Остросюжетная социальная драма о жизни гастарбайтеров из Средней Азии в современной Москве: напряженный сюжет, яркие характеры, неожиданная развязка. Смотрите фильм «Бегство из Москвабада» режиссера Дарьи Полторацкой с Марией Машковой и Джавахиром Закировым в главных ролях.
Когда-то советское искусство (в том числе цирк и кино, разумеется) активно развивалось в русле могучего и единственно верного художественного направления, которое носило гордое наименование: социалистический реализм. Его эстетика предполагала (цитирую Википедию) «выражение социалистически осознанной концепции мира и человека, обусловленной эпохой борьбы за установление и созидание социалистического общества». Если по-простому: художник-соцреалист отражает объективную реальность во всей полноте имеющихся у него ощущений со всеми подробностями, целиком и полностью, как она есть… но только с одной стороны. Создатели фильма «Побег из Москвабада», похоже, настоящие соцреалисты эпохи развитого капитализма в России.
Итак, Москва, она же город контрастов, она же Москвабад. Мария Ласточкина (роль исполнила Мария Машкова) – еще не может считаться полноценной столичной жительницей, но уже и почти слегка не понаехавшая. Несколько лет тому назад она возникла откуда-то из мрака остальной России, обжилась на рыночно-базарном пространстве, потом подвизалась на ниве эротической хореографии у пилона, ей светила достойная карьера элитной проститутки, благо модельная внешность к тому располагала. Но девушке отчаянно не повезло: к ней нечаянно нагрянула любовь, она сошлась с Андреем, сотрудником ФМС, тот пристроил ее на службу, а потом погиб при исполнении. И осталась Мария у разбитого корыта один на один с родней любимого мужчины, основательно испорченной квартирным вопросом (Андрей как-то не успел жениться на даме своего сердца, права на его жилплощадь у нее никакие).
Мигрант из Таджикистана Хасан – каким-то чудом не вымерший в условиях рыночной-базарной экономики идеалист. Он мечтает о том, чтобы все его земляки-нелегалы покинули злобный город Москвабад и вернулись в объятия далекой родины. Для этого он избрал не самый очевидный способ: стал стукачом в полиции и ФМС. Хасан навел правоохранителей на очередное подвальное общежитие нелегалов – и тех стройными рядами экстрадируют в солнечный Таджики- Узбеки- Киргизстан. Соплеменники почему-то не спешат сказать своему благодетелю «рахмат» или хотя бы «рахмет», а грозятся его кто на шашлык, кто на шаурму, кто просто на бешбармак пошинковать.
Происходит встреча идеалиста и материалистки. Высекается искра напряженного мелодраматического остросоциального сюжета.
Картина смотрится, ее создатели позаботились о том, чтобы действие развивалось бодро и энергично. Используется линейная драматургия, несколько флешбэков не тормозят набравшей крейсерский ход истории. При необходимости авторы не стесняются использовать диалоги персонажей для освещения событий прошлого, остающихся за кадром. Идеологическая позиция действующих лиц дается в лоб. Люди в кадре сообщают о своем мировоззрении (речь идет в основном о проблеме взаимоотношений столичных и понаехавших, лиц славянского происхождения и прочей части населения постсоветского пространства) в рамках коротеньких монологов и стремительных диалогов с оппонентами.
Положительных персонажей от негодяев отличить очень просто. Вот шеф Ласточкиной Ознобин: что он коррупционер – понятно с первого его появления в кадре. Полковничьи погоны, мусульманина заставляет водку пить, салом закусывать. И взгляд отводит в сторону, когда врет. А потом прямым текстом отдает подчиненным приказания, носящие характер служебного преступления. Его подручный Павлов так и сыплет сальными шуточками, активно использует ксенофобский лексикон, лапает без разрешения бедную Машу – патентованный мерзавец. А положительного героя Селезнева отличают умиротворяющие интонации и добрые глаза за очками.
Пара главных героев. Машкова – актриса талантливая, но здесь ей разойтись не дают. Образ ей достался двумерный, марионеточный. Ее Ласточкина, вроде бы совсем не дура, за три с лишним года в столице могла бы набраться необходимой для выживания в чиновничьем серпентарии стервозности, чтобы актриса могла продемонстрировать метаморфозу обращения ощетинившейся гусеницы в милую бабочку. Но авторы картины пошли по легкому пути: озлобленная на весь белый свет и охваченная расистскими предрассудками девица мгновенно превращается в гуманистку/филантропку/альтруистку. Что для этого надо? Только заглянуть в глазки милой таджикской девочки Асуль. Все, сердце ведь у нас не камень!
