Фильм «Алита: Боевой ангел» снят по мотивам манги Юкито Кисиро.Продюсер Джон Ландау, который уже работал с Джеймсом Кэмероном над мировыми блокбастерами «Титаник» и «Аватар» и с самого начала принимал активное участие в создании фильма «Алита: Боевой ангел», рассказывает: «Мы надеемся, что нам удалось создать для зрителей кое-что новое, чтобы они снова испытали восторг от просмотра фильма».Ричард Холландер, один из координаторов спецэффектов и член изобретательной и неутомимой команды самых разных специалистов и художников, которые провели немало часов, создавая мир Алиты: «В фильме «Алита: Боевой ангел» положение героини довольно уникальное с точки зрения истории кино. Зрители не только верят в то, что Алита почти человек, они словно становятся частью ее жизни в новом и богатом впечатлениями мире Железного города».Джеймс Кэмерон изначально очень хотел, чтобы зрительская аудитория могла полностью разделить впечатления Алиты о красоте и хаосе нового мира, с которым она сталкивается после возрождения в клинике доктора Идо. Эта идея оставалась центральной, когда бразды правления в свои руки взял Роберт Родригес, реализовавший впоследствии замыслы Кэмерона с присущей ему энергией. Работа велась совместно с первоклассной командой специалистов из обеих команд, а также известной компанией Weta Digital, которая невероятно развила технологии, впервые использованные при съемках популярнейшего блокбастера «Аватар».Роберт Родригес отмечает, что в фильме «Алита: Боевой ангел» на экране зрители видят результат коллективных творческих фантазий, но, прежде всего, картина задумывалась, как представление Алиты о Железном городе. «Вы видите всю историю глазами Алиты, наивной девушки, которая во всем умеет находить красоту, – говорит Роберт Родригес. – Мы решили создать нечто осязаемое, обеспечивающее эффект присутствия, с неожиданными моментами, короче, все, что зритель ожидает от фильмов Джеймса Кэмерона. Самое удивительное, что Джеймс работал над фильмом об Алите с 1999 года, но даже сегодня никто не придумал ничего подобного. Этот проект реализован благодаря невероятному сотрудничеству многих людей».Энтузиазм, принятие рискованных решений и единство разума и техники, способствовавшие созданию Алиты, параллельны самой истории Алиты, достигающей цели благодаря полной самоотдачи в жизни. «По сути, это – история девушки, которая получила от жизни второй шанс, – поясняет Роберт Родригес. – И решила, что в этот раз она будет следовать голосу сердца».Впервые Джеймс Кэмерон попал под очарование таинственной Алиты почти два десятилетия тому назад, задолго до того, как снял в 2009 году свой революционный научно-фантастический приключенческий блокбастер «Аватар», который навсегда задал высокую планку для создателей новых миров в кинематографе. В конце 90-х другой талантливый режиссер Гильермо Дель Торо посоветовал Джеймсу короткометражный фильм в жанре аниме по мотивам манги Юкито Кисиро Gunnm, состоящей из девяти частей. Дель Торо предположил, что она должна заинтересовать Кэмерона.Джеймсу Кэмерону понравилось сочетание свежего взгляда на будущее, стремительных боевых сцен, а также темы исследования, стремления к знаниям, поиску самого себя и жажды свободы. Он рассмотрел в судьбе юного киборга, утратившего память, общечеловеческую историю познания самого себя и истинных ценностей. Человечность этого сюжета привлекла его больше, чем обстановка XXVI века. «Эта история нашла эмоциональный отклик в моей душе. Моя реакция была особенно острой из-за того, что моя старшая дочь была в то время подростком, и я увидел в этом прекрасную историю обретения силы женщиной, – рассказывает Джеймс Кэмерон. – Я начал изучать работы Юкито Кисиро и понял, что он создал невероятно богатый и очень подробный мир, который обладает отличным потенциалом для экранизации».Кэмерон почувствовал, что сложная структура Железного города, этого пришедшего в упадок технополиса, может стать тем ящиком с песком, из которого можно выудить изобразительные идеи, которые он давно мечтал реализовать, соединяя самые современные цифровые технологии и искусство грандиозного повествования. Он начал работу над сценарием, смешивая элементы сюжета первых четырех книг об Алите, и привлек к работе в качестве соавтора Лаэту Калогридис (сценарий к фильму «Остров проклятых»). Помимо сценария Джеймс Кэмерон набросал 600 страниц различных примечаний по всем персонажам, образу жизни и даже устройству Железного города. Он пригласил к сотрудничеству команду специалистов по концептуальному дизайну, которые создали первые наброски, ставшие «легендой» благодаря фотографически точному изображению, по качеству не уступающему компьютерной графике. История Железного города и парящего над ним Залема, сияющего города-рая, такого близкого и практически недостижимого, богата метафорами. «События происходят через 300 лет, после разрушительной войны, почти уничтожившей планету, и смертельное оружие оставило в живых лишь горстку людей, – поясняет Джеймс Кэмерон. – Большинство выживших стремятся попасть в единственный сохранившийся небесный город Залем, вершину цивилизации того времени. Железный город же является, по сути, огромным лагерем для беженцев. В нем полно людей, которые хотят попасть в Залем, страну возможностей и исполнения мечты, такую зримую и труднодостижимую».Жизнь Железного города тоже увлекла Кэмерона: это мир, где кибернетические части органично соединяются с человеческим телом и мозгом, и в результате получаются киборги разных размеров и возможностей. (Киборги – это не роботы, это – люди с усовершенствованными возможностями, благодаря встроенным в тело биотехнологическим компонентам.) Сегодня современные медицинские исследования в области протезирования изучают новые способы, с помощью которых человеческий мозг сможет чувствовать искусственные конечности и непосредственно управлять ими. А что, если союз разума и техники сделает гигантский скачок, и люди получат возможность не просто восстановления, а полного изменения частей тела? «Все началось из-за того, что у людей возникла необходимость заменять конечности, утраченные в результате последствий глобальной эпидемии, – рассказывает Джеймс Кэмерон. – Затем наличие запасных частей стало для людей обычной практикой. Нет никаких плохих ассоциаций с понятием «киборг», в некоторых случаях это даже признак богатства. Самые совершенные киборги известны как TR (Total Replacements, т.