Люк Бессон в течение многих лет мечтал заняться адаптацией комиксов «Валериан и Лорелин», ведь он начал читать эти комиксы еще в возрасте 10-ти лет, а Лорелин была его первой любовью.При создании фильма Люк Бессон контактировал с создателями комиксов Пьером Кристином и Жан-Клодом Мезьером. После года совместной работы в распоряжении Бессона было более 6 000 рисунков, созданных специально для фильма.Люк Бессон намеренно решил снимать фильм на английском и с англоговорящими актерами, дабы увеличить потенциальную аудиторию.Это уже вторая адаптация этой серии комиксов, после мультсериала «Валериан и Лорелин» (2007).Актриса Кара Делевинь сообщала в социальных сетях, что съемки фильма стартовала 4-го января 2016 года.Это уже вторая роль в фильме, созданном по мотивам комиксов, для Дэйна ДеХаан, после картины «Новый Человек-паук: Высокое напряжение» (2014), и Кары Делевинь, после «Отряда самоубийц» (2016).Впервые кадры из фильма Люк Бессон продемонстрировал на фестивале Comic-Con в Сан-Диего в 2016 году. Зрителей настолько впечатлил ролик, что они аплодировали стоя.Бюджет фильма составил около 197,5 миллионов евро, что сделало его самым дорогим фильмом, снятым во Франции. Двадцатью годами ранее вышел фильм Люка Бессона «Пятый элемент» (1997), который в свое время также стал самым дорогим французским фильмом с бюджетом в 90 миллионов евро.Это уже пятый совместный проект студий спецэффектов Weta Digital и Industrial Light & Magic (ILM). Ранее они вместе работали над фильмами «Контакт» (1997), «Ван Хельсинг» (2004), «Эрагон» (2006) и «Аватар» (2009).На футуристический внешний вид Нью-Йорка в фильме «Пятый элемент» (1997) Люка Бессона вдохновила 15-я часть комиксов «Валериан и Лорелин», которая носит название «The Circles of Power» (Круги власти).В первых двух трейлерах фильма звучит песня «Because» группы The Beatles. Это первый случай, когда режиссер получил права на использование песни группы The Beatles в рекламе фильма. Разрешение было получено от Пола МакКартни.Кара Делевинь несколько месяцев тренировалась, чтобы прийти в форму необходимую для роли Лорелин.Количество спецэффектов в этом фильме – 2734. К сравнению в фильме Люка Бессона «Пятый элемент» (1997) их было всего 188.В фильме присутствует 200 различных видов инопланетных существ. Люк Бессон написал 600-страничную книгу, в которой подробно описал каждый из видов. Каждый из актеров был обязан изучить эту книгу до начала съемок, чтобы понимать, как нужно изменять свое поведение в кадре, учитывая существо, с которым их персонаж контактирует.Основная сюжетная линия частично основана на шестой части комиксов «Валериан и Лорелин» - «Ambassador of the Shadows» (Посол тени). Кстати, шестая часть этой серии комиксов была первой переведена на английский язык. Кроме того, первая сцена фильма начинается в 1975 году. Именно в этом году «Ambassador of the Shadows» был впервые опубликован на французском языке.Выход фильма в прокат совпал с 50-летием с момента появления комиксов о Валериане.Люк Бессон решил отказаться от съемок в формате 3D, поскольку камеры для такого формата слишком тяжелые и не подходят для его стиля съемок.Задолго до того, как Люк Бессон стал одним из величайших создателей экшна в мире кино, до того, как он написал сценарии, спродюсировал и поставил целый эшелон зрелищных блокбастеров, он был всего лишь мальчишкой, увлеченным серией комиксов «Валериан и Лорелин». Режиссер вспоминает: «Мне было 10 лет, и я каждую среду бегал в газетный киоск. Однажды я нашел там журнал «Пилот», а в нем –«Валериан и Лорелин», и я подумал: «О боже, что это?» В тот день я влюбился в Лорелин и мечтал стать Валерианом».Бессон моментально увлекся серией комиксов, сочиненной Пьером Кристином и великолепно изображенной Жан-Клодом Мезьером. «Это были 70-е, и мы впервые увидели, что современная девчонка может надрать кому-то задницу. История была не о супергерое в дурацком плаще. Всё было гораздо более просто и классно, потому что Лорелин и Валериан были как двое обычных нормальных полицейских, не считая того, что это 28-й век и вокруг всё очень странно и удивительно». Впервые опубликованная издательством Dargaud в 1967 году серия комиксов, на которой основан фильм, вдохновила не только Бессона на создание его легендарного «Пятого элемента», но и повлияла на многих других режиссеров при создании самых выдающихся фантастических картин последних 50 лет.Любовь к «Валериану и Лорелин» не покидала Бессона на протяжении всего его творческого пути. Он набирался опыта, на экраны выходили такие его знаковые экшн-фильмы, как «Никита» и «Леон». А потом случился его культовый ретро-футуристический фильм«Пятый элемент», для создания которого режиссер «достал с полки» героя своих любимых детских фантазий и начал обдумывать идею, как превратить комикс в киноленту. «Художник «Валериана» Жан-Клод Мезьер, которого я привлек к постановке «Пятого элемента» говорил мне: «Почему ты это снимаешь? Тебе нужно снимать «Валериана», – со смехом вспоминает Бессон.