Канадскому режиссеру Атому Эгояну удалось снять совершенно бескомпромиссный фильм. "Помнить" - это фильм с кулаками возмездия, задержавшегося на 70 лет. "Помнить" - это фильм о военных преступниках Второй мировой, о непотушенных печах Аушвица в душах и следах войны, разбросанных по всему земному шару. Сложно предположить, что двигало Эгояном как постоянным участником шорт-листа индикаторных Канн и Венеции: желание снять фильм по очень хорошему сценарию или гражданская позиция. Но в итоге зритель получил в "Помнить" крепкий стариковский триллер с соразмерным ритму жизни 80-90-летних течением сюжета.
Сюжетная основа фильма - возмездие Макса Розенбаума (Мартин Ландау), которое должно настигнуть блокфюрера из Аушвица Руди Курландера, уничтожевшего всю семью Розенбаума. Справедливости ради следует сказать, что блокфюрер - это низовая офицерская должность в фашистких концлагерях, унтер-офицер, но именно блокфюрер принимал решение об уничтожении заключенных. Мелкая фашисткая сошка. Для поисков Курландера и его устранения прикованный к коляске Розенбаум привлекает страдающего устойчивой деменцией Зева Гутмана (Кристофер Пламмер), тоже бывшего узника Аушвица. Один - стратег, другой - слезящиеся глаза и дрожащие руки операции. Герои "Помнить" стары, немощны, но отнюдь не слабоумны в достижении цели.
Поэтому фашизм в "Помнить" показан не абстрактной тоталитарной черной-белой машиной хроники, фашизм - это персональная ответственность спустя годы. Благодаря мастерству сценарной работы Бенжамина Огуста в "Помнить" история о нескольких немощных стариках превращается в четко раскрываемый пазл о возмездии, кукловоде-колясочнике и маразматичном киллере. Эта история держит до самых титров. Ключом к истокам сюжета служит выбитый номер на руке каждого узника. Кому как не Розенбауму знать и понимать этот код? Случай противоборства в тройке Розенбаум-Курландер-Гутман - один на миллион, но именно на таких историях и держится кино. Как и идея "Помнить" - закрыть сразу двух пауков в одну банку. Поэтому при ближайшем рассмотрении можно указать Огусту на слишком кинематографично-постановочную историю.
Не сомневаюсь, что для зрителя "Помнить" станет фильмом трех основных вопросов. Имеет ли зло срок давности? Месть или возмездие показаны в фильме? И этично ли вершить самосуд в цивилизованном обществе? К сожалению, Эгоян как режиссер не смог выразить авторскую позицию по этим вопросам, а всего лишь рассказал хорошо просчитанную до мельчайшей детали историю. Но "Помнить" останется фильмом о фатальном изощренном возмездии и плохо режиссируемой боли, пронесенной через годы.
8
,2
2015, Триллеры
94 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Канадскому режиссеру Атому Эгояну удалось снять совершенно бескомпромиссный фильм. "Помнить" - это фильм с кулаками возмездия, задержавшегося на 70 лет. "Помнить" - это фильм о военных преступниках Второй мировой, о непотушенных печах Аушвица в душах и следах войны, разбросанных по всему земному шару. Сложно предположить, что двигало Эгояном как постоянным участником шорт-листа индикаторных Канн и Венеции: желание снять фильм по очень хорошему сценарию или гражданская позиция. Но в итоге зритель получил в "Помнить" крепкий стариковский триллер с соразмерным ритму жизни 80-90-летних течением сюжета. Сюжетная основа фильма - возмездие Макса Розенбаума (Мартин Ландау), которое должно настигнуть блокфюрера из Аушвица Руди Курландера, уничтожевшего всю семью Розенбаума. Справедливости ради следует сказать, что блокфюрер - это низовая офицерская должность в фашистких концлагерях, унтер-офицер, но именно блокфюрер принимал решение об уничтожении заключенных. Мелкая фашисткая сошка. Для поисков Курландера и его устранения прикованный к коляске Розенбаум привлекает страдающего устойчивой деменцией Зева Гутмана (Кристофер Пламмер), тоже бывшего узника Аушвица. Один - стратег, другой - слезящиеся глаза и дрожащие руки операции. Герои "Помнить" стары, немощны, но отнюдь не слабоумны в достижении цели. Поэтому фашизм в "Помнить" показан не абстрактной тоталитарной черной-белой машиной хроники, фашизм - это персональная ответственность спустя годы. Благодаря мастерству сценарной работы Бенжамина Огуста в "Помнить" история о нескольких немощных стариках превращается в четко раскрываемый пазл о возмездии, кукловоде-колясочнике и маразматичном киллере. Эта история держит до самых титров. Ключом к истокам сюжета служит выбитый номер на руке каждого узника. Кому как не Розенбауму знать и понимать этот код? Случай противоборства в тройке Розенбаум-Курландер-Гутман - один на миллион, но именно на таких историях и держится кино. Как и идея "Помнить" - закрыть сразу двух пауков в одну банку. Поэтому при ближайшем рассмотрении можно указать Огусту на слишком кинематографично-постановочную историю. Не сомневаюсь, что для зрителя "Помнить" станет фильмом трех основных вопросов. Имеет ли зло срок давности? Месть или возмездие показаны в фильме? И этично ли вершить самосуд в цивилизованном обществе? К сожалению, Эгоян как режиссер не смог выразить авторскую позицию по этим вопросам, а всего лишь рассказал хорошо просчитанную до мельчайшей детали историю. Но "Помнить" останется фильмом о фатальном изощренном возмездии и плохо режиссируемой боли, пронесенной через годы.