Режиссер Роб Леттерман с самого начала определился – при создании монстров специалисты должны были сочетать реальные костюмы и компьютерную анимацию. Для некоторых героев шились костюмы, и готовился пластический грим – они работали на съемочной площадке сами. Другие полностью создавались на компьютерах. Были и третьи, в костюмах которых реальные и компьютерные эффекты гармонично сочеУчитывая тираж в 400 млн. экземпляров, который разошелся по всему миру, «Ужастики» стали одной из самых успешных книжных франшиз. Серия бестселлеров будоражила воображение не одного поколения читателей. Компании Columbia Pictures и Sony Pictures Animation решили экранизировать популярную серию. На больших экранах оживут десятки всемирно известных героев книг Роберта Лоуренса Стайна. Роль великого детского писателя исполнил Джек Блэк.Продюсер Дебора Форте отлично понимает, почему серия вызвала такой резонанс в читательской аудитории: «Читая книги серии «Ужастики», получаешь удовольствие от страха. Героям историй стали обычные дети, очень похожие на юных читателей. Их ждали невероятные приключения, о которых мальчишки и девчонки могли только мечтать! «Ужастики» были настоящим феноменом в литературном мире, привлекавшим самых предвзятых читателей». Форте является президентом Scholastic Media и EVP of Scholastic, Inc., издательского дома, который публиковал книги серии «Ужастики».Кинематографисты, включая режиссера Роба Леттермана, Дебору Форте и продюсера Нила Х. Морица, столкнулись со сложной дилеммой – всего было издано около 200 различных книг серии, так какую же из них экранизировать? Было найдено универсальное решение –героями фильма стали самые яркие персонажи из книг Стайна, а ему самому отдали главную роль. «Мы хотели сделать так, чтобы фильм был на порядок зрелищнее, чем книги и телесериал, – говорит Форте. – В сценарии надо было не только передать истинную сущность книг серии «Ужастики», но и сделать фильм масштабным и эффектным, привлекательным для современной аудитории».Основная суть книг заключалась в соблюдении правильного баланса. Читатели не должны были потерять интерес к серии, поглатывая одну книгу за другой. «Книги страшны, но не слишком; в них есть юмор, но и его в меру, – объясняет Мориц. – Мы хотели сделать так, чтобы юные зрители могли без труда понять мотивы главных героев и сопереживать им; чтобы им было весело в компании Джека Блэка, который сыграл роль Стайна. Джек никому не даст заскучать». «Страшное и смешное отлично сочетаются, как хлеб и масло», – считает Блэк. Соглашаясь с актером, продюсеры утверждают, что хотели добиться идеальной комбинации юмора, приключений и триллера. Блэк утверждает, что пропорции были выверены так, словно сценарий писал сам Стайн. «На первой встрече со Стайном он дал нам бесценный совет – придерживаться общей тональности книг, – вспоминает Блэк. – Ему понравился сценарий, ему импонировало то, что его роль играл именно я. Словом, он благословил нашу работу». «Для меня грамотное сочетание ужасов и юмора играет огромную роль, – утверждает Стайн. – Насколько они сочетаются в моих книгах? Достаточно ли они сбалансированы? Я всегда называл серию «Ужастики» «безопасными страшилками», потому что дети знают, чего им ожидать в следующей главе. Они могут участвовать в самых захватывающих и леденящих кровь приключениях и при этом чувствовать себя в полной безопасности. У меня камень с плеч свалился, когда я прочитал сценарий и понял, что он написан в том же стиле, что и книги». «Тональность фильма стала едва ли не главным аспектом в нашей работе... и едва ли не самым сложными, – признается Леттерман. – Мне очень нравятся старые фильмы студии Amblin, потому что они рассказывают о реальной жизни; юные герои фильмов сталкиваются с обычными проблемами. Затем в наш мир попадает нечто сверхъестественное или магическое, но это воспринимается естественно, как неотъемлемая часть реальности. Это был, пожалуй, самый важный момент в «Ужастиках», и мне было очень важно сохранить его». Режиссер продолжает: «Кроме того, мне хотелось соблюсти баланс между комедией и триллером, чтобы фильм не был слишком страшными для детей, но в то же время, чтобы в нем нашлось место для мрачных шуток, которые сделали серию популярной».Силой воображения сценаристов герой Блэка описал множество самых невероятных существ. Там, где только было возможно, создатели старались создавать настоящих монстров, используя пластический грим и специальные эффекты. «Мы создавали всех монстров, каких только смогли, – говорит Роб Леттерман. – К компьютерной графике прибегали лишь в крайнем случае. Некоторые создания сочетали реальные костюмы и компьютерную графику. Мне не хотелось, чтобы монстры выглядели карикатурно. Кроме того, я понимал, что актерам куда приятней и легче будет работать с реальными существами, чем выискивать взглядом маркеры глаз монстра, которого впоследствии дорисуют компьютерщики. Реальные костюмы и эффекты создавали какую-то волшебную атмосферу, которой были пропитаны и книги. Потерять ее очень не хотелось».