Жизнь — это череда видений, взятых взаймы у реальности, которой нет.
Карамзин как-то сказал, что жизнь, как плод — слаще всего перед своим увяданием. «Бегущий по лезвию» как раз такой плод. Неисполненное, но красивое обещание.
Этот фильм провоцировал на просмотр, он был желанным для меня. И особенно символичными оказались пару эпизодов в моей жизни незадолго до премьеры — словно срежисированные самим Вильневым, чтобы его видение пробрало меня до самого костного мозга.
[ За день до похода в кинотеатр одна женщина как бы даже между прочим сказала мне «У тебя нет души.» Сказала, что у меня нет души. Это запало мне по двум причинам. Во-первых, она знала меня ближе многих, а потому не имела права на ошибку, произнося эти слова. Во-вторых, она из тех людей, которые настолько проницательны, что могут между прочим, делая себе маникюр, бросить тебе в лицо такое меткое замечание, что оно до обидного точно в паре слов дает болезненный рентгеновский снимок всего тебя. Чуть левее, чуть правее — и ты разгромлен до основания. Я задумался — а что конкретно она имела в виду? Что это такое — душа? Почему мы говорим, что у одних она есть, а у других как бы нет? В наш век никто не признается в особой религиозности, но, по иронии, не дай Бог, кто-то плюнет в душу. То есть, в никуда. Или нет?
Второй эпизод… Я работаю на заводе, в котором сосредоточено три фирмы. Т. е., в одном физическом объекте есть целых три юридических лица. Только сегодня, спустя четыре года, я спросил себя «Почему?», «Зачем целых три?». Не суть в связи с чем эти вопросы, суть в самих вопросах. Коллега объяснила мне, на что я подумал «Если есть физический носитель нескольких юридических лиц, почему бы и человеку не быть физическим носителем нескольких душ? В конце концов, что в имени тебе моем? Что в паспорте тебе моем? Что тебе в моем прошлом, в моих глазах, как их не рассмотри, увидишь ты один и тот же цвет» Или нет? ]
Фильм весьма размерен, нетороплив, похож на медитацию. Делится на несколько смыслообразующих эпизодов, суть которых в постановке нескольких вопросов: Кто такой человек? Где у него душа? Откуда ты знаешь, что ты — это ты тот, которым ты привык себя считать? Что, если пару метких слов могут разрушить хрупкую конструкцию твоей души до основания? Что, если вся твоя жизнь просто выдумка? Или нет?
Я не хочу казаться оперным мылом, от которого вы потянетесь за веревкой, но, клянусь, был в моей жизни такой момент (или же такое воспоминание), когда у меня зародилось сильное не совсем безосновательное подозрение, что мой отец мне неродной. Пульс в такой момент учащается, сердце сжимается, как кулак, душащий тебя за горло со всей ненавистью и силой. Весь твой мир немного смещается и проваливается, как бы съезжая на задний план. В такой момент лучше не проходить никакие тесты у психолога. Вы их провалите. Хотя, казалось бы, если подумать логически, какая разница, кто твои родители? А такая, что физически вся твоя жизнь останется прежней, физическая репрезентация всех твоих воспоминаний о действительном прошлом окажется прежней, но полностью изменится комментарий и вывод. Рецензия к твоей жизни полностью поменяет оценку. Это как если в финальных титрах «Бегущего по лезвию» увидеть в графе режиссер вместе Вильнева Бондарчука. Это как если узнать, что ты клон. Что ты репликант. Что ты участвуешь в Шоу Трумена. Что ты выиграл в лотерею, что тебя уволили с работы, что родной человек погиб… А потом — да нет же, это просто чья-то неудачная шутка. Порой мне кажется, что ложь меняет состав крови, настолько ужасающи могут быть ее последствия. «Бегущий по лезвию» о хрупкой грани между ложью и правдой. Или же между ложью и еще более чудовищной ложью.
Фильм похож на туман, который втекает в твои глаза, обволакивает твою голову, заставляя верить и не верить, сомневаться в том, что реально, задуматься… Где же твоя душа и что это? С какого момента последовательность событий превращается в смутные образы воспоминаний? Насколько ты больше своего имени, даты рождения и представлений о тебе твоих и окружающих? Где тот призрак, который витает в твоей плоти, создавая твои сны наяву — мысли? И если узнаешь ты завтра воочию, что твои родители не твои, что тебя уволили, что тебя ненавидят, что у тебя долги, что тебя бросили, что у тебя нет ни души, ни денег, за которые ее можно было бы взять взаймы у общественного мнения… Если ты, узнав все это, не дрогнешь, значит ли это, что теперь только ты нашел себя, узнав, что у тебя нет души, обрел ту самую душу и стал даже больше, чем человек… или просто спятил от шока? Или нет?
