Новый фильм Скорсезе "Молчание" в первую очередь удивляет подбором актеров. По крайней мере в самом начале Эндрю Гарфилд и Адам Драйвер показались несколько неожиданным выбором, поскольку первый был мне известен как "новый Человек-паук", а второй - как Кайло Рен из "Звездные войны: Пробуждение силы". И тем больше было мое удивление, когда оказалось, что оба действительно неплохие драматические актеры, способные играть не только в кинокомиксах. Вернее, к Гарфилду вопросы все же есть - все-таки, на мой взгляд, местами роль он не вытягивал, но вот Драйвер был более чем органичен, естественен и явно на своем месте.
Сам же фильм может напугать определенной серьезностью заявленной темы, хронометражом и тем, что в кинотеатре он идет без дубляжа, с субтитрами. Но за счет того, что снято все в достаточно едином ритме, ощущения затянутости или усталости от просмотра даже к финалу не возникает. В эту же копилку явных плюсов идет и операторская работа - номинация на «Оскар» в этом году вполне заслуженная: камера большую часть фильма избегает банальных планов, радует глаз интересными визуальными находками и местами экспериментирует с весьма неожиданными ракурсами (например, сцена казни одного из персонажей показана через прутья клетки, в которой на тот момент находится другой персонаж). А вот музыки в фильме нет - что напрямую перекликается с названием фильма.
Что же касается содержания, то тут не все так уж просто и понятно. Роман Сюсаку Эндо, экранизацию которого и снимал Скорсезе, я не читал, однако определенные литературные ассоциации у меня все же возникли. Во-первых, это, конечно, Достоевский - с его вопросами соотношения веры и поступков, а также определенным символическим поведением героев (в этом плане Лиза Хохлакова в эпизоде с "ананасным компотом" и постоянно кающийся японец-богоотступник Китидзиро кажутся персонажами примерно одного порядка). Во-вторых, это Грэм Грин, в первую очередь его роман "Сила и слава", который тоже ставит вопрос об исповедании веры в условиях гонений, когда приходится между мученичеством и предательством идеалов выбирать некий третий путь. В-третьих, это рассказ Леонида Андреева "Молчание" - точно также герои, задавая вопросы Богу, слышат не тишину, а именно молчание - Бога, которое и является по большому счету ответом.
Впрочем, у Скорсезе молчание Бога все же нарушается, не только на уровне намеков и евангельских отсылок (крик петуха после отречения одного из персонажей от христианства или иконы, на которые наступают грязными ногами, остающиеся чистыми), но и в прямом смысле. Что, на мой взгляд, явно лишнее - не нужно разжевывать зрителю все мотивации героев, до некоторых вещей нужно доходить самим, в том числе и до того, что бывают ситуации, когда убеждения важнее противоречащих им поступков. И самое интересное, что в центре фильма стоит именно вопрос о "третьем пути", о поведении, когда нужно выбирать из двух вариантов третий. Причем этот "третий путь" по большому счету выбирают все главные персонажи - кто-то погибнув, пытаясь спасти убиваемых христиан, кто-то отрекаясь от своей веры для прекращения пыток других людей (потому что пытки над собой во имя твоей веры - мученичество, а вот пытки над другими во имя твоей веры?), а кто-то - постоянно отрекаясь, а потом раскаиваясь и получая прощение "не до семи раз, но до семидежды семидесяти" в буквальном смысле. При этом вопрос, насколько верен был выбор, однозначной трактовки не получает - последняя фраза фильма именно об этом.
7
,0
2016, США, Драмы
154 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Новый фильм Скорсезе "Молчание" в первую очередь удивляет подбором актеров. По крайней мере в самом начале Эндрю Гарфилд и Адам Драйвер показались несколько неожиданным выбором, поскольку первый был мне известен как "новый Человек-паук", а второй - как Кайло Рен из "Звездные войны: Пробуждение силы". И тем больше было мое удивление, когда оказалось, что оба действительно неплохие драматические актеры, способные играть не только в кинокомиксах. Вернее, к Гарфилду вопросы все же есть - все-таки, на мой взгляд, местами роль он не вытягивал, но вот Драйвер был более чем органичен, естественен и явно на своем месте. Сам же фильм может напугать определенной серьезностью заявленной темы, хронометражом и тем, что в кинотеатре он идет без дубляжа, с субтитрами. Но за счет того, что снято все в достаточно едином ритме, ощущения затянутости или усталости от просмотра даже к финалу не возникает. В эту же копилку явных плюсов идет и операторская работа - номинация на «Оскар» в этом году вполне заслуженная: камера большую часть фильма избегает банальных планов, радует глаз интересными визуальными находками и местами экспериментирует с весьма неожиданными ракурсами (например, сцена казни одного из персонажей показана через прутья клетки, в которой на тот момент находится другой персонаж). А вот музыки в фильме нет - что напрямую перекликается с названием фильма. Что же касается содержания, то тут не все так уж просто и понятно. Роман Сюсаку Эндо, экранизацию которого и снимал Скорсезе, я не читал, однако определенные литературные ассоциации у меня все же возникли. Во-первых, это, конечно, Достоевский - с его вопросами соотношения веры и поступков, а также определенным символическим поведением героев (в этом плане Лиза Хохлакова в эпизоде с "ананасным компотом" и постоянно кающийся японец-богоотступник Китидзиро кажутся персонажами примерно одного порядка). Во-вторых, это Грэм Грин, в первую очередь его роман "Сила и слава", который тоже ставит вопрос об исповедании веры в условиях гонений, когда приходится между мученичеством и предательством идеалов выбирать некий третий путь. В-третьих, это рассказ Леонида Андреева "Молчание" - точно также герои, задавая вопросы Богу, слышат не тишину, а именно молчание - Бога, которое и является по большому счету ответом. Впрочем, у Скорсезе молчание Бога все же нарушается, не только на уровне намеков и евангельских отсылок (крик петуха после отречения одного из персонажей от христианства или иконы, на которые наступают грязными ногами, остающиеся чистыми), но и в прямом смысле. Что, на мой взгляд, явно лишнее - не нужно разжевывать зрителю все мотивации героев, до некоторых вещей нужно доходить самим, в том числе и до того, что бывают ситуации, когда убеждения важнее противоречащих им поступков. И самое интересное, что в центре фильма стоит именно вопрос о "третьем пути", о поведении, когда нужно выбирать из двух вариантов третий. Причем этот "третий путь" по большому счету выбирают все главные персонажи - кто-то погибнув, пытаясь спасти убиваемых христиан, кто-то отрекаясь от своей веры для прекращения пыток других людей (потому что пытки над собой во имя твоей веры - мученичество, а вот пытки над другими во имя твоей веры?), а кто-то - постоянно отрекаясь, а потом раскаиваясь и получая прощение "не до семи раз, но до семидежды семидесяти" в буквальном смысле. При этом вопрос, насколько верен был выбор, однозначной трактовки не получает - последняя фраза фильма именно об этом.