Этот фильм является первым для студии «Disney», в котором нет песен, которые исполнялись бы персонажами или играли на фоне.Для многих фанатов жанра фэнтези, а также этого мультфильма знают, что «Disney» много раз пытались полностью удалить его. Более того, поклонники постоянно пытались восстановить утраченные кадры, и в некоторых случаях у них это получалось.После того, как мультфильм был создан, он еще несколько лет пролежат без дела, потому что его содержание было достаточно темным и мрачным для того времени.Это первый полнометражный анимационный фильм студии «Disney» со времен выхода «Белоснежки и семь гномов» (1937), в котором ничего не вырезали в итоговой версии.Над мультфильмом работал Тим Бертон. И это был единственный раз, когда он занимал не режиссерское кресло. Во время дальнейшей работы в «Disney» он занимался исключительно режиссурой.Тим Бертон, который в этом мультфильме занимал роль концептуального художника, хотел сделать миньонов Рогатого Короля похожими на существ из франшизы «Чужие». Кроме того, некоторые ранние наработки можно увидеть на DVD издании фильма, которое вышло в 2000 году.Этот анимационный фильм известен тем, что в нем студия «Disney» впервые применила компьютерную графику (CGI), вместе с традиционной анимацией. CGI использовалась для множества спецэффектов и объектов, в том числе: пузыри, лодка, которую Таран и его друзья использовали, чтобы сбежать из замка, плавающий шар света, Котел, реалистичное пламя, фигурирующее в конце картины. Информация о размере и объемах анимированных объектов подавались в компьютер, затем эти параметры изменялись (при необходимости), и после этого появлялись физические контуры, с которыми и работали художники-аниматоры. Несмотря на то, что этот мультфильм появился за год до выпуска «Великого мышиного сыщика» (1986), обе работы использовали подобные технологии, но обработка завершилась быстрее именно у второго фильма. Когда продюсер Джо Хейл услышал о том, что студия «Disney» использует компьютер в производстве анимации, он заставил команду «Великого мышиного сыщика» (1986) сделать тоже самое. В «Черном котле» (1985) же, аниматор Дон Пол даже использовал реальные кадры с парами сухого льда, чтобы создать эффект дыма и пара, выходящего из Котла.Это первый анимационный фильм студии «Disney», который получил рейтинг «PG». В дальнейшем этот же рейтинг был присвоен картинам «Кошмар перед Рождеством» (1993) и «Динозавр» (2000). Поэтому студия активно занималась редактированием сцен, чтобы избежать выхода с рейтингом «PG-13», который появился совсем недавно, или вообще с рейтингом «R». Но в Великобритании фильм получил рейтинг «U», из-за «легкого насилия и сцен, которые могут напугать детей».Команда менеджеров студии «Disney» сменилась во время постпродакшна этот фильма в 1984 году. Джеффри Катценберг, который совсем недавно стал председателем отдела кинематографических фильмов студии «Walt Disney» увидел почти законченную работу и был потрясен ее мрачностью. Он предложил отредактировать фильм, но продюсер Джо Хейл возразил (поскольку подобные фильмы обычно не редактируются). Тем не менее Катценберг стоят на своем, забрал работу в отдел редактирования и уже дал необходимые указания о внесении правок. Хейл рассказал Майклу Эйснеру, генеральному директору и председателю «Walt Disney» на тот момент, об этом случае. Эйснер позвонил Катценбергу и убедил его остановиться. В итоге был достигнут компромисс, когда две стороны остались довольны. Именно поэтому фильм не вышел на Рождество 1984, как планировалось, а увидел свет лишь в июле 1985 года. Если бы должные изменения не были внесены, мультфильм точно бы получил рейтинг «PG-13» или «R», став первой работой «Disney», которая оценена подобным образом.Это первый мультфильм студии «Disney», в котором в финале есть заключительные титры под музыку. Более того, это первый анимационный фильм, со времен «Алисы в Стране чудес» (1951), в котором вообще есть титры.Существует городская легенда о том, что несмотря на провал мультфильма на территории Соединенных Штатов Америки, он был крайне популярен в Японии. Настолько, что создатель серии игр «The Legend of Zelda» Сигэру Миямото позаимствовал множество элементов из своей франшизы.Этот фильм был первым полнометражным анимационным студии «Walt Disney Pictures», снятым в широкоэкранном формате, со времен выхода мультфильма «Спящая красавица» (1959). А все остальные картины, которые выходили в промежуток между ними, становились «широкоформатными» с помощью программных средств.