…Фильм определенно стоит смотреть и слушать. Визуальные его образы великолепны, музыкальные интерлюдии его пронзают тебя. Он сувенир из прошлого в настоящем, бликующий огнями будущего. Его недосказанность красива, его песочные и неоновые оттенки резонируют с сюжетом в идеальной ритмичной гармонии. Его медитативная неторопливость обволакивает. Его ностальгическая призрачность держит, как самые сокровенные воспоминания об утраченном и прекрасном. Он научит тебя, что душа там, где ты ее видишь, в том, кого любишь, не в тебе. Если бы та женщина знала, как я ее любил когда-то, она поняла бы, что у меня и правда нет души — но лишь потому, что я всю душу отдал ей. И пусть она была только сладким плодом моей фантазии, я любил этот образ, он был весь мой и через кривые розовые стекла своих «подслеповатых» глаз я видел ангела. Видел то, что хотел видеть, слышал то, что хотел слышать. И в этом было счастье. Так и душа — видит то, что хочет видеть и слышит то, что хочет, а не то, что есть на самом деле. Такова природа этого удивительного призрака в человеке. Увидите и вы в этом фильме то, что хотите — кто жгучую глаза кровь, кто бездушные, но красивые пейзажи будущего, кто любовь призраков, а кто снегопад, белоснежно красивый и печальный, как порванный на лоскуты шелк. Как порванную на воспоминания душу. Удивительный призрак — душа человеческая — бегущий по лезвию призрак. Этот фильм о душе. Или нет? Решит каждый сам.
PS: сюжетная линия с виртуальной девушкой прекрасна!
«И вдруг хладеет жар ланит,
Его сердечные волненья
Все тише, и призрак бежит!
Но долго, долго ум хранит
Первоначальны впечатленья.»
7
,3
2017, США, Ужасы
117 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Карамзин как-то сказал, что жизнь, как плод — слаще всего перед своим увяданием. «Бегущий по лезвию» как раз такой плод. Неисполненное, но красивое обещание. Этот фильм провоцировал на просмотр, он был желанным для меня. И особенно символичными оказались пару эпизодов в моей жизни незадолго до премьеры — словно срежисированные самим Вильневым, чтобы его видение пробрало меня до самого костного мозга. [ За день до похода в кинотеатр одна женщина как бы даже между прочим сказала мне «У тебя нет души.» Сказала, что у меня нет души. Это запало мне по двум причинам. Во-первых, она знала меня ближе многих, а потому не имела права на ошибку, произнося эти слова. Во-вторых, она из тех людей, которые настолько проницательны, что могут между прочим, делая себе маникюр, бросить тебе в лицо такое меткое замечание, что оно до обидного точно в паре слов дает болезненный рентгеновский снимок всего тебя. Чуть левее, чуть правее — и ты разгромлен до основания. Я задумался — а что конкретно она имела в виду? Что это такое — душа? Почему мы говорим, что у одних она есть, а у других как бы нет? В наш век никто не признается в особой религиозности, но, по иронии, не дай Бог, кто-то плюнет в душу. То есть, в никуда. Или нет? Второй эпизод… Я работаю на заводе, в котором сосредоточено три фирмы. Т. е., в одном физическом объекте есть целых три юридических лица. Только сегодня, спустя четыре года, я спросил себя «Почему?», «Зачем целых три?». Не суть в связи с чем эти вопросы, суть в самих вопросах. Коллега объяснила мне, на что я подумал «Если есть физический носитель нескольких юридических лиц, почему бы и человеку не быть физическим носителем нескольких душ? В конце концов, что в имени тебе моем? Что в паспорте тебе моем? Что тебе в моем прошлом, в моих глазах, как их не рассмотри, увидишь ты один и тот же цвет» Или нет? ] Фильм весьма размерен, нетороплив, похож на медитацию. Делится на несколько смыслообразующих эпизодов, суть которых в постановке нескольких вопросов: Кто такой человек? Где у него душа? Откуда ты знаешь, что ты — это ты тот, которым ты привык себя считать? Что, если пару метких слов могут разрушить хрупкую конструкцию твоей души до основания? Что, если вся