Впервые с 1997 года Юэн МакГрегор и Дэнни Бойл снова поработали вместе. Тогда это был фильм «Жизнь хуже обычной» (1997). МакГрегор и Бойл поссорились, когда на главную роль в фильме «Пляж» (2000) был выбран Леонардо ДиКаприо, а не МакГрегор. Однако с того времени актер и режиссер успели помириться. Также это лишь второй раз в карьере МакГрегора, когда он возвращается к персонажу, сыгранному им ранее. Первый был с ролью Оби-Вана Кеноби в «Звёздных войнах».Чтобы использовать в названии фильма «T2», Дэнни Бойлу пришлось согласовывать это с Джеймсом Кэмероном, чей фильм «Терминатор 2: Судный день» (1991) широко известен, как «Т2».Создатели фильма заявили, что фильм является очень вольной экранизацией романа «Порно» Ирвина Уэлша.Рабочим названием фильма было «Порно», в честь продолжения романа «На игле».Это первый сиквел, который Дэнни Бойл снял, и второй, в котором он работал продюсером. Ранее Бойл продюсировал фильмы «28 недель спустя» (2007) и «28 дней спустя» (2002).Над фильмом с бюджетом в ?2 млн. трудилась та же закадровая команда, которая превратила криминальный триллер "Неглубокая могила" в подлинный культурный феномен.«К первому фильму нас буквально подтолкнули, – вспоминает Дэнни Бойл. – Мы едва успели закончить съемки картины "Неглубокая могила", которая, к слову, получилась очень недурной, и тут же все в один голос начали требовать от нас чего-нибудь новенького. При этом практически каждый из нас прочел книгу Ирвина, и она преследовала нас по ночам. Джон Ходж начал работать над сценарием, и уже по черновым заметкам было ясно, что мы будем снимать этот фильм. Осталось дописать каких-то 20 страниц, чтобы получить идеальный сценарий. Но изначально нас к этому фильму практически пнули».Продюсер Эндрю МакДональд говорит: «Мы опасались, что фильм не будет воспринят зрителями, поскольку темы молодежной культуры и наркотиков плохо сочетаются, особенно в Шотландии. Поэтому мы до конца не были уверены в том, что картину поймут. Несмотря на это, мы очень полюбили книгу Ирвина и буквально мечтали снять этот фильм».«Занятно то, что никто из нас никогда прежде ни с чем подобным не сталкивался, – отмечает сценарист Джон Ходж. – Говорят, что когда не делал чего-то в прошлом, гарантированно застрахован от неожиданностей. Мы были просто настроены на то, чтобы снять развлекательный фильм. Сценарий мы дописывали уже во время производственного периода, поэтому о нарастающем как снежный ком интересе к проекту мы могли только догадываться. Можно сказать, что наши очеловеченные герои и нетрадиционные портреты жертв попали в точку. Как и книга, фильм представляет персонажей в некоем юмористическом плане, помогает им заглянуть внутрь самих себя, чего они сами, как правило, чурались. Это довольно спорный момент. Зрителей это притягивает и отталкивает одновременно».Для многих кинозрителей оригинальный фильм стал своего рода эмоциональной встряской, ведь в британском кинематографе в 1990-е доминировали драмы, ромкомы и социальный реализм. Психоделический визуальный ряд, пульсирующий саундтрек, незабываемые антигерои и инновационная маркетинговая политика сделали фильм "На игле" флагманом новой эпохи кинематографа. Дэнни Бойл утверждает, что работа над фильмом была на удивление простой: «Когда получаешь шанс снимать кино, начинаешь вникать в детали. Не всегда необходимо лезть из кожи вон. Иногда картины получаются лучше всего, когда находишься в состоянии блаженного неведения».Юэн МакГрегор, сыгравший роль Рентона, вспоминает, как посмотрел первый монтажный вариант фильма: «Я был в небольшом просмотровом зале Soho с женой и дядей. Помню, как выходил из кинозала – я был под невероятным впечатлением. Мы переглядывались и не могли вымолвить ни слова. Операторская работа Брайана Тьюфано, актерская игра, режиссура Дэнни, музыка… Казалось, все элементы паззла сложились в единую, прекрасную картину. Были все шансы на то, что фильм будет успешным. Так и случилось».