Сколько раз твердил незабвенный Козьма Прутков о том, что никто не обнимет необъятного. Нет, даже так: «Плюнь тому в глаза, кто скажет, что можно обнять необъятное!» Николай Хомерики сам признался, что книжек предпочитает не читать. Потому и от таких плевков ему не увернуться. Сняв свой «Ледокол», он взял и свалил все в кучу, распахнул наивно объятия, готовый обнять и фильм-катастрофу, и драму, и даже комедию прихватить пожелал. А результат? Полная мешанина: то ли героическая сага, то ли пародия. Еще и идеологию сюда приплел, сомнительную метафору попытался выстроить. Вроде как застрявшее во льдах судно олицетворяет СССР эпохи позднего застоя. Нелепицы в фильме громоздятся просто айсбергами, сначала изумленный зритель лихорадочно вспоминает, что он упустил в школе на уроках географии и физики, а потом начинает понимать, что это просто школьные троечники наснимали для двоечников. Судите сами.
Советский ледокол на заре перестройки вывозит из Антарктиды полярников. Его затирает во льдах, судно дрейфует 133 дня. Капитана по доносу старпома снимают прямо посреди рейса (ледокол пострадал от соприкосновения с айсбергом, погиб один из полярников), на вертолете прибывает новый капитан. Начальство на Большой земле не спешит выручать терпящий бедствие экипаж. Приходится урезать рационы и экономить электроэнергию. На судне происходит бунт. А тут за ледоколом начинает погоню тот самый айсберг. Со скоростью порядка трех узлов (почти семь километров в час) он прет через льды и угрожает задавить немаленькое судно. Моряки в ужасе. На выручку приходит искусство двух капитанов, люди проявляют чудеса героизма.
Бред полнейший. Вы объясните мне, блондинке, при помощи какого моторчика бешеный айсберг гоняет по морю, покрытому трехметровым слоем льда? Зачем тогда вообще ледоколы, может, лучше подыскивать такие кочующие айсберги и кататься на них по морям-океанам? Кстати, с марта по июнь в Южном полушарии полярный день или полярная ночь? В фильме герои бродят по льдам, не спят, а вокруг постоянно светло. Если это снято весной в районе Мурманска, тогда все ясно. Но ближе к Антарктиде все наоборот, там темнеть должно, как у нас поздней осенью. Двойка вам, ребята, по природоведению за 3 класс. Или история с вертолетом. Откуда на нем прилетел новый капитан? Дальность полета винтокрылой машины невелика, значит, где-то вблизи имеется база полярной авиации. Почему тогда четыре месяца бедолаги сидят в своем железном корыте и страдают от неизвестности, рационы урезают? Говорят, у режиссера консультант был, полярник бывалый. Шутник большой, наверное. Оказывается, неисправность вертолета можно устранить после того, как он постоит пару месяцев на палубе ледокола, а потом осатаневший пилот попинает брыкливыми ножками по приборной панели. Ура, заработало! Здорово, я теперь дорогу в автосервис забуду, рецепт известен.
Это ляпы технического свойства. Но есть еще и приколы по поводу знания нашей недавней истории. Авторы фильма, похоже, во времена описываемых событий еще маленькими были, но они усердно пытаются воспроизвести реалии советской жизни тех лет. Тут тебе и кубик Рубика, и песни Цоя, и тотальный дефицит. Молодцы, старательные мальчики. А вот то, что семья капитана ледокола (представить трудно, какая по тем временам зарплата была) ютится к коммуналке – это откуда? Тоже консультант-юморист постарался? Кульминацией фильма стал бунт экипажа против самодура капитана. Довел чинуша народ, дисциплину наводит, гитару разбил, ждет распоряжения начальства. Тут к нему в каюту врываются восставшие моряки, садят капитана под арест. Тот, правда, очень легко выходит на волю, принимает участие в спасении корабля. А после избавления из ледового плена благородно «забывает» про бунт, за что экипаж ему очень благодарен. Это уже просто какие-то пираты полярного моря получаются. В гостях у сказки. Бунт на корабле – тягчайшее преступление на любом флоте мира. Карают за это беспощадно. Пойти на такое можно только на крайней стадии отчаяния. По сюжету до каннибализма было еще вроде далековато. И скрыть потом такое происшествие от руководства (экипаж несколько десятков человек, все равно кто-нибудь стукнет) абсолютно невозможно. Сценарист над нами просто издевается, ему хэппи-энд подавай: сплошной мир-дружба-жвачка.
