Фильм «Женщина в чёрном 2: Ангел смерти»создан компанией TalismanExclusive Media Group совместно со студией Hammer при финансировании eOne и Hammer. К моменту выпуска на большой экран в 2012 году картины «Женщина в чёрном», ставшей хитом, одноименная книга уже давно была бестселлером и на театральной сцене не один год шел успешный спектакль.Главный исполнительный директор и президент Hammer Сайман Оукс заявил: «Идея фильма «Женщина в чёрном– 2: Ангел смерти»открыла для студии Hammer захватывающие перспективы. Мы задались целью изучить разные жанры ужасов, и остановились том, что будем снимать готическую историю о призраке, созданную Сьюзен Хилл, с учётом современных тенденций большого кино».Легендарная британская киностудия Hammer, основанная в 1934 году может похвастать внушительным списком исключительно успешных фильмов разных лет, таких как «Дракула», «Франкенштейн создал женщину», «Миллион лет до нашей эры», «Вампиры-любовники». Одними из последних студия Hammer выпустила нашумевший фильм «Впусти меня. Сага», ремейк широко признанного шведского фильма «Впусти меня». Сценарий написан режиссёром картины Мэттом Ривзом совместно со звёздами Хлоя Грейс Морец и Коди Смит-МакФи. На киностудии Hammer также были сняты: «Ловушка» (реж.АнттиЙокинен) с двукратной обладательницей премии «Оскар» Хилари Суэнк в главной роли; нашумевший фильм «Пробуждающийся лес(реж. Дэвид Китинг); и фильм «Эксперимент: Зло» (TheQuietOnes), с Джаредом Харрисом и Сэмом Клафлиным в главных ролях.Сборы экранизации книги Сьюзен Хилл «Женщина в черном» о юристе Артуре Киппсе (ДэниэлРэдклифф), встретившемся с нечистой силой в поместье Ил Марш, составили в $127 миллионов. Только в Англии фильм собрал 21.5 миллион фунтов, что сделало картину самым успешным фильмов ужасов за всю историю Великобритании. «Мы были рады успеху фильма», - добавил Оукс, - «но мы всегда видели, что потенциал «Женщины в чёрном» позволяет снять не один фильм. И ещё до выхода первой картины, я попросил Сьюзен подумать о продолжении истории». Так Сьюзен предложила переместить действие на 40 лет вперёд, во времена Второй Мировой войны. Продюсер Ричард Джексон рассказывает: «На новый сюжет Сьюзен вдохновило её знакомство с заброшенными аэродромами Восточной Англии, она решила совместить элементы военного времени и историю Женщины в чёрном. Нам всем понравился этот ход, переместиться во времени и оставить лишь главные элементы мифа: призрака и обстановку дома. В качестве сценариста нового фильма мы выбрали Джона Крокера, который и оживил эту восхитительную идею».Джон Крокер уже работал над фильмом «Женщина в чёрном» в качестве редактора сценарного отдела в UK Film Council. «Я прочёл книгу ещё подростком, видел не раз спектакль, и был огромным фанатом работ Сьюзен и мистики в целом”, – рассказывает он. «Я предложил Сьюзен Хилл свои идеи. После этого она предоставила меня самому себе. Студия Hammer показывала ей каждый набросок, но она отстранялась со словами: «Теперь вы вольны делать всё на своё усмотрение».Одной из первых идей Крокера было создать заброшенное селение Критин Гиффорд, в котором и находится поместье Ил Марш. «В действительности в Дорсет есть деревня, которая была заброшена во время Второй Мировой войны по приказу Министерства Обороны, и это место до сих пор сохранилось. Можно и сегодня зайти в школьный класс и увидеть имена учеников, написанные на вешалках. Никто в этой деревне не погиб, но всё равно мурашки бегут по коже. Я решил сделать из местечка КритинГиффорд нечто подобное, потому что это создаёт еще более жуткую атмосферу».Оукс, Холден, Джексон и Армбруст помогали Крокеру на начальном этапе, затем настало время подключиться режиссёру. У Тома Харпера возникло своё решение для фильма. «Том обладает ярко выраженным собственным стилем. Незамутнённым и очень реалистичным», – говорит Холден. «Но его работы достаточно разнообразны: «Плохие», «Это - Англия», «Острые козырьки», а так же «Книга скаутов для мальчиков». Это довольно пёстрое резюме… он очень и очень плодовит, хорош в работе с актёрами, у него богатый опыт работы, и он знает толк в своём ремесле».