Много знаешь – крепче спишь. Именно такая редакция известной поговорки годится для описания ситуации, когда человек смотрит экранизацию знакомого ему детективного сюжета. Знаешь кто убийца – начинает в сон клонить. Может быть, этим отчасти объясняется изобилие негативных отзывов на «Снеговик» Томаса Альфредсона, снятый по мотивам одноименного романа Ю Несбё, от многочисленных поклонников творчества маститого норвежского детективщика. А мне повезло. У меня как-то руки не дошли до знакомства с криминальными историями, случившимися на родине Пера Гюнта. Я составила представление о состоянии современной скандинавской литературы по Питеру Хёгу, Стигу Ларссону и Ларсу Кристенсену. Так что мои впечатления от картины не омрачены воспоминаниями о прелестях литературного первоисточника, я могу позволить знаменитый акынский метод: что увидела, о том спела.
Норвегия, зима, снег. Регулярно пропадают женщины. Затем обнаруживаются фрагменты их расчлененных тел. Поблизости от места преступления убийца оставляет фирменную метку: снеговика его собственной авторской модификации. Иногда голова снежной скульптуры помещается на тело жертвы убийцы вместо ее собственной отрезанной (иногда отстреленной) головы. Когда об этом становится известно знаменитому сыщику, офицеру полиции Осло Харри Холе (Майкл Фассбендер), тот соизволит выйти из имманентно присущего ему состояния запоя, в котором он пребывает ввиду чрезмерно благополучной криминогенной ситуации в столице северного королевства. Вскоре выясняется, что жертвами убийцы, предпочитающего всем видам осадков снегопад, становятся женщины, которых никак нельзя считать образцовыми мамашами и женами. Они не уделяют должного внимания взращиванию собственных отпрысков, не считают нужным сохранять верность супругам (при наличии таковых), ведут настолько неорганизованную половую жизнь, что не всегда могут определить, от кого случилась очередная внезапная беременность. А сделать аборт для этих суматошных эмансипаток – вообще раз плюнуть. В дебюте картины нам показывают ключевую сцену, повлиявшую на становление характера снежного скульптора, его родительница именно такова.
И вот наш суперпроницательный алкоголик приступает к расследованию. Параллельно нас знакомят с обстоятельствами его собственной личной жизни. Судя по всему, пасынок Холе обещает стать в будущем не менее свирепым убийцей, чем автор примитивных комбинаций из трех снежных шаров. Его мамочка Ракель (Шарлотта Генсбур) как раз из породы ошалевших от щедрот государства всеобщего благосостояния дамочек, живущих в свое полное сексуальное (и алкогольное) удовольствие. Напарницей Холе становится Катрина Братт (Ребекка Фергюсон). Она хочет раскрыть преступление, которое завершилось гибелью ее отца: алкоголика детектива из Бергена. Возникает вопрос: а в Норвегии вообще имеются хотя бы умеренно пьющие криминалисты? Или климат не позволяет?
Если говорить собственно о детективном сюжете, то он тянет примерно на троечку по пятибалльной шкале. Главный кандидат в убийцы просчитывается еще в первой половине фильма. Основной способ его обнаружения озвучивается в самом начале расследования, потом об этом все благополучно забывают, вспоминают уже в концовке после совершения целой серии леденящих душу убийств. Большие претензии возникают к кульминационной сцене. Схватка Харри Холе с убийцей показана так быстро, что я просто не успела понять, каким образом сыщику удалось обезвредить супостата. Классический детектив традиционно не богат боевыми эпизодами, так что авторы картины могли бы и расстараться. Голливудские мастера в подобных случаях организуют знатную драчку минут эдак на пять – десять, а команда Альфредсона расщедрилась всего на несколько секунд.
Но, как говорится, не сюжетом единым должен питать свои интеллектуальные и эстетические потребности просвещенный зритель. С этой точки зрения «Снеговик» вовсе не безнадежен. Я узнала много нового о Норвегии. Во-первых, это фантастически, просто до безумия красивая страна. Все эти зеркальные фиорды, покрытые лесом склоны гор, прозрачные небеса покоряют с первой секунды. Из видовых кадров картины можно сделать небольшой рекламный фильм для потенциальных туристов. Во-вторых, в этой красивой стране живут люди, которые ведут себя по большей части не очень красиво. О возмутительном поведении норвежек я уже упомянула. Та же Ракель родила от одного, развелась со вторым, изменят третьему снова со вторым. Разве так можно? Наверное, можно, если второго играет сам Майкл Фассбендер, а тебя – актриса, у которой в анамнезе главная роль в «Нимфоманке» Ларса фон Триера. Еще одна «невинная» жертва при живом муже рожает откровенно чужого ребенка, другая отца идентифицировать не может и поэтому делает аборт. То же происходит и с другими дамами, привлекшими внимание убийцы, приходящего из снегопада. А мужчины? Разве можно так пить и столько курить? Можно, если тебя играет сам Майкл Фассбендер. Ему все на пользу. Пьяный в стельку, он валяется на улицах, курит – аж дым из ушей. А посмотрите, какой ухоженный красавчик. Нам даже специально его обнаженный торс продемонстрировали: завидуйте, протеиновые маньяки из качалки!
Так что фильм можно посмотреть. Если вы не читали Несбё, разумеется. Что удалось авторам картины – так это создание ментального местного колорита. Это именно Норвегия, в «Снеговике» воссоздается депрессивная, холодновато-тревожная и в то же время жизнеутверждающая атмосфера, которая не позволит спутать аборигенов с обитателями стран, расположенных ближе к экватору. В России тоже пьют многовато. Но только вместо злобных снеговиков с кофейными зернами во рту бы любим строить снежных баб, добрых и вальяжных.
