История повторяется дважды: вначале в виде трагедии, а потом в виде фильма в жанре фэнтези. Я думаю, именно так сформулировал бы свое знаменитое высказывание Гегель, если бы он жил сегодня и посмотрел фильм Джаника Файзиева и Ивана Шурховецекого «Легенда о Коловрате».
Исторической основой для картины послужили события конца 1237 года. Монгольское войско, ведомое знаменитым полководцем, свирепым псом Чингисхана Субэдэй-багатуром, вторгается в пределы княжеств Северо-Восточной Руси. Подчеркивая значимость общемонгольского похода, решение о котором было принято на курултае 1235 года, войска сопровождает внук основателя империи Бату-хан и еще несколько чингизидов. Первой жертвой нашествия стало Рязанское княжество. За сожжение родного города и уничтожение его населения (вырезаны были все жители города, включая женщин и детей) мстит легендарный Евпатий Коловрат. Он со своим партизанским отрядом идет по пятам завоевателей и причиняет супостатам максимально возможный ущерб в живой силе и технике. После гибели героя сам великий хан произносит в его память горячую речь и велит похоронить его со всеми воинскими почестями.
Отличный сюжет для создания патриотического произведения. Весь вопрос: какой жанр для этого избрать? Сегодня многие осуждают создателей фильма за отказ последовательно выполнять заветы Гегеля. Эпическую драму о нашествии Батыя так и не сняли, сразу перешли к сказкам. А ведь это – одна из самых трагических,если не самая печальная, страница в отечественной истории. Последствия походов завоевателей на Русь в период с 1237 по 1240 годы способны ужаснуть даже на фоне аналогичных событий последующих веков. Конечно, Великая Отечественная унесла больше жизней, но, во-первых, пропорция выживших и погибших в те времена была, скорее всего, не менее удручающей. И, что важнее, то поколение русских людей так и не дожило до Дня Победы. А теперь нам на эту тему рассказывают сказочку. Как нехорошо получилось, какое неуважение отческим гробам!
Но сказка удалась на славу. Авторы имеют право выбирать жанр, подбирать интонацию, расставлять акценты и модулировать нюансы. В том числе и учитывая особенности восприятия произведения целевой аудиторией, размеры финансирования, и, чего греха таить, политическую конъюнктуру (то есть снова финансирование). Не Файзиев с Шурховецким виноваты в том, что современный российский зритель (особенно молодой) воспринимает историю как набор глянцевых картинок, на которых супергерои сражаются с полчищами живых мертвецов, вампиров и прочих инопланетных жукообразных под небесами фирменного свинцового неба, запатентованного студией Marvel. И не авторы картины довели международную обстановку до такого градуса накала, что Президент призывает промышленность переходить на военные рельсы, а со стапелей спущен очередной атомный подводный ракетоносный древнерусский князь. Главе государства фильм понравился (заказчик доволен), так что, глядишь, новую серию суперподлодок откроет не потомок Рюрика, а «Боярин Коловрат». И вообще, если сравнивать «Легенду о Коловрате» с предшествующим этому фильму киноэкскурсу в отечественную историю «Викингом», можно отметить явный прогресс.
Сегодняшняя Рязань по сравнению с прошлогодним Киевом не выглядит на экране заштатной деревушкой, это вполне себе пряничный древнерусский мегаполис, вокруг которого простираются бескрайние пейзажи (осенью Левитан, зимой Шишкин); русские князья и боярышни, а также противостоящие им чингизиды одеты и украшены по последней тогдашней моде: шелка, кокошники, бисер, драгметаллы. По этому поводу создается даже один из двух удачных мемов фильма: умеют же шить, нехристи! Богато, ничего не скажешь. Вооружение и численность противостоящих сторон тоже соответствует уровню госзаказа (не «Великая стена», конечно, но нам за их бюджетом не угнаться). Тут вам не жалкая горстка печенегов, а изобильно нарисованные тьмы и тьмы (то есть тумены и тумены) степных пришельцев.