«Прошел 21 год с событий, описываемых в первом фильме, а опыт подсказывает, что 20 лет – слишком большой срок для съемок сиквела, – говорит Бойл. – Однако такая задержка была оправдана – мы обдумывали возможный сиквел много лет. И, наверное, именно продолжительный срок дал картине разумное обоснование. Современные актеры совершенно не похожи на тех, какими они были во время съемок первого фильма. Еще десять лет назад такого разительного отличия не было. Помню, я тогда их подкалывал, что они, наверное, не смывали с лиц крема все это время. Но двадцать лет никуда не скроешь. Парни отлично понимали, что зрители будут сравнивать их с теми героями, которых хорошо помнят по фильму "На игле". Однако актеров это не смущало. Все было по-честному. Они не стыдились своего возраста и приобретенного жизненного опыта и были готовы рассказать об этом в фильме».Джонни Ли Миллер вновь сыграл роль Саймона по прозвищу Кайфолом. Актер замечает, что картина не будет сиквелом в традиционном смысле слова: «Я всегда был убежден в том, что не имеет смысла делать сиквел фильма "На игле" до тех пор, пока не будет найдена существенная на то причина. Как мы меняемся с возрастом? Чем занимаемся? Что стало с нашими персонажами? Какие выводы они сделали? Логичный сиквел о том, кто от кого убежал, и кто кому отомстил, стал бы очень скучным и пресным. Единственный способ снять интригующий сиквел состоял в том, чтобы заложить между двумя картинами полноценные человеческие жизни». «Перед нами стоял главный вопрос: сможет ли Джон написать такой сценарий? – вспоминает Бойл. – Разумеется, роли должны были сыграть те же актеры, и мы надеялись, что их, как и всех нас, проект заинтересует не меньше, чем оригинальный фильм. И они, вне всяких сомнений, не захотели бы разочаровать фанатов слабым продолжением истории. Джон написал несколько черновых версий сценария. Однако мы все, включая его самого, сошлись во мнении, что они получились неудачными. Мы все решили собраться в Эдинбурге на финальную сходку – я, Джон, Ирвин, Эндрю и Кристиан. Близилась 20-я годовщина со дня выхода оригинального фильма в прокат, и мы решили, что надо снимать сейчас или никогда. После встречи Джон ушел в себя и написал удивительный сценарий. Прочитав его, я понял, что его можно рассылать актерам без всяких правок. Я решил, что они будут законченными психами, если откажутся. Хотя такой риск, конечно же, существовал по многим причинам. По крайней мере, у двоих был очень плотный график на съемках в телевизионных сериалах. К счастью, все ответили, что не упустят такую возможность, так что мы со спокойным сердцем могли двигаться дальше».Сценарист Джон Ходж говорит, что с радостью встретился с четверкой закадычных друзей и понаблюдал за тем, что с ними стало за минувшее время: «Сюжет и персонажи неотделимы друг от друга. Если взять для примера Бегби, то мы не можем не задаться вопросом: обзавелся ли он детьми? Да или нет? И если да, то куда его завела семейная жизнь? Стал ли его сын яблочком, которое недалеко упало от яблоньки? Нет, он отличается от отца. Мать воспитывала его так, чтобы мальчик не был похож на Фрэнка. Все эти тонкости кардинально влияют на сюжет. Невольно начинаешь задаваться вопросом: как будет жизнь Бегби развиваться дальше? Он достиг определенной точки изоляции, отдаления от семьи, так что же может произойти сейчас?Параллельно другая сюжетная линия рассказывает об Обрубке, который пишет рассказы. Эти две линии пересекаются, благодаря чему Бегби начинает лучше понимать себя».