Ограниченный достаточно примитивными технологиями визуальных эффектов 90-х, Бессон понимал, что время создания диковинной вселенной«Валериана и Лорелин» еще не пришло. «Когда я стал снова перечитывать эти комиксы, я решил, что снять по ним кино просто невозможно. Технологии в то время были еще недостаточно хороши для создания всех этих миров и существ», – делится режиссер. Должен был произойти сейсмический сдвиг и огромный эволюционный прорыв в области визуальных эффектов, чтобы позволить создателям произвести на свет экранизацию «Валериана и Лорелин». После того, как Джеймс Кэмерон пригласил Бессона на съемочную площадку своей эпической космической кинокартины «Аватар», французский режиссер наконец решился: «Когда на экраны вышел «Аватар», стало казаться, что возможно всё. Я помню, я подумал: «Однажды я вернусь к созданию фантастических фильмов, и тогда уже не буду ограничен ничем, кроме собственного воображения. Тогда я решился снимать «Валериана».Всего несколько минут общения с ДэйномДеХааном понадобилось Бессону, чтобы понять, что идеальный исполнитель на роль любимого героя детства найден. «Я видел Дэйна в паре фильмов, и как актер он мне очень нравится, – рассказываетБессон. – В первый же раз, когда мы встретились в ресторане, он улыбнулся, сказал «привет», и всё – я понял, что это он. Я уже знал. Тон голоса, блеск глаз, улыбка – я подумал: «Бог мой, этот парень и есть Валериан». ДеХаан и сам стремился получить роль, ведь это давало возможность создать образ мужественного космического агента будущего, который внезапно оказывается еще и безнадежным романтиком. «Валериан очень сильно влюбляется в Лорелин, но к этому моменту к нему уже прилипла репутация плейбоя, – рассказывает актер.– Фильм не только о том, как спасти вселенную, но и о том, удастся ли Валериану убедить Лорелин в том, что они должны провести вместе всю жизнь».Поскольку роль образцового межзвездного космического агента требует от актера идеальной физической подготовки, ДеХаану потребовалось семь месяцев, чтобы привести себя в необходимую для съемок форму. «Почти каждый день приходилось выполнять какие-то трюки, и было важно, чтобы я мог продемонстрировать актерскую игру с этой сверхпозитивной энергией в духе Валериана, - объясняет Дэйн.–Мне пришлось немало поработать над собой, потому что поначалу, в момент утверждения меня на эту роль, я определенно не выглядел как человек, способный спасти мир!»Переполненный энергией ДеХаан целиком отдавался зрелищным экшн-сценам, направляемый энтузиазмомБессона: «На съемочной площадке Люкнаслаждался каждым мгновением своей жизни, и это состояние передавалось всем нам. До этого мне ни разу не доводилось играть в фильме, работать над которым было бы так весело».ДеХаан делится впечатлением о том, как он «вживался» в образ героя и облачался в культовый скафандр Валериана: «Это крутое ощущение. В тебе просыпается ребенок, который так любил изображать из себя Супермена и наряжаться. Начинаешь чувствовать себя таким крутым парнем, который каждый день просто идет на работу в космическом скафандре. В этом костюме я сразу почувствовал себя супергероем».На роль бесстрашной Лорелин Бессону нужна была актриса, которая излучала бы дух женской независимости, воплощением которого является героиня. Лорелин не дрожащая фиалка, не тревожная барышня – она абсолютно такая же, как Валериан: храбрая, сильная, проницательная, абсолютно равноценный партнер в их дуэте, который борется с преступниками всех мастей. Чтобы воплотить на экране эту девушку, в которую Люк Бессон влюбился еще ребенком, нужен был кто-то очень особенный.Открывший когда-то миру таких актрис, как Натали Портман или Милла Йовович, Бессон обладает чутьем на будущих звезд жанра экшн. Выбирая актрису на роль девушки своей мечты, Лорелин, режиссер готовился зажечь новую звезду мирового масштаба. В конце концов выбор пал на модель Кару Делевинь, сделавшую актерскую карьеру на небольших драмах («Бумажные города») и крупнобюджетных блокбастерах («Отряд самоубийц»). «Я знал Кару по ее работе моделью, поэтому самым важным для меня было убедиться в серьезности ее намерений», – рассказывает Бессон. – «Кара очень красива, но мне нужно было убедиться, что ей хватит физических сил, что она умеет играть, что она действительно сама хочет в этом участвовать».Результатом сложнейших проб, которые устроил актрисе Бессон, стало триумфальное утверждение Делевинь на роль. Она вспоминает: «Люк устроил мне такие испытания, будто я сдаю экзамен в актерской школе. Он просил изображать разных животных и давал другиеподобные задания. Это было весьма старомодно, но в то же время очень круто».