Главным антагонистом становится герой последней книги Стайна – Болванчик Слэппи. По фильму Слэппи – альтер-эго Стайна, замышляющий разные интриги. Продюсеры попросили специалистов компании Ironhead Studio создать реалистичный говорящий манекен, который был бы во многом похож на Джека Блэка. Марионетка управлялась вручную (без единого электронного устройства) кукловодом Эйвери Ли Джонсом, который получил эту работу, пройдя национальный кастинг. Под его чутким контролем Слэппи мог очень многое: вращать головой, двигать губами, смотреть в разные стороны, моргать, удивляться и двигать бровями. Специалист Ironhead Studio Джейк МакКиннон следил за тем, чтобы кукла постоянно находилась в функциональном состоянии.Компанию Слэппи составляют многие другие герои книг Стайна: Упыри из книги «Attack of the Graveyard Ghouls», Леди Змея из «Escape from the Carnival of Horrors», Болотный Монстр из книги «You Can't Scare Me!», Принцесса Египта из книги «Возвращение мумии», Кронби пещерный тролль из книги «Каникулы в джунглях», Злой клоун из книги «When the Ghost Dog Howls», Вампиры из книги «Дыхание вампира», Колдун-медик из книги «Каникулы в джунглях», Госпожа Судьба из книги «Help! We Have Strange Powers!», Палач из книги «Ночь в башне ужаса», Пират из книги «Creep from the Deep», Нечисть из книги «Вся нечисть», Маска одержимости из книги «Маска одержимости», Пугала из книги «Пугало гуляет в полночь»Тыквоголовые из книги «Attack of the Jack O’Lanterns», Мумия из книги «Возвращение мумии», Снежный человек из книги «Загадка снежного человека», Оборотень из книги «Оборотень из болот», Гномы из книги «Месть садовых гномов», Ком-Пожиратель из книги «Тайна пишущей машинки», Игрушечные роботы из книги «Toy-Terror: Batteries Included», Пришельцы из книги «Invasion of the Body Squeezers», Пудель-вампир из книги «Please Don't Feed the Vampire!» и гигантский богомол из книги «Улица Страшных снов». Какой из этих персонажей понравился Блэку больше всего? «Разумеется, Болванчик Слэппи», – не задумываясь, отвечает актер. Блэк отметил, что это, скорее всего, потому, что Слэппи очень похож на него. А кроме Слэппи? «Пришельцы или Болотный монстр, – говорит он. – Этот монстр – мерзкая болотная тварь, но под правильным углом он очень похож на задницу. Может назвать его Задомордый?»Главную роль Роберта Лоуренса Стайна в фильме сыграл Джек Блэк. По словам актера, ему пришлось потрудиться над этой ролью, поскольку Стайн – очень необычный персонаж. «Я несколько раз перечитал сценарий и каждый раз ловил себя на мысли, что мой герой и непохож на меня, и говорит как-то иначе, – объясняет Блэк. – Трудно себе представить, что чувак из фильма ШКОЛА РОКА превратился в детского писателя Р. Л. Стайна. Это уважаемый, серьезный автор, я никогда прежде не играл подобных ролей. Я много работал над голосом моего героя, решив, что у него должен быть акцент, как у Орсона Уэллса. Кроме того, мне кажется, что у этого человека должен быть идеальный вкус на качественные вещи».Разумеется, персонаж Блэка был совершенно не похож на настоящего Р. Л. Стайна. В реальной жизни писатель – довольно веселый и общительный дяденька. «Мне нравится вживаться в различные образы, представлять, что может прятаться в человеке за фасадом, – говорит Блэк. – Когда я работаю над акцентом, или персонаж ведет себя не так, как я в обычной жизни, я могу освободиться от повседневной рутины. Окажись я бы на месте многих сыгранных мною героев, я бы чего-то нипочем не сказал чего-то и в жизни никогда чего-то не сделал. Когда надеваешь маску и изменяешь голос, тебе проще выразить свои чувства и переживания».В общем, ничего страшного в том, что Блэк не похож на настоящего Стайна – персонаж в его исполнении смешон и просто создан для этого фильма. «Самое забавное в моем персонаже – то, как трепетно и ревностно он относится к своему послужному списку, – говорит актер. – Ему представилась шикарная возможность поважничать и показать всем, особенно Чэмпу, что он лучше других. В начале фильма он отчаянно пытается помешать роману Зака и Ханны и считает Чэмпа глупцом. Но по мере развития сюжета именно эти люди становятся его лучшими друзьями». «Мы встречаемся с Джеком уже на третьей съемочной площадке, так что у нас было время хорошо узнать друг друга, – говорит Леттерман. – Было очень забавно наблюдать за тем, как он пробует свои силы в этом новом для него амплуа. Я-то знаю, что Джек – профессиональный актер и способен сыграть практически любую роль. Но весь остальной мир пребывает в заблуждении, что Джек Блэк может играть только комедийные роли. Что ж, у него появился отличный шанс показать всем, что помимо комичных образов, он хорошо справляется и с драматичными амплуа. Хотя, его опыт в комедийном жанре пришелся очень кстати. Джек задает общую тональность фильма – с одной стороны, он дает зрителям понять, что фильм будет хорошо воспринят детьми, с другой стороны, в картине поднимаются довольно серьезные вопросы».