е. с полной заменой всех возможных частей тела). У них остается только органический человеческий мозг, а все остальные части тела заменены на более прочные, сильные, быстрые, все, что вам угодно».С самого появления Алиты Юкито Кисиро считал, что мы уже живем в эпоху раннего общества киборгов. «Даже до появления интернета мы уже не могли жить без электричества или технологий, делающих нас похожими на киборгов, – замечают японский автор. – Мы просто принимаем это и пытаемся жить, как живут киборги в Железном городе. Я думаю, это лишь подчеркивает то, насколько более человечными мы можем быть». Даже когда тело киборга полностью разрушено, мозг может продолжать жить, и его можно подключить к новому телу, именно поэтому доктору Идо удается спасти Алиту. Но тот факт, что Алита не знает, кто она, откуда взялась, какой была ее жизнь прежде, подхлестнул воображение Джеймса Кэмерона.«Когда Идо восстановил Алиту, она ничего не помнила. Она полностью открыта, и ей все интересно в этом новом мире, – говорит Джеймс Кэмерон. – Но когда она больше узнает себя, она становится более сложным персонажем, ей важно понять не только, кто она, но какой ей стать».Внутреннее бесстрашие Алиты, запрограммированное давным-давно, когда ее создали в человеческой колонии, известной как Объединенная Республика Марс, стало катализатором совершенствования ее характера. «Алита не боится за себя. Размеры или опасность противника не имеют значения, она идет прямо на врага. Такой персонаж уже сложно прописывать, потому что нужно найти слабые места, – поясняет Кэмерон. – Я осознал, что ее подлинная уязвимость заключается в том, что, несмотря на полное отсутствие страха за себя, она боится за тех, кого любит. Это превратилось в историю о привязанностях и предательствах в жизни Алиты, о том, что она узнала о природе людей».Джон Ландау вспоминает, что первый сценарий Кэмерона был очень эмоциональным. «По сути в нем было две истории любви: любовь Алиты к Идо, который ее спас и практически заменил ей отца, и любовь между Алитой и Хьюго, парнем с улицы, который нападает на киборгов и даже не представляет, что мог бы влюбиться в киборга».Истинные поклонники не могли дождаться, когда же Джеймс Кэмерон возьмется за мангу. Но к середине 2000-х он оказался на судьбоносном распутье: следовало выбрать между двумя проектами и полностью посвятить себя «Алите» или «Аватару». Несомненно, он выбрал «Аватар», чувствуя, что уже есть технология, с помощью которой можно достичь поставленных целей. Но последующий гигантский скачок сделал также возможной съемку фильма «Алита: Боевой ангел».Джеймс Кэмерон никогда не переставал мечтать о фильме про Алиту. Глобальное страстное желание увидеть продолжение «Аватара» заставляло его работать на развитием этой вселенной, и он не видел на горизонте свободного местечка для Алиты. Но однажды, когда Джеймс беседовал со своим хорошим другом Робертом Родригесом, его осенило, что он бы мог спокойно передать Алиту в надежные руки, например, Роберту. Они часто оживленно беседовали о технологиях кинопроизводства, но сейчас Джеймс был готов пойти дальше и пригласить своего друга в качестве творческого партнера для реализации такого дорогого для него замысла. «Все произошло в доли секунды: я вдруг подумал: Я передам Алиту Роберту. У него есть энтузиазм, креативность, он снимал множество эффектов, он отлично делает крутые боевые сцены, и я чувствовал, что он сможет передать удивительную эмоциональность, необходимую этому фильму». Словно олимпийский факел, Джеймс передал свой сценарий Роберту Родригесу. Вот как он об этом вспоминает: «Через несколько дней Роберт позвонил мне и сказал, что он должен снять этот фильм».Джеймс Кэмерон известен самыми масштабными проектами в истории кинематографа: «Терминатор», «Титаник», «Аватар», а Роберт Родригес активнее работает в области независимого кино, создавая безумно увлекательные, очень яркие малобюджетные триллеры, и часто выступает одновременно в качестве сценариста, режиссера и оператора своих фильмов. После того, как он в 23 года добился признания с малобюджетным проектом «Музыкант», Роберт продолжил совершенствовать свободу творчества и энергичную манеру повествования в таких хитах как «Отчаянный», «Однажды в Мексике», «Город грехов», «Мачете» и «Планета страха», а также в числе первых стал использовать формат 3D в своей франшизе «Дети шпионов». Никто не сомневался, что от него потребуется невероятная отдача, чтобы реализовать задуманное, ведь «Алита: Боевой ангел» потребует от Родригеса совершенно нового уровня кинопроизводства. Кроме того, данная работа вынудит его к тому, что он очень любит: выйти далеко за пределы его довольно обширной зоны комфорта.Роберт Родригес является давним поклонником творчества Юкито Кисиро и говорит, что очень хотел, чтобы Джеймс снял этот фильм. «Я мечтал об этом и ждал этого», – рассказывает он. Но когда Джеймс Кэмерон предложил ему заняться фильмом и воплотить в жизнь мечту от его имени, устоять было невозможно. Роберту Родригесу понравилось, как в изначальном сценарии был показан мир, созданный Юкито Кисиро: он превратился в историю любви и приключений в стиле Кэмерона, но с сохранением духа манги. «Я симпатизирую Алите. Я симпатизирую Хьюго. Я симпатизирую всем персонажам. Вот это Джиму всегда отлично удается», – рассказывает режиссер.Скрупулезная работа, проделанная Джеймсом Кэмероном и его командой, стала для Роберта Родригеса отправной точкой и началом собственного пути. «Сценарий Джима гарантирует, что даже самые невероятные фантастические элементы работают правдоподобно, – говорит Родригес. – Он уже просчитал, как будет функционировать каждая часть Железного города с технической точки зрения. То есть с самого начала все выглядело очень реальным. Все было готово к воплощению в жизнь».Каждое художественное изображение, которое видел Роберт Родригес, от залитых солнцем и пестрящих яркими красками улиц Железного города до киборгов, механические тела которых сохраняют человеческое обаяние, юмор и надменность, находило в нем отклик. Роберта также очень привлекала возможность использовать все, что Джеймс Кэмерон, компании Lightstorm и Weta создали для съемок фильма «Аватар»: система захвата мимики, система Simulcam для наложения компьютерного изображения на актеров в реальном времени, система 3D Fusion Camera и многое другое.