Делевинь заявила о своем желании быть актрисой еще в детском саду, поэтому она была просто в восторге от возможности сыграть в картине режиссера, фильмами которого она давно восхищалась. «С детства я была очарована красками и персонажами «Пятого элемента», например, той восхитительной синей инопланетянкой. Я была влюблена в этот фильм, он до сих пор остается для меня одним из лучших фильмов всех времен», – рассказывает Кара. Виржини Силла, многолетний продюсер Бессона, соглашается с впечатлениями Делевинь: «Долгие годы «Пятый элемент» остается культовой картиной и масса людей ждет не дождется, когда же Люк вернется к этому жанру».В век интернет-спойлеров и социальных утечек Бессон и Силла приложили массу усилий, чтобы сохранить в секрете сюжет фильма. Они разработали сверхсекретный протокол, который снискал бы уважение даже у международных разведслужб. Согласно этому протоколу Делевинь должна была читать сценарий в одиночестве с ожидающим неподалеку сотрудником компании. «Я провела одна в комнате часа полтора, но я просто «проглотила» этот сценарий, настолько он был захватывающим», – вспоминает актриса.Для Делевинь Лорелин– «отвязная сорвиголова». «Это очень умная, сильная женщина, себе на уме», – рассказывает актриса. Но в то же время у персонажа есть более мягкая сторона. Лорелинспокойно воспринимает непрекращающийся флирт со стороны Валериана и остается сосредоточенной на выполняемой миссии. Поначалу влюбленность отходит на второй план на фоне защиты галактики. «У нее золотое сердце, она очень романтична, но она не хочет терять бдительность», –добавляет Кара.Лорелин не сидит в сторонке, она сражается наравне сВалерианом, что также потребовало от Делевинь недюжинной физической подготовки. «Мне пришлось раз сто ударить Клайва Оуэна по лицу! Я уверена, что минимум пару раз задела его по носу…, потому что я не очень хорошо рассчитывала удар. Я извинилась, и, к счастью, Клайв оказался отличным парнем».Все ноющие мышцы и все страдания в итоге стоили того, потому что, если верить Каре Делевинь, «Валериан и город тысячи планет» станет любимым фильмом для зрителей по всему миру:«Визуально этот фильм невероятно захватывающий. Зрители будут в восторге абсолютно от всех персонажей, которых увидят. В каждую мельчайшую деталь – в костюмы, дизайн, декорации – было вложено такое количество усилий, что кино получилось просто невероятным».Понимая, что сердце истории во взаимоотношенияхВалериана иЛорелин, ДеХаан установил с актрисой легкие и беззаботные отношения с самого начала. «Важно, чтобы и за пределами съемочной площадки между вами были теплые искренние отношения. Кара полна позитивной энергии, так что очень легко попасть под ее обаяние, – рассказывает ДеХаан. – Обычно я достаточно серьезен на съемках, но в этот раз мы с Карой постоянно распевали песни на площадке и валяли дурака между дублями. Это было очень кстати, ведь отношения между персонажами очень веселые».В какой-то момент по сюжету Валериан попадает на Аллею удовольствий – в своеобразный квартал красных фонарей, где он знакомится с гламоподом Баббл. «Она инопланетянка, способная принимать любую форму, – объясняет Бессон. – В нашем фильме гламоподы – это артисты и художники, которые знают наизусть произведения Шекспира, Мольера и Рембо, так что Баббл – актриса в высшем смысле этого слова».Поп-звезда, обладательница множества платиновых дисков, настоящая бунтарка и фэшн-икона Рианна без колебаний была выбрана Бессоном на роль Баббл. «Все говорили мне: «Забудь, это нереально…», – рассказывает режиссер.– «Но я подумал, что попробовать-то ничего не стоит».Бессон договорился о встрече с мегазвездой, и оказалось, что ей было бы очень интересно взяться за роль в жанре фэнтези. «Естественно, у Рианны нет никакого страха перед камерой, она привыкла выступать перед тысячами людей, – поясняет Бессон.–Но она сказала мне: «Я новичок в актерском мире, и пока я не буду работать с кем-то, кто по-настоящему хорош в этом деле, я ничему не научусь». Я был очень тронут ее честностью. Ведь, если бы она сказала: «Я суперзвезда, меня можно снимать только вот с этой точки...», что бы я мог поделать? А она четко следовала всем указаниям, ловила на лету все мельчайшие детали, так что работать с ней было сплошным удовольствием».В первый раз, когда Валериан встречает Баббл, она исполняет некий танец, а затем вдруг обрушивает на него какой-то феерический калейдоскоп перевоплащений –здесь используется просто межгалактический уровень монтажа изображения. «Мне было ужасно весело переходить от одного костюма и образа к другому, – восторгается Рианна. – Нужно было каждый раз менять грим, прическу. Дольше всего пришлось готовить образ Клеопатры, там было так много мелочей и деталей, и грим должен был быть водостойким. Но больше всего мне понравился образ медсестры: костюм был весь из латекса, так что мне пришлось попотеть».