Оукс сравнивает его с Джеймсом Уоткинсом, который режиссировал фильм 2012 года «Женщина в чёрном»: «Я думаю, что, как и Уоткинс, он энергичен, умён и определённо знает, чего хочет. Последнее, что вам нужно, это неуверенный в себе режиссёр. Том абсолютно самодостаточен… нам был нужен некто не подверженный внешнему влиянию. Кто-то, кто вместо «Я делаю продолжение» скорее скажет: «Я делаю новый фильм». Джексон добавил: «У нас был прекрасный опыт работы над первым фильмом с Джеймсом, и у нас было как чёткое понимание того, ЧТО мы хотим видеть на экране, так и того КАК этого достигнуть. Тем интереснее было наблюдать за тем, как с первых минут Том взял на себя контроль над историей и идеей, и выстроил чёткую картинку того, каким он видит будущий фильм».Харпер признаёт, что в начале колебался, стоит ли снимать сиквел такого жанрового фильма. «Но как только мы начали обсуждение материала, мы уже не могли остановиться». Харпер и Крукер выверяли сценарий, страница за страницей. «Нам нужно было выжать максимум из каждой минуты фильма», – говорит Крукер. «Можно ли сделать еще страшнее? Использовали ли мы все самые страшные приемы? Какие десять самых ужасных вещей вообще могли бы произойти там, независимо от сюжета?» «Самым страшным, пожалуй, является то, что 8-летние дети были эвакуированы в зловещее логово Женщины в чёрном. Идея фильма такова, что где бы и кому бы она ни встретилась, за этим непременно последует смерть ребёнка». Харпер замечает: “Присутствие детей на острове провоцирует и увеличивает опасность. Ставки растут. Смерть ребёнка – один из самых сильных наших страхов. Я думаю, что всё дело в страхе потери, который так созвучен со Второй Мировой войной. Это было время ужаса». Армбруст: «Фильм строится на всевозможных страхах, на боязни сверхъестественного и т.п. Последние 40 минут фильма держат вас за горло хваткой ужаса, который лишь продолжает нарастать. Сердце зрителя останавливается, когда в финале Ева вынуждена возвратиться в поместье. Это последнее место, где мы, зрители, хотели бы оказаться. Невероятное напряжение».Благодаря тому, что в сиквеле нет персонажей из оригинальной картины, у режиссера был широкий выбор актрис на главную роль (Евы). Харпер был не против именитой звезды в главной роли, но решили дать шанс и молодым. Казалось неосуществимой задачей – найти кого-то равного ДаниэлуРэдклиффу по уровню мастерства. Оукс заявил: «Дэниэл стал незаменимой для первой картины частью механизма, благодаря тому, что это была его первая роль после Гарри Поттера. Но мы были заложниками его образа. И при создании сиквела мы искали какой-то совершенно противоположный образ, к тому же женский».Вскоре внимание режиссера и продюсеров привлекла актриса Фиби Фокс, окончившая Королевскую Академию Драматического Искусства (RADA), и получившая признание за роль в спектакле «Король Лир» по Шекспиру, в котором она играла вместе с Джонатаном Прайсом в London’sAlmeidatheatre. «Надо сказать, что она полностью завоевала наши сердца, прочитав на пробах свои реплики», – говорит Холден. «Все испытали полное погружение в материал и подумали: «Она – тот человек, который пойдет с нами до конца». Мы решили, что нам нужна «свежая кровь» - она изумительная актриса». Джексон добавляет: «Помимо очевидного таланта актрисы, Фиби обладает сильным характером, она справлялась со сложными условиями съемок (как, например, «купание» в ледяных водах Эссекса ноябрьской ночью), что очень поддерживало всю съемочную группу. Она замечательно исполнила свою роль и стала «стержнем» картины».Нельзя сказать, что для Фокс эта было легкой ролью. «Я легко пугаюсь», – говорит она. «Впервые, когда я увидела в 16 лет спектакль «Женщина в чёрном», мне нужно было держаться за чью-то руку!»