Представленный на фестивале в Торонто в начале осени прошлого года "Эксперимент Belko" (локализован как "Эксперимент "Офис") имел в основе сценария мощную идею для создания серьезной социальной сатиры на базе кровавого триллера. Для этого у фильма были все возможности: австралийский режиссер Грег МакЛин известен как сторонник бескомпромиссного грайндхауса, его "Крокодил" и разросшаяся до франшизы "Волчья яма" - прямое тому доказательство. Но "Эксперимент "Офис" - это попытка МакЛина вырваться из нишевого, по сути, кино к более широкому кругу зрителей с материалом, который вполне претендует на авторское толкование событий сценарной истории. К слову, но над сценарием к этой ленте работал Джеймс Ганн, известный сейчас более всего по работе над обеими частями "Стражей Галактики", МакЛин получил в работу то, что было написано Ганном относительно давно, в промежутке между "Слизняком" (2006) и "Супер" (2010). В итоге "Эксперимент "Офис" можно отнести к разряду постановочных мясорубочных триллеров, где герои сериалов аналогичных "Офису" вдруг неожиданно примеряют на себя роли из нашумевшей японской "Королевской битвы".
Был ли знаком Ганн с работами Стэнли Милгрэма, который во второй половине XX века высказал целую кучу интересных идей как социальный психолог, например, активно занимался вопросами подчинения власти и связности социальных сетей? "Эксперимент "Офис" наглядно показывает, что идеи Милгрэма живы, и с небольшим предписанием к выживанию, которое объявляется железным и не знающим пощады голосом из динамиков громкой связи, обычный бело-синий офисный планктон способен творить самые безжалостные темные вещи. Разместив здание-офис неправительственной организации Belko недалеко от Боготы, столицы Колумбии, авторы изо всех сил стараются сделать небольшой пшик в сторону Вашингтона. Странная организация нанимает сотрудников по всему миру для помощи соотечественникам-американцам, оказавшимся за пределами США. Чтобы избежать проблем типа похищений и взятия в заложники, характерных для стран третьего мира, сотрудникам Belko вживляют небольшой чип в затылок в виде шарика. Но почему-то в один прекрасный день всех непрочипованных аборигенов-колумбийцев отправили по домам и 80 сотрудников начали "голодные игры", санкционированные правительством.
Формат истории "Эксперимент "Офис" - это наблюдение за поведением обычных гражданских лиц, которые находятся в закрытом со всех сторон здании, управляются Большим Братом из соседнего ангара и должны убивать или быть убитыми. Не спрашивайте "почему?", это вопрос финала, где Элвис все-таки покинет здание. К достоинству ленты можно отнести четкую структурированность большинства характеров всех участников гонки на выживание. Среди них - обычный парень Майк Милч (Джон Галлахер мл., "Короткий срок 12", "Будь что будет"), его тайная страсть Леандра Флорес (Адриа Архона, сериал "Изумрудный город"), жуткий альфа-самец Уэнделл (Джон К. МакГинли, "На гребне волны", "Нечего терять"), офисный ботаник Кит (Джош Бренер), скромница-новичок Дани (Мелони Диас, "Станция "Фрутвейл") и многие другие. При большом количестве ролей второго плана и статистов МакЛину и Ганну удается сделать персонажей очень разными по характерам в беспокойных обстоятельствах. При этом разнообразие проявляется и в самом окровавленном экшене фильма, который старомодно проливает реки бутафорской крови и не создает должного саспенса у зрителя. В то же время лента топчется на месте из-за несвежести идей, уже не представляющих большого интереса. Да, скучная офисная работа стала полем для садистского нечеловеческого эксперимента, да, путь корпоративной дубинки лежит напрямую к черепам сотрудников, да, вышестоящий с удовольствием выносит мозг нижестоящим, но об этом всем сказано уже пару десятков лет назад, более тонко и без разбрызгивания мозгов.
Даже по части организации экранных убийств, а в "Эксперименте "Офис" их плотность на единицу экранного времени просто зашкаливает, МакЛин не делает, пожалуй, главного. Все убийства в фильме сняты примерно в одной составляющей, составляющей дешевого хоррора, где просто должна литься реками кровь и нет ни главных рек, ни их притоков. Зрителю предлагаются только хорошо организованные террор и хаос, он должен, видимо, по мысли авторов узнать что-то новое о жизни и почувствовать ее во всей остроте, оказавшись посреди массового убийства. Но это срабатывает с очень большим трудом, зритель "Эксперимента "Офис" всего лишь терпеливый свидетель, которому так и не суждено стать эмоциональным соучастником во время просмотра. Как режиссеру триллера МакЛину можно поставить в вину и недостаточное вытягивание напряженности в фильме, и использование классической музыки Дворжака и Чайковского для озвучивания массовых убийств. Но главная проблема этой ленты - это то, что у хороших парней на экране нет внятного решения возникшей проблемы, они становятся частью экранного хаоса и не в силах ничего ему противопоставить. Финал с небольшой долей пропаганды засилия странных корпораций, где происходят ужасные вещи, выставляет то ли точку, то ли многоточие для количественного эксперимента по резкому открыванию черепов.
