В отечественной прокатной (дублированной) версии даже не перевели на русский язык фразу, ставшую визитной карточкой медиафраншизы, а заодно – без устали эксплуатируемую Арнольдом Шварценеггером. «I’l be back», – бросает Сара Коннор новым знакомым, которых только что спасла от неминуемой гибели, отходя ненадолго, чтобы разобраться с очередным терминатором, засланным машинами. Естественно, персонажи произносят (в новых, пусть и зачастую схожих, обстоятельствах) и другие знакомые реплики; вспомним хотя бы призыв срочно уходить вместе, если дорога жизнь, брошенный Грейс ошарашенной Даниэлле Рамос. Скажем больше. Авторам никуда было не деться от обыгрывания запомнившихся деталей (вроде неизменных солнцезащитных очков) и целых ситуаций, ставших фактически обязательными. И лично я, каюсь, принял за чистую монету обман с прибытием суровой гостьи из будущего, не допустив и мысли, что некто, пробив при падении мост, может оказаться человеком, хотя бы и модернизированным (1). Мало того, с любопытством ждал, чем же авторы порадуют на сей раз – как выкрутятся из тех сюжетных ловушек, в какие волей-неволей загнали сами себя.
Конечно, ключевым в данном случае стало участие (правда, в качестве продюсера и соавтора сюжета, а не режиссёра) Джеймса Кэмерона. Решение мэтра откреститься от третьей, четвёртой и пятой частей, не говоря уже о телесериале «Терминатор: Хроники Сары Коннор» /2008-09/, ещё можно принять за рекламную уловку. Но ведь задействованный им драматургический принцип, когда пришельцы из будущего сражаются за это самое грядущее, позволяет множить альтернативные (существующие независимо друг от друга) реальности практически бесконечно. И, строго говоря, вовсе не исключено, что в какой-то Вселенной Джон вырос, но так и не сумел предотвратить мятеж «Скайнета», а в другой – погиб в отрочестве, застреленный ещё одним ликвидатором. Всё может поменяться – вплоть до перерождения спасителя, переметнувшегося (в предыдущей ленте, получившей подзаголовок «Генезис») на сторону злейших врагов человечества. Вместе с тем хорошо известно, что История не имеет сослагательного наклонения; выражаясь по-простому, чему быть, того не миновать. И как бы ни сложились события, сколько бы раз искусственный интеллект ни выходил из-под контроля создателя, каким бы количеством черепов ни был усеян морской берег, люди не сдадутся без боя. И, чего доброго, начнут вновь приспосабливать возможности взбунтовавшихся механизмов под себя.
Приглашение Тима Миллера, так мощно заявившего о себе едким кинокомиксом про Дэдпула, невольно внушало мысль, что действие «Терминатора: Тёмных судеб» окажется насквозь пронизано «чёрным юмором» и цинизмом. А между тем сценаристы Дэвид С. Гойер, Джастин Роудс и Билли Рэй отдали предпочтение не просто серьёзной интонации, а… обличительному, остросоциальному пафосу. Повествование начинается в полунищей Мексике, где Дани трудится с братом Диего за гроши – и даже туда пробивается научно-технический прогресс, заставляя рабочих проникаться луддистскими настроениями. А чуть позже Т-800 модели «101» пояснит гостям, что держать в одной из комнат дома внушительный арсенал оружия необходимо ещё и в свете того, что само человечество с высокой вероятностью скатится в состояние варварства. Заданный Кэмероном (в частности, блестяще выраженный в мрачных аккордах, сочинённых композитором Брэдом Фиделем) мотив получает свежее звучание. Заложенная Джеймсом глубоко в подтексте мысль о том, что люди сражаются с самими собой всегда, даже когда номинально враг – внешний, зазвучала предельно ясно и доходчиво. Сеанс завершаешь с ощущением, почти как после просмотра дилогии «Убийца» /2015-18/: война даже не в перспективе – вовсю идёт по обе стороны от американо-мексиканской границы.