Компанию Джеку Блэку на съемочной площадке составило трио юных актеров: Дилан Миннетт сыграл роль Зака, Одейя Раш – роль Ханны, а Райан Ли – роль Чэмпа. По сюжету фильма квартет должен отловить всех монстров и заточить их в страницы соответствующих книг Стайна. Командная работа требовала от актеров не только знание своих ролей, но и хорошего взаимопонимания. Поэтому Леттерман встречался не только с каждым из актеров в отдельности, но и пригласил всех четырех на прослушивание, чтобы убедиться в том, что они будут гармонично смотреться вместе.Дилан Миннетт признается, что ему очень нравится серия книг «Ужастики». По его подсчетам за несколько лет он перечитал более шестидесяти книг серии, и это очень помогло ему готовиться к роли. Актер говорит: «Я отлично знал всех монстров – и Снежного человека из книги «Загадка снежного человека», и Оборотня из книги «Оборотень из болот», и «Night of the Living Dummy»… Моей любимой книгой серии «Ужастики» была «Улыбнись или умри», хотя и «The Haunted School» тоже была очень страшной».Разумеется, Миннетт не оставил без внимания Слэппи – главного антагониста картины. «Любого напугает чревовещающая кукла со злобными намерениями, – считает актер. – Никогда не забуду момент, когда Слэппи ожил у меня на глазах. Эйвери, который управлял Слэппи, на удивление ловко контролировал своего подопечного – в его руках болванчик оживал. Он был именно таким, каким я его себе представлял, когда читал книги».Миннетт говорит, что, как и во многих книгах серии «Ужастики», в фильме описываются повседневные проблемы, с которыми сталкивается его герой. Во всяком случае, до того момента, когда он освобождает из темницы чудовищ. «Зак только что переехал из Нью-Йорка в городок Мэдисон, штат Делавер, – рассказывает актер о своем герое. – Он не хотел расставаться ни с родным городом, ни со своими друзьями. Он привык к жизни в мегаполисе, а теперь ему приходится привыкать к жизни в глубинке, в городке, в котором, как ему кажется, вообще невозможно существовать». Несмотря на то, что Зак быстро подружился с Ханной и Чэмпом, ломку от перемены места жительства ему еще предстоит пережить, не говоря уже о том, что ему предстоит справиться с парой десятков монстров, атакующих город.Роль Ханны сыграла израильская актриса с американскими корнями Одейя Раш. «Стайн пытается защитить дочь от любых тягот и невзгод, – рассказывает она, – поэтому они часто переезжают с места на место, и у Ханны не так много времени, чтобы завести настоящих друзей. Фактически, отец пытается уберечь дочурку от всего мира. К тому времени, когда Зак переезжает в дом по соседству, Ханна вообще отвыкла общаться со сверстниками. Так что ей в радость поговорить с парнишкой ее возраста. Может показаться, что поначалу она относится к нему с некоторым недоверием, но только потому, что такое общение ей в новинку».Раш говорит, что она бы с радостью приняла участие в работе над любым проектом, так или иначе связанным с серией книг «Ужастики». «Особенно мне запомнились обеды на съемочной площадке, – улыбается актриса. – Во время перекуса я могла сидеть рядом с «заморженными людьми», а в очереди к раздаче рядом со мной могла стоять девочка с Маской Одержимости. Я садилась в гримерное кресло, а соседнее кресло мог занять клоун или парень, с ног до головы перепачканный кровью. Словом, сумасшедший дом!»Райан Ли, известный по роли в телевизионном сериале «Третья жена» и по ролям второго плана в фильмах СУПЕР 8 и ЛЮБОВЬ ПО-ВЗРОСЛОМУ, сыграл Чэмпа, нового друга Зака. Чэмп не блещет храбростью, и когда монстры освобождаются из своих книжек, он, разумеется, перепуган насмерть (забегая вперед, стоит сказать, что у мальчишки сердце героя, и у него появится возможность это продемонстрировать). «Он отвечает за экипировку школьной футбольной команды, – рассказывает Ли. – Чэмп очень неуклюж – такие парни вызывают жалость и сочувствие. Но к финалу фильма, одержав верх в нескольких схватках с монстрами, он, наконец, находит силы, чтобы взять себя в руки». «Чэмп – своеобразная разрядка смехом в фильме, такую роль играть очень приятно и интересно, – продолжает актер. – Одна из сцен по идее должна была быть очень страшной – мы с Диланом спускались по мрачному коридору дома Стайнов. И тут в абсолютной тишине я шепчу: «Как думаешь, он не будет против, если я воспользуюсь туалетом?» Такие невинные шутки сглаживают страшные моменты и позволяют зрителям расслабиться, перевести дыхание».