По словам художника-аниматора, Майкла Перазы-младшего, когда «Disney» начали устраивать показы для зрителей в кинотеатре студии, чтобы узнать их реакцию на черновой вариант картины, он знал, что сцены с «мертвыми», скорее всего, вызовут шквал возмущения. Ведь никто не ожидает увидеть в детском мультфильме гниющие трупы, которые медленно ходят туда-сюда. Так и получилось. Когда начались эти эпизоды, дети стали плакать, а родители уходить. Именно поэтому подобные сцены были удалены из итогового варианта картины.В самом начале, когда Даллбен использует магию Хен Вена, чтобы найти Рогатого Короля, первое изображение, которое появляется на экране – это слегка переработанный фрагмент из части «The Night on Bald Mountain» мультфильма «Фантазии» (1940).Это был первый фильм студии «Walt Disney», в котором был представлен классический логотип: белый замок и текст на синем поле. Он будет использоваться до тех пор, пока компания не представит новую версию CGI одновременно с выходом фильма «Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца» (2006).Производство этого мультфильма началось еще в 1971 году, когда студия «Walt Disney» приобрела права на экранизацию произведения «Хроники Придейна», авторства Ллойда Александра. Весь цикл производства занял двенадцать лет, из них пять лет ушло на настоящую работу. Производство стоило более двадцати пяти миллионов долларов, использовалось более тысячи различных оттенков и цветов, а также тридцать четыре мили кинопленки.Создатели приглашали Ральфа Бакши принять участие в этом фильме. Ведь в 1979 году он получил всемирное признание благодаря фэнтезийному фильму «Волшебники» (1977) и анимационной адаптации «Властелина колец» (1978). Он отказался, сославшись на то, что стиль его работы слишком взрослый для детских мультфильмов студии «Disney».Рыжеволосый приспешник, который встряхивает Крипера и кричит: «Больше женщин!» является карикатурой на аниматора Фила Ниббелинка. Более того, он сам создал этого героя и подарил ему свой голос.Мультфильм основан на первых двух книгах «Хроники Прдейна» Ллойда Александра («Книга трех» и «Черный котел»). А «Хроники», в свою очередь, основаны на мифологии древнего Уэльса, коллекции сказок, известных, как «Мабиногион».Это первый фильм студии «Disney», где в финале нет надписи «КОНЕЦ». Вместо нее просто появились заключительные титры. В нескольких более поздних мультфильмах, таких как «Великий мышиный сыщик» (1986), «Аладдин» (1992), «Горбун из Нотр-Дама» (1996) и «Похождения императора» (2000) надпись «КОНЕЦ» должна была появиться раньше финальных титров, но от этого решили отказаться.По словам продюсера Джо Хейла, Джеффри Катценберг сильно давил на съемочную команду. «Когда мы впервые показали ему фильм, он сказал сократить его на десять минут. Мы собрали несколько сцен, от которых можно было отказаться без потери смысла, поскольку они не очень сильно влияли на ход истории. Когда мы вновь показали мультфильм Катценбергу, он сказал: «Это десять минут?». На что мы ответили: «Нет, прошло всего около шести». Джеффри ответил: «Я сказал десять минут!». В конце концов нами было принято решение удалить около двенадцати минут, что действительно сказалось на итоговом качестве картины».Это был первый и последний мультфильм после «Книги джунглей» (1967), в котором старые многоплановые камеры вывели из эксплуатации. Новые технологии, такие как компьютерное графическое изображение, теперь стали доступны для всех студий, а поэтому многоплановая съемка считалась устаревший.Когда Рогатый Король активирует силу Черного Котла, использовался звук запуска космического челнока.В 2016 году сообщалось, что студия «Walt Disney» еще раз приобрела права на экранизацию «Хроник Придейна». Учитывая популярность таких фантастических адаптаций, как «Властелин колец» и «Гарри Поттер», а также тот факт, что совсем недавно «Disney» приобрели права на франшизы «Marvel» и «Звездные войны», в ближайшее время может выйти пять полнометражных фильмов из серии «Хроник». Дабы показать вообще все книги.В версии мультфильма, выпущенной для кинотеатров, удалено около десяти-пятнадцати минут полностью анимированных видеороликов, в том числе: сцены, когда Таран пробивается из замка, и кадры с Айлонви в разорванной одежде, музыкальный номер Фейри, сцены с Рогатым Королем в струящемся плаще, а также сцена сражения между Тараном и Рогатым Королем, до того, как он попадет в Котел.