Из простой певички в Глэм Клубе Баббл быстро превращается для Валериана в союзника и играет весьма значительную роль в его спасательной операции. «Баббл – артистка, ощущение свободы ей дает возможность выступать на сцене и делать людей счастливыми, – объясняет Рианна.–Она артист, которому важно его искусство – благодаря этому у них с Валерианом устанавливается тесная связь».О работе с Бессоном Рианна говорит с безостановочным восхищением: «Каждый раз он подходил проверить мой грим, сообщал, что он думает о каждом образе, к которому меня готовили, интересовался, как я себя чувствую. Если мне что-то не нравилось, и я хотела это изменить, он соглашался, потому что хотел, чтобы мне нравилась Баббл и чтобы я сама создавала свою героиню. Я новый человек в кино и очень благодарна Люку за его терпение и отношение. Он точно знает, что и как нужно сделать, чтобы добиться от тебя того исполнения, которое ему нужно».Хотя «Валериан» населен тысячами разных инопланетных видов, всё же для фильма очень важна человеческая составляющая, во многом опирающаяся на британского актера Клайва Оуэна в роли офицера АранаФилитта – военачальника, чье темное прошлое не дает ему покоя в настоящем. «Я практически на ходу встроился в фильм, уловил нужную температуру, вошел в роль и сделал всё, что было от меня нужно, – рассказывает Оуэн. – Это было очень легко благодаря четкости и простоте Люка. Когда вы снимаете фильм, в котором так много компьютерной графики, нужно быть исключительно точным в каждый момент съемки. Всё должно быть продумано до мелочей, и Люк уделял очень много внимания подготовке, так что он всегда, каждый день точно знал, что именно ему нужно».Благодаря съемкам в «Городе грехов» для Оуэна не в новинку экшн-фильмы, полныекомпьютерных эффектов, так что актер с легкостью справлялся с особенностями работы в зеленом павильоне «Валериана». «Ты находишься в виртуальном лимбо и привыкаешь играть в этом пространстве, где весь мир вокруг тебя будет создан позже. Это невероятно бодрящее ощущение», – признается актер.Опытный актер Итан Хоук, исполняющий роль Джолли Пимпа, «сутенера» Баббл, коротко цитирует задание, полученное от Бессона: «Люк сказал мне, что если бы Деннис Хоппер был жив, то роль Джолли досталась бы ему. Так что это былодля меня основным направлением». «Я настроился на своего внутреннего Денниса Хоппера и отлично провел время. Сниматься у Люка оказалось точно так, как я и предполагал: безумно креативно и весело, при этом всё очень организованно и продумано до мелочей», – смеется актер. «У Люка свой особый взгляд на вселенную:веселый, дикий и оригинальный – любовь и игра, смешанные с артистизмом, – добавляет Хоук. – Его фильмы не похожи ни на какие другие. Вы ведь всегда можете понять, смотрите вы фильм Спайка Ли, Мартина Скорсезе или Тарантино. То же самое и с Люком. Вы всегда понимаете, когда перед вами фильм Люка Бессона, и «Валериан» – очень бессоновское кино».Во время кастинга Бессон часто руководствовался своими пристрастиями и факторами, повлиявшими на него еще в юности. Так на роль Министра обороны он выбрал Херби Хэнкока, чьей музыкой режиссер восхищался еще с 13 лет. Во время визита к Хэнкоку в Лос-Анжелес Бессон убедил актера и композитора принять участие в съемках фильма. «Это очень маленькая роль, но мне понравилась идея сыграть Министра обороны в «Валериане», – рассказывает легендарный джазовый музыкант. – В течении 6 лет я был послом доброй воли при ЮНЕСКО, так что мне захотелось принять участие в проекте, который продвигает глобальный взгляд на то, что происходит в мире. При том, чего мы достигли в своем развитии в 21 веке, для людей очень важно чувствовать себя гражданами всего мира».Тем временем в Лос-Анжелесе Бессон договорился с Джоном Гудманом, обладателем премии «Эмми», который согласился озвучить компьютерного инопланетного преступника Игона Сирусса. Гудман был впечатлен Бессоном и его зарисовками: «Люк обладает таким невероятным воображением, – восхищается актер. – «Мне было неважно, собираются ли они напялить на меня резиновый костюм или приделать мне мультяшную голову. Так как этим шоу заправлял Люк, я решил, что всё будет хорошо! Что бы там ни было».Следующим шагом, который должен был несомненно обрадовать фанатов фантастических фильмов, стал выбор Рутгера Хауэра на роль Президента Федеральных Мировых Штатов. «В «Бегущем по лезвию»Рутгер настолько великолепен, что для меня обязательным пунктом было пригласить его на роль в «Валериане», – восторгается Бессон. В рамках секретного протокола по защите сюжета Хауэру заранее вообще не показывали сценарий. Актер просто получил свои реплики за день до того, как начал сниматься. «Люк работает, используя свою интуицию, а я чувствую себя с такими людьми очень комфортно», – говорит легендарный немецкий актер. – «Я знал, что эти съемки будут приключением, игрой. Это был прекрасный опыт».