Номинированная на премию «Оскар»® Эми Райан сыграла роль Гейл, мать Зака. «Гейл недавно овдовела и растит Зака сама, – рассказывает актриса. – Она надеется начать новую жизнь, переехав в небольшой идиллический городок в глубинке. И у нее, и у Зака хорошее чувство юмора – мать и сын любят подшутить друг над другом. Такой веселой маме позавидует любой подросток. И все же Зак – обычный парень, который не любит, когда его мать оказывается в школе, даже если она там работает. Гейл устроилась на должность заместителя директора школы, и первый же рабочий день оказался сущим адом. Ее ждал большой сюрприз – городок, казавшийся тихим и спокойным, на деле был больше похож на улей растревоженных пчел».Профессиональная юмористка Джиллиан Белл, которая появлялась в сериале канала Comedy Central «Трудоголики» и сыграла запоминающуюся роль в фильме "Мачо и Ботан", сыграла роль Лоррейн, сестры Гейл и тети Зака.Белл, как и Миннетт, с детства была фанаткой серии «Ужастики». «Я была из тех подростков, которые просыпались в 7 часов утра в тот день, когда выходила очередная книга, и бежали в книжный магазин, чтобы занять очередь и купить вожделенный томик одними из первых, – вспоминает актриса. – Книга «проглатывалась» в тот же день, когда покупалась. Я была просто одержима этой серией». Создатели по достоинству оценили уровень подготовки Белл. «Она действительно прочла все книги Стайна, – говорит Леттерман. – Когда она читала сценарий, нередко отпускала комментарии: «Вполне правдоподобно. Чувствуется, что сценаристы справились с домашним заданием». Джиллиан и Дилан были настоящими экспертами по «Ужастикам» на съемочной площадке». Белл была приятно удивлена тем, какую участь ее героине уготовили сценаристы: «Когда мне рассказывали про будущий фильм, как бы походя, упомянули: «Твоя героиня по уши влюблена в Р. Л. Стайна». Я спросила: «А что, Стайн сам будет играть свою роль?» На что продюсеры с улыбкой ответили: «Нет, это будет Джек Блэк». А я им: «Ну так это совсем другое дело!».Специалистам по подбору актеров пришлось искать не только жителей городка Мэдисон, штат Делавер, но и актеров, которые могли бы сыграть монстров, рожденных воображением Р. Л. Стайна.Режиссер Роб Леттерман с самого начала определился – при создании монстров специалисты должны были сочетать реальные костюмы и компьютерную анимацию. Для некоторых героев шились костюмы, и готовился пластический грим – они работали на съемочной площадке сами. Другие полностью создавались на компьютерах. Были и третьи, в костюмах которых реальные и компьютерные эффекты гармонично сочетались. «Мы понимали, что нужно было по максимуму работать с камерой, – говорит Леттерман. – Мне не хотелось, чтобы монстры выглядели карикатурными. Дети – очень умные и проницательные зрители, они не позволят запудрить себе мозги и моментально почувствуют фальшь. Создаваемые нами существа не только выглядели очень реалистично, но и позволяли другим актерам полностью раскрыть всю гамму переживаемых героями эмоций. Иногда мы не предупреждали актеров о каком-то неожиданном моменте – их естественная реакция была лучше любой подготовки и репетиции».Леттерман поручил работу над внешностью существ профессиональному художнику и дизайнеру Карлосу Хуанте. Производством монстров по тщательно прорисованным эскизам занимались руководитель гримеров Фиона Каш, дизайнер пластического грима Стивен Прути, руководитель визажистов Адрюта Ли и дизайнер костюмов Джудианна Маковски. «О такой работе можно только мечтать, – говорит Прути. – Не так часто нам предлагают создать небольшую армию монстров. Сценарий был тщательно прописан, с множеством шуток; я просто не мог оторваться от чтения». «В своей работе мы ориентировались на эскизы художника, – рассказывает Каш, – по которым лепили миниатюрные скульптуры и подготавливали пластический грим. После этого мы проводили серию тестов – какой-то грим вселял настоящий ужас, другой был недостаточно страшным. Нам нужно было найти золотую середину».