Роберт Карлайл (Бегби) признается, что его переполняла буря эмоций, когда он узнал о съемках сиквела: «Это было у всех… наверное, сочетание нервозности и какого-то щенячьего восторга. Мы слишком долго ждали, чтобы вот так вновь встретиться на съемочной площадке. Я думал, будет тяжело, но, к счастью, заблуждался. Можно сказать, что я разыскал старые тапочки, которые были мне точно впору. Я знаю этого Бегби, как облупленного. Он, конечно, существенно изменился за это время, но остался таким же забавным малым с толикой отчаяния. Теперь его жизнь никак нельзя назвать веселой. И именно это описывается в фильме. Режиссер рассказывает, чем парни занимались последние 20 лет и куда их это привело. Картина очень эмоциональна, куда эмоциональнее, чем я мог себе представить. Возможно, даже эмоциональнее, чем мог себе представить сам Дэнни». «Мы всегда смаковали саму мысль о том, как было бы здорово вновь собрать этих героев вместе, – добавляет Бойл. – Но даже нас удивило то, насколько эмоциональной была встреча. Когда мы увидели их лица, нас словно током ударило. Мы доподлинно знали, что беспощадное время сделало с ними и с нами самими. Картина рассматривает это время через увеличительное стекло – достаточно обернуться, и вот оно, прошлое, рукой подать. Оборачиваешься снова – и оно исчезло. Забавно, но сиквел – экранизация сразу двух книг. Первая – «Порно», сиквел, который Ирвин написал 10 лет спустя. Но, что куда важнее, идет прямая отсылка к книге «На игле». Мне эта книга чем-то напоминает современный «Улисс». Роман изумителен, читая его, чувствуешь, как в твоем сердце бушует океан. Новый фильм крутится на той же орбите, и мы все гордимся тем, что смогли вновь вернуться в этот мир».Бойл подобрал исключительную закадровую команду. В нее вошли работавшие над оригинальным фильмом сценарист Джон Ходж, продюсер Эндрю Макдональд, дизайнер костюмов Рэйчел Флеминг, первый помощник режиссера Дэвид Гилкрист, композитор Рик Смит и многие другие. Однако были и те, кто оказался "На игле" впервые, включая продюсеров Кристиана Колсона и Бернарда Беллью, монтажера Джона Харриса, художников Марка Тилдесли и Патрика Рольфа, оператора Энтони ДодаМэнтла и визажиста и гримера Ивану Приморак. Бойл говорит: «Мне было важно, я бы даже сказал, жизненно важно, чтобы в закадровую команду вошло как можно больше специалистов оригинального состава. Но мне также хотелось увидеть и новые лица людей, которые способны рассмотреть фильм изнутри и привнести в него что-то новое. Мне нужен был симбиоз аутентичности и инноваций. Как это часто бывает, то, как мы снимаем фильм, отражается и на самой картине. Сочетание старого и нового, знакомого и неизвестного чувствуется буквально в каждом кадре сиквела».Дизайнер костюмов Рэйчел Флеминг призналась, что в свое время решила сменить сферу деятельности и отдохнуть от кинематографа. Однако пропустить такое событие, как съемки сиквела нашумевшего фильма, она попросту не могла: «Я не работала в киноиндустрии почти десять лет, поскольку у меня пятеро детей, за которыми нужен глаз да глаз. И, честно признаться, возвращаться на съемочные площадки меня не тянуло. Но когда я прочитала сценарий, подумала: «Ну уж нет, я не позволю кому бы то ни было заниматься этими персонажами». «Во время съемок мы сделали одну сцену, в которой одели героев практически в те же костюмы, что были на них в 90-х, – продолжает она. – Однако действие происходило 20 лет спустя. Больше всего мне понравился костюм Юэна – он сидел на нем, как влитой. Неожиданно я словно перенеслась в прошлое. Мне было как-то непо себе, но именно это ощущение помогло мне вернуться в мир оригинальной картины».«Новенькой» на площадке стала визажист и гример Ивана Приморак, которая работала с Бойлом на съемках фильма "Стив Джобс" и очень высоко отзывается о профессионализме режиссера. «Для меня съемки стали неким мастер-классом – я очень внимательно прислушивалась к мнениям и воспоминаниям людей, работавших на съемках оригинального фильма, – вспоминает Приморак. – Изучать предысторию персонажей приходилось не совсем привычным для меня способом. Обычно я изучаю персонажей по сценарию или в разговорах с режиссером. После этого делаю какие-то наметки и обсуждаю их с актерами. В случае с сиквелом мне пришлось сразу общаться с актерами, минуя все прочие фазы. Только Бобби Карлайл знал, что случилось с Бегби в тюрьме. Один Юэн МакГрегор мог сказать, какие решения принимал Рентон. Только они могли поручиться за аутентичность того или иного важного для меня нюанса».