При подготовке к съёмкам, она мужественно посмотрела фильм 2012 года. «На середине фильма я сказала своему сводному брату: «Не думаю, что мне стоит смотреть дальше! Я уже поняла в чём суть. Не хочу видеть финал». А он сказал: «Нет, мы должны досмотреть для закрепления материала!» Так что мы посмотрели картину целиком. Позже один из моих друзей в шутку прислал мне DVD «Паранормальное явление», с подписью: адресовано Женщине в чёрном!»Фиби считает, что по характеру Ева эмоционально очень стойкая женщина, как и многие участники Второй Мировой войны. «Вы видите женщину которая, держит эмоции внутри и не выдает своего смятения. Глубокая печаль и бурные эмоции держаться под замком, и перед нами предстает радостная и оптимистичная личность. Вообще это довольно типичное поведение для того времени: «Успокойся и держись, не теряй мужества, да, идёт война, но на этом жизнь не заканчивается». Однако, по ходу действия это показное поведение скорее терпит крах».Харпер был впечатлён игрой Фокс еще на съемках политической драмы «Военная книга» - которые стали бесценным опытом для актрисы. Она рассказывает: «Ещё до работы над «Женщина в чёрном– 2: Ангел смерти», у нас уже была возможность притереться друг к другу, почувствовать друг друга на одной волне. Это было очень важно для меня, вместо того, чтобы испытывать ужас, я каждый раз радовалась возвращению на съемочную площадку и продолжению съемок. То, что я знаю режиссера, успокаивало меня».Харпер так же работал ранее и с Хелен МакКрори на съемках сериала BBC «Острые козырьки». «Мне очень нравится работать с Томом», - говорит МакКрори. «Он очень спокоен при любых обстоятельствах, очень терпелив, прислушивается к актёрам и команде. Его главное достоинство – это гибкость. Он не боится изменений, что очень необычно для большинства режиссёров, которые обычно строго придерживаются сценария. Он легко адаптируется». Тем временем Харпер видел в МакКрори «феноменальную актрису», а его продюсер почувствовал в ней идеального кандидата на роль. По его мнению, МакКрори и Фокс привнесли в свои роли дух прошлого. «Хелен – это воплощение Селии Джонсон, а Фиби – Ингрид Бергман».Как и Фокс, МакКрори не любитель фильмов ужасов. «Ума не приложу, зачем кому-то сидеть в темноте и бояться на протяжении двух часов», – смеётся она. Как бы то ни было, она была заинтригована «зловещим» сценарием. «Что может быть страшнее: детей вытащили из воюющего Лондона, пообещав им безопасность, и привезли в место, где «мать-неудачница» охотится на детей. И они оказываются идеальными жертвами. Это те самые дети, которых она искала». МакКрори восхищается личностью Джин. “Она мне нравится. Я испытываю невероятное уважение к таким женщинам. По началу они могут казаться смешными, они такие: “Надень носки”, и всё в таком роде. Но - она жена бригадира, из семьи военных. У неё двое сыновей на службе в армии. Она из поколения женщин, которые всё отдали своей стране – свою жизнь, жизни сыновей и мужей. Они не знают роскоши сомнений, потому что на войне ты не можешь себе такого позволить».На роль персонажа Гарри, пилота Королевского воздушного флота Великобритании, который по сюжету понравился Еве с первого взгляда, выбран Джереми Ирвин. Он снялся в главной роли в картине Стивена Спилберга о Первой Мировой войне «Боевой конь», позже играл в фильме «Возмездие» молодого офицера Эрика Ломакса, схваченного в плен японскими войсками. Так получилось, что Ирвин впервые прочёл сценарий «Женщины в черном» в самолёте. «Когда я дочитал, меня пробила дрожь», – говорит он. «Не мог перестать думать об этом целую неделю». Оукс комментирует: «Мне давно симпатичен Джереми, он обладает природным обаянием. Мы чувствовали, что пара Джереми и Фиби будет неотразима».