Новый фильм «Ирландец» Мартина Скорсезе обречён на сопоставление с «Крёстным отцом» Фрэнсиса Форда Копполы и «Однажды в Америке» Серджо Леоне не только из-за своего внушительного хронометража (три с половиной часа), но благодаря намерению режиссёра сотворить ещё одну эпическую гангстерскую сагу. А ещё напрашивается очевидное сравнение со снятой параллельно итальянской лентой «Предатель» Марко Беллоккьо, которая прослеживает на протяжении длительного периода времени историю заката сицилийской преступной организации «Коза ностра», чьи члены подверглись физическому устранению по приказу предводителей мафии, затем оказавшихся на скамье подсудимых в связи с показаниями против них того, кто сам не хотел признавать себя il pentito, то есть раскаявшимся, но желал соблюсти прежние законы чести.
Однако заглавный герой «Ирландца» вообще не склонен в чём-либо признаваться даже спустя многие годы после того, как практически все крупные авторитеты криминального мира в Америке погибли или умерли своей смертью. И даже не хотел бы ничего поведать о тех преступниках, кого сам на дух не переносил, не говоря уже о людях этого сорта, к кому испытывал искреннюю симпатию (что вовсе не исключало того, что при получении задания мафии, от которого невозможно было отказаться, Фрэнк Ширен просто вынужден был довольно хладнокровно убивать их - сам позже намекает одной из своих четырёх дочерей, что всё делал ради защиты собственной семьи). Кстати, в вопросе своеобразного хранения верности семейным традициям - как в частной жизни, так и в абсолютно противоправных делах криминального синдиката - он вполне может быть «духовным братом» основного персонажа «Предателя».
И действительно знаменательно, что Ширен в финальном разговоре со священником готов поистине считать себя виновным и подло поступившим лишь по отношению к вдове широко известного (в том числе в преступных кругах) Джимми Хоффы, некогда бывшего могущественным председателем профсоюза водителей грузовиков, когда позвонил ей далеко не сразу после «исчезновения» Хоффы и бормотал что-то нелепое, нечленораздельное по этому поводу. Хотя зрители-то знают, что на самом деле произошло - более того, становятся в ходе всего экранного повествования слушателями долгого признания престарелого Фрэнка Ширена как бы прямо на камеру, словно на предсмертной исповеди. Будто бы нам чуть приоткрылась та дверь внутрь души безжалостного исполнителя чужой воли, которую (то есть дверь комнаты в приюте для стариков) он попросил медсестру не закрывать совсем в самом последнем кадре картины.
Фильм Скорсезе, впервые показанный незадолго до его 77-летия, вероятно, несёт на себе печать определённой творческой усталости постановщика, который работает в кино вот уже 55 лет. Это особенно заметно в первой трети ленты, всё-таки нуждающейся в сокращении или же в иной монтажной подаче. Во второй трети картины и немножко в третьей, безусловно, солирует Аль Пачино в качестве Джимми Хоффы, представляя совершенно иного человека на экране, нежели это было в очень талантливой работе «Хоффа» Дэнни Де Вито, где заглавную роль играл Джек Николсон. А вот Роберт Де Ниро, как-то неуверенно чувствующий себя на протяжении большей части повествования, словно повторяя уже знакомое и даже заученное наизусть по прежним ролям, хотя бы в продолжении «Крёстного отца» или в «Однажды в Америке», неожиданно воспаряет на высоты актёрского мастерства в последней трети фильма, когда его роль приобретает несомненное трагическое измерение. В какой-то момент ловишь себя на ощущении, что начинаешь по-настоящему сочувствовать этому человеку, оказавшемуся заложником собственного «преступного амплуа» и переступившему ту грань, за которой он уже сам может винить себя - не из-за жестоких убийств, а в связи с необходимым (слово-то какое!) предательством тех, кто был близок и дорог.
И ад ещё не кончился с исходом в мир иной всех тех, кто состоял в криминальном синдикате (а сведения об обстоятельствах смерти каждого из них как раз даны в поясняющих титрах) - ад только начинается для уцелевшего и тихо доживающего свой век среди благолепно выглядящих обитателей дома престарелых. В принципе, можно сравнить с горьким и беспощадным финалом «Таксиста» Мартина Скорсезе с тем же Робертом Де Ниро в заглавной роли. Продолжающаяся жизнь куда хуже преждевременной кончины.
