В школе я удивлялась, как это так получается: Бородинская битва – победа русского оружия, но наши войска после этой победы почему-то оставили поле боя французам. Потом мне стало понятно, что история – это не наука, а граммулечка фактов, припудренная тоннами чудовищной лжи. А официальной становится та версия, которую продвигали самые наглые и горластые лжецы. Это называется пропагандой. В кино такая пропаганда превращается в красочные истории, снятые талантливыми режиссерами и сыгранные не менее талантливыми актерами.
В американской истории чуть ли не самое важное место занимает их гражданская война между Севером и Югом, поэтому они просто обожают сюжеты из того времени. Кто там был прав, кто злодеи, а кто – герои? Я, как большинство других блондинок, всегда была убеждена, что хорошие были южане, конфедераты. Они такие аристократичные, такие леди-джентльмены, почти пьер-безуховы и наташи-ростовы. А северяне (янки) – жлобы, торгаши невоспитанные, плюются в общественных местах и стреляют, потом снова стреляют и опять плюются. Разве не так? Все мы видели «Унесенных ветром» с божественной Вивьен Ли и сногсшибательным Кларком Гейблом: балы, светская жизнь, послушные негры, добряки плантаторы. Всегда прекрасная погода, отменная кухня. И тут бац – ветер с севера. Атланта в огне, Скарлетт О'Хара в ярости. Спина прямая, взгляд гордый, Ретт Батлер выручает, с нами Бог! А для продвинутых – Фолкнера почитайте. Там все более занудно, но выводы те же: гордый патриархальный Юг смят торгашеским Севером. И вдруг все с ног на голову становится. На наши экраны выходит фильм Гэри Росса «Свободный штат Джонса». Та же война, но другими глазами.
Белый фермер Ньютон Найт (Мэттью Макконахи) призван в ряды армии конфедератов. На войне ему совсем не нравится, он не хочет воевать за богатых плантаторов (те, у которых балы-погода-кухня). Он дезертирует, отправляется домой и обнаруживает, что жизнь тружеников тыла – вовсе не сахар. Фермеров самым натуральным образом раскулачивают, продразверстка свирепствует, хорошо, хоть в колхозы не загоняют. Тогда, следуя славным робин-гудовским традициям, Ньютон берет обрез… так, это из другой истории. В общем, он отправляется в лес и создает там настоящий партизанский отряд из беглых негров и белых дезертиров. Он сражается с Ноттингемским шерифом и его приспешниками в лице офицеров армии конфедератов. Ему удается продержаться до конца войны, но борьбу за гражданские права негров Ньютон вынужден вести и в эпоху Реконструкции. Мало того, его праправнука спустя почти сто лет после гражданской войны в родном штате Миссисипи отправляют за решетку на том основании, что этот октрон (негр на одну восьмую) осмелился жениться на белой женщине. Титры к фильму утверждают, что сюжет основан на реальных событиях.
Если вас не раздражает медленный темп киноповествования, то фильм, скорее всего, вам понравится. Добротная, профессионально сделанная работа авторов фильма, всего творческого коллектива, актеров. Медленно, не торопясь, в сознание зрителей внедряется идея: правда не на стороне унесенных ветром. Что интересно: в фильме не показан ни один северянин, война идет между южанами, одна гражданская война внутри другой. На одной стороне – прислужники богатеев и расисты. На другой – бедняки и негры. Акценты расставлены жестко, совершенно однозначно. Никаких полутонов. Одни очень положительные, другие исключительно отрицательные. Об участии в войне северян можно судить только по батальным сценам в начале фильма да по песне про знаменитого аболициониста Джона Брауна (неофициальный гимн армии северян), распевая которую партизаны Ньютона Найта идут на избирательный участок, где засели расисты. Картинка вроде бы примитивная, но ведь неплохо работает. Начинаешь болеть за «наших» и проникаться неприязнью к этим гадам, которые против нас. Как это удалось сделать Россу?