Ирвин вырос в Восточной Англии и в детстве катался на велосипеде по заброшенным после Второй Мировой войны аэродромам, коллекционируя артефакты. «Это моя тайная занудная страсть», – смеётся он. Но эта деталь только утвердила Харпера в выборе. «Уже через секунду общения с ним, я знал, что он подходит на роль», – говорит режиссёр. «Его знания о лётчиках, самолётах и документах того времени просто феноменальны. Его действительно увлёк сюжет, и сразу же стало понятно, что это его роль». «Джереми легко вжился в роль молодого лётчика-офицера, словно сам пережил все тяготы и лишения молодых пилотов, учувствовавших в войне», - добавляет Джексон – «Это не центральная линия, но нам было важно показать атмосферу Британии во времена бомбёжек».Когда настало время выбирать детей, через пробы прошли сотни претендентов. «Это потрясающая дети», – говорит режиссер о тех, кто был утвержден на роли – «Они прирождённые актёры». Они безусловно создали правильную атмосферу. «Я переименовала картину в “Дети в ужасе!” – смеётся МакКрори. «Как только дети начинают водить хоровод под песенку «Ring-a-ringroses», сразу становится понятно, что кто-то сейчас умрёт! С ними, действительно, очень приятно работать». Джексон добавляет: «Юные актёры всегда удивляют, а у некоторых из них уже ужасно длинный послужной список. Большая часть сцен снималась на разных объектах, но для них не составляло труда сохранять образ, независимо от места съемки - это юные профессионалы. И, конечно, в самых страшных сценах они были ненасытны в игре».На главную роль маленького Эдварда, который теряет дар речи после смерти матери, Харпер выбрал британского актёра ОклиПендергаста, уже знакомого зрителям по роли в фильме-катастрофе 2012 года «Невозможное» (с ЮэномМакГрегором и Наоми Уоттс). «Его лицо сразу приковывает ваш взгляд», - говорит режиссёр. «Он притягателен, но нейтрален, впитывает всё, что происходит в сцене вокруг него, что отлично подходит для этой роли».Холден считает, что роль Эдварда крайне важна. «Вокруг него закручивается конфликт Евы и Женщины в чёрном. Ему нужна мать, и две женщины борются за эту роль, хотя одна из них и призрак! В сущности, обе тоскуют по своим утерянным сыновьям. Так что определённо его роль является центральной. Тогда как в первом фильме роль детей была для сюжета скорее технической, в этот раз мы знакомимся с ними ближе, и это заставляет нас принимать всю историю ближе к сердцу».Приглашая оператора Джорджа Стила, с которым он работал над «Острыми козырьками», Харпер стремился передать те ощущения, которые вызывает книга Сьюзен Хилл. «Пейзаж и география острова, где находится поместье Ил Марш очень важны. Вода отрезает их от остального мира, они находятся на самом краю страны. Описание зловещей атмосферы в книге пробирает до костей, и мы были сосредоточены на том, чтобы при экранизации это ощущение не ускользнуло».Хотя по сюжету события «Женщина в чёрном 2: Ангел смерти» происходят в том же доме Ил Марш, что и в оригинальной картине Джеймса Уоткинса 2012 года, было решено сменить локацию. «Мы выбрали необычные объекты», – говорит Холден. «Том очень быстро определил для себя, что он хочет видеть. Он хотел, чтобы обстановка немного отличалась от оригинала, потому что деревня и дом были уже 40 лет как заброшены. Так что он подвёл нас к переосмыслению».В оригинальном фильме съемки экстерьера дома Ил Марш проводились в поместье Коттерсток (CotterstockHome) близ города-ярмарки Оундл в графстве Нортхемптоншир. Харпер обдумывал возможность снимать в этом же частном жилом доме, но дом был в слишком хорошем состоянии, что ограничивало количество возможных ракурсов. «Ничего не оставалось, кроме как снимать дом с фасада. Нам, конечно же, хотелось показать поместье со всех сторон, а также заявить географию расположения дома – показать виды во все стороны, на море, позволить зрителю визуализировать обстановку и почувствовать, как всё связано между собой». Вначале рассматривались здания возле моря. «Большинство домов находились вне досягаемости, далеко на севере. Нам надо было выбирать между тем, чтобы построить часть дома, а затем доработать его с помощью графики, и возвращением в первоначальный дом». Позже, Харпер, вместе с