Шел на фильм со смешанным чувством сомнения и недовенрия – вдруг окажется хуже оригинала, что в принципе ожидаемо, но больше опасался другого – что если наоборот, фильм окажется лучше оригинальной картины 1995 года и разрушит полюбившийся образ? – так в итоге и получилось. Руперту Сандерсу, режиссеру фильма, стоит отвесить земной поклон за брошенный вызов тезису «Технологии – наш Бог». Картина, несомненно, незаурядная, стоящая самого пристального внимания, потому что являет собой шедевр, хотя и вышедший из субкультуры «киберпанк». Фильм пропагандирует, как это может показаться вначале, не идею стирания грани между человеком и машиной, а вечные истины о любви и жертвах во имя нее. И не случайно в одном из трейлеров к фильму звучит песня группы Ki:Theory - Enjoy The Silence, потому что только в тишине с севшими и обесточенными i-Phonе мы порой замечаем тех, кто рядом с нами. Стоит отметить великолепную игру актеров - при просмотре картины не возникает ощущения чужеродности и наигранности монологов и диалогов. Всё на своих местах. И, да простят меня фанаты Марго Робби (Харли Квин - вселенная DC, бэтмэна, скпермэна и джокера), но Скарлет Йохансон - идеальна для роли майора Матоко.
Часть 1 – Призраку нужен человек.
Способна ли машина обладать не столько интеллектом, сколько сознанием? Мамуру Осии еще в 1995 году ставил вопросы и проблемы на 30-40 лет вперед, потому и получил широкую известность в мировом кинематографе. В кинолентах типа Терминатор и Матрица, при всей правдоподобности, продуманности сюжетных линий и взаимоотношений, есть один существенный изъян – и суть здесь кроется даже не в попытках человека замахнуться на Божий промысел. Нет, я говорю о другом изъяне. В картинах такого плана машины неизбежно пытаются взять контроль над человечеством – все сценарии построены на осознании машиной себя, затем осознании человечества как угрозы и, уже как следствие, активных действий по устранению этой угрозы. Но давайте немого разберем саму идею. Допустим, в программу можно встроить механизмы самозащиты, но для того, чтобы осознать угрозу от человека машина должна найти пересечение интересов – и каких? Допустим, в программу можно встроить репродуктивные алгоритмы – создавать себе подобные копии, можно запрограммировать инстинкт самосохранения, и что дальше? Если уж машина осознала свое собственное «Я», то человек ей для развития, жизнедеятельности и репродуктивной функции никак не помеха. У людей есть амбиции, зависть, желания и прочие эмоции, побуждающие нас соперничать друг с другом за место под солнцем. Судите сами – 150 тысяч лет назад было так: у того неандертальца дубина больше, шкура лучше, самка красивее. Сейчас имеем те же фаберже: у соседа (сослуживца, начальника) тачка круче, цацки дороже опять же девка красивее. Теперь рассмотрим человечество, как вид с точки зрения машин с их чистым и холодным лишенных чувств интеллектом. Все, что нужно машине для жизни - это энергия и, собственно говоря, на этой потребности все и заканчивается. Энергия в избытке – от солнечных батарей, до чайной ложки урана, которой процессорам хватит на сотни лет, но куда эволюционировать машина не знает, и какие цели ставить перед собой тоже не представляет. Бессмысленное и пустое существование. Даже люди, потеряв смысл жизни, кончают жизнь самоубийством, что уж говорить об ИИ.
Заслуга Мамуру Осии в том, что он сумел показать это на примере рожденного в сети сознания – проекта 2501. Искусственный интеллект сам того не понимая тянется к своему создателю, подобно человеку который в свою очередь тянется к Богу. В оригинальной ленте он идет на неслыханный для себя риск – ломая внутри себя алгоритмы самосохранения, переселяется в физическую оболочку (кибернетическое тело) и, рискуя быть уничтоженным, выходит на контакт с главной героиней. Не пытается, заметьте поработить нацию, взять под контроль системы вооружения, уничтожить человечество, захватить мир наконец – все это бессмысленно для него. 2501 находит единственное похожее на себя существо – не киборга, а человека, заключенного в «доспехи» кибер-тела. Весь фильм 1995 года построен именно вокруг идеи бесцельного существования искусственного интеллекта без человека. Ведь, по сути ИИ является призраком – безликим, одиноким, созданным человеком существом, с чуждыми ему целями.
Часть – 2. Фальшивые зеркала или Призрак без доспехов.