По словам бывшего аниматора студии «Walt Disney» Майкла Перазы-младшего, существовало несколько сцен, которые должны были присутствовать в начале, и все они создавались разными людьми. Пераза работал с художественным руководителем Доном Гриффитом и художником Вэнсом Джерри над одной версией, которая показывала Рогатого Короля и его банду, сжигающую деревню. Огненное пламя использовалось в качестве переходов между сценами разрушения. Таким образом Пераза и художники хотели показать яркий контраст между тишиной и спокойствием и разрушением.В настоящее время, начало 2019 года, это последний фильм, который снят на широкоугольный 70-мм «Super Technirama 70».Видеокамеры дали возможность аниматорам и режиссерам оперативно и недорого записывать весь производственный процесс. Размеры и объемы объектов, которые нужно было записать, сохранялись в первоначальном варианте, а потом их меняли на компьютере, согласно установленному плану.Технологическим прорывом в производстве этого фильма стала разработка процесса АРТ (передача анимационных фотографий). Это было первое существенное изменение в методе по переносу рисунков художников на компьютер (раньше использовалось сканирование), а теперь качество анимации выросло в разы. Дейв Спенсер был награжден премией Академии за научно-технические достижения в разработке процесса АРТ.Согласно слухам, которые некоторое время назад активно ходили в интернете, студия «Disney» планировала выпустить этот фильм на «VHS» еще в 1990 году, но релиз был отменен, чтобы выпустить другой проект – «Русалочка» (1989).Видеоигру с точно таким же названием разработала студия «Al Lowe of Sierra On-Linve» и выпустила в 1986 году. Она была выпущена вскоре после первой «King’s Quest», поэтому во многом напоминала ее.Этот анимационный фильм студии «Disney» стал последним, которым использовал технологию «Super Technirama». Это была довольно известная технология, которую применяли в таких работах, как: «Большая страна» (1958), «Эль Сид» (1961), «Король Королей» (1961), «Леопард» (1963), «Музыкант» (1962), «Розовая Пантера» (1963), «Сайонара» (1957), «Спящая красавица» (1959), «Спартак» (1960) и «Зулу» (1964).Это первый анимационный полнометражный фильм, который использовал новую технологию звука «Dolby Stereo Sound». Она настолько прочна вошла применение, что использовалась в дальнейшем в огромно количестве фильмов. Например, «Чужой» (1979), «Амадей» (1984), «Апокалипсис сегодня» (1979), «Назад в будущее» (1985), «Бэтмен» (1989), «Красавица и чудовище» (1991), «Бегущий по лезвию» (1982), «Рожденный четвертого июля» (1989), «Близкие контакты третьей степени» (1977), «Танцующий с волками» (1990), «Охотник на оленей» (1978), «Дик Трэйси» (1990), «Крепкий орешек» (1988), «Изгоняющий дьявола» (1973), «Индиана Джонс и последний крестовый поход» (1989), «Лоуренс Аравийский» (1962), «Смертельное оружие» (1987), «Русалочка» (1989) и многие другие.Вопреки распространённому мнению студия «Disney» не пыталась скрыть этот фильм после провала в кассе. Хотя компания и не стала издавать его на носителях, спустя несколько лет, в начале 1990-х годов, он активно показывался в различных студенческих городках. В то же время «Disney» переиздали книжки с картинками, основанными на этом фильме, а также выпустила некоторые игрушки.Прежде чем появиться в этой фантастической адаптации «Disney», Джон Хьюстон и сэр Джон Херт подарили свои голоса героям адаптации романов Толкина о Средиземье. Хьюстон озвучивал волшебника Гэндальфа в фильмах «Хоббит» (1977) и «Возвращение короля» (1980), а Харт озвучивал Арагорна во «Властелине колец» (1978).Изначально на роль принцессы Айлонви рассматривалась Хейли Миллс. Но Ллойд Александр, автор трилогии «Хроники Придейна», предложил обратить внимание на Оливию Хасси.Редакторы, ответственные за звук, начали экспериментировать с эффектами, начиная с этого фильма, чтобы заменить многие классические звуки, которые фигурировали с самого начала, вплоть до мультфильма «Лис и Пес» (1981). Так появились новые, более реалистичные раскаты грома, взрывы и многое другое. Однако, один из первых трейлеров этого фильма в 1985 году использовал звуковые эффекты из мультфильма «Великий мышиный сыщик» (1986). Как только «Черный котел» (1985) вышел в прокат, старые звуки официально были сняты с производства. Звуковая команда студии «Walt Disney» снова начала эксперименты с недавно записанными эффектами для мультфильма «Оливер и компания» (1988). Такая традиция вошла в привычку.