Хотя "Батальонъ" Дмитрия Месхиева является едва ли не самым титулованным военным фильмом за всю историю отечественного кино, только лишь к батальным сценам и пропаганде патриотизма его идеи отнюдь не сводятся. По крайней мере, картина явно приобретёт новое измерение, если воспринимать её как отечественную попытку сказать своё слово в теме женского равноправия и феминизма, которая сейчас становится общественным трендом на Западе.
Во-первых, "Батальонъ" легко и непринуждённо проходит "тест Бекдел", да и в целом все главные роли - у женских персонажей. Мужчины в кадре, конечно, тоже появляются, но как персонажи второстепенные, исторически обусловленные или же в откровенно отрицательной роли - врагов, разлагающих дисциплину революционеров или "солдатни" ("Солдатне? Это вы так о своих солдатах?" - "Солдаты? Где вы их здесь видели? Это давно уже не мои солдаты, а опухший от шнапса преступный сброд").
Во-вторых, в фильме довольно часто используются феминитивы, которые - вот чудо - совершенно не царапают слух. "Новобраницы", "командирша" и др., произносимые не сами по себе, а в контексте сюжета, не выглядят нелепо и в чём-то более органичны, чем словопостроения типа "госпожа офицер".
В-третьих, затронуты темы не только равенства (а по сути превосходства) женщин даже в таком сугубо мужском деле, как война, но и, например, тема домашнего насилия. Довольно яркий эпизод, не вполне обусловленный с точки зрения сюжета, исторически маловероятный, но в этом контексте очень знаковый - когда героиня Марии Ароновой, поручик Мария Бочкарёва, имеющая боевой опыт и не чурающаяся рукоприкладства, почти не сопротивляется избиению со стороны внезапно появившегося "из ниоткуда" мужа. В результате получается едва ли не самая показательная иллюстрация взаимоотношений "насильник - жертва", когда у "жертвы" чисто психологически нет сил сопротивляться, если "насильник" имеет определённый статус "право имеющего".
Что же касается чисто кинематографических моментов, то "Батальонъ", даже несколько злоупотребляя тёмными фильтрами, всё равно радует эстетически выверенной картинкой и ракурсами. Правда, эксперименты с закреплением камеры перед лицами актёров во время экшн-сцен я бы удачным не назвал, но их не так уж и много, поэтому даже они особого раздражения не вызывают.
При этом ярких актёрских работ в "Батальоне" всё же нет, да они и не подразумеваются. Практически все девушки играют достойно, а Мария Аронова просто чудо как хороша и явно потянула бы полноценную биографию Бочкарёвой, но экранное время распределено так, что практически не даёт актёрам раскрыть персонажей полностью. Поэтому приходится концентрироваться на деталях и эпизодах, что формированию запоминающегося образа не способствует. Впрочем, есть ещё и четырёхсерийный телевариант фильма, куда вошли вырезанные сцены - и возможно, что там ситуация с этим несколько иная.
В итоге "Батальонъ" не выделяется чем-то особенным на общем фоне хороших военных фильмов последнего времени, но как минимум интересен временем действия (всё-таки фильмов о Первой мировой войне у нас не так много), и наглядной иллюстрацией целого ряда идей, которые можно увидеть в его основе. Пусть даже они и не подразумевались авторами кинокартины.
8
,1
2014, Россия, Драмы
123 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Хотя "Батальонъ" Дмитрия Месхиева является едва ли не самым титулованным военным фильмом за всю историю отечественного кино, только лишь к батальным сценам и пропаганде патриотизма его идеи отнюдь не сводятся. По крайней мере, картина явно приобретёт новое измерение, если воспринимать её как отечественную попытку сказать своё слово в теме женского равноправия и феминизма, которая сейчас становится общественным трендом на Западе. Во-первых, "Батальонъ" легко и непринуждённо проходит "тест Бекдел", да и в целом все главные роли - у женских персонажей. Мужчины в кадре, конечно, тоже появляются, но как персонажи второстепенные, исторически обусловленные или же в откровенно отрицательной роли - врагов, разлагающих дисциплину революционеров или "солдатни" ("Солдатне? Это вы так о своих солдатах?" - "Солдаты? Где вы их здесь видели? Это давно уже не мои солдаты, а опухший от шнапса преступный сброд"). Во-вторых, в фильме довольно часто используются феминитивы, которые - вот чудо - совершенно не царапают слух. "Новобраницы", "командирша" и др., произносимые не сами по себе, а в контексте сюжета, не выглядят нелепо и в чём-то более органичны, чем словопостроения типа "госпожа офицер". В-третьих, затронуты темы не только равенства (а по сути превосходства) женщин даже в таком сугубо мужском деле, как война, но и, например, тема домашнего насилия. Довольно яркий эпизод, не вполне обусловленный с точки зрения сюжета, исторически маловероятный, но в этом контексте очень знаковый - когда героиня Марии Ароновой, поручик Мария Бочкарёва, имеющая боевой опыт и не чурающаяся рукоприкладства, почти не сопротивляется избиению со стороны внезапно появившегося "из ниоткуда" мужа. В результате получается едва ли не самая показательная иллюстрация взаимоотношений "насильник - жертва", когда у "жертвы" чисто психологически нет сил сопротивляться, если "насильник" имеет определённый статус "право имеющего". Что же касается чисто кинематографических моментов, то "Батальонъ", даже несколько злоупотребляя тёмными фильтрами, всё равно радует эстетически выверенной картинкой и ракурсами. Правда, эксперименты с закреплением камеры перед лицами актёров во время экшн-сцен я бы удачным не назвал, но их не так уж и много, поэтому даже они особого раздражения не вызывают. При этом ярких актёрских работ в "Батальоне" всё же нет, да они и не подразумеваются. Практически все девушки играют достойно, а Мария Аронова просто чудо как хороша и явно потянула бы полноценную биографию Бочкарёвой, но экранное время распределено так, что практически не даёт актёрам раскрыть персонажей полностью. Поэтому приходится концентрироваться на деталях и эпизодах, что формированию запоминающегося образа не способствует. Впрочем, есть ещё и четырёхсерийный телевариант фильма, куда вошли вырезанные сцены - и возможно, что там ситуация с этим несколько иная. В итоге "Батальонъ" не выделяется чем-то особенным на общем фоне хороших военных фильмов последнего времени, но как минимум интересен временем действия (всё-таки фильмов о Первой мировой войне у нас не так много), и наглядной иллюстрацией целого ряда идей, которые можно увидеть в его основе. Пусть даже они и не подразумевались авторами кинокартины.