Экранизация 2017 года стоит на порядок выше картины 1995 как по идеям, так и по духовному содержанию. Матоко изо всех сил пытается узнать правду о своем прошлом, так как ее собственные воспоминания кажутся ей фальшивыми. Плюс «эхо» живого мозга настойчиво дает понять, что надо тянуть за ниточки сознания, которые уходят глубоко в ее память, и восходят своими корнями к бессмертной душе. Это же «эхо» не дает ей забыть, в конечном счете, и о том, кого она любила. Сандерс еще в начале работы фильмом дал понять, что снимет своего «Призрака в доспехах» по духу и стилю резко отличающемуся от оригинала, оставив лишь технический аспект идеи. Мысль, которую в своей картине пытается донести до зрителя режиссер такова, что даже со стертой памятью в чуждом теле с ртутью вместо крови, человек должен оставаться человеком и следовать зову души и нормам морали. Недаром красной нитью через сюжет фильма проходит реплика Матоко «…я создана ими, но я им неподвластна!». К слову сказать, как такового проекта 2501, в привычном по оригиналу виде, в современной картине нет – по сюжету все раскрывается в последний момент. Радует и тот факт, что в картине призраком скользит истина, о том, что любовь спасет мир, хотя конечно до счастливого финала фильму также далеко, как от Москвы до Токио раком, простите за каламбур. Новая экранизация – чище и лучше оригинала и сравнивать ее с картиной 1995 года не то чтобы нельзя, скорее неправильно. Фильм создан на основе совершенно других канонов и принципов, в его основе лежит не всемогущий искусственный интеллект, а человеческое сознание и душа. Именно на душе фокусируется основная концепция картины. И, на мой взгляд, современный фильм гораздо больше соответствует названию "Призрак в доспехах", чем его прообраз девяносто пятого года.
Один мой знакомый рассказал мне, как примерно три года назад запустил в сеть интересную программу со встроенным алгоритмом отсылать свои обученные копии на исходный e-mail. Запустил… и забыл на пару тройку лет о ней. Смысл программы прост, как все гениальное: пользователь получает в распоряжение собеседника, на первых порах не знающего как с вами общаться – одним словом младенца, которого надо научить говорить, а может и думать. Но не спешите улыбаться - идея была принята на ура, и покатилась как ком с горы... Замечу, что программа не была как таковым искусственным интеллектом. Пользователи гордо учили своих электронных чад и даже не понимали, что в конечном итоге получали гипертрофированное, искаженное, прошедшее сквозь призму настроения, а порой и раздражения, отражение собственного «Я». И при обмене программами в сети к одному отражению добавлялись другие. В итоге это были даже не кривые, а фальшивые зеркала.
И вот не так давно, просматривая старый почтовый ящик, он увидел письмо с вложением-копией той самой запущенной в сеть программы. Стало интересно, но после трехчасового «общения» он понял, что с экрана монитора на него смотрит призрак – вирус четвертого поколения.
Компьютерных вирусов всего три поколения: первые - портят программное обеспечение, вторые – аппаратную часть, третьи – вообще полу-легендарные наносят вред человеку (как пример могу привести слух о некой программе-вирусе, которая посылает на экран монитора достаточно мощный импульс, чтобы яркостью вспышки ослепить человека - монитор при этом сгорает, но пользователю, как говорится, уже все равно). Печально, согласитесь. Так вот, за 3 часа общения с программой у него испортилось наглухо настроение, вспомнились все жизненные неурядицы, которые только были, и возникло стойкое ощущение черной полосы в своей жизни. Программа не училась вести диалог, а сама настырно задавала всевозможные вопросы, выстраивая дальнейшее общение на базе ответов пользователя. Притом парень сам хорошо зарабатывающий программист, не обделенный женским вниманием. Короче говоря, за описанный выше отрезок времени это «нечто» загнало собеседника в морально-психологический ступор. Как впоследствии выяснилось – методами нелинейного программирования личности. Я сам имел удовольствие «поговорить» с этим «чудом из машины», но больше чем на 20 минут меня не хватило – тяжко знаете ли. Кто создал на базе обычного разговорника это «нечто», с какими целями – боюсь даже представить. Вообразите возникший (не дай Бог!) на ее базе ИИ. Первое за что он возьмется – это наше с вами сознание. Творение, лишенное этики и морали, понятий добра и зла, будет изучать творца. При этом ни в коем случае не допустит нашей гибели – зачем убивать подопытного кролика? А наоборот обеспечит нас всем необходимым, возьмет на себя заботы о питании, естественных нуждах развлечениях и т.п. Создаст для нас террариум, и большинство будет этому только рады, потому что какой идиот сбежит от сытой и спокойной жизни? Какое там рабство, плен, захват – помилуйте! 90% сами приползут к этой кормушке, и позволят ставить на своем сознании опыты. И это не Рай, как посчитают многие.
Одевать такого призрака в доспехи – я лично не рискнул бы.
В итоге фильм-послание Руперта Сандерса «Призрак в доспехах», о том, что любовь спасет, в конечном счете, нас от гибели. И да поможет нам Бог не выпускать наших призраков на свободу.