Взять, к примеру, восемь упырей, которые появляются в сцене на кладбище и в финальной сцене битвы с монстрами. Гримеры подготовили латексные пластичные накладки телесного цвета, которые впоследствии закреплялись одна за другой на лицах актеров, придавая им внешнюю схожесть с зомби. Накладки были выполнены из медицинского силикона, на создание каждого элемента уходил целый день. Ежедневно лица актеров «украшали» новым комплектом накладок. Мерзкие длинные пальцы упырей создавались вручную в мастерской визуальных эффектов. Всего было создано 1500 пальцев. Каждый окрашивался отдельно и мог быть использован всего три раза.Актеры, сыгравшие роли Упырей, мастерски копировали походку зомби, потому что многие из них ранее снимались в телесериале «Ходячие мертвецы». Гримерам требовалось по три с половиной часа на то, чтобы закрепить пластичные накладки и загримировать каждого из восьми актеров. Визажисты работали над волосами актеров, а костюмеры дополняли облик винтажной, потертой одеждой. Костюм для каждого упыря шился отдельно, чтобы подчеркнуть уникальность каждого из восьми персонажей. Одейя Раш вспоминает: «Когда мы начали снимать сцену на кладбище и упыри ожили, лично я действительно напугалась не на шутку. Они были настолько реалистичными, что я просто не могла поверить своим глазам».Еще одним монстром, созданным без использования компьютерных эффектов, стала Леди Змея. У нее была очень запоминающаяся внешность – шелушащееся лицо, длинная белокурая коса и соблазнительное приталенное платье с металлическим отливом. На трансформацию гримерам требовалось по три часа ежедневно. Некоторые элементы метаморфоз были невероятно сложными, другие – до смешного простыми. Например, глаза были выполнены из линз солнцезащитных очков, которые появлялись из-под пластических накладок на лице. Над париком персонажа трое визажистов трудились в общей сложности 90 часов.По словам Прути, его любимым героем стал Болотный монстр. Леттерман решил ввести персонажа в картину, увидев необычный эскиз Прути. Костюм чудовища был выполнен из ткани, в которую были вшиты лоскутки охотничьего камуфляжа, причем каждый лоскут вшивался отдельно. Голова монстра была сделана из пенопласта и болталась на кронштейне вперед и назад, когда монстр передвигался.Актер, сыгравший роль Болотного монстра, был под два метра ростом и носил обувь 48 размера. Забавно то, что он и актриса, снявшаяся в роли Леди Змеи, в реальной жизни составляют пару.Самыми сложными задачами команды дизайнеров были такие элементы экстерьера персонажей, как глаза и прически. Например, Принцесса Египта носила серовато-голубые контактные линзы, а на бровях у нее читалось слово Goosebumps (с англ. – ужастики), написанное иероглифами. Жестокий лепрекон Кронби, рост которого не превышал метра, смотрел на мир через призму красных контактных линз; Злой клоун носил желтые линзы. Прическа Доктора Шока, напоминавшая о его страсти опытам с электричеством, удерживалась при помощи стирального порошка.Дизайн костюма и маски Мумии разработали специалисты компании Ironhead Studio в Лос-Анджелесе. Ключевыми особенностями персонажа стали кошмарные зубы, ввалившиеся глаза и потускневшее от времени украшение на подбородке, сделанное из золота и изумрудов. Кроме того, на площадке можно было встретиться со стаей мертвенно бледных вампиров; с Колдуном-медиком, смешивающим очередное зловонное снадобье; с Госпожой Судьбой, не расстающейся со своим хрустальным шаром провидицы; с Палачом; с Пиратом (у актера на самом деле ампутирована конечность); с пурпурнокожей нечистью; с двумя Пугалами и Тыквоголовыми на шестах; и с Маской Одержимости. Какой из существ было самым страшным? И Дилан Миннетт, и Одейя Раш, и Райан Ли, не сговариваясь, утверждают, что самым страшным был клоун. На съемочной площадке актер ни разу не вышел из образа, и это пугало всех до дрожи в коленях.В фильме некоторые персонажи оказываются замороженными. Специалисты по визуальным эффектам загримировали двенадцать актеров, в том числе Тимоти С. Саймонса, который сыграл роль офицера Стивенса, Аманду Ланд (офицер Брукс) и Джиллиан Белл (тетя Лоррейн). Визажисты создали специальные парики для «замороженных» – волосы торчали, словно сосульки.Получившая премию «Оскар»® визажист Адрюта Ли говорит: «Было очень непросто подобрать материал, который бы выглядел, как замороженные волосы. Я даже была вынуждена обращаться за советом к своим коллегам, моля выдать секретный «рецепт» мороженых париков, поскольку ни один материал из тех, которые мы перепробовали, не подошел. Спасение пришло неожиданно, во время одного из многочисленных мозговых штурмов. Мы купили двадцать тюбиков прозрачного строительного герметика и начали покрывать им парики. Эксперимент оказался невероятно успешным! Мы были спасены!»