Только окончив путь, понимаешь, что вся его прелесть не в завершении, а в самой дороге. Вот и 22-й фильм «Мстители: Финал» (2019) режиссёров Энтони и Джо Руссо, несмотря на все рекорды по сборам в прокате, не может затмить богатство, эмоции, находки и успех, оставленные за спиной.
По сюжету последней ленты пять лет проходит с того самого рокового щелчка Таноса, после которого половина человечества растворяется пылью в вечности. Однако годы не только не излечивают выживших героев от боли из-за потери друзей и родных, но даже не могут примирить их с этой мыслью. Поэтому как только появляется единственная возможность всё исправить, они отважно объединяются вновь на решающую битву. И негласным девизом надломленных мстителей теперь становится – «любой ценой».
В этой мысли заложена глубокая скорбь и тоска героев, когда ставки повышаются и они готовы отдать жизнь, лишь бы исправить слишком дорогую для всего мира ошибку прошлого. Это становится достойным испытанием для «неуязвимых» мстителей, но в качестве лейтмотива картины обрекает ее на провал в зрительских сердцах.
Смерть и горе от утраты, на которые замахнулись братья Руссо в предыдущей части – «Мстители: Война бесконечности» (2018), закономерно и естественно уравнивают между собой всех героев в «Финале». Такие непохожие друг на друга образы, цепляющие своей индивидуальностью и уникальными способностями, волей, юмором, силой и ловкостью, сводятся теперь до единой массы отчаяния, грусти, печали, депрессии с паническими атаками и даже лишнего веса, словом, примитивной человечности. В то время как Marvel – бренд, залог динамичного фантастического кино, сильных и красивых героев на любой вкус и добротного стёба над самой серьёзной проблемой.
Поначалу думается, что ответить традициям киновселенной, удивить зрителя более, чем раньше, и раскрыть каждого персонажа режиссёрам мешает количество героев в кадре, зашкаливающее даже для трёхчасового хронометража. Однако в предыдущих картинах киновселенной или ленты «Первый мститель: Противостояние» (2016) от тех же Руссо, которую актёры в шутку прозвали «Мстителями 2,5», это не вызывало затруднений. Актеры же, задействованные в съемках, и ранее часто работали, не зная сюжета полностью: известно, что только Крис Эванс и Роберт Дауни младший читали полную версию сценария «Финала», тогда как их коллеги – линию лишь своего персонажа. Поэтому более вероятной версией выглядит то, что и режиссёры, и исполнители ролей стали заложниками сюжета. Ведь сценаристы не нашли ничего лучше, чем втянуть вселенную Marvel в игры со временем, а героев – в борьбу с призраками из прошлого.
Если изначально картина или цикл фильмов не связаны со скачками во времени, как та же трилогия «Назад в будщее» (1985, 1989, 1990), которую шутливо вспоминают герои «Финала», то это значит лишь одно – конец истории был где-то ранее, сейчас же создатели всячески стараются привести покойника в порядок перед его погребением и завершить все незавершённые дела. Вспомнить хотя бы «Терминатора». Часть «Генезис» (2015) тоже хороша, если говорить о спецэффектах, операторской работе, монтаже и актерском составе. Сюжет же путает зрителя во временных перипетиях и по сути сводится к повторению прошлых лент.
Тем временем вся драма этой картины и «Финала» мстителей не в этом. Она в инерции и ожиданиях зрителей, которые обеспечат успешный прокат любому продолжению, ведь оно даёт ещё пару часов жизни уже любимым героям. Так, только за первые дни проката «Мстители. Финал» установил несколько рекордов по сборам. Здесь и самое быстрое достижение сборов в 1 миллиард долларов, и самые большие сборы за уик-энд в мире. Позже фильм преодолел планку общемировых сборов в 2,2 миллиардов долларов и сместил со второго места в списке самых кассовых фильмов в истории «Титаник» (1997) Джэймса Кэмерона. Последний так прокомментировал это событие: «… Вы наглядно продемонстрировали, что киноиндустрия не просто жива. Она куда мощнее, чем прежде». И это правда.
Киновселенная Marvel разделила киноиндустрию на до и после и стала хрестоматийным примером того, как надо снимать современное кино вообще и фантазийное кино по комиксам тем более, заставить зрителя переживать и хохотать, восхищаться и недоумевать, уже терять надежду и обретать ее вновь. И оттого ещё грустнее наблюдать, как галактика супергероев сначала разрастается, населяется, развивается, а потом так безжалостно и стремительно схлопывается, чтобы в будущем стать совсем другой. В космологии это называется Большим сжатием – один из возможных вариантов гибели Вселенной. Грустнее только то, что сжатие киновселенной Marvel люди увидят и проживут каждую минуту этого «Финала».
