Если «Супербратья Марио» /1993/ получились, мягко говоря, глуповатыми и вообще были восприняты тем самым «первым блином», который «комом» (как результат, с треском провалились в кинопрокате, несмотря на популярность одноимённой видеоигры), то с экранизацией Mortal Kombat’а ситуация сложилась гораздо благоприятнее. Мало того, что на сеансы валом повалили поклонники детища компании Midway Games (преимущественно – детско-подросткового возраста), обожавшие жанр файтинг. При ряде спорных, подчас несмелых художественных приёмов, простительных для режиссёра, только нащупывающего новую эстетику (1), кинематографисты заслужили определённую похвалу за умение сотворить достаточно яркое зрелище. А уж музыкальный лейтмотив (отрывок из композиции Techno-Syndrome (7inch mix) коллектива The Immortals) и вовсе имел мало равных себе по задору, зажигательности, драйву! И тем не менее «Смертельная битва» /1995/ грозила спровоцировать массу ехидных комментариев у части аудитории, незнакомой с, так сказать, первоисточником. Допустим, шаолиньские монахи выглядели карикатурно, Кристофер Ламберт же – и не пытался «вжиться» в образ мудрого и могущественного Лорда Рейдена. Наконец, не слишком умно звучала фабульная предпосылка, подразумевающая, что от какого-то там турнира зависит судьба Земли, рискующей попасть под пяту Внешнего мира. Скороспелый (вышедший парой лет позже) сиквел с прямо-таки концептуальным подзаголовком «Аннигиляция» лишь усугубил негативное впечатление… Впрочем, интуиция подсказывала, что к реализации нового проекта киностудии New Line Cinema и Warner Bros. подошли ответственно – что здесь не тот случай, когда затянувшийся подготовительный период («производственный ад») не предвещает ничего хорошего.
«Звучит, как будто ты это выдумала», – с иронией бросает Коул Янг, выслушав рассказ Сони о её кропотливых исследованиях (да ещё ехидно добавляет: «…и посмотри: написано с ошибкой»). Но как раз Саймон МакКуойд и сценаристы Грег Руссо с Дейвом Кэллэхэмом нашли средства продемонстрировать, что на сей раз – всё куда серьёзнее. Андерсоновская «Смертельная битва» казалась, что ни говори, легковесной по меркам боевиков о восточных единоборствах (уподобленной чуть ли не сказке) – и явно не блистала хореографией рукопашных поединков как таковых. Создатели новой версии, в числе которых значится (в качестве продюсера) Джеймс Ван, знатный специалист по хоррорам и мистике, не убоялись мрачной обстановки и даже натуралистичных моментов. Уже пролог, разворачивающийся в Японии XVII века, где Хандзо Хасаси застаёт врасплох Би-Хан, одержимый идеей вырезать под корень род величайшего ниндзя, не просто отлично стилизован, но, главное, погружает в соответствующую атмосферу. Да и много позже, когда в непримиримом противостоянии сходятся поборники добра и зла, схватки подчас завершаются жестоко: Нитару рассекает надвое (на манер циркулярной пилы) головной убор Куна Лао, зубастая Милина умирает с заияющей в животе сквозной раной и т.д. Да и в целом мотив сражения за судьбу нашей бренной планеты, находящейся в опасной близости от участи оказаться порабощённой, не воспринимается формальным, в известной степени отвечая общему тревожному настроению, доминирующему сегодня в глобальном масштабе. Совсем не то, что в клинтоновскую эпоху, когда крушение социалистического блока создало на Западе ощущение затянувшейся эйфории…
Любопытно отметить, что за пределами Северной Америки именно в России постановка МакКуойда вызвала наивысший коммерческий резонанс в кинопрокате (порядка $11 млн. кассовых сборов), хотя данные стримингового Интернет-сервиса HBO Max красноречиво свидетельствуют: лента заинтересовала массового зрителя и в США. Следовательно, трудностей с окупаемостью далеко не рекордного производственного бюджета ($55 млн.) возникнуть не должно. Авторам хочется поставить в заслугу захватывающие, изобретательно снятые и смонтированные сцены поединков, в которых навыки каскадёров вполне органично сочетаются с компьютерной графикой. Эффектно представлены и легендарные персонажи; редкостной дотошностью опять покорил японский актёр Хироюки Санада, который, готовясь к роли, тщательно изучил (провёл много часов за игрой, мирясь с неизбежными виртуальными поражениями) истоки характера Хандзо, снедаемого настолько мощной жаждой мщения, что его не удержало и бушующее пламя преисподней. И тем не менее ключом к успеху стал, как мне кажется, другой аспект замысла – точно найденное (отвечающее духу времени, как бы высокопарно ни звучало утверждение такого рода) драматургическое решение.