На изготовление четырнадцати париков у визажистов ушло четыре недели. «Перед тем, как «замораживать», мы стилизовали парики, чтобы они подходили каждому из актёров», – рассказывает Ли. У гримеров был свой камень преткновения – им нужно было придумать, из чего сделать сосульки, свисающие с лиц замерзших людей. В конечном итоге сосульки были выполнены из прозрачного акрила и пластика. Если представить процесс разработки дизайна и создания десятков не похожих друг на друга монстров красочным шоу, то несомненной звездой этого представления (как он сам любил себя представлять) стал бы Болванчик Слэппи – главный антагонист фильма и злодейское альтер-эго Р. Л. Стайна. Создание персонажа было бы невозможно без кропотливой работы нескольких умельцев.Специалисты Ironhead Studio взялись изготовить куклу, включая все механические части. Лицо Слэппи создавали под чётким руководством Леттермана. Режиссёр хотел, чтобы внешне кукла была похожа на Джека Блэка, который сыграл роль Стайна. В чревовещающей кукле не было ни единой электронной схемы: он контролировался исключительно механически профессиональным кукловодом. В результате национального кастинга эту работу получил Эйвери Ли Джонс. В руках кукловода Слэппи мог очень многое: вращать головой, двигать губами, смотреть в разные стороны, моргать, удивляться и двигать бровями. Специалист Ironhead Studio Джейк МакКиннон следил за тем, чтобы кукла постоянно находилась в функциональном состоянии. Лишь некоторые сцены с участием Слэппи требовали последующей доработки на компьютере. Даже самый умелый кукловод на планете не смог бы научить Слэппи ходить – в этом Болванчику помогала компьютерная анимация.Роб Леттерман руководствовался собственными предпочтениями при выборе машины, которая впоследствии стала «автомобилем с призраками». Он остановился на модели Lincoln Continental Mark III 1969 года выпуска. Этот двухдверный автомобиль с закрытым кузовом весил две с четвертью тонны и имел характерную решетку радиатора, напоминающую решетки машин марки Rolls Royce. Было найдено два идентичных друг другу автомобиля во Флориде и в Джорджии. В одну из машин специалисты по визуальным эффектам установили электронную систему, которая создавала эффект светящейся решетки радиатора.С самого начала работы над фильмом Роб Леттерман поставил перед съемочной группой задачу – костюмы и грим монстров, которые так или иначе могли быть сделаны вручную, должны были изготовляться вручную. Однако некоторых чудовищ создать не могли даже мэтры по реальным визуальным эффектам. Таких гигантов, как Снежный Человек ростом в 3,5 метра, восьмиметровый Богомол или отряд крайне недружелюбных садовых Гномов, создавали специалисты по компьютерным эффектам. Двумя командами в Ванкувере и Монреале руководили супервайзер по визуальным эффектам Эрик Нордби и сопродюсер Грег Бакстер. «Поистине выдающимся этот фильм делало множество уникальных во всех отношениях персонажей, – считает Бакстер. – У многих из них были свои сцены и свои локации, они не терялись на заднем плане».В конечном итоге именно благодаря стараниями компьютерщиков в фильме появились снежный человек, оборотень, гномы, плотоядные растения, пришельцы, богомол, ком-пожиратель игрушечные роботы и злобный пудель. Кроме того, на компьютерах создавались сцены в заброшенном парке развлечений, сцена с катящимся колесом обозрения, а также некоторые сцены, в которых была занята массовка. Впрочем, Бакстер отмечает: «Главной сложностью для нас была все же разработка множества уникальных монстров. У каждого из них была своя запоминающаяся внешность, своя походка и поведение, да и размеры варьировались от миниатюрных гномов до гигантского богомола и еще более внушительного слизня». Наброски, сделанные Карлосом Хуанте, были переданы команде художников, которые сделали качественные цветные иллюстрации. Эти рисунки впоследствии сканировались для создания трехмерных компьютерных моделей. Именно художники придумывали, как каждый из монстров будет двигаться и вести себя в различных ситуациях.Нордби говорит, что при создании монстров художникам важнее всего было соблюсти баланс – монстры должны были быть достаточно страшными, чтобы у юных зрителей по спинам побежали мурашки, и при этом достаточно комичными, чтобы соответствовать своим прототипам из книг Стайна. Взять, к примеру, садовых гномов. Они вызывают умилительную улыбку своей незамысловатой внешностью и тоненькими голосками, которые удачно маскируют их злодейские замыслы.В качестве еще одного примера Нордби рассказал об оборотне. Внешне это обычный вервольф, лишь со временем он начинает демонстрировать свой демонический характер. «Роб решил нарядить его в баскетбольные шорты и кроссовки, – говорит супервайзер по визуальным эффектам. – Эта деталь станет некоторой разрядкой смехом для юных зрителей. Того же эффекта мы так или иначе пытались добиться при разработке дизайна всех монстров».