Роберт Родригес всегда любил инновации, позволяющие выйти за границы привычного, и в числе первых снимал в формате 3D: в 2003 году его фильм «Дети шпионов 3: Игра окончена» стал первым полностью цифровым фильмом. Сейчас он чувствовал себя, как ребенок в кондитерской. «Технологии всегда занимали важное место в том, что я делаю, – говорит Роберт Родригес. – Но я понимал, что в этом фильме у меня есть возможность пойти намного дальше, потому что Джим уже создал столько различных технологий для визуализации, пре-визуализации и съемки фильмов в формате 3D. Я рассматривал это как реальный шанс многому научиться. Конечно я понимал, что будет трудно, и именно это приводило меня в восторг».Родригес признается, что он постоянно во время работы надеялся передать видение Кэмерона: «Я пытался привязать эту историю к реальности, как это делает Джеймс. Я старался отдать должное его стилю, потому что именно к этому я стремился: увидеть «Алиту» Джеймса Кэмерона». По мере реализации проекта между ними шел постоянный обмен идеями и новыми знаниями, и они словно подстегивали друг друга к достижению новых высот.Объединение умов возникло между расположенной в Остине компанией Роберта Родригеса Troublemaker Studios и находящейся в Манхэттен-Бич компанией Джеймса Кэмерона Lightstorm Entertainment. Джон Ландау признается, что такое прочное сотрудничество вдохновляло всех: «Мы учились у специалистов Troublemaker, а Роберт много узнал от художников, создававших «Аватар», которые постоянно были с нами в компании Lightstorm Entertainment. Между нашими группами возник подлинный творческий симбиоз». Жизнь повторяла искусство и наоборот: этот фильм о взаимосвязи человека и машины стимулировал сотни художников идти все дальше, где актерская игра и цифровое кино сливались воедино.Джеймс Кэмерон был рад, что Роберт взялся за проект со всем присущим ему азартом и смелостью. «Я с восторгом наблюдал за этим, потому что видел, что Роберту нравится сам процесс, ему нравится технология, ему нравятся элементы конструкции, и он открыт для сотрудничества, – рассказывает Кэмерон. – Он с большим уважением относился к авторскому миру Кисиро и моей работе, но не боялся делать этот мир немного своим. Я хотел дать ему максимальную творческую свободу и с самого начала подчёркивал это».Сначала Родригес решил, что центр Железного города будет построен в реальности – а затем с помощью цифровых технологий превращен в полномасштабную метрополию – на площадке компании Troublemaker, и это было самое большое сооружение в истории компании. «Я хотел построить первый уровень города, старый каркас, а затем компания Weta поднимет его вверх. Мне нравилось, что я могу выйти из офиса и попасть прямо в Железный город».Когда Юкито Кисиро приехал на съемочную площадку, он не мог поверить, что его нарисованная от руки манга стала источником вдохновения для создания такого города. Момент был практически сюрреалистический: Юкито Кисиро шел по улицам, некогда существовавшим только в его воображении. «Все было, как во сне, – признавался он. – Я очень польщен тем, что создали Джеймс и Роберт».Когда Алита возрождается для новой жизни в Железном городе, с ней происходит целый ряд активных трансформаций. В начале она напоминает чистый лист бумаги и вообще ничего не помнит, даже терпкий вкус апельсиновой кожуры возбуждает ее вкусовые рецепторы. Она не представляет, кто она, она волнуется, что ничего из себя не представляет, у нее нет настоящей цели в жизни, нет настоящей семьи, даже когда у нее появляются какие-то отношения. Затем, когда она обнаруживает тело, которое должно было стать ее, так называемое тело берсерка, дающее способности, подобные которым Железный город никогда не видел, Алита сталкивается с совершенно новым представлением о своем предназначении. В итоге Алита осознает, что она точно не будет ничего не значащим человеком и отказывается стать орудием разрушения, для которого создано ее тело берсерка. Она решает стать страстным борцом за справедливость.Был организован массовый кастинг в поисках актрисы, способной все это воплотить: миниатюрное существо и огромная личность, с летящими движениями и пронзительной силой чистого и открытого духа. При выборе Алиты не было особых критериев. Как писал Юкито Кисиро в своей манге, Железный город не представляет какую-либо нацию, это последний оплот человечества, а сама Алита родилась в человеческой колонии на Марсе. Самое главное, чтобы в нее можно было поверить. Ведь хрупкая Алита должна противостоять огромным злобным киборгам, поэтому зрители должны верить не только ее виртуозности в бою, но и видеть ее растущее самосознание и решимость понять свою силу и разумно ее использовать.После бесконечных поисков Алита явилась в образе канадской актрисы с кубинскими корнями Розы Салазар, снимавшейся в лентах «Инсургент», «Бегущий в лабиринте» и «Птичий короб». Таким образом, она должна была вынести на себе весь фильм, и интуитивно чувствовалось, что у нее это получится. Джеймс Кэмерон вспоминает: «Практически невозможно описать, как мы с Робертом реагировали на игру Розы. Она привнесла столько душевности и живости в каждый момент съемок. Я никогда не видел ничего подобного». Роберт Родригес добавляет: «Это словно исполнение мечты: кто-то входит в комнату, и ты понимаешь, что это то, что ты искал, но не мог выразить словами. Именно так было с Розой. Это было какое-то волшебство».Джон Ландау рассказывает, как обширные поиски сразу прекратились: «Как только мы увидели Розу, уже больше никого не могли представить в этой роли. Ее игра была исполнена такой чистотой и радостью жизни. И хотя она могла заставить всех поверить в безумную силу Алиты с телом берсерка, независимо от того, что она делала, Роза всегда помнила о сострадании, которое придавало Алите ее уникальность».Роза Салазар понимала, что в этой роли она словно ходит по натянутой проволоке, поэтому она воспользовалась «сеткой безопасности», предлагаемой Робертом и Джеймсом. «Джим полностью объяснил мне устройство Алиты, и он говорил о ней с такой нежностью, что это помогло мне многое понять. А с Робертом у нас сразу установилась человеческая и творческая связь, – рассказывает актриса. – Он – очень энергичный и креативный, но при этом всегда сохраняет самообладание. Когда он тебя слушает, он действительно тебя слушает. Я всегда чувствовала, что мои слова имеют для него значение».