В 1983 году Джо Хейл объявил о том, что Джонатан Уинтерс будет озвучивать короля Адиллега. Неизвестно, почему эта роль была отдана Артуру Малета в финальном варианте.Этот фильм представляет собой попытку студии «Walt Disney» наладить отношения с подростками, которые любят фантастические романы. Однако фильм провалился в театральной кассе, и получил смешанные и негативные отзывы от критиков. Более того, он почти обанкротил анимацию «Walt Disney». Сразу же возникли споры о том, может ли жанр анимационных фильмов привлекать внимание не только детской аудитории, если использовать более серьезный тон повествования.Согласно летнему выпуску журнала «Disney News» за 1985 год, на производстве было использовано более двух с половиной миллионов рисунков: тысячи концептов, семьдесят пять тысяч сюжетных эскизов, двадцать две тысячи макетов, пятьсот семьдесят шесть тысяч рисунков аниматоров, и более миллиона промежуточных рисунков. Всего потребовалось четыреста галлонов краски, пятнадцать тысяч карандашей, триста ластиков, четыреста кистей, тысяча сто шестьдесят пять оттенков и цветов.Это третий полнометражный анимационный фильм студии «Disney», снятый в широкоэкранном формате с соотношением сторон 2,35:1. После «Леди и бродяга» (1955) и «Спящая красавица» (1959). Более того, подобный формат в следующий раз появится лишь в мультфильме «Атлантида: Затерянный мир» (2001).Это второй фильм с участием сэра Джона Херта и Фредди Джонса. Первая их совместная работа называлась «Человек-слон» (1980).За четыре месяца до выхода этого мультфильма, компания Сэмюэля Голдвина выпустила фильм «The Care Bears Movie» (1985), разработанный гораздо меньшей компания «Nelvana». Он стоил всего два миллиона долларов и заработал двадцать три миллиона. А «Черный котел» (1985) стоил сорок четыре миллиона долларов, но заработал лишь чуть больше двадцати одного. У компании сложилась бы сложная ситуация, если бы на экраны несколько месяцев спустя не вышло переиздания «101 далматинец» (1961), которое покрыло оба фильма.Это первый анимационный фильм студии «Disney», снятый совместно с «Silver Screen Partners II».Производство этого мультфильма, которое продолжалось с 1980 по 1984 годы, попало на разрыв между руководством студии «Disney». Компания приняла на работу новых, менее опытных аниматоров. Причем новички всегда мечтали работать в студии, они были в восторге от их анимации. Эти люди горели желанием создавать действительно великое кино. А те, кто работал долго, само собой потеряли запал, и руководство постоянно считало, что их нужно уволить. На таком контрасте между двумя группами работников и возникали все разногласия.По словам Олли Джонстона, именно он и Фрэнк Томас в 1971 году убедили студию «Walt Disney» приобрести права на экранизацию романов Ллойда Александра. Как поклонники серии книг, эти два аниматора надеялись, что, если фильм будет сделан должным образом, он станет таким же культовым, как и «Белоснежка и семь гномов» (1937).Персонаж «Крипер» является оригинальным. Он не появляется ни в одной книге. Создается ощущение, что его дизайн вдохновлялся героем «Зеленый Гоблин» серии «Marvel».Поскольку в конечном итоге было принято решение, что фильм захватит лишь две книги из серии, аниматоры и создатели позволили себе некую творческую свободу. Именно поэтому между оригиналом и адаптацией есть ряд отличий. Среди них: в фильме были опущены многочисленные значимые персонажи, в том числе Колл, помощник Даллбена, злая королева / ведьма по имени Ахрен, герой войны по имени Гвидион и злой лорд Аравн, который на самом деле был мастером Рогатого Короля. Также отсутствует Эллидир, Принц, который жертвует собой в Котле; Адаон, сын Талиесина; Медвин, чародей, который помогает компаньонам; Моргант, Король, который пытается использовать Котел для себя; Смит, Король, который помогает Гвидиону найти Котел; и Кау, ворона, которая может говорить. В книгах принцесса Айлонви описана с красно-золотыми волосами и ярко-голубыми глазами, но в фильме у нее длинные светлые волосы и голубые глаза. Рогатый Король не пытался заполучить Черный Котел. В отличие от фильма, где Котел скрыт и разыскивается Рогатым Королем, в книгах Рогатый Король был слугой злого Лорда Аравна, который уже владел Котлом, чтобы освободить Рожденного Котла. В первой книге принц Гвидион побеждает Рогатого Короля, громко выкрикивая его настоящее имя. В фильме Рогатый Король умирает, будучи поглощенным Котлом. В конце фильма замок Рогатого Короля рушится. В середине первой книги замок Ахрена рушится.
Отзывы