Разумеется, силы тьмы, хаоса, разрушения, на сей раз возглавляемые Шан Цзуном, стараются уклониться от честной схватки, стремясь одержать победу при помощи обмана, коварства, хитрости, раздувая низменные страсти человеческие. Характерным примером морально нестойкого индивида, готового переметнуться в стан врага при первой же возможности, служит Кано (австралиец, поначалу ошибочно принятый за русского – ну, конечно!), бывший наёмник, закоренелый убийца и крайне невоздержанный субъект. Однако теперь ситуация доведена до крайности: злополучный десятый турнир так и не состоится, поскольку Шан Цзун поставил приспешникам задачу перебить ничего не подозревающих соперников с меткой дракона заранее, поодиночке. Так сказать, в подражание используемой Пентагоном тактике уничтожения противника на расстоянии, до того, как войска вступят на поле брани… Символичен и выбор подопечных Рейдена, среди которых важную функцию исполняют Соня Блейд и Джексон Бриггс, он же «Джакс», обладающие ценным по нынешним временам армейским опытом. Всё это, разумеется, неспроста.
Медиафраншизе под общим наименованием Mortal Kombat новомодные поветрия либерального толка пошли строго на пользу. Допустим, видеть Таданобу Асано в облачении того же Рейдена, прототипом которого послужил японский бог грома Райдзин, гораздо логичнее, чем Ламберта или Джеймса Ремара. Причём соблюдение расово-этнического паритета (избавление от давней голливудской практики «whitewashing», дословно – ‘побелки’) является не единственным, чем порадовали кинематографисты. Тенденция размывания границ между категориями «хорошее» и «плохое», просматриваемая в ряде кинопроизведений последних лет (в том числе в фэнтези и сказках), у Саймона представляется неожиданно уместной. Нетрудно догадаться, что и Хандзо отнюдь не прожил жизнь праведника, раз не попал на небеса, а низвергнут после гибели в геенну огненную. Но на фоне антагониста с выразительным прозвищем Саб-Зиро, наделённого способностью превращать в лёд всё, к чему прикоснулся, свежеиспечённый Скорпион – выглядит защитником справедливости, пусть и восставшим из ада. Наличие уникальной, сверхъестественной силы (арканы) не зависит от факта принадлежности к той или иной из противоборствующих сторон, зато судьба каждому предоставляет шанс искупить вину. Из заключительных кадров недвусмысленно явствует: извечная «смертельная битва» продолжается. А намечающаяся поездка Коула в Лос-Анджелес, прямиком на «фабрику грёз», подразумевает, что совсем скоро нас ждёт встреча с одним из самых знаменитых бойцов видеоигры – Джонни Кейджем.
_______
1 – То ли дело «Обитель зла» /2002/, где талант Пола У.С. Андерсона раскроется во всей красе.
7
,2
2021, Боевики
109 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Если «Супербратья Марио» /1993/ получились, мягко говоря, глуповатыми и вообще были восприняты тем самым «первым блином», который «комом» (как результат, с треском провалились в кинопрокате, несмотря на популярность одноимённой видеоигры), то с экранизацией Mortal Kombat’а ситуация сложилась гораздо благоприятнее. Мало того, что на сеансы валом повалили поклонники детища компании Midway Games (преимущественно – детско-подросткового возраста), обожавшие жанр файтинг. При ряде спорных, подчас несмелых художественных приёмов, простительных для режиссёра, только нащупывающего новую эстетику (1), кинематографисты заслужили определённую похвалу за умение сотворить достаточно яркое зрелище. А уж музыкальный лейтмотив (отрывок из композиции Techno-Syndrome (7inch mix) коллектива The Immortals) и вовсе имел мало равных себе по задору, зажигательности, драйву! И тем не менее «Смертельная битва» /1995/ грозила спровоцировать массу ехидных комментариев у части аудитории, незнакомой с, так сказать, первоисточником. Допустим, шаолиньские монахи выглядели карикатурно, Кристофер Ламберт же – и не пытался «вжиться» в образ мудрого и могущественного Лорда Рейдена. Наконец, не слишком умно звучала фабульная предпосылка, подразумевающая, что от какого-то там турнира зависит судьба Земли, рискующей попасть под пяту Внешнего мира. Скороспелый (вышедший парой лет позже) сиквел с прямо-таки концептуальным подзаголовком «Аннигиляция» лишь усугубил негативное впечатление… Впрочем, интуиция подсказывала, что к реализации нового проекта киностудии New Line Cinema и Warner Bros. подошли ответственно – что здесь не тот случай, когда затянувшийся подготовительный период («производственный ад») не предвещает ничего хорошего. «Звучит, как будто ты это выдумала», – с иронией бросает Коул Янг, выслушав рассказ Сони о её кропотливых исследованиях (да ещё ехидно добавляет: «…и посмотри: написано с ошибкой»). Но как раз Саймон МакКуойд и сценаристы Грег Руссо с Дейвом Кэллэхэмом нашли средства продемонстрировать, что на сей раз – всё куда серьёзнее. Андерсоновская «Смертельная битва» казалась, что ни говори, легковесной по меркам боевиков о восточных единоборствах (уподобленной чуть ли не сказке) – и явно не блистала хореографией рукопашных поединков как таковых. Создатели новой версии, в числе которых значится (в качестве продюсера) Джеймс Ван, знатный специалист по хоррорам и мистике, не убоялись мрачной обстановки и даже натуралистичных моментов. Уже пролог, разворачивающийся в Японии XVII века, где Хандзо Хасаси застаёт врасплох Би-Хан, одержимый идеей вырезать под корень род величайшего ниндзя, не просто отлично стилизован, но, главное, погружает в соответствующую атмосферу. Да и много позже, когда в непримиримом противостоянии сходятся поборники добра и зла, схватки подчас завершаются жестоко: Нитару рассекает надвое (на манер циркулярной пилы) головной убор Куна Лао, зубастая Милина умирает с заияющей в животе сквозной раной и т.