командой, наткнулся на Ноктон Холл (NoctonHall) в графстве Линкольншир, который ранее был военным госпиталем – по интересно, что одной из первоначальных идей Сьюзан Хилл для «возвращения в Ил Марш» было сделать его не прибежищем для детей, а госпиталем для раненых. Джексон добавил: «Поначалу Ноктон Холл наводил жуть. Он был заброшен и полуразрушен, но изумительно похож на дом из оригинальной картины. Окружённый дикой растительностью, как раз то, что нужно. Несмотря на то, что он был небезопасен, это было идеальное место. Самым сложным было не пускать Тома исследовать интерьер здания».Ирвин признал, что ему было затруднительно играть испуг, когда съёмки проводились в Ноябре и Декабре 2013 года при температуре ниже ноля. «Страх – это самая выматывающая для игры эмоция. Бедной старушке Фиби пришлось хуже всех. У меня была приятная работа! Я играл персонажа, который всех успокаивал. Тогда как Фиби приходилось находиться в повышенном напряжении весь фильм… Думаю, она в прошла через мясорубку в некотором роде!»Не способствовала её спокойствию и любовь Харпера к розыгрышам, он не упускал возможности пощекотать нервы артистов. Она вспоминает репетицию на камеру. «Это была спокойная сцена – я открывала чемодан – камера снимала. По-моему, я размышляла о чём-то грустном, а Том прятался за дверным проёмом, который был прямо передо мной. В середине дубля, он выскочил и напугал меня до смерти. И всё это на камеру! Все знали, что он это сделает… наверное, это войдёт в нарезку на DVD!»На протяжении всего съёмочного процесса и после, создатели фильма были сосредоточены на том, чтобы картина «Женщина в чёрном: Ангел смерти» могла предложить фанатам книги и спектакля что-то новое. «Мы стремились дать людям больше «экшена» и ужаса, но при этом не упустить настроение саспенса» – говорит Харпер. «Если вы хотите снова завлечь людей в кинотеатр… приходится соблюдать сложный баланс. Ты пытаешься дать зрителю больше, чем в прошлый раз. В то же время, что важно в фильмах ужасов, так это спокойствие, - чем его меньше, тем лучше». Армбруст добавил: «Женщина в чёрном некоторое время бездействовала. Для развития мифа мы рассматривали её как хищника (на простом уровне, дети – это просто её жертвы), но так же она и умный охотник. Она выслеживает Еву, потому что у Евы и её ребёнка необычная биография. Она схожа с тем, что Женщина в чёрном заставила пережить Киппса в первом фильме. Потеря жены сделала его восприимчивым к сверхъестественному и загробному миру …»Неминуемо, использование «Женщины в чёрном» в названии намекает на продолжение. Здесь нет персонажей из оригинальной картины, и всё же МакКрорри подчёркивает: «Это не сиквел. Дом и Женщина в чёрном – то, что объединяет эти истории, но ни один из героев не знает о предыстории. Это совершенно разные фильмы. В разном стиле. И замысел так же очень отличается. Это уже не готика. Всё гораздо более натуралистично».Фокс соглашается, что оригинальная картина более выхолощена в сравнении с версией Харпера. «Мне кажется, что то что происходит, более современно по стилю. Нельзя сказать, что первый фильм полностью сосредоточен на Женщине в чёрном и том, что происходит в деревне, но наш фильм больше раскрывает характеры героев. Он о главных героях и их прошлом, как и в «Женщине в чёрном», и о том, что происходит в особняке Ил Марш. Так что он более персонифицированный, о том, через что проходят эти люди». Действительно, в задачу фильма входило показать, через какие эмоциональные потрясения проходят герои, - как это показано в случае Киппса, горюющего о потере жены. Ева борется с чувством вины из-за потери ребёнка, Джин вынашивает боль, представляя своих мужа и детей на войне, а Гарри всё никак не может смириться с гибелью своего экипажа. «Строго говоря, у каждого есть свой собственный призрак», – говорит Ирвин. «Даже если изъять элемент ужаса из фильма, сюжет всё равно останется. Это не парк развлечений. Это подлинная драма».
Отзывы