Финальным штрихом и выражением признательности французским кинематографистам было то, что Бессон пригласил на эпизодические роли нескольких своих друзей-режиссеров. В ролях разных военных чинов в фильме появляются Луи Летерье («Неверятный Халк»), Бенуа Жако («Прощай, моя королева») и Оливье Мегатон («Заложница 2»). «Они снялись в небольших камео, просто для развлечения», – подытоживает Бессон-Силла.Чтобы воплотить свое видение в жизнь, Бессон прошел длинный путь и выработал уникальный подход для создания концепта, разработки эскизов и моделирования миров и существ, которые составляют вселенную «Валериана». Задолго до того, как на съемочной площадке включились камеры, Бессон создал новаторский подход для формулировки концепт-арта к фильму, работа над образами велась в два этапа. Первый этап начался в 2010 году и повлек за собой мобилизацию сотен художников, любителей и профессионалов, которые работали над созданием художественного концепта в рамках конкурса.К концу 2010 года круг дизайнеров удалось сузить до 20 человек. Бессон встречался с ними во Франции, в Лос-Анжелесе или общался по скайпу, чтобы выработать подход к визуализации книги комиксов. На тот момент художники работали по-отдельности, продумывая свои вариации на тему фантазий режиссера – это всё еще было тестовое задание, по которому предстояло определить, кто из них останется на второй этап проекта.В итоге Бессон выбрал трех ключевых художников, с которыми перешел ко второму этапу и дальнейшей разработке рисунков, выбранных им на первом этапе. Теперь уже режиссер давал указания дизайнерам о том, как нужно сочетать, уточнять и улучшать выбранные эскизы и образы. К концу второго этапа работ все эскизы представляли собой продукт коллаборации Люка Бессона и шестерых художников, не считая всего нескольких рисунков, сохраненных с этапа №1. Этот процесс положил начало тщательному и всеобъемлющему подходу к созданию до мелочей продуманного дизайна, каждый элемент которого идеально вписывается в общую картину фильма.Космическая станция Альфа, также известная как Город тысячи планет, – это межгалактический пересадочный узел и сердце Вселенной. «Все знания Вселенной собраны там. Это Уолл Стрит, это Город Науки, это Объединенные нации, это Бродвей – всё там, – объясняет Бессон. – Это и делает Альфу самым важным местом во всей Вселенной». Это постоянно растущий мегаполис, население которого состоит из тысяч видов существ из разных галактик, многие из которых знакомы нам по мифологии, созданной комиксами. Плодовитое воображение Бессона выпустило на свет десятки восхитительных инопланетных персонажей, включая медузу Милеа, массивного 300-тонного Бромозавра и Кодар Хана по имени ИгонСирусс, озвученного Джоном Гудманом, персонаж которого является крестным отцомчерного рынка, известного как Большой Рынок.Среди наиболее запоминающихся инопланетян – Доган Даггис. Существа-информационные посредники, которые владеют множеством языков. В фильме они представлены как трио и производятсильное впечатление, несмотря на то, что роста в них от силы метр-двадцать. «Они продают информацию и говорят на 8000 языков, – объясняет Бессон. – Один из них начинает предложение, другой продолжает, третий заканчивает фразу, потому что они являют собой один мозг в трех частях. НиктоДоганДаггисов не любит, но убивать их нельзя. Если убить хотя бы одного из них, погибнет вся информация». Помимо этого, Бессон наколдовал целый взвод эффективных и беспощадных механических солдат – К-Тронов, которые служат личными охранниками офицераФилитта. Бессон рассказывает: «Они никогда не разговаривают, и в их программе всего 2 функции: если горит зеленая лампочка – всё в порядке, если загорается красная лампочка, то у вас есть всего 5 секунд, чтобы упасть на пол, потому что они будут стрелять во всё вокруг. Вот так просто они устроены. Если ты контролируешь К-Тронов, тебе принадлежит власть».Художник Бен Мауро, который работал и над «Люси», и над трилогией о Хоббите, сыграл ключевую роль в дизайне всех обитателей «зверинца» космической станции Альфа. Вдохновляясь рисунками художника видеоигр ЙоджиШинкавы и французского автора комиксов Мёбиуса, Бен создавал образы своих космических существ, основываясь на физиологии настоящих земных животных. «Как только ты понимаешь, как работает биология, ты можешь использовать эти основополагающие законы и превратить всем знакомых существ в нечто абсолютно новое и ни на что непохожее, – говорит Мауро. – Некоторые из инопланетян в фильме напоминают носорогов или слонов. Ты изучаешь их в обычной жизни и придумываешь, как сделать кого-то странного… Но с такой кожей, которую мы где-то уже видели на Земле».