Еще одним немаловажным участником работы над фильмом стал Джон Харрис. Продюсер Кристиан Колсон говорит о монтажере: «Во всех фильмах Дэнни, которые я продюсировал, события во многом связаны с прошлым, с воспоминаниями главных героев, и сиквел, разумеется, не стал исключением. Джон Харрис монтировал три из вышеперечисленных фильмов. Его можно считать одной из ключевых фигур в процессе визуализации воображения Дэнни с учетом всех особенностей и нюансов. В результате можно сказать, что сиквел стал кульминацией его профессиональной карьеры. Действительно, Джон сумел найти очень эффективный способ забрасывать зрителей в прошлое и возвращать обратно, сохраняя неизменным общий эмоциональный фон истории. Как и все другие великие монтажеры, он влиял на историю, как рассказчик, а не только как мастеровой». Бойл добавляет: «Сперва я думал, что фильм будет о времени. Но когда мы с Джоном Харрисом провели в монтажной месяц, я понял, что картина рассказывает еще и об агрессивности – об агрессивности времени.Мы наглядно показали разницу между отрочеством и зрелостью. Безответственная юность, когда тебе на все и всех наплевать, побуждала наших героев не задумываться о своих поступках и их последствиях. Сиквел все расставляет по своим местам: на самом деле, времени тоже наплевать на тебя. Точка. Абзац. В картине очень четко и насыщенно показано разочарование мужчин, разочарование женщин, разочарование детей, как реальных, так и воображаемых. Их собственные бравады кажутся крайне несущественными, теперь настало время заглянуть самим себе в душу. Ничего удивительного в том, что они стремятся разыскать друг друга и вернуть свое развеселое прошлое. Они хотят либо насладиться им, либо отыграться на нем».«Воссоединение оригинальной команды спустя столько времени было волнительным, но не слишком, – улыбается продюсер Эндрю Макдональд. – Когда кореша собираются на вечере выпускников, они же не любят обниматься, правда? В фильме не так много сцен, в которых вся четверка собирается вместе. Если задуматься, то точно таким же был и первый фильм – всех разом мы видим лишь в финале и в нескольких сценах в середине картины». Кочерыжкаа, героя Юэна Бремнера, Бойл описал «сочетанием субтильности и гигантизма». «Первый съемочный день стал настоящим эмоциональным испытанием для всех нас, – вспоминает актер. – Ощущения были какими-то нереальными, но очевидно было одно – мы все были безумно рады встретиться вновь в такой компании. 20 лет назад нам несказанно повезло получить те роли, которые теперь казались нам еще более ценными. Нам всем представился шикарный шанс снова поработать вместе, так что мы с удовольствием отыгрывали сцены и тусовались в перерывах».Съемки были очень сложны с точки зрения логистики. Продюсер Бернард Беллью говорит: «У нас был очень напряженный рабочий график. Необходимо было спланировать съемки на 70 различных локациях и 12 площадках и уложиться в 55 съемочных смен, при этом далеко не все актеры были нам доступны ежедневно. У нас было всего четыре недели (если точнее, то июнь), когда все четыре ключевых актера были свободны одновременно. Уложить 50% работы в 35% графика было очень непросто. Прибавьте сюда то, что по сценарию у нас было довольно много сцен в ночном экстерьере в летней Шотландии, где темнота держится всего три с половиной часа… Так что мы делали все, чтобы съемки не обернулись ночным кошмаром!»