д. Да и в целом мотив сражения за судьбу нашей бренной планеты, находящейся в опасной близости от участи оказаться порабощённой, не воспринимается формальным, в известной степени отвечая общему тревожному настроению, доминирующему сегодня в глобальном масштабе. Совсем не то, что в клинтоновскую эпоху, когда крушение социалистического блока создало на Западе ощущение затянувшейся эйфории… Любопытно отметить, что за пределами Северной Америки именно в России постановка МакКуойда вызвала наивысший коммерческий резонанс в кинопрокате (порядка $11 млн. кассовых сборов), хотя данные стримингового Интернет-сервиса HBO Max красноречиво свидетельствуют: лента заинтересовала массового зрителя и в США. Следовательно, трудностей с окупаемостью далеко не рекордного производственного бюджета ($55 млн.) возникнуть не должно. Авторам хочется поставить в заслугу захватывающие, изобретательно снятые и смонтированные сцены поединков, в которых навыки каскадёров вполне органично сочетаются с компьютерной графикой. Эффектно представлены и легендарные персонажи; редкостной дотошностью опять покорил японский актёр Хироюки Санада, который, готовясь к роли, тщательно изучил (провёл много часов за игрой, мирясь с неизбежными виртуальными поражениями) истоки характера Хандзо, снедаемого настолько мощной жаждой мщения, что его не удержало и бушующее пламя преисподней. И тем не менее ключом к успеху стал, как мне кажется, другой аспект замысла – точно найденное (отвечающее духу времени, как бы высокопарно ни звучало утверждение такого рода) драматургическое решение. Разумеется, силы тьмы, хаоса, разрушения, на сей раз возглавляемые Шан Цзуном, стараются уклониться от честной схватки, стремясь одержать победу при помощи обмана, коварства, хитрости, раздувая низменные страсти человеческие. Характерным примером морально нестойкого индивида, готового переметнуться в стан врага при первой же возможности, служит Кано (австралиец, поначалу ошибочно принятый за русского – ну, конечно!), бывший наёмник, закоренелый убийца и крайне невоздержанный субъект. Однако теперь ситуация доведена до крайности: злополучный десятый турнир так и не состоится, поскольку Шан Цзун поставил приспешникам задачу перебить ничего не подозревающих соперников с меткой дракона заранее, поодиночке. Так сказать, в подражание используемой Пентагоном тактике уничтожения противника на расстоянии, до того, как войска вступят на поле брани… Символичен и выбор подопечных Рейдена, среди которых важную функцию исполняют Соня Блейд и Джексон Бриггс, он же «Джакс», обладающие ценным по нынешним временам армейским опытом. Всё это, разумеется, неспроста. Медиафраншизе под общим наименованием Mortal Kombat новомодные поветрия либерального толка пошли строго на пользу. Допустим, видеть Таданобу Асано в облачении того же Рейдена, прототипом которого послужил японский бог грома Райдзин, гораздо логичнее, чем Ламберта или Джеймса Ремара. Причём соблюдение расово-этнического паритета (избавление от давней голливудской практики «whitewashing», дословно – ‘побелки’) является не единственным, чем порадовали кинематографисты. Тенденция размывания границ между категориями «хорошее» и «плохое», просматриваемая в ряде кинопроизведений последних лет (в том числе в фэнтези и сказках), у Саймона представляется неожиданно уместной. Нетрудно догадаться, что и Хандзо отнюдь не прожил жизнь праведника, раз не попал на небеса, а низвергнут после гибели в геенну огненную. Но на фоне антагониста с выразительным прозвищем Саб-Зиро, наделённого способностью превращать в лёд всё, к чему прикоснулся, свежеиспечённый Скорпион – выглядит защитником справедливости, пусть и восставшим из ада. Наличие уникальной, сверхъестественной силы (арканы) не зависит от факта принадлежности к той или иной из противоборствующих сторон, зато судьба каждому предоставляет шанс искупить вину. Из заключительных кадров недвусмысленно явствует: извечная «смертельная битва» продолжается. А намечающаяся поездка Коула в Лос-Анджелес, прямиком на «фабрику грёз», подразумевает, что совсем скоро нас ждёт встреча с одним из самых знаменитых бойцов видеоигры – Джонни Кейджем. _______ 1 – То ли дело «Обитель зла» /2002/, где талант Пола У.С. Андерсона раскроется во всей красе.