8
,9
2019, США, Фантастика
174 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Только окончив путь, понимаешь, что вся его прелесть не в завершении, а в самой дороге. Вот и 22-й фильм «Мстители: Финал» (2019) режиссёров Энтони и Джо Руссо, несмотря на все рекорды по сборам в прокате, не может затмить богатство, эмоции, находки и успех, оставленные за спиной. По сюжету последней ленты пять лет проходит с того самого рокового щелчка Таноса, после которого половина человечества растворяется пылью в вечности. Однако годы не только не излечивают выживших героев от боли из-за потери друзей и родных, но даже не могут примирить их с этой мыслью. Поэтому как только появляется единственная возможность всё исправить, они отважно объединяются вновь на решающую битву. И негласным девизом надломленных мстителей теперь становится – «любой ценой». В этой мысли заложена глубокая скорбь и тоска героев, когда ставки повышаются и они готовы отдать жизнь, лишь бы исправить слишком дорогую для всего мира ошибку прошлого. Это становится достойным испытанием для «неуязвимых» мстителей, но в качестве лейтмотива картины обрекает ее на провал в зрительских сердцах. Смерть и горе от утраты, на которые замахнулись братья Руссо в предыдущей части – «Мстители: Война бесконечности» (2018), закономерно и естественно уравнивают между собой всех героев в «Финале». Такие непохожие друг на друга образы, цепляющие своей индивидуальностью и уникальными способностями, волей, юмором, силой и ловкостью, сводятся теперь до единой массы отчаяния, грусти, печали, депрессии с паническими атаками и даже лишнего веса, словом, примитивной человечности. В то время как Marvel – бренд, залог динамичного фантастического кино, сильных и красивых героев на любой вкус и добротного стёба над самой серьёзной проблемой. Поначалу думается, что ответить традициям киновселенной, удивить зрителя более, чем раньше, и раскрыть каждого персонажа режиссёрам мешает количество героев в кадре, зашкаливающее даже для трёхчасового хронометража. Однако в предыдущих картинах киновселенной или ленты «Первый мститель: Противостояние» (2016) от тех же Руссо, которую актёры в шутку прозвали «Мстителями 2,5», это не вызывало затруднений. Актеры же, задействованные в съемках, и ранее часто работали, не зная сюжета полностью: известно, что только Крис Эванс и Роберт Дауни младший читали полную версию сценария «Финала», тогда как их коллеги – линию лишь своего персонажа. Поэтому более вероятной версией выглядит то, что и режиссёры, и исполнители ролей стали заложниками сюжета. Ведь сценаристы не нашли ничего лучше, чем втянуть вселенную Marvel в игры со временем, а героев – в борьбу с призраками из прошлого. Если изначально картина или цикл фильмов не связаны со скачками во времени, как та же трилогия «Назад в будщее» (1985, 1989, 1990), которую шутливо вспоминают герои «Финала», то это значит лишь одно – конец истории был где-то ранее, сейчас же создатели всячески стараются привести покойника в порядок перед его погребением и завершить все незавершённые дела. Вспомнить хотя бы «Терминатора». Часть «Генезис» (2015) тоже хороша, если говорить о спецэффектах, операторской работе, монтаже и актерском составе. Сюжет же путает зрителя во временных перипетиях и по сути сводится к повторению прошлых лент. Тем временем вся драма этой картины и «Финала» мстителей не в этом. Она в инерции и ожиданиях зрителей, которые обеспечат успешный прокат любому продолжению, ведь оно даёт ещё пару часов жизни уже любимым героям. Так, только за первые дни проката «Мстители. Финал» установил несколько рекордов по сборам. Здесь и самое быстрое достижение сборов в 1 миллиард долларов, и самые большие сборы за уик-энд в мире. Позже фильм преодолел планку общемировых сборов в 2,2 миллиардов долларов и сместил со второго места в списке самых кассовых фильмов в истории «Титаник» (1997) Джэймса Кэмерона. Последний так прокомментировал это событие: «… Вы наглядно продемонстрировали, что киноиндустрия не просто жива. Она куда мощнее, чем прежде». И это правда. Киновселенная Marvel разделила киноиндустрию на до и после и стала хрестоматийным примером того, как надо снимать современное кино вообще и фантазийное кино по комиксам тем более, заставить зрителя переживать и хохотать, восхищаться и недоумевать, уже терять надежду и обретать ее вновь. И оттого ещё грустнее наблюдать, как галактика супергероев сначала разрастается, населяется, развивается, а потом так безжалостно и стремительно схлопывается, чтобы в будущем стать совсем другой. В космологии это называется Большим сжатием – один из возможных вариантов гибели Вселенной. Грустнее только то, что сжатие киновселенной Marvel люди увидят и проживут каждую минуту этого «Финала».