Задолго до начала съемок Роза Салазар начала интенсивные тренировки, изучая сложное искусство ушу, муай-тай и кунг-фу и оттачивая навыки экстремального катания на роликах. «Тренировки оставляли меня без сил, – признается актриса. – Мне пришлось развивать выносливость, укреплять силу и учиться думать как профессиональный воин. Приходилось запоминать много методик, управлять энергией и ритмом».Хотя Роза Салазар сама исполняла некоторые трюки, невероятная сложность съемок обусловила необходимость задействовать одновременно порой девять различных дублеров Алиты, включая первоклассных гимнастов и акробатов. «Алита сама дает жару и дает жару огромным продвинутым киборгам, – рассуждает актриса. – Мне нравится ее ярость, потому что я считаю, это дает девчонкам возможность понять, что можно быть одновременно мягкой и храброй, можно показывать свои чувства, но никогда не позволять злу одерживать победу».Ставки повышаются, когда Алита обнаруживает свое тело берсерка: гладкое радужное творение биомехаников со сложной сетью нейронных связей с подсознанием. «Изменение тела Алиты – это своеобразная метафора, – поясняет Роза Салазар. – Сначала это угловатый подросток, а потом она превращается в сильную и умелую девушку с телом берсерка. И вот тогда она думает: «Наконец-то. Вот это мое настоящее тело»». Алита начинает испытывать глубокую благодарность к доктору Идо, прекрасному врачу киборгов, который использует свои профессиональные навыки для помощи нуждающимся в Железном городе, порой пробираясь к ним по ночам. Именно Идо, пытаясь унять свою боль от потери дочери, дает Алите теплый и любящий дом, где она может свободно развиваться. Как отец, Роберт Родригес понимает Идо. «Я понимаю доктора, который пытается отчасти управлять Алитой и учится доверять ей, отпускать ее в надежде, что она сумеет сделать правильный выбор», – говорит он.На эту роль у Роберта Родригеса был только один кандидат: обладатель двух премий «Оскар» Кристоф Вальц. Хотя Кристоф Вальц чаще приходится иметь дело с низменными мотивами, здесь его героем движет благородство. Родригесу понравилась идея взять Кристофа на роль ученого. «Когда Кристоф говорит что-нибудь очень специальное, ты слушаешь каждое слово, и все в принципе понятно. Поэтому я решил, что нам нужно взять этого парня. Я не мог представить другого актера в роли Идо, так что нам очень повезло, что он согласился». «Кристоф может произнести тысячу слов, не меняя выражения лица, – комментирует Джон Ландау. – Он внес в образ Идо такую удивительную смесь доброты и интеллекта, которая будет понятна зрителям во всем мире». Джеймс Кэмерон убеждал Кристофа Вальца во время общих бесед. «Мы много говорили о том, что это – история отца, который учится понимать независимость своей дочери, осознавая, что он не сможет всегда защищать ее. И я думаю, что именно это больше всего нравится Кристофу в этой роли», – поясняет Джеймс Кэмерон. Железный город тоже привлек актера как своего рода предупреждение. «Я понял, что это внимательный слепок с жизни общества, в котором нет места порядочности, где каждый только сам за себя», – говорит актер.Кристоф Вальц признается, что еще одним привлекательным моментом стал тот факт, что фильм «Алита: Боевой ангел» совершенно не похож на проекты, в которых он обычно снимается, и ему самому понравился такой полный отказ от ожидаемого амплуа. «Мне нравится весь подход Роберта к созданию фильма, потому что это совсем отличается от того, где нахожусь я с моим традиционным восприятием. Он несомненный мастер цифрового кино, а для меня это – совсем другой мир. Но я считаю, что это – просто совсем другая форма искусства в своем проявлении».Когда Кристоф Вальц включился в процесс, у него сразу сложились очень глубокие человеческие отношения с Розой Салазар, которые стали опорой для всего съемочного процесса. «То, через что проходят Идо и Алита, должно выглядеть очень настоящим, – говорит актриса. – Они испытывают все то, что всегда имеет место между любыми отцом и дочерью: борьба, любовь, дети, вылетающие из гнезда. И все это должно строиться на любви, как в отношениях между настоящими отцом и дочерью. Это действительно прекрасно: Алита заменяет ему утраченный кусочек сердца, а он дает ей жизнь. Мне очень повезло, потому что Кристоф обладает врожденной способностью вживаться в образ. У нас были чудесные разговоры, и он меня постоянно поддерживал».Не менее важную роль в эволюции Алиты сыграл ее первый возлюбленный Хьюго, который, в отличие от Алиты, прекрасно приспособился к жизни в Железном городе как обычный человек. Он надеется только на себя и думает только о себе, и для него подлинным открытием стал тот факт, что можно жить ради кого-то. Выбор актера на роль Хьюго стал еще одним испытанием для команды создателей фильма. Они просмотрели множество актеров, и никто не был достаточно убедительным. Но вот пришел молодой актер Кин Джонсон и сразу понял суть своего героя. «Кин сумел точно ухватить равновесие между жесткостью и уязвимостью в характере Хьюго, позволяющее ему выжить. Было интересно наблюдать, как в процессе съемок молодой человек превращается в тонко чувствующего актера, и он многое привнес в общее настроение фильма», – говорит продюсер Джон Ландау. «Было непросто найти достойного партнера, соответствующего энергичности и сосредоточенности Розы, – отвечает Роберт Родригес. – Кин очень напоминает подростков из манги: мечтатель с широко распахнутыми глазами, сдержанный и немного таинственный, но он также демонстрирует эмоциональность. Более того, он пробуждает какие-то чувства в Розе. А затем она пробуждает что-то в нем. Их отношения развиваются по классической схеме».Кин Джонсон сразу понял твердость намерений Хьюго, с которой он стремится к достижению своей мечты, независимо от степени ее выполнимости. «Хьюго вынужден быть пробивным, чтобы выжить в этом очень жестком мире, – рассуждает актер. – Он мог бы повторить путь своего отца, обычного рабочего, но он надеется попасть в Залем и ради этого делает вещи, за которые ему потом стыдно. Несмотря на это, в нем много хорошего. Хьюго добрый, открытый, и если он за что-то берется, то доводит дело до конца». Как оказалось, Хьюго иногда занимается распространенной в Железном городе преступной деятельностью: он отнимает у киборгов кибернетические части. Эту темную правду он скрывает от Алиты. «Хьюго считает, что для него это способ попасть в Залем, но когда он влюбился в Алиту, он уже не уверен, хочет ли он в Залем», – говорит Кин Джонсон. Конечно, Хьюго не думал, что влюбится в киборга, но Алита заражает всех своей восторженностью окружающим миром. Когда Хьюго учит ее играть в уличный моторболл и понимает, что ее успех превосходит все мыслимые ожидания, его сердце готово выскочить из груди. «Моторболл – это страсть Хьюго, поэтому невероятный талант Алиты окончательно его покоряет. И он видит в ней очень чистую душу», – добавляет актер.