Опять же заботясь о том, чтобы любители «Дома-2» и прочие им подобные зрители чувствовали себя комфортно, как на просмотре мультиков про боевых черепашек, Коловрат вынужден всю картину таскать за спиной два меча. Все остальные люди носят холодное оружие как положено, на поясе, а наш герой тягает железо из-за плеча, лишний раз обозначая уровень своей воинской эквилибристики. А еще его жалко: авторы картины лишили героя головного убора. В мирное зимнее время он просто менингит зарабатывает, демонстрируя поклонницам фас, профиль и прическу Ильи Малакова, а в военных эпизодах он таки жизнью рискует, подставляя неошелОмленную головушку саблям, ятаганам, боласам (Субэдэй научился ими пользоваться у индейцев Южной Америки) и прочим скрамасаксам. И боевой древнерусский медведь просто обязан был появиться на экране. Во-первых, это наш ответ ксерксовым тварям из «300 спартанцев» Зака Снайдера. А, во–вторых, хотя самого персидского царя наш Батый (Александр Цой) перещеголять не смог, зато мишка сыграл дуэтом с еще одним удачным мемом: Потапыч русских не ломает!
Кстати, попытки разбавить юморком слишком пафосные сцены по большому счету удались, только один раз авторы явно просчитались. Это когда православный монах (повелитель мем-медведя) говорит о том, что бог у нас один, значит, ему надо помогать против пантеона языческих конкурентов. У нас, православных, бог все-таки триедин. Авторы картины перепутали христиан с мусульманами. Бывает.
Так что проблема не в том, что у наших кинематографистов снова получилась историческая сказка. Просто рассказать ее можно было поинтересней. Например, как это сделали в 1964 году авторы картины «Сказка о Мальчише-Кибальчише». Аналогия, на мой взгляд, вполне уместна. Тоже сказочный сюжет на трагические события, тоже нашествие супостатов и решающий бой с превосходящими силами противника. Но насколько изобретательней при весьма скромных тогдашних возможностях показана финальная битва мальчишей с буржуинами! Какой каскад забавных трюков демонтируют актеры, чего только не вытворяют они с неповоротливыми дядьками в коротких штанишках с рогатыми шлемами на головах! Создатели «Легенды о Коловрате», похоже, просто выдохлись перед кульминацией картины. Последний бой русской дружины – просто вялая и сильно усеченная копия битвы киношных спартанцев с персами.
И уж совсем никуда не годится финал-апофеоз: один из выживших друзей Коловрата готовится вступить на лед Чудского озера под знаменами Александра Невского. Понятно, что хочется завершить трагическую историю на оптимистической мультяшной ноте. Но ведь все знают, что не пришла тогда на подмогу Красная Армия, что не гудят пароходы: слава Мальчишу-Коловрату! Похвалил его Главный Буржуин… то есть Бату-хан, но это слабо как-то утешает. Мне кажется, можно было завершить картину более креативно. Могу даже предложить варианты.
Куликовская битва. Победу русскому войску над ордынцами… Кстати, авторы «Легенды о Коловрате» были максимально политкорректны, никаких тебе монголов или татар (чтобы не обиделись в Улан-Баторе и/или Казани). Только ордынцы, почти как «наши западные партнеры». Так вот, победу над тогдашними партнерами русским приносит атака засадного полка боевых Потапычей. Дмитрий Донской произносит прочувствованную речь над телом Челубея.
Битва под Москвой. Гудериан стоит у разъезда Дубосеково и греет озябшие руки о еще горячую броню подбитого Т-34, вокруг которого дымится десять искореженных Королевских тигров (гроссмейстеры игры в танчики, спокойно! это же сказка). Гудериан скорбно говорит: «Мне бы такой экипаж, я бы на нем до Тихого океана прокатился!» Немцы разворачиваются и удаляются в сторону Берлина под музыку Шостаковича.
