В последнее время фильмов об искусственном интеллекте выходит всё больше и больше, и почти все они – предупреждающие. С опаской и скепсисом режиссёры вглядываются в будущее и видят там отнюдь не торжество разума, но смерть и разрушение. Страсть к познанию (или комплекс Бога?..) побуждает человека не просто разгадывать секреты природы, но и спорить с ней. Оппенхаймер своим гениальным изобретением превратил мир в пороховую бочку, готовую в любой момент разорваться. Но нам всё мало: изо дня в день мы усердно бьёмся над созданием "умных машин", которые - теперь уже без всяких сомнений - станут новым венцом эволюции…
Впрочем, пока мы ещё не стали батарейками для железных монстров, Алекс Гарланд предлагает нам задуматься: а как это будет происходить? Не во вселенском масштабе, а на примере конкретных людей, вступивших в непосредственный контакт с ИИ. Режиссёр запирает трёх главных героев (разработчика, тестировщика и "продукт") в полностью технологизированном доме посреди диких лесов и начинает пристально наблюдать за их поведением. Поначалу зритель движим тем же вопросом, что и двое учёных: насколько Ава, девушка из пластика и металла, похожа на обычную девушку? Можно ли высечь искру жизни из нулей и единиц информации? Обстановка фильма настолько правдоподобна и приближена к быту современного обеспеченного человека (частные владения, двери, открывающиеся по пропуску, свет, включающийся по голосовой команде), что полупрозрачная девушка, расхаживающая по комнате со стеклянными стенами, кажется очередным органично вписанным девайсом, не вызывающим каких-либо вопросов. Вполне возможно, что в какой-то точке земного шара подобная Ава или Джейн уже существует, уже ждёт своего часа…
Предлагая зрителю поочерёдно наблюдать за диалогами Калеба и Авы, Нейтана и Калеба, режиссёр закручивает интригу повествования. Обычный тест Тюринга оборачивается конфликтами Создателя и Дитя ("Ты меня породил, так имею ли я право на свободу?"), Руководителя и Подчинённого ("Почему ты держишь её взаперти?", "Что произойдёт, когда эксперимент закончится?"), Испытателя и удивительно живой Испытуемой ("Я нравлюсь тебе в этом платье?"). Все эти вопросы повисают в воздухе мерцающей пылью: в затворническом пейзаже за окном, в аскетичных коридорах здания, в пустой комнате со стеклом, по разные стороны которого разговаривают Машина и Человек. Их общение неторопливо и, по большому счёту, лишено динамики. До концовки, выскакивающей чёртом из табакерки, пройдёт долгих - и, положа руку на сердце, нудных - два часа.
Гарланд показывает происходящее со стороны: кропотливо фиксирует нюансы поведения, развивающие сюжет, но не раскрывает персонажей и их переживания. О разработчике ИИ известно лишь то, что он злоупотребляет алкоголем и не испытывает особых угрызений совести по поводу своих предыдущих опытов. Тестировщик Калеб кажется обычным пареньком-программистом с несколько наивным, восприимчивым сердцем. Мы видим, что он склонен верить скорее Аве, чем Нейтану, что Ава вызывает у него симпатию и сострадание, однако, мы не влюбляемся в неё вместе с ним. Происходящее вообще вызывает мало эмоций - только отвлечённые размышления. Если похожий по задумке фильм Спайка Джонса "Она" был полностью сконцентрирован на внутреннем мире человека, вступившего в отношения с Машиной, на первопричинах и механизме этих отношений, то здесь мы видим лишь внешние действия персонажей. Уже к середине картины все философские темы звучат куда тише сюжетообразующего вопроса: "Будет ли побег?"
