Мы живем в эпоху неумолимых перемен, когда все простое сменяется чем-то более сложным. Только привыкаешь к новинкам – тебе сразу улучшить их пытаются. Сегодня никого не удивишь технологиями 3D. А когда я пришла смотреть на большом экране блокбастер «Джейсон Борн», пятый фильм успешной франшизы, вместе с билетом в кассе кинотеатра мне выдали флаер на новое развлечение – кино формата 5D. Рекламный ролик перед началом сеанса наглядно продемонстрировал, в чем заключается эта фишка. Зрители в специальных очках наблюдают объемную картинку, ощущая при этом, как их трясет и даже переворачивает вниз головой в подвижном кресле. Пятое измерение заключается в том, что вам будет дуть в лицо ветер или брызгать вода. Как-то раз я имела удовольствие даже вдыхать запах розы на подобном аттракционе (показывали мультик про Маленького принца). К чему это я? А к тому, что традиционное кино уверенно движется именно в этом направлении. Зрители сегодня не хотят быть просто зрителями, им мало смотреть, нужно имитировать их участие в событиях. Максимальное приближение к реальности, вовлеченность в действие приветствуется большинством потребителей развлекательной продукции. Идеально – полностью стереть грань между реальным и виртуальным миром. Где кино, где компьютерная игрушка – уже не разберешь. «Джейсон Борн» – это не фильм, он гораздо ближе к аттракциону.
Авторы картины вроде бы делают сюжет на актуальном материале. Герои упоминают Сноудена, речь заходит об использовании соцсетей спецслужбами (сегодня пишут о том, что подобные подозрения имеются по поводу Фэйсбука). Привязка ко времени делается и при помощи демонстрации сцен массовых беспорядков в Греции. Это призвано максимально осовременить картину, приблизить ее действие к реальности. В принципе, ничего плохого в этом нет. Молодцы ребята, в теме, в курсе свежих тенденций, за новостями следят. Но ведь это в фильме не главное. Даже основной выбор персонажей фильма между патриотизмом и моральными принципами озвучен настолько вяло, что полноценной дилеммой этот высосанный из пальца конфликт не назовешь.
А больше всего возмущает то, что здесь практически нет никакой драматургии. Примитивный сюжет, схематичные персонажи. Мы просто наблюдаем, как лишенные каких бы то ни было эмоций человечки на экране бегают друг за другом, стреляют, дерутся, нажимают какие-то кнопки. Мотивы поведения, психология характера? Не, не слышали. Главное – движуха. Предположим, что динамичные ручные камеры создают прекрасный эффект присутствия зрителя в этой заварушке (хотя многих мутит от бесконечной болтанки). Я не буду спорить, находка удачная, Пол Гринграсс начал использовать ее в предыдущих сериях, эксплуатирует и сейчас. Круто, мне нравится. Я не желаю рассматривать в замедленной съемке удары по морде, полеты пуль и прочие ненужные подробности. Мне вполне достаточно знать: герои дерутся, все происходит быстро. К монтажеру претензий нет: темп отличный, видеоряд нашинкован идеальными по размеру кусками. Ничего не затянуто, ничего искусственно не ускорено. Нет нудных и длинных, как обои, планов, но и до клиповой нарезки авторы фильма не опустились. Игры с фокусом-расфокусом не раздражают, сделано это строго дозировано и по ходу действия оправдано. Саундтрек бодрый. Получается, что с технической точки зрения и придраться-то не к чему. А что в итоге? При всем своем техническом совершенстве фильм абсолютно стерилен. Он воздействует на зрение и слух, а эмоций и мыслей никаких не вызывает.
В свое время некоторые зрители стали высказывать неудовольствие по поводу главной шпионской франшизы XX века – «Бондианы». Дескать, слишком много лишнего, супершпион много умничает, ерничает, предается слабостям и порокам в виде азартных игр и грудастых блондинок (задастых брюнеток). Тут в офисе запаришься непосильными креативными нагрузками, после работы хочется чего-нибудь простенького – и на тебе: смешивать, но не взбалтывать. Пока додумаешься, в чем здесь прикол, пройдет полфильма. Тогда и было принято эпохальное решение: заменить Бонда Борном. Отсекаем все лишнее: минус юмор, минус эротика, минус казино и прочие удовольствия. Только дело: погони, мордобой и убийства. Сразу стало легче тем, кто не может напрягать обе свои извилины одновременно.
Так и живем. Когда-то искусство было очень простым: сидели какие-нибудь гориллопитеки перед здоровенным булыжником, на котором местный художник накарябал комиксы про вчерашнюю охоту, любовались примитивными картинками и слушали саундтрек, включающий дуэт ветра и подвывающего ему шамана. Потом греки изобрели театр, Аристотель написал «Поэтику» (как этот театр делать), актеры носили маски, им подвывал хор. В прошлом веке пышным цветом зацвело новое искусство – кино. Вначале черно-белое, потом цветное, широкоформатное, наконец – с компьютерными прибамбасами. Все сложнее и сложнее. И вдруг все снова стало абсолютно простым. Сидят современные гориллопитеки в крутящихся креслах, слушают завывания из ста пятидесяти динамиков, в физиономии им одеколон вперемежку с ацетоном брызжет. И любуются они примитивными картинками.
Зато в конце крайнего пока «Борна» зрители могут наблюдать шикарную сцену уничтожения огромного количества современных, новеньких, блестящих, как леденцы, автомобилей. Причем эта гекатомба не компьютерная, а самая всамделишная. Полный восторг! Вот это бюджетище! Мне это напоминает старинную дикарскую традицию, потлач называется: похвальба перед соседями богатством путем разбазаривания и даже уничтожения своего имущества. Кто тут из гориллопитеков самый крутой?