В придачу к инопланетянам, созданным на студии, Бессон населил Аллею наслаждений диковинными статистами, которые мелькают в фильме только на мгновение. Используя уникальный подход, Бессон заранее посредством крауд-сорсинга призвал любителей фантастического кино присылать свои рисунки с изображением инопланетян. Конкурс привлек более 3000 участников со всего мира. Бессон выбрал 20 рисунков и дал своей команде задание оживить этих персонажей на экране.Использование такой оравы всевозможных инопланетян и существ из других миров подчеркивает то послание, которое красной нитью проходит через всё действие фильма. Такие создания, как Перлс, являют собой пример мирных и прогрессивных существ, на которых трагически отражается поведение безэмпатии. В этом эпизоде фильма подчеркивается важность сострадания к незнакомцам.Одним из ключевых игроков, необходимых Бессону в команде мечты, был VFX супервайзер, который мог бы осилить задачу межгалактических масштабов: действие фильма разворачивается в несметном множестве локаций, включая тропический рай, известныйкак Мюль, пустынную планетуКириани бурлящийБольшой Рынок, аквапарк Пулонг, КоролевствоГаланского моря и злачнуюАллею наслаждений. Не говоря уже о космической станции Альфа. И Бессон нашел нужного человека – им оказался лауреат премии «Оскар» за визуальные эффекты, супервайзер Скот Стокдик. «Если вы супервайзер визуальных эффектов и читаете мой сценарий «Валериана», реакций может быть только три: первая – вы умираете от сердечного приступа, – шутит Бессон, – «вторая – вы бежите! И третья: ваше лицо расплывается в широкой улыбке и вы говорите: «О, боже! Не знаю, смогу ли я это сделать, но это потрясающе!» – это то, что сказал Скот. Он почесал затылок, а через 10 минут уже продумывал, что и как нужно сделать. Он очень прагматичен и прекрасно организован».Стокдик, получивший «Оскар» за VFX к фильму «Новый Человек-Паук: Высокое напряжение», начал работу над фильмом с изучения требований к каждой сцене. «Мы изучали кадр за кадром, чтобы знать, какие в каждом плане участвуют существа или инопланетяне, сколько там инопланетян, сколько длится план и какими будут движения камеры», – объясняет он.Съемки по технологии motion-capture зачастую испытывают актеров на прочность. В одной кульминационной сцене Валериан и Лорелин встречают мирных существ Перлс. Их изображали актеры, одетые в костюмы с сенсорными датчиками, которые потом позволят диджитал-художникам превратить движения актеров в инопланетных существ на стадии постпродакшна. «Повсюду был голубой экран. У WetaDigital потрясающая мокап-команда, состоящая из более чем 30 человек. Они повсюду закрепили камеры, даже простригли какие-то дыры в декорации, чтобы спрятать свои камеры туда», –рассказывает Стокдик.После того как съемочная группа сняла актеров, взаимодействующих с будущими инопланетянами, утыканными датчиками, Стокдик дал задание группе Weta снять еще один «чистый» дубль только с актерами, играющими людей. «Это сложная задача, потому что, по сути, актерам приходится общаться и взаимодействовать с чем-то, чего на самом деле перед ними нет. Это бывает действительно очень сложно для актеров, когда им не на что реагировать, но нашим актерам удавалось выполнить работу восхитительно», – вспоминает он.В дополнение к Новозеландской компании WetaDigital Бессон нанял еще и ILM, с которыми он сотрудничал на съемках «Люси». «Обе компании были полны энтузиазма по поводу проекта, и они договорились поделить задачи и обязанности», – рассказывает режиссер, который также привлек и Rodeo FX, Монреальскую компанию, которая ранее блестяще контролировала сцены автомобильной погони в «Люси». При том огромном объеме эффектов, которые требовались для воплощения фантазииБессона, разделение задач между исполнителями было просто необходимо. «Мы отдали Rodeo все работы по «производству» космического корабля, космической станции, всего механического», – отмечает он.При таком сотрудничестве 3 CG-компании произвели для «Валериана и города тысячи планет» 2,734 плана со спецэффектами, справившись с амбициозным заданием, поставленным Люком Бессоном. «Я сказал им, что снимать хочу историю о двух полицейских, ведущих расследование на улицах Нью-Йорка, – поясняет режиссер. – Я знать ничего не желал о хромакее, я хотел увидеть корабль, космическую станцию и инопланетян заранее. Тогда я мог просто спокойно положить камеру на плечо и снимать, понимая, что происходит в каждый момент съемки».Основной съемочный период начался 5 января 2016 года, а закончились съемки в июне. «Я рад, что мы не пожалели времени, чтобы сделать всё правильно. Я привык к забегам на длинные дистанции. 100-метровки я не бегаю, мое расстояние 10 миль, так что я привык к длительным съемкам. На «Голубой бездне» мы провели под водой 24 недели и столько же на суше. 24 недели мы снимали «Жанну Д’Арк». Я очень упрямый, так что 100 съемочных дней «Валериана» прошли почти легко», – делится впечатлениями Бессон.