20 февраля 2017 года исполняется 50 лет со дня рождения основателя и вокалиста культовой американской рок-группы Nirvana Курта Кобейна (1967-1994). За свою непродолжительную жизнь этот человек успел пройти собственный неповторимый путь, оставить значимый след в культуре, отпечаток в умах и сердцах людей, которые в большей степени видят в нем символ эпохи, кумира, главного популяризатора музыкального направления гранж, пример яркой вспышки и быстрого затухания рок-звезды. Но все ли мы можем понять о нем как о человеке и личности из песен и музыки Nirvana?
Документальный фильм «Кобейн: Чёртов монтаж» является удачной попыткой реконструировать и проследить жизненный путь настоящего человека от момента формирования его внутренних ориентиров, становления как самостоятельной творческой единицы до ухода из жизни.
В документальном кино нет широкого диапазона художественных приемов. Это очень серьезный жанр, требующий от режиссера умения удерживать внимание зрителя на протяжении нескольких часов через доступные ему инструменты. Номинанту на премию «Оскар» Бретту Моргену удалось выдержать необходимый баланс составляющих качественного документального фильма. «Кобейн: Чёртов монтаж» отличает целостность повествования, выверенный монтаж, верное сочетание документальной хроники, интервью участников событий, анимированных эпизодов, последовательное делением на смысловые части, умеренное употребление необходимой для передачи духа происходящего ненормативной лексики. При всей серьезности жанра сам фильм получился живым, настоящим, не формализованным.
Данный фильм основан на рисунках, музыке, журналах, восьми отличных фильмах и аудиозаписях, предоставленных семьей Курта Кобейна. Это прямая цитата из вступительного титра. До сих пор безоговорочно достойно воплотить на экране историю группы Nirvana или жизнь и творчества самого Курта Кобейна, по моему мнению, не удавалось. Залогом качества именно этого фильма стало, среди прочего, отсутствие разногласий с семьей, хранителями наследия и законными правообладателями всей интеллектуальной собственности Курта Кобейна.
Фильм начинает рассказ с детства Курта, счастливого, беззаботного ребенка, рожденного в полной семье, который был любим окружающими и отвечал им взаимной любовью. Но вместе с тем уже тогда у Курта зарождается чувство тревоги, отрешенности, личного одиночества от опасения за фальшивость окружающей его действительности. Радужные цвета рисунков, выполненных маленьким мальчиком, обретают унылую цветовую гамму, а сюжеты становятся более пессимистичными. Причиной стало непонимание со стороны родителей, которым Курт был не так сильно нужен, как они ему.
Этап детства показан режиссером неторопливо, камерно, обязательно. Человек очень рано начал искать себя, свое место в жизни, свой собственный путь. Уже тогда он хотел что-то сказать миру и ему было что сказать. Способом самовыражения Курт выбирает музыку.
С этого момента фильм по темпу повествования начинает соответствовать ритму жизни самого героя: идеи-идеи-идеи, дневниковые записи, первые репетиции, концерты, гримерки, реакция появившихся поклонников, газетные заметки, архивные видеозаписи, деньги, внимание, шумиха, истерия... Все это под нестареющую лицензированную для фильма музыку Nirvana.
Построением повествования режиссер Бретт Морген втягивает зрителя в происходящее на экране. Изначально документальный по своему характеру фильм превращается во вполне достойный арт-хаус. Возможность передохнуть и осмыслить освещенный период жизни Курта Кобейна зрителю предоставляется только на интервью участников событий, которые филигранно вплетены в ритм фильма.
Важно отметить, для картины «Кобейн: Чёртов монтаж» интервью дают басист Nirvana Крист Новоселич и, на моей памяти впервые, спокойно, откровенно и по доброй воле, – вдова Курта Кобейна эксцентричная Кортни Лав.
Личная жизнь Курта с ней показана в фильме ярко и сочно. Здесь создатели привлекли личные письма, заметки, фотографии, видео из архива семьи музыкантов, отразили их взаимоотношения с маленькой дочерью Фрэнсис Бин, человеческие изменения Курта и Кортни, которые они претерпели с рождением ребенка. Тема имевших место в жизни рок-исполнителей наркотиков описана достаточно откровенно. Ненавязчиво подчеркивается: подобный образ жизни естественно приводит к резкому концу.