Бойлу и его команде крайне не хватало специалистов, которые по тем или иным причинам не смогли участвовать в съемках. «Мы с Энтони [Энтони ДодМэнтл, оператор] стремились отдать должное работе Брайана Тьюфано, который снимал фильм "На игле", – говорит Бойл. – Он очень помог мне на ранних ступенях моей профессиональной карьеры, и мне было искренне жаль, что он не смог занять свое место за камерой на съемках сиквела. В фильме есть несколько моментов, которыми мы отмечаем его великолепную работу и неоценимый вклад в создание оригинальной картины. И Энтони, и я сам чувствовали, что приняли от Брайана весьма увесистую эстафетную палочку. Точно так же выбранная цветовая палитра в свое время была утверждена КейвКуинн, прежним художником-постановщиком фильма "На игле". Кейв была очень выразительна и художники сиквела хотели как-то увековечить ее вклад в работу над картиной. Рэйчел Флеминг создавала гардеробы и для актеров оригинального фильма, Стивен Ноубл был ее ассистентом. На съемках сиквела они работали наравне. Костюмы оригинального фильма были поистине невероятными. Даже сейчас их трудно назвать вышедшими из моды. Они создают уникальные образы героев, подчеркивают их индивидуальность. Ведь в конечном итоге все сводится к персонажам. Энтони на удивление деликатен с актерами. Таким в свое время был и Брайан Тьюфано. Я очень рад, что у нас появилась такая хорошая тенденция. Все находят наши фильмы очень стильными, но если зритель не поверит актерам, вся иллюзия рассыплется, как карточный домик».Дэнни Бойл говорит: «У зрителей совершенно четкое представление о фильме "На игле", и во многом благодаря музыке. Можно сказать, что музыка ставила на сцены своеобразные «маркировки», заставляя зрителей запоминать их. Многие нипочем не посмотрели бы фильм, если бы не саундтрек. Когда музыка «цепляет», как это было в первом фильме, она порождает дополнительные эмоции. Начинается некая необъяснимая химическая реакция, вынуждающая вас запомнить не только услышанное, но и увиденное. Сиквел в этом плане очень похож на оригинальный фильм – не только персонажами и стилем повествования, но и влиянием на современную культуру. Музыка очень важна как для сиюминутных эмоций, так и для долгосрочной памяти. Мы рассчитывали именно на это, когда использовали музыку из оригинальной картины».Композитор Рик Смит говорит: «Теория одного из греческих философов, кого именно не вспомню, состояла в следующем: что бы мы ни сказали, обратное будет столь же верным и имеющим право на существование. Именно эту теорию мы использовали в работе над саундтреком к сиквелу. Этот подход прослеживался и в книге Ирвина, и в фильме Дэнни, и в персонажах, и в музыке. Сейчас, спустя 20 лет после событий оригинального фильма, мне было очень интересно работать над музыкой к сиквелу. Могу только надеяться, что она произведет такой же эффект, как и оригинальный саундтрек». Бойл резюмирует: «В первом фильме настоящим пульсом стал альбом DUB NO BASS WITH MY HEAD MAN в исполнении группы Underworld. И еще толику – композиция Born Slippy, но какая это была толика! Над саундтреком к сиквелу согласился поработать Рик Смит из Underworld. Он помог нам с Джоном Харрисом составить полноценный саундтрек, куда вошли и основные композиции, и так называемые эмоциональные вставки. Однако настоящим открытием для всех нас стала эдинбургская группа YoungFathers. Их композиции стали настоящим ритмом биения сердца фильма и гарантировали защиту от дежа-вю. Группу Wolf Alice мне посоветовала дочь, которой такая музыка очень нравится. А клипы группы The Rubber Bandits, как выяснилось, отсматривал дома Джон Ходж, в то время как должен был корпеть над сценарием!»Продюсер Эндрю Макдональд говорит: «В 1996 году шотландцам жилось довольно вольготно. Где бы ты ни жил на Земном шаре, внезапно оказалось, что быть шотлом прикольно и круто. Нам очень повезло, что все ключевые актеры были родом из Шотландии, за исключением Джонни. Кроме того, на съемочных площадках работали Келли Макдональд, ШирлиХендерсон, Питер Муллан. Трудно представить себе, что такая маленькая страна породила стольких талантливых людей. С того времени многое изменилось, в том числе и в политическом аспекте. Будет интересно понаблюдать, как современная аудитория воспримет уникальный шотландский колорит, который целиком раскрывается в сиквеле.