7
,7
2017, Россия, Исторические
112 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
История повторяется дважды: вначале в виде трагедии, а потом в виде фильма в жанре фэнтези. Я думаю, именно так сформулировал бы свое знаменитое высказывание Гегель, если бы он жил сегодня и посмотрел фильм Джаника Файзиева и Ивана Шурховецекого «Легенда о Коловрате». Исторической основой для картины послужили события конца 1237 года. Монгольское войско, ведомое знаменитым полководцем, свирепым псом Чингисхана Субэдэй-багатуром, вторгается в пределы княжеств Северо-Восточной Руси. Подчеркивая значимость общемонгольского похода, решение о котором было принято на курултае 1235 года, войска сопровождает внук основателя империи Бату-хан и еще несколько чингизидов. Первой жертвой нашествия стало Рязанское княжество. За сожжение родного города и уничтожение его населения (вырезаны были все жители города, включая женщин и детей) мстит легендарный Евпатий Коловрат. Он со своим партизанским отрядом идет по пятам завоевателей и причиняет супостатам максимально возможный ущерб в живой силе и технике. После гибели героя сам великий хан произносит в его память горячую речь и велит похоронить его со всеми воинскими почестями. Отличный сюжет для создания патриотического произведения. Весь вопрос: какой жанр для этого избрать? Сегодня многие осуждают создателей фильма за отказ последовательно выполнять заветы Гегеля. Эпическую драму о нашествии Батыя так и не сняли, сразу перешли к сказкам. А ведь это – одна из самых трагических,если не самая печальная, страница в отечественной истории. Последствия походов завоевателей на Русь в период с 1237 по 1240 годы способны ужаснуть даже на фоне аналогичных событий последующих веков. Конечно, Великая Отечественная унесла больше жизней, но, во-первых, пропорция выживших и погибших в те времена была, скорее всего, не менее удручающей. И, что важнее, то поколение русских людей так и не дожило до Дня Победы. А теперь нам на эту тему рассказывают сказочку. Как нехорошо получилось, какое неуважение отческим гробам! Но сказка удалась на славу. Авторы имеют право выбирать жанр, подбирать интонацию, расставлять акценты и модулировать нюансы. В том числе и учитывая особенности восприятия произведения целевой аудиторией, размеры финансирования, и, чего греха таить, политическую конъюнктуру (то есть снова финансирование). Не Файзиев с Шурховецким виноваты в том, что современный российский зритель (особенно молодой) воспринимает историю как набор глянцевых картинок, на которых супергерои сражаются с полчищами живых мертвецов, вампиров и прочих инопланетных жукообразных под небесами фирменного свинцового неба, запатентованного студией Marvel. И не авторы картины довели международную обстановку до такого градуса накала, что Президент призывает промышленность переходить на военные рельсы, а со стапелей спущен очередной атомный подводный ракетоносный древнерусский князь. Главе государства фильм понравился (заказчик доволен), так что, глядишь, новую серию суперподлодок откроет не потомок Рюрика, а «Боярин Коловрат». И вообще, если сравнивать «Легенду о Коловрате» с предшествующим этому фильму киноэкскурсу в отечественную историю «Викингом», можно отметить явный прогресс. Сегодняшняя Рязань по сравнению с прошлогодним Киевом не выглядит на экране заштатной деревушкой, это вполне себе пряничный древнерусский мегаполис, вокруг которого простираются бескрайние пейзажи (осенью Левитан, зимой Шишкин); русские князья и боярышни, а также противостоящие им чингизиды одеты и украшены по последней тогдашней моде: шелка, кокошники, бисер, драгметаллы. По этому поводу создается даже один из двух удачных мемов фильма: умеют же шить, нехристи! Богато, ничего не скажешь. Вооружение и численность противостоящих сторон тоже соответствует уровню госзаказа (не «Великая