твоя жизнь просто выдумка? Или нет? Я не хочу казаться оперным мылом, от которого вы потянетесь за веревкой, но, клянусь, был в моей жизни такой момент (или же такое воспоминание), когда у меня зародилось сильное не совсем безосновательное подозрение, что мой отец мне неродной. Пульс в такой момент учащается, сердце сжимается, как кулак, душащий тебя за горло со всей ненавистью и силой. Весь твой мир немного смещается и проваливается, как бы съезжая на задний план. В такой момент лучше не проходить никакие тесты у психолога. Вы их провалите. Хотя, казалось бы, если подумать логически, какая разница, кто твои родители? А такая, что физически вся твоя жизнь останется прежней, физическая репрезентация всех твоих воспоминаний о действительном прошлом окажется прежней, но полностью изменится комментарий и вывод. Рецензия к твоей жизни полностью поменяет оценку. Это как если в финальных титрах «Бегущего по лезвию» увидеть в графе режиссер вместе Вильнева Бондарчука. Это как если узнать, что ты клон. Что ты репликант. Что ты участвуешь в Шоу Трумена. Что ты выиграл в лотерею, что тебя уволили с работы, что родной человек погиб… А потом — да нет же, это просто чья-то неудачная шутка. Порой мне кажется, что ложь меняет состав крови, настолько ужасающи могут быть ее последствия. «Бегущий по лезвию» о хрупкой грани между ложью и правдой. Или же между ложью и еще более чудовищной ложью. Фильм похож на туман, который втекает в твои глаза, обволакивает твою голову, заставляя верить и не верить, сомневаться в том, что реально, задуматься… Где же твоя душа и что это? С какого момента последовательность событий превращается в смутные образы воспоминаний? Насколько ты больше своего имени, даты рождения и представлений о тебе твоих и окружающих? Где тот призрак, который витает в твоей плоти, создавая твои сны наяву — мысли? И если узнаешь ты завтра воочию, что твои родители не твои, что тебя уволили, что тебя ненавидят, что у тебя долги, что тебя бросили, что у тебя нет ни души, ни денег, за которые ее можно было бы взять взаймы у общественного мнения… Если ты, узнав все это, не дрогнешь, значит ли это, что теперь только ты нашел себя, узнав, что у тебя нет души, обрел ту самую душу и стал даже больше, чем человек… или просто спятил от шока? Или нет? …Фильм определенно стоит смотреть и слушать. Визуальные его образы великолепны, музыкальные интерлюдии его пронзают тебя. Он сувенир из прошлого в настоящем, бликующий огнями будущего. Его недосказанность красива, его песочные и неоновые оттенки резонируют с сюжетом в идеальной ритмичной гармонии. Его медитативная неторопливость обволакивает. Его ностальгическая призрачность держит, как самые сокровенные воспоминания об утраченном и прекрасном. Он научит тебя, что душа там, где ты ее видишь, в том, кого любишь, не в тебе. Если бы та женщина знала, как я ее любил когда-то, она поняла бы, что у меня и правда нет души — но лишь потому, что я всю душу отдал ей. И пусть она была только сладким плодом моей фантазии, я любил этот образ, он был весь мой и через кривые розовые стекла своих «подслеповатых» глаз я видел ангела. Видел то, что хотел видеть, слышал то, что хотел слышать. И в этом было счастье. Так и душа — видит то, что хочет видеть и слышит то, что хочет, а не то, что есть на самом деле. Такова природа этого удивительного призрака в человеке. Увидите и вы в этом фильме то, что хотите — кто жгучую глаза кровь, кто бездушные, но красивые пейзажи будущего, кто любовь призраков, а кто снегопад, белоснежно красивый и печальный, как порванный на лоскуты шелк. Как порванную на воспоминания душу. Удивительный призрак — душа человеческая — бегущий по лезвию призрак. Этот фильм о душе. Или нет? Решит каждый сам. PS: сюжетная линия с виртуальной девушкой прекрасна! «И вдруг хладеет жар ланит, Его сердечные волненья Все тише, и призрак бежит! Но долго, долго ум хранит Первоначальны впечатленья.»