Этот перечень диких ляпов можно продолжать и продолжать. Как спасали тонущего человека из полыньи, не догадавшись ему спасательный круг бросить; почему пролетевший над судном новозеландский самолет с нарисованным на фюзеляже киви (птичкой, а не фруктом) ничего никому не сообщил; почему жена капитана отказывается рожать ребенка в нормальных условиях; неужели на ледоколы давали только один фильм на весь длительный рейс; почему проникшая через пробоину вода испортила все продукты, включая консервы; что делали на полярных станциях в Антарктиде бесполезные шаловливые собачки? Нет ответов.
Но это все ерунда. Повторю снова: основной недостаток «Ледокола» заключается в том, что авторы начали снимать картину, не озаботившись главным. Над чем они работают? Советский фильм-катастрофа – это всегда гимн коллективному героизму советского человека. Будь это «Семеро смелых» эпохи раннего советского романтизма, будь это «Экипаж» эпохи вяловатого застоя – концепция оставалась неизменной. Или это калька с голливудской пугалки? Здесь довлеет романтика одинокого героя, который спасает человечество или хотя бы свою семью. Начинается «Ледокол» по первому варианту, середина представляет собой иллюстрацию к тезису человек человеку волк (морской леопард в антарктическом контексте), а в финале нас ожидает сладенький апофеоз все того же советского коллективизма под бодренькую песенку Цоя. Дескать, ваши сердца еще дождутся тех еще перемен. Господину/товарищу Хомерики хочется дать тот же совет, что получает в анекдоте Рабинович в бане: крестик снять или трусы надеть. Вы чего нам навоспевали – свободу и вседозволенность или коллективное творчество в рамках строго установленной дисциплины? Или вообще ваш «Ледокол» – гигантская фига в кармане, стеб над светским строем.
А если серьезно. История настоящего ледокола «Михаил Сомов» отличается от поделки Хомерики, как «Гамлет» от «Колобка». Никаких там айсбергов-призраков, нормальная спасательная операция силами полярной авиации СССР. Полярники своих в беде не бросали никогда, ни в романтичное, ни в прагматичное время. Так что вместо фильма «основано на реальных событиях» нужно было прогнать обычную сказочку в экзотическом обрамлении. Атаки пингвинов-зомби, поиски золота нацистов в ледяных пещерах на Южном полюсе, гонки подводных лодок в аномальных зонах Мирового океана. Снимают же такое люди – и ничего. Зато не стыдно знакомым в глаза смотреть. И от плевков не придется уворачиваться.
8
,0
2016, Россия, Катастрофы
119 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Сколько раз твердил незабвенный Козьма Прутков о том, что никто не обнимет необъятного. Нет, даже так: «Плюнь тому в глаза, кто скажет, что можно обнять необъятное!» Николай Хомерики сам признался, что книжек предпочитает не читать. Потому и от таких плевков ему не увернуться. Сняв свой «Ледокол», он взял и свалил все в кучу, распахнул наивно объятия, готовый обнять и фильм-катастрофу, и драму, и даже комедию прихватить пожелал. А результат? Полная мешанина: то ли героическая сага, то ли пародия. Еще и идеологию сюда приплел, сомнительную метафору попытался выстроить. Вроде как застрявшее во льдах судно олицетворяет СССР эпохи позднего застоя. Нелепицы в фильме громоздятся просто айсбергами, сначала изумленный зритель лихорадочно вспоминает, что он упустил в школе на уроках географии и физики, а потом начинает понимать, что это просто школьные троечники наснимали для двоечников. Судите сами. Советский ледокол на заре перестройки вывозит из Антарктиды полярников. Его затирает во льдах, судно дрейфует 133 дня. Капитана по доносу старпома снимают прямо посреди рейса (ледокол пострадал от соприкосновения с айсбергом, погиб один из полярников), на вертолете прибывает новый капитан. Начальство на Большой земле не спешит выручать терпящий бедствие экипаж. Приходится урезать рационы и экономить электроэнергию. На судне происходит бунт. А тут за ледоколом начинает погоню тот самый айсберг. Со скоростью порядка трех узлов (почти семь километров в час) он прет через льды и угрожает задавить немаленькое судно. Моряки в ужасе. На выручку приходит искусство двух капитанов, люди проявляют чудеса героизма. Бред полнейший. Вы объясните мне, блондинке, при помощи какого моторчика бешеный айсберг гоняет по морю, покрытому трехметровым слоем льда? Зачем тогда вообще ледоколы, может, лучше подыскивать такие кочующие айсберги и кататься на них по морям-океанам? Кстати, с марта по июнь в Южном полушарии полярный день или полярная ночь? В фильме герои бродят по льдам, не спят, а вокруг постоянно светло. Если это снято весной в районе Мурманска, тогда все ясно. Но