Кин Джонсон говорит, что у них с Розой сложились очень естественные отношения с первого дня. «Мы с Розой действительно хорошо понимаем друг друга. Мы сразу подружились и очень много разговаривали, что помогло укрепить наш союз». Возможно, Хьюго не обладает физическими способностями киборга, но у него есть собственные навыки. Он знает все тайные улочки и проходные дворы в Железном городе. А еще у Хьюго есть гиробайк, мощный, одноколесный вариант мотоцикла. «Когда я его первый раз увидел, я подумал, что это самая крутая вещь в мире, – признается Кин Джонсон. – Я понимал, что я буду делать это на фоне зеленого экрана, но когда меня посадили в конструкцию с дистанционным управлением, контролируемым моими движениями, моя роль сразу стала еще интереснее. Съемочный процесс был выстроен таким образом, чтобы актеры максимально погружались в мир фильма».Алита узнает о себе все больше, и количество ее врагов в Железном городе также увеличивается. Одной из первых объявляется Кирен, бывшая жена доктора Идо, тоже опытный врач киборгов, но она заглушает горе погоней за деньгами и властью в азартном мире моторболла. Кирен с ужасом обнаруживает, что Идо использовал тело, предназначавшееся для их ныне ушедшей дочери, для того, чтобы дать Алите новую жизнь. Эту непростую роль женщины, прячущей свою боль и желающий вновь обрести свой дом, сыграла обладательница премии «Оскар» Дженнифер Коннелли. Актриса считает, что Кирен хочет вновь обрести радость жизни. «Она родилась в Залеме, поэтому она рассматривает возвращение туда как волшебный бальзам, способный залечить душевные раны, возможность скрыться от горьких воспоминаний и потерь, связанных с Железным городом. Она всем своим существом желает перенестись туда и ни при каких обстоятельствах не согласится на жизнь в Железном городе. Ей движет полное отчаяние и горечь жизни».Кирен выбирает себе в союзники представителя самых темных сил Железного города: Вектор добился большого влияния как основной городской торговец частями киборгов. Махершала Али был выбран на роль Вектора еще до того, как получил премию «Оскар» в номинации «Лучшая мужская роль второго плана» за фильм «Лунный свет». «Я всегда хотел на эту роль харизматичного актера, потому что в фильме все уличные подростки стремятся быть похожими на Вектора, – говорит Роберт Родригес. – Махершала произвел на меня впечатление еще в 2010 году в фильме «Хищники», и мы наблюдали, как растет его актерское мастерство».Вектор – на 100% человек, он считает себя элитой и смотрит на жителей Железного города сверху вниз. «Вектор хорошо осознал, что единственный способ выжить в Железном городе – это охота на более слабых, – поясняет актер. – Он предпочитает быть королем в аду, а не мелкой сошкой в раю». Его стремление постоянно быть на вершине сразу превращает Алиту в соперника. «Вектор сделает все возможное, чтобы не потерять свое положение, – говорит Махершала Али. – Он жаждет власти, а Алита для него темная лошадка».Однако, хотя Вектор живет лучше многих в Железном городе, правда заключается в том, что он заплатил за это своей свободой: таинственная Нова, расположенная в Залеме, управляет телом Вектора. «Вектор, конечно, злодей, но оказывается, что он просто выполняет приказы, – говорит актер. – Нова диктует все планы, а Вектор, увы, лишь пешка в этой игре». Вскоре Алита узнает, что она – не единственный киборг в Железном городе. В действительности, многие жители города имеют части киборгов. На улицах даже можно встретить собак-киборгов. Но Алита не знает, что она станет мишенью для самых страшных киборгов, включая огромного Груишку. Он вырос на самом дне Железного города, когда-то был звездой моторболла и всю жизнь брал все только силой. У него также мощные части тела, и все вместе делает его лучшим подручным Вектора. Его тело становится все больше с каждым усовершенствованием, и он превращается в огромное железное чудовище с приклеенным синтетическим лицом, напоминающим о том, что это все-таки человек. Выбор актера на роль Груишки может показаться неожиданным, потому что номинант на премию «Оскар» Джеки Эрл Хейли не отличается внушительными размерами. Роберта Родригеса заинтересовала способность Хейли сделать образ Грушки правдоподобным. «Конечно, Груишка – это огромное тупое животное, но Джеки сумел показать его характер и внутреннюю боль. Народ не верит, что за этим огромным существом скрывается Джеки, но он угадывается в деталях», – говорит Роберт Родригес. Актер нашел в себе симпатию к своему герою. «У него была очень тяжелая и полная страданий жизнь, – поясняет он. – Для него единственный способ почувствовать себя счастливым – это обладание вот этим огромным и сильным телом, и единственный способ повысить свою самооценку – это унижение других. Эта психология глубоко укоренилась в нем».Большую угрозу для Алиты представляет также киборг Запан, у которого гибкое и высокотехнологичное тело, покрытое синтетической кожей. Этого киборга сыграл Эд Скрейн, наиболее известный по роли Даарио Нахариса в сериале «Игра престолов» и Аякса в фильме «Дэдпул». «Эд – такой пижон, – говорит Роберт Родригес. – Я поощрял все, что он хотел сделать. Это – один из моих любимых персонажей, потому что он похож на Порше. Он такой разукрашенный». Запан также обладает острым умом и известен своим дамасским клинком, древним мечом, способным проходить сквозь броню, как масло. Эд Скрейн заинтересовался тщеславием этого охотника-воина. «Запан – хвастливая и показушная личность, – рассказывает актер о своем персонаже. – Как правило, охотники-воины -- грязные и ржавые, а Запан гордится своим разукрашенным телом. В нем опасно соединились самолюбие и уязвимость».