"Погибший" ("Man Down") Дито Монтиеля ("Как узнать своих святых", "Бой без правил"), сделавшего себе имя на криминальных драмах, в российском прокате получил совсем уж аморфное локализационное наименование - "Война". Если учесть, что "Война" добиралась до зрителей полтора года после премьеры в рамках "Горизонтов" на Венецианском фестивале в 2015 году, то это создает дополнительную интригу к просмотру. Монтиель старается показать на экране то, что делали до него Чимино в "Охотнике на оленей" и Стоун в "Рожденном четвертого июля" - посттравматическое стрессовое расстройство. Он старается показать синдром военного ветерана, синдром наемника-морпеха, когда солдат продолжает сражаться в прямом и переносном смысле уже в пределах постапокалиптических пейзажей в своей голове и в реалиях одноэтажной Америки. "Война" - это в первую очередь сложносочиненный и сложноснятый психотриллер, демонстрирующий как художественные элементы памфлета, исследующего темные стороны военных "происшествий", так и авторскую претенциозность в выборе выразительных средств и характеров.
Да, Америка имеет проблемы, "America We Have a Problem" гласит граффити на стене заброшенного здания в промзоне, которое дважды появляется на экране при просмотре "Войны". Говорить об этом Монтиель решается вполне витиевато, не напуская тумана, а сознательно и решительно, делающего его нарратив нелинейным и дробящимся на несколько сюжетных линий, которые начинают собираться в тугой узел, замыкающий повествование. За кадром остается причина, которая двигала Гэбриэлем Драммером (Шайа ЛаБаф, "Нимфоманка", "Ярость") и бросила его из рядов защитников природы, гринписовцев, в ряды серьезного, если не сказать элитного, подразделения наемников-морпехов. Режиссеру, как автору сценария Адам Саймону, не удается показать даже и намека на развитие характеров и образов в этой замкнутой самой на себя истории. Шайа ЛаБаф выкладывается на 200% в своей сложной и неортодоксальной роли, он еще носит видимые шрамы на лице, сделанные для большей реалистичности во время съемок в "Ярости", он - истинный актер метода, одержимый ролью Гейба.
Съемки военных эпизодов Монтиель делает со всей серьезностью квадратночелюстных творений обладателей "Золотых малин" типа Майкла Бэя ("Перл-Харбор") или Питера Берга ("Морской бой"). Нарочитая самоуверенность главных поставщиков демократии в современном мире начинает дрожать при встрече Гейба и военного психиатра Пейтона (Гари Олдман, "Леон", "Темный рыцарь"), который играет роль адвоката военного насилия с отстраненным деланным безразличием. Своей стилистической неоднородностью "Война" может удивить: элементы постапокалиптического триллера прямиком из сознания главного героя смешиваются с глубоким психологическим интервью, циничные кадры из учебки морпехов сменяются проработанным городским боем в одном из афганских городов, есть и мелодрама отношений между главным героем и его женой Натали (Кейт Мара, "Марсианин", "Фантастическая четверка"). Но за внешними событиями Монтиелю очень слабо удается продемонстрировать то внутреннее поле битвы, на котором и бьется Драммер, превращаясь из патриота и любящего отца в разочарованного и блуждающего в собственных лабиринтах сознания, списанного за ненадобностью ветерана. Даже размещение в серых руинах Америки после глобальной атаки героя ЛаБафа и его друга Дэвина Робертса (Джай Кортни, "Отряд самоубийц", "Джек Ричер") выглядит не как стремление к спасению и воссоединению с самыми дорогими людьми, а как отблески ореола эгоистичных мучеников из головы режиссера.
Отмечу, что операторская работа Шелли Джонсона ("Шальная карта", "Первый мститель") выглядит местами очень претенциозно, большая часть фильма имеет коричневатую водянистую палитру сточных вод, слишком прямолинейно иллюстрируя как игры разума Гейба, так и его не очень долгое фронтовое прошлое. Безусловная гражданственность "Войны" и ее очевидное послание не стреляют в зрителя в упор, а дают эстетический рикошет для одной категории зрителей, а для другой - полное недоумение и разочарование от дразнящей напряженности сюжета. Истощенность интереса провоцируют и относительно частые повторы, предсказуемость и верность Монтиеля клише фильмов о психических заболеваниях. В итоге весь этот научно-фантастический кошмар, основанный на вполне реальных событиях и такой же упрямой реальной статистике становится даже не метафорой о простых американских наемниках, а демонстрацией собственных кинематографических поисков режиссера, приносящего нелинейную и местами нервную форму в жертву трагичному содержанию. "Война" Монтиеля, тем не менее, обладает вполне щадящим для киногурманов полуторачасовым форматом, позволяющем остаться на просмотре до титров.