Впрочем, это не единственная новация, которой порадовали кинематографисты. Постаравшись не выдать главный сюрприз, приготовленный зрителям, всё же отмечу любопытные находки кинодраматургов. Роботы, запрограммированные на ликвидацию и, напротив, перепрограммированные на защиту, – это мы уже видели. Даже превращение носителя искусственного интеллекта в тактического союзника людей – было. Но чтобы бездушная машина очеловечивалась под влиянием самой жизни, столкнувшись с базовыми, онтологического толка вопросами и самостоятельно обретя смысл существования в заботе о другом разумном существе (чуть ли не в христианской заповеди «Возлюби ближнего своего, как самого себя»)… Вот так поворот! Линда Хэмилтон, когда-то пришедшая в ужас от эволюции образа Сары (из рядовой обывательницы превратилась в воина без страха и упрёка) и зарёкшаяся связываться с фильмами действия, тем не менее – с видимым удовольствием вернулась в подзабытую стихию боевиков. Да и Арнольд Шварценеггер, не преминувший и у Алана Тейлора пошутить на тему своего металлического персонажа («старый, но не устаревший»), с блеском доказывает: есть ещё порох в пороховницах.
В зрелищном отношении фильм заслуживает очень высокой оценки, притом что с каждым разом, естественно, всё сложнее придумывать ситуации и образы, способные поразить воображение широкой публики. И дело вовсе не в величине затрат, теперь оцениваемых в сумму порядка $160-200 млн. Тим потрудился на славу и в данном отношении, выдержав каноны non-stop action – заставив забыть о времени и неотступно следить за развитием экранных перипетий. Особенно впечатлили эпизод погони на шоссе и, безусловно, кульминация, когда наступает время для решающего сражения. Но Миллер, получив эстафету у мастера, точно не собирался довольствоваться констатацией факта в том духе, что они – участники эпохальной битвы – вернулись. Если у Кэмерона Т-1000, регенерируясь после взрыва, растекался, напоминая ртуть, а то и расплавленное серебро, то Рев-9, трансформируясь, становится бесформенной тягучей массой чёрного цвета. И это ещё страшнее! Как будто тёмная материя – то самое, вязкое, обволакивающее Большое Ничто – грозит поглотить остатки света. К счастью, надежда пока не угасла.
_______
1 – По сути, киборгом, притом что оригинал некоторое время носил эффектное (пусть не вполне точное) название «Киборг-убийца».
7
,5
2019, США, Фантастика
122 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
В отечественной прокатной (дублированной) версии даже не перевели на русский язык фразу, ставшую визитной карточкой медиафраншизы, а заодно – без устали эксплуатируемую Арнольдом Шварценеггером. «I’l be back», – бросает Сара Коннор новым знакомым, которых только что спасла от неминуемой гибели, отходя ненадолго, чтобы разобраться с очередным терминатором, засланным машинами. Естественно, персонажи произносят (в новых, пусть и зачастую схожих, обстоятельствах) и другие знакомые реплики; вспомним хотя бы призыв срочно уходить вместе, если дорога жизнь, брошенный Грейс ошарашенной Даниэлле Рамос. Скажем больше. Авторам никуда было не деться от обыгрывания запомнившихся деталей (вроде неизменных солнцезащитных очков) и целых ситуаций, ставших фактически обязательными. И лично я, каюсь, принял за чистую монету обман с прибытием суровой гостьи из будущего, не допустив и мысли, что некто, пробив при падении мост, может оказаться человеком, хотя бы и модернизированным (1). Мало того, с любопытством ждал, чем же авторы порадуют на сей раз – как выкрутятся из тех сюжетных ловушек, в какие волей-неволей загнали сами себя. Конечно, ключевым в данном случае стало участие (правда, в качестве продюсера и соавтора сюжета, а не режиссёра) Джеймса Кэмерона. Решение мэтра откреститься от третьей, четвёртой и пятой частей, не говоря уже о телесериале «Терминатор: Хроники Сары Коннор» /2008-09/, ещё можно принять за рекламную уловку. Но ведь задействованный им драматургический принцип, когда пришельцы из будущего сражаются за это самое грядущее, позволяет множить альтернативные (существующие независимо друг от друга) реальности практически бесконечно. И, строго говоря, вовсе не исключено, что в какой-то Вселенной Джон вырос, но так и не сумел предотвратить мятеж «Скайнета», а в другой – погиб в