8
,1
2016, США, Боевики
123 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Мы живем в эпоху неумолимых перемен, когда все простое сменяется чем-то более сложным. Только привыкаешь к новинкам – тебе сразу улучшить их пытаются. Сегодня никого не удивишь технологиями 3D. А когда я пришла смотреть на большом экране блокбастер «Джейсон Борн», пятый фильм успешной франшизы, вместе с билетом в кассе кинотеатра мне выдали флаер на новое развлечение – кино формата 5D. Рекламный ролик перед началом сеанса наглядно продемонстрировал, в чем заключается эта фишка. Зрители в специальных очках наблюдают объемную картинку, ощущая при этом, как их трясет и даже переворачивает вниз головой в подвижном кресле. Пятое измерение заключается в том, что вам будет дуть в лицо ветер или брызгать вода. Как-то раз я имела удовольствие даже вдыхать запах розы на подобном аттракционе (показывали мультик про Маленького принца). К чему это я? А к тому, что традиционное кино уверенно движется именно в этом направлении. Зрители сегодня не хотят быть просто зрителями, им мало смотреть, нужно имитировать их участие в событиях. Максимальное приближение к реальности, вовлеченность в действие приветствуется большинством потребителей развлекательной продукции. Идеально – полностью стереть грань между реальным и виртуальным миром. Где кино, где компьютерная игрушка – уже не разберешь. «Джейсон Борн» – это не фильм, он гораздо ближе к аттракциону. Авторы картины вроде бы делают сюжет на актуальном материале. Герои упоминают Сноудена, речь заходит об использовании соцсетей спецслужбами (сегодня пишут о том, что подобные подозрения имеются по поводу Фэйсбука). Привязка ко времени делается и при помощи демонстрации сцен массовых беспорядков в Греции. Это призвано максимально осовременить картину, приблизить ее действие к реальности. В принципе, ничего плохого в этом нет. Молодцы ребята, в теме, в курсе свежих тенденций, за новостями следят. Но ведь это в фильме не главное. Даже основной выбор персонажей фильма между патриотизмом и моральными принципами озвучен настолько вяло, что полноценной дилеммой этот высосанный из пальца конфликт не назовешь. А больше всего возмущает то, что здесь практически нет никакой драматургии. Примитивный сюжет, схематичные персонажи. Мы просто наблюдаем, как лишенные каких бы то ни было эмоций человечки на экране бегают друг за другом, стреляют, дерутся, нажимают какие-то кнопки. Мотивы поведения, психология характера? Не, не слышали. Главное – движуха. Предположим, что динамичные ручные камеры создают прекрасный эффект присутствия зрителя в этой заварушке (хотя многих мутит от бесконечной болтанки). Я не буду спорить, находка удачная, Пол Гринграсс начал использовать ее в предыдущих сериях, эксплуатирует и сейчас. Круто, мне нравится. Я не желаю рассматривать в замедленной съемке удары по морде, полеты пуль и прочие ненужные подробности. Мне вполне достаточно знать: герои дерутся, все происходит быстро. К монтажеру претензий нет: темп отличный, видеоряд нашинкован идеальными по размеру кусками. Ничего не затянуто, ничего искусственно не ускорено. Нет нудных и длинных, как обои, планов, но и до клиповой нарезки авторы фильма не опустились. Игры с фокусом-расфокусом не раздражают, сделано это строго дозировано и по ходу действия оправдано. Саундтрек бодрый. Получается, что с технической точки зрения и придраться-то не к чему. А что в итоге? При всем своем техническом совершенстве фильм абсолютно стерилен. Он воздействует на зрение и слух, а эмоций и мыслей никаких не вызывает. В свое время некоторые зрители стали высказывать неудовольствие по поводу главной шпионской франшизы XX века – «Бондианы». Дескать, слишком много лишнего, супершпион много умничает, ерничает, предается слабостям и порокам в виде азартных игр и грудастых блондинок (задастых брюнеток). Тут в офисе запаришься непосильными креативными нагрузками, после работы хочется чего-нибудь простенького – и на тебе: смешивать, но не взбалтывать. Пока додумаешься, в чем здесь прикол, пройдет полфильма. Тогда и было принято эпохальное решение: заменить Бонда Борном. Отсекаем все лишнее: минус юмор, минус эротика, минус казино и прочие удовольствия. Только дело: погони, мордобой и убийства. Сразу стало легче тем, кто не может напрягать обе свои извилины одновременно. Так и живем. Когда-то искусство было очень простым: сидели какие-нибудь гориллопитеки перед здоровенным булыжником, на котором местный художник накарябал комиксы про вчерашнюю охоту, любовались примитивными картинками и слушали саундтрек, включающий дуэт ветра и подвывающего ему шамана. Потом греки изобрели театр, Аристотель написал «Поэтику» (как этот театр делать), актеры носили маски, им подвывал хор. В прошлом веке пышным цветом зацвело новое искусство – кино. Вначале черно-белое, потом цветное, широкоформатное, наконец – с компьютерными прибамбасами. Все сложнее и сложнее. И вдруг все снова стало абсолютно простым. Сидят современные гориллопитеки в крутящихся креслах, слушают завывания из ста пятидесяти динамиков, в физиономии им одеколон вперемежку с ацетоном брызжет. И любуются они примитивными картинками. Зато в конце крайнего пока «Борна» зрители могут наблюдать шикарную сцену уничтожения огромного количества современных, новеньких, блестящих, как леденцы, автомобилей. Причем эта гекатомба не компьютерная, а самая всамделишная. Полный восторг! Вот это бюджетище! Мне это напоминает старинную дикарскую традицию, потлач называется: похвальба перед соседями богатством путем разбазаривания и даже уничтожения своего имущества. Кто тут из гориллопитеков самый крутой?