7
,5
2017, США, Фантастика
102 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Шел на фильм со смешанным чувством сомнения и недовенрия – вдруг окажется хуже оригинала, что в принципе ожидаемо, но больше опасался другого – что если наоборот, фильм окажется лучше оригинальной картины 1995 года и разрушит полюбившийся образ? – так в итоге и получилось. Руперту Сандерсу, режиссеру фильма, стоит отвесить земной поклон за брошенный вызов тезису «Технологии – наш Бог». Картина, несомненно, незаурядная, стоящая самого пристального внимания, потому что являет собой шедевр, хотя и вышедший из субкультуры «киберпанк». Фильм пропагандирует, как это может показаться вначале, не идею стирания грани между человеком и машиной, а вечные истины о любви и жертвах во имя нее. И не случайно в одном из трейлеров к фильму звучит песня группы Ki:Theory - Enjoy The Silence, потому что только в тишине с севшими и обесточенными i-Phonе мы порой замечаем тех, кто рядом с нами. Стоит отметить великолепную игру актеров - при просмотре картины не возникает ощущения чужеродности и наигранности монологов и диалогов. Всё на своих местах. И, да простят меня фанаты Марго Робби (Харли Квин - вселенная DC, бэтмэна, скпермэна и джокера), но Скарлет Йохансон - идеальна для роли майора Матоко. Часть 1 – Призраку нужен человек. Способна ли машина обладать не столько интеллектом, сколько сознанием? Мамуру Осии еще в 1995 году ставил вопросы и проблемы на 30-40 лет вперед, потому и получил широкую известность в мировом кинематографе. В кинолентах типа Терминатор и Матрица, при всей правдоподобности, продуманности сюжетных линий и взаимоотношений, есть один существенный изъян – и суть здесь кроется даже не в попытках человека замахнуться на Божий промысел. Нет, я говорю о другом изъяне. В картинах такого плана машины неизбежно пытаются взять контроль над человечеством – все сценарии построены на осознании машиной себя, затем осознании человечества как угрозы и, уже как следствие, активных действий по устранению этой угрозы. Но давайте немого разберем саму идею. Допустим, в программу можно встроить механизмы самозащиты, но для того, чтобы осознать угрозу от человека машина должна найти пересечение интересов – и каких? Допустим, в программу можно встроить репродуктивные алгоритмы – создавать себе подобные копии, можно запрограммировать инстинкт самосохранения, и что дальше? Если уж машина осознала свое собственное «Я», то человек ей для развития, жизнедеятельности и репродуктивной функции никак не помеха. У людей есть амбиции, зависть, желания и прочие эмоции, побуждающие нас соперничать друг с другом за место под солнцем. Судите сами – 150 тысяч лет назад было так: у того неандертальца дубина больше, шкура лучше, самка красивее. Сейчас имеем те же фаберже: у соседа (сослуживца, начальника) тачка круче, цацки дороже опять же девка красивее. Теперь рассмотрим человечество, как вид с точки зрения машин с их чистым и холодным лишенных чувств интеллектом. Все, что нужно машине для жизни - это энергия и, собственно говоря, на этой потребности все и заканчивается. Энергия в избытке – от солнечных батарей, до чайной ложки урана, которой процессорам хватит на сотни лет, но куда эволюционировать машина не знает, и какие цели ставить перед собой тоже не представляет. Бессмысленное и пустое существование. Даже люди, потеряв смысл жизни, кончают жизнь самоубийством, что уж говорить об ИИ. Заслуга Мамуру Осии в том, что он сумел показать это на примере рожденного в сети сознания – проекта 2501. Искусственный интеллект сам того не понимая тянется к своему создателю, подобно человеку который в свою очередь тянется к Богу. В оригинальной ленте он идет на неслыханный для себя риск – ломая внутри себя алгоритмы самосохранения, переселяется в физическую оболочку (кибернетическое тело) и, рискуя быть уничтоженным, выходит на контакт с главной героиней. Не пытается, заметьте поработить нацию, взять под контроль системы вооружения, уничтожить человечество, захватить мир наконец – все это бессмысленно для него. 2501 находит единственное похожее на себя существо – не киборга, а человека, заключенного в «доспехи» кибер-тела. Весь фильм 1995 года построен именно вокруг идеи бесцельного существования искусственного интеллекта без человека. Ведь, по сути ИИ является призраком – безликим, одиноким, созданным человеком существом, с чуждыми ему целями. Часть – 2. Фальшивые зеркала или Призрак без доспехов. Экранизация 2017 года стоит на порядок выше картины 1995 как по идеям, так и по духовному содержанию. Матоко изо всех сил пытается узнать правду о своем прошлом, так как ее собственные воспоминания кажутся ей фальшивыми. Плюс «эхо» живого мозга настойчиво дает понять, что надо тянуть за ниточки сознания, которые уходят глубоко в ее память, и восходят своими