Оператор Энтони Дод Мэнтл говорит, что на съемочной площадке царила атмосфера полнейшего присутствия: «Этот фильм затягивает в себя. Каждый из нас чувствовал себя неотъемлемой частью единого целого. Возможно вы не знаете Ирвина или Бобби так, как мы, но вы знаете Бегби. Когда мы снимали сцены в тюрьме, игравшие зеков актеры проникались симпатией к Бегби. Это было невероятно». «Мы снимали фильм "На игле" в Глазго, – говорит Бойл. – По финансовым и многим другим соображениям мы смогли провести в Эдинбурге всего несколько дней. На съемках сиквела мы нашли иной выход, отработав несколько дней в Глазго, а все остальные сцены снимались в Эдинбурге. И у нас все получилось. В городе было очень приятно работать, все местное население очень гордилось, ведь НА ИГЛЕ был первым фильмом, снимавшимся в городе. На самом деле, нашу картину по сей день обсуждают во всей стране. В свое время первый министр ШотландииНикола Стардженсумелаулизнуть с конференции в Австралии, чтобы посмотреть фильм. Представьте себе, какую самоотверженность проявил государственный деятель, чтобы подчеркнуть значимость картины для культурного развития страны! Мы тогда невольно начали задумываться: «Господи! Что же мы наделали?»Сценарист Джон Ходж не мог не отметить разительное отличие городов: «Эдинбург гораздо более загруженный. В Глазго нам не приходилось останавливать транспорт, мы даже тротуары не освобождали. Наши парни просто бежали по асфальту, а камера была закреплена на квадроцикле, который ехал впереди них. На востоке город менялся до неузнаваемости. Гигантские поместья были снесены, а многие пабы – закрыты». «Больше всего мне понравилось работать на станции Коррор, – говорит продюсер Бернард Беллью. – Мы совершили незабываемую трехчасовую поездку в гористый район Шотландии, чтобы снять сцену на той же локации, на которой снималась одна из важных сцен первого фильма. Погода и шотландское министерство путей сообщения нам благоволили и ни разу нас не подвели!»Джонни Ли Миллер вспоминает ту сцену: «Все было как-то нереально, как какая-то галлюцинация. Мы вчетвером сидели на площадке, перед нами стоял молодой актер в одежде Томми (персонаж фильма "На игле" в исполнении Кевина МакКидда). Не знаю, то ли это было магическое воздействие того места, то ли еще что, но сцена получилась очень эмоциональной. Мы все были счастливы вновь оказаться там». Этот эффект всецело прочувствовали дублеры, игравшие роли персонажей в молодости. «Мне многие говорили, что мой дублер похож на меня, как две капли воды, – вспоминает Юэн МакГрегор. – Я отправился к его трейлеру, чтобы взглянуть на своего двойника. И там действительно стоял молодой Юэн [Бремнер] в своей полосатой рубашке, юная копия меня, блондин Томми в джинсовом костюме, юный Джонни и Бобби. Ощущение было очень странное. У меня просто не было слов. Возможно потому, что мне казалось, что они похищают частичку нас самих. А может быть и потому, что я отчетливо понял – нам уже не по двадцать лет. Как и нашим героям, нам пришлось пройти через это испытание».Джонни Ли Миллер отмечает, что на этот раз съемки в Шотландии были несколько иными: «На съемках первого фильма мы были свободны – могли идти, куда захотим, и делать, что захотим. Нас сопровождал лишь оператор с небольшой камерой. Всем было на все наплевать. На этот раз все было иначе – где бы мы ни оказывались, нас встречала толпа фанатов. Дэнни как-то сказал, что "На игле" – шотландские ЗВЕЗДНЫЕ ВОЙНЫ! Картина вызвала чудовищный социальный резонанс, так что на съемках сиквела мы были окружены фанатами. Это было очень приятно!»
Отзывы