8
,2
2019, США, Криминал
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Новый фильм «Ирландец» Мартина Скорсезе обречён на сопоставление с «Крёстным отцом» Фрэнсиса Форда Копполы и «Однажды в Америке» Серджо Леоне не только из-за своего внушительного хронометража (три с половиной часа), но благодаря намерению режиссёра сотворить ещё одну эпическую гангстерскую сагу. А ещё напрашивается очевидное сравнение со снятой параллельно итальянской лентой «Предатель» Марко Беллоккьо, которая прослеживает на протяжении длительного периода времени историю заката сицилийской преступной организации «Коза ностра», чьи члены подверглись физическому устранению по приказу предводителей мафии, затем оказавшихся на скамье подсудимых в связи с показаниями против них того, кто сам не хотел признавать себя il pentito, то есть раскаявшимся, но желал соблюсти прежние законы чести. Однако заглавный герой «Ирландца» вообще не склонен в чём-либо признаваться даже спустя многие годы после того, как практически все крупные авторитеты криминального мира в Америке погибли или умерли своей смертью. И даже не хотел бы ничего поведать о тех преступниках, кого сам на дух не переносил, не говоря уже о людях этого сорта, к кому испытывал искреннюю симпатию (что вовсе не исключало того, что при получении задания мафии, от которого невозможно было отказаться, Фрэнк Ширен просто вынужден был довольно хладнокровно убивать их - сам позже намекает одной из своих четырёх дочерей, что всё делал ради защиты собственной семьи). Кстати, в вопросе своеобразного хранения верности семейным традициям - как в частной жизни, так и в абсолютно противоправных делах криминального синдиката - он вполне может быть «духовным братом» основного персонажа «Предателя». И действительно знаменательно, что Ширен в финальном разговоре со священником готов поистине считать себя виновным и подло поступившим лишь по отношению к вдове широко известного (в том числе в преступных кругах) Джимми Хоффы, некогда бывшего могущественным председателем профсоюза водителей грузовиков, когда позвонил ей далеко не сразу после «исчезновения» Хоффы и бормотал что-то нелепое, нечленораздельное по этому поводу. Хотя зрители-то знают, что на самом деле произошло - более того, становятся в ходе всего экранного повествования слушателями долгого признания престарелого Фрэнка Ширена как бы прямо на камеру, словно на предсмертной исповеди. Будто бы нам чуть приоткрылась та дверь внутрь души безжалостного исполнителя чужой воли, которую (то есть дверь комнаты в приюте для стариков) он попросил медсестру не закрывать совсем в самом последнем кадре картины. Фильм Скорсезе, впервые показанный незадолго до его 77-летия, вероятно, несёт на себе печать определённой творческой усталости постановщика, который работает в кино вот уже 55 лет. Это особенно заметно в первой трети ленты, всё-таки нуждающейся в сокращении или же в иной монтажной подаче. Во второй трети картины и немножко в третьей, безусловно, солирует Аль Пачино в качестве Джимми Хоффы, представляя совершенно иного человека на экране, нежели это было в очень талантливой работе «Хоффа» Дэнни Де Вито, где заглавную роль играл Джек Николсон. А вот Роберт Де Ниро, как-то неуверенно чувствующий себя на протяжении большей части повествования, словно повторяя уже знакомое и даже заученное наизусть по прежним ролям, хотя бы в продолжении «Крёстного отца» или в «Однажды в Америке», неожиданно воспаряет на высоты актёрского мастерства в последней трети фильма, когда его роль приобретает несомненное трагическое измерение. В какой-то момент ловишь себя на ощущении, что начинаешь по-настоящему сочувствовать этому человеку, оказавшемуся заложником собственного «преступного амплуа» и переступившему ту грань, за которой он уже сам может винить себя - не из-за жестоких убийств, а в связи с необходимым (слово-то какое!) предательством тех, кто был близок и дорог. И ад ещё не кончился с исходом в мир иной всех тех, кто состоял в криминальном синдикате (а сведения об обстоятельствах смерти каждого из них как раз даны в поясняющих титрах) - ад только начинается для уцелевшего и тихо доживающего свой век среди благолепно выглядящих обитателей дома престарелых. В принципе, можно сравнить с горьким и беспощадным финалом «Таксиста» Мартина Скорсезе с тем же Робертом Де Ниро в заглавной роли. Продолжающаяся жизнь куда хуже преждевременной кончины.