6
,7
2016, США, Триллеры
90 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
"Погибший" ("Man Down") Дито Монтиеля ("Как узнать своих святых", "Бой без правил"), сделавшего себе имя на криминальных драмах, в российском прокате получил совсем уж аморфное локализационное наименование - "Война". Если учесть, что "Война" добиралась до зрителей полтора года после премьеры в рамках "Горизонтов" на Венецианском фестивале в 2015 году, то это создает дополнительную интригу к просмотру. Монтиель старается показать на экране то, что делали до него Чимино в "Охотнике на оленей" и Стоун в "Рожденном четвертого июля" - посттравматическое стрессовое расстройство. Он старается показать синдром военного ветерана, синдром наемника-морпеха, когда солдат продолжает сражаться в прямом и переносном смысле уже в пределах постапокалиптических пейзажей в своей голове и в реалиях одноэтажной Америки. "Война" - это в первую очередь сложносочиненный и сложноснятый психотриллер, демонстрирующий как художественные элементы памфлета, исследующего темные стороны военных "происшествий", так и авторскую претенциозность в выборе выразительных средств и характеров. Да, Америка имеет проблемы, "America We Have a Problem" гласит граффити на стене заброшенного здания в промзоне, которое дважды появляется на экране при просмотре "Войны". Говорить об этом Монтиель решается вполне витиевато, не напуская тумана, а сознательно и решительно, делающего его нарратив нелинейным и дробящимся на несколько сюжетных линий, которые начинают собираться в тугой узел, замыкающий повествование. За кадром остается причина, которая двигала Гэбриэлем Драммером (Шайа ЛаБаф, "Нимфоманка", "Ярость") и бросила его из рядов защитников природы, гринписовцев, в ряды серьезного, если не сказать элитного, подразделения наемников-морпехов. Режиссеру, как автору сценария Адам Саймону, не удается показать даже и намека на развитие характеров и образов в этой замкнутой самой на себя истории. Шайа ЛаБаф выкладывается на 200% в своей сложной и неортодоксальной роли, он еще носит видимые шрамы на лице, сделанные для большей реалистичности во время съемок в "Ярости", он - истинный актер метода, одержимый ролью Гейба. Съемки военных эпизодов Монтиель делает со всей серьезностью квадратночелюстных творений обладателей "Золотых малин" типа Майкла Бэя ("Перл-Харбор") или Питера Берга ("Морской бой"). Нарочитая самоуверенность главных поставщиков демократии в современном мире начинает дрожать при встрече Гейба и военного психиатра Пейтона (Гари Олдман, "Леон", "Темный рыцарь"), который играет роль адвоката военного насилия с отстраненным деланным безразличием. Своей стилистической неоднородностью "Война" может удивить: элементы постапокалиптического триллера прямиком из сознания главного героя смешиваются с глубоким психологическим интервью, циничные кадры из учебки морпехов сменяются проработанным городским боем в одном из афганских городов, есть и мелодрама отношений между главным героем и его женой Натали (Кейт Мара, "Марсианин", "Фантастическая четверка"). Но за внешними событиями Монтиелю очень слабо удается продемонстрировать то внутреннее поле битвы, на котором и бьется Драммер, превращаясь из патриота и любящего отца в разочарованного и блуждающего в собственных лабиринтах сознания, списанного за ненадобностью ветерана. Даже размещение в серых руинах Америки после глобальной атаки героя ЛаБафа и его друга Дэвина Робертса (Джай Кортни, "Отряд самоубийц", "Джек Ричер") выглядит не как стремление к спасению и воссоединению с самыми дорогими людьми, а как отблески ореола эгоистичных мучеников из головы режиссера. Отмечу, что операторская работа Шелли Джонсона ("Шальная карта", "Первый мститель") выглядит местами очень претенциозно, большая часть фильма имеет коричневатую водянистую палитру сточных вод, слишком прямолинейно иллюстрируя как игры разума Гейба, так и его не очень долгое фронтовое прошлое. Безусловная гражданственность "Войны" и ее очевидное послание не стреляют в зрителя в упор, а дают эстетический рикошет для одной категории зрителей, а для другой - полное недоумение и разочарование от дразнящей напряженности сюжета. Истощенность интереса провоцируют и относительно частые повторы, предсказуемость и верность Монтиеля клише фильмов о психических заболеваниях. В итоге весь этот научно-фантастический кошмар, основанный на вполне реальных событиях и такой же упрямой реальной статистике становится даже не метафорой о простых американских наемниках, а демонстрацией собственных кинематографических поисков режиссера, приносящего нелинейную и местами нервную форму в жертву трагичному содержанию. "Война" Монтиеля, тем не менее, обладает вполне щадящим для киногурманов полуторачасовым форматом, позволяющем остаться на просмотре до титров.