отрочестве, застреленный ещё одним ликвидатором. Всё может поменяться – вплоть до перерождения спасителя, переметнувшегося (в предыдущей ленте, получившей подзаголовок «Генезис») на сторону злейших врагов человечества. Вместе с тем хорошо известно, что История не имеет сослагательного наклонения; выражаясь по-простому, чему быть, того не миновать. И как бы ни сложились события, сколько бы раз искусственный интеллект ни выходил из-под контроля создателя, каким бы количеством черепов ни был усеян морской берег, люди не сдадутся без боя. И, чего доброго, начнут вновь приспосабливать возможности взбунтовавшихся механизмов под себя. Приглашение Тима Миллера, так мощно заявившего о себе едким кинокомиксом про Дэдпула, невольно внушало мысль, что действие «Терминатора: Тёмных судеб» окажется насквозь пронизано «чёрным юмором» и цинизмом. А между тем сценаристы Дэвид С. Гойер, Джастин Роудс и Билли Рэй отдали предпочтение не просто серьёзной интонации, а… обличительному, остросоциальному пафосу. Повествование начинается в полунищей Мексике, где Дани трудится с братом Диего за гроши – и даже туда пробивается научно-технический прогресс, заставляя рабочих проникаться луддистскими настроениями. А чуть позже Т-800 модели «101» пояснит гостям, что держать в одной из комнат дома внушительный арсенал оружия необходимо ещё и в свете того, что само человечество с высокой вероятностью скатится в состояние варварства. Заданный Кэмероном (в частности, блестяще выраженный в мрачных аккордах, сочинённых композитором Брэдом Фиделем) мотив получает свежее звучание. Заложенная Джеймсом глубоко в подтексте мысль о том, что люди сражаются с самими собой всегда, даже когда номинально враг – внешний, зазвучала предельно ясно и доходчиво. Сеанс завершаешь с ощущением, почти как после просмотра дилогии «Убийца» /2015-18/: война даже не в перспективе – вовсю идёт по обе стороны от американо-мексиканской границы. Впрочем, это не единственная новация, которой порадовали кинематографисты. Постаравшись не выдать главный сюрприз, приготовленный зрителям, всё же отмечу любопытные находки кинодраматургов. Роботы, запрограммированные на ликвидацию и, напротив, перепрограммированные на защиту, – это мы уже видели. Даже превращение носителя искусственного интеллекта в тактического союзника людей – было. Но чтобы бездушная машина очеловечивалась под влиянием самой жизни, столкнувшись с базовыми, онтологического толка вопросами и самостоятельно обретя смысл существования в заботе о другом разумном существе (чуть ли не в христианской заповеди «Возлюби ближнего своего, как самого себя»)… Вот так поворот! Линда Хэмилтон, когда-то пришедшая в ужас от эволюции образа Сары (из рядовой обывательницы превратилась в воина без страха и упрёка) и зарёкшаяся связываться с фильмами действия, тем не менее – с видимым удовольствием вернулась в подзабытую стихию боевиков. Да и Арнольд Шварценеггер, не преминувший и у Алана Тейлора пошутить на тему своего металлического персонажа («старый, но не устаревший»), с блеском доказывает: есть ещё порох в пороховницах. В зрелищном отношении фильм заслуживает очень высокой оценки, притом что с каждым разом, естественно, всё сложнее придумывать ситуации и образы, способные поразить воображение широкой публики. И дело вовсе не в величине затрат, теперь оцениваемых в сумму порядка $160-200 млн. Тим потрудился на славу и в данном отношении, выдержав каноны non-stop action – заставив забыть о времени и неотступно следить за развитием экранных перипетий. Особенно впечатлили эпизод погони на шоссе и, безусловно, кульминация, когда наступает время для решающего сражения. Но Миллер, получив эстафету у мастера, точно не собирался довольствоваться констатацией факта в том духе, что они – участники эпохальной битвы – вернулись. Если у Кэмерона Т-1000, регенерируясь после взрыва, растекался, напоминая ртуть, а то и расплавленное серебро, то Рев-9, трансформируясь, становится бесформенной тягучей массой чёрного цвета. И это ещё страшнее! Как будто тёмная материя – то самое, вязкое, обволакивающее Большое Ничто – грозит поглотить остатки света. К счастью, надежда пока не угасла. _______ 1 – По сути, киборгом, притом что оригинал некоторое время носил эффектное (пусть не вполне точное) название «Киборг-убийца».