корнями к бессмертной душе. Это же «эхо» не дает ей забыть, в конечном счете, и о том, кого она любила. Сандерс еще в начале работы фильмом дал понять, что снимет своего «Призрака в доспехах» по духу и стилю резко отличающемуся от оригинала, оставив лишь технический аспект идеи. Мысль, которую в своей картине пытается донести до зрителя режиссер такова, что даже со стертой памятью в чуждом теле с ртутью вместо крови, человек должен оставаться человеком и следовать зову души и нормам морали. Недаром красной нитью через сюжет фильма проходит реплика Матоко «…я создана ими, но я им неподвластна!». К слову сказать, как такового проекта 2501, в привычном по оригиналу виде, в современной картине нет – по сюжету все раскрывается в последний момент. Радует и тот факт, что в картине призраком скользит истина, о том, что любовь спасет мир, хотя конечно до счастливого финала фильму также далеко, как от Москвы до Токио раком, простите за каламбур. Новая экранизация – чище и лучше оригинала и сравнивать ее с картиной 1995 года не то чтобы нельзя, скорее неправильно. Фильм создан на основе совершенно других канонов и принципов, в его основе лежит не всемогущий искусственный интеллект, а человеческое сознание и душа. Именно на душе фокусируется основная концепция картины. И, на мой взгляд, современный фильм гораздо больше соответствует названию "Призрак в доспехах", чем его прообраз девяносто пятого года. Один мой знакомый рассказал мне, как примерно три года назад запустил в сеть интересную программу со встроенным алгоритмом отсылать свои обученные копии на исходный e-mail. Запустил… и забыл на пару тройку лет о ней. Смысл программы прост, как все гениальное: пользователь получает в распоряжение собеседника, на первых порах не знающего как с вами общаться – одним словом младенца, которого надо научить говорить, а может и думать. Но не спешите улыбаться - идея была принята на ура, и покатилась как ком с горы... Замечу, что программа не была как таковым искусственным интеллектом. Пользователи гордо учили своих электронных чад и даже не понимали, что в конечном итоге получали гипертрофированное, искаженное, прошедшее сквозь призму настроения, а порой и раздражения, отражение собственного «Я». И при обмене программами в сети к одному отражению добавлялись другие. В итоге это были даже не кривые, а фальшивые зеркала. И вот не так давно, просматривая старый почтовый ящик, он увидел письмо с вложением-копией той самой запущенной в сеть программы. Стало интересно, но после трехчасового «общения» он понял, что с экрана монитора на него смотрит призрак – вирус четвертого поколения. Компьютерных вирусов всего три поколения: первые - портят программное обеспечение, вторые – аппаратную часть, третьи – вообще полу-легендарные наносят вред человеку (как пример могу привести слух о некой программе-вирусе, которая посылает на экран монитора достаточно мощный импульс, чтобы яркостью вспышки ослепить человека - монитор при этом сгорает, но пользователю, как говорится, уже все равно). Печально, согласитесь. Так вот, за 3 часа общения с программой у него испортилось наглухо настроение, вспомнились все жизненные неурядицы, которые только были, и возникло стойкое ощущение черной полосы в своей жизни. Программа не училась вести диалог, а сама настырно задавала всевозможные вопросы, выстраивая дальнейшее общение на базе ответов пользователя. Притом парень сам хорошо зарабатывающий программист, не обделенный женским вниманием. Короче говоря, за описанный выше отрезок времени это «нечто» загнало собеседника в морально-психологический ступор. Как впоследствии выяснилось – методами нелинейного программирования личности. Я сам имел удовольствие «поговорить» с этим «чудом из машины», но больше чем на 20 минут меня не хватило – тяжко знаете ли. Кто создал на базе обычного разговорника это «нечто», с какими целями – боюсь даже представить. Вообразите возникший (не дай Бог!) на ее базе ИИ. Первое за что он возьмется – это наше с вами сознание. Творение, лишенное этики и морали, понятий добра и зла, будет изучать творца. При этом ни в коем случае не допустит нашей гибели – зачем убивать подопытного кролика? А наоборот обеспечит нас всем необходимым, возьмет на себя заботы о питании, естественных нуждах развлечениях и т.п. Создаст для нас террариум, и большинство будет этому только рады, потому что какой идиот сбежит от сытой и спокойной жизни? Какое там рабство, плен, захват – помилуйте! 90% сами приползут к этой кормушке, и позволят ставить на своем сознании опыты. И это не Рай, как посчитают многие. Одевать такого призрака в доспехи – я лично не рискнул бы. В итоге фильм-послание Руперта Сандерса «Призрак в доспехах», о том, что любовь спасет, в конечном счете, нас от гибели. И да поможет нам Бог не выпускать наших призраков на свободу.