Даже не пришлось принимать отдельного решения о привлечении компании Weta Digital к работе над фильмом «Алита: Боевой ангел»; это воспринималось как данность. Пандора («Аватар»), Голлум («Властелин колец»), разумные приматы («Планета обезьян») – за последние два десятилетия компания Weta выполняла практически все съемки с «захватом» актерской игры. В частности, во многом благодаря идеям Джеймса Кэмерона во время работы над фильмом «Аватар», специалисты компании Weta внесли революционные изменения в технологию захвата мимики, позволяющие полностью копировать и передавать естественную мимику актера – не нарушая эмоциональной окраски – средствами компьютерной анимации. Компания сохраняет лидерство в этой области. Джеймс Кэмерон рассказывает: «Компания Weta по-прежнему делает лучшую анимацию мимики кого угодно: самую человечную, самую живую, самую эмоциональную. Многие пытаются достичь этого, но Weta остается лучшей. Я знал, что они будут участвовать в работе над этим фильмом, потому что Алита должна быть настоящей даже при максимальном приближении».После создания «Аватара» компания Weta не стояла на месте. Каждый аспект их уникальной деятельности усовершенствовался: более эффективные процессы, более разнообразное освещение, улучшенная возможность симуляции мышц и кожи. Это все имело огромное значение для соединения актерской игры Розы Салазар с компьютерным телом Алиты, молниеносных боевых сцен и эмоциональной драматичности, которые должны в равной степени быть реальными в визуальном воплощении.Старший супервайзер визуальных эффектов компании Weta Джо Леттери рассуждает: «Приемы, которые Джим провидчески использовал во время съемки «Аватара», разрушили барьер между игровым кино и цифровым кинопроизводством, демонстрируя, что они могут интегрировать друг в дурга ранее невиданным образом. В этом фильме мы развиваем эту интеграцию, потому что мы помещаем компьютерных персонажей в игровое кино».С каждым новым проектом знания и практические навыки компании Weta в передаче мимики совершенствуются, достигая новых высот в фильме «Алита: Боевой ангел». «Я работал над компьютерными лицами во многих фильмах, но никогда не видел таких выразительных лиц», – рассказывает координатор анимации Майк Козенс, участвовавший в съемках блокбастера «Аватар».Для фильма «Алита: Боевой ангел» компания Weta разработала новый уровень сложности передачи мимики средствами компьютерной графики. Эрик Сейндон, координатор визуальных эффектов компании Weta и дважды номинант на премию «Оскар» за серию фильмов «Хоббит», рассказывает: «Сейчас мы можем работать на уровне мускулатуры лица, и это означает, что мы не просто двигаем кожу лица, а управляем мышцами. Это можно увидеть на лице Алиты, полностью повторяющем мимику лица Розы. Мы сотни часов работали над движениями рта Алиты, потому что даже успех важной боевой сцены определяется передачей мимики, а у Розы очень выразительное лицо». Он продолжает: «Мы также постоянно совершенствуем систему захвата актерской игры, чтобы обеспечить более высокую точность, и в «Алите» уже есть тонкости, которые были невозможны в «Аватаре» или «Планете обезьян». Это незаметные естественные детали, обеспечивающие дополнительное ощущение жизни».Никто даже не сомневался, что фильм будет сниматься с использованием технологии исходного формата 3D. «Лучший формат 3D – исходный, потом его нельзя конвертировать, – говорит Джеймс Кэмерон. – К счастью, Роберт уже снимал в таком формате, поэтому он был хорошо знаком с аппаратурой и понимал, как все работает». Роберт Родригес действительно знал основы, но он пришел в полный восторг, увидев, как далеко шагнули технологии. «За последние несколько лет произошли невероятные изменения. Я порой забывал, что мы снимаем «Алиту» 3D-камерами, потому что они совершенно не замедляли работу, как это было раньше», – признается режиссер. Джеймс Кэмерон и Роберт Родригес разделяют точку зрения, что формат 3D является лишь еще одним инструментом в арсенале кинематографистов, мощным инструментом, создающим эффект присутствия и одновременно обеспечивающим эффективность повествования. Монтажер Стивен Ривкин, номинант на премию Академии за фильм «Аватар», подводит итог: «Джим всегда стремился к тому, чтобы 3D был обязательным, но не главным элементом сюжета».Еще на ранних этапах продумывания фильма «Алита: Боевой ангел» Джеймс Кэмерон мечтал погрузить зрителей в суматоху Железного города, который 300 лет тому назад пережил опустошительную войну, но сейчас, в XXVI веке, наполнен жизнью. Он всегда представлял его как соединение многих контрастных слоев, одновременно своеобразный Дикий Запад киборгов, где есть преступность и охотники за сокровищами, и место, где Алиту ждут открытия, любовь, восторг, жизнь улиц и глубокое желание изменить город к лучшему. Независимо оттого, насколько жестокие времена царили в Железном городе, инстинктивное стремление человека к увлекательному, к искусству, к исполнению желаний и радости по-прежнему живо. «Железный город – это место, куда приходят люди со всего мира, чтобы найти приют. Поэтому это особые трущобы, возникшие на останках высокотехнологичного мира, существовавшего здесь до войны. Они опасные, но полны этой удивительной энергии хаоса», – поясняет Джеймс Кэмерон.Железный город также пробуждает в памяти всю историю эволюции и упадка, демонстрируя остатки высокотехнологичной культуры. «Можно увидеть контраст между технологиями, созданными до войны и по-прежнему используемыми, и условиями жизни людей», – говорит он.По техническим причинам, чтобы показать кажущуюся «магической» способность Залема постоянно висеть над бурлящим Железным городом и космический лифт, когда-то соединявший его с Землей, Джеймс Кэмерон решил разместить Железный город где-то на экваторе в Южной Америке, но сделал его многонациональным центром, а не местом обитания одной нации. Эта концепция понравилась Роберту Родригесу. «Юкито Кисиро не поместил Алиту в Азию, – отмечает режиссер. – Он имел в виду Канзас, но давным-давно Джим понял, что с точки зрения научного технического подхода Железный город должен находиться ближе к экватору. Мне понравилась такая идея, потому что это сразу давало больше цвета и богатства красок, чем обычно присутствует в научно-фантастических фильмах. Железный город не выглядит угрюмым и серым. Он приветливый, живой и очень разнообразный».