6
,8
2017, Детективы
119 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Много знаешь – крепче спишь. Именно такая редакция известной поговорки годится для описания ситуации, когда человек смотрит экранизацию знакомого ему детективного сюжета. Знаешь кто убийца – начинает в сон клонить. Может быть, этим отчасти объясняется изобилие негативных отзывов на «Снеговик» Томаса Альфредсона, снятый по мотивам одноименного романа Ю Несбё, от многочисленных поклонников творчества маститого норвежского детективщика. А мне повезло. У меня как-то руки не дошли до знакомства с криминальными историями, случившимися на родине Пера Гюнта. Я составила представление о состоянии современной скандинавской литературы по Питеру Хёгу, Стигу Ларссону и Ларсу Кристенсену. Так что мои впечатления от картины не омрачены воспоминаниями о прелестях литературного первоисточника, я могу позволить знаменитый акынский метод: что увидела, о том спела. Норвегия, зима, снег. Регулярно пропадают женщины. Затем обнаруживаются фрагменты их расчлененных тел. Поблизости от места преступления убийца оставляет фирменную метку: снеговика его собственной авторской модификации. Иногда голова снежной скульптуры помещается на тело жертвы убийцы вместо ее собственной отрезанной (иногда отстреленной) головы. Когда об этом становится известно знаменитому сыщику, офицеру полиции Осло Харри Холе (Майкл Фассбендер), тот соизволит выйти из имманентно присущего ему состояния запоя, в котором он пребывает ввиду чрезмерно благополучной криминогенной ситуации в столице северного королевства. Вскоре выясняется, что жертвами убийцы, предпочитающего всем видам осадков снегопад, становятся женщины, которых никак нельзя считать образцовыми мамашами и женами. Они не уделяют должного внимания взращиванию собственных отпрысков, не считают нужным сохранять верность супругам (при наличии таковых), ведут настолько неорганизованную половую жизнь, что не всегда могут определить, от кого случилась очередная внезапная беременность. А сделать аборт для этих суматошных эмансипаток – вообще раз плюнуть. В дебюте картины нам показывают ключевую сцену, повлиявшую на становление характера снежного скульптора, его родительница именно такова. И вот наш суперпроницательный алкоголик приступает к расследованию. Параллельно нас знакомят с обстоятельствами его собственной личной жизни. Судя по всему, пасынок Холе обещает стать в будущем не менее свирепым убийцей, чем автор примитивных комбинаций из трех снежных шаров. Его мамочка Ракель (Шарлотта Генсбур) как раз из породы ошалевших от щедрот государства всеобщего благосостояния дамочек, живущих в свое полное сексуальное (и алкогольное) удовольствие. Напарницей Холе становится Катрина Братт (Ребекка Фергюсон). Она хочет раскрыть преступление, которое завершилось гибелью ее отца: алкоголика детектива из Бергена. Возникает вопрос: а в Норвегии вообще имеются хотя бы умеренно пьющие криминалисты? Или климат не позволяет? Если говорить собственно о детективном сюжете, то он тянет примерно на троечку по пятибалльной шкале. Главный кандидат в убийцы просчитывается еще в первой половине фильма. Основной способ его обнаружения озвучивается в самом начале расследования, потом об этом все благополучно забывают, вспоминают уже в концовке после совершения целой серии леденящих душу убийств. Большие претензии возникают к кульминационной сцене. Схватка Харри Холе с убийцей показана так быстро, что я просто не успела понять, каким образом сыщику удалось обезвредить супостата. Классический детектив традиционно не богат боевыми эпизодами, так что авторы картины могли бы и расстараться. Голливудские мастера в подобных случаях организуют знатную драчку минут эдак на пять – десять, а команда Альфредсона расщедрилась всего на несколько секунд. Но, как говорится, не сюжетом единым должен питать свои интеллектуальные и эстетические потребности просвещенный зритель. С этой точки зрения «Снеговик» вовсе не безнадежен. Я узнала много нового о Норвегии. Во-первых, это фантастически, просто до безумия красивая страна. Все эти зеркальные фиорды, покрытые лесом склоны гор, прозрачные небеса покоряют с первой секунды. Из видовых кадров картины можно сделать небольшой рекламный фильм для потенциальных туристов. Во-вторых, в этой красивой стране живут люди, которые ведут себя по большей части не очень красиво. О возмутительном поведении норвежек я уже упомянула. Та же Ракель родила от одного, развелась со вторым, изменят третьему снова со вторым. Разве так можно? Наверное, можно, если второго играет сам Майкл Фассбендер, а тебя – актриса, у которой в анамнезе главная роль в «Нимфоманке» Ларса фон Триера. Еще одна «невинная» жертва при живом муже рожает откровенно чужого ребенка, другая отца идентифицировать не может и поэтому делает аборт. То же происходит и с другими дамами, привлекшими внимание убийцы, приходящего из снегопада. А мужчины? Разве можно так пить и столько курить? Можно, если тебя играет сам Майкл Фассбендер. Ему все на пользу. Пьяный в стельку, он валяется на улицах, курит – аж дым из ушей. А посмотрите, какой ухоженный красавчик. Нам даже специально его обнаженный торс продемонстрировали: завидуйте, протеиновые маньяки из качалки! Так что фильм можно посмотреть. Если вы не читали Несбё, разумеется. Что удалось авторам картины – так это создание ментального местного колорита. Это именно Норвегия, в «Снеговике» воссоздается депрессивная, холодновато-тревожная и в то же время жизнеутверждающая атмосфера, которая не позволит спутать аборигенов с обитателями стран, расположенных ближе к экватору. В России тоже пьют многовато. Но только вместо злобных снеговиков с кофейными зернами во рту бы любим строить снежных баб, добрых и вальяжных.