Фильм, в свою очередь, имеет очень ровных и спокойный конец. Концертная видеозапись живого исполнения «Where Did You Sleep Last Night» («My Girl»), финальное «Спасибо» от Курта и титр создателей фильма: «Через месяц после описанных событий Курт Кобейн покончил жизнь самоубийством. Ему было 27 лет».
Режиссер Бретт Морген создал для нас первую полноценную биографическую ленту о Курте Кобейне. Для правильного прочтения картины желательны собственный жизненный опыт и адекватное восприятие действительности на фоне не угасшего интереса к музыке Nirvana.
Фильм ориентирован на зрителей, для кого Курт Кобейн был голосом поколения девяностых, тем самым полуночным голосом, способным достучаться до молодых людей, ставших теперь взрослыми и мудрыми, состоятельными и успешными или тех, кто остался самим собой вопреки мейнстриму и времени, для всех, кто рос и становился самостоятельным под музыку Nirvana.
Безусловным достоинством фильма можно смело назвать глубину раскрытия темы: жизнь, личность и творчество Курта Кобейна. Режиссер не спекулирует на расследовании причин и обстоятельств ухода из жизни лидера группы Nirvana. Вместе с тем фильм начисто лишен полярных положительных или отрицательных оценок, вне всякого сомнения, выдающейся личности, навешивания ярлыков на стиль жизни Курта Кобейна в духе «поп-рок-идол-алкоголик-наркоман». Зрителю предоставляется право составить самостоятельное мнение об увиденном на экране.
Кто такой Курт: провинциальный неудачник, который так и не смог реализовать полностью весь имеющийся у него творческий потенциал, «известный героинщик, суицидник, чувствительный, хлипкий, хилый невротичный задохлик с вероятностью в любую минуту получить передоз» или гений своего поколения, творческими двигателями которого в разное время были детские эмоциональные травмы, боли в желудке и разногласия в семье во взрослой жизни, выразившиеся в мощный высокоэнергичный Rock'n'Roll, который оставила после себя Nirvana и ее вокалист!
Пусть каждый сам даст себе честный ответ на этот вопрос после просмотра.
P.S. «Я не виноват, я не хотел славы. Пусть лучше за нас говорит музыка, чем мы будем голосом поколения». Курт Дональд Кобейн
8
,6
2015, США, Документальные
132 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
20 февраля 2017 года исполняется 50 лет со дня рождения основателя и вокалиста культовой американской рок-группы Nirvana Курта Кобейна (1967-1994). За свою непродолжительную жизнь этот человек успел пройти собственный неповторимый путь, оставить значимый след в культуре, отпечаток в умах и сердцах людей, которые в большей степени видят в нем символ эпохи, кумира, главного популяризатора музыкального направления гранж, пример яркой вспышки и быстрого затухания рок-звезды. Но все ли мы можем понять о нем как о человеке и личности из песен и музыки Nirvana? Документальный фильм «Кобейн: Чёртов монтаж» является удачной попыткой реконструировать и проследить жизненный путь настоящего человека от момента формирования его внутренних ориентиров, становления как самостоятельной творческой единицы до ухода из жизни. В документальном кино нет широкого диапазона художественных приемов. Это очень серьезный жанр, требующий от режиссера умения удерживать внимание зрителя на протяжении нескольких часов через доступные ему инструменты. Номинанту на премию «Оскар» Бретту Моргену удалось выдержать необходимый баланс составляющих качественного документального фильма. «Кобейн: Чёртов монтаж» отличает целостность повествования, выверенный монтаж, верное сочетание документальной хроники, интервью участников событий, анимированных эпизодов, последовательное делением на смысловые части, умеренное употребление необходимой для передачи духа происходящего ненормативной лексики. При всей серьезности жанра сам фильм получился живым, настоящим, не формализованным. Данный фильм основан на рисунках, музыке, журналах, восьми отличных фильмах и аудиозаписях, предоставленных семьей Курта Кобейна. Это прямая цитата из вступительного титра. До сих пор безоговорочно достойно воплотить на экране историю группы Nirvana или жизнь и творчества самого Курта Кобейна, по моему мнению, не удавалось. Залогом качества именно этого фильма стало, среди прочего, отсутствие разногласий с семьей, хранителями наследия и законными правообладателями всей интеллектуальной собственности Курта Кобейна. Фильм начинает