Сооружение Железного города началось на бумаге с блестящей концепции, разработанной десяток лет тому назад. Бен Проктер и Дилан Коул, художники-постановщики сиквелов к блокбастеру «Аватар», выступили координаторами концептуального дизайна фильма «Алита: Боевой ангел». Бен Проктер рассказывает: «Доверенность на создание Железного города предусматривала демонстрацию бурлящей энергии, интенсивности жизни, уличного искусства и ощущение классической, бессмертной архитектуры в соединении с влиянием высокотехнологического мира, существовавшего до войны». Дилан Коул добавляет: «Для нас было важно, чтобы футуристическая культура Железного города была уникальной. Мы видели слишком много прилизанной и залитой неоновым светом фантастики, и дело в том, что в этом плане «Бегущего по лезвию» никто не победит. Поэтому мы искали совершенно другую тональность. Мы придали городу чуть запыленный, высушенный на солнце вид, который предполагает, что жизнь в этом месте кипит, несмотря на давление, испытываемое этими людьми».Представленный концептуальный дизайн не оставил никого равнодушным, но теперь предстояла сложнейшая задача воплощения этих смелых и лирических рисунков в функциональные декорации на площадке студии Troublemaker Studio. Именно поэтому Роберт Родригес собрал команду, которая никогда не боялась таких творческих задач: художника-постановщика Стива Джойнера и его коллегу Кейлу Эддлебльют, работающих с ним с фильма «От заката до рассвета». Режиссер рассказывает: «Стив и Кейла придумали, как превратить двор студии Troublemaker в богато текстурированный город, живущий своей жизнью. Они использовали секретные трюки, чтобы восемь улиц создавали ощущение целого мира. Это помогло разместить все события. Теперь в фильме была осязаемая реальность, так нам необходимая».Доброе и приятельское отношение художников к Роберту стало преимуществом. «Мы изначально знали, что для Роберта очень важна глубина проработки. Мы знали, что ему нужен город, который выглядит бесконечным, – говорит Стив Джойнер. – Поэтому нам нужно было придумать сеть взаимосвязанных улиц, переулков и переходов. В итоге декорации получились настолько сложными, что там были уголки и закоулки, о которых даже мы с Кейлой не знали!»Декорации создавались с соблюдением всех логистических параметров: каждое пространство должно было обеспечивать реализацию громоздкого процесса захвата актерской игры. Но основное внимание было на другом: создание необходимой натуральности окружающей среды, позволяющей актерам переноситься в живую реальность. Подход художников-постановщиков к демонстрации будущего заключался в одной фразе: «Как выглядит будущее? Это прошлое, на которое будущее наслоилось». Кейла Эддлебльют рассуждает: «Времена меняются, но многое остается прежним. События фильма происходят через сотни лет в будущем, но если оглянуться на жизнь 400 лет тому назад, люди точно также садились на стул, чтобы утром съесть свой завтрак, как и мы это делаем. Поэтому мы много думали о том, как использовать повседневные предметы, чтобы сделать мир Алиты осязаемым и понятным современным зрителям». Они начали осваивать воображаемую реальность с изучения Панамы и Кубы, впитывая колониальную архитектуру, ощущение космополитизма, пригороды и смешение современности и истории. Затем они представили, что будет, если южно-американский город вдруг заполнится людьми из разных уголков Земли. «Поскольку после войны в Железный город собрались люди со всей Земли, он должен создавать ощущение сплава культур», – говорит Стив Джойнер. Когда пришло время строить город, они пригласили более 200 плотников, художников, штукатуров и других мастеров в Остин разделить с ними это необычное приключение. «Такое бывает только раз в жизни, – признается Стив, – и невозможно не поделиться таким подарком судьбы».Джон Ландау вспоминает первый приезд Юкито Кисиро на съемочную площадку: «Кисиро – очень немногословный человек, но когда он увидел декорации Железного города, улыбка на его лице говорила больше, чем любые слова».Одно из первых мест, которые видят зрители в фильме «Алита: Боевой ангел», – это свалка, где доктор Идо обнаружил выброшенную Алиту. Как начальный момент всей истории, он должен иметь оттенок таинственности, поэтому Джойнер и Эддлебльют тщательно соорудили свалку из различных металлических и механических дебрей, найденных на участке разборки военной техники в Сан-Антонио. «Мы привезли огромные ящики различных остатков, от кусков металла до мелких частиц, которые могли сыпаться, как дождь», – говорит Кейла.Клиника и лаборатория Идо специально имеют не очень технологичный облик. «Это открытое пространство, которое когда-то служило вестибюлем гостиницы или банка, – рассказывает Стив Джойнер. – Сейчас здесь разместился Идо: в этом одном помещении у него жилье, кухня, офис и хирургический кабинет, все это очень напоминает Центральную Америку и дает Роберту то, о чем он всегда мечтает: глубину!»Лаборатория Кирен представляет полную противоположность рабочему месту Идо, подчеркивая разницу их жизненных философий: в своем горе он стал активно помогать другим, а она нацелилась на приобретение власти, чтобы навсегда покинуть Железный город. «Клиника Идо – простая и неорганизованная, а Кирен берет за свою работу хорошие деньги, – говорит Кейла. – Она и Вектор живут в пентхаусе, где есть все самое лучшее, что может быть в Железном городе, но ощущается какой-то холод. В этом месте нет любви, поэтому все линии очень резкие и жесткие».Затем следует бар «Канзас»: излюбленное место болельщиков, пристанище охотников-воинов из манги (он назван в честь классической группы 70-х, игравшей прогрессив-рок), который был спланирован заново, чтобы вместить незапланированную драку киборгов. «Бар «Канзас» присутствует в книге, – отмечает Стив Джойнер. – Но в книге он находится под землей, поэтому эту часть мы изменили. Источником вдохновения послужила идея из концептуального дизайна, где бар размещается в остове старого монастыря. Это была еще одна возможность показать, как соединились старое и новое».Если и есть у жителей Железного города общая страсть, то это, конечно, моторболл: это – гламурный и жестокий гладиаторский вид спорта, и его победители становятся героями для жителей этого в целом потерявшего надежду города. Участники игры перемещаются на очень быстрых роликовых коньках, и огромные киборги в броне, с цепями, пиками и лезвиями несутся на огромной скорости по дорожке с резкими поворотами и ловушками, предназначенными для повреждения частей тела киборгов. Победители в моторболле не только становятся звездами в Железном городе, но и получают шанс навсегда подняться в Залем. Джон Ландау так описывает моторболл: «Это NASCAR плюс WWF плюс MMA на стероидах».