Фильм полностью снимался на студии Бессона Citedu Cinema под Парижем. Созданная Бессоном и партнерами в 2012 году студия является на данный момент самым большим кинокомплексом во Франции. По устройству и функциональности студия не уступает Римской Cinecitta или английской PinewoodStudios. На площади более 26 гектаров расположено 9 звуковых павильонов и имеется всё необходимое для создания фантастических киновселенных, как утверждает продюсер Бессон-Силла. Удобно и то, что все всегда собраны в одном месте и занимаются одним делом, что позволяет максимально плодотворно сотрудничать разным департаментам кинопроизводства. «У нас не было ни одного локейшна за пределами Cite, и это было прекрасно, – рассказывает продюсер. – 80 VFX-специалистов, художники по костюмам, художники-постановщики и актеры постоянно работали все вместе. Съемки шли очень гладко, что для такого масштабного проекта необычайно».Крупномасштабные голливудские проекты обычно задействуют около 10 продюсеров, но, что удивительно (и это было отличным испытанием для профессионализма Виржини Силлы), она является единственным продюсером «Валериана и города тысячи планет». «Не было необходимости в 10 продюсерах. Я очень много общалась с Люком, так что всегда имела представление о том, чего он хочет. И это гораздо удобнее для всей команды – если у кого-то появляется вопрос, не нужно обходить с ним миллион человек. Все вопросы адресуются Люку и мне напрямую. В этом преимущество работы со студией EuropaCorp, которая когда-то началась с нас двоих и потом так сильно разрослась. Это режиссерская студия, которая позволяет нам не отдаляться от актуальных сиюминутных съемочных нужд конкретной картины», – указывает она.Производство «Валериана» заняло 7 из 9 павильонов Citedu Cinema. Работа там кипелане затихая все месяцы съемок. «Один павильон весь был укрыт хромакеем, - вспоминает Бессон-Силла. – Всегда был павильон, в котором строилась декорация, пока мы снимали в другом. В то же время какая-то отснятая декорация демонтировалась. Это была непрерывная ротация от декорации к декорации».Много усилий ушло на создание фантастической среды для «практических» существ, например, для ДоганДаггис. «Они были изготовлены в натуральную величину и выглядели в декорации, как статуи. При съемке каждой сцены с их участием мы сначала снимали эти фигуры, а потом уже запускали на площадку людей в костюмах с датчиками для motioncapture. После чего для светового референса мы снимали фоновые VFX-листы без чего бы то ни было на их фоне. То же самое мы делали, когда снимали взвод К-Тронов: мы притащили на съемку больших черных роботов, потом уже вместо них снимали актеров для motioncapture» – отмечет она.Сконструированный Бессоном городок при студии Citedu Cinema включает в себя 3 киношколы, ресторан и детский сад. Всё создано для поддержания комфортной и плодотворной атмосферы в съемочной группе. «Вместо трейлеров на площадке у нас зеленые комнаты, меблированные как уютные апартаменты, – с гордостью делится Виржини Силла. – На стенах мы развешиваем эскизы к фильму, чтобы актерам было проще держать в голове разные сцены. Оттуда они просто заходят в лифт и спускаются на съемочную площадку». Товарищеская суета, царящая на студии, часто выливается маленькими приятными сюрпризами: то мимо вас пройдет Натали Портман, загримированная под Джеки Кеннеди. То после съемочного дня «Валериана», закончив снимать Херби Хэнкока, Виржини невзначай сообщает ему о том, что «тут есть пианино».«И этот гений играл для всей съемочной группы. У нас случается много подобных маленьких историй. Все собираются здесь, чтобы снимать кино, но это происходит в очень хорошей приятной атмосфере», – вспоминает она.Чтобы воплотить в жизнь свои детские мечты, Бессон собрал команду единомышленников для долгосрочного сотрудничества. «Самым важным было наладить координацию между художником-постановщиком, художником по костюмам и оператором-постановщиком, – утверждает Бессон. – Если эти департаменты будут работать сами по себе, то беды не миновать. Синергия должна исходить ото всех троих, поэтому каждый день я требовал, чтобы оператор общался с костюмером, а костюмер видел готовящиеся декорации. Мы непрерывно обменивались информацией». Эта команда мечты состояла из опытного художника по костюмам Оливье Берио, чьи работы украшали «Люси» и «Заложницу»; постоянного оператора Бессона Тьерри Арбога; и художника-постановщика Юга Тиссанндье, также уже работавшего с режиссером на фильме «Люси».До того, как Берио сделал хотя бы один стежок, Бессон уже давно продумал все костюмы до малейшей детали. «Мы начали прорабатывать костюмы еще на стадии набросков эскизов с художником, которому я говорил: «Здесь мне нравятся рукава, а спина не нравится; мне не нравится, как это сидит; мне нравятся такие брюки…», – рассказывает режиссер.