ближе к Антарктиде все наоборот, там темнеть должно, как у нас поздней осенью. Двойка вам, ребята, по природоведению за 3 класс. Или история с вертолетом. Откуда на нем прилетел новый капитан? Дальность полета винтокрылой машины невелика, значит, где-то вблизи имеется база полярной авиации. Почему тогда четыре месяца бедолаги сидят в своем железном корыте и страдают от неизвестности, рационы урезают? Говорят, у режиссера консультант был, полярник бывалый. Шутник большой, наверное. Оказывается, неисправность вертолета можно устранить после того, как он постоит пару месяцев на палубе ледокола, а потом осатаневший пилот попинает брыкливыми ножками по приборной панели. Ура, заработало! Здорово, я теперь дорогу в автосервис забуду, рецепт известен. Это ляпы технического свойства. Но есть еще и приколы по поводу знания нашей недавней истории. Авторы фильма, похоже, во времена описываемых событий еще маленькими были, но они усердно пытаются воспроизвести реалии советской жизни тех лет. Тут тебе и кубик Рубика, и песни Цоя, и тотальный дефицит. Молодцы, старательные мальчики. А вот то, что семья капитана ледокола (представить трудно, какая по тем временам зарплата была) ютится к коммуналке – это откуда? Тоже консультант-юморист постарался? Кульминацией фильма стал бунт экипажа против самодура капитана. Довел чинуша народ, дисциплину наводит, гитару разбил, ждет распоряжения начальства. Тут к нему в каюту врываются восставшие моряки, садят капитана под арест. Тот, правда, очень легко выходит на волю, принимает участие в спасении корабля. А после избавления из ледового плена благородно «забывает» про бунт, за что экипаж ему очень благодарен. Это уже просто какие-то пираты полярного моря получаются. В гостях у сказки. Бунт на корабле – тягчайшее преступление на любом флоте мира. Карают за это беспощадно. Пойти на такое можно только на крайней стадии отчаяния. По сюжету до каннибализма было еще вроде далековато. И скрыть потом такое происшествие от руководства (экипаж несколько десятков человек, все равно кто-нибудь стукнет) абсолютно невозможно. Сценарист над нами просто издевается, ему хэппи-энд подавай: сплошной мир-дружба-жвачка. Этот перечень диких ляпов можно продолжать и продолжать. Как спасали тонущего человека из полыньи, не догадавшись ему спасательный круг бросить; почему пролетевший над судном новозеландский самолет с нарисованным на фюзеляже киви (птичкой, а не фруктом) ничего никому не сообщил; почему жена капитана отказывается рожать ребенка в нормальных условиях; неужели на ледоколы давали только один фильм на весь длительный рейс; почему проникшая через пробоину вода испортила все продукты, включая консервы; что делали на полярных станциях в Антарктиде бесполезные шаловливые собачки? Нет ответов. Но это все ерунда. Повторю снова: основной недостаток «Ледокола» заключается в том, что авторы начали снимать картину, не озаботившись главным. Над чем они работают? Советский фильм-катастрофа – это всегда гимн коллективному героизму советского человека. Будь это «Семеро смелых» эпохи раннего советского романтизма, будь это «Экипаж» эпохи вяловатого застоя – концепция оставалась неизменной. Или это калька с голливудской пугалки? Здесь довлеет романтика одинокого героя, который спасает человечество или хотя бы свою семью. Начинается «Ледокол» по первому варианту, середина представляет собой иллюстрацию к тезису человек человеку волк (морской леопард в антарктическом контексте), а в финале нас ожидает сладенький апофеоз все того же советского коллективизма под бодренькую песенку Цоя. Дескать, ваши сердца еще дождутся тех еще перемен. Господину/товарищу Хомерики хочется дать тот же совет, что получает в анекдоте Рабинович в бане: крестик снять или трусы надеть. Вы чего нам навоспевали – свободу и вседозволенность или коллективное творчество в рамках строго установленной дисциплины? Или вообще ваш «Ледокол» – гигантская фига в кармане, стеб над светским строем. А если серьезно. История настоящего ледокола «Михаил Сомов» отличается от поделки Хомерики, как «Гамлет» от «Колобка». Никаких там айсбергов-призраков, нормальная спасательная операция силами полярной авиации СССР. Полярники своих в беде не бросали никогда, ни в романтичное, ни в прагматичное время. Так что вместо фильма «основано на реальных событиях» нужно было прогнать обычную сказочку в экзотическом обрамлении. Атаки пингвинов-зомби, поиски золота нацистов в ледяных пещерах на Южном полюсе, гонки подводных лодок в аномальных зонах Мирового океана. Снимают же такое люди – и ничего. Зато не стыдно знакомым в глаза смотреть. И от плевков не придется уворачиваться.