В Железном городе все ходят на моторболл. Подростки играют в уличный моторболл, именно так Алита впервые знакомится с этим видом спорта. Позднее, когда у нее уже было тело берсерка, Алита попробовала свои силы во второй лиге: младшая группа в моторболле Железного города. «Для Алиты это все в новинку, но она фактически становится легендой моторболла, – рассказывает актриса Роза Салазар. – Мне этот момент очень нравится, потому что киборги хвастаются своей силой, а она кладет их на лопатки».Чтобы снять сцены уличного моторболла, создатели фильма пригласили четверку первоклассных профессионалов в экстремальном катании на роликах, которые продемонстрировали для специальной съемки своеобразный паркур. Практически всех участников профессионального моторболла полностью создавали с помощью компьютерной анимации, поскольку человек просто не может так двигаться. «Некоторые из наших героев не двигаются, как люди, поэтому здесь даже нельзя применить технологию захвата актерской игры», – отмечает Ричард Холландер.Художественный руководитель Тодд Холланд стал внутренним специалистом по этому вымышленному виду спорта и, опираясь на мангу, предложил правила игры и начисления очков. «Цель моторболла заключается не в попадании в цель или круг, здесь самое главное – обладание мячом, – поясняет Тодд. – Количество баллов зависит от того, как долго ты владеешь мячом. В каждой команде семь игроков, но есть и более жесткая версия игры, где все играют против всех, именно с такой игрой сталкивается Алита во время испытаний».Алита думала, что это будет просто ознакомительная игра, но все превратилось в гонку на выживание. Роберт Родригес заставил всю команду смотреть автомобильные гонки, чтобы понять, как моментально работают камеры, но когда все идет не по плану, для таких сцен просто нет предыдущего опыта. Гонки в моторболле – это мои любимые сцены, – признается режиссер. – Боевые сцены достаточно ожесточенные, а моторболл – это просто игра, которая, правда, быстро превращается в охоту, потому что киборги хотят уничтожить Алиту».Боевые сцены, начиная с демонстрации невероятного боевого искусства киборгов Panzer Kunst, созданного для боя в невесомости, и заканчивая безжалостными столкновениями во время уличного моторболла, вплетены в сюжет всего фильма. Общее руководство исполнением трюков осуществлял Гаррет Уоррен, который уже сотрудничал с Джеймсом Кэмероном и Робертом Родригесом. «Это – один из тех парней, которые спрашивают, что вы хотите, и делают в четыре раза лучше, – говорит режиссер. – Именно это нам и нужно».Гаррет Уоррен говорит, что для него самое главное – правдоподобность. Именно поэтому практически все, что мы видим на экране, начиналось с реальных движений, а не создавалось постфактум на компьютере. «Несмотря на то, что Алита и другие киборги являются анимационными персонажами, мы все делали в реальности, потому что заметно большое отличие, когда человек действительно отбивается, прыгает, или его бросают в разные стороны, – поясняет Гаррет. – Соединение реальных трюков и технологии захвата актерской игры дает возможность показать зрителям ранее невиданные по качеству боевые сцены. Этот способ съемки открывает ящик Пандоры, выпуская на свободу фантазию постановщика трюков».Гаррет Уоррен работал в тандеме с хореографом боевых сцен Стивом Брауном, который известен по работе в фантастическом боевике «Чудо-женщина». Стивену пришлось искать совершенно нестандартный подход, несмотря на большой арсенал приемов, потому что пришлось учить очень высокого каскадера вести бой на ходулях, чтобы снять эти движения для создания компьютерного образа Груишки.Стиву Брауну также представилась возможность разработать очень динамичный, совершенно уникальный стиль ведения боя для Алиты, не забывая при этом, что она нарушает все силы земного притяжения. «Идея заключается в том, что во время боя все тело Алиты становится оружием. Никогда не действует только рука или только нога. Ее тело работает как единое целое, когда она устраняет цель, создавая крутящий момент для последующего, более мощного удара», – поясняет Стив Браун.По ходу фильма стиль боя и навыки Алиты совершенствуются, поскольку она постепенно обретает себя. «Она все более уверенно чувствует себя в бою. А когда она обретает свое тело берсерка, все становится на свои места, и для нее практически не остается преград», – говорит Стив.Один из последних слоев в создании вселенной фильма обеспечивает музыка, включая новую песню Swan Song, которую написала и исполнила дважды номинант на премию «Грэмми» Дуа Липа. Она рассказывает, чем ее вдохновила Алита: «Я немного вижу в ней себя, если говорить о боевом духе и прическе. Алита – это воплощение поиска внутренних сил и отстаивания себя как личности, и мне это очень понятно».В фильме также присутствует музыка Тома Холкенборга (Джанки Икс-Эл), голландского продюсера и постоянного творческого партнера Ганса Циммера, а также любителя крутых боевых сцен. Роберт Родригес понял, что ему нужен именно этот человек после того, как услышал его легендарную музыку к фильму Джорджа Миллера «Безумный Макс: Дорога ярости». «Музыка Джанки Икс-Эл побуждает к действию, – говорит режиссер. – Она может управлять огромной боевой сценой и в то же время раскрывать характер персонажа. Я понял, что он сможет показать, что Алита – ангел, но боевой ангел». Алита постоянно меняет в себе эти противоположности: ангел и воин, настоящая и компьютерная, стиль Роберта Родригеса и стиль Джеймса Кэмерона. Для Дженнифер Коннелли это фильм стал демонстрацией союза эмоциональной составляющей обоих кинематографистов. «Вы видите невероятный полет фантазии, который все ассоциируют с Джеймсом, и смелость, веселье, некоторую странность и черный юмор, характерные для Роберта», – говорит актриса.Когда Роберт Родригес завершал работу над фильмом, начавшуюся почти два десятилетия тому назад как воплощение мечты Джеймса Кэмерона, он испытывал нетерпеливое ожидание. После всей визуализации, прорисовки, дизайна, исполнения, актерской игры, захвата и оттачивания актерских движений, все были готовы к встрече полностью ожившей Алиты с миром. Режиссер надеется только на то, что зрители будут покидать кинотеатры, думая об Алите и самом фильме, а не о том, как им смогли показать настолько реально придуманный мир. «В центре фильма – путь, который проходит Алита, – говорит Роберт Родригес. – И то, что она осознает на этом пути. Возможно, она потеряла память, но она обрела человечность, и это главное».
Отзывы