Во-первых, качественный кастинг. Мэттью Макконахи просто создан для такой роли: харизматичная внешность, пылающий взор, чегеваристая целеустремленность. Он бесподобен. Мне, правда, становится жалко его жену Серену (Кери Рассел). Она сидит на хозяйстве, пока муж по лесам геройствует, сыном занимается. А тот закрутил роман с негритянкой, двоеженец фактически. Что его извиняет – так это сама негритянка. Рэйчел в исполнении Гугу Мбата-Роу – просто живая реклама межрасовых браков. Попробуйте устоять, особенно в лесу, за десять миль до ближайшей женщины. Безусловные актерские удачи. Во-вторых, авторы фильма, слегка приукрасив суровую действительность, проповедуют очень простую идею: рабство – это плохо, это аморально. Не по-людски как-то. И никакие изящные балы, прекрасные манеры, стильные наряды не извиняют того обстоятельства, что в то время, когда вы читаете замечательные стихи и слушаете очаровательную музыку, кого-то порют кнутом на конюшне. Вроде бы фильмы на эту тему Голливуд выдает постоянно (тот же «Джанго освобожденный»), но простая повествовательная форма, избранная Россом, работает лучше всего. В-третьих, оператор, француз Бенуа Дельомм, творит чудеса. Картинка великолепна, хотя и ужасает в самом начале чрезмерной натуралистичностью. Зато потом мы можем полюбоваться атмосферными пейзажами миссисипских болот, да и вообще каждый кадр в фильме выстроен композиционно безупречно. Те, кто ждал от картины масштабных батальных сцен, будут разочарованы. В фильме «Свободный штат Джонса» это не главное. Нам предлагают скорее размышления на тему: что побуждает людей сделать тот или иной выбор? Ведь не вдруг Найт проникся идеей справедливости и равенства, начал бороться вместе с неграми за их права.
Кстати, к личности реального Ньютона Найта даже среди его земляков и потомков отношение далеко неоднозначное. Был он народным героем или трусом, патриотом или предателем? На этот раз он представлен зрителю в качестве положительного персонажа, чуть ли не революционера. Так на наших глазах переписывают историю. Может, и нам пора? Я в детстве любила кино про неуловимых. Сегодня нам показывают страсти по Колчаку. Наверное, стоит снять ремейк про Сергея Лазо или даже замахнуться на самого Чапаева Василия Ивановича. Альтернативный взгляд на эти исторические фигуры было бы весьма любопытно увидеть.
7
,7
2016, США, Драмы
134 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
В школе я удивлялась, как это так получается: Бородинская битва – победа русского оружия, но наши войска после этой победы почему-то оставили поле боя французам. Потом мне стало понятно, что история – это не наука, а граммулечка фактов, припудренная тоннами чудовищной лжи. А официальной становится та версия, которую продвигали самые наглые и горластые лжецы. Это называется пропагандой. В кино такая пропаганда превращается в красочные истории, снятые талантливыми режиссерами и сыгранные не менее талантливыми актерами. В американской истории чуть ли не самое важное место занимает их гражданская война между Севером и Югом, поэтому они просто обожают сюжеты из того времени. Кто там был прав, кто злодеи, а кто – герои? Я, как большинство других блондинок, всегда была убеждена, что хорошие были южане, конфедераты. Они такие аристократичные, такие леди-джентльмены, почти пьер-безуховы и наташи-ростовы. А северяне (янки) – жлобы, торгаши невоспитанные, плюются в общественных местах и стреляют, потом снова стреляют и опять плюются. Разве не так? Все мы видели «Унесенных ветром» с божественной Вивьен Ли и сногсшибательным Кларком Гейблом: балы, светская жизнь, послушные негры, добряки плантаторы. Всегда прекрасная погода, отменная кухня. И тут бац – ветер с севера. Атланта в огне, Скарлетт О'Хара в ярости. Спина прямая, взгляд гордый, Ретт Батлер выручает, с нами Бог! А для продвинутых – Фолкнера почитайте. Там все более занудно, но выводы те же: гордый патриархальный Юг смят торгашеским Севером. И вдруг все с ног на голову становится. На наши экраны выходит фильм Гэри Росса «Свободный штат Джонса». Та же война, но другими глазами. Белый фермер Ньютон Найт (Мэттью Макконахи) призван в ряды армии конфедератов. На войне ему совсем не нравится, он не хочет воевать за богатых плантаторов (те, у которых балы-погода-кухня). Он дезертирует, отправляется