Берио приступил к работе в июне 2015 годп, за 7 месяцев до начала съемок, и в его обязанности входил контроль над тремя департаментами. «Люк уже провел очень много времени с художниками, так что он показал мне точные эскизы Валериана и Лорелин в их скафандрах и сказал: «Хочу, чтобы это выглядело вот так», – вспоминает Берио. – Суть заключалась в том, чтобы перевести информацию из комикса в настоящие детали и богатую фактуру, которая необходима для большого экрана». Возможно, именно скафандры наших лихих героев и были самыми важными элементами гардероба, который разрабатывал Берио. «В оригинальном комиксе эти скафандры очень важны. Костюмы, которые надеты на Валериана и Лорелин, очень сильно отражают стиль 70-х. По задумке Люка нам нужно было добиться гораздо более футуристичного вида – нам нужен был технический костюм супергероя, функциональный и модный. Одна часть скафандра выглядит как щит, гладкая как гидрокостюм, но на самом деле это пена, покрашенная краской цвета металлик. Подвижные части изготовлены из эпоксидной резины, а воротники на крупных планах светятся. Я старался сделать талии Дэйна и Кары как можно уже, так что на большом экране все формы выглядят очень красиво» – отмечает он. Делевинь влюбилась в свой скафандр еще за минуту до того, как облачилась в него. «Я никогда в жизни не делала столько фото себя самой, – смеется она. – Это был самый крутой наряд в мире. Это по сути всего лишь пластик, пришитый к гидрокостюму, но выглядит это невероятно».Костюмы были продуманы с функциональной точки зрения не меньше, чем с визуальной. «Было сложно держать подключенными все маленькие светодиодики, прикрепленные к костюму, из-за того, что у нас было очень много движения. Поначалу я боялась, что какие-то трюки в этих скафандрах не будут получаться, но в результате в этом скафандре оказалось очень легко двигаться»– сообщает Кара. Вдохновленный посещением пошивочного цеха фильма «Миссия на Марс» в Будапеште, Берио создал в Париже свой собственный цех, состоявший из швейной мастерской, отдела по изготовлению скульптур из эпоксидной резины, пены и пластика, целой команды экспертов, занимающихся состариванием тканей и материалов, плюс два электрика. Это смахивало на настоящий модный дом полного цикла, к тому же специализирующийся на межгалактической высокой моде. «Нам хотелось придумать странные вещи, которых никто никогда ранее не видел, в том же направлении мы подталкивали и департаменты грима и прически», – завершает свой рассказ Бессон.Первый выпуск комикса«Валериан и Лорелин» созданный Пьером Кристином и художником Жан-Клодом Мезьером вышел в 1967 году во французском журнале «Pilot». За 43 года публикаций серия насчитывает 21 полноценный том, не считая коротких историй. В мире было продано более 10 миллионов экземпляров комикса, переведенного на десятки языков.К премьере фильма комикс будет выпущен и в России по образцу оригинальных сборников издательства Dargaud (издательство Азбука), а также выйдет официальная новеллизация кинохита «Валериан и город тысячи планет», автор – Кристи Голден (издательство АСТ).В 2017 году комикс отметит свое пятидесятилетие.Действие романа происходит в 28 веке, где Галактическая империя стоит на защите времени и пространства. Два главных героя – Валериан и Лорелин – космические спецагенты, которые путешествуют во времени и пространстве, защищая мир от угроз. Они встречаются со многими инопланетными культурами, существами и опасностями в ходе своих путешествий.По словам создателей комикса, персонаж Валериана был придуман как ответ на бесстрашного бойскаута Тинтина и типичных американских супергероев. Валериан не обладает никакими сверхспособностями, он типичный «хороший парень», добрый, смелый и привыкший всегда выполнять приказы начальства, хоть он и постоянно опаздывает на инструктаж. Рыжеволосая Лорелин изначально задумывалась как эпизодический персонаж на пару серий, но так полюбилась читателям, что её сделали постоянной спутницей Валериана, а иногда и главной героиней комиксов.Графический роман «Валериан и Лорелин» вдохновил множество великих научно-фантастических книг и фильмов по всему миру. От «Звездных Войн», в которых можно увидеть практически прямые цитаты, до «Аватара» и многих других.Люку Бессону было 10 лет, когда он начал читать комиксы о приключениях Валериана и Лорелин. Во время ноябрьского Q&A, посвященного фильму, Бессон поделился воспоминаниями, что он был влюблен в главную героиню.Идею экранизовать комикс Бессону подал один из авторов истории. «Когда я снимал «Пятый элемент», то пригласил художника из «Валериана», Жан-Клода Мезьера, и он работал со мной полгода,– рассказал Бессон, –именно он первым предложил мне снять фильм по комиксу». Первый вариант сценария был готов ещё десять лет назад, но после выхода «Аватара» Бессон понял, что все нужно полностью переделывать в расчете на новые технологии.На Q&A Бессон рассказал, что сценарий фильма был вдохновлен выпуском «The Ambassador of The Shadows».
Отзывы