6
,5
2016, США, Триллеры
85 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Представленный на фестивале в Торонто в начале осени прошлого года "Эксперимент Belko" (локализован как "Эксперимент "Офис") имел в основе сценария мощную идею для создания серьезной социальной сатиры на базе кровавого триллера. Для этого у фильма были все возможности: австралийский режиссер Грег МакЛин известен как сторонник бескомпромиссного грайндхауса, его "Крокодил" и разросшаяся до франшизы "Волчья яма" - прямое тому доказательство. Но "Эксперимент "Офис" - это попытка МакЛина вырваться из нишевого, по сути, кино к более широкому кругу зрителей с материалом, который вполне претендует на авторское толкование событий сценарной истории. К слову, но над сценарием к этой ленте работал Джеймс Ганн, известный сейчас более всего по работе над обеими частями "Стражей Галактики", МакЛин получил в работу то, что было написано Ганном относительно давно, в промежутке между "Слизняком" (2006) и "Супер" (2010). В итоге "Эксперимент "Офис" можно отнести к разряду постановочных мясорубочных триллеров, где герои сериалов аналогичных "Офису" вдруг неожиданно примеряют на себя роли из нашумевшей японской "Королевской битвы". Был ли знаком Ганн с работами Стэнли Милгрэма, который во второй половине XX века высказал целую кучу интересных идей как социальный психолог, например, активно занимался вопросами подчинения власти и связности социальных сетей? "Эксперимент "Офис" наглядно показывает, что идеи Милгрэма живы, и с небольшим предписанием к выживанию, которое объявляется железным и не знающим пощады голосом из динамиков громкой связи, обычный бело-синий офисный планктон способен творить самые безжалостные темные вещи. Разместив здание-офис неправительственной организации Belko недалеко от Боготы, столицы Колумбии, авторы изо всех сил стараются сделать небольшой пшик в сторону Вашингтона. Странная организация нанимает сотрудников по всему миру для помощи соотечественникам-американцам, оказавшимся за пределами США. Чтобы избежать проблем типа похищений и взятия в заложники, характерных для стран третьего мира, сотрудникам Belko вживляют небольшой чип в затылок в виде шарика. Но почему-то в один прекрасный день всех непрочипованных аборигенов-колумбийцев отправили по домам и 80 сотрудников начали "голодные игры", санкционированные правительством. Формат истории "Эксперимент "Офис" - это наблюдение за поведением обычных гражданских лиц, которые находятся в закрытом со всех сторон здании, управляются Большим Братом из соседнего ангара и должны убивать или быть убитыми. Не спрашивайте "почему?", это вопрос финала, где Элвис все-таки покинет здание. К достоинству ленты можно отнести четкую структурированность большинства характеров всех участников гонки на выживание. Среди них - обычный парень Майк Милч (Джон Галлахер мл., "Короткий срок 12", "Будь что будет"), его тайная страсть Леандра Флорес (Адриа Архона, сериал "Изумрудный город"), жуткий альфа-самец Уэнделл (Джон К. МакГинли, "На гребне волны", "Нечего терять"), офисный ботаник Кит (Джош Бренер), скромница-новичок Дани (Мелони Диас, "Станция "Фрутвейл") и многие другие. При большом количестве ролей второго плана и статистов МакЛину и Ганну удается сделать персонажей очень разными по характерам в беспокойных обстоятельствах. При этом разнообразие проявляется и в самом окровавленном экшене фильма, который старомодно проливает реки бутафорской крови и не создает должного саспенса у зрителя. В то же время лента топчется на месте из-за несвежести идей, уже не представляющих большого интереса. Да, скучная офисная работа стала полем для садистского нечеловеческого эксперимента, да, путь корпоративной дубинки лежит напрямую к черепам сотрудников, да, вышестоящий с удовольствием выносит мозг нижестоящим, но об этом всем сказано уже пару десятков лет назад, более тонко и без разбрызгивания мозгов. Даже по части организации экранных убийств, а в "Эксперименте "Офис" их плотность на единицу экранного времени просто зашкаливает, МакЛин не делает, пожалуй, главного. Все убийства в фильме сняты примерно в одной составляющей, составляющей дешевого хоррора, где просто должна литься реками кровь и нет ни главных рек, ни их притоков. Зрителю предлагаются только хорошо организованные террор и хаос, он должен, видимо, по мысли авторов узнать что-то новое о жизни и почувствовать ее во всей остроте, оказавшись посреди массового убийства. Но это срабатывает с очень большим трудом, зритель "Эксперимента "Офис" всего лишь терпеливый свидетель, которому так и не суждено стать эмоциональным соучастником во время просмотра. Как режиссеру триллера МакЛину можно поставить в вину и недостаточное вытягивание напряженности в фильме, и использование классической музыки Дворжака и Чайковского для озвучивания массовых убийств. Но главная проблема этой ленты - это то, что у хороших парней на экране нет внятного решения возникшей проблемы, они становятся частью экранного хаоса и не в силах ничего ему противопоставить. Финал с небольшой долей пропаганды засилия странных корпораций, где происходят ужасные вещи, выставляет то ли точку, то ли многоточие для количественного эксперимента по резкому открыванию черепов.