Финал истории вызывает некое оцепенение, и даже не столько новым расположением шахматных фигур на доске, сколько свои холодным безразличием. Так и хочется воскликнуть: "Куда я всё это время смотрела?! Куда смотрел Калеб?!.." А смотрели мы в глаза Машины, пытаясь найти там душу и отражение себя-создателя. Смотрели, как послушные собачонки, повинуясь изначальному указанию режиссёра. Смотрели и забывали, что в понятии об искусственном интеллекте нет ни слова об искусственной душе. Смотрели и не осознавали, что сами обречены сопереживать, сострадать, и этого нельзя было исключать из уравнения. Конец человечества начнётся вот с таких вот мелочей, упущенных из виду деталей. И кто знает, возможно, в какой-то точке земного шара подобная Ава или Джейн уже дождалась своего часа…
6
,8
2014, Фантастика
107 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
В последнее время фильмов об искусственном интеллекте выходит всё больше и больше, и почти все они – предупреждающие. С опаской и скепсисом режиссёры вглядываются в будущее и видят там отнюдь не торжество разума, но смерть и разрушение. Страсть к познанию (или комплекс Бога?..) побуждает человека не просто разгадывать секреты природы, но и спорить с ней. Оппенхаймер своим гениальным изобретением превратил мир в пороховую бочку, готовую в любой момент разорваться. Но нам всё мало: изо дня в день мы усердно бьёмся над созданием "умных машин", которые - теперь уже без всяких сомнений - станут новым венцом эволюции… Впрочем, пока мы ещё не стали батарейками для железных монстров, Алекс Гарланд предлагает нам задуматься: а как это будет происходить? Не во вселенском масштабе, а на примере конкретных людей, вступивших в непосредственный контакт с ИИ. Режиссёр запирает трёх главных героев (разработчика, тестировщика и "продукт") в полностью технологизированном доме посреди диких лесов и начинает пристально наблюдать за их поведением. Поначалу зритель движим тем же вопросом, что и двое учёных: насколько Ава, девушка из пластика и металла, похожа на обычную девушку? Можно ли высечь искру жизни из нулей и единиц информации? Обстановка фильма настолько правдоподобна и приближена к быту современного обеспеченного человека (частные владения, двери, открывающиеся по пропуску, свет, включающийся по голосовой команде), что полупрозрачная девушка, расхаживающая по комнате со стеклянными стенами, кажется очередным органично вписанным девайсом, не вызывающим каких-либо вопросов. Вполне возможно, что в какой-то точке земного шара подобная Ава или Джейн уже существует, уже ждёт своего часа… Предлагая зрителю поочерёдно наблюдать за диалогами Калеба и Авы, Нейтана и Калеба, режиссёр закручивает интригу повествования. Обычный тест Тюринга оборачивается конфликтами Создателя и Дитя ("Ты меня породил, так имею ли я право на свободу?"), Руководителя и Подчинённого ("Почему ты держишь её взаперти?", "Что произойдёт, когда эксперимент закончится?"), Испытателя и удивительно живой Испытуемой ("Я нравлюсь тебе в этом платье?"). Все эти вопросы повисают в воздухе мерцающей пылью: в затворническом пейзаже за окном, в аскетичных коридорах здания, в пустой комнате со стеклом, по разные стороны которого разговаривают Машина и Человек. Их общение неторопливо и, по большому счёту, лишено динамики. До концовки, выскакивающей чёртом из табакерки, пройдёт долгих - и, положа руку на сердце, нудных - два часа. Гарланд показывает происходящее со стороны: кропотливо фиксирует нюансы поведения, развивающие сюжет, но не раскрывает персонажей и их переживания. О разработчике ИИ известно лишь то, что он злоупотребляет алкоголем и не испытывает особых угрызений совести по поводу своих предыдущих опытов. Тестировщик Калеб кажется обычным пареньком-программистом с несколько наивным, восприимчивым сердцем. Мы видим, что он склонен верить скорее Аве, чем Нейтану, что Ава вызывает у него симпатию и сострадание, однако, мы не влюбляемся в неё вместе с ним. Происходящее вообще вызывает мало эмоций - только отвлечённые размышления. Если похожий по задумке фильм Спайка Джонса "Она" был полностью сконцентрирован на внутреннем мире человека, вступившего в отношения с Машиной, на первопричинах и механизме этих отношений, то здесь мы видим лишь внешние действия персонажей. Уже к середине картины все философские темы звучат куда тише сюжетообразующего вопроса: "Будет ли побег?" Финал истории вызывает некое оцепенение, и даже не столько новым расположением шахматных фигур на доске, сколько свои холодным безразличием. Так и хочется воскликнуть: "Куда я всё это время смотрела?! Куда смотрел Калеб?!.." А смотрели мы в глаза Машины, пытаясь найти там душу и отражение себя-создателя. Смотрели, как послушные собачонки, повинуясь изначальному указанию режиссёра. Смотрели и забывали, что в понятии об искусственном интеллекте нет ни слова об искусственной душе. Смотрели и не осознавали, что сами обречены сопереживать, сострадать, и этого нельзя было исключать из уравнения. Конец человечества начнётся вот с таких вот мелочей, упущенных из виду деталей. И кто знает, возможно, в какой-то точке земного шара подобная Ава или Джейн уже дождалась своего часа…