Нордби отмечает, что оборотень выбивался из общей концепции, принятой за основу кинематографистами: этот гуманоид был полностью сделан при помощи компьютерной анимации. «Поначалу мы рассматривали возможность сделать оборотня при помощи грима, – объясняет Нордби, – но вскоре поняли, что не сможем добиться желаемого Робом результата при помощи практических визуальных эффектов. Строение персонажа, напоминающее мускулистого баскетболиста, его движения, сила, скорость, способность передвигаться на четырех конечностях – все это можно было скомбинировать только в компьютерной анимации».Компьютерщикам в их работе помогал каскадер, копировавший поведение оборотня. «Мы снимали, а затем сканировали движения каскадера – это дало нам основной материал для последующего создания персонажа, – говорит Нордби. – В некоторых случаях каскадер даже мог взаимодействовать с окружающими его предметами. Например, когда оборотень атакует кусок свинины, и тот падает, или когда персонаж давит фрукт или коробку пастилы – все это было проделано каскадером».Сцена в бакалее стала еще одним способом разрядить напряжение зрителей смехом. «Мой герой вынужден посадить Джека Блэка в тележку, когда за ними гонится оборотень, – говорит Дилан Миннетт. – Теперь я могу с гордостью признать, что и такое я в жизни уже видел».Еще одним испытанием для команды по разработке визуальных эффектов стал Снежный Человек из книги «Загадка Снежного Человека». Съемочная группа называла персонажа очень ласково – Эбби. Снежный Человек полностью покрыт мехом, который доставил создателям персонажа массу головной боли. «Сделать шерсть Эбби правдоподобной было сложнее всего, – говорит Бакстер. – Готовясь к работе, мы набрали множество образцов шерсти различных животных и принесли их Робу на выбор. Из всего многообразия он указал на длинный белый мех, напоминающий шерсть белого медведя. Мы обмотали этим мехом сферический каркас и использовали его в дальнейшей работе, как образец». Специалисты по разработке визуальных эффектов частенько пользуются особым приемом для получения информации об освещении предмета или персонажа – закрепляют на площадке и фотографируют две сферы, матовую и хромированную. На съемочной площадке фильма эту технологию пришлось усовершенствовать – сферы были либо покрыты мехом, либо обладали особой текстурой соответствующих персонажей.Мех Эбби не шел ни в какое сравнение с шерстью других существ. С ними Бакстер и Нордби намучились еще больше. С какими именно? Если вы не имеете представления о технологии создания визуальных эффектов, вы нипочем не догадаетесь. Главным камнем преткновения стал злобный пудель. Существо появлялось всего в нескольких кадрах, но на его создание ушло несколько месяцев работы. «Шерсть пуделя очень жесткая и кучерявая, – объясняет Нордби. – Мы всегда стремимся избегать работать с такими материалами, поскольку добиться такого эффекта в компьютерной программе очень не просто. Мы начали работу именно с шерсти пуделя, поскольку понимали, что на это уйдет очень много времени. Не знаю, то ли нам повезло, то ли сказался талант наших художников, но всего за четыре или пять месяцев мы добились феноменально правдоподобных результатов».Съемочная группа всегда искала оптимальный результат сочетания реальных эффектов и компьютерного моделирования. Роли пришельцев играли реальные актеры, чьи руки и головы впоследствии были заменены компьютерными моделями. Актеры прошли тщательный кастинг – искали молодых людей ростом не менее двух метров и весом не более 77 килограмм. Все актеры были одеты в облегающие костюмы, сшитые специалистами из Ironhead Studio.Когда снимались сцены с богомолом, оператор должен был отодвигать камеру на максимальное расстояние от персонажа, чтобы компьютерщики впоследствии могли вставить в кадр восьмиметровое насекомое. «У нас были даже специальные отметки требуемой высоты по всему городу, – говорит Бакстер. – В каждой отдельной сцене мы должны были показать оператору, где и что должно появиться, как оно будет себя вести, в какую сторону смотреть, куда перемещаться, как и чем освещаться».