стена», конечно, но нам за их бюджетом не угнаться). Тут вам не жалкая горстка печенегов, а изобильно нарисованные тьмы и тьмы (то есть тумены и тумены) степных пришельцев. Опять же заботясь о том, чтобы любители «Дома-2» и прочие им подобные зрители чувствовали себя комфортно, как на просмотре мультиков про боевых черепашек, Коловрат вынужден всю картину таскать за спиной два меча. Все остальные люди носят холодное оружие как положено, на поясе, а наш герой тягает железо из-за плеча, лишний раз обозначая уровень своей воинской эквилибристики. А еще его жалко: авторы картины лишили героя головного убора. В мирное зимнее время он просто менингит зарабатывает, демонстрируя поклонницам фас, профиль и прическу Ильи Малакова, а в военных эпизодах он таки жизнью рискует, подставляя неошелОмленную головушку саблям, ятаганам, боласам (Субэдэй научился ими пользоваться у индейцев Южной Америки) и прочим скрамасаксам. И боевой древнерусский медведь просто обязан был появиться на экране. Во-первых, это наш ответ ксерксовым тварям из «300 спартанцев» Зака Снайдера. А, во–вторых, хотя самого персидского царя наш Батый (Александр Цой) перещеголять не смог, зато мишка сыграл дуэтом с еще одним удачным мемом: Потапыч русских не ломает! Кстати, попытки разбавить юморком слишком пафосные сцены по большому счету удались, только один раз авторы явно просчитались. Это когда православный монах (повелитель мем-медведя) говорит о том, что бог у нас один, значит, ему надо помогать против пантеона языческих конкурентов. У нас, православных, бог все-таки триедин. Авторы картины перепутали христиан с мусульманами. Бывает. Так что проблема не в том, что у наших кинематографистов снова получилась историческая сказка. Просто рассказать ее можно было поинтересней. Например, как это сделали в 1964 году авторы картины «Сказка о Мальчише-Кибальчише». Аналогия, на мой взгляд, вполне уместна. Тоже сказочный сюжет на трагические события, тоже нашествие супостатов и решающий бой с превосходящими силами противника. Но насколько изобретательней при весьма скромных тогдашних возможностях показана финальная битва мальчишей с буржуинами! Какой каскад забавных трюков демонтируют актеры, чего только не вытворяют они с неповоротливыми дядьками в коротких штанишках с рогатыми шлемами на головах! Создатели «Легенды о Коловрате», похоже, просто выдохлись перед кульминацией картины. Последний бой русской дружины – просто вялая и сильно усеченная копия битвы киношных спартанцев с персами. И уж совсем никуда не годится финал-апофеоз: один из выживших друзей Коловрата готовится вступить на лед Чудского озера под знаменами Александра Невского. Понятно, что хочется завершить трагическую историю на оптимистической мультяшной ноте. Но ведь все знают, что не пришла тогда на подмогу Красная Армия, что не гудят пароходы: слава Мальчишу-Коловрату! Похвалил его Главный Буржуин… то есть Бату-хан, но это слабо как-то утешает. Мне кажется, можно было завершить картину более креативно. Могу даже предложить варианты. Куликовская битва. Победу русскому войску над ордынцами… Кстати, авторы «Легенды о Коловрате» были максимально политкорректны, никаких тебе монголов или татар (чтобы не обиделись в Улан-Баторе и/или Казани). Только ордынцы, почти как «наши западные партнеры». Так вот, победу над тогдашними партнерами русским приносит атака засадного полка боевых Потапычей. Дмитрий Донской произносит прочувствованную речь над телом Челубея. Битва под Москвой. Гудериан стоит у разъезда Дубосеково и греет озябшие руки о еще горячую броню подбитого Т-34, вокруг которого дымится десять искореженных Королевских тигров (гроссмейстеры игры в танчики, спокойно! это же сказка). Гудериан скорбно говорит: «Мне бы такой экипаж, я бы на нем до Тихого океана прокатился!» Немцы разворачиваются и удаляются в сторону Берлина под музыку Шостаковича.