоподобия прочих актеров фальшивость Ниндзя и Йоланди нестерпима. Особенно в случае Йоланди. У ее напарника получился почти убедительный мерзавец-бандит, потому что Ниндзя, судя по сообщениям в прессе ЮАР, и в жизни подонок. Пишут, что он так нагло и безобразно вел себя на съемках, что его роль была сокращена, а прежней дружбе между Бломкампом и Die Antwoord пришел конец. В целом «Чаппи» находится где-то на полпути между полуудачей «Элизиума» и безусловным успехом «Района № 9», замечательного дебюта Бломкампа. Картина не блещет оригинальностью, но покоряет обаянием персонажей и густой атмосферой криминального Йоханнесбурга, а когда герои начинают стрелять, то хочется, чтобы их сражения длились как можно дольше – так эффектно и напряженно они смотрятся. В свою очередь, «качающая» музыка южноафриканцев удивительно неплохо сочетается с голливудско-пафосным симфоническим саундтреком Ганса Циммера, а вот на экране музыкальные звезды смотрятся не так хорошо, как Бломкамп надеялся. Стильность стильностью, а убедительность в драматичном кино о маленьком ребенке куда важнее. Даже если этот ребенок не пробивается гранатометом.