домой и обнаруживает, что жизнь тружеников тыла – вовсе не сахар. Фермеров самым натуральным образом раскулачивают, продразверстка свирепствует, хорошо, хоть в колхозы не загоняют. Тогда, следуя славным робин-гудовским традициям, Ньютон берет обрез… так, это из другой истории. В общем, он отправляется в лес и создает там настоящий партизанский отряд из беглых негров и белых дезертиров. Он сражается с Ноттингемским шерифом и его приспешниками в лице офицеров армии конфедератов. Ему удается продержаться до конца войны, но борьбу за гражданские права негров Ньютон вынужден вести и в эпоху Реконструкции. Мало того, его праправнука спустя почти сто лет после гражданской войны в родном штате Миссисипи отправляют за решетку на том основании, что этот октрон (негр на одну восьмую) осмелился жениться на белой женщине. Титры к фильму утверждают, что сюжет основан на реальных событиях. Если вас не раздражает медленный темп киноповествования, то фильм, скорее всего, вам понравится. Добротная, профессионально сделанная работа авторов фильма, всего творческого коллектива, актеров. Медленно, не торопясь, в сознание зрителей внедряется идея: правда не на стороне унесенных ветром. Что интересно: в фильме не показан ни один северянин, война идет между южанами, одна гражданская война внутри другой. На одной стороне – прислужники богатеев и расисты. На другой – бедняки и негры. Акценты расставлены жестко, совершенно однозначно. Никаких полутонов. Одни очень положительные, другие исключительно отрицательные. Об участии в войне северян можно судить только по батальным сценам в начале фильма да по песне про знаменитого аболициониста Джона Брауна (неофициальный гимн армии северян), распевая которую партизаны Ньютона Найта идут на избирательный участок, где засели расисты. Картинка вроде бы примитивная, но ведь неплохо работает. Начинаешь болеть за «наших» и проникаться неприязнью к этим гадам, которые против нас. Как это удалось сделать Россу? Во-первых, качественный кастинг. Мэттью Макконахи просто создан для такой роли: харизматичная внешность, пылающий взор, чегеваристая целеустремленность. Он бесподобен. Мне, правда, становится жалко его жену Серену (Кери Рассел). Она сидит на хозяйстве, пока муж по лесам геройствует, сыном занимается. А тот закрутил роман с негритянкой, двоеженец фактически. Что его извиняет – так это сама негритянка. Рэйчел в исполнении Гугу Мбата-Роу – просто живая реклама межрасовых браков. Попробуйте устоять, особенно в лесу, за десять миль до ближайшей женщины. Безусловные актерские удачи. Во-вторых, авторы фильма, слегка приукрасив суровую действительность, проповедуют очень простую идею: рабство – это плохо, это аморально. Не по-людски как-то. И никакие изящные балы, прекрасные манеры, стильные наряды не извиняют того обстоятельства, что в то время, когда вы читаете замечательные стихи и слушаете очаровательную музыку, кого-то порют кнутом на конюшне. Вроде бы фильмы на эту тему Голливуд выдает постоянно (тот же «Джанго освобожденный»), но простая повествовательная форма, избранная Россом, работает лучше всего. В-третьих, оператор, француз Бенуа Дельомм, творит чудеса. Картинка великолепна, хотя и ужасает в самом начале чрезмерной натуралистичностью. Зато потом мы можем полюбоваться атмосферными пейзажами миссисипских болот, да и вообще каждый кадр в фильме выстроен композиционно безупречно. Те, кто ждал от картины масштабных батальных сцен, будут разочарованы. В фильме «Свободный штат Джонса» это не главное. Нам предлагают скорее размышления на тему: что побуждает людей сделать тот или иной выбор? Ведь не вдруг Найт проникся идеей справедливости и равенства, начал бороться вместе с неграми за их права. Кстати, к личности реального Ньютона Найта даже среди его земляков и потомков отношение далеко неоднозначное. Был он народным героем или трусом, патриотом или предателем? На этот раз он представлен зрителю в качестве положительного персонажа, чуть ли не революционера. Так на наших глазах переписывают историю. Может, и нам пора? Я в детстве любила кино про неуловимых. Сегодня нам показывают страсти по Колчаку. Наверное, стоит снять ремейк про Сергея Лазо или даже замахнуться на самого Чапаева Василия Ивановича. Альтернативный взгляд на эти исторические фигуры было бы весьма любопытно увидеть.