Нордби особенно подчеркивает то, что они стремились сделать всех существ правдоподобными, даже слизня. «Тип кожного покрова и скелета для каждого из существ был разработан в самом начале работы, – говорит он. – Затем мы разрабатывали сложные механизмы, благодаря которым существо двигалось наиболее реалистично и набирало требуемый вес. У всех монстров, вплоть до кома-пожирателя, масса и движения в точности соответствовали элементарным правилам физики. Ком стал одним из тех существ, происхождение которых трудно, а подчас и невозможно было объяснить. Никто из нас никогда не видел монстров такого размера. Разрабатывая персонажа, мы включили компьютерный симулятор водного потока, а затем увеличили вязкость до предела – жидкость по-прежнему двигалась, как обычная вода, но намного медленнее». После этого было проведено несколько тестов – компьютерщики изменяли вязкость жидкости, получая то жевательную резинку, то гель для душа, то сироп. По словам Нордби, правильная пропорция все же была найдена: «Нам пришлось вернуться к сценарию и вспомнить все ключевые моменты, в которых персонаж проявлял какие бы то ни было эмоции. В одной из таких сцен слизень появляется перед Стайном, превращается в какую-то ожесточенную лавину и, наконец, формирует некое подобие гигантской пасти, нависая над Стайном». Фокусируясь на таких ярких моментах, разработчики спецэффектов решили варьировать дизайн персонажа в зависимости от конкретных требований той или иной сцены.Нередко бывает, что локации, которые после монтажа кажутся соседними, находятся за много километров друг от друга. Однако на съемках фильма дома Стайна и Куперов действительно располагались по соседству – в районе Кэндлер Парк в Атланте.Сцена засады, которую устроили героям упыри, снималась на кладбище Декатур. Интерьер бакалейного магазина нашли в супермаркете Wayfield Foods в Джонсборо – там снималась сцена, в которой за главными героями фильма гонялся оборотень. Снежный Человек появился на катке Ice Forum в Мариэтте.Многие интерьерные сцены снимались на специальных площадках городка Коньерс, включая кабинет Стайна, в котором, собственно, начинается череда приключений; кухню Стайна, в которой на героев нападают садовые гномы; и интерьер павильона смеха.Интерьер кабинета Стайна стал едва ли не самым любимым, хотя и одним из самых сложных заданий для художника-постановщика Шона Хаворта. «Продумывая интерьер комнаты, мы пытались создать обстановку, в которой Стайну было бы комфортно работать, творить, фантазировать, – говорит он. – Нам нужно было подбирать текстуры и реквизит, чтобы передать то, что творится в душе персонажа. Многие из предметов Стайн мог привезти из многочисленных путешествий – разнообразные сосуды, засушенные головы, поделки умельцев племени майя, древние фолианты, книги по оккультизму, свитки пергамента с молитвами и мантрами… Практически каждый предмет мы стремились сделать не только таинственным, но и в чем-то смехотворным».Кабинет стал также хранилищем книг серии «Ужастики», в которые Стайн запирал свои собственные страхи. «Серия книг интересна еще и тем, что она стала своеобразной тюрьмой не только для монстров, но и для самого Стайна, – объясняет Хаворт. – В страницах книг он запер свое воображение. Мы делали книги с таким расчетом, чтобы казалось, что каждая из них является самостоятельным миром, замкнутой экосистемой. Некоторое время мы потратили на то, чтобы решить, как выделить эту этажерку в библиотеке. В итоге полки с волшебными книгами заняли центральное место в комнате, формируя некое подобие алтаря».Экстерьер заброшенного парка развлечений был выстроен на фоне жилых зданий города Коньерс. Шон Хаворт создавал реалистичный мир по распоряжению режиссера: «Роб не хотел, чтобы мы перегибали палку с дизайном. Все декорации должны были выглядеть естественно и быть знакомыми для многих зрителей».Атмосферу мрачности и безысходности Хаворт создавал при помощи простейшего художественного приема – все жизнерадостные элементы в парке он сделал тусклыми и блеклыми. Искусственному старению подверглись многие постройки – павильон смеха, шоу уродцев, карусель, колесо обозрения и другие.Сцены в городе (включая автомобильные погони) снимались в городке Мэдисон – историческом пункте с населением в 4000 человек. Этот город стал одной из главных причин, почему Леттерман хотел снимать картину именно в штате Джорджия. Режиссер буквально влюбился в умиротворяющую атмосферу городка, и ему очень импонировало искреннее желание местного населения оказать кинематографистам всестороннюю помощь и поддержку. Башня с курантами и двухсотлетняя ратуша города Мэдисон задавали правильную тональность для всего фильма. Леттерман говорит: «В Мэдисоне ты чувствуешь, что оказался в среднестатистическом американском городке N».В художественной школе DeKalb School в Эйвондэйле снимались многочисленные школьные сцены, включая масштабную сцену, в которой 500 статистов, игравших роли школьников, узнают, что на город напали существа из книг Стайна. Кинематографистам позволили даже несколько подкорректировать вывеску школы – на ней появилась надпись «Дьяволы из Мэдисона».
Отзывы