рассказ с детства Курта, счастливого, беззаботного ребенка, рожденного в полной семье, который был любим окружающими и отвечал им взаимной любовью. Но вместе с тем уже тогда у Курта зарождается чувство тревоги, отрешенности, личного одиночества от опасения за фальшивость окружающей его действительности. Радужные цвета рисунков, выполненных маленьким мальчиком, обретают унылую цветовую гамму, а сюжеты становятся более пессимистичными. Причиной стало непонимание со стороны родителей, которым Курт был не так сильно нужен, как они ему. Этап детства показан режиссером неторопливо, камерно, обязательно. Человек очень рано начал искать себя, свое место в жизни, свой собственный путь. Уже тогда он хотел что-то сказать миру и ему было что сказать. Способом самовыражения Курт выбирает музыку. С этого момента фильм по темпу повествования начинает соответствовать ритму жизни самого героя: идеи-идеи-идеи, дневниковые записи, первые репетиции, концерты, гримерки, реакция появившихся поклонников, газетные заметки, архивные видеозаписи, деньги, внимание, шумиха, истерия... Все это под нестареющую лицензированную для фильма музыку Nirvana. Построением повествования режиссер Бретт Морген втягивает зрителя в происходящее на экране. Изначально документальный по своему характеру фильм превращается во вполне достойный арт-хаус. Возможность передохнуть и осмыслить освещенный период жизни Курта Кобейна зрителю предоставляется только на интервью участников событий, которые филигранно вплетены в ритм фильма. Важно отметить, для картины «Кобейн: Чёртов монтаж» интервью дают басист Nirvana Крист Новоселич и, на моей памяти впервые, спокойно, откровенно и по доброй воле, – вдова Курта Кобейна эксцентричная Кортни Лав. Личная жизнь Курта с ней показана в фильме ярко и сочно. Здесь создатели привлекли личные письма, заметки, фотографии, видео из архива семьи музыкантов, отразили их взаимоотношения с маленькой дочерью Фрэнсис Бин, человеческие изменения Курта и Кортни, которые они претерпели с рождением ребенка. Тема имевших место в жизни рок-исполнителей наркотиков описана достаточно откровенно. Ненавязчиво подчеркивается: подобный образ жизни естественно приводит к резкому концу. Фильм, в свою очередь, имеет очень ровных и спокойный конец. Концертная видеозапись живого исполнения «Where Did You Sleep Last Night» («My Girl»), финальное «Спасибо» от Курта и титр создателей фильма: «Через месяц после описанных событий Курт Кобейн покончил жизнь самоубийством. Ему было 27 лет». Режиссер Бретт Морген создал для нас первую полноценную биографическую ленту о Курте Кобейне. Для правильного прочтения картины желательны собственный жизненный опыт и адекватное восприятие действительности на фоне не угасшего интереса к музыке Nirvana. Фильм ориентирован на зрителей, для кого Курт Кобейн был голосом поколения девяностых, тем самым полуночным голосом, способным достучаться до молодых людей, ставших теперь взрослыми и мудрыми, состоятельными и успешными или тех, кто остался самим собой вопреки мейнстриму и времени, для всех, кто рос и становился самостоятельным под музыку Nirvana. Безусловным достоинством фильма можно смело назвать глубину раскрытия темы: жизнь, личность и творчество Курта Кобейна. Режиссер не спекулирует на расследовании причин и обстоятельств ухода из жизни лидера группы Nirvana. Вместе с тем фильм начисто лишен полярных положительных или отрицательных оценок, вне всякого сомнения, выдающейся личности, навешивания ярлыков на стиль жизни Курта Кобейна в духе «поп-рок-идол-алкоголик-наркоман». Зрителю предоставляется право составить самостоятельное мнение об увиденном на экране. Кто такой Курт: провинциальный неудачник, который так и не смог реализовать полностью весь имеющийся у него творческий потенциал, «известный героинщик, суицидник, чувствительный, хлипкий, хилый невротичный задохлик с вероятностью в любую минуту получить передоз» или гений своего поколения, творческими двигателями которого в разное время были детские эмоциональные травмы, боли в желудке и разногласия в семье во взрослой жизни, выразившиеся в мощный высокоэнергичный Rock'n'Roll, который оставила после себя Nirvana и ее вокалист! Пусть каждый сам даст себе честный ответ на этот вопрос после просмотра. P.S. «Я не виноват, я не хотел славы. Пусть лучше за нас говорит музыка, чем мы будем голосом поколения». Курт Дональд Кобейн