Джавахиру Закирову досталась роль из фэнтезийного фильма: его герой Хасан – это просто дядя Том, который на машине времени совершил перемещение из своей хижины на плантации в центр современного мегаполиса, да еще по пути проделал операцию по смене расы, превратился из чернющего негра в слегка смуглого выходца из Душанбе. Как вы понимаете, персонажи с такими жизненными установками долго не живут: примерно полтора часа экранного времени. Но авторы проекта не удержались от столь смелого в своей наивности хода: уж больно Закиров Чебурашку напоминает – форма головы, глаза, улыбка (уши, правда, подкачали). А ведь неизвестный науке зверь тоже мигрант из теплых краев. Хорошо хоть сценарист не ввел в сюжет эпизод со строительством домика дружбы где-нибудь на подмосковной овощебазе, а то от соцреализма остались бы только рожки да… ушки.
Как известно, фильм встретил неоднозначные отклики критиков и зрителей. Создателям «Побега из Москвабада» вменяли в вину однобокость в изображении столицы. Дескать, одни трущобы, задворки, подвалы, катакомбы; зритель не видит вдохновенные лица юных строителей капитализма, только безобразные сцены звериного столкновения цивилизаций в полном соответствии с пошлой теорией Сэмюэла Хантингтона. Мне кажется, эти претензии не обоснованы. Нужно понять, что хотели показать зрителям Полторацкая и ее команда: это не Москва, а именно Москвабад. Такой ее и видят здешние обитатели, гастарбайтеры-нелегалы и их гонители-покровители.
Но если быть верными соцреализму до конца, сценаристу Юсупу Разыкову стоит попробовать изложить столь же правдивую (и однобокую) историю, к примеру, о том, каково приходилось русским в Таджикистане во время гражданской войны, охватившую эту бывшую союзную республику в 90-е годы прошлого века. Тогда, возможно, понятней станет нежелание коренных обитателей столицы строить домик дружбы в порыве единения с милейшими чебурашками с рынков, овощных баз, строек и подпольных мастерских.
А обдумывая сценарий на столь непростую тему, можно было бы написать миленький сюжет исторического фильма об угнетении в Америке негров, латиносов и представителей сексуальных меньшинств. Еще один перспективный вариант: перенести действие романа Елены Чудиновой «Мечеть Парижской Богоматери» в Россию. Персонажей можно использовать тех же самых, только добавить Гену в исполнении Сергея Гармаша.
7
,3
2015, Россия, Драмы
89 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Остросюжетная социальная драма о жизни гастарбайтеров из Средней Азии в современной Москве: напряженный сюжет, яркие характеры, неожиданная развязка. Смотрите фильм «Бегство из Москвабада» режиссера Дарьи Полторацкой с Марией Машковой и Джавахиром Закировым в главных ролях. Когда-то советское искусство (в том числе цирк и кино, разумеется) активно развивалось в русле могучего и единственно верного художественного направления, которое носило гордое наименование: социалистический реализм. Его эстетика предполагала (цитирую Википедию) «выражение социалистически осознанной концепции мира и человека, обусловленной эпохой борьбы за установление и созидание социалистического общества». Если по-простому: художник-соцреалист отражает объективную реальность во всей полноте имеющихся у него ощущений со всеми подробностями, целиком и полностью, как она есть… но только с одной стороны. Создатели фильма «Побег из Москвабада», похоже, настоящие соцреалисты эпохи развитого капитализма в России. Итак, Москва, она же город контрастов, она же Москвабад. Мария Ласточкина (роль исполнила Мария Машкова) – еще не может считаться полноценной столичной жительницей, но уже и почти слегка не понаехавшая. Несколько лет тому назад она возникла откуда-то из мрака остальной России, обжилась на рыночно-базарном пространстве, потом подвизалась на ниве эротической хореографии у пилона, ей светила достойная карьера элитной проститутки, благо модельная внешность к тому располагала. Но девушке отчаянно не повезло: к ней нечаянно нагрянула любовь, она сошлась с Андреем, сотрудником ФМС, тот пристроил ее на службу, а потом погиб при исполнении. И осталась Мария у разбитого корыта один на один с родней любимого мужчины, основательно испорченной квартирным вопросом (Андрей как-то не успел жениться на даме своего сердца, права на его жилплощадь у нее никакие). Мигрант из Таджикистана Хасан – каким-то чудом не вымерший в условиях рыночной-базарной экономики идеалист. Он мечтает о том, чтобы все его земляки-нелегалы покинули злобный город Москвабад и вернулись в объятия далекой родины. Для этого он избрал не самый очевидный способ: стал стукачом в полиции и ФМС. Хасан навел правоохранителей на очередное подвальное общежитие нелегалов – и тех стройными рядами экстрадируют в солнечный Таджики- Узбеки- Киргизстан. Соплеменники почему-то не спешат сказать своему благодетелю «рахмат» или хотя бы «рахмет», а грозятся его кто на шашлык, кто на шаурму, кто просто на бешбармак пошинковать. Происходит встреча идеалиста и материалистки. Высекается искра напряженного мелодраматического остросоциального сюжета. Картина смотрится, ее создатели позаботились о том, чтобы действие развивалось бодро и энергично. Используется линейная драматургия, несколько флешбэков не тормозят набравшей крейсерский ход истории. При необходимости авторы не стесняются использовать диалоги персонажей для освещения событий прошлого, остающихся за кадром. Идеологическая позиция действующих лиц дается в лоб. Люди в кадре сообщают о своем мировоззрении (речь идет в основном о проблеме взаимоотношений столичных и понаехавших, лиц славянского происхождения и прочей части населения постсоветского пространства) в рамках коротеньких монологов и стремительных диалогов с оппонентами. Положительных персонажей от негодяев отличить очень просто. Вот шеф Ласточкиной Ознобин: что он коррупционер – понятно с первого его появления в кадре. Полковничьи погоны, мусульманина заставляет водку пить, салом закусывать. И взгляд отводит в сторону, когда врет. А потом прямым текстом отдает подчиненным приказания, носящие характер служебного преступления. Его подручный Павлов так и сыплет сальными шуточками, активно использует ксенофобский лексикон, лапает без разрешения бедную Машу – патентованный мерзавец. А положительного героя Селезнева отличают умиротворяющие интонации и добрые глаза за очками. Пара главных героев. Машкова – актриса талантливая, но здесь ей разойтись не дают. Образ ей достался двумерный, марионеточный. Ее Ласточкина, вроде бы совсем не дура, за три с лишним года в столице могла бы набраться необходимой для выживания в чиновничьем серпентарии стервозности, чтобы актриса могла продемонстрировать метаморфозу обращения ощетинившейся гусеницы в милую бабочку. Но авторы картины пошли по легкому пути: озлобленная на весь белый свет и охваченная расистскими предрассудками девица мгновенно превращается в гуманистку/филантропку/альтруистку. Что для этого надо? Только заглянуть в глазки милой таджикской девочки Асуль. Все, сердце ведь у нас не камень! Джавахиру Закирову досталась роль из фэнтезийного фильма: его герой Хасан – это просто дядя Том, который на машине времени совершил перемещение из своей хижины на плантации в центр современного мегаполиса, да еще по пути проделал операцию по смене расы, превратился из чернющего негра в слегка смуглого выходца из Душанбе. Как вы понимаете, персонажи с такими жизненными установками долго не живут: примерно полтора часа экранного времени. Но авторы проекта не удержались от столь смелого в своей наивности хода: уж больно Закиров Чебурашку напоминает – форма головы, глаза, улыбка (уши, правда, подкачали). А ведь неизвестный науке зверь тоже мигрант из теплых краев. Хорошо хоть сценарист не ввел в сюжет эпизод со строительством домика дружбы где-нибудь на подмосковной овощебазе, а то от соцреализма остались бы только рожки да… ушки. Как известно, фильм встретил неоднозначные отклики критиков и зрителей. Создателям «Побега из Москвабада» вменяли в вину однобокость в изображении столицы. Дескать, одни трущобы, задворки, подвалы, катакомбы; зритель не видит вдохновенные лица юных строителей капитализма, только безобразные сцены звериного столкновения цивилизаций в полном соответствии с пошлой теорией Сэмюэла Хантингтона. Мне кажется, эти претензии не обоснованы. Нужно понять, что хотели показать зрителям Полторацкая и ее команда: это не Москва, а именно Москвабад. Такой ее и видят здешние обитатели, гастарбайтеры-нелегалы и их гонители-покровители. Но если быть верными соцреализму до конца, сценаристу Юсупу Разыкову стоит попробовать изложить столь же правдивую (и однобокую) историю, к примеру, о том, каково приходилось русским в Таджикистане во время гражданской войны, охватившую эту бывшую союзную республику в 90-е годы прошлого века. Тогда, возможно, понятней станет нежелание коренных обитателей столицы строить домик дружбы в порыве единения с милейшими чебурашками с рынков, овощных баз, строек и подпольных мастерских. А обдумывая сценарий на столь непростую тему, можно было бы написать миленький сюжет исторического фильма об угнетении в Америке негров, латиносов и представителей сексуальных меньшинств. Еще один перспективный вариант: перенести действие романа Елены Чудиновой «Мечеть Парижской Богоматери» в Россию. Персонажей можно использовать тех же самых, только добавить Гену в исполнении Сергея Гармаша.